Как бороться с детской истерикой: советы психолога. Как бороться с детской истерикой: советы психолога К каким последствиям может привести агрессивное поведение

До школы развитие ребенка проходит крайне стремительно. Порой, мы не можем уследить, насколько быстро маленький человечек получает новые знания и навыки. На основе некоторых тестов специалисты определяют, насколько ребенок развит в физическом и умственном отношении и соответствуют ли показатели его возрасту.

Воспитание и развитие ребенка 5 лет.

Воспитание и развитие детей 5 лет постепенно подходит к подготовке перед испытаниями, которые ждут его в школе.

В этом возрасте познавательная активность практически достигает своего пика, ребенок может запоминать и воспроизводить большой объем различных данных.

Развитие ребенка в 5 лет.

  • Одним из основных критериев умственного и интеллектуального развития ребенка, является развитие память, ведь она способствует усвоению новой информации, познанию мира. Чем больше уделяется времени развитию разных видов памяти тем выше потенциал ребенка.
  • В возрасте 5 лет в поле зрения ребенка может попасть сразу несколько предметов. Он может контролировать внимание сразу на всех заинтересованных объектах. Главная помощь родителей для развитии внимания у детей заключается в том, чтобы у него были развивающие игрушки: пазлы, кубики, конструкторы, пирамидки.
  • Ребенок дошкольного возраста очень активен. Способствует этому усиленное развитие мускулатурой системы, потребляющей большое количество кислорода. Разнообразие движения невелико. Поэтому дошкольного возраста является одной из главных целей для родителей.
  • откроет возможность для ребенка думать и принимать решения уникальным образом, не так как все. И эта особенность добавит новых красок в жизнь вашего малыша. В возрасте 5 лет в дело вступают элементы подготовки навыков, которые необходимы в школьном обучении (фантазия, таланты, воображение).
  • Музыкальные занятия влияют на всестороннее развитие личности. Занимаясь ежедневными ребенок приучается к систематическому труду, вырабатывая похвальные качества труженика, воспитывая в себе терпение, силу воли, что помогает сформировать мировоззрение и эстетический вкус.
  • На детей дошкольного возраста влияет и социально бытовой фактор. Разговорные навыки ребенка формируются путем подражания взрослым, чем более грамотно говорят родители, тем грамотнее будет речь малыша, который копирует интонацию, выразительность и грамотность.
  • В психологическом воспитании и развитии ребенка 5 лет не малую роль играет сюжетно-ролевая (игровая) деятельность, она является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.

Практика показывает, что принудительные занятия приводят к полному уничтожению желания узнавать новое. Однако минимум знаний должен присутствовать. Что знает ребенок в 5 лет, и какими навыками обладает по статистическим данным?

Что должен знать ребенок в 5 лет.

  1. Цифры от 1 до 10. Он должен уметь распознавать графические изображения представленных цифр.
  2. Решает простые примеры на сложение и вычитание. Стоит ограничиваться 1-2 единицами.
  3. Знает, каким образом выглядят геометрические фигуры, и может их самостоятельно воспроизвести на бумаге и в воображении, а также разделить на равные части.
  4. В этом возрасте ребенок способен воспроизвести подавляющее большинство букв, а также назвать слово, которое начинается на ту или иную букву. Лучшая ситуация, когда малыш может сам написать букву.
  5. Чтение по слогам нельзя назвать общепринятой нормой. Это, скорее, исключение из правил, некая положительная девиация.
  6. Приветствуется знание основных цветов и умение их различать.
  7. В 5 лет среднестатистический ребенок должен знать: дни недели, названия месяцев и времен года, а также названия пальцев. Допускается ситуация, когда он не по порядку их называет.
  8. Может решить простые загадки.
  9. Без вашей помощи собирает паззл, состоящий из 10 элементов.
  10. Находит «лишний» предмет из группы, выявляет взаимосвязи между событиями и предметами.

Особенности воспитания детей 5 лет.

В вопросах воспитания детей 5 лет есть некоторые особенности. Родителям важно понимать, что воспитание и развитие ребенка 5 лет предполагает работу с некоторыми стереотипами поведения.

  • Он достаточно много знает и умеет, еще рассеяны. На этом этапе вам постоянно придется напоминать ему, что он должен с утра умыться, почистить зубы, застелить постель и т. д. Запаситесь терпением, нужно выработать последовательность бытовых действий.
  • В возрасте 5 лет логическое мышление только начинает зарождаться. Решения могут быть не всегда правильными, стоит понимать, что в этом случае логика весьма своеобразна. Нужно поправить его, если он делает ошибки. Со временем он всему научится.
  • На этом этапе развития, специалисты рекомендуют как можно больше читать вашему ребенку, отдавайте свое предпочтение познавательной литературе для малышей.
  • В этом возрасте ребенок очень коммуникабелен: делится игрушками с друзьями, легко заводит новые знакомства. К сожалению, иногда специалисты . Как только факт будет выявлен, нужно будет разобраться в причинах и правильно их отработать. Разумеется, вопрос не касается ситуаций, когда нужно дать сдачи.
  • В возрасте 5 лет дети должны научиться принимать самостоятел

    ьно какие-либо решения . При этом родители могут контролировать этот процесс, оставляя выбор в определенных рамках. К примеру, не спрашивать хочет ребенок чего-либо или нет, а дать вариант между одним и другим.
  • Особенности воспитания детей 5 лет показывает, что особенно эффективным будет метод «кнута и пряника». «Пряник» – это просто. Малыш ведет себя хорошо – поощрение. А вот с «кнутом» сложнее. Далеко не все родители до конца осознают, как правильно им пользоваться.
  • Рекомендуется в большинстве случаев прибегать к психологическому воздействию в форме наказания. Отличным решением будет выражение нежелания общаться с ребенком. «Ты меня не слушаешь, и я тебя не буду». В этом случае ребенок сам быстро выйдет на контакт, осознав свою ошибку. Учитывая особенности воспитания детей 5 лет, к стоит прибегать в исключительных случаях, чтобы не нарушить

Режим питания ребенка 5 лет.


В этом возрасте ребенок очень подвижен, соответственно и питание должно быть более сбалансированным и восполнять потраченную в течении дня энергию.

Режим питания ребенка 5 лет имеет множество отличий от меню детей раннего возраста. Стоит постепенно приближать его к рациону взрослого человека. Но следует учитывать, что пищеварительная система еще не достаточно развита. Из рациона следует исключить острую, пряную, горькую и очень жирную пищу. Консервы можно давать осторожно и как можно реже. Представим мнение экспертов.

Специалисты считают, что норма питания составляет примерно 1980 ккал в день. Норма белков, углеводов и жиров должна быть в соотношении 1:4:1. Идеальное число приемов пищи в день – 4. Разрешается разнообразить меню самыми разными вкусами, пусть ребенок и дальше познает мир.

В весе дневной рацион питания ребенка 5 лет должен составлять примерно 1800 грамм полезных продуктов. Соответственно его надо разделить на количество приемов пищи.

Процесс переваривания у пятилетнего ребенка составляет примерно 3,5 часа, поэтому нормальный режим питания ребенка 5 лет выглядит так:

  • 8-00 завтрак — 25% от суточных колорий
  • 12-00 обед — 40% от суточных колорий
  • 15-30 полдник — 10% суточных колорий
  • 19-00 ужин — 25% суточных колорий

Ежедневно в меню должны присутствовать мясо. овощи, фрукты, сливочное масло. Рыбу и яйцо можно давать 2 раза в неделю. Раз в неделю можно побаловать ребенка пицами и бургерами.

Режим питания ребенка 5 лет – это особенный подход. Если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос здоровым, сильным и умным, придерживайтесь этих рекомендаций!

Размер ребенка в 5 лет интересует родителей, когда они подбирают ему одежду. Разумеется, стоит знать размеры. Чтобы понимать, входит ли ваш малыш в норму. Статистика показывает следующие цифры:

  • рост от 104 до 113 см;
  • вес от 17 до 20 кг;

Что должен уметь ребенок в 5 лет? В этом возрасте он хорошо владеет собственным телом и испытывает радость от движения. Как и прежде, активные, подвижные игры у него на первом месте. Но также пятилетнему малышу интересна познавательная деятельность, чтение вслух, рисование, лепка, обучение, общение со сверстниками.

Всех умений, навыков и знаний пятилетнего малыша не перечесть. В этом возрасте уже хорошо развита мелкая моторика: ребенок умеет правильно держать карандаш, проводить линии со слабым и сильным нажимом, с наклоном в разные стороны. Он может объяснить смысл пословицы, сделать аппликацию, безопасно пользуясь ножницами, без помощи взрослых сложить пазлы и мозаику, из конструктора выстроить фигуру по образцу. Он находит сходства и отличия между предметами, исключает лишнее, определяет последовательность событий, отгадывает загадки - одним словом, мыслит, познает, развивается. Малыш хорошо знает названия животных, птиц, растений, явления природы. Даже такие абстрактные понятия, как «радость», «любовь», «сочувствие» укладываются в его картине мира. Он также способен переживать эти высшие чувства.

Развитие двигательных навыков

У ребенка этого возраста развиты три важнейших компонента двигательной активности - координация, скорость движения и равновесие. Что умеет малыш в 5 лет?

  • Во время движения выполняет другие действия: подпрыгивает, подбрасывает мяч, бьет им об землю.
  • Высоко прыгает, хорошо скачет на одной ноге, легко даются прыжки с места и разбега.
  • Взбирается без поддержки по подвесной лестнице.
  • Может поймать мяч двумя руками, но это не всегда получается.
  • Катается на роликах и двухколесном велосипеде без боковых колес.
  • Умеет прыгать на скакалке.
  • Танцует под музыку.

Пятилетнего малыша уже можно обучать сложным двигательным навыкам, записывать в спортивные секции. Дети в этом возрасте достигают успехов в плавании, катании на лыжах и коньках, спортивной гимнастике, танцах.

Также пятилетний ребенок овладевает повседневными навыками самообслуживания и личной гигиены:

  • самостоятельно одевается;
  • справляется с пуговицами и молниями;
  • завязывает шнурки;
  • аккуратно ест и пьет;
  • чистит зубы;
  • моет руки с мылом.

Восприятие мира и мыслительная деятельность

Что должен уметь ребенок в пять лет? Как развивается его мышление?

  • Зрительные реакции. К 5 годам зрение обостряется, дети хорошо знают и различают цвета, с большого расстояния могут разглядеть мелкие предметы и детали. Также в этом возрасте хорошо развиты движения глаз слева направо, это поможет при освоении навыка чтения.
  • Планирование действий. Если раньше действия малыша были спонтанными, теперь у него появляется способность строить планы, разделять занятие на этапы. Дети стараются довести дело до конца, потому что им теперь важен не только процесс, но и результат. Это важное волевое качество нужно развивать и поддерживать в ребенке.
  • Внимание. В этом возрасте ребенок может просидеть за любимым занятием 15 минут и более, не отвлекаясь. Поэтому уже можно приступать к обучению письму и чтению. Внимание все еще остается непроизвольным и избирательным. Волевым усилием заставить себя что-то слушать или делать ребенок пока не может. «Заставить» его может только любознательность, интерес и увлеченность. Перед родителями стоит задача - постепенно формировать произвольное внимание, вырабатывать усидчивость, концентрацию на объекте. Также важно, чтобы у малыша появилось сознательное переключение внимания с одного объекта на другой. Этот навык понадобится ему в учебной деятельности.
  • Мышление. В трехлетнем возрасте преобладает наглядно-действенный тип мышления: чтобы мыслить о предмете, нужно его видеть, а еще лучше держать в руках. Затем развивается наглядно-образное мышление, когда достаточно образов в памяти, которыми ребенок оперирует. В 5 лет формируется словесно-логическое мышление. Ребенок пользуется понятиями, анализирует, сравнивает, обобщает, устанавливает причинно-следственные связи - это один из сложнейших типов мышления, который еще будет развиваться.
  • Время и пространство. Дети этого возраста ориентируются во времени суток, знают названия дней недели, месяцев. Но время они воспринимают иначе, оно течет для них медленнее, чем у взрослых. Пространственное восприятие связано с развитием правого полушария мозга. Считается, что мальчик этого возраста лучше ориентируется в пространстве, чем девочка, поскольку у него более развито правое полушарие.
  • Память. В этом возрасте память характеризуется непроизвольностью. Если информация неинтересная или непонятная, ребенок быстро все забывает. Запоминается то, что нравится, впечатляет, оставляет позитивные эмоции. Также в этом возрасте уже можно наблюдать, что у кого-то лучше развита зрительная память, у кого-то - слуховая. Одни дети запоминают механически, другие - подпитывают память эмоциями. Важно развивать все виды памяти. Не менее важно, чтобы малыш нашел внутреннюю мотивацию запоминать информацию и пользоваться ею. В этом возрасте дети быстро запоминают стихи и песни, пересказывают текст.
  • Воображение. Этот тип мыслительной деятельности связан с развитием правого полушария. Воображение - база для творческого мышления, индивидуального, уникального восприятия мира. У малышей примерно до 7 лет сохраняется так называемый мифологический тип мышления: им нужно прожить период сказки и чудес в своей жизни. В этом возрасте дети любят много фантазировать и сочинять. Поэтому малыши так любят сюжетно-ролевые игры. И если раньше их организовывали взрослые, теперь дети самостоятельно придумывают сценарии и роли.

Пятилетний ребенок относится к группе старших дошкольников. Родители в первую очередь беспокоятся об интеллектуальном развитии малыша, его готовности к школе, обучают чтению, счету, письму. Но намного важнее в этом возрасте социальная адаптация ребенка, его умение общаться со сверстниками и взрослыми, способность быть в команде, играть по правилам, придерживаться морально-этических норм поведения.

Подготовка к чтению и письму

В 5 лет ребенок интеллектуально готов к освоению грамоты. Какие предпосылки для этого уже есть?

  • Развитая фразовая речь. Малыш хорошо понимает и воспроизводит речь. Важны в этом возрасте игры со сверстниками, которые стимулируют развитие речи, желание общаться, что-то рассказывать и слушать других.
  • Внимательное слушание. Малыш в 5 лет должен уметь внимательно слушать. Этот навык крайне важен для освоения чтения, поскольку он формирует у детей умение различать, распознавать звуки на слух. Развивать навык внимательного слушания можно при помощи песен, аудиосказок, сюжетно-ролевых игр.
  • Угадывание слов с первой буквы или слога. В 5 лет малыш может по начальным звукам узнавать слова. Для развития этого навыка можно читать загадки, давать задания с описанием предмета, который ребенок должен угадать. Например, такое задание: этот предмет лежит в комнате, он мягкий, у него длинные уши, начинается на букву «з» (заяц). В непринужденной игровой форме ребенок легко может выучить алфавит.

Главная предпосылка - это желание учиться читать и писать. В этом возрасте у большинства детей в первую очередь возникает внутренняя мотивация к освоению чтения. Ребенок открывает книгу, видит интересные картинки, в нем просыпается любопытство - «что же там написано, о чем там речь»?

Речевое развитие ребенка в 5 лет

Как развиваются речевые навыки ребенка в 5 лет?

  • Расширение словарного запаса. В активном словаре уже около двух тысяч слов. Дети легче усваивают и понимают конкретные существительные. Существительных, обозначающих абстрактные понятия, в их речи пока мало. Больше появляется глаголов, прилагательных и наречий. Малыш уже умеет описать предмет и его качества, охарактеризовать действия, дать личную оценку происходящему. Ребенок учится рассуждать, что связано с развитием образного мышления и логики.
  • Грамматика. В 5 лет ребенок правильно склоняет существительные и прилагательные по роду и падежу. Правильно употребляет формы множественного числа, будущее и прошедшее время, сослагательное наклонение. Все грамматические сложности родного языка даются ему легко. Из набора слов ребенок может составить предложение, правильно употребляя пространственные предлоги (в, за, под, над, на).
  • Освоение сложных синтаксических конструкций. Раньше ребенок составлял только простые предложения. Теперь пробует строить сложносочиненные конструкции с союзами «и», «а», «но». Также употребляет в речи сложноподчиненные предложения с союзами «чтобы», «если», «потому что». Пятилетний малыш может строить вопросительные и восклицательные предложения.
  • Произношение звуков. В 5 лет дети умеют четко и чисто выговаривать все звуки, определять мягкие и твердые, согласные и гласные. Но бывает, что пятилетние малыши не произносят сонорные звуки («р», «л»), еще реже требуется постановка шипящих и свистящих. Какова причина дефектов речи? Чистота произношения зависит от развития носоглотки и челюстных костей, состояния мышц языка, глубины и силы дыхания. Также проблемы могут корениться в нарушениях фонематического слуха, когда не различаются некоторые звуки и заменяются похожими. Если малыш говорит нечетко и невыразительно, не произносит какие-то звуки, глотает или переставляет слоги, следует обратиться за помощью к логопеду.

Для речевого развития важно языковое окружения и постоянное общение. Чтобы малыш знал и любил родной язык, необходимо читать книги, слушать песни и сказки, общаться, пересказывать тексты. Эмоциональная связь с родным языком есть у каждого, она закладывается с раннего возраста на подсознательном уровне. Нужно лишь помочь малышу открыть для себя богатство языка.

Что может ребенок в 5 лет? Он искусно овладел навыками крупной моторики и теперь способен осваивать разные виды спорта. У него хорошая эмоциональная память, воображение, образное мышление, развитая устная речь, он учится читать, считать, писать. В этом возрасте малыш уже оценивает себя как личность, получает бесценный опыт социальной адаптации, общения со сверстниками.

Распечатать

Агрессивность поведения пятилетнего ребенка выражается в том, что он начинает ломать, крушить попадающиеся на его пути предметы, обижает окружающих, часто не имеющих никакого отношения к его обидам. Родители, обычно, не могут найти объяснения таким действиям своих детей. Причина, которая провоцирует ребенка на агрессивное поведение, всегда есть. И выяснить ее – совместная задача родителей, педагогов и психологов.

Агрессивный ребенок в 5 лет может быть истеричным или манипулятором

Если в коллективе есть такой забияка-малыш, то благополучие в детской группе ставится под угрозу.

Типичные черты пятилетнего малыша-агрессора

Агрессивное поведение пятилетних детей выражается в том, что они теряют контроль, спорят со старшими, а со сверстниками ведут себя грубо и безжалостно. Такой ребенок ни за что не признается в своих ошибках, обязательно будет себя оправдывать и перекладывать вину на других детей.

Такие черты, как мстительность, завистливость, настороженность и подозрительность свойственны детям, склонным к агрессии.


Определение агрессивности у детей дошкольного возраста

Если понаблюдать за поведением пятилетних забияк, то можно заметить следующие признаки:

  • ребенок постоянно пытается задираться, толкать или обзывать других детей;
  • ему нравится что-нибудь ломать или разрушать;
  • он постоянно пытается провоцировать окружающих, злит воспитателей, родителей или ровесников, для того, чтобы получить ответную агрессию;
  • он сознательно не выполняет требования взрослых, например, не идет мыть руки, не прибирает игрушки, для того, чтобы его ругали. Причем, получив замечание, он может расплакаться для того, чтобы его начали жалеть. Именно так у агрессивного ребенка может «выходить» внутреннее напряжение и тревожность.

Агрессивные дети часто затевают драки

Почему дети в 5 лет бывают агрессивными

Причинами агрессивного поведения малыша в таком возрасте могут быть и обстановка в семье, и темперамент, и социально-биологические причины, и возрастная составляющая, и даже «личные» обстоятельства. С каждым ребенком необходимо разбираться индивидуально. Но систематизировать причины все-таки можно.

Семейная обстановка

Нелады в семье – это одна из серьезных причин, вызывающей гневливость у ребенка в 5 лет. Частые ссоры, семейные разбирательства провоцируют гнев ребенка. Он проецирует отношения в семье на окружающую среду.


Ссоры родителей — причина агрессивности

Безразличие со стороны родных – это еще один повод для агрессивного поведения малыша. В атмосфере равнодушия не налаживается эмоциональная связь ребенка и родителей. В пятилетнем возрасте детям такая связь очень нужна.

Отсутствие уважения к ребенку. Вследствие этого малыш не уверен в себе, начинает комплексовать и самоутверждаться.

Как правило, все эти чувства выражаются в проявлении гнева к окружающим и самому себе.

Чрезмерность контроля либо отсутствие такового также ведут к проявлению агрессии.


Семейные причины агрессивности

Причины личного характера

Личные причины, вызывающие агрессию, кроются в нестабильности и неустойчивости психоэмоционального состояния ребенка. Наиболее распространены следующие:

  • Страх опасности. На уровне подсознания ребенок ожидает опасность. Бывает, что кроху терзают страхи, он не может определить, откуда ждать опасности, ему тревожно. Защитной реакцией в данном случае становится агрессивное поведение.
  • Эмоциональную нестабильность часто называют причиной гнева детей пятого-шестого года жизни. В этом возрасте эмоциональное состояние дети контролировать не могут. Агрессия может скрывать плохое самочувствие или обычную усталость. Если в таком возрасте ребенку не давать возможность «сбросить» эмоции, то малыш будет справляться с ними путем немотивированных вспышек гнева. Причем, агрессия будет направляться на то, что попадется под руку.
  • Недовольство собой. Бывает, что ребенок не доволен собой. Здесь следует сказать, что присутствует вина родителей, которые не смогли научить своего ребенка самоуважению. Да и себя малыш не умеет любить. А тот, кто не умеет себя любить, не может любить и окружающих. Поэтому к окружающему миру он относится отрицательно.
  • Защитная реакция на чувство вины. Бывает, что агрессия детей вызвана чувством вины. Ребенок в пять лет уже может понять, что кого-то несправедливо обидел, может испытывать стыд за какие-то поступки. Но признать их он не может, поэтому чувство вины выражается так же в агрессивном поведении, причем, в адрес того, кого он обидел.

Причины ситуативного характера

Детскую агрессию могут спровоцировать определенные ситуации. Например, ребенок переутомился, его захлестнули впечатления от увиденного или услышанного, он просто плохо выспался. Все это может вылиться во вспышку гнева.


Проблемы с учебой могут вызвать вспышки агрессии

Иногда агрессию могут вызвать определенные продукты питания. Например, в крови может понизиться уровень холестерина, вследствие чего повысится агрессивность (это официально доказанный наукой факт).

Или, к примеру, вследствие чрезмерного употребления шоколада у ребенка могут наблюдаться вспышки гнева.

Окружающие условия так же способны стать причинами гнева детей. Сильный шум, вибрации, духота или пребывание в тесном помещении могут вызвать раздражение ребенка.


Количество шоколада и агрессия у детей взаимосвязаны

Замечено, что дети, постоянно проживающие в районах оживленных автомобильных трасс, недалеко от железной дороги, намного раздражительнее тех, которые живут в спальных районах.

Влияние темперамента на проявление агрессии

Тип темперамента так же оказывает влияние на проявление агрессии. Здесь есть один нюанс – исправить темперамент нельзя. Но, зная признаки каждого типа темперамента, можно скорректировать поведение ребенка.

Ребенку-меланхолику свойственно испытывать стрессы от участия в соревновании, от разных нововведений. Данные условия вызывают у них чувство гнева, но выражаются эмоции пассивно.


Есть мнение, что интернет и компьютерные игры способствуют возникновению агрессии

У флегматиков агрессия так же выражается, можно даже сказать, спокойно. Уравновешенность нервной системы позволяет обладателям данного типа темперамента держать себя в руках. Внешние проявления ярости встречаются у таких детей очень редко.

Сангвиники склонны к миролюбию и проявлять агрессию по отношению к другим детям не склонны. Агрессивен малыш сангвиник только тогда, когда исчерпает все возможности мирного решения вопросов.

А вот холерики с детства подвержены приступам ярости. Ребенок такого психотипа отличается крайней неуравновешенностью, нервозностью и вспыльчивостью. Чаще всего, они сначала совершают действия, а потом уже обдумывают свои поступки.

Причины социально-биологического характера

Признаки агрессии в пять лет у мальчиков бывают намного чаще, чем у их сверстниц. Именно в этом возрасте у детей начинается градация по половому признаку. Общественный стереотип о том, что мальчик должен быть сильнее, а значит воинственнее, чем девочка играет немаловажную роль.


Причины агрессивности разного плана

Причины социального плана в этой возрастной категории, так же имеют значение. Дети в 5 лет наблюдательны, они усваивают те системы ценностей, которые приняты в их окружении.

Так, ребенок из семьи, где к людям относятся в зависимости от их положения и социального статуса, может быть агрессивен по отношению к уборщице, а по отношению к воспитателю будет сдерживаться. Если в семье культ материального благосостояния, то ребенок уже в 5 лет примет эти ценности, как должное и будет направлять свою агрессию на тех, кто зарабатывает немного, к тем детям, у кого нет дорогих игрушек.


Насилие над ребенком может стать причиной агрессивности

Формы и цели проявления агрессии у пятилетних детей

Агрессия детей пятого года жизни может выражаться, как в физической, так и в словесной форме. Причем, агрессивное поведение может иметь либо психическую основу, либо эмоциональную. В чем причина агрессивности пятилетних детей? Чего они хотят добиться своим воинственным поведением?

А цели у детей могут быть следующие:

  • выражение своего гнева и враждебности;
  • попытка показать свое превосходство;
  • запугать окружающих;
  • добиться желаемого любым путем;
  • попытка преодолеть какие-либо страхи.

Агрессия против других детей — самые частые проявления

Современными психологами различается 2 варианта проявления агрессии у детей данного возраста:

  1. Это импульсивная агрессия, которая совершается в истерическом состоянии, проявляется она стихийно и сопровождается очень высоким эмоциональным напряжением.
  2. Агрессия хищническая, которая, чаще всего, планируется в качестве способа получения желаемого. Например, сознательно ломая игрушку, ребенок устраивает агрессивную истерику для того, чтобы ему купили другую.

Причем, психологи отмечают, что дети, которые в 5 лет более развиты, выбирают тактику агрессии по второму варианту. Тогда, как менее развитые дети более склонны к импульсивным агрессиям.

Поведение детей от 4 до 6 лет характеризуется проявлением гнева по отношению к ровесникам. Дети в этот период начинают осознавать себя частью социума, поэтому у них возникают противоречия и обиды, причем, как реальные, так и надуманные. Именно эти чувства заставляют ребенка атаковать окружающих.

К каким последствиям может привести агрессивное поведение

Если пятилетний забияка постоянно пытается «задирать» сверстников, агрессивен по отношению к взрослым, со злобой относится к животным, очень чувствителен и обидчив, то к такому поведению надо отнестись с повышенным вниманием. Все эти симптомы в совокупности могут указывать на предрасположенность к насильственным действиям.

Родителям следует внимательно следить за своим ребенком и, если приступы гнева периодически повторяются, то необходимо обратиться за помощью к специалистам-психологам. Такое поведение – это действительно проблема, с которой надо бороться.


Драки в детском саду — последствия агрессивности

Какие факторы могут усилить агрессивное поведение пятилетнего ребенка

Педагогам, психологам и родителям следует быть очень внимательными, если

  • ребенок испытал любое насилие;
  • он наблюдал насилие в семье или у окружающих;
  • видел насилие по телевидению;
  • в семье есть лица, употребляющие алкоголь или наркотические вещества;
  • если семья находится на стадии прекращения брака;
  • в семье, где есть только мама, родители не имеют работы и мало обеспечены;
  • в доме хранится огнестрельное оружие.

Родители должны научить ребенка быть терпеливым, уметь управлять эмоциями. Семья должна ограничивать своего малыша от негативного воздействия окружающей среды. Но изолировать малыша невозможно. Следовательно, с малышом надо разговаривать, учить его справляться с негативными эмоциями.


Многочасовой просмотр телевизора приводит к вспышкам неконтролированной агрессии

Что стимулирует повышенную агрессию

  • Риск повышения уровня агрессии у детей 5 лет возникает, если у конкретного ребенка нарушается взаимопонимание со сверстниками, малыш начинает ощущать свою изолированность. Результатом становится повышенная агрессивность. Родители и педагоги должны помочь избавиться ребенку от этого, попытаться настроить малыша позитивно и изменить его поведение.
  • Есть и еще один фактор, который стимулирует агрессивное поведение – это недостатки в воспитании. Бывает, что родители просто поощряют озлобленность ребенка к окружающему миру.
  • Депрессии, встречающиеся у детей, так же являются стимулами гневливости.
  • Конечно, фактором, который стимулирует агрессию, являются и отклонения психического развития. Это различные состояния, пограничные с шизофренией и паранойей.
  • Аутичные и умственно отсталые дети так же подвержены агрессивным выпадам. Поведение таких детей может быть агрессивным вследствие разочарований, обид, неспособности справиться с эмоциями.
  • Деструктивные расстройства так же могут стимулировать агрессивное поведение.

Для того чтобы справиться с агрессивным поведением ребенка 5 лет, нужно выяснить причину и стимулирующие факторы гневливости.

Родители тех детей, которые склонны к агрессии, должны научиться управлять поведением своих малышей. С ребенком должен быть налажен позитивный контакт, родители должны хвалить его за хорошее поведение.


об опасности наказаний

В 5 лет ребенка нельзя наказывать физически. Агрессивного ребенка такое наказание не остановит, наоборот, проблема усугубится. Если детей, склонных к агрессии, наказывают, то они начинают хулиганить чаще, но утаивают свои поступки.

В таком случае психика ребенка может пошатнуться, у него возникнет желание насилия. Детей такого поведения относят к группам повышенного риска. Во взрослом возрасте эти дети имеют риск получить психические заболевания.

Психологами считается, что общая проблема родителей – это ссоры детей со своими сестричками и братиками. Если ребенок так себя ведет по отношению к родным, то с незнакомыми детьми, он просто может стать неуправляемым.

Задача родителей – научить ребенка 5 лет основам социального поведения и навыкам управления эмоциями.

Одним из вариантов являются занятия единоборствами, где ребенок познает не только основы самообороны, но и научится правильному поведению.

Педагоги и родители должны дать понять детям, что все вопросы можно решить мирным путем, научиться оценивать ситуацию и владеть своими эмоциями.

Как снизить агрессивность ребенка при помощи игровой деятельности

«Игрушка в кулаке»: Дайте задание ребенку закрыть глаза. Пусть он возьмет в руку игрушку или конфету. Затем малыш должен сильно зажать в кулаке этот предмет. Через несколько секунд надо попросить раскрыть ручку. Сюрприз, который ребенок увидит в ладони, станет приятным сюрпризом.

«Мешочек с гневом»: Дома надо завести «мешочек гнева». В этот мешочек ребенок буде «складывать» свои агрессивные эмоций. Если взять обычный шарик, но вместо воздуха закачать его крупой или песком, то появится емкость, где прячутся отрицательные моменты. Этим мешочком пользуются, чтобы избежать агрессии.

«Тух-тиби-дох». Если ребенок начал злиться, то надо предложить ему походить по комнате, произнося фразу: «Тух-тиби-дох».

Слова должны произноситься очень активно, со злостью. Как только малышу станет смешно, надо перестать говорить эти слова.

Методы устранения агрессии

Когда Вы увидите, что поведение ребенка становится агрессивным, он раздражается, то предложите ему нарисовать свои чувства или слепить их из пластилина или соленого теста. В процессе работы, расспрашивайте ребенка о том, что он делает, какие чувства испытывает. Эти действия отвлекают от агрессивного настроя.

Вместе с ребенком изготовьте небольшую подушку «для злости» Как только ребенок начинает раздражаться, попросите его не нервничать, а просто поколотить руками по подушке. Истерика постепенно сойдет на «нет».


Занятия спортом — способ снять агрессивность

Дайте разъяснения, что драться и нападать на других – это не решение проблем. Если он будет агрессивным и злым, то с ним никто не будет дружить.

Другие способы:

  • Ребенка в 5 лет пора ознакомить с правилами поведения дома и вне дома. В 5 лет ребенок уже сможет выполнять основные требования и подчиняться установленным правилам.
  • Если вы знаете, что ребенок прислушивается к Вам, то чаще его хвалите.
  • Очень эффективна и сказкотерапия. На примерах действий сказочных героев можно научить ребенка понимать, какие поступки дурные и как не надо себя вести.
  • Агрессивному ребенку 5 лет необходима физическая нагрузка. Если дети будут заниматься спортом или получать иные физические нагрузки, то на гнев не останется времени.
  • Если ребенку надо «скинуть» отрицательны эмоции, то направьте его гнев на…старые газеты: пусть он порвет их на мелкие кусочки.
  • Можно купить ему молоточки из пластика или дерева и дать возможность стать «барабанщиком» — пусть стучит по подушкам.
  • Дайте ребенку 5 лет лист ватмана и разрешите маркером нарисовать то, что он желает. Затем пусть изобразить хорошие, добрые чувства.
  • Хорошим способом преодоления агрессии может стать участие в театральных постановках. Можно взять любые игрушки и разыграть сценку. А можно предложить придумать сценку самому.

Возрастной кризис – неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира на более взрослое.

Уже давно выделено несколько этапов детских кризисов – одного года, трех лет, пяти лет, семи и, наконец, подростковый период. Все эти возрастные категории наиболее подвержены переменам в психике и каждый ребенок проходит через эти этапы по-разному. Задача родителей при этом – помогать ребенку преодолеть их.

Этапы психологического взросления

Самый ранний кризис у ребенка начинается в возрасте одного года. Именно в это время малыш начинает активно познавать мир. Он уже ползает, ходит и хочет изучить буквально каждый предмет. Ребенок пока не понимает того, что некоторые вещи могут быть опасны и не отличает их от других. Он бы с удовольствием играл с розеткой или горячим утюгом.

Родители должны быть максимально внимательны в этот период жизни ребенка. Не нужно физически наказывать его, поскольку малыш и так не понимает, почему вокруг столько ограничений. Спокойно подайте ребенку информацию в форме игры.

Самым лучшим вариантом для предотвращения интереса к опасным предметам будет не выпускать чадо из поля зрения.

В три года малыш уже начинает себя идентифицировать, понимать, что он отдельная, самостоятельная личность . Он хочет все делать сам, в том числе и взрослую работу. Не препятствуйте ему в этом, пусть ребенок немного побудет взрослым.

Попросите его помыть посуду, убрать игрушки. Дети этого возраста охотно и с радостью оказывают любую помощь. Старайтесь не накладывать много запретов, лучше предлагайте выбор, так ребенок почувствует, что ему доверяют.

Пять лет – этап очень сложный. Есть несколько возрастных особенностей такого периода:

  1. Подражание взрослым
  2. Управление эмоциональностью поведения
  3. Интерес к новым хобби и увлечениям
  4. Стремление к общению со сверстниками
  5. Быстрое формирование характера

Ребенок очень быстро развивается и часто ему бывает сложно с этим справиться.

Симптомы и причины кризиса

Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим. Наверное, все помнят, как в детстве хотели быстрее повзрослеть. Но быстро повзрослеть не выходит, и ребенок начинает из-за этого нервничать и закрываться в себе.

Мозг малыша активно развивается, он уже знает, что такое фантазировать. Дети с удовольствием придумывают себе воображаемых друзей, сочиняют разные истории. Они успешно копируют манеру поведения мамы и папы, перекривляют их мимику, походку, речь. Возраст 5 лет характеризуется также любовью к подслушиваниям и подглядываниям, в ребенке растет любопытство по отношению к окружающему миру.

По наступлении кризиса ребенок замыкается, ему уже не очень хочется делиться с взрослыми своими успехами и неудачами. У малыша появляются разные страхи, начиная от боязни темноты и заканчивая смертью близких людей. В этот период дети крайне нервные и неуверенные в себе, они стесняются чужих людей, боятся начать общение с ними. Им все время кажется, что не понравятся взрослому. Иногда ребенок страшится самых обыденных вещей.

Поведение малыша меняется совершенно в противоположную сторону. Покладистый ранее ребенок становится неуправляемым, он не слушается, проявляет агрессию. Дети могут постоянно ныть, что-то требуя у родителей, плакать, закатывать неконтролируемые истерики . Раздражительность, злость очень быстро сменяют хорошее настроение. Переживая кризис, дети сильно утомляются и многие родители не знают, что делать, чтобы вернуть все на круги своя.

Можно понять родителей, впервые столкнувшихся с кризисом 5 лет у ребенка. Недоумение, даже страх – это основная эмоция поначалу. Однако взросление неизбежно, и часто родители, не понимая этого, считают, что ребенок просто манипулирует ими. Что же нужно делать, чтобы малыш с комфортом преодолел сложный этап?

Обеспечьте чаду спокойную обстановку. В семьях, где сами родители постоянно ругаются, ребенку будет морально тяжело справляться еще и со своими внутренними проблемами. Попытайтесь вывести его на разговор, понять, что не так, что его тревожит. Многие дети не сразу, но идут на контакт и начинают доверять родителям свои тайны и страхи. Продумайте, как успокоить ребенка и предложите совместное решение вопроса.

Несколько советов, как вести себя при истериках ребенка, дает доктор Комаровский:

Проявляйте к малышу внимание, всегда интересуйтесь им, его успехами. Привлекайте его к помощи по дому, разъясняя, почему важно, чтобы было чисто. Спокойное объяснение – это лучший способ дать понять ребенку, для чего нужны простейшие обязанности. Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах. Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах.

Пять лет – это уже не кроха, за которой нужно всюду следовать. Дайте малышу некоторую свободу действий, покажите ему, что он уже может быть самостоятельным. При необходимости общайтесь с ним как с взрослым, дети это очень ценят. Всегда поддерживайте его и не ругайте за ошибки. Взявшись за трудное дело и не справившись, малыш сам поймет, что зря не прислушался к совету.

Действия «под запретом»

Часто родители, столкнувшиеся с кризисом у ребенка, начинают мгновенно вводить массу табу и ограничений, кричать, расстраиваться, обижаться. Это делать ни в коем случае нельзя. Трудно в некоторых ситуациях сохранять самообладание, но взрослому это все же легче, чем ребенку, пока обладающему маленьким опытом. При правильной реакции взрослых на капризы и истерики кризис не затянется на долгое время.

Не нужно демонстрировать ребенку собственную агрессию и злость на его поступки, теряться и паниковать во время истерики. Реагируйте спокойно, сядьте и просто подождите, пока ребенок успокоится. Потеряв бурно настроенного зрителя, дети быстро приходят в себя. После этого можно вместе побеседовать и разобраться в причине капризов.

Помните, если вы будете вести себя также агрессивно, как и малыш, его поведение от этого только ухудшится.

Не контролируйте ребенка везде и всюду, постарайтесь пересилить себя и перестать его поучать. Хорошим вариантом будет вместе придумать обязанность, которая отныне будет исполняться только ребенком . Например, полить цветы. Поясните, что если их не поливать, они завянут. Покупка домашнего питомца – также огромный вклад в развитие самостоятельности у детей.

Периоды кризисов, капризов и истерик позади. Следующий этап взросления - это становление характера малыша, при котором, обычно, он в 5 лет вредничает, не слушается и делает все наоборот . Что должны знать об этом возрасте мамы и папы? Какими должны быть их действия?

Почему ребенок не слушается в 5 лет? Основные причины

Непослушание в этом возрасте не стоит приписывать к каким-то возрастным кризисам. Это зависит от ряда других факторов, основным из которых является неправильный подход к воспитанию.

Мамы и папы считают, что малыш уже взрослый, может обслуживать себя, постоянный контроль не требуется, а значит, можно уделять ему меньше внимания. Ответом ребенка является протест, при котором он не слушается, делает все наоборот.

Дети - это зеркало родителей. От того как ведет себя папа/мама будет зависеть и поведение крохи. Если ребенок абсолютно не слушается, присмотритесь к своим действиям и реакциям на некоторые вещи, это поможет понять вам причину непослушных поступков вашего чада.

Также можно выделить следующие причины.

  • Гиперопека .

Чаще всего, в этом процессе мама играет главную роль: обслуживает уже самостоятельного малыша и принимает решения за него, вследствие чего, он протестует.

  • Недопонимание.

Если ребенок в пять лет грубит и не слушается, это значит, что в семье часто игнорируют и не уважают желания крохи.

  • Плохое самочувствие или настроение.

Поговорите с чадом, выясните причину его непослушного поведения.

  • Обида.

Маленький ребенок не слушается из-за того, что родители несправедливо поругали или наказали его. А если это случилось при посторонних, ждите военных действий.

  • Потеря веры в себя.

Взрослые, не понимая последствий своих слов, постоянно твердят малышу, что он все делает неправильно, и вообще, он хуже других: невнимателен, медлителен, не умеет правильно мыслить и т.д. Поверьте, если это ежедневно повторять взрослому, он точно растеряет всю уверенность в себе, а теперь представьте, что произойдет с маленькой крохой. Не делайте этого, если не хотите чтобы ваш малыш вырос неудачником.

О распространенных причинах детского непослушания и ошибках родителей при воспитаниии, смотрите в данном видео:

Ребенок не слушается в 5 лет: что делать? Рекомендации родителям

  • Обращайтесь к детям с уважением. Следите за интонацией, избегайте приказного тона.
  • Анализируйте свое поведение. Вам не нравится, что малыш вам лжет? А теперь посчитайте, сколько раз обманывали его вы. Искать проблему нужно не в детях, а в себе. Сначала изменитесь сами, а лишь потом требуйте изменений в поведении вашего сорванца.
  • Уважайте и учитывайте детские желания. Бесспорно, очень удобно когда родительские желания совпадают с детскими, но вот только это невозможно без уважения. Ребенку 5 лет, не слушается, огрызается? Это результат навязывания родительского мнения.

  • Уделяйте достаточно внимания малышу . Конечно, заботиться о нем, как о двухлетнем, не стоит, но родитель должен интересоваться о жизни крохи. Спросите, как его дела в детском саду, что у него нового, нормально ли он ладит с друзьями.
  • Не обижайте. Это не значит, что не надо наказывать за проступки. Но даже если ребенок 5 лет вообще не слушается, не стоит его унижать и, тем самым, травмировать детскую психику. Выбирайте правильные методы наказания, которые действительно помогут ребенку понять ошибку и больше ее не повторять. Своим мнением по данной теме делится известный психолог Дмитрий Карпачев:

  • Не пренебрегайте запретами. Для формирования дисциплинированной, организованной и ответственной личности, в процессе воспитания, необходимо использовать запреты . Но родители должны объяснять сыну или дочери причины этих ограничений, а не просто повторять слово «нельзя».
  • Почаще прикасайтесь к малышу, гладьте его, обнимайте. Для восстановления хороших отношений между родителями и крохой, тактильный контакт важен в любом возрасте .
  • Время без воспитания. Каждый день выделяйте час для простого общения с крохой , без указаний и критики.
  • Занимайтесь общим делом. Если пятилетний ребенок не слушается, истерит и капризничает, это поможет вам наладить отношения и открыть друг друга с новой стороны. Например, можно сделать вместе скворечник для птиц, приготовить семейный ужин под руководством юного повара или включить в ежедневное расписание совместную утреннюю зарядку.

  • Проявите интерес к миру малыша. Интересуйтесь его жизнью, увлечениями, планами . При возможности, можно вместе посмотреть любимый мультфильм крохи. В такие моменты, не стоит включать строгого родителя: критиковать и учить жизни. Будьте просто другом.
  • В случаях когда гиперактивный ребенок не слушается, старайтесь понимать и принимать его желания и предпочтения. Почаще говорите с малышом, попросите его помочь вам в каком-то деле или поиграть вместе в игру (не активную), почитать, сложить пазлы или наклейки. Таким образом, вы укрепите дружеские отношения, а также научите непоседу усидчивости .

Советы известного педиатра Е.О. Комаровског о о том, как правильно воспитывать гиперактивных детей и какие основные нюансы должен знать родитель, смотрите в данном видео:

5 летний ребенок не слушается: полезное видео

Ребенок 5 лет не слушается родителей, дерется, убегает и делает все назло? Что маме и папе делать в такой ситуации, на что обратить внимание? Как воспитать счастливую, уверенную и самостоятельную личность? Ответы ищите в данном видео:

Вам будет интересно



Похожие публикации