Комплексные программы дошкольного образования: программа «из детства в отрочество» под редакцией т.н.дороновой. Проблема готовности к школьному обучению (Е.О. Смирнова) Программа из детства в отрочество содержание

Скачать книгу Доронова Т.Н. и др. Из детства - в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет абсолютно бесплатно.

Для того, чтобы бесплатно скачать книгу с файлообменников нажмите на ссылки сразу за описанием бесплатной книги.


Доронова Т.Н. и др. Из детства - в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет описание: Книга представляет собой первую попытку в современной медицинской и психолого-педагогической науке создать комплексную программу для родителей и педагогов, направленную на укрепление здоровья, развитие детей от 1 года до 7 лет и подготовку их к школе.

Название: Из детства - в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет
Автор/составитель: Доронова Т.Н. и др.
Год: 2007
ISBN: 5-09-014919-4
Страниц: 303
Язык: русский
Формат: pdf
Размер: 57,6 Мб


Дорогие читатели если у Вас не получилось

скачать Доронова Т.Н. и др. Из детства - в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет

напишите об этом в комментарияхи и мы обязательно вам поможем.
Мы надеемся, что Вам понравилась книга и Вы получили удовольствие от чтения. В качестве благодарности можете оставить ссылку на наш сайт на форуме или блоге:) Электронная книга Доронова Т.Н. и др. Из детства - в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет предоставлена исключительно для ознакомления перед покупкой бумажной книги и не является конкурентом печатным изданиям.

Задумана и разработана как комплексная программа для родителей и педагогов, воспитывающих детей в возрасте от 4 до 10 лет, и представляет собой синтез монопедагогической стратегии и технологии для взрослых, заинтересованных в укреплении здоровья детей, своевременном и полноценном развитии, воспитании и подготовке в системе образования.
Работа по программе может осуществляться в нескольких направлениях: в воспитательно-образовательных учреждениях с решением задач дошкольного и начального образования («Школа - детский сад» от 4 до 10 лет), а также в работе с детьми, которые нерегулярно посещают дошкольное учреждение.

В названии программы авторами заложен особый смысл, связанный с процессами, происходящими при развитии личности.
Дошкольный возраст - уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется на всю жизнь.

Период отрочества не менее важен. В этот период происходит взросление человека. Ребенку необходимо умение существовать в социуме, находить в нем свое место, уметь взаимодействовать с детьми и взрослыми.

Целесообразно объединить усилия родителей и педагогов.
Тщательно изучая ребенка, детские психологи установили общие закономерности его психического развития. Благодаря этому стало возможно на научной основе руководить данным процессом. Взаимодействуя с воспитателями и участвуя в жизни детского сада, родители могут приобрести опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.

Авторы программы «Из детства в отрочество» придают серьезное значение знакомству родителей с программой, по которой воспитываются и обучаются их дети. В ней содержится необходимая научно-популярная информация (медицинская, педагогическая, психологическая), знание которой поможет родителям защитить ребенка от некомпетентного или негативного педагогического вмешательства.

Авторы программы рассматривают взаимодействие воспитателей, родителей, детей. В ней содержатся рекомендации для воспитателей и родителей по разным аспектам развития - интеллектуальному, эстетическому, физическому, экологическому и др.

Анализируя программу «Из детства в отрочество», синтезируя ее фрагменты с фрагментами других программ, дополняя их собственными наработками, психолог ДОУ может создать парциальные программы для детей: «Учусь с радостью», «Школы не боюсь» и др. Для воспитателей: «Бесконфликтное обучение», «Радость открытий» и др. Для родителей: «Хочу все знать», «Скорая родительская помощь» и др.

Программа ТРИЗ

Автор идеи Г.С. Альтшуллер. Дальнейшая разработка технологии проводилась его учениками, один из них - М. Шустерман.
Триз - теория решения изобретательских задач. В 1945 г. Г.С. Альтшуллер приступил к разработке научной технологии творчества, решив понять, чем отличается талантливое мышление от обычного.

Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где возникла и стала развиваться вторая часть программы - творческая педагогика, а затем и новый ее раздел - теория развития творческой личности.
В настоящее время приемы и методы технической ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности. Каждому педагогу необходимо опираться на «заповеди» творческой личности:

Будь хозяином своей судьбы;

Достигни успеха в том, что любишь;

Внеси свой конструктивный вклад в общее дело;

Строй свои отношения с людьми на доверии;

Развивай свои творческие способности;

Культивируй в себе смелость;

Заботься о своем здоровье;

Не теряй веру в себя;

Старайся мыслить позитивно и др.

Тризовская концепция опирается на положение Л.С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Программа ТРИЗ для дошкольников - это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Кредо тризовцев: каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Не следует давать детям готовые знания, ответы на вопросы, следует учить ребенка находить их.

В программе ТРИЗ используются методы и приемы, разработанные М.В. Ломоносовым, Ф. Кунцем, Ч. Вайтингом и др.

Основной этап работы по программе ТРИЗ - решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов.
Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в кустик? О чем ты думаешь? С кем ты дружишь? Кого ты боишься?» и т.д. Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.
Самая главная цель педагога, работающего в программе ТРИЗ, - формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.

Изучая, анализируя и применяя данную программу, психолог ДОУ может создавать парциальные программы для детей: «Каждый ребенок - гений», «Маленький мыслитель», «Я решаю все задачи» и др. Для воспитателей: «Мыслим нестандартно», «Проблем не существует», «Воспитатель - творец!» и др. Для родителей: «Нет предела совершенству», «Понимание», «Просто о сложном» и др.

Программа «Кроха»

Авторский коллектив Нижегородского гуманитарного центра под руководством кандидата педагогических наук ГГ. Григорьевой.
Программа ориентирует на комплексное развитие и воспитание детей в возрасте до 3 лет в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения. Цель программы - помочь родителям осознать самоценность и особую значимость раннего периода жизни человека, убедить их воспитывать ребенка с учетом знаний общих закономерностей развития и природной индивидуальности малыша, оказать помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания.

Программа состоит из четырех глав:

- «Мы ждем тебя, малыш!» (предродовая педагогика);

- «Как я буду расти и развиваться» (характеристика особенностей физического и психического развития ребенка от рождения до
3 лет);

- «Гуленька» (развитие и воспитание детей первого года жизни);

- «Я сам» (развитие и воспитание детей 2 и 3 года жизни).

Программа содержит информационные материалы по всем направлениям развития личности ребенка до 3 лет, а также методические рекомендации для родителей и педагогов. В приложениях даны таблицы уровня развития и достижения детей в каждом возрастном периоде, а также приводятся литературный материал, примерные сценарии семейных праздников.

Небезынтересны для психологов ДОУ материалы по Монтессори-педагогике, педагогике Вальдорфской школы. Сегодня существуют центры, в которых психологи могут посетить семинары, овладеть техниками и методами, предлагаемыми этими программами, оценить необходимость внедрения той или иной части программы в ДОУ. Ознакомившись с программами: «Школа будущего», «Шаг за шагом», «Зеленая дверца» - психолог может обсудить их с родителями, воспитателями, проанализировать рекомендации зарубежных педагогов и психологов, в случае необходимости внедрения в ДОУ - адаптировать к условиям, контингенту конкретного ДОУ.

Новые программы образования и воспитания создаются ежедневно. Изучая опыт специалистов, анализируя опыт коллег, взяв на вооружение лучшие методы, технологии, психолог ДОУ может создавать уникальные авторские программы, способствующие полноценному развитию детей, формированию позитивного психологического климата, совершенствованию педагогической культуры воспитателей.

Автор: Т. Н. Доронова и др. Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательнообразовательном учреждении создать благоприятные условия для образования, направленного на развитие личности ребенка, его дарований и способностей как способов самостоятельного решения творческих и других задач, развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника.

Задачи по 2 направлениям: «Здоровье» - обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику для его формирования. «Развитие» - нацелено на развитие личности ребенка (компетентности, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению) и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Особенности программы Отличительной особенностью программы является интеграция (на основе познавательно-речевой деятельности), что позволяет гармонизировать воспитательно-образовательный процесс и гибко его планировать (сужать и расширять).

Ключом педагогической технологии становится организованная, целенаправленная интеллектуально-познавательная деятельность, включающая латентное, реальное и опосредованное обучение.

Латентное обучение формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Оно обеспечивается наличием чувственного и информационного опыта, который создает базу ясных и неясных. Накопление спонтанного опыта может быть организованно через обогащенную предметную среду; специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность (бытовую, трудовую, конструктивную); созидательную продуктивную деятельность; познавательное интеллектуальное общение со взрослым.

Реальное обучение, которому отводится сравнительно незначительная доля времени в общем образовательном процессе, происходит как специально организованная познавательная деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей. Проблемнопоисковые ситуации, которые используются в реальном обучении способствуют развитию представлений на основе эвристических методов, когда понятия и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда он сам начинает понимать важнейшие закономерности.

Опосредованное обучение предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных видов праздников и досугов.

Просмотров: 21099

Страница 1 из 2

Готовность ребенка вступить в новые отношения с обществом в конце дошкольного возраста находит свое выражение в готов­ности к школьному обучению. Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является очень большой комплекс­ной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной психологии. Особенно широко эта проблема встала в нашей стране в связи с переходом к обучению в школе с 6 лет. Ей по­священо множество исследований и монографий (В. С. Мухи­на, Е. Е. Кравцова, Г. М. Иванова, Н. И. Гуткина, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова и др.).

В качестве составных компонентов психологической готов­ности к школе обычно рассматривается личностная (или мотивационная), интеллектуальная и волевая готовность.

Личностная, или мотивационная, готовность к школе вклю­чает стремление ребенка к новой социальной позиции школьни­ка. Эта позиция выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе как к ученику. В известной работе Л. И. Божович, Н. Г. Морозовой и Л. С. Сла­виной (1951) было показано, что к концу дошкольного детства стремление ребенка в школу побуждается широкими социальны­ми мотивами и конкретизируется в его отношении к новому социальному, «официальному» взрослому - к учителю.

Фигура учителя для 6-7-летнего ребенка исключительно важ­на. Это первый взрослый, с которым ребенок вступает в обще­ственные отношения, не сводимые к непосредственно-личным связям, а опосредованные ролевыми позициями (учитель-ученик). Наблюдения и исследования (в частности, К. Н. Поливановой) показывают, что любое требование учителя шестилетки выпол­няют с готовностью и охотно. Симптомы трудновоспитуемости, описанные выше, возникают только в привычной обстанов­ке, в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Родители не являются для ребенка носителями нового образа жизни и новой социальной роли. Только в школе вслед за учителем ребенок го­тов исполнить все, что требуется, без всяких возражений и об­суждений.

В исследовании Т. А. Нежновой изучалось формирова­ние внутренней позиции школьника. Эта позиция, согласно Л. И. Божович, является главным новообразованием кризис­ного периода и представляет собой систему потребностей, свя­занных с новой общественно значимой деятельностью - уче­нием. Эта деятельность олицетворяет для ребенка новый, более взрослый образ жизни. В то же время стремление ребенка за­нять новую социальную позицию школьника далеко не всегда связано с его желанием и умением учиться.

Работа Т. А. Нежновой показала, что школа привлекает мно­гих детей прежде всего своими формальными аксессуарами. Та­кие дети ориентированы прежде всего на внешние атрибуты школьной жизни - портфель, тетрадки, отметки, некоторые из­вестные им правила поведения в школе. Желание учиться в шко­ле для многих шестилеток не связано со стремлением к измене­нию дошкольного образа жизни. Напротив, школа для них -это своеобразная игра во взрослость. Такой школьник выделяет в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспек­ты школьной действительности.

Интересный подход к пониманию готовности к школе осу­ществлен в работе А. Л. Венгера и К. Н. Поливановой (1989). В этой работе в качестве главного условия школьной готовнос­ти рассматривается способность ребенка выделить для себя учеб­ное содержание и отделить его от фигуры взрослого. Авторы по­казывают, что в 6-7 лет ребенку открывается лишь внешняя, формальная сторона школьной жизни. Поэтому он тщательно старается вести себя «как школьник», т. е. сидеть ровно, подни­мать руку, вставать во время ответа и пр. Но что говорит при этом учитель и что нужно отвечать ему - не так уж важно. Для ребенка седьмого года жизни любое задание вплетено в ситуа­цию общения с учителем. Ребенок видит в нем главное действу­ющее лицо, часто не замечая самого учебного предмета. Глав­ное звено - содержание обучения - при этом выпадает. Задача учителя в этой ситуации состоит в том, чтобы представить ре­бенку учебный предмет, приобщить его к новому содержанию, от­крыть его. Ребенок должен увидеть в учителе не просто уважае­мого «официального» взрослого, а носителя общественно выработанных норм и способов действия. Учебное содержание и его носитель - учитель - должны быть разделены в сознании ребенка. В противном случае даже минимальное продвижение в учебном материале становится невозможным. Главным для такого ребенка остаются отношения с учителем, его цель - не решить задачу, а угадать, чего хочет учитель, чтобы угодить ему Но поведение ребенка в школе должно определяться не его от­ношением к учителю, а логикой учебного предмета и правила­ми школьной жизни. Выделение предмета обучения и отделение его от взрослого является центральным моментом умения учить­ся. Без этой способности дети не смогут стать учениками в соб­ственном смысле слова.

Таким образом, личностная готовность к школе должна включать не только широкие социальные мотивы - «быть школьником», «занять свое место в обществе», но и познава­тельные интересы к тому содержанию, которое предлагает учи­тель. Но сами эти интересы у 6-7-летних складываются только в совместной учебной (а не коммуникативной) деятельности ребенка со взрослым, и фигура учителя при формировании учеб­ной мотивации остается ключевой.

Совершенно необходимым условием школьной готовности является развитие произвольного поведения, которое обычно рас­сматривается как волевая готовность к школе. Школьная жизнь требует от ребенка четкого выполнения определенных правил поведения и самостоятельной организации своей деятельности. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является центральным звеном готовности к школьному обучению.

Д. Б. Эльконин описывает такой интересный экспери­мент. Взрослый предлагал ребенку разобрать кучу спи­чек, осторожно перекладывая их по одной в другое мес­то, а потом уходил из комнаты. Предполагалось, что если у ребенка сформирована психологическая готовность к школьному обучению, то он сможет справиться с этой задачей вопреки своему непосредственному желанию пре­кратить это не слишком увлекательное занятие. Дети 6-7 лет, которые были готовы к школьному обучению, скрупу­лезно выполняли эту трудную работу и могли сидеть за этим занятием целый час. Дети неготовые к школе некото­рое время выполняли это бессмысленное для них задание, а потом отказывались от него или начинали строить что-то свое. Для таких детей в ту же экспериментальную ситуа­цию вводилась кукла, которая должна была присутство­вать и наблюдать за тем, как ребенок выполняет задание. Поведение детей при этом менялось: они посматривали на куклу и старательно выполняли данное взрослым зада­ние. Введение куклы как бы заменило детям присутствие контролирующего взрослого и придало этой ситуации учебный, новый смысл. Таким образом, за выполнением правила, считал Эльконин, лежит система отношений меж­ду ребенком и взрослым. Сначала правила выполняются лишь в присутствии и под непосредственным контролем взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и наконец, правило, заданное взрослым-учи­телем, становится внутренним регулятором действий ребенка. Готовность ребенка к школьному обучению предполагает "вращивание" правила, способность ру­ководствоваться им самостоятельно.

Для выявления этой способности существует множество ин­тересных методик, которые используются для диагностики го­товности ребенка к школе.

Л. А. Венгер разработал диагностически ценную мето­дику, в соответствии с которой дети должны нарисовать узор под диктовку. Для правильного выполнения этого задания ребенок должен усвоить и ряд правил, которые ему предварительно объяснили, и подчинять свои дей­ствия словам взрослого и этим правилам. По другой мето­дике детям предлагается раскрасить елочку зеленым ка­рандашом так, чтобы оставить место для елочных игрушек, которые будут рисовать и раскрашивать другие дети. Здесь ребенку необходимо удерживать в памяти заданное прави­ло и не нарушать его при выполнении привычной и увлека­тельной для него деятельности - не рисовать елочные игрушки самому, не закрашивать всю елку зеленым цве­том и пр., что достаточно трудно для шестилетки.

В этих и других ситуациях ребенку необходимо остано­вить непосредственное, автоматическое действие и опосредовать его принятым правилом.

Обучение в школе предъявляет серьезные требования к по­знавательной сфере ребенка. Он должен преодолеть свой дош­кольный эгоцентризм и научиться различать разные стороны действительности. Поэтому для определения школьной готов­ности обычно используют задачи Пиаже на сохранение количе­ства, которые ясно и однозначно выявляют наличие или отсутствие познавательного эгоцентризма: переливание жидкости из широкого сосуда в узкий, сравнение двух рядов пуговиц, распо­ложенных с разными интервалами, сравнение по длине двух ка­рандашей, лежащих на разном уровне и др.

Ребенок должен видеть в предмете его отдельные стороны, параметры - только при этом условии можно переходить к пред­метному обучению. А это, в свою очередь, предполагает овладе­ние средствами познавательной деятельности: сенсорными эта­лонами в сфере восприятия, мерами и наглядными моделями и некоторыми интеллектуальными операциями в сфере мыш­ления. Это дает возможность опосредованного, количественного сравнения и познания отдельных сторон действительности. Ов­ладевая средствами выделения отдельных параметров, свойств вещей и своей умственной деятельности, ребенок осваивает об­щественно выработанные способы познания действительнос­ти, что и составляет существо учения в школе.

Важным аспектом умственной готовности к школе являют­ся также умственная активность и познавательные интересы ребенка: его стремление узнать что-то новое, понять суть на­блюдаемых явлений, решить умственную задачу. Интеллекту­альная пассивность детей, их нежелание думать, решать задачи, прямо не связанные с игровой или житейской ситуацией, могут стать существенным тормозом в их учебной деятельности. Учеб­ное содержание и учебная задача должны быть не просто выде­лены и поняты ребенком, но должны стать мотивом его соб­ственной учебной деятельности. Только в этом случае можно говорить об их усвоении и присвоении (а не о простом выпол­нении заданий учителя). Но здесь мы возвращаемся к вопросу о мотивационной готовности к школе.

Таким образом, разные аспекты школьной готовности оказы­ваются связанными между собой, и связующим звеном является опосредствованность различных аспектов психической жизни ребен­ка. Отношения со взрослым опосредуются учебным содержанием, поведение - заданными взрослым правилами, а умственная дея­тельность - общественно выработанными способами познания действительности. Универсальным носителем всех этих средств и их «передатчиком» в начале школьной жизни является учитель, который на этом этапе выступает как посредник между ребенком и более широким миром науки, искусства, общества в целом.

«Потеря непосредственности», которая является итогом дош­кольного детства, становится предпосылкой для вхождения в но­вый этап развития ребенка - школьный возраст.



Похожие публикации