Изготовление тесьмы в технике fingerloop («дёрганье»). Технология плетения русских поясов I. Организационный момент

Рада сообщить, что начинается эпопея под названием "ДЁРГАНЦЫ". Надеюсь, после моих мастер-классов у вас уже не будет желания покупать готовые шнурки и тесёмки, а будете охотно плести их сами)))
Это очень многообразная и красивая техника. В Европе она известна как Fingerloop.
Вариантов плетения очень много, но главное, что их объединяет - это плетение из петель, которые располагаются на пальцах. Начнём!

Рекомендую сделать себе вот такие "ладошки". Когда плетение не закончено, а вам нужно отойти, расположите петли на шаблонах аналогично тому, как они располагаются на пальцах. Если вы этого не сделаете, то рискуете потом неправильно расположить петли на пальцах и тем самым можете испортить всю свою работу.

Кому-то может моя дотошность быть не совсем понятной, но я очень люблю плести тесьму с определённым рисунком, а для этого необходимо в самом начале плетения расположить петли определённого цвета на нужные пальцы. Пальцы я буду обозначать вот так:

Указательный палец - №1
Средний палец - №2
Безымянный палец - №3
Мезинец - №4
Буква "Л" будет означать - левая рука
Буква "П" будет обозначать - правая рука

Выглядть это будет так:


Л №3 - синий


Или:

Л №2 - зелёный П №2 - красный
Л №3 - красный


Подготовка к плетению.

Нарежем нитки нужной длины, например: конечная длина тесьмы - 1,5м, значит 1,5м*2,3=3,45м. Этот вариант расчёт длины годиться не для всех вариантов плетения, где-то расход ниток будет больше, особенно если тесьма будет широкой, это уже выявляется опытным путём.
Затем нарезанные нитки складываем пополам и аккуратно их раскладываем, чтобы кажда петля была самостоятельной и не переплеталась с другими петлями.


Выравниваем петельки, чтобы все они были на одном уровне, поправляем нитки по всей длине и завязываем весь пучок ниток в узел.


Крепим пучок за неподвижную опору: трубу, батарею, крюк, дверную ручку. Если тесьма короткая, то можно просто зажать конец между коленками))) Можно плести в паре, то есть один плетет, а второй одной рукой держит пучок ниток, а второй подбивает нитк.

Располагаем петли в соответствии с выбранным рисунком:
Л №1 - синий П №1 - оранжевый
Л №2 - синий П №2 - оранжевый
Л №3 - синий


Ход плетения.

В данном варианте плетения рабочим пальцем у нас будет безымяный палец.
Безымянным пальцем правой руки снимаем петлю с указательного пальца левой руки - нитка идет поверх двух других ниток. Я это поясняю для того, что в дальнейшем знакомстве с этой техникой ход нитки будет другой.
Чтобы закрепить нитки, разводим руки в разные стороны. Если вы работаете в паре, то помощник, держащий концы ниток, помогает в закреплении, подбив петлю пальцем.


Так как рабочий палец у нас безымянный, его необходимо освободить от петли, для этого последовательно перекидываем петли на левой руке со среднего пальца на указательный и с безымянного на средний. Должно получиться как на фото, теперь у нас безымяный палец левой руки свободен.


Теперь безымянным пальцем левой руки снимаем петлю с указательного пальца правой руки. Закрепляем нитки. Перекидываем петли на правой руке со среднего пальца на указательный, с безымянного на средний.
Далее все повторяется с первого шага.


Сразу же буду приучать вас к тому, как это будет выглядить на схемах, так как после знакомства с несколькими вариантами плетения, я буду публиковать уже только схемы, так как при более сложных методах плетения с больших кол-вом шагов нужно либо воочию показывать, либо вот так вот на схеме.


Ну а теперь самое главное!
Ради чего затевался весь мастер-класс!
У меня вышел целый рассказ)

Жила была тесёмочка) Однажды её пригласили на весенний бал! А тесёмочка наша была та ещё модница! Нарядов у неё было не с честь!
Долго разглядывала тесёмочка свой гардероб, решила выбрать золотой и хелёный цвета в честь праздника весны.
Схема:
Л №1 - жёлтый (или зелёный) П №1 -
Л №2 - белый П №2 - белый
Л №3 - белый

Т.к. здесь у нас только одна цветная нитка, то её расположение в принципе значение не имеет.


Примеряет тесёмочка зелёный наряд:
"Может так?" (слева)

Л №1 - зелёный П №1 - зелёный
Л №2 - белый П №2 - белый
Л №3 - белый

"А может быть вот так?" (справа)
Л №1 - белый П №1 - зелёный
Л №2 - белый П №2 - зелёный
Л №3 - белый


Наша модница решила поэкспериментировать и взяла два цвета. Но и тут не всё просто! Их же по разному можно прикладывать!
Можно вот так (слева)
Л №1 - золотой П №1 - зелёный
Л №2 - белый П №2 - белый
Л №3 - белый

А можно и так (справа)
Л №1 - белый П №1 - зелёный
Л №2 - белый П №2 - золотой
Л №3 - белый


А ещё так (1):
Л №1 - белый П №1 - зелёный

Л №3 - золотой

И вот так (2)
Л №1 - зелёный П №1 - зелёный
Л №2 - золотой П №2 - белый
Л №3 - зелёный

И вот так (3)
Л №1 - зелёный П №1 - золотой
Л №2 - белый П №2 - золотой
Л №3 - зелёный

И даже так (4)!
Л №1 - белый П №1 - золотой
Л №2 - зелёный П №2 - золотой
Л №3 - зелёный


Потом дёрнуло её оранжевую одёжку добавить...
Л №1 - зелёный П №1 - зелёный
Л №2 - золотой П №2 - белый
Л №3 - оранжевый


Потом пришла к выводу, что во всем виновата причёска и перекрасилась...
(верхний)
Л №1 - сиреневый П №1 - малиновый
Л №2 - сиреневый П №2 - голубой
Л №3 - сиреневый

(средний)

Л №1 - золотой П №1 - синий
Л №2 - красный П №2 - синий
Л №3 - золотой

В общем, как вы понимаете, на бал наша модница так и не попала, а до сих пор выбирает из множества нарядов наиболее подходящий для себя) Когда-нибудь, может быть она поймёт что-то очень важное и это уже не будет её так увлекат, но пока...


Мне очень хотелось показать вам своим рассказиком, как меняется рисунок от расположения ниток и цветов. Для меня это было самое главное в МК. Мне очень хотелось показать вам эту красоту и многообразие, которые меня когда-то увлекли и увлекают до сих пор... В дальнейшем, я уже не буду такой дотошной с примерами))) Но их всё равно будет не мало)))

Благодарю за внимание!

Всех Благ и Макошь в помощь!

Теперь сегодняшний МК


В данном варианте плетения начало такое же, как и для предыдущей тесьмы:
Л№1 - белая
Л№2 - белая
Л№3 - белая

П№1 - зелёная
П№2 - зелёная

Располагаем нитки на пальцах.


В данном варианте плетения безымяный палец правой руки пропускаем сквозь петли, расположенные на среднем и безымяном пальце левой руки. Для удобства слегка развернём левую кисть, теперь у нас петля делиться как бы на верхнюю нить и на нижнюю, вот в это пространство мы и пропускаем палец и так же как в "ГАЛОЧКАХ", берём нить с указательного пальца.


так же как в "ГАЛОЧКАХ", берём нить с указательного пальца ОБЯЗАТЕЛЬНО за нижнюю нитку.

Сегодня попыталась разместить свой старенький мастер-класс по плетению тесьмы на пальцах на Ярмарке Мастеров. Но из-за отсутствия возможности отредактировать готовый текст там теперь столько косяков, что мне ужасно стыдно!! Поэтому решила опубликовать ещё и здесь, только в том виде, в каком этому МК полагается быть.

Здравствуйте, дорогие мастера и мастерицы!

Приглашаю всех, кому интересны старинные виды рукоделия, на мастер-класс по плетению тесьмы на пальцах. В английском варианте этот вид рукоделия называется "fingerloop", в русском - "дёрганье".

Подготовьте, пожалуйста, нитки (тренироваться лучше на шерстяных), ножницы, дощечку с канцелярской кнопкой, где удобно закрепить узелок (можно также привязать край к дверной ручке, батарее, или попросить кого-нибудь подержать), - и начнём!

Изготовление тесьмы в технике fingerloop («дёрганье»)

Прежде чем освоить настоящее ткачество, человечество, по-видимому, в совершенстве освоило разного рода плетение. Девочки младших классов школ до сих пор развлекаются на переменах игрой «в ниточки». Нельзя исключать, что в этой игре сохранился отголосок старинного способа плетения, или «дёрганья» тесьмы.

Техника «дёрганья» очень древний способ изготовления тесьмы. Ещё в период раннего средневековья славяне и финно-угры, жившие на территории нашего края, плели такие узенькие прочные тесёмки для обшивки понёв, на петли для пуговиц, на «гашники» (завязки для штанов), на «оборы». Тесёмки из толстых шерстяных нитей использовались для изготовления браслетов.
Учёные-этнографы отмечают, что подобный способ плетения был широко распространён в древности, поскольку им пользовались не только представители славянского народа (этноса), но также финского. Это подтверждают данные археологии: при раскопках находили фрагменты таких шнурков и тесёмок.

Тесьма и шнуры, изготовленные в технике «дёрганья» (fingerloop), были довольно широко распространены в Европе в средневековый период, например, в Лондоне при раскопках найдено 24 образца (культурные слои с конца 12-го до начала 15-го веков). Тесьма использовалась для отделки края плетёных сеточек для волос, в качестве затягивающего шнура для кошелька, а также, для застёгивания и шнурования одежды.

Этот древний вид плетения со временем не был забыт, он благополучно дожил до наших дней: до самого начала XX века в русских деревнях таким способом изготавливали тесьму и пояса. Сейчас в некоторых воспитательных и образовательных центрах (в Москве и других городах) в рамках программы возрождения ремёсел проводятся занятия по изготовлению поясов из «дёрганой» тесьмы. В России и за рубежом организуются специализированные мастер-классы, причём в европейских странах это очень популярный вид рукоделья. Освоить технику «дерганье» несложно. Кстати, она хорошо развивает гибкость и подвижность пальцев.

Существует множество способов изготовления «дёрганой» тесьмы, они отличаются друг от друга количеством рабочих петель и вариантами перекидывания нитей. Сегодня мы с вами научимся плести тесьму так, как это делали дамы в средневековой Англии. Освоив этот несложный способ, вы при желании сможете научиться всем остальным.

Техника

Первый этап изготовления шнура формирование петель одинаковой длины. Для изготовления однотонного шнура лучше всего использовать неразрезанную нить, натягивая ее между двумя штырьками (закрепленными палками, колышками и т.п.), до получения нужного числа петель. Разноцветные шнуры требуют достаточного количества нити каждого цвета для получения нужного общего числа петель.

Для облегчения плетения очень важно, чтобы все петли были равной длины, поэтому неплохо при сновании нити удерживать получаемые петли с одного конца рукой, слегка натягивая, чтобы петли лучше выравнивались по длине. На другом конце пучка петель все нити можно завязать простым узлом «через руку», оставив на этом конце небольшую петельку для закрепления, например, на палке, колышке, или на большом пальце ноги.

Прочно закрепив эту небольшую петельку на каком-нибудь предмете, затем все длинные нитяные петли разместите на пальцах обеих рук, начиная с указательных, каждую петлю помещая на отдельный палец.

Для основной схемы с использованием семи петель, в данном случае четыре петли будут размещены на одной руке и три на другой.

Во время плетения петли должны быть слегка натянуты. Следующие иллюстрации демонстрируют процесс, для примера правая рука изначально удерживает три петли:

Сперва петли «переводят» вниз по пальцам руки, используя ловкость пальцев, начиная с самой нижней петли. В данном случае, петля с безымянного пальца переносится на мизинец, затем петля со среднего пальца переносится на безымянный палец. Наконец, верхняя петля подцепляется средним пальцем, так что она обхватывает одновременно указательный и средний пальцы. Это должно выглядеть так:

Руки сводятся вместе, и указательный палец правой руки вводится в нижнюю петлю на другой руке (которая с четырьмя петлями):

Это важный момент для начинающих. Действуя осторожно, указательный палец подцепляет самую нижнюю петлю на другой руке и, придерживая ее большим пальцем, снимает эту петлю с другой руки и протягивает ее сквозь большую петлю на «рабочей» руке, создавая «переплетение».

Общий результат перенос одной петли с одной руки на другую.

После этой стадии руки широко разводятся, чтобы «переплетение» передвинулось на дальний конец шнура. Это также помогает уплотнить предыдущие «переплетения».

Это завершает половину цикла. Число петель на каждой руке переменилось, и теперь на левой руке три петли, а на правой четыре. Теперь процесс следует повторить в зеркальном отображении, «переведя» вниз петли на левой руке, подцепив нижнюю петлю с правой руки, и уплотнив шнур разведением рук в стороны.

Шнур можно продолжать до тех пор, пока не будет достигнута желаемая длина, либо пока петли не станут слишком короткими для работы.

Шнуры из чётного количества петель плести не труднее, однако важно запоминать, какая рука идет следующей, поскольку наглядное правило «перенести петлю на руку, на которой петель меньше» возникает только при работе с нечётным числом петель.

Практическое значение

В современной жизни «дёрганым» шнурам и тесёмкам можно найти применение не только в рамках реконструкции исторического костюма. Шнуры, сплетённые из прочных и ярких синтетических нитей можно использовать в качестве шнурков для летней обуви и одежды. Разноцветная шерстяная тесьма хорошо подходит для отделки одежды из плотных натуральных тканей: шерсти, джинса, а также замши. Можно сделать эксклюзивный чехол для мобильного телефона и фотоаппарата, или же наплести фенечек. Смело фантазируйте, и вы найдёте много интересных, оригинальных решений для применения продуктов этого старинного вида рукоделья!

Вот несколько примеров из нашей мастерской:

При подготовке мастер-класса использованы материалы:

Фрагменты статьи "Circa 1265 fingerloop braids information" − автор: Andy Soddard ©1997; переводчик: Ольга Владимировна Часовитина ©2007 http://www.13c.ru/texts/Fingerloop_braids_making.pdf
‘Textiles and Clothing: Medieval Finds from Excavations in London, c.1150-c.1450’ by Elisabeth Crowfoot, Frances Pritchard, Kay Staniland ©1992, 2001 Museumof London; переводчик: Часовитина Ольга Владимировна (Руся), © 2006 http://www.13c.ru/texts/FingerloopBraids.pdf
Мария Семёнова. Мы – славяне! – СПб: «Азбука-классика», 2005. – С. 307-308.
Технология плетения русских поясов (разработала М.А. Бойко, педагог детской художественной школы, Москва) http://art.1september.ru/2006/20/no20_6.htm
Студия декоративно-прикладного творчества (Москва, городской Дворец детского (юношеского) творчества). Мастер-класс «Плетение поясов» проводит педагог В.А. СЕЛИВАХИНА http://www.dm-magazine.ru/arhive/Nomer-06-2007/D_M-06_07

Дерганье с использованием четырех петель

Берутся четыре нити: а, б, в, г (Илл. 3 А). Один конец нитей закрепляется, а свободные концы переплетаются между собой следующим образом: нить (а) перекрывает нить (б), а нить (г) перекрывается нитью (в), но сама перекрывает нить (а) (Илл. 3 Б). Затем нить (а) перекрывает нить (в), нить (г) перекрывается нитью (б), а нить (в) перекрывает нить (б) (Илл. 3 В). После этого всю основу следует дернуть на себя, прибивая полученное плетение.

Илл. 3. Дерганье с использованием пяти петель.

Петли одним концом надеваются на пальцы обеих рук, а другой их конец неподвижно закрепляется. На правой руке петли располагаются на указательном, среднем и безымянном пальцах (петли а, б, в), на левой руке - на среднем пальце и на указательном (петли г, д) (Илл. 4 А).

Свободным безымянным пальцем левой руки крайнюю петлю (а) протягивается через две другие петли (б, в), затем всю основу следует дернуть на себя, прибивая, таким образом, полученное плетение (Илл. 4 Б).

Затем петля (б) переносится со среднего на указательный палец правой руки, а петля (в) с безымянного пальца - на средний. После чего безымянным пальцем правой руки крайняя петля (д) продергивается через петли левой руки (г, а), верхние и нижние петли меняются местами, затем следует снова прибить полученное плетение. Таким образом, каждый раз происходит продергивание крайней петли через две ближайшие петли то слева направо, то справа налево.

Илл. 4. Осаждение плетения

Илл. 5. Плетение «на бутылочке».

В этом случае на одну общую нить (а) навязываются нити основы, затем нить (а) завязывается вокруг горлышка бутылки. Теперь крайние нити основы, выполняющие роль утка последовательно переплетаются со всеми остальными нитями основы, проходя то под них, то перекрывая их (Илл. 6).

Илл. 6. Плетение «на колодочке».

Вокруг отверстия колодочки с дырой посередине или катушки втыкаются булавки. На каждую из них петлями накидываются нить, которая затем продевается через отверстие колодочки и связывается узлом. Затем эта же нить в виде петли по очереди накидывается на каждую булавку, при этом с булавки снимается предыдущая петля и протягивается через вновь образованную петлю. После того как завершится ряд, готовый шнур нижним узлом нужно оттянуть вниз сквозь отверстие (Илл. 7).

Из книги Занимательная анатомия роботов автора Мацкевич Вадим Викторович

Простейшие модели с использованием логических устройств Как заставить модель обходить, не задевая встречающиеся на пути предметы? Сделать в домашних условиях локатор сложно, да он и не нужен. Глазами автомобиля или робота могут быть фотодатчики. Свет фар, отражённый от

Из книги Создаем робота-андроида своими руками автора Ловин Джон

ИК системы связи и ДУ с использованием DTMF ИК передатчики используются многими авторами для создания систем связи и дистанционного управления (ДУ). Как правило, ИК передатчик модулируется определенными частотами, а ИК приемник использует ИС типа 567, снабженную системой

Из книги Сертификация сложных технических систем автора Смирнов Владимир

5.3.4. Сертификация элементов систем качества с использованием индексов воспроизводимости производственных процессов Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 предполагает оценку (анализ) точности и стабильности производственных процессов

Из книги Цифровая стеганография автора Грибунин Вадим Геннадьевич

6.2.1. Принципы встраивания информации с использованием квантования. Дизеризованные квантователи Под квантованием понимается процесс сопоставления большого (возможно и бесконечного) множества значений с некоторым конечным множеством чисел. Понятно, что при этом

Из книги Нанотехнологии [Наука, инновации и возможности] автора Фостер Линн

6.2.2. Обзор алгоритмов встраивания ЦВЗ с использованием скалярного квантования А31 (C.-J. Chu ). В данном алгоритме к цветному изображению первоначально применяется пятиуровневое целочисленное вейвлет-преобразование. ЦВЗ представляет собой последовательность ±1.

Из книги Азбука техники одинарной веревки автора Недков Петко

6.2.3. Встраивание ЦВЗ с использованием векторного квантования В предыдущем разделе рассматривался случай, когда на вход квантователя подавались скалярные значения, и каждое кодовое слово квантователя представляло собой единичный отсчет выхода источника. Стратегия

Из книги автора

20.9. Вычисления с использованием атомов А теперь поговорим о возможностях создания сверхминиатюрной вычислительной техники. Со времен лекции 1959 года эта область стремительно развивалась, так что возникла совершенно новая ситуация, и я буду обсуждать только новейшие

Из книги автора

5.3 узлы для связывания веревок и петель Двойной ткацкий (рис. 36а). Используется для связывания веревок как одинаковой, так и разной толщины, и вязания веревочных петель. Имеет наибольшую прочность - до 56% - из всех узлов для связывания веревки. Встречная восьмерка (рис. 36б).

Плетение поясов дёрганьем

Подготовила учитель технологии

Марулёва Л.И.

МБОУ СОШ № 3

Ст. Фастовецкая

Пояс – непременная принадлежность народного костюма – как мужского, так женского. Значение его как талисмана было велико у всех восточнославянских народов. Считалось, что пояс охраняет от нечистой силы, особенно от лесных домашних духов. Пояс выполнял две функции: утилитарную и эстетическую. Подпоясанная одежда, плотно прилегая к фигуре, лучше согревала, обеспечивала свободу движения во время работы. Пояс играл также существенную роль при совершении различных обрядовых церемоний. Среди вещей, подаренных новорождённому, непременно был пояс; на свадьбе дружка подпоясывали полотенцем; умерших хоронили подпоясанными. При гадании обязательно снимали пояс и крест. На Дону и Северном Кавказе пояс носили поверх сарафана, рубахи или юбки. Длина его была от 1,5 до 2 м. Шёлковыми кушаками подпоясывали кафтаны, шубы. Техника изготовления поясов очень разнообразна: их плели, ткали, вязали. Известно так называемое дёрганье поясов – древний способ плетения на пальцах, а также плетение на вилочке из шёлковых или шерстяных нитей. Тканые пояса изготовляли преимущественно без ткацкого стана – на дощечках, на «ниту» и «бердышке».


Наиболее простой способ изготовления поясов, круглых шнуров, тесьмы – так называемое дёрганье – род плетения, особенно часто применявшийся в Рязани, Калуге, Пензе, Твери и др. Этот способ не требует специального оборудования. Освоив его, можно сплести красивые разноцветные закладки для книг или тесьму для отделки льняного фартука, юбки и т.д. Для работы можно использовать шерстяные нити или нитки мулине в два сложения двух, трёх или четырёх цветов.

Последовательность изготовления работы.

1. Подготовить 5 толстых шерстяных нитей длиной 2 м.

2. Сделать 5 петель, сложив нити пополам.





6. Освободить для работы безымянный палец левой руки. Для этого петлю со среднего пальца снять на указательный, с безымянного – на средний.

7. Продеть безымянный палец левой руки сквозь петли 1 и 4, перебирая их как в полотняном переплетении. Подцепить снизу петлю 5 и протащить её через петли 4 и 1 на себя. Этот приём называется «переборчик»


8. Освободить безымянный палец правой руки так же, как в п. 6.

9. Развести обе руки в стороны и потянуть петли на себя, чтобы нити соединились плотнее.

10. Повторять весь цикл до нужной длины изделия. Рисунок образуется от чередования петель разных цветов.

11. Готовую работу снять и оформить концы.


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи»

Центр творчества и спорта «Лора Плюс»

Мастер- класс

Тема:"Изготовление пояса

(элемент русской национальной одежды)".

Возраст: 12-16 лет

Год обучения: 2 год

Направление деятельности: художественно - эстетическое

Тип занятия: изучение нового материала

Горянина Наталия Александровна

Педагог дополнительного образования

г. Оренбург 2018 г.

Мастер класс на тему:"Изготовление пояса (элемент русской национальной одежды)"

Цель: сформировать знания о поясе, выявить значение пояса в русском народном костюме через применение навыков ремесленного производства, и исторических знаний.

Задачи:

Образовательные :

    Отработать навык работы с пряжей.

    Дать необходимые навыки по изготовлению различных видов плетения.

    Расширить знания о поясе как элементе русского национального костюма.

Развивающие :

    Развивать у обучающихся умение находить взаимосвязь народной одежды с современными направлениями в моде.

    Развивать у обучающихся умение использовать универсальные учебные навыки.

    Комплексное развитие художественных способностей детей средствами рукоделия, и обобщения исторического материала.

Воспитательные :

    Воспитывать человека знающего историческое наследие предков и знакомого с культурными ценностями своего народа.

    Воспитание у обучающихся интереса к народному искусству через развитие творческих способностей.

    Воспитывать умение работать в коллективе, добиваясь совершенства исполнения и завершенности в работе.

Тип занятия: интегрированный (история, технология).

Наглядные пособия:

    изображения традиционных народных костюмов;

    наглядное пособие с изображениями поясов, выполненных в различных техниках плетения и ткачества;

    мини-выставка с готовыми образцами;

    презентация к уроку ( );

    инструкционные карты по изготовлению поясов в технике дерганья.

Оборудование:

    демонстрационный компьютер;

    проектор;

    Материалы: пряжа разных цветов для практической работы.

Ход мастер класса

I. Организационный момент.

Обучающиеся заранее объединены в группу 7-10 человек, что позволяет использовать групповую форму работы, и формирует у обучающихся представление о взаимопомощи.

Мастер класс начинается с постановки цели и задач занятия.

II. Изучение нового материала.

Блок педагога.

Ребята, сегодня мы поговорим об одежде. Во все времена одежда носила функциональный характер

Зачем людям нужна одежда?

Ответы детей: чтобы было тепло, для красоты, чтобы защитить организм человека от внешних воздействий.

Когда появилась одежда?

Ответы детей: несколько миллионов лет назад, в каменном веке, в первобытном обществе.

Почему древнейшие люди начали изготавливать одежду, и какой она была.

Ответы детей: потому что было холодно В качестве одежды использовали шкуры животных и листья растений.

Педагог: Прошли тысячелетия, и люди приручили животных. Конечно, хозяину-скотоводу было жаль убивать животных только ради одежды. И люди придумали способы, как завладеть шкуркой животного, не убивая его.

Как вы думаете, какие способы придумали люди?

Ответы детей: люди научились стричь животных.

Педагог: Стриженую шерсть научились прясть, а затем изготавливать ткань. Ткань также изготавливали и из некоторых растений.

Что еще делали из шерстяной пряжи?

Ответы детей: изготавливали теплую одежду.

Спасибо, ребята, за активную работу. Из ваших ответов понятно, что вы знаете, как жили и во что одевались первобытные люди. Прошли столетия, первоначально люди были равны по своему положению и носили сходную одежду. Затем появились богатые и бедные, появились различия в одежде.

скажите, кто из людей богатый человек, а кто бедный? Дети показывают на картинках различия в одежде.

Педагог: Конечно, богатые и бедные использовали в своей одежде дорогие ткани, украшения, меха. А еще частенько они начинали носить иноземную одежду, чтобы отличаться от простонародья. На Руси, например, князья и бояре носили византийский костюм, а простые люди - традиционный русский .

Но в любой одежде присутствовал элемент, без которого она не могла существовать.

Сегодня на занятии мы откроем сундучок. В нем лежит этот предмет. Его придумали еще в каменном веке, но он до сих пор служит каждому из нас верой и правдой.

Как вы думаете, что это?

- Это пояс!

Ребята, как вы думаете, зачем наши предки носили пояс?

Ответы детей: чтобы одежда не спадала, чтобы удобнее было, для красоты.

Педагог: Правильно, а еще он выполнял различные функции: За пояс «закладывали» некоторые предметы, а другие – подвешивали к поясу. Например, меч, нож, оружие воины носили за поясом. К поясу в старину подвешивали зеркальце, игольницу, фигурки-обереги от нечистой силы и мешочки для денег. Такие мешочки называли «калита» Одного из богатых московских князей Ивана Даниловича даже прозвали Калитой. Под этим именем он и вошел в историю.

Была у пояса еще одна задача – тайная...

Скажите, какую форму приобретает завязанный на талии пояс?

Ответы детей: форму круга.

А что изображал символ круга в древности у большинства народов?

Ответы детей: круг изображал солнце.

Педагог:

Круг у древних славян обозначал религиозный символ Бога Единого – Рода. И был оберегом. Значит, пояс был оберегом, он живот оберегал. Ведь слово «живот» в древности имело значение «жизнь». Таким образом, получается, что пояс жизнь оберегал. Поэтому и получается, что носить его должен был каждый.

Ребята, слышали, когда-нибудь выражение «распоясался»? Что оно значит?

Ответы детей: балуется, плохо себя ведет.

Педагог: Правильно. Это значит, как бы потерял человеческий облик.

Пояс ограждал от напастей и нечистой силы.

Когда рождался маленький ребенок, на него надевали поясок из теплой шерсти, перевитый материнским волосом. Первый поясок – первый оберег. И обладали эти пояса волшебной силой. Вырастали дети - уходили из дома. Мама достанет поясок, поглядит на него. Если пояс хороший чистый, значит у ребенка все хорошо. А если гниль появилась, плесень, значит беда, нужно спешить на помощь.

Пояс являлся обязательным элементом русского народного костюма . Но подвязывали его по-разному: спереди, сбоку, сзади. Женщины – под грудью, по талии. Мужчины – под животом.



Длина и ширина пояса

Способ навязывания поясов обозначал их длину, которая варьируется от1,5 до 4м, отдельные пояса достигают длины 5-6 м.

Ширина поясов тоже различна. Обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22мм) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44-45мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка (6,5-88,9мм).

Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность человека к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Пояс на свадьбе

Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.

Магические свойства пояса, скрепляющего союз молодых, использовали и в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в единое целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха, невеста кидала поясок на печь (показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая, идя по воду, ложила поясок на сруб колодца. Подметая хату, завязывала поясок на веник. Есть сведения, что иной раз невеста раздавала на свадьбе более ста поясков.

Пояс и славянские обряды

Поясом связывали первый сноп урожая. При первом выгоне скота в поле у восточных славян было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. Его также привязывали к рогам коровы, клали к пастухам в сумки. Первую борозду вели коня за пояс. При покупке скота его вводили в новый дом через пояс. Во Владимирской губернии в этот момент приговаривали: «забывай старого хозяина, привыкай к новому.».

В славянской традиции пояс - это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим свойствами.. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д.

Обереговые свойства пояса знахари при необходимости могли усилить определенным заговором.

Для изготовления поясов использовались различные способы и техники. Наиболее красочными и разнообразными орнаментами отличаются бранные пояса тканные на ниту, бердо или сволочке.

Сейчас нас ждет увлекательное путешествие во времени. Мы перенесемся на несколько веков назад и познакомимся с одним из видов плетения.

III. Подготовка к практической работе.

Блок педагога по технологии.

Сегодня мы с вами остановимся на одном из древних видов плетения поясов – плетение в технике «Дерганье». Техника «дерганья» – очень древний способ изготовления тесьмы. Еще в Х веке славяне плели такие узенькие прочные тесемки для обшивки понев (юбок), на петли для пуговиц, на «гашники» (завязки для штанов), на «оборы». Тесемки из толстых шерстяных нитей использовались для изготовления браслетов. Этот древний вид плетения со временем не был забыт. В начале ХХ века в русских деревнях таким способом изготавливали тесьму и пояса. Сейчас в некоторых городах России и за рубежом в рамках программы возрождения ремесел проводятся занятия по изготовлению поясов из «дерганой» тесьмы. Освоить технику «дерганья» несложно. «Дёргали» нити вдвоём, причём, одна работница держала конец готовой тесьмы и затягивала плетение, а вторая подставляла пальцы, на которые надевали петельки сплетаемых нитей. Переставляя петли, получали узор – любой, насколько хватало фантазии и количества нитей. По заключению специалистов, за день можно было «надёргать» до 4,5 м тесьмы. Таким «дерганьем» можно плести и плоские тонкие пояса, тесёмки, завязки. Этот способ удобен для изготовления небольших детских поясков и всевозможных завязок для хозяйства. Наши бабушки плели пояса сами, но мы с вами живем в современном мире. И чаще используем не самодельные пояса, а покупные. Да и сама одежда изменилась.

Скажите, ребята, где мы можем найти информацию о национальной русской одежде?

Ответы детей: у бабушек, в книгах, в Интернете.

педагог :

Правильно, сейчас мы переходим к практической части нашего занятия.

Одна группа будет работать в современном времени.

Другая группа отправится в прошлое и попробует сплести пояс своими руками.

Обучающиеся делятся на группы и расходятся для выполнения практической части.

Темы для индивидуальных работ:

    Роль пояса в национальном костюме.

    Пояс как оберег.

    Способы изготовления поясов.

    Пояс в современной одежде.

    Использование различных видов плетения при изготовлении аксессуаров.

педагог :

Инструктаж по выполнению элемента пояса в технике «дерганье»

Сегодня мы с вами научимся выполнять элемент пояса в технике «Дерганье», который можно будет использовать в качестве закладки для книг или фенечки на руку.

Обратите внимание на готовые образцы плетения.

Перед вами лежат инструкционные карты, по которым мы будем работать

Обучающиеся выполняют практические работы в течение 15-20 минут.

Подведение итогов (демонстрация готовых образцов и презентаций).

Слово педагогу по технологии.

Вот наши работы готовы. Мы вернулись с вами в настоящее время.

Вы, наверное, помните, как в начальной школе девочки младших классов развлекались на переменах игрой «в ниточки». Между растопыренными пальцами рук натягивается шнурок или резинка; двое играющих стараются переставить пальцы так, чтобы получилась наиболее красивая и сложная геометрическая фигура. Нельзя исключать, что в этой игре сохранился отголосок древнего способа плетения – «дёрганья» тесьмы.

Всем большое спасибо. На этом наш урок окончен.

Плетение пояса в технике дёрганья на пальцах.

По материалам книги Е.Осиповой «Ручное ткачество и ».

Для плетения пояска нужно взять 5-7 нитей длиной 2,5- 3 метра (длина на выбор, поясок будет в половину этой длины). Нити лучше взять толстые. Их можно составить из 2-х цветов, пояс будет пёстрый.

Нити сложить пополам и получится 5 петель. С той стороны, где у петель свободные концы, связать их все в один узел и прикрепить с помощью шнура к ручке двери или окна на уровне груди, так, чтобы нити шли к нам под лёгким наклоном.

Сами петли одеть на пальцы рук : три петли - на левую руку, на указательный, средний и безымянный пальцы , две петли – на правую руку, на указательный и средний пальцы.
Безымянный палец средней руки будет свободный. Им мы начнём работу. Это необычно – начинать работу безымянным пальцем.
Кисти рук повёрнуты ладонями к себе, пальцы слегка согнуты.

1 . Свободный безымянный палец правой руки продеваем в петли, одетые на пальцы левой руки. Для этого пальцы чуть наклоним, чтобы в петлях образовался проход.
2 . Безымянный палец продеваем прямо внутрь петель и подцепляем дальнюю (с указательного пальца) петлю снизу верх и протащим её сквозь все эти петли на себя. Она окажется одетой на безымянный палец правой руки.
3 . Сразу же осторожно перекидываем оставшиеся две петли левой руки на другие пальцы этой руки, на указательный и средний, а безымянный палец левой руки освободился для работы.
4 . Теперь нужно развести руки в стороны и, этим мы прибьём наш первый ряд, первое переплетение к началу пояса. Если у вас есть помощник, он поможет прибить этот ряд своими руками. Прибивать надо с натягом.
5 . Теперь этот свободный безымянный палец левой руки проденем сквозь петли на пальцах правой руки к дальнему (указательному) пальцу, подцепим эту дальнюю петлю снизу вверх и протащим на себя. Петля снова окажется на безымянном пальце левой руки.
6 . Перекинем оставшиеся две петли на указательный и средний пальцы правой руки, освободив для работы безымянный палец. И опять прибьём получившийся ряд, разведя руки в стороны.
7 . Теперь нам нужно только повторять эту последовательность из раза в раз, не забывая разводить руки после каждого ряда, и поясок будет плестись.
Когда вы закончите плетение, обхватите любой петлёй сплетённый поясок, и затяните его покрепче петелькой.
Концы пояса оформить кистями.



Похожие публикации