Здоровьесберегающие технологии в доу по фгос. формы и методы работы по воспитанию основ зож Здоровьесберегающие технологии в доу по фгос авторы

Анна Лапина
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ

«Здоровье детей - здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Суть здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

закладывание фундамента хорошего физического здоровья;

повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;

проведение профилактической оздоровительной работы;

ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;

мотивация детей на здоровый образ жизни;

формирование полезных привычек;

формирование валеологических навыков;

формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;

воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);

физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.)

валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);

валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);

здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

смене вида деятельности;

предупреждении утомляемости;

снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;

активизации кровообращения;

активизации мышления;

повышении интереса детей к ходу занятия;

создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т. п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

улучшить работу внутренних органов;

активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

тренировать дыхательный аппарата;

осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

повысить защитные механизмы организма;

восстановить душевное равновесие, успокоиться;

развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика - это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

осязательных ощущений;

координации движений пальцев и рук;

творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

действия с предметами или материалами;

пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

снятия напряжения;

предупреждения утомления;

тренировки глазных мышц;

укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

проведение психофизической разрядки;

развитие познавательных психических процессов;

нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;

коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

этюдов с использованием мимики и пантомимы;

этюдов на изображение эмоций или качеств характера;

этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

восполнение «двигательного дефицита»;

развитие двигательной сферы детей;

укрепление мышечного корсета;

совершенствование познавательных процессов;

формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

проявить эмоции, переживания, фантазию;

самовыразиться;

снять психоэмоциональное напряжение;

избавиться от страхов;

стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

улучшение самочувствия и настроения детей;

профилактика простудных заболеваний;

решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

фитотерапию;

цветотерапию;

музыкотерапию;

витаминотерапию;

физиотерапию;

гелиотерапию;

песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС - сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

Зульфия Курбанова
Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС в ДОУ

Здоровье – величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Проблема здоровья в любом обществе и при любых социально-экономических и политически ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна.

В дошкольном возрасте у ребенка воспитывается привычка к здоровому образу жизни как необходимость для дальнейшего формирования гармонически развитой личности.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования также одна из приоритетных задач – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в системе дошкольного образования необходимо развивать здоровьесберегающие педагогические технологии , способствующие сохранению здоровья и профилактике заболеваний детей.

По определению Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся », который включает в себя «психолого-педагогические технологии , программы, методы, направленные на воспитание у обучающихся культуры здоровья , личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности , мотивацию на ведение здорового образажизни ».

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду- технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников .

Цель – становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личности ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии , направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения , поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов, родителей.

Цель здоровьесберегающей технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры здоровья , т. е. совокупность осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , знаний о здоровье и умений оберегать , сохранять и поддерживать его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные соказанием элементарной медицинской, психической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья здоровья воспитателей ДОУ , и валеологическому просвещению родителей.

Задачи данных технологий :

Обеспечивать возможность сохранения здоровья детей ;

Формировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни ;

Учить использовать полученные знания в повседневной жизни;

Объединить усилия сотрудников ДОУ и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы .

Медико-профилактические технологии в детском саду

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинским средств. Компоненты данной деятельности : - организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья ; - организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания; - организация профилактических мероприятий; - контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов; - здоровьесберегающей среды в ДОУ .

Физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии в детском саду

Цель : развитие физических качеств, двигательной активности, становление физической культуры, укрепление здоровья дошкольников . К данному виду относятся следующие технологии :

Утренняя гимнастика;

Физкультурные занятия;

Ритмопластика;

- оздоровительный бег ;

Подвижные и спортивные игры;

Динамические паузы (физкультминутки) : гимнастика для глаз, пальчиковая, бодрящая после сна, артикуляционная; игры и упражнения для развития органов дыхания; упражнения для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Форма взаимодействия всех участников образовательного процесса :

Спортивные праздники;

Физкультурные досуги и развлечения;

Недели и дни здоровья ;

Беседы и игры;

Прогулки – походы.

Технология обеспечения социально-психологического

благополучия ребенка в детском саду

Цель : обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

К данному виду технологий относятся :

- технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ ;

Психогимнастика;

Релаксация;

Коммуникативные игры;

Арттерапия, сказкотерапия, песочная терапия, бумажная пластика, куклотерапия и т. д.

Технология здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

Цель : развитие культуры здоровья педагогов , в том числе культуры профессионального здоровья , развитие потребности к здоровому образу жизни .

Педагог дошкольного образовательного учреждения должен :

Уметь анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления ;

Владеть основами здорового образа жизни ;

Устанавливать контакт с детьми и их родителями;

Наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;

Прогнозировать развитие своих воспитанников;

Моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления ;

Личным примером учить детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей .

Формы организации деятельности :

Интерактивные формы деятельности (деловые игры, тренинги и т. д.) ;

Семинары-практикумы;

Мастер-классы;

Консультации для педагогов;

Проведение и посещение занятий, направленных на здоровьесбережение ;

Посещение научно-практических конференций;

Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия .

Технология валеологического просвещения родителей

Цель : привлечение родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Форма организации деятельности :

Личный пример педагога;

Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе;

Папки-передвижки;

Консультации;

Дискуссии;

Тематические встречи с участием специалистов, а также родителей с опытом семейного воспитания;

Семинары-практикумы, мастер-классы;

Интерактивные формы сотрудничества : деловые игры, тренинги;

- «дни открытых дверей» для родителей с просмотром разнообразных занятий ;

Совместные физкультурные досуги и праздники;

Анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка ;

Родительские клубы;

Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС». Мы живём в непростое время, которое предъявляет нам высокие.

Цель: Знакомство педагогов с функциональными возможностями современного интерактивного средства образовательного пространства детского сада.

Консультация Применение информационных технологий в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС Ольга Русанова Консультация Применение информационных технологий в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС Цель: Знакомство.

Основные подходы к квест-технологии и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС «Основные подходы к Квест - технологии и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО». ЦЕЛЬ: оказание.

Семинар-практикум: «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии”появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается.

Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья в воспитательно-образовательном процессе в первой младшей группе Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный.

«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» В условиях реализации ФГОС ДО в сфере дошкольного.

Технология «Коллекционирование» в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС до. Презентация нашей Коллекции «Магниты. Основание – спорт»Ведущий: Здравствуйте, представляем вашему вниманию коллекцию магнитов старшей группы.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются.

Задачи: Формировать представление дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.

Библиотека изображений:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - Старощербаковский детский сад «Березка»

Доклад на тему

«Здоровьесберегающие технологии

в образовательном процессе ДОУ»

Подготовила:

воспитатель старшей

разновозрастной группы «Муравейка»

Жирякова В.М.

Февраль, 2016г.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

В ходе применения здоровьесберегающих технологий в нашем дошкольном учреждении по сравнению с 2014-2015 учебным годом процент заболеваемости снизился на 10 %.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий, которые мы применяем в нашем дошкольном учреждении в ходе образовательного процесса:

  1. физкультурно-оздоровительные;
  2. технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  3. здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов дошкольного образования;
  4. валеологического просвещения родителей;
  5. здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Еще один вид это Медицинские здоровьесберегающие технологии, но мы их не применяем т.к. в этой технологии основная роль отводится медицинским работникам с использованием медицинских средств.

1. Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

  • закаливание КГН;
  • беседы по валеологии;
  • спортивные праздники;
  • спортивные развлечения и досуги;
  • недели здоровья;
  • соревнования;
  • прогулки-походы.

3.Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;

Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;

Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;

Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах.

4.Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей мы рассматриваем как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

Оформлены информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

5.Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, которые мы используем в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

В настоящее время для нас одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка - вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок - успешный ребенок», считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений моей педагогической деятельности выделяю применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение мною в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысила результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировала у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, в дальнейшем буду создавать условия для возможности корректировки технологий.

Проведя в конце учебного года статистический мониторинг здоровья детей, буду вносить необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, с обеспечением индивидуального подхода к каждому ребенку, а также буду формировать положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые мною в комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

  • Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
  • Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
  • Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
  • Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
  • Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
  • Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.

Система здоровьесбережения в ДОУ:

  • различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
  • комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
  • физкультурные занятия всех типов;
  • оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
  • организация рационального питания;
  • медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
  • соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
  • комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ

  • Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;
  • Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
  • Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;
  • Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
  • Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
  • Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Результаты внедрения здоровьесберегающих

технологий в ДОУ

1.Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.

2.Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.

3.Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.

4.Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

5.Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;

6.Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добра!

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС»

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя» .

В.А.Сумомлинский

От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. И мы как педагоги, заинтересованы в сохранении здоровья детей и это непосредственно и сильно затрагивает нас. Поэтому, а ктуальной задачей физического воспитания в дошкольном образовании является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей на основе формирования у них потребности в движениях. К тому же федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей , создание условий безопасной образовательной среды , осуществление комплекса психолого - педагогической , профилактической и оздоровительной работы . В соответствии с этим особую актуальность приобретает необходимость поиска эффективных средств и методов физического развития и оздоровления детей.

С точки зрения крупнейших русских ученых Т. И. Осокиной, Д. В. Хухлаевой, заложивших научные обоснования для осуществления физического воспитания дошкольников, средства и методы физического воспитания должны быть направлены на то, чтобы воспитать здоровых детей с хорошим уровнем развития движений. Однако в физическом воспитании дошкольников по-прежнему доминирует учебно - дисциплинарный подход, при котором внимание фиксируется не на личности ребенка, а на формировании его двигательных навыков, что часто превращается в самоцель. При этом И. С. Якиманская - автор личностно-ориентированного обучения предлагает формировать субъектную позицию дошкольника через взаимодействие и сотрудничество ребенка со взрослым и сверстниками при котором у детей формируется интерес к движениям, самостоятельность и творчество.

Идеи этих педагогов, с моей точки зрения, можно считать базовыми и поэтому есть основания рассматривать в качестве основы физкультурно-оздоровительной работы возможность активного планомерного воздействия на физическое развитие и оздоровление ребенка через использование здоровьесберегающих технологий. В психолого-педагогической литературе понятие «здоровьесберегающая технология» раскрывается как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Применительно к ребенку здоровьесберегающие технологии позволяют обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитанников, способность дошкольников максимально самопроявиться и развиться в разных видах детской деятельности. Анализ здоровьесберегающих технологий позволяет выделить в дошкольном образовании следующие их виды: медико - профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия, технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, технологии валеологического просвещения родителей.

Наиболее приемлимыми в своей работе считаю применение физкультурно-оздоровительных технологий, предполагающих использование форм и методов организации физкультурно-оздоровительного процесса без ущерба для здоровья детей. Поэтому тема опыта, который представляется вашему вниманию «Физкультурно-оздоровительные технологии как средство физического развития и оздоровления дошкольников».

Цель моей работы: обеспечение гармоничного физического развития детей, сохранение и укрепление их здоровья посредством физкультурно-оздоровительных технологий.

З адачи:

    развивать физические качества, обогащать двигательный опыт дошкольников;

    содействовать формированию здоровьеобогащения педагогов и валеологическому просвещению родителей;

    обеспечить предметно-развивающую среду с учетом здоровьесберегающей модели.

Для решения данных задач разработана здоровьесберегащая модель организации физкультурной работы в детском саду, в которой выделены следующие компоненты: организация здоровьесберегающей среды, медико-педагогическая диагностика, профилактические мероприятия, занимательная двигательная деятельность, просвещение педагогов и родителей.

Медико-педагогическая диагностика. Основой работы по реализации здоровьесберегающей модели являются результаты медико - педагогической диагностики, которые показали что индекс здоровья – 13%, уровень заболеваемости – 17,7 дней в год на одного ребенка, количество детей, относящихся к профилактическим группам – 6%, количество частоболеющих детей – 10%, уровень развития физических качеств – 77%.

Организация здоровьесберегающей среды. Известно, что ребенок не способен выполнять даже самые полезные упражнения с точки зрения «надо» и «полезно». Согласитесь со мной, если спортивный комплекс или нетрадиционное оборудование появится в группе, в физкультурном зале, на спортивной площадке, это станет самым оживленным и любимым местом для игр детей. Поэтому я стремлюсь разнообразить и обогатить предметно-развивающую среду детского сада. С этой целью мною изготовлено и применяется следующее нетрадиционное оборудование:

    «Дорожка здоровья» с разными следами, ребристыми палочками, цветочками для профилактики плоскостопия;

    «Сороконожка» - многофункциональное оборудование для упражнений в прыжках, с мячом, для развития моторики рук и равновесия, профилактики плоскостопия.

К тому же на территории детского сада оформлены функциональные оздоровительные зоны с учетом потребности детей в двигательной активности. М ультперсонажи Крош и Нюша «приглашают» детей потренироваться на островках здоровья, а на «Сказочной поляне» можно отдохнуть после занятий физической культурой, расслабиться, подышать свежим воздухом, поиграть с Бабой Ягой и лесовиком Флориком, провести игры на релаксацию.

Профилактические мероприятия. Медико-педагогическая диагностика позволяет планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом состояния здоровья детей. Поэтому использую мероприятия профилактического характера, включающие в себя работу с детьми, имеющими разные профилактические группы здоровья (группа частоболеющих детей, профилактическая группа с риском развития заболеваний верхних дыхательных путей, опорнодвигательного аппарата, с риском развития патологии центральной нервной системы). Работа с частоболеющими детьми предусматривает индивидуальный подход при проведении занятий физической культурой (а именно - уменьшается физическая нагрузка на ребенка, закаливающие процедуры проводятся в течение двух недель после болезни). Оздоровительную работу с детьми осуществляю также в рамках клуба «Красивая осанка». Классические оздоровительные техники провожу в игровой форме (это - релаксация, игровая дыхательная и пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, гимнастика для глаз), использую циклические движения для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба, бег на ускорение), упражнения направленные на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки и сенсомоторной координации. Дети с радостью выполняют массаж рук «Строим дом», упражнение «Жучок на спинке», массаж спины «Прогулка в лес», упражнение «Баиньки».

Особое внимание уделяю проведению закаливающих процедур. Эффективно закаливают детей облегченная форма одежды, воздушные и солнечные ванны, босохождение, утренняя гимнастика и оздоровительный бег на свежем воздухе. Закаляя детей дошкольного возраста, ставлю перед собой такие задачи как повысить стойкость организма в борьбе с заболеваниями, воспитывать потребность в свежем воздухе, сделать организм каждого ребенка стойким, гибким, выносливым. Главное в системе моей работы помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности , чтобы , взрослея , каждый из них осознал свою индивидуальность , был готов вести здоровый образ жизни , ценил свое здоровье и здоровье окружающих.

Занимательная двигательная деятельность. Основной формой работы с детьми является занимательная двигательная деятельность, построенная с учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. Я стараюсь, чтобы все упражнения выполнялись на фоне позитивных ответных реакций ребенка, доставляя ему не только мышечную, но и эмоциональную радость. При этом использую разные виды занимательной двигательной деятельности: традиционные, сюжетные, корригирующие, игровые. Постепенно пришла к выводу, что использование нетрадиционных формы организации занятий физическими упражнениями заметно оживляют интерес детей к выполнению физических упражнений, способствуют накоплению и обогащению двигательного опыта. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, в сюжетном занятии все средства физического воспитания подчинены определенному сюжету. Например, при проведении сюжетного занятия «Кошка с котятами» малыши проживают день по-кошачьи, прячут клубочки, пролезают под ветками, ловят бабочку, играют с мамой-кошкой и поют ей песенку. В процессе занимательной двигательной деятельности «Задание лесовичка Кузи» дети старшей группы получают письмо, в котором Кузя предлагает детям выполнить задания с помощью карт-схем. Дети с удовольствием выполняют разные задания: тянутся к солнышку, греют ножки, перешагивают через поваленные деревья. В подарок Кузя дарит волшебную «Сороконожку» и учит дошколят играть с ней.

Сюжетная форма организации занятий с использованием нетрадиционного оборудования способствует формированию интереса у детей к двигательной активности, доставляет им радость и удовольствие. Систематически проводимые оздоровительные и корригирующие упражнения способствуют укреплению организма, предупреждают отклонения в физическом развитии, развивают умение заботиться о своем здоровье. Они интересны детям и дают высокий педагогический эффект.

В процессе работы я пришла к выводу, что детям важно, прежде всего, накапливать впечатления, личный опыт, а также импровизировать, проявлять творческие способности. Поэтому я стараюсь направлять все усилия на поддержание в ребенке веры в свои силы, на то, чтобы он не терялся, выполняя сложное упражнение, чтобы у него не развивались комплексы.

Всему этому помогает интеграция образовательных областей. К примеру, использование здоровьесберегающих технологий, воздушное закаливание, игровая дыхательная гимнастика, самомассаж предусматривают интеграцию образовательной области «Физическая культура» и «Здоровье». Интеграция с образовательной областью «Безопасность» решается посредством формирования навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем. Активизация мышления детей, усвоение нового материала, закрепление знаний об окружающем мире через подвижные игры и упражнения предусматривает интеграцию с областью «Познание».

С целью развития воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме используются художественные произведения, музыкально-ритмическая деятельность, что предполагает интеграцию области «Физическая культура» с образовательными областями «Чтение художественной литературы» и «Музыка». Интеграция с областью «Социализация» происходит через взаимодействие и помощь друг другу во время эстафет, оценивании результатов игр и соревнований, где формируются первичные представления о себе, собственных возможностях. В процессе занимательной двигательной активности происходит развитие свободного общения со взрослыми и детьми через проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности, что свидетельствует об интеграции с образовательной областью «Коммуникация». При овладении детьми навыками по уходу за физкультурным инвентарем решается задача накопления двигательного опыта в рамках области «Труд».

В процессе занимательной двигательной деятельности на воздухе мы играем с детьми в подвижные игры и игры на асфальте, выполняем разные задания на тренажерах спортивной площадки, в зимнее время ходим с детьми на лыжах. Это усиливает оздоровительный эффект физических упражнений, повышает двигательную активность, дает возможность использовать движения, выполнение которых в помещении затруднено или невозможно. Постоянно меняющиеся метеорологические условия (температура, влажность, ветер) в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм дошкольников. Высокая двигательная активность детей на воздухе усиливает работу сердца и легких, обеспечивает повышенную доставку кислорода к органам, стимулирует и совершенствует деятельность центральной нервной системы.

На этапе завершения и совершенствования усвоенных знаний, двигательных навыков и умений для подведения итогов я использую беседы по вопросам: «Как называется это упражнение?», «С какой целью мы выполняем упражнение «Часики»?, «Какие упражнения для глаз вы знаете?». Чувство удовлетворения от движений, эмоциональный заряд от своих достижений дети получают во время спортивных досугов и дней здоровья, которые являются эффективным средством формирования потребности к физической культуре и оздоровления детского организма. Наиболее интересными для детей стали такие спортивные досуги как «В гостях у Кроша и Нюши», районные олимпийские игры «Спорт – это сила и здоровье», «Богатырские состязания».

Просвещение педагогов и родителей. Ксати говоря, активный отдых детей будет более интересным и запоминающимся, когда каждый ребенок чувствует рядом с собой заботливое плечо родителя. Хорошей традицией стало проведение Дня открытых дверей, на котором ежегодно провожу оздоровительное занятие «Путешествия в страну здоровья». В рамках просветительной работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья дошкольников о формляю информационный стенд «Капелька», памятки и буклеты, провожу анкетирование, консультации по разным вопросам. Наиболее интересными родители считают такую информацию как, «Игры для здоровья», «Закаливание дома и в саду», «Плоскостопие – дело поправимое».

Содержание работы с педагогами включает в себя индивидуальные и групповые консультации, практикумы. С целью повышения уровня компетентности педагогов в области физкультурно-оздоровительной работы изучаю передовой педагогический опыт по вопросам здоровьесбережения дошкольников и знакомлю с ним воспитателей, активно участвую в работе районного методического объединения по физическому направлению развития детей. В рамках данной работы мною проведены консультация «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников», методический урок «Виды интеграции образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье».

Фундамент здоровья закладывается с детства. И первые впечатления всегда сильнее, всегда оставляют неизгладимый след в нашей памяти. Поэтому есть основание надеяться, что использование физкультурно-оздоровительных технологий уже в дошкольном возрасте способствует продлению у детей интереса к физической культуре и здоровью на протяжении всей жизни. Об этом также свидетельствует медико-педагогическая диагностика, которая прказывает, что индекс здороья детей увеличился на 2%, уровень заболеваемости снизился на 2,9 дня, уровень развития физических качеств и основных движений увеличился

Таким образом, можно констатировать, что применение в работе физкультурно-оздоровительных технологий способствует оздоровлению дошкольников, повышению уровня их физической подготовленности, развитию физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости. Проводимая работа позволяет обогатить уровень знаний педагогов и родителей о физическом развитии и оздоровлении дошкольника. В процессе реализации модели создано большое количество нетрадиционного оборудования, которым с интересом пользуются дети и взрослые.

Мы считаем, что разработанная в детском саду здоровьюсберегающая модель позволяет качественно решать цель обеспечения гармоничного физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья посредством физкультурно-оздоровительных технологий. Результативность работы по здоровьесбережению подтверждают полученные грамоты и дипломы (к примеру, оздоровительный проект «Береги здоровье смолоду» занял 1 место в районе, 3 место в округе).

В перспективе планируется организовать олимпийское движение разработать положение, оформить картотеку «Олимпийские виды спорта», разработать индивидуальные образовательные маршруты для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Введение:

Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы, утверждённых и введённых в действие Приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 г. № 655. Данный документ является первым в истории российского образования, который на федеральном уровне предъявляет требования к разделам обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования. Само их введение подчёркивает необходимость изменения системы работы с учётом общих требований общества к качеству дошкольного образования. Согласно современным представлениям, целью образования является всестороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. В настоящее время вопрос оздоровления детей дошкольного возраста является очень актуальным. К сожалению, в сегодняшних условиях общество сталкивается с существенным ухудшением состояния здоровья детей.

Перед дошкольным образованием стоят несколько задач: активное участие педагогов дошкольных образовательных учреждений в эффективном использовании здоровьесберегающих технологий, разнообразие форм работы по формированию у дошкольников культур в сохранения собственного здоровья, использование оздоровительных видов деятельности в режиме дня. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Применительно к ребёнку – обеспечение здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его и т.д. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ГБДОУ и валеологическому просвещению родителей.

По степени влияния на здоровье детей здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий.

Их можно выделить в три подгруппы:

Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

Учебно-воспитательные технологии, включающие формирование культуры здоровья детей и заботы и нём.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги в дошкольном образовательном учреждении, конкретных условий ГБДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Ведущим принципом таких технологий является учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальности в развитии, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Наш ГБДОУ детский сад № 3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Невского района СПб работает по:

общеобразовательной программе : «От рождения до школы» и дополнительные программы : «Здоровье»,

«Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Юный эколог».

В программе: «От рождения до школы» присутствуют несколько Образовательных областей, но нам конкретно нужна Образовательная область: «Физическое развитие».

Основные Цели и Задачи:

Формирование начальных представлений о ЗОЖ.

Формирование у детей начальных представлений о ЗОЖ.

Физическая культура:

Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение переутомления. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценки при выполнении движений. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса к любви и спорту.

В нашей второй младшей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:

Организация разных видов деятельности детей в игровой форме;

Построение образовательного процесса в виде модели культуры;

Организация культурного творчества дошкольников.

Оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Вся эта работа осуществляется комплексно с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя.

Являясь участником этого общего процесса я уделяю внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам ЗОЖ, применяя на практике различные методы и приёмы для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы.

Подвижные и спортивные игры.

Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика для глаз.

Дыхательная гимнастика.

Бодрящая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Беседы по валеологии.

Закаливание К-Г.Н.

Оздоровительная физкультура.

Ритмопластика.

Здоровьесберегающее образование технологии в нашей группе – это технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к ЗОЖ человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения беречь, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, не только имели высокий потенциал здоровья, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Технологии обучения ЗОЖ :

Использование оздоровительной работы в детском саду

Использование вариативных режимов дня:

Типовой,

Щадящий,

Подгрупповой.

Психолого-педагогическое сопровождение развития:

Создание комфортных условий пребывания детей.

Создание психологического комфорта в группах.

Обеспечение педагогами и специалистами ГБДОУ положительно – эмоциональной мотивации педагогического процесса, проведение режимных моментов, индивидуальной работы и всех видов детской деятельности.

Личностно – ориентированный стиль взаимодействия педагога с детьми.

Психолого – медико – педагогическая поддержка ребёнка в адаптационный период.

Организация двигательной активности воспитанников:

Регламентированная деятельность: утренняя гимнастика, физкультурный досуг, бодрящая гимнастика.

Частично регламентированная деятельность:

  • Утренняя гимнастика.
  • Бодрящая гимнастика.
  • Динамические переменки.
  • Музыкально – ритмические движения под музыку.
  • Спортивные и подвижные игры.
  • Спортивные праздники и досуги.
  • Дни здоровья.
  • Ритмопластика.

Негламентированная деятельность .

Самостоятельная двигательная активность воспитанников: двигательная деятельность в помещении и на улице.

Дополнительные формы активного отдыха: вечера спортивных досугов и развлечений.

Воспитание у дошкольников потребности в ЗОЖ по следующим направлениям:

Формирование К-Г.Н.

Формирование представлений о деятельности человеческого организма.

Знакомство с правилами безопасного поведения, пожарной безопасности.

Формирование навыков бережного отношения к своему здоровью.

Оздоровительная и лечебно-профилактическая работа:

Мероприятия комплексного плана лечебно-профилактической работы.

Осуществляется мед. работниками, некоторые процедуры проводятся воспитателями.

Лечебно-профилактическая работа строится в нашем детском учреждении на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, диагностических данных состояния здоровья, уровня их физического развитии.

При проведении диагностических данных отмечается три периода повышения заболеваемости: осеннее и весеннее межсезонье и грипп зимой. На основе анализа заболеваемости за несколько лет позволяет определить приблизительное начало опасного периода и своевременно подготовить организм ребёнка к наступлению неблагоприятного сезона. Организм ребёнка не способен быстро приспособиться к внезапно меняющимся условиям, и поэтому дети часто болеют в этот период. Это одно из объективных причин, т.к многолетний опыт убедил нас, что несмотря на все принимаемые меры, заболеваемость на эти периоды выше. Диагностические данные помогают нам увидеть степень эффективности предпринимаемых профилактических мер.

Оздоровительная и лечебно-профилактическое сопровождение:

Кварцевание помещений.

Режим теплового комфорта.

Режим проветривания во время дневного сна.

Воздушные ванны.

Умывание холодной водой.

Солнечные и воздушные ванны.

Босохождение по массажным дорожкам.

Чеснокотерапия.

Витаминно–профилактические мероприятия.

Организация питания:

Сбалансированное питание воспитанников в соответствии с действующими нормами.

Организация индивидуального питания воспитанников на основании медицинских показаний.

Диагностика физического развития.

Проводится в конце года всеми службами детского учреждения. Оцениваются и сопоставляются с данными начало года заболеваемость, группа здоровья, уровень продвижения нервно – психического развития, воспитание полезных привычек, приобретение двигательных навыков, уровень физического развития и физических качеств. На каждого вновь поступающего ребёнка заводится карта здоровья, её ведение не затрудняет работу воспитателя, т.к. исходные данные определяются мед. работником, врачом, родителями. Воспитатели подводят итог в конце года.

Работа с родителями. Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и детского учреждения, а также на основе родительского договора. Ежеквартально персонал группы и мед.работники отчитываются о проделанной работе, указывают на трудности, корректируют планы дальнейшей работы. Работа планируется в целом на год с разбивкой по кварталам и конкретизацией по месяцам.

Проблемы социальной адаптации ребёнка – дошкольника к современным условиям жизни.

По окончании детского дошкольного учреждения ребёнок вступает в значительно более широкий мир и должен быть своевременно к нему подготовлен. Решение проблем адаптации ребёнка к условиям современной жизни – одна из специальных задач детского дошкольного учреждения. Она решается одновременно в нескольких направлениях:

Умение решать несложные бытовые проблемы и ориентироваться в окружающей обстановке.

Умение разбираться в человеческих взаимоотношениях.

Умение обратится за помощью.

Умение показать, проявить себя в различных ситуациях.

Знание своих прав, и обязанностей по взрослому и обществу.

Литература:

В.Г.Алямовская: «Здоровье», LINA PRESS, 1993 г.

К.Ю.Белая: «Формирование основ безопасности дошкольников».

Н.И.Крылова: «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ», Издательство: «Учитель», 2008 г.

Е.И.Подольская: «Формы оздоровления детей 4 -7 лет», Издательство: «Учитель», 2008 г.

Т.Г. Карепова: «Формирование ЗОЖ у дошкольников», Издательство: «Учитель», 2009 г.

К.Ю.Белая: «Инновационная деятельность в ДОУ», Методическое пособие – М.: Т.Ц. «Сфера», 2005 г.

М.А. Павлова, М.В.Лысогорская: «Здоровьесберегающая система ДОУ», Волгоград: «Учитель», 2009 г.

А.М.Сивцова: «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях», Методист – 2007 г.

М.: «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ», М.: 2016 г.



Похожие публикации