План работы по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника". План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок рукавички с изображе

Актуальность темы

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.


В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.

Цель работы по теме самообразования: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.

Задачи:

Проанализировать методическую литературу по данной теме;

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.

Разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.

Создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

План работы на год

Раздел

Сроки

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь-май

Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

Ежедневный вечер чтения.

Ноябрь

Чтение сказок А.С. Пушкина.

Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

Январь

Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.

Март

Чтение любимых стихотворений.

Развлечение «Расскажи стихи руками»

Апрель

Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».

Май

Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

Вечер памяти.

Работа с семьёй

Сентябрь

Информация в уголке для любознательных родителей.

Октябрь

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Январь

Открытый показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка»»

День открытых дверей.

Апрель

Тамара Бондина
Картотека «Сказки-шумелки». Форма организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников

"Сказка про овечку "

Одна маленькая овечка отбилась от стада и пошла в другую сторону.

Потом она дошла до ручейка, - перелить воду из стакана в стакан

И вот, она поняла, что заблудилась. Ей стало страшно, она стала звать на помощь, - поблеять

Но никто ее не слышал, только ветер дул в ответ, - подуть в трубочку

У маленькой овечки был звонкий колокольчик, он звенел вот так : - позвенеть в колокольчик

Пастух посчитал овечек и увидел, что одной не хватает. Потом он услышал, как где-то далеко звенит колокольчик, - звенеть колокольчиком

Пастух отправился искать свою овечку.

Сначала по травке, - шуршим пакетом

Потом по камушкам, - стучим камнем о камень

Потом он перешел быстрый ручеек, - перелить воду из стакана в стакан

Пастух нашел овечку, и она радостно заблеяла, - поблеять

Они пошли домой.

Сначала перешли быстрый ручей, - перелить воду из стакана в стакан

Потом пошли по камушкам, - стучим камнем о камень

Потом по травке, - шуршим пакетом

Вот они и дома. Все овечки обрадовались и заблеяли. - все дети говорят «Бе-е-е»

Росла в лесу ёлочка – стоим на месте, вытянув руки в стороны

По её веточкам прыгали белки– прыгаем с продвижением вперед (стучим палочкой по ксилофону)

Прилетал дятел - «летим» или шлепаем руками по бокам.

И громко стучал клювом– вытягиваем указательные пальцы вперед, барабаним ими по туловищу (стучим палочками) .

Иногда мимо проходил большой медведь– ходим, переваливаясь с ноги на ногу (медленно стучим ладонями по барабану)

Иногда пробегал маленький зайчик – подпрыгиваем на месте (играем на ксилофоне)

Вечером на елочку подул ветерок– дуем

Ночью над ней загорались звёздочки– вытянув указательные пальцы, как бы рисуем точки-звездочки над головой (играем на треугольнике)

Летом около неё летали комарики– шевелим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з»

Зимой на неё падали белые снежинки– рисуя указательными пальцами точки сверху вниз, показываем, как падают снежинки (щипаем струны) .

И укрывали ёлочку тёплым снежным одеялом.

В саду росла яблонька с красивыми белыми цветами – вытягиваем руки в стороны

На цветы прилетали пчёлы– летаем по комнате или жужжим «ж-ж-ж» .

Потом лепестки облетели– перебираем пальцами в воздухе сверху вниз (или играем на металлофоне сверху вниз)

И на ветках стали расти маленькие яблочки– пальцы округляем, показываем, как росли яблочки.

Каждое утро к яблоньке прибегал ёжик– ползаем на четвереньках

И смотрел на яблоки– поднимаем голову вверх, фыркаем или сопим носиком.

Однажды ночью подул сильный ветер– дуем

Яблоки стали падать на землю– ударяем кулаками по полу (по коленкам)

Утром прибежал ёжик – ползаем на четвереньках (барабаним пальцами по барабану)

И стал грызть самое большое яблоко .

Жил-был в маленьком пруду маленький лягушонок – звукоподражание ква-ква (высоким голосом) .

Над прудом летали маленькие комарики–водим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з» .

Днём лягушонок ловил комариков– выполняем хватательные движения руками, приговаривая «ам» .

А ночью плавал в пруду– подражательные движения или бутылочка с водой.

Однажды лягушонок сказал :

Я хочу ловить больших комаров!

И запрыгал по травке - прыгаем .

Шла навстречу корова– приставляем пальцы ко лбу, мычим.

Лягушонок её и спрашивает :

Ничего не сказала корова , и лягушонок поскакал дальше- прыгаем (или ударяем бубном по ладони) .

Бежала навстречу лошадь– цокаем язычком.

Лягушонок её и спрашивает :

Ты знаешь, где живут большие комары? Ква – ква?

Ничего не сказала лошадь , и лягушонок поскакал дальше - прыгаем (или ударяем бубном по ладони) .

Доскакал лягушонок до большого пруда, где летали большие комары– водим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з» (более низким голосом) .

И только он хотел поймать комара, как вдруг услышал громкий треск – проводим палочкой по ксилофону.

На берегу стоял большой аист и стучал длинным острым клювом– проводим палочкой по ксилофону.

И маленький лягушонок поскакал обратно в свой маленький пруд- прыгаем (или ударяем бубном по ладони) .

Времена года

Весна спешит, ручей журчит, -ксилофон

На сосульке капелька блестит, - льётся вода из лейки в таз

А поутру щебечут птички,

Как будто все на перекличке! - свистульки

А летом солнышко палит,

Ребят на реченьку манит,

Им весело плескаться, - шлепки по воде руками

Водичкой обливаться!

Но, вдруг, раздался страшный гром! - бой большого барабана

Сорвался дождик, и бегом вприпрыжку,

Все разбегаются домой! - шлепки по коленкам руками

Осенью порой тоскливо,

Идет дождик проливной, -пальцами по барабану

А листья шуршат так красиво, -сминать руками бумагу

И в лес нас зовут за собой!

Зимой злая вьюга кружится,

Снег под ногами хрустит, -сминать фольгу

Мчатся стремительно кони, -деревянные ложки

Слышится топот копыт!

Звон бубенцов раздаётся, - бубенцы

Песня весёлая льётся!

"Лиса и рыба"

Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит. - бубенцы, коробочка

Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался : «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» - Бросил он лису в сани, - барабан

А сам пошёл впереди. - целлофан

Лошадка бежит, колокольчиком звенит - бубенцы, коробочка

А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке - ксилофон (глиссандо)

Выбросила всю рыбку и сама убежала. - барабанит пальцами

Публикации по теме:

«Использование логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников». Современное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью.

Доклад «Подвижная игра на свежем воздухе как форма организации двигательной деятельности детей раннего возраста» Свое выступление я хочу начать с высказывания Волошиной Л. Н. о том, что (2слайд) «Подвижная игра является средством гармонического развития.

Консультация для воспитателей «Формирование у старших дошкольников самостоятельной познавательно-игровой деятельности» Известно, что самостоятельность формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения разными видами деятельности. Чем же характеризуется.

Методика организации самостоятельной исследовательской практики дошкольников ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСИКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Исследовательская практика ребенка – дошкольника – важный путь познания окружающего мира. Коллективные занятия.

Здесь тёплое поле наполнено рожью, Здесь плещутся зори в ладонях лугов. Сюда златокрылые ангелы Божьи По лучикам света сошли с облаков.

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев,.

Организация самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников Тропина Юлианна Николаевна, музыкальный руководитель БДОУ «Детский сад №20» г. Сокол Организация самостоятельной музыкальной деятельности.

План-конспект организации самостоятельной деятельности детей средней группы на прогулке План – конспект организации самостоятельной деятельности детей средней группы на прогулке. Тематическая неделя «Мой любимый детский сад».

Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности дошкольников на участках групп и спортивном участке В настоящее время для дошкольного образования установлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который.

Вариативные формы организации музыкальной деятельности детей на музыкальных занятиях ДОУ В работе музыкального руководителя основной формой организации музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия.

Библиотека изображений:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №2 «Малышка» городского округа город Мантурово.

Программа по самообразованию

Тема : «Роль русской народной сказки в эмоциональном развитии ребенка младшего дошкольного возраста

Воспитатель: Смирнова О.А.

Стаж:13 лет

2014-2015 учебный год 1 младшая группа

Тема: «Роль русской народной сказки в эмоциональном развитии ребенка младшего дошкольного возраста»

Цель: выявить и изучить особенности воспитательной роли русской народной сказки в эмоциональном развитии детей.

Задачи:

Выявить значение русской народной сказки в системе воспитания детей.

Приобщать детей к русским сказкам, увлечь народными сюжетами.

Обогащать чувства детей, воображение и речь.

Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через русские народные сказки ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

План работы

месяц

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Роль русской народной сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Постановка целей и задач по данной теме.

Октябрь

Изучение темы: «Роль русской народной сказки в развитии речи ребенка »

Чтение русских народных сказок. Рисование с детьми «Следы зверей». «Зернышки для петушка», лепка «морковка для зайчика» и т. п.

Консультация: «Роль сказки в развитии детей»

Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут сказки»

Ноябрь

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Применять отрывки из сказок в режимных моментах.

Создание библиотеки красочных книг со сказками для детей.

Декабрь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

Дидактическая игра «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото)

Показ родителям ролика «Сказки в жизни нашей группы» Изготовление родителями дидактических материалов.

Январь

Изучение темы:

« Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Показ кукольного театра по мотивам русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Консультация:«ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ»

Февраль

Изучение темы:

« Роль сказки в воспитании детей »

Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Обустроить уголок ряженья с русскими национальными костюмами.

Март

Изучение темы: « Влияние сказки на психику ребенка »

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

Консультация « Как выбрать полезную сказку для малыша »

Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам

Апрель

Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры)

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

май

Самоанализ плана самообразования.

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

на итоговом родительском собрании

Используемая литература:

Журналы «Дошкольное воспитание»

Журналы «Ребёнок в детском саду»

Ресурсы интернета.

Приложение

Дидактическая игра« Узнай сказку»

Цель и задачи:

Закрепить знания детей о русских народных сказках;

Формировать умение узнавать и называть их по отдельным эпизодам и героям;

  • пробудить к звукоподражанию, создать радостное настроение.

Ход игры

Перед детьми выставляет книги со сказками.

Воспитатель: Каждый из вас берет знакомую сказку, в которых действует например Медведь. (Дети показывают сказки: «Маша и Медведь»; «Три Медведя»; «Теремок» ; «Колобок»; и т. д. и коротко рассказывают содержание сказки).

«Расскажи сказку по героям»

Цель и задачи: побуждать детей к пересказу сказки .

Ход


Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки.

«Расскажи сказку по иллюстрациям»

Цель и задачи: побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения.

Ход


Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.

«Собери сказку»

Цель: развивать мелкую моторику; целостное восприятие картинки,память.

Ход

Дети собирают разрезные картинки по мотивам русских народных сказок.

Консультация для родителей

ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ.

ЛЁГКОСТЬ И ПРОЧНОСТЬ.

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.

Она лёгкая - у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.

Размер книжки небольшой ребёнок должен иметь возможность "играть" с ней самостоятельно.

В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст - только крупный, фразы - чёткие и лаконичные.

Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне.

Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке) Ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ.

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т.п. На странице 80 % площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой "игрушкой" - все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА.

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребёнка появляется интерес к буквам, - приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение - вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.

Многим детям нравятся книжки-игрушки всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться книги, прежде всего, предназначены для чтения - это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года - возраст почемучек - оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15 процентов, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

РАСШИРЯЕМ КРУГОЗОР.

Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.

Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей - постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное - такое чтение очень сплачивает.

Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» (младший дошкольный возраст)

Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно всё, что не бывает в жизни. И, заметьте, всегда счастливый конец. Слушатель сопричастен с происходящим, он может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета, отзываясь на них душой.

Мир детей не похож на мир взрослых. В нём тесно переплелись фантазия и реальность. Многие проблемы с детьми возникают из–за непонимания – странного, часто нереального. Исправить ситуацию вам помогут народные сказки. Они станут тем волшебным мостиком, который соединяет два разных мира – детский и взрослый.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребёнка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

2. Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!

3. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребёнка.

4. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить.

5. Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями! В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать.

6. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки нарисованные и вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи. Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

«Встречи героев»

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры»

Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

«Новые сказки»

Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

Вы можете сделать сказку помощником в воспитании и обучении детей, в познании себя, во взаимопонимании с окружающими. Сказка помогает формировать у ребёнка основы нравственности, морали, по законам которой ему предстоит жить, помогает в формировании у ребёнка музыкального слуха, любви к природе, к родной земле, способствует развитию речи, мышления, фантазии.

Консультация для родителей

Справиться с детским непослушанием помогут потешки!

Потешка - это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.

Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители могут начинать их использовать с самого раннего возраста. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребенка. Если ребенок упрямится и не хочет что-то делать, потешка очень выручает в таких случаях. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо.

Например, если ребенок проснулся утром не в духе или не хочет идти в детский сад, то это чудесная потешка поможет вам поднять ему настроение .

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

Ваш маленький сынуля-грязнуля не хочет умываться, мыть руки после еды, и вам никак не удается удержать его в ванной? А дочка предпочитает ходить нерасчесанной? Потешки помогут вашим деткам полюбить мыло и расческу.

Не хочет малыш умываться. Выручит такая потешка:

Кран,

Откройся!

Нос,

Умойся!

Мойтесь

Сразу,

Оба

Глаза!

Мойтесь,

Уши,

Мойся,

Шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся,

Мойся,

Обливайся!

Грязь,

Смывайся!

Грязь,

Смывайся!!!

Зарядка поможет малышу стать крепче и пластичнее. Она принесет пользу, если делать ее ежедневно и с удовольствием. Для малышей очень важен игровой момент, поэтому старайтесь весело обыгрывать любое упражнение, увлекая кроху собственным примером. Потешки помогут вам сделать занятия более интересными. Например:

Раз сюда, два сюда

(повороты туловища вправо и влево)

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Сели, встали, сели, встали

Словно Ванькой-встанькой стали

А потом пустились вскачь

(бег по кругу)

Будто мой упругий мяч

Раз, два, раз, два

(упражнение на восстановление дыхания)

Вот и кончилась игра.

Потешка за едой:

Ладушки, ладушки!

Где были?

У бабушки!

Что ели?

Кашку!

Что пили?

Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели!

Наша Маша громко плачет? И никакие уговоры не могут ее утешить? Выручат потешки-утешки. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.

Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать -

Куплю худой лапоть!

Потешки "по кочкам" и ее аналоги - едва ли не излюбленная игра малышей любого возраста. Берем ребенка на коленки и согласно сюжету качаем его, в яму - роняем. Сто раз будете повторять, сто раз будет смеяться. Очень полезными такие потешки бывают, когда нужно удержать малыша на руках. Например, чтобы надеть штанишки или в очереди к врачу. Потешки для игры на коленках развивают у детей чувство ритма, учат понимать речь и выполнять простые движения.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Чтобы ребенок не скучал во время одевания можно использовать следующую потешку:

А сейчас пойдем гулять.

Будем с детишками играть.

Но чтобы Настенька моя

Не замерзла никогда.

Мы наденем шапочку,

Чтобы спрятать ушки,

У Насти на макушке.

А на шейку шарфик теплый,

Очень мягкий и большой.

Ну, теперь комбинезон

Настенькин любимый.

Станешь ты, как гномик,

Цветик мой, родимый!

Посажу тебя в коляску,

Расскажу интересную сказку.

Через прикосновение, поглаживание мама дарит ребенку радость телесного общения, помогает малышу открывать собственное тело и его возможности.

Стенка

(прикасаемся пальцем к одной щечке малыша)

Стенка

(прикасаемся пальцем ко второй щечке малыша)

Потолок

(прикоснулись к лобику)

Окна

(показали на глазки)

Двери

(показали на ротик)

И Звонок Пи-и-ип!

(нажимаем на носик)

Хозяин дома?

Гармонь готова?

Можно поиграть?

И щекочете малявочку!!!

Визг и восторг!

Что может быть лучше потешки, рассказанной любимой мамой перед сном? Выберете наиболее понравившуюся вам и вашему малышу потешку, и пусть она станет обязательной частью ежедневного ритуала отхода ребенка ко сну.

Отзвенел звоночек.

Спать пора, цветочек.

Солнышко уснуло,

Тучка спать легла.

И волшебная синяя птица

Добрые сны тебе принесла.

Мамочка нежно обнимет тебя.

Засыпай моя деточка, радость моя!


“Нет на земле живого существа,

Столь жестокого, крутого,

адски злого,

Чтоб не могла хотя на час один

В нём музыка свершить переворота…”

Вильям Шекспир.

1. Изучить и использовать традиционные и нетрадиционные формы работы коррекционной педагогики (сказкотерапия, вокалотерапия, цветотерапия, аромотерапия, арттерапия, игротерапия, психогимнастика и др.) по формированию личности, развитой интеллектуально, здоровой духовно и физически.

2. Продумать методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания, подобрать специальные музыкальные произведения.

Я не боюсь еще раз и еще раз повторить:

забота о здоровье-это важнейший труд

воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная

жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

Сентябрь

Гипотеза. Средством, способным помочь детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, является музыкотерапия.

Музыка обладает магической силой и

может усмирить дикаря, смягчить камень или согнуть кряжистый дуб.

У. Конгрив,

британский драматург, 18 век.

Музыкотерапия

как эффективный метод оздоровления дошкольников

Консультация для воспитателей

Гипотеза. Музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизует его собственные биоритмы, позволяет почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем.

  • опыт работы специалистов по данной проблеме;
  • процесс воздействия приемов музыкальной терапии на общее эмоциональное состояние детей с повышенным уровнем агрессивности и найти подтверждение гипотезы о ее положительном влиянии.
    • Конспект музыкальнотерапевтического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с высоким уровнем агрессивности по теме: «В гостях у волшебных птиц»

Гипотеза. Музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей с повышенным уровнем агрессивности и значительно снизит ее проявления, если:

Будут созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;

Будет разработан и внедрен перспективный план занятий;

Будут продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;

Будут подобраны специальные музыкальные произведения;

Будут задействованы все органы чувств у детей;

Будет установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

Ю.Ф. Змановский

«У кого есть здоровье — у того есть надежда.

У кого есть надежда — у того есть все.»

(восточная мудрость)

Гипотеза. В плане профилактики психоэмоционального напряжения ребенка ритмопластика решает задачи раскрепощения его личности и поведения, ориентирует на позитивное восприятие окружающего мира.

«Специальный подбор музыкальных

игр и музыкального материала, а также

методика его использования, – вот что

отличает музыкальную терапию

от музыкального образования,

развлечения и отдыха.»

Музыкально-ритмическая гимнастика

Подготовка тематического развлечения по принципам К.Орфа

Гипотеза. Ритмическая гимнастика гармонично соединяет в себе дозируемую двигательную активность, свойственную бегу, разнообразие воздействия на мышцы и суставы, присущее спортивной гимнастике, и эмоциональность, диктуемую современными музыкальными ритмами. В этом ее преимущество как средства профилактики психоэмоционального напряжения.

Творческое музицирование –

это первозданный метод

приобщения человека к музыке,

зеркало откровений человеческого

духа в звуках. О нем можно говорить

как о завете предков потомкам,

свет которого дошел до нас

через древние лабиринты

культуры.

Гипотеза. Элементы музыкально-педагогической системы “элементарного музицирования” выдающегося немецкого композитора Карла Орфа как обязательный компонент занятий музыкотерапией — логоритмика, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах и танцы — направлены на решение не столько музыкальных задач, сколько на решение значимых для развития ребенка проблем.

«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для возбужденной фантазии и лекарство для мозга».

В.Шекспир

Лечебное воздействие звуков

Консультация для воспитателей

Гипотеза. Доказывать полезность звуков природы, особенно для человека, проживающего в современном городе, нет необходимости. Слушая звуки природы, мы получаем огромный заряд энергии, ощущаем подъем духовных и физических сил, увеличивается творческий потенциал. Даже непродолжительное единение с природой способно отвлечь человека от тяжелых мыслей и повседневной суеты.

«Здоровье — это состояние устойчивости, невосприимчивости к экстремальным, т.е. неожиданно возникающим и не обычным, патологическим, болезненным воздействиям».

Гипотеза. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших — все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.

Искусство пения – это прежде всего

правильное дыхание – фактор

долгой и здоровой жизни

  1. Занятие с использованием ритмопластики
  1. Разработать и внедрить перспективный план занятий в группах «Почемучки»5, «Фантазеры»6

Гипотеза. Чтобы вылечить некоторые заболевания, достаточно регулярно слушать определенные мелодии, а продлить собственную жизнь можно, если много и с удовольствием петь.



Похожие публикации