Песочная арт терапия для детей. Песочная терапия для детей. Игры на развитие слухового внимания и памяти

Самые теплые и добрые воспоминания из детства у большинства из нас связаны с играми в песке. Ведь в нем мы проводили немалую часть свободного времени. Песок обладает особой чудодейственной силой, способной благотворно влиять на психоэмоциональное состояние каждого малыша. Все это оставляет неизгладимые, яркие впечатления на долгие годы.

Современная песочная терапия для детей занимает ведущее место в психокоррекции детей. Она позволяет разрешить целый комплекс задач, поставленных перед педагогическим составом. Арт-терапия является неоценимой поддержкой. Благодаря увлекательным играм с песком происходит гармоничное формирование личности малыша. Профессионально организованные занятия в песочнице содействуют улучшению мелкой моторики и пространственного мышления.

Преимущества песочной арт-терапии

  • Совершенствование творческих талантов . Всевозможные игры с песком способствуют самовыражению и развитию талантов у детей. Многие малыши с удовольствием создают различные образы, воплощая свои собственные задумки в реальность.
  • Успокоение, расслабление, мягкая психокоррекция . Любое взаимодействие с сыпучими материалами помогает эмоционально расслабиться, отвлечься от горестных мыслей. Специалисты отмечают, что занятия песочной терапией помогают успокоить ребенка.
  • Развитие мелкой моторики рук . По мнению многих педагогов и экспертов, работа в песочнице помогает значительно улучшить чувствительность. Это в последующем положительно сказывается на полноценном формировании личности.
  • Содействие выражению собственных чувств . Песочная терапия для детей дошкольного возраста помогает малышам в непринужденной обстановке делиться своими переживаниями. Как отмечают многие психологи, не каждый ребенок может общаться и говорить то, что его беспокоит в силу различных страхов.
  • Выявление проблем у ребенка. «Песочные увлечения» помогают установить внутренние проблемы . Перед опытными психологами раскрываются истинные переживания и тревоги малыша, которые препятствуют его полноценному формированию.

Представители сферы образования отмечают, что песочная терапия для детей дошкольного возраста содействует их всестороннему развитию. Заманчивые конкурсы с песком помогают малышам научиться писать буквы, считать цифры, различать различные формы между собой. Грамотно подготовленные занятия в игровой, веселой форме содействуют непринужденному обучению.

«Песочная деятельность» помогает ребенку лучше познакомиться с окружающим миром, позволяет ему преодолеть возникшие трудности. По мнению специалистов, это позволяет малышу научиться вовремя находить выход из затруднительных ситуаций. Большим подспорьем в этом случае являются многофункциональные модульные интерактивные комплексы для увлекательных занятий с песком.

Современные устройства для песочной терапии в ДОУ

  • Световой стол для рисования песком . Современное устройство с несколькими вариантами подсветки. Может устанавливаться как дома, так и в образовательных центрах. К преимуществам относится то, что он прекрасно успокаивает детей, развивает их фантазию и содействует формированию навыков совместной работы.
  • Игровой детский комплекс «Творческая мастерская» . Многофункциональный комплекс для рисования песком, водой и организации театра теней. Основное предназначение - это комплексное развитие детей дошкольного возраста и детей инвалидов. Идеально подойдет для детской игровой комнаты и помещения психолога. Ребенок сможет с радостью реализовывать свой творческий потенциал.

Стол для песочной терапии и многофункциональные устройства помогут справиться с различными отклонениями в поведении, наладить контакт с окружающим миром и избавиться от излишней тревожности и страхов. Грамотно организованные «песочные увлечения» для детей значительно облегчат работу современных педагогов.

Благодаря использованию современных комплексов можно успешно проводить не только индивидуальные, но и групповые курсы песочной терапии. Главное, чтобы присутствовал взрослый человек, который бы координировал работу каждого участника. Это позволит малышам вносить посильный вклад и поможет им установить эмоциональный контакт друг с другом. В последующем они смогут более уверенно общаться и им не сложно будет налаживать контакт с малознакомыми детьми.

Песочная терапия для детей - это важная составляющая полноценного развития любого малыша. Совместное творчество в песке содействует формированию личности ребенка, а также приобретению уверенности в себе и в своих силах.

В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при психических расстройствах детей и взрослых. Он стал применять этот метод для психокоррекции своих пациентов и в дальнейшем описал его. Метод этот приобрел название юнгианского. Он нашел широкое применение в практической психологии.

Несомненный терапевтический эффект юнгианского метода позволяет добиваться серьезных результатов в лечении психосоматических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, игра с песком является великолепным подспорьем в развитии навыков и умений детей дошкольного возраста. Эта методика получила название Sandplay.

Терапевтические игры с песком для детей дошкольного возраста: что надо для игр в юнгианской песочнице?

  • В Сандплей используется деревянный ящик , окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет — это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.
  • На 2/3 объема ящик засыпается песком . Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.
  • Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек . Размер игрушек не должен превышать 8 см.

Игрушки для песочной терапии :

  1. Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
  2. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим или . Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
  3. Предметы домашнего обихода : детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
  4. Сказочные персонажи добрые и злые.
  5. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои .
  6. Украшения , сувениры.
  7. Природные элементы : ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Занятия по методу Sandplay — какие игры сохранят интерес ребенка к песочной терапии?

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком. Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.

Знакомство с песком по методу Sandplay — игры для маленьких детей

Предложите детям проделать следующие действия с песком:

  1. Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как ашинки, как санки, как змейки.
  2. Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Старайтесь не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения, а, напротив, всячески поощрять и хвалить его.
  3. Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
  4. Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
  5. Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.
  6. Пробежаться пальчиками по песку, оставляя на нем следы. Или поиграть на песке, как на пианино. Все это нужно проделывать с комментариями.


Песочная терапия: упражнения для детей для развития моторики, снятия эмоционального напряжения, агрессии

Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи, мышления, поэтому значение песочной терапии трудно переоценить.

Упражнения для песочной терапии

  1. На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребенок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Казалось бы, такая простая процедура, как прикосновение дает богатейший опыт для размышлений, если делать это осознанно. Такие , учат давать характеристику своим ощущениям.
  2. Создать пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы, снежинки, ветки или следы животных. Тут необъятный простор для фантазии, нужно только ненавязчиво, исподволь пробудить ее в ребенке. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
  3. Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведерко. Важно, чтобы ребенок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.


Как применяется песочная терапия для коррекции эмоциональных, логопедических и других проблем у детей?

Как песочная терапия помогает в лечении психосоматических заболеваний?

Детям очень трудно выразить словами то, что волнует и беспокоит их глубоко внутри. У них маленький словарный запас, да даже взрослые не всегда могут докопаться до источника внутреннего дискомфорта, где уж малышу справиться с этой непосильной задачей. Но страхи и сомнения терзают его душу, и происходит перенос этой душевной боли на тело. Так появляется тик, заикание, энурез, агрессивное поведение.

Психологи называют такие заболевания психосоматическими. Лечение таких заболеваний медикаментозно не приносит успеха. Здесь, как в гомеопатии – подобное лечится подобным.

Психологи говорят, что в таких ситуациях нужно спроецировать свой внутренний на мир вовне. Можно нарисовать свое состояние, но маленькие дети плохо рисуют. Они расстраиваются, плачут, а взрослые не могут их понять. Благодаря проигрыванию внутренних переживаний в терапевтических играх с песком, дети освобождаются от гнетущего груза внутренних переживаний и идут на поправку.

Взрослые, наблюдая за их поведением во время игры, учатся понимать и расшифровывать их поведение и адекватно на него реагировать. Такие игры называются проективными и их значение трудно переоценить.

Юнгианская песочная терапия, наряду с игротерапией, как раз представляют собой такой подход, который в невербальной форме с помощью игры с песком и перестановки миниатюрных фигурок, а также через построение песочных картин позволяет проникнуть в глубинные слои психики, в бессознательные эмоции. Метод дает возможность определить, увидеть в самой постройке, в проявленной художественной форме эмоциональное состояние клиента ребенка, характер отношений между сознанием и бессознательным, между Эго и Самостью. Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие ее к исцелению и интеграции, разрешению конфликта, стоящего за психосоматическим симптомом. Такая яркость и образность метода, включающего в себя самостоятельную и никем не навязанную игру ребенка с песком, дополняется сопровождающими вопросами и комментариями особого рода со стороны терапевта. (Прилуцкая Мария Игоревна - клинический психолог (МГУ им М.В. Ломоносова), детский психотерапевт, специалист по аналитической работе с психосоматическими расстройствами у детей и взрослых, Московская ассоциация аналитической психологии (МААП).

Примеры проективных игр:

  1. «Моя семья». Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи как ему хочется. Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему. Поверьте, что в процессе разбора его композиции, вы, очень много нового и полезного для себя узнаете о своем ребенке и своей семье. Ну, а более глубокий анализ доверьте все-таки профессионалу психологу.
  2. «Мои друзья». Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.
  3. «Сказочные сюжеты». Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.

В. Андреева, песочный терапевт, юнгианский аналитик:

Использование метода Песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как с сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений. Меня не перестает удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.

Н. Скибинская, аналитический психолог, песочный терапевт:

Есть дети, которые опускают руки по локоть в песок и плескаются в песочнице, как в воде. У них на лице блаженная улыбка, и они говорят: «Как хорошо! Как приятно!» В это момент не хочется ни о чем говорить, и наступает спокойствие и умиротворение.

Другие дети иногда даже боятся притронуться к песку. Один ребенок потихоньку спускал пальчик по бортику песочницы, смотря мне прямо в глаза, как будто боялся обжечься. Так обычно трогают воду, чтобы понять, горячая она или холодная? Он пытался понять, можно ли мне доверять, не обману ли я его? Но как только он убедился, что песок и обстановка вокруг ничем ему не угрожает, то легко стал с ним взаимодействовать.

Некоторые льют в песочницу много воды. Им нравится возиться в этой «грязи». На улице обычно мамы это не приветствуют, но здесь можно. Процесс работы в мокром песке бывает очень завораживающим, и это состояние иногда хочется продлить. Переполненная различными чувствами душа во взаимодействии с мокрым песком находит спокойное освобождение. Психика как будто лечит себя сама. Внутреннее пространство освобождается для нового положительного опыта и чувства принятия, доверия и любви.

Многие дети в песке любят играть в прятки. Они закапывают что-нибудь в песок, а терапевт должен это найти. Потом меняются местами. Таким образом, дети пытаются почувствовать свою нужность и ценность для родителей в переносе на терапевта.

Многие терапевты, которые практикуют песочную терапию, считают, что первый мир в песке, который строит ребенок, это мир его матери. То есть ребенок заполнен материнским бессознательным, которое иногда влияет на него разрушительно. Песочная терапия помогает освободить внутреннее пространство ребенка для него самого, разорвать слияние с матерью, перестать нести на себе материнские проекции, прекратить воспроизводить негативный сценарий семьи и самому стать творцом своего жизненного пути.

Методика Sandplay может быть применима не только в психологии для психокоррекции, но и в домашних условиях в познавательных целях. Родители, которые всерьез озабочены воспитанием маленького человека, смогут с помощью песочной терапии, успешно корректировать поведение своих детей.

В процессе игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности. Хорошо бы еще организовать столик со стеклом и подсветкой для рисования песком. Затраты здесь не велики, дорогие игрушки стоят куда больше. Зато отдача от таких игр превзойдет самые смелые ваши ожидания.

Наверное каждый из взрослых когда-то в детстве игрался в песочнице – проводя время за строительством замков из песка, и совершенно не задумывался о том, что таким образом выражает свои чувства, настроение и отношение к окружающему миру. Песочная терапия для детей дошкольного возраста разработанная психологами – направление арт терапии, которая очень хорошо решает множество проблем в развитии детишек.

Использование песка в терапии впервые началось в 20-х годах прошлого века . Автором данного метода является юнгианский аналитик Дора Кальфф. Песочная терапия базируется на символическом содержании бессознательного в качестве источника развития и внутреннего роста. Дора Кальфф считала, что песочные картины могут многое рассказать о душевном состоянии человека.

Для работы с психологически неблагополучными детьми песочная терапия впервые была использована Маргарет Ловенфельд, она назвала эту методику «техникой построения мира» . В настоящее время песочная терапия используется в детском психоанализе, арт-терапии, в когнитивно-поведенческой терапии, в гештальт-терапии и терапии семейных отношений.

Особенности метода

Играя с песком можно помочь ребенку развить пространственное воображение , обучить логическому мышлению, а кроме того, развить мелкую моторику. Работая с песком, ребенок успокаивается, поэтому она показана детям с гиперактивностью.

Программы песочной терапии содержат всё – гимнастику для рук, воплощение фантазий, актерское мастерство и многое другое, что будет положительно влиять на эмоциональный фон ребенка, развивать чувствительные навыки и стимулировать познавательные процессы.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста может быть использованна с самого раннего детства и родители смогут раньше узнать о том, что заботит их малыша, чего он боится, и как видит окружающий мир.

Выразить свои чувства словами не всегда бывает просто даже взрослому человеку, а ребенку, который обременен психологическими проблемами, это и вовсе не по плечу. Песочная терапия помогает высказать то, на что не хватает слов.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это игра, творческий процесс, а не техника создания картины. Поэтому ошибок здесь быть не может, а значит не будет поводов для расстройства. Создание нового мира – это увлекательный и приятный процесс, композиции создаются легко и без напряжения. Этот момент очень важен для детей, которым нужна эмоциональная, логопедическая или любая другая психологическая коррекция.

Польза песочной терапии для детей дошкольного возраста

Не стоит думать, что занятия с песком могут нести в себе только лишь психологическую помощь ребенку, который имеет эмоциональную или психологическую травму. Возможностей у песочной терапии куда больше:

  • во время занятий можно соотносить игру и реальную жизнь;
  • формировать чувство комфорта;
  • снимать мышечное напряжение;
  • улучшить зрение;
  • расширять словарный запас;
  • учить буквы;
  • овладевать навыками письма и чтения;
  • развивать слух.

Если же говорить о психологической направленности песочной терапии, можно отметить следующее:

  1. взгляд на себя со стороны – по положению рук в песочнице психотерапевт может многое рассказать о пациенте;
  2. моделирование ситуаций ;
  3. осязание, что есть другие пути выхода из проблемных ситуаций, кроме критических.

Кому нужна песочная терапия?

В принципе песочная терапия полезна всем, но более актуальна она для детей, у которых имеются следующие проблемы:

  • неврозы;
  • повышенная тревожность;
  • недуги психосоматического характера;
  • чрезмерная агрессивность;
  • стрессы, которые спровоцированы социальными или семейными конфликтами;
  • логопедические нарушения, развивающиеся на фоне нервного напряжения.

Большую пользу песочная терапия принесет детям, которые не проявляют своих чувств, не могут объяснить свои мысли и эмоции. Также терапия песком окажется благотворное влияние на детей перенесших психологическую травму. в следствии чего замыкаются или им сложно найти правильное решение.

А также песочная терапия дает возможность:

  • творчески развиваться;
  • диагностировать основную проблему, которая беспокоит ребенка;
  • научить ребенка находить выход из различных ситуаций.

Противопоказания песочной терапии

  • ребенок имеет дефицит внимания;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • чрезмерно высокий уровень тревожности;
  • у ребенка невроз навязчивых состояний;
  • аллергия на пыль;
  • заболевания легких;
  • порезы на руках;
  • заболевания кожи.

Что необходимо для сеансов?

Для песочной терапии совсем необязательно посещать кабинет психотерапевта. Проводить сеансы можно в детской песочнице, на пляже, просто в кучке песка, которую привезли для строительства, в конце концов можно заполнить ящик песком и поставить его в квартире.

О ящике для песочной терапии нужно сказать еще пару слов. Желательно покрасить ящик в голубой цвет, поскольку он будет успокаивающе воздействовать на ребенка. Размер ящика должен быть 70х50х8 – это оптимальные размеры, которых желательно придерживаться. Заполнять песком до краев ящик не надо, хватит половины.

Для домашних сеансов песок можно принести с пляжа или купить. В первом случае песок придется просеять, вымыть и высушить. Для более тщательной дезинфекции песок можно выдержать в разогретой духовке.

Лучше иметь два вида песка – мягкий речной песок, который продается в строительных магазинах, он может быть разных цветов; и крупный песок – морской – для лепки.

Еще для песочной терапии потребуется вода, а также то, что является символами реального мира – фигурки людей и сказочных героев, животных, мебель, дома, машины, растения, домашняя утварь, природные материалы. Список может быть бесконечным, проще говоря понадобится все, что ребенок будет просить во время игры.

После того как все будет готово, родители должны предоставить ребенку полную свободу творчества – все предметы для игры ребенок должен выбирать самостоятельно, никаких советов со стороны взрослых быть не должно, за исключением моментов, когда ребенок сам попросит помочь. Это мир вашего ребенка, и он в нем полноправный хозяин – кого хочет закапывает, что хочет возвышает, словом выражает свои мысли и чувства, а родители или психологи должны просто наблюдать за происходящим.

Психологи выделили три стадии развития игры ребенка с песком:

  1. Хаос. На игровой площадке фигурки разбросаны без какого-то порядка, люди, растения, животные и прочие предметы не имеют конкретных мест и локация их нетипична. Такое явление говорит о том, что ребенка что-то волнует, он встревожен и не может собраться с мыслями.
  2. Борьба. Ребенок четко делит всей персонажей игры на плохих и хороших, очень значимо преобладание определенных фигурок – каких больше плохих или хороших? Это говорит о внутренней борьбе ребенка. Торопить ребенка и подталкивать его для добавления положительных героев не следует, важно то, что получится в конце игры.
  3. Исход. Финальная стадия терапии. Положительное окончание игры свидетельствует о мире и покое в душе ребенка.

Индивидуальные игры ребенка под контролем взрослого можно начинать с того возраста, когда ребенок перестает тянуть все в рот. Групповые занятия, как правило, начинаются с 3 лет.

Занятие по песочной терапии, игры

Для развития общей моторики рекомендуется проводить рисование и игры с песком стоя. Таким образом, ребенок задействует большую часть мышц, укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развивается координация движений.

Чтобы сделать акцент на развитии мелкой моторики рекомендуются упражнения, которые направлены на тренировку пальцев. Такие занятия повышают работоспособность коры головного мозга, оказывают положительное влияние на речевые центры, происходит развитие ручной умелости.

Упражнения на развитие моторики

Ребенок и взрослый на ровной поверхности песка оставляют отпечатки своих рук – ладонь и тыльная сторона ладони. При этом взрослый рассказывает о том, что он чувствует, прикасаясь к песку. Затем ребенок должен рассказать о своих ощущениях, возможно он будет немногословен, и тогда можно задавать наводящие вопросы. Какой песок на ощупь? Какая разница в прикосновении разными участками ладони?

Далее можно прощупать песок подушечками пальцев, посыпать песок сверху на ладони, и спросить ребенка приятно ему это или нет. Такое упражнение учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, исследовать объект руками и осознано давать оценку тактильным ощущениям.

Для снятия эмоционального напряжения необходимо проводить игры в спокойной обстановке, упражнения должны быть направлены на развитие навыков по управлению собственным мышечным тонусом. Расслабление помогает одним детям снять напряжение, а другим сконцентрировать внимание.

Упражнения на расслабление детей

Нарисовать ладонями, костяшками пальцев, кулачками разные узоры и побеседовать с ребенком на что они похожи – следы животных, снежинки, ветки. Необходимо ненавязчиво пробудить фантазию ребенка.

Для снятия агрессии важно чтобы игра заканчивалась положительными эмоциями, добро одерживало верх над злом. В этом случае возможно использование сказочных персонажей, через которые ребенок будет раскрывать свои внутренние проблемы и переживания.

Представленные в этой статье бесплатные, разнообразные антистресс раскраски кототерапия это прекрасный способ упокоить наш ум, привести мысли в порядок и расслабиться.

Упражнение для снятия агрессивного состояния

Можно устроить песочный ливень – сначала пусть дождик будет мелким, и помещается на одной ладони, затем песок можно зачерпывать двумя ладонями или детским ведерком. Очень важно, чтобы ребенок ощущал свою причастность к этому дождю, тогда он успокоится и будет менее агрессивно воспринимать дальнейшие игры.

Песочная терапия книги

Есть очень много полезных и прекрасных книг по этому направлению терапии, но мы вам рекомендуем: книга «Песочная терапия. Практический старт» Елена Тарарина. Ее можно купить в магазине Озон с быстрой доставкой на дом:

Песочная терапия видео

Заключение

Для того чтобы ребенок научился выражать свои мысли и чувства, психологи советуют изображать их в форме рисунков. Но маленькие дети рисуют плохо, из-за этого они расстраиваются, плачут и еще больше замыкаются. Песочная терапия для детей дошкольного возраста: рисование на песке и игры с песком освобождают ребенка от груза переживаний, а качество рисунка на песке значения не имеет, поэтому ребенок защищен от неудач.

Статью прочитали: 4 801

Расскажите друзьям:

Вконтакте

В первую очередь, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!

Песочница

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕСОЧНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.

Вы замечали, что песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.

В первую очередь , песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!

Создатели песочной терапии – ученики известного психолога и ученого Карла Юнга. Терапия основывается на открытии психолога того факта, что наше бессознательное общается с нами символами, подсказками, что помогает нам нередко излечиться от болезней, справиться с трудностями и решить какие-то сложные вопросы. Сегодня игра с песком становится все более популярной. Активно стала использоваться песочная терапия в детском саду.

Как это работает? Картины, созданные на песке нашими руками, являются отражением бессознательного. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу наши переживания, внутренние проблемы, мучающие конфликты. Психолог или педагог поможет рассмотреть все это на вашей картине, а также и осознать, какие мысли вас тревожат.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

Прекрасно помогает песочная терапия в логопедии. Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок

воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик от стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

Для организации песочной терапии понадобится:

  1. Ящик для песка (песочница) , размер в сантиметрах: 50х70х8. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.
  2. Песок (обычный, но просеянный, чистый)
  1. Вода
  2. Коллекция миниатюрных фигурок

Песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой. Главное, чтобы у нее были довольно высокие бортики (чтобы песок не высыпался) и дно, окрашенное в голубой цвет. Оно будет символизировать небо или воду, что облегчает процесс игры и создания своей собственной картины.

Занятия проводятся при помощи большого количества маленьких фигурок и специальных песочниц с сухим или влажным чистым песком.

На занятиях дети любят путешествовать в сказочную страну вместе с Песочным человечком – хранителем волшебной песочницы. Каждый раз, усаживаясь вокруг песочницы, ребята слушают рассказ Песочного человечка о новой интересной игре.

Классический сеанс песочной терапии начинается с того, что психолог дает задание создать картину своего настроения и ребенок выбирает наиболее привлекательные для него игрушки.

Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых. Фигурки животных – домашних, диких, мифических. Некие символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Машинки, самолеты, поезда, лодки. Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.

После чего эти самые фигурки в произвольном порядке размещаются на одном из подносов с песком. Размещать их можно как угодно: в один ряд, по кругу, в разных концах подноса и так далее. Фигурки могут соединять нарисованные «дорожки» (связи между объектами), «следы», сделанные пальцами, или их может вообще ничего не соединять – все так, как захочется сделать ребенку.

Терапевтический эффект достигается уже на этапе размещения игрушек. Когда картина будет завершена, психолог сможет интерпретировать, что беспокоит ребенка в данный отрезок времени, а также поможет ему найти выход из сложной ситуации в ходе игры.

В зале для занятий может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина – в зависимости от настроя группы и возраста детей.

В условиях детского сада и школы не только психолог может использовать песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения.

Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.

Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, ребёнок может проигрывать различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении с детьми, нерешительность или свои страхи.

Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.

В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни.

В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Чем полезны игры с песком?

  1. Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
  2. Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
  3. Развивают мелкую моторику, глазомер
  4. Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
  5. Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
  6. Помогают познавать внешний и свой внутренний мир;

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания. Не рекомендуется в случаях, когда:

  1. Уровень тревожности ребёнка (взрослого) очень высок;
  2. Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;
  3. Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Формы и варианты песочной терапии

1.Игровые методы

Дидактический игровой практикум с использованием песочницы применяют для самых маленьких. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице.

Серия игр по книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой « Игры в сказкотерапии», направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познавать внешний и свой внутренний мир)

1 .«Чувствительные ладошки»

Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое.

2. «Отпечатки наших рук» . Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.

3. Игра « Секретик» « Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.

4. Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.

2.С целью диагностики (индивидуальная и групповая форма)

В индивидуальной форме можно диагностировать:

  1. Наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения)
  2. Уровень и направленность агрессии (гетеро и аутоагрессия)
  3. Конфликты со значимыми близкими. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора
  4. Потенциальные, ресурсные возможности (когда есть некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации)
  5. Способы преодоления трудностей (взаимопомощь, покровительство, избегание)
  6. Уровень развития эмоциональной сферы (анализ чувств, рефлексия)
  7. Анализ расположение фигурок в песочнице и их значение

В групповой форме работы с песочницей можно диагностировать:

  1. Характер взаимодействия в группе
  2. Распределение ролей в группе
  3. Стиль поведения каждого участника группы

3. Метод психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.)

Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР, ОНР, дети с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. На песке каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. При наличии у ребенка определенных речевых нарушений, как у детей с ОНР применяется серия игр «Песочная грамота», направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.

Стиль и динамика игры в песочнице у детей, имеющих проблемы интеллектуального развития составляет до 60 мин. Сюжет, как правило у них в игре не четкий и чаще всего наблюдается конфронтация, борьба за территорию, параллельная игра.

Важно заметить, что кроме минут восхищения, занятия способствуют развитию ручной моторики и зрительно - двигательной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.

5. В качестве психопрофилактического, развивающего средства

Психопрофилактика проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию – песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Психопрофилактический и развивающий аспекты проявляются в постановке сказок и мифов в песочнице. Играя вместе с ребенком, можно передавать ему собственный жизненный опыт.

6. В психологическом консультировании детей, подростков и взрослых.

В качестве оказания первичной психологической помощи.

РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ

Данная техника, под названием «Песочная арт-терапия» удивительна она тем, что предлагает использовать песок и технику рисования песком, как основу для творчества и самопознания.

Для организации занятий потребуется:

Планшет/поддон/стол - в зависимости от помещения (если оборудование стоит стационарно, то можно иметь световые столы, если должно убираться после занятий, то лучше приобретать планшеты/поддоны)

Кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для арт-терапии)

Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно.

Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка, это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

Рисование песком развивает :

  1. Мелкую моторику
  2. Улучшает память
  3. Пластику движений
  4. Работу мозга
  5. Борьба со стрессом

Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…

Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше.

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  1. Дети чувствуют себя более успешными;
  2. На занятиях весело, нет скуки и монотонности;
  3. В детском саду ребёнок легче адаптируются в коллективе;
  4. Страх и напряжение исчезает.

Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!

Список литературы

  1. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Т.М. Грабенко « Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во « Речь» 2005 год
  2. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Т.М. Грабенко « Игры в сказкотерапии» СПб 2008

3. М.В. Кисилева «Арт-терапия в работе с детьми»СПб 2006

4. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии СПб 2013


«Использование песочной арт-терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми дошкольного возраста»

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Что такое песок?

Я думаю, каждый сможет без труда ответить на этот простой вопрос. На самом деле, песок это удивительный и таинственный материал. Он обладает способностью притягивать завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы. Он может быть сухим и легким, влажным и пластичным.

Игра в песок захватывает и взрослых и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

Песок обладает свойством пропускать воду, в связи с этим он поглощает негативную психическую энергию человека, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.

Сегодня я хочу познакомить вас с такой техникой как песочная арт-терапия .

Принцип «Терапии песком» был предложен психотерапевтом, основателем аналитической терапии Карлом Юнгом. Как вы знаете, песок состоит из мельчайших крупинок, которые при соединении образуют песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во вселенной.

Цель такой терапии – не менять и переделывать ребёнка, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребёнку быть самим собой.

Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину их песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.

Игра на песке с фигурками особенно значима в работе с теми детьми, которым трудно выражать свои переживания (дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью, с неустойчивым вниманием, агрессивностью).

Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала.

Игры с песком можно использовать в качестве развивающего, психопрофилактического средства.

В этом учебном году педагоги нашего детского сада стали активно использовать в своей работе обучающие игры с песком, рисование цветным песком и рисование песком на специальных световых столах. Данная техника удивительна она тем, что предлагает использовать песок и технику рисования песком, как основу для творчества и самопознания.

Дети с удовольствием посещают такие занятия, ведь они помогают им реализовать свои представления в творчестве, освободиться от напряжения и беспокойства, развить коммуникативные навыки, то есть умения общаться.

Занятия песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!

Один раз, побывав на занятии песком — дети мечтают снова вернуться, а чаще всего совсем не хотят уходить.

Противопоказания к использованию

песочной терапии:

  • Аллергия на пыль, песок;
  • Нарушение кожных покровов рук;
  • Негативная установка по отношению к песку.

Как можно играть с песком?

Упражнение «Отпечатки».

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

«Волшебные отпечатки на песке».

Педагог и ребёнок оставляют отпечатки на мокром песке своих рук, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились весёлые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.

Забавные ладошки: сделать отпечатки ладошек на световом столе, пальчиком дорисовать изображения.

«Золотоискатели»: разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать «золото», складывать с сито.

«Прогоняем злость»: сделать из влажного песка большой овальный холм, сделать при желании лица – это все, накопившееся зло ребенка. Потом громко говоря: «зло уходи, приходи радость», разрушить песчаный холм.

Картины на песке : на ровной влажной поверхности палочкой, пальчиком рисуются различные изображения животных, людей и т.п.

На световом столе сухим песком рисовать различные сюжеты «Мой детский сад», «Моя семья», «мой самый счастливый день» и т.д.

Опыты с песком : Задание: насыпать сухой песок в ведёрочки, баночки, воронки, формочки. Вопросы: Какой песок? (сухой, хорошо сыплется, шуршит и т.д.). Что можно вылепить из сухого песка? Попробуйте сделать домик.

Можно проводить упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят гулять», прыгают, выполняют зигзагоообразные движения, «играют на пианино». Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький). С удовольствием дошкольник играют в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.

Также можно рисовать на сухом песке дыханием через трубочку для коктейля, разукрашивать цветным песком различные изображения.

Мимическая гимнастика

Мы шли по песку и вдруг провалились в яму. Нас засыпало песком. Все тело засыпало песком, кроме головы. Над вашим лицом летает пчела. Ее надо сдуть, но так, чтобы песок не попал в глаза

Упражнение на релаксацию

Опустите руки в песок и делайте ими различные движения под музыку. После выполнения упражнения расскажите о своих чувствах.

Игра «Здравствуй, песок!»

Педагог от имени Песочного человечка просит по-разному поздороваться с песком, т.е. различными способами дотронуться до песка:
– поочерёдно пальцами одной руки, затем другой руки, потом всеми пальцами одновременно;

– легко (с напряжением) сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу;

– дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.

Таким образом, игры с песком позволяют:

-Стабилизировать психоэмоциональное состояние

Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику

Стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности

Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию

Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор

Разнообразить способы сотрудничества.

В простые игры с песком можно играть не только в кабинете психолога или другого специалиста, но и в вместе со своим ребенком в обычной песочнице. Подумайте, о чём рассказать своему ребёнку в момент игры, на что обратить его внимание, как заинтересовать процессом.

Вы лучше знаете своего ребёнка, его интересы, любимые игрушки, которые могут принять участие в играх.

Удачи Вам!

Литература:

  1. Н.А. Санкович Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб., 2006.
  2. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии. – М.,1999.


Похожие публикации