Проект: « Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Устное народное творчество для развития ребенка Устное народное творчество для детей школьного возраста

ПРОЕКТ « Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры » Составитель: воспитатель ГБДОУ д / с 61 « Ягодка » Калинкина Виктория Викторовна. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 61 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт - Петербурга « Ягодка »


Содержание: Введение Цель Задачи Используемые педагогические технологии 5 направлений развития ребёнка:(социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие). Работа с родителями Итоговое мероприятие Заключение Список литературы


Введение: Актуальность. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому мною огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.


Цель проекта: Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Задачи: 1. Показать взаимосвязь народного декоративно - прикладного искусства с русским народным фольклором. 2. Формирование умения различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской. 3. Освоение детьми характерных элементов, Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. 5. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. 6. Приобщать родителей к совместной деятельности. колорита, композиции.


Предполагаемый результат: Изменение и обогащение среды развития в соответствии с темой проекта. Знание детьми различных видов декоративно - прикладного искусства, старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов. Сплочение детского и взрослого коллектива. Воспитание нравственного поведения у детей.




Планирование проектной деятельности Социально - коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие Сюжетно - ролевая игра: « Семья », « Экскурсия », « Библиотека », « Ателье », « Мир театра », « На концерте », « В художественной мастерской ». Труд: уборка участка от листьев. Работа в цветнике. Ремонт книг. Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству. Безопасность: « Правила поведения на дороге и тротуаре », « Как вести себя в транспорте », « Правила поведения в музеях, театрах ». Правила поведения при работе с иглой, ножницами. Ознакомление с окружающим: Прогулка по парку. Экскурсия в гончарную мастерскую. Беседы: « В гости к мастерам ». Конструирование из бумаги: оригами « Матрешка ». Дидактические игры: « Собери целое », « Продолжи рисунок », « Найди пару », « Чудесный мешочек ».. ФЭМП: Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация). Ориентировка в пространстве. Умение складывать из частей целое, дидактическая игра « Собери целое ». Исследовательская деятельность: « Свойства и особенности глины ». Чтение: былина « Добрыня и Змей », « Садко ». Сказки: « Волк и лиса », « Василиса Прекрасная », « Снегурочка ». Чтение стихов: М. Г. Смирнова « Дымка », « Красная девица ». Заучивание стихов, потешек, пословиц, придумывание и загадывание загадок. Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря). Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова « Богатыри ». Речевая игра « Кузовок », « Какой? Какая?». Дидактические игры: « Кому что », « Путешествие ». Драматизация: р. н. сказка « Крылатый, мохнатый да масляный. Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: « Веселые матрешки », « Филимоновская игрушка », « Каргопольская игрушка », « Дымковская барышня ». Лепка: « Дымковская лошадка », « Козлик по мотивам дымковской игрушки », « Дымковский индюк ». Музыкальное воспитание: Песня на мелодию р. н. п. « Ой, вставала я … », « Идет матушка - весна », « Незабудковая Гжель » муз. Чичикова, сл. П. Синявского; Р. н. хоровод « Выйду ль я на реченьку » обработка Ломовой. Частушки. Парный танец. Игра на муз. инструментах. Подвижные игры: "Кошки-мышки». Два Мороза, Краски«Пузырь», «Каравай», «Бабка Ёжка». Дыхательная гимнастика: «Гуси летят», «Пастушок», «Сыграем на гармошке». Психогимнастика: «Настроение». Гимнастика для глаз: «Лучик солнца», «Дождик», «Веселая неделька». Пальчиковая гимнастика: «В гости к пальчику большому», «Сорока- ворона», «Паличик-мальчик», Развитие мелкой моторики рук: Дидактические игры: «Обведи и раскрась ».












Физическое развитие Игра – это школа воспитания. В ней свои « учебные предметы ». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Русские народные подвижные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания детей. Любимые хороводные игры детей: « Пузырь », « Каравай », « Бабка Ёжка », « Перелет птиц » и т. д Календарные народные игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.




Работа с родителями Всю работу по развитию у дошкольника мы проводим вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Родителям даются рекомендации по проработке, по прочтению конкретной сказки. Они вместе со своим ребенком рисуют иллюстрации к заданной сказке, учат ребенка пересказывать сказку, обсуждая смысл сказки и эмоции, ею вызываемые и т. д. Привлекаем к организации и участию в совместных мероприятиях: народных праздниках, развлечениях, досугах, мастер - класс для мам и пап, выставка: « Умелые руки родителей ». Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке и родной культуре в целом.





Заключение Использование различных форм работы с детьми по ознакомлению с народным декоративно - прикладным искусством позволило повысить уровень их творческих способностей детей. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.


Список литературы Грибовская А. А. « Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации ». Конспекты занятий. Грибовская А. А. « Народное искусство и детское творчество ». Князева О. А., Маханева М. Д. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры ». КупринаЛ. С., Бударина Т. А. « Знакомство детей с русским народным творчеством ». Лялина Л. А. « Народные игры в детском саду ». Методические рекомендации. Литвинова М. Ф « Русские народные подвижные игры ». Скоролупова О. А. « Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно - прикладным искусством ». Тарабарина Т. И « Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки ». Тимошкина Н. А. Методика использования русских народных игр в ДОУ (Старший дошкольный возраст). Федорова Г. П. « На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей ».

Татьяна Мищеринова
Тема проекта: «Ознакомление детей с народным творчеством»

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных начала , имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах , основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа ». К. Д. Ушинский

Актуальность проекта . Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством , народными традициями , и передачу их из поколения в поколение. С другой стороны на привлечение родителей в воспитательно- образовательный процесс. Взаимодействие семьи и детского сада оказывает большое влияние на развитие личности детей .

Проблема для детей .

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа , знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев,

В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен» , народное видение мира , взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству , приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре , музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу - вот ведущая педагогическая идея. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов , декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к народным традициям , испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ , поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект . Проект способствует развитию познавательных способностей детей , включает в себя ознакомление дошкольников с народным ппромыслом России , знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народным календарям , народным творчеством . Данный проект направлен на развитие художественно- творческих способностей детей , эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,интерес к самобытной русской культуре.

ЦЕЛЬ : - Формирование у детей «базиса личностной культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа , традициями, особенностями культуры.

Развитие художественно- творческих способностей у детей , на основе усвоения народного искусства .

Создание единого образовательного пространства по реализации ООП (основной образовательной программы) ДОУ.

Приобщение детей к народной культуре , посредством создания музея «Русская горница» , народных праздников .

ЗАДАЧИ :

Выявить уровень знаний детей , педагогов и родителей о народных праздниках , традициях.

Ознакомление детей с культурными и духовными ценностями русского народа , его бытом, традициями.

Ознакомление с народными праздниками .

развивать познавательный интерес к истории народа ;

воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции . создание условий для приобщения детей к декоративно- прикладному искусству

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности

Проект долгосрочный .

Участники – Дети от 5 до 7 лет, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, хореограф, инструктор по физ. воспитанию.

«Вечер русской старины»

Направления работы по приобщению детей к русской культуре :

Создание предметно- развивающей среды,

Создание мини-музея «Русская горница» ,

мини- музея «Русский костюм» ,

мини музея по народно - прикладному искусству.

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Знакомство с декоративно- прикладным искусством.

Знакомство с русскими народными играми .

Театрализация русских народных сказок .

Этапы проекта :

1этап : подготовительный : Цель : выявление знаний педагогов, родителей, детей о народном русском творчестве .

2 этап : основной Цель : Знакомство детей , родителей, педагогов с народными традициями , бытом, декоративно-прикладном искусстве.

3 этап : Реализация проекта .

Форма представления презентация праздника «Вечер русской старины»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Сформированная предметно- развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей .

Созданная модель взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей

Выпускник детского сада :

Самостоятелен, активен, проявляет инициативу в художественной деятельности, имеет яркую индивидуальность;

Эмоционально отзывчив на состояние других детей , красоту окружающего мира и произведений искусства, имеет практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.

Использует в речи русский фольклор;

Знает былинных и сказочных героев, умеет сопереживать им;

Знает историю русского костюма;

Различает изделия разных народных промыслов ;

Знает и умеет играть в русские народные игры ;

Знает особенности русских песен, плясок, народные праздники

Знает историю своего города, семьи.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой :

Занятия на основе метода интеграции;

Рассматривание подлинных изделий народного искусства , иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства

Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в городе;

Экскурсии;

Дидактические игры;

Экспериментирование с различными художественными материалами;

Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен ;

Использование народных игр , в том числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы : метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения) ; практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности) ; частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество ; мотивационный (убеждение, поощрение) .

Взаимодействие с родителями строится на следующих принципах :

Общность взглядов, средств и методов;

Взаимное доверие;

Открытость;

Целенаправленность;

Ожидаемый результат :

Гармонизация семейных и родительско- детских отношений;

Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением;

Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

"Люли - люли..."(использование устного народного творчества для развития ребенка.)

Автор : учитель-логопед, МБОУДОД ДООспЦ г. Владимира
Описание : консультация будет интересна родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателям и учителям начальных классов.

Люли - люли..."(использование устного народного творчества для развития ребенка.)

Цель : рассказать о роли художественной литературы в развитии речи и речевом общении.

Эта статья для заботливых родителей, которые переживают за ребенка и хотят помочь становлению его личности.

Я, часто, рекомендую родителям своих учеников читать сказки, днем или на ночь, это не важно, главное читать. С выражение, интонационно выделяя «доброго» или «злого» героя, как бы сопереживая им. Это поможет ребенку определить сначала в сказке, а затем и в жизни, где добро, а где зло. Научит на простом примере отличать хорошее от плохого.

Сегодняшнему дошкольнику и школьнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важное влияние на развитие познавательной деятельности. Леших и домовых заменили покемоны и черепашки-нинзя, былинных героев – роботы-монстры. Но ведь только знание прошлого позволяет полноценно определять настоящее.

Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливаете ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом развивается фонематический слух малыша.

Многие потешки, пословицы и загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов: создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.

Во многих сказках внимание привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых (Например, Волчок-серый бочок, Петушок - золотой гребешок, Лягушка-квакушка, …)


Они приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его боле духовным.

Вот несколько знакомых и не знакомых загадок на различные темы:

Загадки
Зимой спит, летом – улья ворошит. (Медведь)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом буде
Орешки я грызу. (Белка)

Спереди – пятачок, сзади – крючок,
Посередине – спинка, на спинке – щетинка. (Свинья)

Идет, иглы на себе несет,
Чуть кто пройдет,
Свернется в клубок – ни головы, ни ног. (Ёж)

Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будет. (Петух)

Четыре братца под одной крышей живут. (Стол)

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)

Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Без окон, без дверей, полна горница людей. (Огурец)

Скороговорки помогут «отточить» дикцию и развить словарный запас ребенка:

Скороговорки

Проворонила ворона вороненка.

Три сороки – тараторки тараторили на горке.

Хохлатые хохотушки хохотали хохотом: «ха!ха!ха!ха!»

Шел Егор через двор.
Нес Егор с собой топор.
Шел Егор чинить забор.

Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Кукушонок в капюшоне был смешон.

Сшит колпак, да не по-колпаковски,
надо колпак переколпаковать,
перевыколпаковать.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Мама Мыла Милу мылом,
Мила мыло не любила.
Около кола колокола,
окало ворот коловорот.

У елки иголки колки.

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
Сено, граблями краб грабь.
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла клорнет.

Считалки – замечательный речевой материал! Развитие лексического строя речи, памяти, все соединено в считалках. Вот некоторые из них:

Считалки
Шел баран по крутым горам.
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто травку возьмет, тот водить пойдет.

Конь ретивый с длинной гривой
Скачет, скачет по полям
Тут и там! Тут и там!
Сюда мчится он – выходи из круга вон!

Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает.
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф, паф! Не попал.
Серый зайчик ускакал.

Читайте с детьми сказки, пословицы и скороговорки! Приучайте, как можно раньше к истокам родного языка. Это поможет ребенку понять и усвоить родную культуру, обычаи и традиции народа.

Устное народное творчество является одним из эффективнейших инструментов в воспитании детей дошкольного и более старшего возраста. Практически с рождения ребенок слышит от мамы потешки, колыбельные, сказки и др. В детском саду и школе очень часто используются эти и другие жанры для развития и воспитания. Загадки, сказки, поговорки обогащают эмоции, развивают воображение, а также являются отличным образцом русского языка. Богатые по содержанию и форме, эти народные произведения позволяют показать детям на примерах некоторые

Устное народное творчество в детском саду начинает все шире использоваться. Существуют специальные программы для работы в этом направлении, некоторые воспитатели предпочитают самостоятельно выбирать методику. Но, в любом случае, это одно из самых распространенных

Так, дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти. Загадки можно учить ребят не только отгадывать, но и придумывать самим. Пословицы и поговорки играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщенны, и, соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно-эстетического развития.

Нельзя не сказать, что устное народное творчество для детей - это, прежде всего, сказки. Кроме того, они в большинстве случаев наиболее интересны для малышей Также этот жанр является самым доступным, так как простота и непосредственность изложения очень близки к психологии ребенка. На примере многих персонажей можно доступно объяснить такие понятия, как "добро", "зло", "жадность", "смелость" и т. п. Сказка вводит детей в воображаемые обстоятельства, заставляя переживать вместе с героем широкий спектр чувств. Став на сторону положительного персонажа, дошкольник решает все поставленные задачи вместе с ним. Это увеличивает творческую активность и позволяет делать выводы, недоступные в других обстоятельствах.

При этом воспитатели, педагоги и родители должны грамотно и ответственно подойти к выбору произведений, соответственно с и целями, которых необходимо достичь. Так, "Колобок" более подойдет для малышей-дошкольников, дети постарше быстро потеряют интерес к "примитивному" сюжету. В школьном возрасте уже можно предлагать былины, которые в большинстве своем сходны со сказками.

Устное народное творчество обогащает словарный запас ребенка, особенно работа с потешками. Это короткие, мелодичные стишки, которые часто могут сопровождаться определенными действиями. Они помогают в воспитании доброжелательности, дружелюбия, сопереживания. Постепенно дети переносят их в свои игры.

Так, дома или в детском саду можно сделать уголок, в который помещаются книжки-малютки, книжки-раскладушки, по мотивам фольклорных произведений, иллюстрации. После трех лет (а иногда и раньше) малыши с удовольствием будут рассматривать картинки, пересказывать уже знакомые потешки, сказки, интересоваться новыми.

Детство ребенка во многом зависит от окружающей среды. Если при этом родители и педагоги окружают ребенка заботой и лаской, при этом обогащая занятия с ним, задействуя устное народное творчество, высока вероятность, что у него уже в раннем возрасте будут заложены основные нравственные качества, которые в дальнейшем будут только развиваться. Фольклор не только помогает в воспитании и развитии, но и просто разнообразит будни и праздники.

Консультация для воспитателей ДОУ

«Народное творчество в воспитании дошкольников»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасноно, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счёт усвоения сравнений, эпитетов, синонимов, например: " добрый молодец", " красна девица", " ясный сокол", " малые детушки". На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ. Считалось, если подарить народную игрушку ребенку, она принесет ему здоровье, благополучие. В работе с детьми используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, гжель, жостово, кружево и др.). Задача педагога- показать разнообразие и традиции вида; характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетание цветов, композиции. Вся работа проводится в трех направлениях. Первое направление: ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном. Второе направление: обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи, лепки, вырезывания народных мастеров. Третье направление: формирование детского декоративного творчества. Учить видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, сочетаний цветов, разнообразие композиций. Для занятий отбираются предметы, узоры, доступные для восприятия дошкольников определенного возраста. Сначала отбираются знакомые образы, изделия, украшенные геометрическим узором (линии разного характера - широкие, тонкие, прямые, волнистые, круги, кольца, точки, овалы). Строя свою работу с детьми на основе народного искусства, мы исходим из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей. С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное патриотическое воспитание. Именно поэтому, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Устное народное творчество в системе речевого развития детей дошкольного возраста"

Предлагаю вашему вниманию консультацию для воспитателей "Устное народное творчество в системе речевого развития детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Русское народное творчество в работе с детьми"

Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность...

Консультация для родителей «Устное народное творчество в жизни дошкольника»

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Никто не может назвать точное время, когда родились песни, сказки, былины. Они переходили от поколения к поколению вместе с обы...



Похожие публикации