Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время. Основы воспитания младших школьников во внеурочной деятельности Воспитание у детей чувства долга перед обществом

Педагогический процесс в школе представляет собой единство воспитательных воздействий, осуществляемых на уроке и во внеурочное время. В ходе учебного процесса закладываются основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни .

Продолжением работы по эстетическому воспитанию младших школьников на уроке является творческая деятельность учителя в процессе внеклассных и внешкольных занятий. Эстетическое воспитание, организуемое во внеурочное время, выполняет ряд важнейших педагогических функций. Оно дает возможность успешно осуществлять формирование эстетического отношения к искусству и действительности, способствует духовному обогащению личности ребенка, решению проблемы свободного времени, регулированию влияния средств массовой информации .

Глубокие эстетические переживания возникают у детей в связи с событиями общественной жизни. Красота подвига человека во имя счастья народа, прекрасное в отношениях между людьми волнуют и вызывают стремление к идеалу. Дети становятся добрыми, щедрыми. Им хочется быть похожими на старших .

Чтобы формировать у учащихся прочные навыки культуры, чтобы раскрыть перед детьми мир прекрасного, мир чувств, необходимо проводить огромную внеклассную работу по эстетическому воспитанию.

Эстетическое воспитание, организуемое во внеурочное время, открывает большие возможности для развития у младших школьников эстетического отношения к искусству и действительности, способствует духовному обогащению их личности .

Огромное значение эстетическому воспитанию и развитию учащихся во внеклассной работе придавали Н.К. Крупская и А.В. Луначарский. Большой практический вклад в организацию внеклассной работы с учащимися по эстетическому воспитанию внесли А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий .

Основное назначение внеклассной воспитательной работы - побуждение и углубление у школьников интереса к различным областям знаний и видов деятельности, раскрытие и развитие их талантов и способностей, воспитание их общественной и познавательной активности, культурная организация их досуга .

Так, основное назначение внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию - побуждение и углубление у детей интереса и любви к музыке, раскрытие и развитие их музыкальных талантов и способностей. Одновременно решается задача воспитания эстетических чувств учащихся, их музыкального вкуса, творческого отношения к музыкальному искусству .

Во внеклассной работе применяются разнообразные формы организации учащихся. Единую основу для их классификации выбрать трудно, так как могут быть разные подходы.

Вообще, когда говорят о формах чего-либо, то, прежде всего, обращают внимание на внешние, видимые очертания объекта. С этой точки зрения организованная музыкальная деятельность характеризуется в первую очередь количеством вовлеченных в нее участников: если воспитательная работа проводится с одним воспитанником, то это индивидуальная форма воспитания, если же в воспитательную деятельность одновременно вовлечено несколько воспитанников, то это групповая форма .

Оригинальна классификация форм внеклассной работы, предложенная Е.В. Титовой .

Е.В. Титова считает, что существует три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела и игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям .

По времени проведения все формы можно разделить на:

· кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

· продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

· традиционные (регулярно повторяющиеся).

По результату все формы можно разделить на следующие группы:

а) результатом является информационный обмен;

б) результатом является выработка общего решения (мнения);

в) результатом является общественно-значимый продукт.

Все приведенные классификации форм взаимосвязаны, и в зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих классификаций .

В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения различных воспитательных задач их можно подразделить на общие, универсальные, которые приобретают ту или иную направленность в зависимости от целей и содержания (например, в музыкально-эстетическом воспитании часто используются утренники, конкурсы, викторины), и специальные, отражающие специфику только одного какого-либо направления воспитательной работы и его задач (например, музыкально-эстетическое воспитание). Может быть подход к классификации, учитывающий массовость учащихся: могут быть формы, применяемые только в одном классе, используемые для нескольких классов, в масштабе всей школы .

Например, организуя музыкально-эстетическое воспитание, в каждом классе могут быть проведены беседы о музыке, о выдающихся композиторах, могут быть организованы экскурсии в театр. Сразу в нескольких классах можно провести музыкальные утренники, встречи и т.д. В масштабе всей школы интересным будет проведение музыкальных смотров и фестивалей .

Самые массовые - это межшкольные, городские, районные. Есть формы, где ребята относительно мало активны, их главная деятельность - слушание, смотрение, восприятие, сопереживание, осмысление, размышление. В музыкально-эстетическом воспитании к этим формам можно отнести посещение театров, концертов .

Другие формы требуют активного участия и деятельности самих школьников на разных этапах подготовки мероприятий и их проведения: кружки, олимпиады, конкурсы, тематические вечера, выставки, газеты и т.д. Данные формы внеклассной работы широко используются и в музыкально-эстетическом воспитании (например, кружок хорового пения, музыкальная викторина, музыкальные конкурсы).

Рассмотрим общие формы внеклассной работы.

В школе широко распространена кружковая работа. Кружковая работа создает возможности для более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей .

В работе по музыкально-эстетическому воспитанию кружки также получили широкое распространение. Кружки могут носить разные названия: например, кружок «Юные любители музыки», кружок хорового пения и т.д. .

Вечера и утренники имеют, прежде всего, познавательную направленность и могут быть посвящены творчеству отдельных композиторов, или на отдельные темы. Часто тема является лишь стимулом к введению детей в определенный круг явлений, облегчая им восприятие .

Большое значение в музыкально-эстетическом воспитании имеют концерты. На первых порах основной задачей концерта является: «заинтересовать детей музыкой и заставить полюбить ее» .

Отсюда большой и неизменный успех концертов типа «Сказка в музыке», «Времена года в песнях», «Русские композиторы детям» и т.д. Программы этих концертов отличаются многообразием музыки, построенной по принципу сопоставления контрастных произведений, как по характеру, так и по выразительным средствам.

Дух соревнования в жизнь школы вносят различного вида конкурсы, смотры, фестивали и др. формы состязаний. Эти формы состязания проводятся и в области музыки. Смотры и все виды конкурсов всегда привлекают внимание учащихся младших классов. Проведение смотров и конкурсов начинается с отбора, проводимого по классам, по параллелям, где выявляются свои победители и призеры .

Кроме общих форм, применяемых для решения широкого круга воспитательных задач, есть и формы, более тесно связанные с отдельными направлениями воспитания.

Например, в области эстетического воспитания наиболее распространенными формами коллективного приобщения к искусству, в том числе и к музыке, являются посещение театров, концертов, прослушивание музыкальных записей или просмотр музыкальных фильмов в самой школе.

К формам массовой внеклассной работы относятся: организованное проведение праздников красного календаря, вечера и смотры художественной самодеятельности; недели музыки, театра и т.д. На практике различные организационные формы внеклассной работы применяются в сочетании .

Организуя внеклассную музыкально-эстетическую работу, следует помнить, что:

· широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников;

· необходимо воспитывать у учащихся интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру;

· все формы внеклассных музыкальных занятий должны быть направлены на эстетическое, нравственное воспитание младших школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов .

Внеклассную музыкально-эстетическую работу можно проводить в разнообразных формах. Перечислить все их невозможно. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.

В школе широко применяются следующие формы внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников: тематические музыкальные вечера, концерты, дающие возможность широко ознакомить учащихся начальных классов с музыкой, с жизнью и творчеством наиболее выдающихся композиторов. Концерты в школе чаще всего проводятся в виде циклов, знакомящих с основными формами и жанрами музыки и с творчеством композиторов в исторической последовательности. Этот вид массовой внеклассной работы имеет особое значение, так как дает возможность систематически воздействовать на юных слушателей, воспитывать в них навыки активного эстетического восприятия и прочного усвоения прослушанного путем повторения .

Внеклассную музыкально-эстетическую работу можно проводить и в форме беседы о музыке с музыкальными иллюстрациями.

Тематика музыкальных бесед для учащихся начальных классов очень разнообразна. По содержанию они могут быть:

· о композиторе и его творчестве. Эти беседы предполагают небольшой рассказ о творческом пути композитора, прослушивание фрагментов его произведений. Иногда беседа посвящается какому-то одному периоду жизни композитора;

· о музыкальном произведении (например, «Детский альбом» Р. Шумана, «Времена года» П.И. Чайковского и др.). В этих беседах сообщается об истории создания произведения, раскрываются музыкальная идея, музыкально-исполнительские средства, настроение, характер мелодий;

· о музыкальных инструментах, хоре, певческом голосе. В ходе данных бесед младшие школьники знакомятся с различными музыкальными инструментами, слушают их звучание, слушают хор и т.д.;

· о жанрах, видах музыки, музыкальных стилях. Учащиеся начальных классов знакомятся с музыкальными стилями разных эпох, слушают вальсы, марши, польки и т.д.;

Безусловно, выбор темы определяется с учетом возраста учащихся, уровня их музыкальной культуры, опыта слушания музыки .

Для демонстрации музыки во время бесед можно широко использовать аудиозапись. Во время музыкальных занятий нужно добиваться того, чтобы дети запоминали музыку, которую они слушают, так как именно твердо усвоенные произведения создают основу для расширения музыкального кругозора, для развития хорошего вкуса. С этой целью надо давать детям возможность неоднократно слушать одни и те же произведения, проводить занятия в живой, эмоциональной, интересной атмосфере .

Во многих случаях во время бесед о музыке можно демонстрировать различные иллюстрации. Наглядный показ помогает получить более полное представление о том, что рассказывает учитель, лучше понять содержание музыкального произведения, полнее проникнуться его настроением. Это организует внимание детей и возбуждает у них большой интерес к тому, что они слушают.

К отдельным занятиям подготавливать тематические выставки, альбомы, выпускать стенные газеты .

Другой формой внеклассной музыкально-эстетической работы является викторина. Музыкальную викторину можно проводить и в устном, и в письменном виде. Устная викторина хорошо проходит при небольшом количестве участников .

Ведущий задает вопрос, учащиеся поднимают руки и отвечают по указанию ведущего. За правильный ответ присуждается одно «очко». Если желающих отвечать на поставленный вопрос много, ведущий может спросить нескольких человек и присудить очко тому, кто даст наиболее полный и подробный ответ. Можно засчитывать очко сразу двум-трем учащимся, ответы которых были наиболее полны и интересны. В конце викторины задаются обычно более трудные вопросы, чтобы выявить сильнейших претендентов на получение награды, набравших наибольшее количество очков. Призами могут служить книги о музыкантах и композиторах .

Для письменной викторины удобна форма стенной газеты, где помещаются фотографии, картинки, иллюстрации, а к ним вопросы, на которые дети должны отвечать. Ответы на вопросы сдаются учителю в письменном виде. За ответ - в зависимости от его правильности и полноты - присуждается от одного до пяти очков. По окончании викторины победителям вручаются призы .

Важное место во внеклассной работе по музыкально-эстетическому воспитанию занимают кружки. Например, хоровые кружки. Они объединяют учащихся по возрастам: младших школьников (I и IV классы) и подростков (V-VIII классы).

Организация хорового кружка начинается с приема желающих. Учитель обычно старается привлечь тех, кто, по его мнению, может успешно заниматься пением, но и не отказывает тем, кто сам изъявляет желание петь. Потому что практика показывает, что у каждого здорового ребенка можно развить музыкальные способности .

С младшими школьниками целесообразно заниматься не более 45 минут два раза в неделю. Темп репетиций должен быть не слишком быстрый, чтобы обеспечить возможность тщательного выполнения поставленных задач. В то же время репетиционный темп не должен быть медленным. Учитывая специфику младшего школьного возраста, на репетициях полезно использовать игровые приемы, а также музыкальные инструменты, двигательные ритмические упражнения, поддерживающие тонус и снимающие напряжение и усталость. Каждое занятие кружка следует тщательно планировать, стремится делать их разнообразными и увлекательными .

Для успешного развития музыкальных способностей учителю необходимо знать психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста, бережно относится к детским голосам, не допускать их переутомления и форсированного звучания. Произведения с фрагментами высокой тесситуры следует транспонировать на тон ниже. Кроме того, учитель должен владеть своим голосовым аппаратом.

Поскольку характерные признаки низких и высоких голосов формируются к 10-11 годам, то у младших школьников это деление довольно условное. Чуткость педагога, его опыт могут подсказать, в какую партию в данное время лучше определить ребенка .

Большой интерес привлекают к себе детские фольклорные ансамбли. Их создание требует от учителя знания народного творчества, богатства его жанров и региональных особенностей. Само обращение к народной песне имеет огромное воспитательное значение.

Ансамбль может быть сформирован из учащихся младшего школьного возраста. Уже в 6-7 лет дети с удовольствием воспринимают попевки, потешки, прибаутки, которые преподносятся в игровых ситуациях.

В репертуар ансамбля входят доступные народные песни. Они должны быть понятны детям по содержанию, вызывать интерес .

Обобщив материалы параграфа, мы делаем следующие выводы. Внеклассная работа по музыкально - эстетическому воспитанию в начальной школе естественно дополняет уроки музыки и имеет своей целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.

Во внеклассной работе по эстетическому воспитанию средствами музыки применяются разнообразные формы организации учащихся. Классификации данных форм различны, однако они находятся во взаимосвязи, и в зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из рассмотренных классификаций.

Организационными формами проведения внеклассной музыкально - эстетической воспитательной работы могут быть:

· массовые (конкурсы, смотры, беседы);

· кружковые (хоровые, ансамблевые).

Организуя внеклассную музыкально - эстетическую работу, необходимо учитывать, что:

· широкое использование различных методов должно способствовать развитию музыкальных, творческих способностей школьников;

· необходимо воспитывать стремление пропагандировать музыкальную культуру;

· все формы внеклассных музыкальных занятий должны быть направлены на эстетическое воспитание младших школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов.

Необходимо охватить всех учащихся разнообразными массовыми и индивидуальными формами внеклассной работы по музыкально - эстетическому воспитанию.

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Одной из главных задач современной школы - раскрытие способностей каждого ученика .

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе . Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно усвоение детьми ценностей. При этом воспитание не может быть сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и учебную и внеурочную деятельность.

Задача воспитателя таким образом развивать творческие способности младшего школьника, чтобы он был готов к принятию и созданию принципиально новых идей.

В совместной деятельности воспитателя и школьников решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели мы определили следующие задачи:

Формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

Развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

Находить нестандартные решения любых возникающих проблем;

Воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

При работе над развитием творческих способностей мы стали экспериментаторами, так как преобразовали учебную и внеклассную деятельность учащихся. Наша главная задача - вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль воспитателя здесь - роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели мы используем все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

Так как же развивать творческое мышление младших школьников?

Во внеурочной деятельности мы используем элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), Генрих Альтшуллер, автор этой теории, в свое время поставил задачу: «Как без бессистемного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?» . Так родилась ТРИЗ, один из инструментов которой - алгоритм решения задач с помощью универсальных инструментов.

Основанная на объективных законах развития окружающего мира, ТРИЗ позволяет решать творческие задачи любому, кто вникает в её правила. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. Ученикам младшего школьного возраста очень нравится играть, сочинять интересные загадки, сказки, истории.

Игра - самый эффективный способ обучения детей младшего возраста. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей с тризовскими приемами, методами и инструментами творчества. В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи. Их можно использовать на всех уроках и во внеурочной деятельности.

Плюсами игровой формы являются

  1. Реальность ситуации.
  2. Вовлеченность участников. Дух соревнования.
  3. Возможность погрузиться в детали и один и тот же инструмент посмотреть в разных ситуациях и с разных сторон (поиграть им).
  4. Высокая мотивация и концентрация внимания к процессу обучения
  5. Развитие ассоциативного мышления.

Рассмотрим примеры использования изобретательских задач:

Пример 1.Игра «Теремок» .

На что похож предмет? В теремке поселился мел.

Ответ: Иней на него похож тем, что тоже белый, карандаш или ручка - тем, что пишет, пенал имеет такую же форму и т.д.

Пример 2.Приведите примеры, когда количество букв в названии числа равно самому числу.

Ответ: один, два, ТРИ! - (годится), четыре... сто - (годится) и т.д.

Пример 3.Игра «Цепочка». (Проводится в кругу).

Ученик бросает мяч и называет любое слово (существительное). Другой ученик возвращает мяч или передает мяч другому, называя признак или действие данного объекта (прилагательное). Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием, и бросает мяч следующему ученику. И т. д.

Например: Облако - белое - вата - мягкая - трава - гладкая - бумага - лёгкая - задача - длинная - верёвка - мокрая - земля - грязная - одежда - дорогая - ваза - стеклянная.

Пример 4. Игры «Ассоциации» или ассоциативные цепочки

а) Ассоциации по смежности.

Учитель называет предмет или явление, а ученики приводят примеры непосредственно связанных с ним объектов:

в пространстве: глаз - очки, ресницы, брови; туча - молния, дождь.

во времени: утро - восход солнца, роса, подъем и т.д.; болезнь - высокая температура, кашель, лекарство и т.д.

б) Ассоциации по подобию:

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

2. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

3. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей)

Прекрасно развиваем ассоциативное мышление, когда составляем загадки, метафоры, используя групповую форму работы.

Пример 5 - формируем противоречие. Игра «Суд».

Класс делится на две команды. Организуется суд над каким-либо объектом (снег, мороженое, уроки и т.д.). Одна команда «прокуроров» указывает на отрицательные стороны объекта, а другая «адвокаты» - на положительные. Ответы оцениваются баллами.

Пример 6. Разгадывание друдлов .

Суть изобретения заключается в том, что ученикам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей. Друдлы загадываются ученикам для расширения их кругозора. Однако использовать друдлы можно не только для детей, но для взрослых для развития их навыков творческого мышления.

Рис. 1. Пример вариантов друдлов

Игры, описанные в нашей работе, лишь пример того, как на основе некоторых приемов ТРИЗа мы используем стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления.

Все эти игры и приёмы мы используем во внеурочной деятельности. Кроме того, элементы этих приёмов можно использовать на уроках литературного чтения, музыки, русского языка, рисования и т. д.

Такой подход к обучению повышает интерес ученика, его самосознание, формирует творческие способности, уверенность в себе и в своих силах.

Не менее важной задачей современной школы является воспитание порядочного и патриотичного человека , социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного гражданина России. Однако в младшем школьном возрасте ученик еще не проявляет себя по сути как гражданин. Функция воспитателя - мотивировать ребенка принимать участие в социально значимых мероприятиях.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования конкретизируются требования к уровню личностного развития гражданских чувств учащегося начальной школы. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки .

Понятие творчество является ведущим понятием креативной педагогики и характеризуется как деятельность или результат деятельности человека, обладающей определенной новизной, значимостью и полезностью.

Социальное творчество школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений в окружающих их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском нестандартных решений, персональной ответственностью перед сверстниками, педагогом, общественностью. В качестве примера воспитания высоконравственного, творческого, инициативного гражданина России можно привести участие младших школьников в городской программе тимуровского движения. Любое социально значимое дело: концерт для ветеранов, подготовка и рассылка праздничных открыток, первоначально организуется взрослым и предполагает ознакомление с этапами поиска и принятия решения: выбор цели - постановка задачи - поиск вариантов решения - анализ вариантов решений - оценка вариантов и выбор решения. В результате над решением любой задачи (создать боевой листок или подарок своими руками) учащиеся находятся в творческом поиске, преодолевая метод проб и ошибок.

Социальное творчество невозможно без такого метода активизации творческого мышления как мозговой штурм. Метод мозгового штурма - это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн (США).

Мозговой штурм включает три обязательных этапа.

  • Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
  • Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное - количество идей, не делайте никаких ограничений;

Полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой;

Необычные идеи приветствуются;

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

  • Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Примером использования метода мозгового штурма является социальный проект «Рядом с нами живут ветераны».

Цель проекта: расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, о вкладе жителей нашего города в Победу над фашизмом.

Методом мозгового штурма определили, как мы будем реализовывать поставленную цель. Все участники тимуровского отряда отметили необходимость встреч с ветеранами ВОВ, организация им посильной бытовой помощи. На вопрос «А действительно ли это нужное дело?» - получили такой ответ: «Хотим, чтобы не исчезла в веках память о тех, благодаря кому мы сейчас живем, учимся, строим планы на будущее». Вместе с председателем Совета ветеранов узнали, кто из ветеранов войны нуждается в нашей заботе, и начали разработку социального проекта «Рядом с нами живут ветераны».

Задачи проекта:

  • Организовать поиск сведений о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла, проживающих в 28 комплексе Автозаводского района.
  • Организовать посещение и посильную помощь ветеранам.
  • Организовать конкурс сочинений и презентаций «Вклад моей семьи в Победу» учащимися начальной школы гимназии.
  • Разместить материалы о ветеранах войны в книге Памяти гимназии «Я помню! Я горжусь!», на сайте гимназии и в СМИ.
  • Развивать познавательный интерес, коммуникативные и исследовательские способности обучающихся.

Планируемый результат: неформальное общение воспитанников с ветеранами Великой Отечественной войны, их родственниками, расширение знаний об исторических событиях, оказание различной помощи

Для реализации проекта были осуществлены все три этапа мозгового штурма, была организована слаженная коллективная работа, школьники разделились на две группы - участники, осуществляющие поиск необходимой информации и эксперты, занимающиеся обработкой предложенных материалов.

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль воспитателя в мозговом штурме очень важна. Именно он может вдохнуть свежие силы в процесс творческой деятельности.

Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, модернизация настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Следовательно, уже в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни.

Самостоятельность учащихся лежит в основе проектной деятельности.

Проектная деятельность влияет на формирование организационно-деятельностных качеств учащихся (способность осознания целей учебной и проектной деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение), а также креативных качеств (вдохновение, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, воспринимать его информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе).

Следует отметить, что проблема использования проектной деятельности является одной из самых актуальных проблем в воспитательной работе в начальной школе.

Актуальность проектной деятельности в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план - внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать. Так в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы... творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов … создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий» .

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив, необходимые знания из разных областей, получив реальный и ощутимый результат .

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Отношение к самому существованию и соответственно определению метода проектов у ученых неоднозначно.

Суть метода проектов - стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний

Под проектной деятельностью будем понимать такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения .

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

Через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

Через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т. е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.
3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

В связи с этим представляется важным выделить характерные черты разных образовательных моделей, определить их особенности, которые могут быть учтены при проектировании.

Сущность данного метода состоит в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится проблема для самостоятельного решения, в ходе которого они приходят к осознанным знаниям. Это один из методов активного обучения, способствующий организации поисковой деятельности обучаемых, формированию у них навыков продуктивного, творческого изучения дисциплины. Преподаватель должен исходить из того, что процесс усвоения знаний не может сводиться лишь к их простому восприятию, ознакомлению и воспроизведению .

Проект (от лат.«projectus», буквально - брошенный вперёд) замысел, план.

Естественно, младший школьный возраст не позволяет в полной мере организовать проектную деятельность, но вовлечение учащихся всё же необходимо. Бытует мнение, что младший школьник не в состоянии реализовать проект самостоятельно. Конечно, ему потребуется помощь взрослого - родителя или учителя. Поэтому, проектная деятельность сближает родителей и детей одной проблемой, которую необходимо решить, а так же развивает в ребёнке желание мыслить, исследовать, находить пути решения, что способствует развитию творческой личности.

Любой проект начинается с выбора темы, к которой необходимо подходить обдуманно, учитывая возрастные особенности детей. Хорошо, когда объект исследования вызывает у ребёнка желание заниматься исследовательской деятельностью. А бывает и так, что ребёнок хочет, но никак не может выбрать объект исследования или тему проекта. Поэтому, если ребёнок испытывает трудности с выбором темы, то учитель или родитель должны попытаться определить область интересов ребёнка и помочь ему с выбором темы. Взрослый должен только подталкивать, не навязывая, а прогнозируя будущие результаты.

Тема должна быть необычной - яркой, вызывающей интерес. Она должна быть интересна, прежде всего, ребёнку, а не родителю или учителю. Поэтому родителей также необходимо готовить к осуществлению проекта. Навязывание темы может повлечь негативизм со стороны младшего школьника, что скажется не лучшим образом на его дальнейшем отношении к проектной деятельности. Проблема должна касаться реальной жизни, быть знакомой ребёнку, изучение которой приведёт к получению новых знаний.

Проектная деятельность в начальной школе. Выбор темы исследования.

Пример исследования: Можно ли вырастить стрижа в домашних условиях?

Тема должна быть выполнима, непосильная тема приведёт к потере интереса. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный документ]. URL: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591 (дата обращения 05.03.2013).
2. Пояснительная записка к Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ. [Электронный документ]. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_98/322-1.html (дата обращения 05.03.2013).

Yuliya Kataeva,

a primary school tutor,

Olga Kravchenko,

a primary school tutor, the Municipal Autonomous providing general education Establishment «Gymnasium 77», Naberezhnye Chelny, Republic Tatarstan

Yuliya Todorova,

a primary school tutor, the Municipal Autonomous providing general education Establishment «Gymnasium 77», Naberezhnye Chelny, Republic Tatarstan

Development of creative thinking of primary school pupils in an extra curriculum activity

Abstract. In the article we consider the possibility of using some methods of creative thinking in an extra curriculum activity. We also review the theory of solving creative tasks, brainstorming method, creative problem solving, projects and give examples of their using.

Key words: creative pedagogy, creative tasks, brainstorming, social creativity, creative problem solving,projects.

«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС»

Прядуха Людмила Николаевна

МБОУ СОШ № 13, учитель начальных классов

мо Брюховецкий район

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Условием возникновенияпослужило внедрение инновационной деятельности на базе школы государственных стандартов второго поколения на первой ступени обучения

Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности я использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого в оспитания, идея творческого производительного труда. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Учение без принуждения».

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Необходимость решать эту проблему развития творческих личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них - исходи из ребенка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).

    Целью моей деятельности является создание условий для развития активной творческой личности школьников.

    Задачи :

    а) формировать творческий потенциала личности разнообразными методами во внеурочной деятельности в рамках ФГОС;

    б) уделить внимание изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.

    в) приобщать учащихся к творческой работе;

    г) прививать интерес к творчеству, поиску необычного, нового;

    д) развивать навыки созидания, самореализации;

    е) поддержать и развивать творчество учащихся в разнообразных его проявлениях;

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:
I. Творческие проекты (1-4 классы). Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.
II.
Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминают подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете.
Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а
дети, в рамках внеурочной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Этап 4. Защита проекта. Презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Мной были подготовлены ученики на краевой конкурс научно-исследовательских работ Малой академии наук школьников - Ивженко Василий был награжден дипломом II степени , Дацко Лидия – получила диплом III степени .

«Воспитание сказкой» - универсальное занятие во внеурочной деятельности младших школьников

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.

В своей работе я широко использую все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Особо нужно подчеркнуть роль сказки в жизни ребенка. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учится в ней жить.

Одной из задач, решаемых в ходе этой работы, является создание условий для воспитания нравственно-патриотических качеств личности ребенка через ознакомление с историей и культурой родного края.

Задачи:

    создать условия для формирования личности ребенка через сказку;

    воспитывать интерес к художественной литературе, литературно­художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;

    прививать общечеловеческие ценности, морально-нравственные ценности культуры.

В системе работы со сказкой я выделила следующие направления деятельности:

    совместная и индивидуальная работа;

    занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой;

    традиционные фольклорные праздники и развлечения.

В учебно-воспитательной деятельности я использую следующие методы, приемы:

Загадывание и отгадывание загадок ..

Чтение наизусть пословиц, скороговорок, потешек .

Придумывание определений к заданному слову .

Конструирование слов, словосочетаний и предложений.

Рассказывание сказки детям .

Творческие задания по содержанию сказок.

Пример: Сказка «Морозко». Вроде бы всё по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с её дочкой-ленивицей? С помощью кружочков выясняю, как дети оценивают поступки героев, выбираем жёлтый кружочек, объясняем: «Хотим помочь бабе и её дочке, так как слишком жестоко с ними поступил Морозко». Даю задание детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и её дочери. Дети предлагают: «Пусть Морозко коснётся их волшебным посохом и превратит в добрых людей, они будут работать в королевском дворце и выращивать цветы».

Придумывание сказки на заданную тему .

Я предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение:

    К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным...»

    К сказке «Три медведя»: «Придумаем сказку наоборот - три
    медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не
    было, как повели себя медведи?».

Соприкасаясь со сказкой, дети познают радость открытия, приобретают способность к творчеству. Чтобы помочь детям отойти от привычной, стандартной истории, изобрести новую сказку или эпизод, я использую «Волшебную палочку». В результате дети помогли Колобку стать непобедимым, великаном, Зайцу - храбрым и сильным. Таким образом, дети действуют самостоятельно, чтобы вывести героя из беды, возникает обратная связь: ребёнок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
Планируя вопросы для беседы о прочитанном, я помогаю ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему. Строю вопросы так, чтобы они развивали дискуссию, стимулировали эмоциональное, творческое отношение к прочитанному. При этом я не применяю никакого давления, оценки, стараюсь похвалить.

Следующий метод, который я использую для развития творческого воображения - «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?» -
«А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?»

В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон.
Не случайно говорится: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю -запоминаю». После знакомства со сказкой я предлагаю детям что-нибудь сделать: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов.

Таким образом, каждый ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.

Дети с интересом выполняют рисунки на тему «Мой любимый герой», «С кем повстречался Колобок», принимают участие в изготовлении совместной работы «Иллюстрации к любимой сказке», которая потом превращается в книгу. Игра «Чудесный лес» даёт каждому ребёнку возможность пофантазировать, дорисовать незаконченные фигурки: превратить их в деревья, цветы, бабочки, птички, животных, а потом рассказать волшебную историю с помощью своего рисунка. Таким образом, дети не только развивают воображение, но и речь.

Творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в роли экологов, литераторов, историков, художников, ученых и т.д. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.

Я стараюсь воссоздать психологически комфортную атмосферу раскованности, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно. Стараюсь сформировать желание трудиться с интересом, с охотой. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предлагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Всё равно в каждой работе проявится индивидуальность исполнения, творчество.

Организуя занятие с детьми, помню, что маленькому ребёнку непросто заниматься трудовой деятельностью и тем более сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим первая важная задача - сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности, заинтересовать ученика, вселить уверенность и помочь довести работу до конца. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение.

Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он стремится делать всё лучше и лучше, он может посмотреть на свою работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество. А, зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением. Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают.

Список литературы.

1 .

2. Безрукова «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2006г., издательство «Деловая книга»

Главные принципы нравственности и духовности человека получают свою основу в воспитании детей, когда они находятся в начальной школе.

Воспитанием младших школьников во внеурочной деятельности занимаются педагоги и родители.

Ребенок учится важнейшим основам поведения, складываются его взгляды на окружающее пространство, он учится понимать сверстников, создаются нравственные убеждения личности младшего школьника. В это время необходимо научить школьника правилам и нормам, которые действуют в обществе.

Внеурочная деятельность — воспитательный процесс

Младшие школьники эмоционально воспринимают окружающий мир.?
Этот возраст особенно восприимчив к нравственному и эстетическому воспитанию, важно не пропустить это время и способствовать формированию полноценного члена коллектива, который усвоит нравственные и культурные ценности общества, в котором он живет. Согласие с окружающими – это главная цель воспитания. Исследователи в области педагогики свидетельствуют о том, что в настоящее время духовное совершенствование детей отстает от интеллектуального развития. Мальчики и девочки приносят домой дневники с хорошими отметками, однако не умеют понимать окружающих и правильно оценивать их действия.


Направления внеурочной деятельности

Нравственное воспитание в школе и в семье

Для того чтобы нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности приносило свои результаты в виде положительного поведения детей, необходима слаженная работа всех звеньев воспитательного процесса. К ним относятся: уроки по школьной программе, воспитание и обучение детей в группах продленного дня, руководство поведением детей дома. Родителям не следует перекладывать ответственность за духовное и нравственное воспитание своих сыновей и дочерей на школьного учителя и воспитателя ГПД. Школа – это только часть образовательной системы, где по специальным программам младших детей обучают грамоте: счету, письму и основам жизнедеятельности. Родители обязаны активно включаться в воспитательный процесс, несмотря на занятость на работе, и ознакомиться с основными образовательными программами, по которым обучаются их дети.


Духовно-нравственное воспитание — задача и родителей, и школы

Положительный пример взрослых оказывает наиболее сильное влияние на младших школьников. Дети копируют поведение родителей: мамы и папы.

Образовательная программа, в основном, рассчитана на обучение детей школьным предметам, при этом государство берет на себя ответственность за этот процесс. Многие родители понимают процесс воспитания детей, как обучение их грамоте и знанию школьных предметов, не заботясь об их эстетическом и нравственном воспитании. Главное внимание они уделяют контролю выполнения детьми домашних заданий и ставят целью хорошие отметки, не размышляя о духовном развитии ребенка.

Нравственное воспитание школьника на примере родителей

Педагоги советуют родителям помнить о том, что главная цель воспитания ребенка – подготовить его к общению со сверстниками, с людьми разных возрастов (нравственное воспитание), научить видеть красоту природы (эстетическое воспитание).


Результаты всестороннего нравственного воспитания

Нравственное формирование личности младших школьников должно осуществляться родителями. Педагоги акцентируют внимание на том, что основы нравственности закладываются, в первую очередь, в семье. Благополучная семейная пара, имеющая детей – основная ячейка общества, в которой будут воспитаны полноценные члены общества. Если младший школьник видит маму и папу, совершающих неблаговидные поступки, ссоры, конфликты внутри семьи, скандалы своих родителей с соседями, он непременно станет повторять эти сценарии в своей личной жизни.

Совет родителям: если подобная ситуация произошла в жизни и ребенок стал свидетелем ссоры или конфликта, то для предотвращения негативного влияния на его нравственное развитие нужно дать оценку своим поступкам и действиям окружающих с позиций морали и этических норм.


Результаты и эффекты внеурочной деятельности

Гражданское воспитание детей во внеурочной деятельности

Гражданское воспитание младших школьников представляет собой процесс, когда формируется личность ребенка как члена общества. Это происходит в коллективе сверстников на школьных уроках в классе, в разновозрастном коллективе на различных школьных и внешкольных мероприятиях, в семье, когда родители и другие родственники своим личным примером показывают ребенку образцы поведения. Дети младшего школьного возраста особенно восприимчивы к таким стандартам, которые задаются взрослыми. Родители – это те люди, которым они особенно доверяют, поэтому усваивают их поведение, не рассуждая, и воплощают их действия и поступки в своей собственной жизни. Младшим школьникам трудно отличить положительные поступки и поведение взрослых от недоброго поведения. Поэтому они подражают родителям, не задумываясь.


Национальные ценности как результат гражданского воспитания

Детей надо научить многим качествам, которые будут им необходимы во взрослой жизни:

  • понимать окружающих людей,
  • уметь оценивать поступки другого человека,
  • верно оценивать свои собственные поступки по отношению к другим людям,
  • правильно строить взаимоотношения с окружающими людьми,
  • уметь самостоятельно принимать решения и отвечать за свои действия,
  • брать на себя ответственность за свою судьбу и за судьбы родных и близких людей, друзей.

Морально-правовое воспитание через игру

В воспитательной деятельности педагоги применяют ролевые игры, разыгрывая с детьми сцены из реальной жизни, из книг и учебной литературы. Это способствует усвоению детьми морально-этических норм, принятых в обществе. Научить детей коммуникациям – главная цель игры. В этом случае игра представляет собой оригинальную репетицию, которая позволяет разыграть разнообразные случаи из жизни и научить детей правильному поведению в разных жизненных ситуациях.


Игра Зарница как воспитательный метод

К примеру, педагоги на занятиях в ГПД через игру учат детей такому поведению:

  • как подружиться со сверстником, показать ему свою симпатию и наладить дружеские отношения,
  • как ответить на проявление дружбы,
  • что необходимо делать, когда возникает конфликт в школьном коллективе, в классе или с незнакомыми людьми на улице, в транспорте; как правильно подобрать нужные слова и как ответить, чтобы ссора не развивалась,
  • учат сдержанности: не дать волю гневу по отношению к окружающим, когда другие школьники сказали обидные слова или попытались высмеивать,
  • как решительно отказаться от рискованных предложений незнакомцев, которые пытаются чем-то угостить, или друзья решили развлечься и пытаются втянуть ребенка в свою авантюру.

Игровая форма способствует лучшему усвоению морально-этических правил поведения в коллективе сверстников и в обществе людей разного возраста.


Формы организации внеурочных занятий

Индивидуальные воспитательные беседы с детьми

Воспитательные мероприятия проводятся в группах, что способствует коллективному усвоению детьми морально-этических норм и правил поведения в обществе. Иногда требуется индивидуальное занятие со школьником. Опытный педагог определяет в этом необходимость и проводит с ребенком личную воспитательную беседу. Нужно дать младшему школьнику возможность высказать свое мнение и различные сомнения, понять, что беспокоит его, помочь осознать свои недостатки и дать совет по их исправлению, корректировать его поведение. Родителям важно знать, что в такой беседе важно не оказывать на школьника давление и тем более не высмеивать ребенка, когда сын или дочь высказывают свои сомнения и беспокойство.


Воспитательная беседа с ребенком

Окрики и наказания не способствуют развитию гармоничной личности ребенка.?

Формирование эстетически развитой личности школьников

Человек является частью природы, поэтому важно дать младшим школьникам основы экологических знаний, научить их жить в гармонии с природой и чувствовать свою ответственность за ее состояние. Для достижения этих целей в младшей школе проводятся мероприятия по нравственно-эстетическому воспитанию школьников:

  • конкурсы рисунков и поделок из природных материалов,
  • походы на природу, прогулки в парках,
  • беседы о прекрасном, основанные на просмотренных фильмах о природе или прочитанных произведениях литературы,
  • экскурсии на выставки художественного творчества и в музеи,
  • работа на пришкольном участке (самостоятельное выращивание растений, посадка цветов),
  • привлечение детей к оформлению классной комнаты.

Экскурсия в музей

Таким образом, в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников у детей складывается бережное отношение к природе, формируются основы эстетического восприятия мира, они чутко откликаются на все прекрасные проявления мира. Занятия в кружках творчества способствуют пробуждению у детей фантазии, они самостоятельно создают красивые вещи. Лучшими занятиями для этого считаются: лепка из природной глины, моделирование, рисование карандашами и акварелью.

Совет родителям: помогите своему ребенку определить, какое творческое занятие ему больше всего подходит, что ему по душе. Создание произведений искусства способствует его эстетическому развитию и созреванию ребенка как нравственной и духовной личности.

Воспитание у детей чувства долга перед обществом

Гражданско-патриотическому воспитанию школьников в начальных классах уделяется много внимания. Прочтение художественной литературы призвано формировать у детей чувство долга. Вначале у ребенка вырабатывается ответственность перед коллективом за свои поступки, а затем, по мере взросления, дети начитают осознавать свои обязанности перед обществом в целом и перед своей родиной.


Семейное дерево — метод воспитания

Совет родителям: создайте вместе с сыном и дочкой семейное дерево, расскажите об истории семьи, какой вклад в развитие общества внес каждый член семьи, о патриотических поступках, как защищали родину их деды и прадеды.

Таким образом, ответственность о духовном развитии детей возложена на родителей, от них зависит моральный облик взрослого человека, которым станет их ребенок. Окончив обучение в общеобразовательной школе, человек должен быть полностью подготовлен к дальнейшей жизни, а основы его воспитания и нравственности закладываются именно в начальной школе.



Похожие публикации