Фольклор как средство воспитания экологической культуры. Народное творчество, традиции, как средство формирования экологической культуры детей Экологическое воспитание в фольклоре русского народа

- 63.00 Кб

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова

Институт искусств

Кафедра декоративно-прикладного искусства

Реферат

Экологическое воспитание

в народной педагогике

Выполнила: студентка

ΙV курса, группа 402-НЗ

Специализац ии ДПТ

Морева Л.Г.

Проверил: преподаватель

Янковская О.В.

Абакан – 2010

Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.

Основная цель экологического воспитания: научить развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают формирование:

Потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;

Установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

Убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

Потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний. Экологическое образование призвано формировать знания о природе, взаимодействия общества и природы, умение по изучению и охране природы. Процесс экологического образования школьников в той или иной мере всегда сочетая обучение и воспитание, направлена на формирование экологической ответственности к окружающей среде.

Экологическое воспитание как педагогический процесс определяется не только на экологические знания, но и осуществляется через его чувства - эмоциональную сферу, его душевную подготовку к воспитанию экологических ценностей.

Экологическое воспитание есть составная часть общей системы воспитания, поэтому к рассмотрению сущности применимы общие подходы теории воспитания.

Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

В результате экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу.

Под народной педагогикой традиционной культуры воспитания мы понимаем исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, легенд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д. Сам же идеал представлен в сказках, пословицах и поговорках (афористическая педагогика), в традициях.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания. Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

В большинстве своем человек всегда чувствовал и понимал природу, бережно откосился к ней, обожествлял ее силы, восхищался ее творениями и явлениями. Это относится как к многочисленным этносом, так и «малым» народам. Например, суть народной философии эвенков - мир един, человек - это тоже природа.

С древних времён буряты учили своих детей жить в согласии с природой, тому, что естественная среда обитания человека – это дом, в котором всё находится в соподчинении и взаимодействии. Считалось, что природа выше всего. Она обожествлялась, так как человек каждый, стар и млад, без неё не может существовать. Действительно, без чистого воздуха, воды, диких животных, даров природы и т. д. человек обречён.

Воспитание уважительного отношения к окружающей среде проводилось изо дня в день. Древняя культура бурятского народа, как материальная, так и духовная, способствовали возникновению определённых требований (табу), рекомендаций по формированию у ребёнка «щадящих», «дружественных» определённых отношений с окружающей природой. Значение таких табу огромно. Благодаря им сохранились многие виды растений и животных.

В русских семьях оптимальные, с точки зрения экологии детства, взаимоотношения с природой, основывающиеся на народом опыте, существовали издавна.

Так, в перенаселенных центральных районах России крестьянская семья могла существовать только при условии строгого соблюдения принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единства высшая гармония жизни на земле. Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде…

Некоторые ученые считают, что ее имя – Макошь (ма – мама, кошь – кошелек, кошара, счастье, судьба). А также короб, корзина, куда складывали урожай. Вот и получается – Макошь – всеобщая мать, хозяйка жизни, Дарительница урожая. Одним словом – Земля.

Сидя на уютном пригорке, поросшем цветущими медоносными травами, наш языческий предок чувствовал под собой живые теплые колени матери земли, а с высоты на него был устремлен строгий и ласковый взгляд неба – отца.

В народной педагогике приучали детей к духовному общению с природой «Чело дома приглянулось ласточкам – счастье семье», «Дятла стук услышишь – день предстоит радостный». Природа великая, огромная Вселенная, природа – малая вселенная – и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитие, как зло и развращение.

Природно-географический фактор оказал решающее влияние на становление национального характера белорусов. По мнению ученых, равнинный и низинный рельеф Беларуси содействовал формированию спокойного, рассудительного характера ее жителей. В значительной степени благодаря природным своеобразиям края содержание этнической педагогики белорусов включало выработку таких качеств, как сдержанность, выносливость, доброжелательность, гуманность и др. Особенности природных условий северных и южных районов страны содействовали формированию несколько отличных характеров у их жителей. Все это должным образом нашло отражение в целях и содержании воспитания. Нравственный идеал народной педагогики белорусов - это человек, преданный родному краю, неотделимый от "мшага кутка". Красота природы, целесообразность и гармоничность ее явлений наполняли воспитательный идеал добротой, гуманизмом, своеобразным лиризмом души

Существовало убеждение о совершенности, разумности природы, в том числе и природы человека, считалось, что в ней больше добра, чем зла, и добро при правильной организации жизни побеждает. Жизнь, воспитание людей подчиняются целесообразному совершенному, разумному природному устройству.

В белорусском фольклоре трудно найти произведение, которое прямо или косвенно не раскрывало бы связи человека с природой. Пословицы и поговорки белорусов: "Гукні на лес, то i лес адгукнецца", "І сабака добры дух чуе", "Не усякая мука хлебам стане", "Лішняга i свіння не есць", "Адзін дуб у полі - то не лес". В целом, большинство народных педагогических правил формулировалось со ссылкой на соответствующие аналогии в природе.

В реальной жизни белорусов сама природа была чудесным воспитательным средством. Не без оснований ее относят к "исцеляющим лекарствам" души и тела, а формирование соответствующих отношений человека к живой и неживой природе представляло собой главный компонент нравственного воспитания. По народным представлениям совершенный человек "i галінку не зломіць, i травінку не вырве". Подлинные человеческие качества как раз и проявляются через отношения индивида к животным и птицам. Не случайно белорусы считают: "Дзе знішчаецца прырода, там знішчаецца жыцце", "Хто заб"е бабра - не будзе мець дабра" или "Што мне зола-та, свяціла б сонца" .

Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях ответственно – бережного и любовного отношения к природным богатствам родной земли. Наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они поклонялись силам и духам природы, осознавая свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, они умели читать книгу и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению. Народные знания, помогающие людям выживать в условиях суровой природы, нашли отражение в фольклоре.

В сокровищницу народной мудрости входят загадки – древнейшие жанры фольклора.

    • Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами,

За жуками и мышами.

    • Сидит девица в темнице - Коса на улице.
    • Шел долговяз в сырую землю увяз.
    • Семьсот поросят на колышке висят.

    В загадках отражается любовь к окружающей природе, знание ее.

Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Песни воздействуют на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Большое значение в воспитании этно-экологической культуры детей имеют народные песни, которые отражают красоту родной природы, традиции и обычаи села.

Стоит во поле березонька,

Березонька кудрявая.

И вокруг березоньки

Девицы поют.

Красны девицы поют,

Хороводы водят.

Эти песни являются главным украшением в проведении народных праздников.

Народный танец - один из древнейших видов народного творчества. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др.

Пословица - едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. В ней, как в зерне, заложены все деятельные силы демократической культуры. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.

За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что – либо в уверенности, что все ими сказанное – твердая истина. « Что посеешь, то и пожмешь». Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной.

Описание работы

Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.
Основная цель экологического воспитания: научить развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего своего сочинения, а устно (из уст в уста) передающего его из поколения в поколение. Авторы устного творчества – народ, анне отдельные личности.

Потребность в легком запоминании, передаче и устном хранении в памяти заставила слагать словесные формы в легких рифмах, ритмах и органично соединять их с музыкой и пением. (Безрукова. Основы…),

Основные признаки устного народного творчества: устная форма существования и вариативность, многократное исполнение сказок, песен, былин и т.п. различными исполнителями (сказителями).

Якутский народ на протяжении всей своей истории создавал и продолжает в новых условиях творить разнообразные произве­дения фольклора. Широкое распространение получили богатыр­ский эпос - олонхо, народные песни - ырыалар, сказки - кэпсээн и остуоруйа, исторические предания - былыргы сэһэннэр, представляющие собой своеобразную устную летопись минувше­го, скороговорки - чабыргах, загадки - таабырыннар, послови­цы и поговорки - өс хоһоонноро. В прошлом бытовали мифоло­гические сказания о происхождении земли, растительного и жи­вотного мира, человека. Была развита обрядовая поэзия алгысы, т. е. заговоры и заклинания, а также шаманский фольклор - ойуун тойуга. Все эти произведения в образной форме воссозда­ют историческую, трудовую и социальную жизнь якутского наро­да, выражают его мировоззрение и эстетическое отношение к действительности.

Фольклор сохранил нам песни, которые пел якутский народ веками. В длинных бытовых песнях раскрывается по­вседневная жизнь и быт народа. В этих песнях жизнь людей описывается своеобразно: путем описания «жизни и деятель­ности» предметов быта (например, веника), рабочего скота и пр.

Олонхо - общее название героического эпоса якутов, со­стоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10-15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо дохо­дят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем конта­минации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказите­ли олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными.

Истоки якутского олонхо восходят еще к тем временам, когда предки яку­тов жили на своей прежней родине и тесно общались с древними предками тюрко-монгольских народов Алтая и Саян. Об этом говорит общность сюжета олонхо с сюжетом эпоса этих народов, сходство в строе языка и лексике. В связи со сказанным необходимо отметить, что одной из главных черт олонхо как жанра является его своеобразный историзм. Олонхо задумано, создано и подается как своеобразная история всего племени человеческого, в самом широком смысле этого слова - всего человеческого общества. Как рассказывают народные предания, их предки обитали далеко на юге, в степных просторах. По предположению ученых, они жили в Прибайкалье, по соседству с тюркскими, монгольскими и тунгусо-маньчжурскими племенами.



Если олонхо зародилось на юге, то там же могли взять свое начало и другие жанры народного творчества - сказки, обрядовая поэзия, пословицы и поговорки. Об этом свидетельствует сохранившееся до нашего времени сходство отдельных мотивов, иногда и целых произведений якутов с произведениями сибирских тюрок и монголов. Так же много сходного в мифологии, религиозных представлениях, отчасти в шаманском культе. Якутский героический эпос – Олонхо, включен ЮНЕСКО в список мировых шедевров устного и нематериального наследия человечества с 2005 года.

Развитие цивилизации изменило не только окружающую среду, но и характер духовного мира человека. Понятия красоты, доброжелательности, участия, сопереживания становятся исключением, а не нормой жизни. Духовное оскудение человека привело к его отчуждению от природы. Всё это обусловливает переосмысление многих представлений о человеке, обществе, культуре, природе, окружающей среде как системе жизни человечества и требует воспитания «нового» человека, становления экологической культуры личности и общества.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.



В устном народном творчестве сохранились особенные черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии. Знакомя детей дошкольного возраста с устным народным творчеством, мы приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.

Обращение к родникам устного народного творчества существенно повышает воспитательный потенциал экологического образования, что становится важным фактором, в результате которого повышается эффективность формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Кроме этого, использование прибауток, скороговорок, пословиц на любом занятии – это поддержание хорошего настроения, радостного чувства в коллективе, средство удовлетворения потребности детей в творчестве.

В настоящее время существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и поведение в раннем дошкольном возрасте. Специфика экологических знаний состоит в том, что они базируются на системе знаний из многих наук. Дети должны усвоить, в общем, весьма «сухое» научное знание, которое составляет ядро экологии. И здесь на помощь приходит народная педагогика, устное народное творчество. Новизна опыта в том, что экологические знания, содержащиеся в фольклоре, доводятся до детей в доступной форме: в форме повествования, кратких афористических изречений, игры. Яркие образные поучения легко запоминаются детьми. На чувственном уровне дети получают представления об универсальности.

Экология в этносе занимает особое место среди разнообразных средств формирования экологической культуры, которая раскрывается в традициях бережного отношения к окружающему миру и передаётся из поколения в поколение через разные элементы культуры – мифологию, религию, творчество.

Народная экологическая культура, как определенный комплекс знаний, умений и навыков, накапливалась по крупицам, веками тщательно отбиралась, систематизировалась и надёжно закреплялась в обычаях, традициях, обрядах, стереотипе поведения, в не писаных законах и правилах взаимоотношениях с природой. Народный экологический опыт представляет собой огромный педагогический интерес, так как без него трудно выжить не только среди дикой, суровой, но и окультуренной природы.

В последнее время наблюдается повышение интереса к этнопедагогическим исследованиям, в том числе и касающихся различных вопросов формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Это связано и с осознанием обществом преемственности национальной и общечеловеческой духовной культуры.

Издавна бытующие в народе экологические ценности формируют строгие экологические нормы, воплощённые в педагогические идеи, традиции, обычаи. Устное народное творчество располагает огромным количеством экологического материала, не исчерпавшего своих воспитательных возможностей и потенциала. Многовековой опыт народа – сокровищница народной культуры, народной экологии. Л.Т.Ионин писал: «Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, но неизбежный процесс умирания».

И по сей день бессмертными являются средства устного народного творчества: песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Сила и красота народной души воплощена в фольклоре. В нём показано бережное отношение к природе, стремление человека познать окружающий мир.

Важное место отводится загадкам. Народные загадки – эффективное средство экологического воспитания школьников. Загадок много. Есть загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи. Все они носят обучающий, воспитывающий и развивающий характер.

В загадках содержится великолепный познавательный материал, обогащающий детей дошкольного возраста сведениями о представителях растительного и животного мира, углубляющий экологические представления и знания. В загадках сливается образность, поэтичность и взгляды народа на природу, её обитателей. Повседневные будничные предметы загадка делает удивительно интересными, далёкие и таинственные силы природы становятся более понятными и близкими.

Особое внимание уделяется пословицам, в которых заключена народная мудрость. Благодаря образности, завершенности мысли пословицы оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства детей. Утверждая высокие нравственные понятия, выверенные опытом поколений, они воспитывают честность, любовь к природе, труду. Этим и определяется их роль в экологическом воспитании.

Народная память хранит множество примет, которые являются народной наукой, так как являются своеобразной системой народных знаний о природе, её явлениях. В них зафиксированы причинно-следственные связи происходящих явлений и изменений в природной среде, осмысление которых способствует воспитанию мировоззренческого восприятия детьми.

Огромным воспитательным потенциалом обладают сказки. Народная сказка – это нравственный урок. Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. И эти уроки пронизывают всё сказочное наследие. В них содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Ярко представлены в сказках и объекты неживой природы. Сказки в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста играют особую роль, так как в них отражено бережное отношение народа к природе. Сказки, созданные народом, содействуют развитию эмоционально-эстетического отношения к природе, что в определённой степени служит преодолению потребительского подхода к ней.

Большой воспитательный потенциал и возможности в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста имеют праздники, которые во всей полноте отразили взаимоотношения человека с природой. В них воплотились представления наших предков о природе, как продолжении самих себя, а о себе как об органичной части окружающего мира.

У каждого народа свои традиции общения с природой. Каждый народ бережно хранит экологические заветы предков. Наиболее ярко они выражены у предков якутского народа, в мировоззрении которого до сих пор сохраняется «очеловечивание» природы, ощущение её боли как своей собственной. Предки не владели научными знаниями, но имели колоссальный эмпирический опыт, умели наблюдать, чтили управляющие миром законы и приспосабливались к ним, ведь без этого они не смогли бы выжить, а особенно в наших климатических условиях Севера. Поэтому, кроме изучения русской культуры, в программу включено изучение культуры якутского народа: их традиций, праздников, обрядов, ведь в них содержится бесценный опыт общения с природой (ПРИЛОЖЕНИЕ). Включение в содержание программы произведений народного творчества позволяет разнообразить формы проведения занятий.

В традиционной культуре наших предков ребёнок с малых лет ощущал родство, единство с окружающим миром, понимал, что человек создан с окружающим миром по одним и тем же законам. Но, к сожалению, в настоящее время человек нарушил гармонию в отношении с окружающим миром, и это привело к страшным экологическим бедствиям. Исправить это человеку не возможно, т.к. он еще:

  • не осознает своё родство и связь с природным окружением, общим домом всех живых существ;
  • не откажется от устоявшихся стереотипов мышления, что в этом доме всё для него;
  • не избавится от беспечности и осознает ответственность за судьбу всего живого;
  • не овладеет новой стратегией гармоничных взаимоотношений с окружающим миром.

Поэтому важно основы экологической культуры закладывать и формировать в детстве. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, насколько глубоко будут воспитаны у них эстетические и нравственные отношения к природным объектам.

Основными идеями в разнообразной деятельности человека должны стать:

Идея дома (от своего дома, малой родины к пониманию глобального мировосприятия – «Земля наш общий дом»);

Идея целостности и всеобщей взаимосвязи («всё связано со всем»);

Идея труда в преобразовании окружающей среды.

Дети изучают произведения устного народного творчества, знакомятся с народными приметами, которым отводится особое место в народном календаре, с праздниками и обрядами, связанными с поклонением солнцу, так много значившему для людей в древности. На занятиях также используются поверья о камнях, их культовой роли, о живительной силе воды, земли, народные загадки об объектах и явлениях природы, сказки, в которых Ярило-солнце, Весна-красна, Морозко олицетворяют природные явления, обладают собственными характерами.

С древних времён у разных народов складывалось культовое отношение к деревьям как воплощению непосредственной растительной силы. При изучении растений, как одного из царств живой природы, используются пословицы и поговорки, имеющие природоохранное содержание («Кто рубит леса, тот сушит места, гонит от полей тучи, готовит себе горя кучи; а кто лес сажает да сеет, тот влагу на полях имеет», «Одно дерево посадил, уже не зря жизнь прожил»), а также пословицы и поговорки, передающие многовековой опыт («Коси коса, пока роса, роса долой – и мы домой»). На занятиях дети знакомятся с традициями, связанными с растениями (Ивана Купала, Троица, Новый год). Особое внимание отводится символу нашей Родины – берёзе, о которой народом сложено множество произведений.

Образы зверей и птиц наполняют устное творчество всех народов мира. При изучении царства животных на занятиях используются и сказки, и пословицы с поговорками, и народные приметы, загадки. Важное место отводится сказкам с экологическим содержанием, в которых в образной форме рассказывается о взаимодействии организмов в природе, о разнообразных пищевых связях, нарушение которых грозит катастрофой всей жизни.

В нашем многонациональном городе праздники и обряды разных народов переплетаются и с одинаковым уважением, отмечаются и татарский сабантуй, и русская Масленица, и украинские колядки, и якутский ысыах. Поэтому на занятиях уделяется внимание и праздникам, которые во всей полноте отразили взаимоотношения человека с природой, раскрывают идею единства человеческого и природного начала, их общие корни, развивают эстетическое, доброе, бережное отношение к родной природе – тому общему, что объединяет всех нас независимо от национальной принадлежности.

Дети знакомятся и с устным творчеством народов Севера, которые и в настоящее время хранят экологические заветы и традиции предков. Это и посиделки, литературные гостиные, круглые столы, экскурсии, игры, викторины, праздники и др.

Используются и самые разнообразные методы – словесные, демонстрационные, практические. Дети не только знакомятся с предлагаемыми педагогом произведениями, но и сами учатся находить произведения на заданную тему, вовлекая в работу мам и пап, бабушек и дедушек.

При работе со сказками дети дошкольного возраста слушают чтение, смотрят видеофильмы, рисуют, иллюстрируют, собирают мозаику, сочиняют, фантазируют. Самые разнообразные виды задания используются и при работе с загадками. Природа сама по себе неиссякаемый источник тайн и загадок, а для растущего человека – в особенности. Для него загадки – это весь мир. Естественно, содержание загадки направленно на поиск ответа. Но чтобы ответить, надо вскрыть глубинную суть загадки. Отгадывание каждой загадки – это маленькое исследование.

При работе с загадками важно не ограничиваться только односложной загадкой, а привлекать внимание к целому ряду проблем, возникающих при знакомстве с содержанием загадки. И тогда мир природы с его законами и закономерностями становится исследовательской лабораторией маленьких почемучек. Дети и сами учатся составлять загадки, используя свои знания о конкретном объекте природы или явлении.

При работе с поговорками и пословицами дети не только учатся понимать и объяснять их глубинный смысл, но и учатся находить и сравнивать пословицы разных народов. Они учатся подбирать самую точную и меткую пословицу или поговорку, подходящую к той или иной ситуации, обогащая при этом не только свой багаж экологических знаний, но и словарный запас.

При изучении раздела о человеке как живом организме, его здоровье и способах его сохранения дети знакомятся с былинами о русских богатырях, традициями русской кухни, пословицами и поговорками («Держи живот в голоде, голову в холоде, а ноги в тепле», «Болен - лечись, а здоров - берегись», «Где здоровье, там и красота»). Устраиваются посиделки, где дети изучают традиции русского чаепития, целебные свойства наших трав.

Использование произведений народного творчества позволяет деятельность по изучению окружающего мира сделать творческой, желанной и интересной для ребёнка, развить его врождённый познавательный интерес. Стремление проникнуть в суть явлений, найти ответы на многочисленные «почему». В силу этого познавательная деятельность имеет больше возможностей для формирования интеллектуальных, эмоциональных и действенно-волевых качеств, создающих основы для ответственного и доброго отношения к среде своей жизни.

В необходимости повышения экологической культуры подрастающего поколения на современном этапе развития общества уже никто не сомневается. А использование для этого средств устного народного творчества способствует не только повышению экологической грамотности, присвоению того бесценного экологического опыта прошлых поколений, но и помогает привить чувство любви к Родине, гордости, приобщить к культурному наследию народа. Данный опыт работы даёт возможность:

Разнообразить методы и формы экологического воспитания;

Привлечь большое количество детей к изучению народной культуры;

Углубить эстетическое восприятие окружающего мира; воспитывать чувство патриотизма у детей с дошкольного возраста.

Изучение экологического опыта народа позволяет сформировать у ребёнка систему нравственных ценностей, новый взгляд на окружающий мир и своё место в нём.

Вывод. Реализация воспитательного потенциала устного народного творчества способствует эффективному формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными и личностными способностями и возможностями. Приобщение к экологическому опыту народа позволяет сформировать у ребёнка систему нравственных ценностей, новый взгляд на окружающий мир и своё место в нём. Таким образом, экологическая культура представляется нам как социально-значимое качество личности, формирующееся на основе активной познавательно-практической деятельности, общения.

Тема: Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет, т.к. наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор. Фольклорные средства (загадки, пословицы, поговорки, сказки) помогают быстрее добиться успехов в обучении и воспитании детей. Фольклор является источником мудрости народа в его отношениях с природой. Потому что истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа, в традициях ответственно-бережного отношения к природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они не зная грамоты, и не имея письменности, умели читать книгу природы и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению. Народные знания, помогающие людям выживать в условиях суровой природы, нашли отражение в фольклоре, который по словам А. Н. Толстого, как «изустная литература была достоинством и умом народа: она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
В повседневной жизни следует целенаправленно и систематически накапливать чувственный и практический опыт, упражнять детей в применении полученных знаний и умений, стимулировать и поддерживать проявление интереса к окружающему миру.
Технология экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста имеет следующие структурные компоненты:
циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада (аквариумными рыбами, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке).
ежемесячные (по одной неделе) наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение пиктограммного календаря, эти наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений;
совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;
подкормка птиц и наблюдения за ними, что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре;
«огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста.
В своей работе опирались на программу Боргановой Р. А. “Туган як табигате белән таныштыру”.
Татарское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Значение его огромно. Воспитатель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, использовать фольклорные средства на практике.
Загадки, скороговорки, считалки, зазывалки, пословицы и поговорки, песни, сказки, небольшие стихи предлагали детям в процессе наблюдения. В
В практике использовали загадки. Загадок много. Есть загадки – описание, загадки - вопросы, загадки – задачи.
Ипи түгел, су түгел,
Авыр түгел, аз түгел,
Ансыз яшәү мөмкин түгел. (hава)
Тәңкә карлар сипкән,
Җирне ап-ак иткән,
Чыршы, каен, имән
Кардан чикмән кигән.
Бу кайчан? (Кыш)
Загадки умны, высоко поэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответсвенно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирущим началом стало умственное воспитание. Они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых раличных областей человеческой жизни. Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.
Имея запас загадок наблюдения можно сделать очень интересным.
Еще один вид малых форм фольклора – скороговорки, соревновательное и игровое начало, который очевидно и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции. Использовали скороговорки со словами, связанными с природой.
Җәйнең ямьле көннәрендә
Җиләк җыя Җәмилә.
Кара карга кардан бара
Канатларын кага-кага.
Из всего многообразия жанров детского устного творчества интересны и считалки. Считалками принято называть короткие рифмованные стишки, применяемые детьми для определения, ведущего или распределения ролей в игре.
Каенда – карга.
Имәндә – чыпчык,
Җирдә – елан.
hавада – кош,
Бар син дә оч!
Воспитывающие функции выполняют и зазывалки (тип песен). Они способствуют формированию у детей положительного отношения к природе, друг другу. Они обычно связаны с временем года или отдельными явлениями природы: в феврале дети зовут солнце; весной – зазывают птиц; летом – просят, чтобы пошел или прекратился дождь.
Кояш, чык!

Болыт кач!

Без уйнарбыз җылыткач.

Сыерчык, сыерчык,

Күк күлмәгеңне киеп чык;

Үзеңнеке булмаса,

Атаңныкын киеп чык.

Яңгыр яу, яу, яу!

Сине көтә җир, җир, җир!

Безгә күмәч бир, бир!

Таким образом, зазывалки представляют собой своеобразный путь ознакомления детей с природой, простейшими связями между явлениями (весна – прилет птиц, радуга – дождь, осень - урожай и т. д.).

Пословицы и поговорки – один из основных и наиболее популярных видов творчествыа народа. Народами Поволжья создано бесчисленное количество глубоко содержательных, правдивых, осттоумных и художественно ярких пословиц и поговорок.

Агач беленә җимешеннән,

Адәм – эшеннән.

Народные песни – более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Например содержание колыбельных песен изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных.

Песи, песи –нечкәбил,

Бала тирбәтергә кил.

Җылы җирдә яшәрсең,

Ап – ак күмәч ашарсың,

Тәмле сөтләр эчрсең,

Ашап тугач уйнарсың,

Уйнап тйгач йокларсың.

Бәлли-бәү!

Сказка – древнейший по происхождению вид фольклора. Е.Н. Водовозова рекомендовала выбирать народные сказки обдуманно: “Следует начинать с совершенно понятных сказок, где главную роль играют знакомые детям животные, где имеется верное описание природы”. Например “Кот и лиса”, “Коварная лиса”, сказки о временах года “Ай белән кояш”, “Бүләк кемгә?”

Народные праздники – кладезь национальной культуры. Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. Мы провели такие праздники как, Сөмбелә, Науруз (новый день), Карга боткасы, Сабантуй (перед началом весеннего цикла).

В летнее время просила рассказать детей, где они были летом, куда ездили с родителями, были ли на природе, что интересного происходило во время отдыха, какие впечатления остались от посещения дачи, деревни, других мест. Во время прогулок наблюдали за цветущими растениями участка. Проводила подвижные игры: “Кыңгырау чәчәк”, “Көн-төн”, “Инеш аша сикереп чык”.

Наблюдая за цветами, приходили к выводу, что все цветы разные. Уточняли название цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков и т.д. Побуждала искать сравнения, задумываться над названиями.

Детям загадывала загадки о цветах.

Төрле-төрле төстә алар,

Бу төсләр каян килгән?

Хушбуй исе аңкыталар,

Кем аны сөртеп йөргән? (Чәчәкләр)

Нечкә яшел сабакта

Юл буенда шар үскән.

Кай арада җил искән,

Ак шар очкан да киткән. (Тузганак)

Рассказывала о насекомых, например божья коровка, бабочка. Объясняла, что они помогают растениям расти. Учили стихи:

Камка түти оч, оч.

Анаң салма пешерә,

Атаң ашап бетерә.

Летом расширяли и уточняли представления детей об овощах и фруктах. Поливали с детьми лук. В процессе работы предлагала детям рассмотреть все овощи: как они растут на грядке, как выглядят вырванные из земли, где у овощей ботва, а где корнеплоды. Учили с детьми пословицы о трудолюбие.

Җирне сөйгән ач булмас.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание.

Ежедневно наблюдая с детьми погоду, отражаем их в календаре природы. Отдельно на картинках изображены явления неживой природы: солнце, дождь, облака, тучи, снег. Качественное наглядное пособие помогли сделать родители.

В уголке дежурства назначали дежурных. Осуществляли индивидуальный подход к детям: изыскивали приемы, направленные на поддержание у них интереса к уходу за растениями и животными, на воспитание положительного эмоционального отношения к живым существам.

В ненастную погоду, когда нельзя гулять пели песни, рассказывали стихи, слушали диск с голосами птиц. Читала детям сказки: «Төлке белән каз”, “Ябалак”, Аю белән бабай”, “Кәҗә бәтиләре hәм бүре”. Играли с детьми подвижные игры такие как “Кошки- мышки”, “Казлар аккошлар” Продолжали цикл наблюдений за аквариумными рыбками: «Как можно улучшить условия жизни рыбок?», «Какое тело у рыбки?». С помощью этих наблюдений показали детям, что условия жизни для обитателей аквариума создают люди – взрослые и дети, что аквариумом надо следить и ухаживать, также уточняла представления детей об особенностях внешнего облика рыб, строение их тела. В дальнейшем планируем провести наблюдения: «Как рыбки отдыхают?», « Зачем рыбкам глазки?» и т.д.

В свободное время рассматривали с детьми семена цветущих растений, которые собирали на своем участке. Раскладывали их по коробочкам, показывала открытки и просила ребят определить, у какого растения какие семена. Объясняла, что всю осень и зиму семена будут лежать, а когда наступит весна и станет тепло, все вместе будем их сажать, чтобы выросли красивые цветы.

Мы убедились, что в работе с дошкольниками полезно использовать различные пословицы.

Табигатьне саклаган – үз яшен аклаган.

Народные приметы о природе содержат интересный познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему. Например, если дождь идет при солнышке, значит он скоро прекратиться.

Яңгыр тамчысы су өстендә эре булып, күбекләнеп торса, янә яңгыр булыр.

Осенью уточняли и расширяли представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. В первую половину осени, когда погода еще относительно теплая, организовали с детьми наблюдения за явлениями неживой природы: деятельностью солнца (количество тепла и света), характером осадков, ветра, длительностью дня. В результате систематической работы у детей складывается представление о ясной и пасмурной погоде, ее характерных особенностях. Детей учили отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошел дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнца нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака и т. д. Так, на прогулках по участку детского сада можно обращать внимание не только на особенности внешнего вида тех или иных растений, но и на способ существования всех растений - прикрепленность к земле. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления (солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры и т. д.). В каждом листочке учили видеть прекрасное, обращали внимание на то, что листья имеют разную форму и окраску; предлагали из опавших листьев выбрать самые красивые. Проводили беседы на темы: «Что знаем об осени», «Как готовятся к зиме звери», «Отлет птиц» и другие. Родители изготовили поделки из природных материалов. С детьми разучивали такие татарские пословицы как:

Язның байлыгы – кояш, көзнең байлыгы – уңыш.

Кышкы кар – көзге икмәк.

Загадывали детям загадки, в которых описывается поведение зверей:

Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь)

Есть на речках лесорубы

В серебристо-белых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры)

Осенью в щель заберется,

А весной проснется. (Муха)

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка).

С помощью сказок знакомили сказочными персонажами животных. Сравнивали их реальными обитателями леса (заяц, волк, медведь, лиса). Объясняли, что настоящий лес полон разных зверей, птиц и других лесных жителей. О них никто не заботится – они сами умеют добывать себе пищу: некоторые запасаются на зиму, а другие готовятся к спячке.

В уголок природы поместили дары осени - овощи, фрукты, ягоды. Детей учили различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть. Важно сообщить детям, что растения вырастают из семян. Собранные на участке семена можно поместить в уголок природы.

В прогулке, знакомили детей с трудом взрослых, характерным для осени: обратить внимание на уборку осенней листвы, перекопку земли под кустарниками и т. д.

В зимний период года, когда возможности ознакомления детей с природой ограничены в силу погодных условий, уголок природы в группе является важным средством осуществления содержательной работы с дошкольниками. Знания о природе, умения, полученные осенью, расширяются и углубляются. Показывали детям, что комнатные растения и животные уголка природы чувствуют себя так же хорошо, как летом. Растения остались зелеными, некоторые из них цветут; животные подвижны, ведут активный образ жизни. Дети совместно с воспитателем устанавливают причины этих явлений (в комнате тепло, светло, животных регулярно кормят, растения поливают, поворачивают к свету). Таким образом, условия жизни растений, животных соответствуют их потребностям.

Сравнивая состояние растений в групповой комнате и на улице, определяли причины его различия. Устанавливали причину почему растения на улице не растут, не зеленеют. Для этого нужно определить состояние земли под снегом (замерзла, твердая), воды (превратилась в лед), сделать вывод о том, что растениям зимой не хватает тепла, пищи, воды, света. Сообщала детям, что ветви растений зимой очень хрупкие, легко ломаются. Для оказания помощи растениям он предлагала аккуратно стряхнуть снег с веток, окопать снегом деревья и кусты, чтобы они не погибли. В группе посадили лук и наблюдали как она растет.

Увлекательны и интересны наблюдения зимой. Сколько радости и новых впечатлений приносит зима детям! Мы любуемся заснеженными деревьями, обращаем внимание на зимующих у нас птиц. С помощью родителей устраиваем кормушки для них. Невозможно воспитывать заботливое отношение к растениям и животным, если не привлекать детей к труду в природе.

Во время наблюдений зимой за льдом, снегом, погодой также загадываем загадки.

Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно

Ни в огне горит, ни в воде не тонет.

Используем пословицы.

Береги нос в большой мороз.

Мороз не велик да стоять не велит.

Также наблюдая за птицами напоминаем детям народную поговорку: «Подкорми птиц зимою, послужат тебе весною».

Организовали зимнюю подкормку птиц на участке. Вместе с детьми осматривали сделанную родителями кормушку. Обсуждали, прочная ли она, красивая ли, удобная ли. На прогулках вместе с детьми выбирали место, решали как ее повесить. Подобрала для этого случая народную песенку «Воробей»

Что желаешь, воробей?

Мне бы горстку отрубей,

Мне бы зернышек пшеничных,

Хлебных корочек обычных.

Также интересны зазывалки про птиц.

Килегез, кил, кошкайлар!

(күмәкләп әйтер өчен)

Чыпчык, чыпчык, чык-чырык.

Җим сиптем, кил тиз очып!

Песнәк, песнәк, кил тизрәк-

Җим сибәм сиңа әзрәк!

В весенний период расширяли знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учили устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Загадывали загадки

Сикереп төшә, бозны тишә.

Проводили беседы на тему: «Жизнь диких животных весной», «Правила поведения в лесу».

Давали элементарные знания о жуках (майский, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показали, что скрывается за названием некоторых бабочек. Объясняли пользу насекомых. Использовали такие зазывалки

Әйт әле, чикерткә,

Сине ншрсә сикертә?

Сайрый белми сайрыйсың,

Бертуктамый кич иртә.

Зазывалки помогают воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Знакомили с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учили находить различия по листьям; устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение), между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением.

Таким образом, использование в работе малых форм фольклора способствует воспитанию у детей любви к Родине, бережному отношению к природе, расширяется их кругозор, повышается интерес к познанию окружающего мира. Дети становятся добрее и внимательнее друг другу.

Список использованной литературы:

1.Бабынина, Т. Ф. Традиции национальных культур. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Т. Ф. Бабынинина – Казань: РИЦ «Школа», 2003. – 188 с. С.20-32.

2.Борhанова, Р.А. Туган як табигате белән таныштыру: балалар бакчалары тәрбиячеләре өчен кулланма/ Р.А. Борhанова – казан6 ИУУ РТ. 1997. -172 б., на татарском языке.

3.Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей/ А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова – М.: Балас, 2012.-496с.

4.Галанина, Н.А. Испоьзование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкнольного возраста / Н.А.Галанина //Дошкольная педагогика. – 2008. № 5 С. 32.

5.Закирова, К.Ф Балачак аланы: балалар бакчасы тәрбиячеләре hәм әти – әниләр өчен хрестоматия /Закирова К.Ф. – Казан: РИЦ, 2011. – 560 б.

6.Кравченко, И.В., Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие/ под ред. Г.М. Киселевой, Л. И. Понамаревой – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 176 с. (Детский сад с любовью).

7.Николаева, С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет/ С.Н. Николаева – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2010. – 144с.: цв. вкл.

ГМО воспитателей

Сообщение из опыта работы

«Фольклор как средство воспитания экологической культуры»

Воспитатель МДОУ д/с КВ № 19 «Улыбка»

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает» ...

Детский фольклор – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для дошкольников. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.

Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.


Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми.

Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т. д.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

3аклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки , незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки , у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Русская народная песня - это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа.


Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией - тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.

Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы . А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!

В воспитании дошкольников я широко использую фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.

При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы .

Доступность содержания детям дошкольного возраста.

Познавательная и нравственная значимость.

Возможность формирования на их основе умения чувствовать, природный мир.

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд.

Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай (что было для них жизненно важно), «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой... Знание и использование примет в повседневной жизни помогают развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

В работе с детьми использую приметы, правильность которых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.

Например.

Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующий день мороза.

Кошка скребет пол - жди метели.

Собака в снегу валяется - не за горами вьюга.

Утром нет росы на траве - жди дождя.

Пчелы облепили цветущую акацию - будет дождь.

Воробьи купаются в пыли – к дождю.

Ласточки и стрижи летают низко скоро начнется дождь.

Наблюдения, связанные с приметами, мы зарисовывали: что ожидалось и что было на самом деле. Некоторые дети сами «открывали» приметы погоды?

Заклички, приговорки. Их обычно произносят, когда что-то делают (например, скачут на одной ноге, чтобы из уха вылилась попавшая туда во время купания вода); обращаются к кому - то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молочного) и т. п.

Заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.


Заклички и приговорки использую прежде всего как игровой прием.

Наблюдая за радугой, дети просили ее напоить землю.

Радуга - дуга,

Пришли нам дождя.

Когда идет дождь, дети радостно закликают его, «задабривают»

Уж дождь-дождем,

Поливай ковшом,

Поливай весь день

На наш ячмень.

На бабью рожь,

На мужиков овес,

На девичью гречу,

На маличье просо

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай

Сколько хочешь поливай

Когда дождь идет долго и дети не могут выйти на улицу, мы призываем солнышко.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни, высвети.

Твои детки плачут,

Пить, есть хотят.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко,

Дам тебе веретешечко,

Насыплю горошечка.

С просьбой «подарить» хорошую погоду обращались к радуге.

Радуга-дуга,

Перебей дождя!

Радуга - дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко Колоколнышко!

Дети обращаются с приговорками к божьей коровке, которая может «предугадать» погоду: если она улетит - к вёдру, если будет ползать по ладошке - жди дождя.

Коровушка, буренушка,

Завтра дождь или вёдро?

Если вёдро, то лети,

Если дождик, то сиди.

Божья коровка,

Вёдро иль ненастье?

Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали человека к природе. Так, на Руси обычно на Благовещенье (7 апреля) выпускали птиц.

Синички - сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеголята - молодцы,

Воры-воробьи!

Вы на воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам скорей весну ведите!

Сейчас птиц на волю не выпускают: если они долго прожили в клетке, им трудно адаптироваться в природе. Поэтому эту закличку можно использовать в инсценировке «Встреча весны», в которой дети изображали разных птиц.

К весне, которую все ждали с нетерпением, обращались с разными закличками. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась трава шелковая; в других просили дать богатый урожай.

Весна-красна, появись,

Солнышком ярким обернись!

Растопи нам снежок,

Зазелени наш лужок

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Использование в работе с детьми закличек, приговорок помогает не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

Потешки. Они, как правило, сопровождали игры с малышами (с их пальцами, руками, ногами).

Ножки, ножки,

Бегите по дорожке,

Нарвите горошка

Полное лукошко!

Домой принесите,

Всех угостите!

Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

В лесок, во борок

Грибы, ягоды собирать,

К зиме припасать!

В работе со старшими дошкольниками потешки облегчают процесс ознакомления с окружающим миром.

Например. Я показываю детям иллюстрации лошадей различной масти и читаю потешку:

У нашего дядюшки

Четыре лошадушки:

Первая лошадь, пегая,

Мимо двора бегала.

Другая - гнедуха

Ушла с голодухи.

Третью - савраску

Свел со двора Тараска,


А четвертый - соловой.

Его давит домовой.

Сиди, Ерема, дома.

Затем дети рассматривают иллюстрации и определяют, какой же масти были лошади у дядюшки: пегая - с большими белыми пятнами; гнедая - красноваторыжая, с черным хвостом и черной гривой; савраска - желтоватого цвета с черным хвостом и черной гривой; соловой - лошадь желтоватой масти со светлым хвостом и светлой гривой.

Дети любят прибаутки (или маленькие сказки в стихах), которые «приближают» окружающий мир, делают его реальным и понятным.

Среди прибауток много небылиц. Их используем для игр типа «Бывает - не бывает».

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Кочерыжка чтоб яичко снесла,

Поварешка бы утят высидела?

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Журавелюшка всю ночь проходил,

Он насилу жеребеночка родил!

Ну, а уточка - телушечку,

Ну, а курочка - бычка, бычка!

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Чтоб зимою в поле травушка росла,

Чтоб зимою в саду роза зацвела.

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Небылицы, перевертыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснять их через «критику» содержания прибауток

Старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.

Песни и приговорные напевы сопровождают различные действия людей в поле, огороде, дома. Дети любят обыгрывать содержание таких песен.

А мы землю парили, парили.

А мы землю пахали, пахали.

А мы просо сеяли, сеяли.

А мы просо пололи, пололи.

А мы просо косили, косили.

А мы просо рушили, рушили.

А мы просо веяли, веяли.

А мы просо сушили, сушили.

А мы кашу варили, варили.

В песне встречаются незнакомые детям слова, которые я объясняю: землю парить - давать ей отдых; рушить просо - дробить, очищать зерно.

При посадке репы, огурцов, бобов, капусты и других овощей обязательно пели приговорные напевы.

Уродися, репка,

Ни густа, ни редка,

С мышиный хвост,

С тараканий нос.

Это пример пожелания наоборот: на самом деле просят репку уродиться крупной, сочной.

Я колышек тешу,

Огород горожу.

Огород горожу

Да капустку сажу,

Сажу беленькую,

Развеселенькую.

Песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение детей к домашним животным.

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль ей крапивушку нажну!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь досыта, Буренушка моя!

Пословицы и поговорки так же, как и заклички и приговорки, выбираем такие, чтобы их смысл можно было проверить путем наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т. д.

Например, дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений.

Апрель водой славен, почками красен. Без росы и трава не растет. Гусь как воевода в красных сапогах.

А чтобы понять суть некоторых пословиц, мы ставили опыты.

Для «проверки» пословицы «По семенам всходы» дети проводили два опыта. Первый позволил нам убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения: По форме, величине и т. д. В этом смысле данная пословица перекликается с другой – «Не родит верба груши». Второй опыт показывает, что всходы зависят от качества семян. В этом смысле разбираемая пословица аналогична другой - «От худого семени не жди доброго племени».


Чтобы понять прямой смысл пословицы «Снег-то холодный, а от холода греет», я обсуждала с детьми следующие вопросы.

Почему некоторые птицы ночуют в снегу? Зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом? Почему трава под снегом остается зеленой? Для чего на полях проводят работы по снегозадержанию?

Потом дети ставили опыт (помещали бутылки с теплой водой на поверхности сугроба и в его глубине) и делали вывод: снег сохраняет тепло.

После проведения опытов я объясняла переносный смысл пословиц и предлагала детям зарисовать полученные результаты в своих альбомах-дневниках.

Некоторые пословицы и поговорки помогают раскрыть причинно-следственные связи в природе, например: «Красна ягода, да на вкус горька». Целесообразно порассуждать о прямом и переносном смысле этой пословицы.

Дети пробовали спелые ягоды рябины обыкновенной и калины (обязательно предупреждала детей, что не все ягоды съедобны, среди них есть и ядовитые, например жимолость, волчье лыко, воронец и т. д.), а затем зарисовать их в альбоме-дневнике.

Загадки использовала для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка - мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего-либо. Я подбирали загадки, которые позволят детям увидеть многообразие природного мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами.

Много загадок посвящено землянике.

Капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает.

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек

Разгибаем стебельки

Собираем огоньки.

Прежде чем разгадывать эти загадки, которые предлагала детям летом, рассматривали ягоды земляники, подобрали эпитеты, сравнения; пытались сочинить свои загадки.

В некоторых загадках о явлениях природы нашли отражение их особенности и изменчивость. Например.

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубой,

А порой такой красивый,

Кружевной и синий - синий.

Постелен ковер,

Рассыпан горох,

Ни ковра не поднять,

Ни горох не собрать.

По небу лебедь черный

Рассыпал чудо-зерно,

Черный белого позвал,

Белый зерно поклевал.

Чтобы дети могли отгадать эти загадки, я организовала цикл наблюдений за небом в разную погоду, в разное время года, в вечерние и утренние часы, а также предложила изобразить на нескольких рисунках один и тот же пейзаж, но с разным цветом неба в зависимости от погоды: В ясный день (перистые облака на голубом и синем фоне), в пасмурный (темные тучи, нависшие над по-осеннему грустной землей или во время летних затяжных дождей).

Разбирая загадки, обращала внимание на сравнения, образные выражения (небо - ковер, ночь - черный лебедь, день - белый лебедь). Это помогало детям составить свои интересные и образные загадки.

Чтобы сформировать у детей доброе, ласковое, нежное чувство - чувство любви к живому, стоя у березки, вместе с детьми хлопаем в ладоши. Я читаю стихи:


У красы-березки

Платье серебрится,

У красы-березки

Зелены косицы.

Затем я показываю «рожки», как бы бодаю березку:

Со двора к березке

Выбежали козы,

Стали гнуть березку,

А березка - в слезы!

Вместе с детьми беремся за руки и идем хороводом вокруг деревца.

Защищать березку

Выбежим гурьбой,

Чтоб росла березка,

Выросла большой!

Потом кланяемся березке, гладя рукой ее белый ствол.

Такими сценками и словом, и игровым действием воспитываю любовь к природному окружению.

Пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе, я пользуюсь следующими приемами,

Даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т. п.

Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.

Разговариваю с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!».

Ввожу в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.

Отождествляю природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька-красавица, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т. п.

Ввожу элементы игры, побуждая детей к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла, и т. п.).

В присутствии детей не допускаю неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать» и т. п.

Работу по ознакомлению с фольклором проводила одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности (по уходу за растениями, животными, по наведению порядка на участке, в ближайшем окружении).

В своей работе я часто использую «экологическую сказку», рассчитанную в первую очередь на взрослого, способного через художественное слово - «из уст в уста» - передавать ее содержание детям, создавая приоритетную установку на целенаправленное восприятие. Все важно здесь: и форма, и содержание, и художественное преподнесение текста с учетом возраста, но самое главное - умение в трактовке сохранить изюминку народной мудрости. Иными словами, знакомя ребенка с экологической сказкой, я задумываюсь: что лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана автором (чему-то научить, удивить или позабавить)? Стараюсь понять, благодаря каким ценностным ориентациям эта сказка представляет интерес и для современного ребенка. Выше изложенное позволяет заметить: для практической работы необходимы знания по фольклористике народной сказки, чтобы методически грамотно раскрыть детям с помощью богатства национальной культуры экологические знания.

Экологическое исследование «Скажем сказке заходи»

Описание. Исследовательская работа по экологии, направленная на изучение окружающего мира через изучение сказок. Автор участвовала с ней в районном конкурсе-выставке «Экология и сказка», выступала перед учащимися оздоровительных лагерей учреждений образования Слуцкого района в рамках экологической программы «Экология и фольклор». Исследование может представлять интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей литературы, биологии и начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений.
Кононович Екатерина, 14 лет, учащаяся объединения по интересам «Эврика», ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Руководитель: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.

Введение

Деятельность человека оказывает все более ощутимое воздействие на окружающую среду, вмешательство в природу становится все более сложным и трудным, а выявление и применение основных экологических принципов - все более важным для сохранения жизни на планете, в том числе и жизни самих людей.
Человек рано понял, что пользоваться природными богатствами необходимо разумно, не нарушая природных механизмов и сохраняя тем самым основу своего существования.
Как научиться понимать природу и правильно взаимодействовать с ней? Как воспитать экологическое сознание и экологическую культуру? Как помочь справиться с глобальными экологическими проблемами?
Наши предки передавали свои экологические знания из уст в уста.
И это нашло отражение в легендах, мифах и сказках.
Цель: исследование славянских сказок с точки зрения эколога.
Задачи:
1. Изучить значение сказок в жизни человека
2. Найти экологические моменты в сказках «Лиса и журавль» и «Журавль и Цапля»
Предмет исследования: сказки «Лиса и журавль» и «Журавль и Цапля»
Методы исследования:
1) информационный поиск;
2) аналитический.
Гипотеза: славянские сказки несут в себе экологические знания.

Основная часть

Наскальные рисунки, сделанные первобытными людьми, свидетельствуют о том, что интерес человека к окружающему миру был далек от простого любопытства. Корни экологического знания уходят в глубокую древность.
Большое количество сказок сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. В каждую новую эпоху сказка дополнялась определенным материалом, который передавал отношение человека к миру.
Фантастика сказок создана коллективными творческими усилиями народа. Как в зеркале, в ней отражается жизнь народа, его отношение к окружающему миру.
Исследование «Скажем сказке заходи» (презентация)
Сказки можно смело назвать одним из наиболее эффективных средств воспитания человека. Ни для кого не секрет, что дети обучаются в игре, а сказка - это та же игра, только игра в воображении. Ребенку гораздо проще объяснить с помощью сказок многие сложные для его возраста вещи. А то, что он усвоил в детстве останется с ним и во взрослой жизни.
Для своего исследования я выбрала две очень известные русские народные сказки «Журавль и цапля» и «Лиса и журавль». Их читают и рассказывают самым маленьким детям для воспитания чувства дружбы, доброты, честности и порядочности.
Попутно эти сказки учат ребят экологической грамоте.
Какой? Давайте рассуждать …

Сказка «Журавль и цапля»



Сказка о двух внешне похожих птицах, со схожим образом жизни и способом питания, которые пытаются создать семью. Но у них ничего не получается. Почему?
Серая Цапля


Самец серой цапли первым приступает к постройке гнезда и, проделав небольшую работу, начинает призывать самку. В это время самец, стоя на гнезде, раскрывает крылья, запрокидывает голову, направляя клюв вверх, и издает особые каркающие крики. Прилетевшую самку он сначала бьет и отгоняет от гнезда и такой ритуал повторяется несколько раз. Чем позже прилетит самка, тем охотнее и быстрее самец подпускает её. Если она прилетает через примерно две недели после начала постройки самцом гнезда, то пара образуется сразу, без ритуала отпугивания самки. Готовность к спариванию выражается в том, что самец начинает щипать клювом прутья, из которых сложено гнездо; если самка начинает в ответ проделывать то же самое, птицы спариваются и достраивают гнездо вместе.
Серый журавль


Весною самец серого журавля весьма своеобразно ухаживает за самкой. В это время птица совершенно преображается. Обычно журавль очень степенен и даже важен. Он ходит медленно, широкими шагами, время от времени вытягивает шею, озираясь вокруг, спокойно наклоняется, склевывая что-нибудь на земле, и вообще не проявляет никакой суетливости. Ухаживая за самкой, он начинает «танцевать». Птица подскакивает на одном месте, пушит «хвост», закидывает голову на спину, приседает и, развесив крылья, ходит и прыгает вокруг самки. Эти резкие, порывистые и неуклюжие движения совсем не идут к важной птице, и на нее в это время нельзя смотреть без смеха. Такие же пляски журавли иногда устраивают и прямо с прилета, в стаях. В них иногда принимает участие много птиц сразу. Весьма забавен журавль, когда ласкается к журке.
«Вот так-то и по сию пору ходят они друг за дружкой; дорожку проторили, а пива не сварили»


В сказке журавль сватается к цапле, цапля к журавлю, а согласия нет: А всё потому, что «разговаривают они на разных языках».
Взаимоотношения разных видов птиц


Таким образом, в сказке «Журавль и цапля» отражены взаимоотношения разных видов птиц. В природе у серого журавля и серой цапли разное поведение при создании пары. Попросту они по-разному ухаживают за самкой и поэтому не могут, как и в сказке понять друг друга.

Сказка «Лиса и журавль»


Это сказка о двух животных, лисе и журавле, которые пытались подружиться и даже ходили, друг к другу в гости. Но у них ничего не вышло. Почему?
Межвидовые отношения.


Лиса хищный зверь и никогда не упустит случая поймать птицу, которая оказалась на земле, а также уничтожить кладку яиц или нелетающих птенцов. Следовательно, она является естественным врагом серого журавля. «Мирное» существования лисы и журавля в природе невозможно, как и в сказке.
«Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь»
Различные приспособления для употребления пищи (разное устройство ротового аппарата) у лисы и журавля.



Рацион питания серого журавля очень широк, но преобладает растительная пища - семена, побеги и корешки растений. Кроме того, он питается насекомыми, реже лягушками и мелкими грызунами. Птенцы - в основном насекомыми, так как те содержат большое количество необходимого им белка.
Лисица, хотя и типичный хищник, питается самой разнообразной пищей. Среди поедаемых ею кормов более 300 видов одних только животных, не считая нескольких десятков видов растений. Однако все-таки основу ее питания составляют мелкие грызуны. В летние месяцы почти повсеместно лисы охотно поедают массу жуков и других беспозвоночных. Растительные корма - плоды, фрукты, ягоды, реже вегетативные части растений - входят в состав пищи едва ли не всех лисиц.
Таким образом, некоторые виды корма серого журавля и рыжей лисицы сходны.
Однако способ для употребления пищи у этих животных различный, что и отражено в сказке.
« - Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела….
- Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел».
Экологические моменты в сказке «Лиса и журавль»
В сказке «Лиса и журавль» мы выявили 2 экологических момента: межвидовые отношения и различные способы употребления пищи.
Заключение
Сказки - это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные художественные повествования. Они не повторяются больше ни в каком другом жанре фольклора. И теперь, в век, переступивший порог самых смелых мечтаний, древняя тысячелетняя сказка не потеряла своей власти над людьми. Они и сегодня учат детей и взрослых доброму отношении к людям и природе.


Проведя исследование 2-х русских народных сказок («Лиса и журавль» и «Журавль и цапля») можно сделать вывод : народные сказки учат не только нормам поведения людей, но и основаны на наблюдениях за природой и содержат глубокий экологический смысл.
Вдумчивое чтение народных сказок помогает детям и взрослым изучить в увлекательной форме окружающий их мир.

Похожие публикации