Занятие по конструированию в средней группе мой дом. Людмила Куцакова - Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий. Интересные идеи и схемы конструирования в средней группе

  1. Новак Елена Валентиновна
  2. МАДОУ детский сад №32 «Росинка» г. Хабаровска
  3. Воспитатель
  4. г. Хабаровск, Хабаровский край

Цель: создание игрового макета «Мой городок» в процессе совместной творческой деятельности детей и воспитателя.

Задачи:

  • уточнить знания детей о строении дома и его назначении;
  • познакомить детей с современной архитектурой города;
  • учить детей создавать игровой макет в процессе совместной деятельности;
  • закреплять умение детей работать по схемам в создании макета.

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация.

Методы и приёмы: сюрпризный момент, рассказ, беседа, объяснение, рассматривание, обследование образца, анализ образца, игра, чтение, моделирование, проблемный вопрос, постановка системы перспектив, предположение (гипотеза) , мотивация деятельности, прогнозирование.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций домов и зданий с архитектурой нашего города. Выставка рисунков на тему «Дом, в котором я живу» . Беседы с детьми о родном городе и о профессиях их родителей. Чтение детских художественных произведений «Чем пахут ремёсла» , разучивание стихов, отгадывание загадок.

Оборудование и материалы

Демонстрационные: фотографии; макет улицы (дома, автомобильная дорога, деревья, машины, пешеходный переход, светофор) ; слайды с иллюстрациями детского сада, школы, магазина, парикмахерской, больницы, кафе, полиции, почты; аудиозапись песен «Всем на свете нужен дом» , «Я хочу построить дом» ; музыкальный центр.

Раздаточные: наборы строительного материала, конструктор типа «Лего» , конструктор готовых форм, бросовой материал, схемы построек, мелкие игрушки, машинки.

ТСО: проектор, презентация «Мой городок» (см. на сайте https: //novakelena. wordpress. com/) .

Место проведения: группа.

Возраст: 4-6 лет.

Ход совместной деятельности

1 часть. Организационно-мотивационная

Воспитатель предлагает детям разгадать загадку:


Никого нет краше, никого нет выше,
Облака ночуют на огромной крыше.
Желтоглазый великан вдаль глядит по сторонам,

А к полночи стих и замер, смотрит тёмными глазами.
Городские великаны прячут жителей в карманы.

Воспитатель: Что же это?

Дети: дом.

Воспитатель: Какой дом одноэтажный или многоэтажный?

Дети: многоэтажный.

2 часть. Моделирование и разрешение проблемной ситуации

Сюрпризный момент. Появление Кота Учёного, раздаётся стук в дверь.

Кот Учёного: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Кот Учёного: Ребята, я Кот Учёного и много знаю. Хочу вас познакомить с архитектурой нашего города. Вы согласны?

Дети садятся за столы.

Кот Учёного предлагает детям рассмотреть слайды с изображением зданий города. Проводится беседа о городе.

Кот Учёного: Какие здания вы видите на фотографии?

Дети: жилые дома, магазин, аптека, кинотеатр. Есть высокие, многоэтажные дома, с колоннами, детский сад – двухэтажное здание.

Кот Учёного: Как расположены здания и сооружения?

Дети: между зданиями есть проходы, чтобы могли пройти люди, проехать машины.

Кот Учёного: Какие должны быть здания в городе, чтобы жителям там комфортно жилось?

Дети: магазин, аптека, почта, дома, детский сад.

Кот Учёного: Все здания, сооружения, парки, скверы называются архитектурой. Кто проектирует и строит дома?

Дети: архитектор проектирует дома, а строители их строят.

Кот Учёного: Архитектор придумывает и чертит схемы построек. А воплощать в жизнь свои задумки ему помогают строители. Какие должны быть архитектурные сооружения?

Дети: красивые, прочные, устойчивые.

Кот Учёного: Давайте и мы сегодня станем строителями и построим наш город, красивые здания по чертежу из деталей строительного материала. Строить здания вы будете вдвоём, объединитесь в пары.

Воспитатель: Но прежде чем приступить к строительству, давайте немного отдохнём.

Физкультминутка

Динь-дон, динь-дон, Постукивание кулачок об кулачок
Гномы строят новый дом.
Красят стену, крышу, пол. Плавные движения руками, имитирующие покраску кистью
Прибирают всё кругом. Имитированные движения подметание пола

Мы к ним в гости придём Шаг на месте
И подарки принесём. Имитация вручения подарков
На пол мягкую дорожку, Как-будто расстелают дорожку
Расстелив её к порожку.

Две подушки на диван, Руки прислонить к щеке, как-будто спят
Мёду липового жбан. Погладить живот

3 часть. Самостоятельная творческая деятельность

Воспитатель: Чтобы построить дом, строителям нужна схема или план, я предлагаю вам схемы (Кот Учёного помогает раздать детям схемы) .

Рассмотрите и расскажите о своей постройке, что лежит в основании постройки, сколько деталей и каких?

Дети рассматривают схемы, называют, какой материал им понадобится, в какой последовательности они будут выполнять постройку, обговаривают в паре, кто, что будет строить.

Воспитатель: А теперь подберите строительный материал к этому чертежу и начинайте постройку.

В ходе строительства воспитатель и Кот Учёного оказывают помощь, советуют, наблюдают за деятельностью детей.

Звучит песня «Всем на свете нужен дом» из мультфильма «Три поросёнка» .

4 часть. Итог совместной деятельности

Воспитатель: Ну, вот и готовы ваши здания. Давайте расставим их в нашем городке.

Расстановка готовых изделий для игры.

Воспитатель: Расскажите мне, какие здания вы построили?

Ответы детей

Воспитатель: А что вам сегодня больше всего понравилось? (Спросить каждого ребёнка, называя по имени) .

Воспитатель: Вам понравилось быть строителями?

Воспитатель: Вы молодцы, ребята, хорошо потрудились. А сейчас вам, что больше всего хочется?

Дети: поиграть.

Воспитатель: А можно мне и Коту Учёного с вами поиграть?

Дети берут игрушки и машинки, разворачивают игру «Мой городок» .

Свободная деятельность детей.

Мероприятия 12

Мой первый конкурс! Методические наработки в области развития детей младшего возраста

Заключительный урок в школе раннего развития «ИКаР-TV» посвящен подготовке детей и педагогов к конкурсу «ИКаРёнок с пеленок». Это, пожалуй, единственный в нашей стране открытый заочный конкурс для детей 4-х лет, где можно использовать любые виды и наборы…

Конспект занятия по конструированию в средней группе на тему:

«Дом для наших друзей »

Цель занятия: учить строить дом по схеме, анализировать образец постройки, различать и называть строительные детали (кубик, призма, цилиндр, кирпичик, полукуб). Способствовать проявлению творчества, самостоятельности.

Материал. Раздаточный: строительные детали соответствующие предложенным схемам.

Демонстрационный: схемы дома.

Ход:

Воспитатель : Ребята, сегодня я получила письмо от Спанч Боба, у него случилась беда, прошел морской ураган и разрушил его домик. И он просит нашей помощи, чтобы мы построили ему новый дом.

Мы должны помочь ему.

Воспитатель: Где живет Спанч Боб?

Дети: На морском дне.

Воспитатель: Мы отправляемся с вами на морское дно. Вправо, влево повернись на морском дне очутись.

Вот мы с вами на морском дне, как тут красиво. Вот это дом Патрика, а это Гери. А вот и Спанч Боб. (он сидит грустный, а возле него разрушенный домик).

Воспитатель: Мы пришли, чтобы помочь тебе построить новый домик.

Из каких строительных деталей строят дом?

Дети: кубики, кирпичики, призма, цилиндр…

Вот у него тут разные строительные детали, давайте из них построим дом. Возьмите каждый по одной детали. С какой детали мы начнем постройку дома? Из каких деталей будем строить стены? Из какой детали крышу?

Постройка дома.

Ребята, а вдруг снова пройдет ураган и разрушит домики Спанч Боба и его друзей Патрика и Гери.

Воспитатель: Давайте построим крепкие дома для Спанч Боба и его друзей, чтобы в следующий раз ураган не смог разрушить их дома.

Влево, вправо повернись и в группе очутись.

У кого желтые кружочки, садятся за желтые столы. У кого синие кружочки, за синие столы, а за зеленые столы с зелеными кружочками.

Каждой группе детей, раздают по одной схеме.

За желтым столом, дети строят домик для Спанч Боба, за синим столом для Гери. А для Патрика, строят дети, которые сидят за зеленым столом.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно схему. Какие детали используются?

И начинайте строить домик по своей схеме.

Постройка домика.

Анализ постройки (анализируют дети с помощью взрослого).


Цель:

  • Расширять у детей опыт конструирования на основе готового образца постройки.
  • Переводить детей от совместного с воспитателем анализа конструкции к самостоятельному применению образца.
  • Воспитывать внимательность, доброжелательные отношения друг к другу.

Материал:

  • Раздаточный: кирпичики — 6 мелких и 2 средних, 3 бруска, 2 кубика, 3 средних призмы.
  • Демонстрационный – 2 образца фасадов двухэтажного дома.
  • Клип «Ни кола и ни двора», проектор, ноутбук.

Ход занятия:

1 этап организационный, мотивирующий

Педагогическая цель: мотивировать детей на игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость, познавательную активность.

Цель для детей: принять игровую цель, как последующие действия для того, чтобы помочь поросятам.

Методы и приемы: просмотр клипа «Ни кола и ни двора», вопросы по сказке «Три поросёнка».

— Ребята о чем поется в песне?

— О том, что всем нужны дома, и людям, и зверятам, и даже поросятам.

Вспомнить содержание сказки «Три поросенка», ответить на вопросы по содержанию сказки.

Активизирующие вопросы:

— А помните, мы с вами недавно читали сказку про поросят? Кто помнит, как называется эта сказка? (Три поросенка).

— А что делали поросята на лужайке? (резвились, играли)

— Что они решили построить, когда наступили холода? (дом)

— У кого получился самый прочный, устойчивый, уютный дом? Почему?

— Почему волк не смог сломать его? (потому что он прочный).

А вот у Ниф-нифа и Нуф-Нуфа волк дома разрушил.

Хотели бы вы помочь поросятам спрятаться от волка? Что для этого нужно сделать? Какой дом надо построить?

2 этап — с опорой на личный опыт детей

Педагогическая цель:

  • уточнить название частей дома (стены, окна, крыша, перекрытие);
  • знание названий строительных деталей (кирпичик мелкий, кирпичик средний, призма);
  • развивать у детей умение анализировать образец постройки.

Цель, которую ставят дети: рассмотреть дом, построенный воспитателем и вспомнить название деталей, из которых он построен, назвать расположение деталей.

Методы и приемы: Рассматривание образца, построенного воспитателем, вопросы для анализа постройки, поощрение детей, стимулирование похвалой.

(воспитатель открывает ширму)

Посмотрите ребята, какой я дом построила для Ниф-Нифа.

Скажите, из каких деталей построена эта стена? Как расположены кирпичики?

У меня дом низкий или высокий?

Сколько этажей видно в моем доме?

Как называется эта часть, между первым и вторым этажом? (перекрытие)

А окна есть у моего дома?

Из какой детали построена крыша?

Умницы и молодцы, вы всё правильно вспомнили, дом получится прочный.

3 этап – основной.

Педагогическая цель: поддерживать самостоятельность детей, развивать технические навыки.

Цель для детей: самостоятельно построить прочный фасад дома.

Методы и приёмы: индивидуальная работа по поддержке самостоятельности, стимулирование и направление с помощью целевых вопросов, самостоятельная работа детей.

А теперь постройте вы сами такую же стену дома.

(В процессе выполнения задания воспитатель отмечает уровень технических навыков детей (как делают перекрытия, как строят стены, крышу))

Все строители приглашаются на разминку.

Физ.минутка:

Динь-дон, динь-дон мы построим новый дом

(постукивание кулачка об кулачок)

Красим стену, крышу, пол

(плавные движения руками, имитировать покраску)

Прибираем все кругом

(имитировать подметание пола)

Все к нам в гости придут

(шаг на месте)

И подарки принесут

(имитация вручения подарков)

А теперь, ребята, пойдем, посмотрим, какой дом я построила для Нуф-Нуфа.

4 этап — закрепление полученного опыта на новом материале

Педагогическая цель: создать условия для обобщения и закрепления полученных знаний.

Цель, которую должны поставить дети: проанализировать образец постройки, построить фасад другого дома.

Методы и приемы:

Ребята попробуйте сами построить такую же стену.

Самостоятельная работа детей.

В процессе выполнения задания воспитатель помогает уточнить результаты действия детей.

5 этап заключительный

Педагогическая цель: создать условие для того, чтобы дети оценили приложенные усилия в конструктивной деятельности.

Цель, которую должны достигнуть дети: при поддержке взрослых сформулировать и обосновать результат деятельности.

Методы и приемы: похвала, вопросы с выведением на самоанализ и дальнейшее применение постройки.

Что строили? Для кого строили дома?

Какой строительный материал использовали в работе?

Все ли у нас получилось?

— Вы очень старались, молодцы и умницы. Придет волк и не сможет разрушить дома у поросят, потому что они прочные.

Татьяна Маслова
Конспект занятия по конструированию в средней группе «Дом для друзей»

Задачи :

Образавательная :

Формирование чувства уверенности в своих возможностях

Развитие мелкой моторики, умения использовать свойства и качества предмета (цвет, форма, размера)

Расширение и обогащение словарного запаса детей

Закрепление навыков диалогической речи.

Развивающие :

Развитие творческого воображение, общей и мелкой моторики пальцев рук; речевого дыхания и силу голоса, фонематический слух, пространственное восприятие, умение сравнивать размер предметов, развитие мыслительных операции, самоконтроля, классификации, зрительного восприятия;

Воспитательные :

Продолжать работу по поддержанию положительного эмоционального состояния у детей, по формированию доброжелательных взаимоотношений друг с другом оказывать помощь.

Планируемые результаты.

1. Дети должны различать и называть детали конструктора .

2. Конструировать по выбору детей .

3. Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы;

4. Умение детей работать в коллективе;

5. Уметь рассказывать о постройке.

Методы и приемы : чтение письма от поросенка Ниф-Нифа, создание мотивация для познавательной деятельности, д/игра «строители» , рассматривание картинок, знакомство с строительными профессиями.

Материал и оборудование : строительный материал (деревянный, пластмассовый конструктор , лего, животные. Использование картинок из мультфильма.

Предварительная работа : чтение рассказов и сказок про Чебурашку, Три поросенка, Теремок, Рукавичка д/игра «Строители» , просмотр мультфильма про Чебурашку, Три поросенка

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Давайте посмотрим, кто нам его написал «Здравствуйте дорогие ребята. Мне нужна ваша помощь. Наш дом стал очень мал и крыша прохудилась, места стало не хватать для нас. Помогите нам, пожалуйста, мы не знаем, что нам делать? Мои братья Наф-наф, Нуф-Нуф будут вам очень и благодарны».

Ребята как вы думаете, от кого письмо? Правильно от Ниф-Нифа. (картинка из мультфильма) . Ну, что, ребята, как будем помогать? Что делать? (Беседа с детьми) Дети : «Мы поможем построить им каждому новый дом.

2. Актуализация знания.

Воспитатель : Как вы думаете, что надо сделать прежде, чем начать строить дом?

А, как стоить дома, из чего? (беседа) Из каких строительных материалов. Сколько надо материалов для дома? (Предполагаемые ответы детей) . Как вы думаете, ребята, какие должны быть дома? (прочные, теплые, одноэтажные, многоэтажные, высокие, низкие) . Какая должна быть у дома крыша? Не промокаемая, прочная.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Воспитатель : Ну как нам определиться, какие нам нужны дома. Кто нам может, помочь, как вы думаете? (Ответы детей) . Где узнать? (Ответы детей) . Сначала нужно выбрать место для строительства дома. Хорошо, а что дальше (беседа)

4. Открытие нового знания

Ребята как вы думаете, кто придумывает, каким должен быть дом? (Архитектор) . (Картинки) Посмотрите, у архитектора специальный стол, где много разных линеек, и с помощью их он рисует чертеж дома.

А как вы думаете, кто следующий помогает построить дом? (Инженер) что делает Инженер? Инженер считает, сколько строительного материала нужно привезти на стройку, чтобы построить прочный дом. А уже по чертежам дальше работают кто? Строители. Какие строительные профессии вы знаете? (каменщики, плотники, маляры, крановщик) . Видите ребята, сколько профессий задействовано в строительстве дома. Перед тем как вы начнёте строить, дома давайте поиграем

Проводится физкультурная пауза (аудиозапись)

Целый день тук да тук, Кулачок об кулачок

Раздается громкий стук. Руки в стороны

Строим дом, дом большой Руки вверх

И с крылечком и с окном. Руки перед грудью

Разукрасим мы дом Красим руками

На верху флажок прибьем. Флажок из пальцев

Будут жить в доме том Показ Зайка с мишкой и котом.

Стук, стук молотком. (Стучим кулачками)

Строим, строим новый дом. (Пилим)

Ты пила пили быстрей.

Строим домик для друзей .

5. Включение нового знания в систему знаний. Работа за столами

Ребята предлагаю вам побыть архитекторами и инженерами, строителями. Представить план вашего дома, потом сделайте расчеты, сколько вам понадобиться строительного материала и постройте дом для Ниф-Нифа. На столе предложены разные материалы (конструктор , лего, веточки, деревянный, бумажный) . Беседа, какой из этих предметов подойдёт. Каждый выбирает и объясняет свой выбор. После этого воспитатель предлагает друзей по выбору и ребёнок после постройки дома беседа с детьми : Как вы думаете, ребята, у вас дома прочные, теплые. Воспитатель : ребята, а какая у вас крыша получилась прочная, непромокаемая. Вспомните, ребята Чебурашка нам написал в письме о том, что крыша прохудилась давайте проверим какие у вас крыши (провидя маленький эксперимент) . На подносе лежат несколько крыш (марлевая, деревянная, пластмассовая, из веточек из бумаги) . Воспитатель льёт из леечки воду, а дети смотрят и комментируют какая крыша лучше подходит для строительствам. (Деревянная)

Игра на внимание, классификацию

Воспитатель : Ребята, пока мы с вами учились быть строителями, наш сказочный архитектор спроектировал вот какой Дом для поросят (с изображением домика) .

Давайте рассмотрим картинку, что вы видите? Дети перечисляют (в центре домик, справа от домика елочка, вверху 2 тучки) . Из каких геометрических фигур состоит домик?

Сколько прямоугольников (10, квадратов (3, треугольников вы нашли? (3)

Какие геометрические фигуры я не назвала (круги? Сколько их (4) .

А чего не хватает у нашего дома? (лесенок-ступенек) . Если дети не догадаются, воспитатель говорит : «Маленькую подсказку» лесенку.

Воспитатель : Правильно, молодцы! Вы очень все старались, помогали друг другу и построили поросятам замечательные Домики. Недаром есть такая пословица : «Дружба - в делах помощница» . Как вы считаете, нашим поросятам понравится новый дом?

Рефлексия :

Чем мы сегодня с вами занимались?

Что нового узнали?

В чем дружба помогает (в строительстве, в общем деле) Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия по конструированию в средней группе «Грузовые машины» Конспект открытого занятия по конструированию в средней группе. Подготовила воспитатель Сивцева Лариса Алексеевна Тема занятия: Грузовые.

Конспект НОД по Лего-конструированию в средней группе «Снеговик» Цель: Формирование умения детей пользоваться схемой при сборке модели «Снеговик». Задачи: Развивать мелкую моторику рук, внимание, конструкторские.

Конспект ООД по конструированию в средней группе «Башня с флажком» Цель:Учить детей анализировать образец; развивать умение различать и называть отдельные детали, пользоваться этими названиями в своей речи;.

Конспект открытого интегрированного комплексного занятия по конструированию в средней группе «Спасем Степашку и Хрюшю» Тема: Конспект открытого интегрированного комплексного занятия по конструированию в средней группе «Спасем Степашку и Хрюшюу» Воспитатель:.

Конспект открытого занятия по конструированию из строительного материала в средней группе «Путешествие в космос» МА ДОУ №123 г. Мурманска «Белоснежка» Воспитатель Костусик Марина Александровна. Цель: развитие конструктивных способностей детей. Задачи:.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №1» Конспект ООД по конструированию в средней группе

Конструирование - это процесс расположения предметов или деталей в определённом порядке для получения объекта, необходимого для обеспечения жизнедеятельности. В процессе развития общества из этой области человеческой деятельности выделилось детское конструирование. Действия ребёнка легче, конструкции проще. Но у детского конструирования также может быть практическое применение - получившиеся объекты ребёнок использует в игровой деятельности. Заниматься конструированием можно с различными материалами: собственно конструктором, природным или бросовым материалом, бумагой и картоном. При этом создание конструкций из бумаги (возможно, с привлечением дополнительных материалов) является наиболее сложным, с ним дошкольники знакомятся в средней группе детского сада.

Конструирование из бумаги в средней группе детского сада

С бумагой ребёнок знакомится ещё на первом году жизни. В младших группах детского сада он учится делать аппликации из бумаги, украшает картонные открытки, занимается лепкой на бумажной основе. Ребята 3–4 лет осваивают понятие формы, развивают навык вырезания из бумаги. Младшие дошкольники накапливают знания и умения для будущей работы с бумагой. Педагог не должен спешить, должен быть внимателен к возрастным особенностям каждой группы. Любая деятельность должна доставлять ребёнку радость и удовлетворение, а ребёнка больше всего радует, когда ему удаётся выполнить поставленную задачу. В возрасте 4–5 лет дошкольники имеют представление об основах конструирования по занятиям с кубиками, пластмассовым конструктором, они складывали домики из пластилиновых брёвен и пристраивали к ним крышу из палочек - вон она, конструктивная деятельность. Заниматься конструированием из бумажного материала (листы бумаги, картон, коробки, спичечные коробки, картонные валики и др.) начинают заниматься в средней группе.

Цель

Цель занятий по конструированию из бумаги в средней группе: побуждать детей к конструкторской деятельности с использованием бумажных материалов.

Задачи

  • познакомить воспитанников со свойствами бумаги, которые используются в консруировании;
  • обучить детей основным техникам конструирования из бумаги (сминания, отрывания, скатывания, скручивания);
  • воспитание усидчивости, аккуратности, вежливого общения;
  • развитие интереса к коллективной деятельности.

Типы занятий

  1. Полный показ и образец (используется на первый занятиях по конструированию из бумаги, в дальнейшем - при создании сложных конструкций);
  2. По образцу (при этом воспитатель даёт устные инструкции и объяснения по созданию предмета).

При подготовке к занятию по конструированию необходимо помнить, что цель изобразительной деятельности ребёнка - не создание поделок, а развитие эстетического вкуса, фантазии, конструктивного мышления и воспитание нравственных качеств.

Виды конструирования в средней группе

  1. Конструирование на плоскости. Воспитанники учатся создавать композицию на горизонтальной поверхности. Развивается сенсорное чувство цвета, пространства и формы. Ребята не просто приклеивают детали на лист бумаги или картона, но учатся устанавливать и отображать связи элементов фона и переднего плана.

    Задание на занятии: составить из геометрических фигур композицию, изображающую трактор

  2. Объёмное конструирование. Дети вырезают из бумаги или картона элементы по шаблону, из которых создают трёхмерный объект.

    На занятии дети учились закручивать бумажные лепестки при помощи ножниц

  3. Конструирование из полосок бумаги . Из этих элементов можно создавать изображение на плоскости и объёмные работы.

    В основе поделки - соединённые в кольца полоски бумаги

  4. Оригами - зародившаяся в Китае и достигшая расцвета в Японии, древняя техника складывания из листа бумаги объёмных фигур. При создании фигурки-оригами ножницы не нужны. Занятия оригами способствуют развитию мелкой мотрики рук, конструктивного мышления, стимулируется развитие памяти, формируется глазомер, прививается культура труда, расширяется кругозор. Когда дошкольниками освоена техника складывания бумаги, сгибания листа, чтобы совпадали его углы, можно начинать проводить занятия по оригами (как правило, с 5 летнего возраста).

    Пример работы с использованием фигурок-оригами

Материалы для конструирования

  • Писчая и цветная бумага формата А4.
  • Цветной картон.
  • Бархатная цветная бумага.
  • Обрезки обоев.
  • Бросовый бумажный материал: спичечные коробки, трубки рулонов бумаги, бумажные тарелки и стаканчики и др.
  • Листы бумаги для скрапбукинга - листы плотной бумаги с тематическим принтом. Дорогостоящий материал для детских поделок.

Материалы для конструирования из бумаги на фото

Основной материал для конструирования из бумаги Основной материал для конструирования из бумаги Отличный вариант для имитации различных поверхностей предметов окружающего мира
Красивый и оригинальный, но дорогостоящий материал Пример конструирования из бумажных тарелок Пример конструирования с использованием картонных втулок Пример конструирования из спичечных коробков Пример конструирования из бархатной бумаги Пример оригами с дополнением из обёрточной бумаги Пример конструирования с одноразовыми стаканчиками

Сочетание конструирования из бумаги с другими техниками изобразительного творчества

Для создания предметов из бумаги следует привлекать такие техники изобразительного творчества, как рисование, раскрашивание, аппликация, лепка. Дошкольники 4–5 лет владеют основными приёмами этих техник и с удовольствием дополняют ими бумажные модели. При создании изображения животных и людей воспитанники могут дорисовать части лица или тела/мордочки или лап. Приёмами аппликации можно воспользоваться для имитации оперения птиц, кроны дерева, травы на лужайке и т. д. Пластилиновые детали тоже часто используются для дополнения и/или украшения бумажных поделок. Раскрашивание стоит применять в работах из плотного картона или бросового материала, работа из бумаги деформируется при нанечении краски.

Примеры синтеза различных техник в работах по конструированию из бумаги

Детали из бумажных тарелок раскрашены Обязательное задание - украсить готовую работу деталью из пластилина Для украшения работ использована техника прямой аппликации Мордочки животных выполнены в технике простого рисования

Разноуровневые задания на занятиях по конструированию из бумаги

Воспитатель всегда должен помнить про индивидуальный подход к обучению каждого ребёнка. При выполнении задания по конструированию воспитанник потеряет интерес к творческому процессу, если задание окажется для него простым. Поэтому при разработке каждого занятия воспитатель должен подготовить дополнительные задания для тех воспитанников, которые лучше усвоили навыки простого конструирования. Например, на занятии по созданию стаканчика с ручкой предложить украсить готовую работу бумажной аппликацией. Для работ по конструированию на плоскости удачно задание дорисовать детали на основе в качестве фонового изображения. Изначально давать задания разного уровня сложности некорректно, разделение коллектива может выглядеть как выделение успевающих и отстающих. В такой ситуации воспитанники, получившие простое задание, могут испытывать чувство тревоги или даже агресси по отношению к тем, кому задание дали сложное, но с более интересным или красивым результатом.

Использование мотивирующего материала на занятиях

На подготовительном этапе каждого занятия необходимо привлекать мотивирующий материал. Это нужно для активизации фантазии воспитанников, расширения кругозора, усиления интереса к творческой деятельности, развития эстетического вкуса. Материал должен быть разнообразным:

  • Наглядный материал (карточки с изображением предметов или объектов по теме, плакаты, раздоточный материал).
  • Аудиосопровождение (прослушивание песенок по теме занятия или фоновое звучание мелодий во время игры или физкультминутки).
  • Чтение стихотворений, потешек, пословиц и поговорок.
  • Загадки.
  • Создание игровой ситуации (с использованием игрушек или предметов по теме).
  • Показ слайдов или презентации по теме занятия.

Примеры использования мотивирующего начала занятий

Тема занятия Мотивирующее начало
«Неваляшка» В начале занятия воспитатель загадывает детям загадку:
В гости к нам пришла, друзья,
Кукла необычная.
Не сидит, не лежит,
Только знай себе, стоит.
Знают Сашки и Наташки,
Куклы эти… (неваляшки).
Воспитанникам показывается неваляшка, которая спешила к ним в гости. Воспитатель беседует с ребятами, задаёт вопросы: «Как вы думаете, почему эта кукла называется неваляшкой?», «Как играть с неваляшкой?», «Из каких фигур состоит эта игрушка?» и т. д.
Проводится игра «Найди, где спряталась»:
Воспитатель говорит, что в гости к ребятам пришла ещё одна неваляшка, но она стеснительная и спряталась за одной из игрушек в комнате. Детям предлагается найти куклу путём словесных предположение (говорят по очереди): «Неваляшка спряталась за машинкой», «Неваляшка стоит за мячиком», «Неваляшка находится сзади куклы Кати» и т. д., пока неваляшка не будет найдена.
В начале занятия воспитатель показывает детям картинки с изображением диких животных. Ребята называют их, воспитатель вешает картинки на доску. Затем воспитатель говорит, что дикие животные опасны и их поведение может быть непредсказуемым, и предлагает превратить животных с картинок в игрушки (игровой элемент). Для этого воспитанники должны закрыть глаза и одновременно громко хлопнуть три раза в ладоши. В это время воспитатель выставляет на стол игрушки-зверюшки, изображения которых будут конструировать ребята.
«Красавица снежинка» Воспитателем создаётся сюрпризный момент:
На столе стоит почтовая коробка, воспитетель сообщает детям, что это к ним в группу доставил почтальон, зачитывает адрес (написан реальный адрес детского сада - город, улица, дом, номер детского сада, группа). В коробке обнаруживается письмо, содержание которого воспитатель зачитывает вслух: к ребятам обращаются животные из далёкой Африки, они рассказывают, какой климат в их родном месте и грустят, что они никогда не видели снега, но много слышали о том, какое это удивительное и красивое явление. Воспитатель спрашивает, как бы показать жителям Африки снег и путём наводящих и подсказок подводит их к мысли о том, что снежинки они могут сделать из бумаги и отправить почтой в Африку.
Ребятам даётся загадка:
Зелены мы как трава,
Наша песенка: «Ква-ква» (лягушки/лягушата).
Воспитатель проводит беседу с ребятами: какого цвета лягушки, где они обычно живут, чем питаются. Показывает воспитанникам картинку/плакат, где изображён лягушонок на болоте. Воспитатель говорит, что лягушонок грустит, предлагает детям развеселить его, показав выполнение движений на физкультминутке «Лягушки»:
На болоте две подружки, две зелёные лягушки.
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
(Выполняют соответствующие движения).
Но воспитатель замечает, что лягушонок всё ещё грустный, потому что он совсем один на болоте, и наводит ребят на идею о том, что они могут сделать лягушат из бумаги и разместить их на плакате.

Примеры работ по указанным темам занятий

Конструирование из бумажных полосок Конструирование из бумажных полосок Конструирование из бумажных полосок на плоскости Конструирование из бумаги с использованием техники оригами

Составление конспекта занятия для средней группы по конструированию из бумаги

К каждому занятию воспитателю необходимо составлять подробный конспект занятия. Цели и задачи должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Фиксируется использование наглядных и технических материалов воспитателем, а также тех материалов и инструменов, которыми будут пользоваться дети. Затем следует описать ход занятия. Всё это нужно для того, чтобы после занятия провести анализ: какие моменты были удачными, что не получилось, какие педагогические приёмы были эффективны, что вызвало интерес у детей, каково было их эмоциональное состояние на каждом из этапов занятия.

Временной план занятия

Длительность занятия по конструированию в средней группе составляет 15–20 минут.

  1. Организационный момент 1 минута.
  2. Мотивирующий этап 3–5 минут.
  3. Показ воспитателем приёмов работы 2–3 минуты.
  4. Самостоятельная работа воспитанников 6–8 минут.
  5. Демонстрация работ, обсуждение 2 минуты.
  6. Подведение итогов 1 минута.

Постановка цели и задач

Цели и задачи должны быть конкретными, они ставятся воспитателем в соответсвии с осваиваемыми на занятии умениями, необходимыми при работе с определёнными шаблонами и техниками исполнения. Рассмотрим варианты целей и задач на примерах с конкретными приёмами работы:

Тема занятия Цель Задачи Техника исполнения задания
«Мосты» Создание поделки с помощью геометрических фигур из бумаги. - обучение анализу объекта;
- развитие умения создавать постройку при помощи готовых форм;
- развитие пространственного мышления и конструкторских навыков.
Конструирование постройки при помощи картонных фигур (кубик, «кирпич», «брусок», цилиндр).
«Весенние чудеса» Создание цветов из полосок бумаги. - развитие пространственного и конструкторского мышления;
- развития умения комбинировать;
- развитие эстетического вкуса.
Склеивание полосок бумаги для создания «лепестков», соединение их в цветок при помощи серединки.

Конспект занятия «Наш весенний ручеек».
Авторы: Петрухина А.В. воспитатель, Татаркина Ю. В. воспитатель МАДОУ №96 «Умничка» г. Набережные Челны

Виды деятельности Игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Цели Закрепление навыков работы с бумагой, развития внимания, отзывчивость, привитие культуры общения в коллективе.
Предполагаемый результат Умение конструировать бумажный кораблик, позитивное и активное взаимодействие со всеми участниками творческого процесса.
Используемые материалы Ватман с изображением ручейка, листы бумаги, клей с кисточками, клеёнки и тряпочки для уборки рабочего места.
Ход занятия Воспитатель проводит с ребятами беседу: какое сейчас время года (весна), назовите весенние месяца, какой сейчас месяц, какая погода сегодня на улице.
Использование наглядного материала: воспитатель вешает на доске ватман с изображением ручейка, просит пофантазировать, чем бы они занимались на прогулке, если бы увидели такой ручеёк. Предлагает украсить картинку бумажными корабликами.
Воспитатель проводит прямой показ выполнения действий для создания кораблика.
Ребята самостоятельно повторяют продемонстрированные действия.

Физкультминутка:
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты влево вправо)
Потянулся он со сна. (потягиваются руки вверх)
К нам опять пришла весна. (Вращения головой)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.
Наклонился взад-вперёд, (наклоны вперед-назад)
Вот он по лесу идет. (наклоны правой рукой коснуться
левой ступни и наоборот)
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
Наконец медведь наелся
И на брёвнышко уселся. Дети садятся.

Воспитатель благодарит детей за проделанную работу и предлагает каждому украсить ручеёк своим корабликом.

Конспект занятия «Будка для собачки».
Создание поделки из бумаги при помощи нового способа конструирования - складывания бумаги пополам. Задачи - обучение анализу бумажной поделки (выделение частей поделки, их расположения на плоскости и относительно друг друга);
- обучение приёму складывания листа бумаги;
- обучения создания овала путём закругления углов квадрата;
- воспитание аккуратности. Материалы Лист бумаги белого цвета, полоска бумаги коричневого цвета, квадратный лист бумаги чёрного цвета, клей, кисточка, ножницы, фигурки собачек, клеёнка, тряпочка. Ход занятия Игра с мячом «Кто в каком домике живет»:
Дети становятся в круг, воспитатель - в центре. Воспитатель бросает мяч одному из воспитанников, называя животное или птицу, задача ребёнка сказать, где это животное обитает. Затем ребёнок бросает мяч следующему воспитаннику, называя другое животное и т. д.

Воспитатель демонстрирует ребятам готовую будку из бумаги, учит при помощи наводящих вопросов анализировать постройку из бумаги.
Прямой показ действий для создания бумажной будки.

Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть - на место сесть опять. (Присели.)

Самостоятельное выполнение воспитанниками действий по конструированию будки из бумаги.
Демонстрация и обсуждение готовых работ.
Время на игру с бумажными поделками и фигурками собачек.

Конспект занятия «Весёлые снеговики».
Научиться конструировать поделку из бумажных салфеток. Задачи - закрепление знаний о зиме и её явлениях, расширение словарного запаса воспитанников;
- обучение ориентированию на плоскости;
- закрепления навыка использования ножницы и клея;
- развитие конструктивного мышления;
- воспитание аккуратности. Материалы Рамка с изображением новогодней елки. Картинки с изображением Деда Мороза, Снегурочки, снеговика, снегиря и Снежной королевы. «Льдинки» из бумаги. Изображения снеговиков в разных позах с разным выражением лица. Ножницы и клей, кисточки для клея, заготовки из бумаги для вырезания снеговиков и их украшения. Ход занятия В начале занятия на доске висят пять картинок закрытых льдинками. Воспитатель предлагает ребятам отправиться в гости в снежное царство. Проводится беседа о зиме, особенностях этого времени года.
Ребята знакомятся с жителями снежного царства (их изображения были спрятаны под льдинками): Дедом Морозом, Снегурочкой, Снегирь, Снежная Королева, Снеговик. Воспитатель может загадать предварительно загадки про этих персонажей.
Сюрпризный момент: в комнату приходит Снежная Баба. Она грустит и рассказывает, что у неё была большая зима (показывает картинку), но все снеговики разъехались в начале года, когда пришла весна. Воспитательи ребята решают создать снеговиков для Снежной Бабы.
Физкульминутка.
Показ воспитателем действий по созданию снеговика из салфеток.
Повтор воспитанниками.
После завершения работы, снеговиков оставить для высыхания.
Дети в это время играют со Снежной Бабой в игру «Собери снеговика» (собирают снеговиков из отдельных деталей).
Ребята вручают Снежной Бабе бумажных снеговичков, прощаются.

Программа кружка по оригами в средней группе

Программа кружка по оригами должна иметь художественно-эстетическую направленность. Её актуальность состоит в создании условий для всестороннего развития личности дошкольников, приобщения к культурную ценностям, создании мотивации к познавательной и творческой деятельности, осуществления позитивного взаимодействия педагога, воспитанников и их родителей.

Творческий процесс создания оригами «Божья коровка»

Цель программы

Интеллектуальное и эстетическое развитие воспитанников путём освоения техники конструирования из бумаги - оригами.

Задачи

  • знакомство с основными понятиями геометрии (круг, квадрат, треугольник, точка, линия, угол, сторона, вершина и др.) и формами оригами;
  • обучение приёмам работы с бумагой;
  • обучение созданию композиции;
  • обучение следованию устным инструкциям;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • активизация внимания, конструктивного и пространственногот мышления;
  • развитие памяти;
  • развитие фантазии и творческих способностей;
  • воспитание аккуратности, бережного отношения к материалу, соблюдения чистоты и порядка на рабочем месте;
  • формирование культуры труда и общения в коллективе.

В кружке по оригами воспитанники занимают в подгруппах по 8–10 человек. Занятие имеет длительность 20–25 минут и проводится раз в неделю. По итогам работы кружка проводятся выставки детских работ.

Картотека тем кружка по оригами в средней группе

Тема занятия Освоение и/или закрепление навыков конструкирования из бумаги
«Конфетка» - сгибание квадрата по диагонали,
- нахождение середины,
- сгибание углов квадрата к середине.
«Бабочка» - создание из квадрата треугольника,
- отгибание углов в разные стороны.
«Ёлочная игрушка» - сгибание круга пополам,
- нахождение середины,
- склеивание частей фигур.
- складывание бумаги в различных направлениях,
- работа с клеем.
- складвание квадрата вчетверо,
- работа с ножницами.
«Рыбка» - получение треугольника из бумажного квадрата,
- работа с ножницами.
- получение треугольника,
- отгибание и выворачивание частей треугольника.
«Закладка» - складывание базовой формы «конфетка».
- складывание базовой формы «воздушный змей».

Схемы для занятий оригами и примеры работ на фото

Памятка Технологическая карта по оригами Технологическая карта по оригами Технологическая карта по оригами Технологическая карта по оригами Коллективная работа Поделка из двух элементов оригами Примеры работ Примеры работ Складывание формы «воздушный змей», соединение модулей Коллективная работа

Интересные идеи и схемы конструирования в средней группе.

Для активизация интереса к изобразительной деятельности воспитатель должен привносить в занятия элемент игры, привлекать к использовонаю нетрадиционные материалы, предлагать к созданию поделки, которые будут иметь практическое назначение.

Шаблоны работ для занятий

Шаблон для вырезания и склеивания Схема оригами Инструкция по конструированию Схема оригами Схемы Инструкция по конструированию Инструкция по конструированию Инструкция по конструированию домика с сюрпризом Идеи конструирования кукольной мебели из спичечных коробков Инструкция по конструированию Идея создания головного убора для куклы Идея создания головного убора для куклы Схема оригами Инструкция по конструированию Инструкция по конструированию Инструкция по конструированию Инструкция по конструированию

Примеры готовых работ

Пример конструирования из бумаги с использованием спичечных коробков. Поделка может быть использована в игре или для создания проекта по правилам дорожной безопасности Пример конструирования из бумаги Пример конструирования из бумаги Пример конструирования с использованием картонных втулок Пример конструирования из бумаги. Подвесками можно украсить комнату, окно, новогоднюю ёлку Пример конструирования с использованием пакета из-под молока Пример конструирования из бумаги. Работа оформляется в виде открытки маме на 8 Марта Необычная поделка в закрытом виде В развёрнутом варианте Пример конструирования с использованием картонной втулки Пример конструирования из бумаги. Коллективная работа. Гирлянда из фонариков украсит помещение к празднику Пример конструирования из бумаги. Птички можно подвесить на окно Пример конструирования с использованием картонной втулки Пример конструирования из бумаги. Корзинку можно наполнить бумажными цветами Пример конструирования с использованием спичечного коробка в основании Пример конструирования из бросового материала (спичечные коробки, палочки от мороженого) Пример конструирования с использованием картонной втулки Пример конструирования из бумаги. Коллективная работа. Гирлянда с флажков используется для украшения помещения или ёлки к новогоднему утреннику Пример конструирования из бумаги. Поделки могут быть использованы для создания коллективной работы или игры с фигурками животных Пример конструирования из спичечных коробков. Поделка может быть использована в игре с куклами Пример конструирования из спичечных коробков. Поделка может быть использована в игре с куклами Пример бумажного конструирования Пример бумажного конструирования Пример бумажного конструирования. Поделки могут быть использованы для украшения помещения к Весеннему празднику

Видеоматериалы по конструированию из бумаги

Занятие по конструированию «Стульчики для гостей» в средней группе

Занятие в технике оригами «Зайчик и лисичка»

Оригами для детей 3–5 лет «Гномик», «Цветок»

Открытый урок по оригами в средней группе

Изготовление кукольной кроватки из спичечных коробков

Необычные поделки из картонных втулок

Конструирование маски животного из бумажных тарелок

Конструирование из бумаги подготавливает в ребёнке основу для развития технических способностей. Развивается зрительная наблюдательность: ребёнок различает в постройке различные геометрические формы. Активизируется пространственное и конструктивное мышление: ребёнок продумывает композицию работы, учится взаиморасполагать элементы для создания зрительного образа. Изготовление поделок, имеющих практическое назначение, воспитывает в ребятах бережное и тёплое отношение к близким людям («Открытка для мамы», «Самолётик для папы», «Подарок бабушке») и природе («Кормушка для птиц», «Домик для синички»). Дошкольники учатся активному и позитивному взаимодействию с воспитателем, одногруппниками и родителями. Особое значение приобретает коллективная проектная деятельность и краткосрочные проекты, привлекающие к участию родителей. На занятиях по конструирования ребёнок не только приобретает качества будущего изобретателя или конструктора, он развивается всесторонне.



Похожие публикации