Сочинение на тему: Дружба Васи, Валека и Маруси в повести В дурном обществе, Короленко

как и почему возникла дружба между ребятами? из дурного общества или дети подземелья и получил лучший ответ

Ответ от OLGA[гуру]
Для Валека и Маруси, чувствовавших себя отверженными, дружба с Васей была большой радостью жизни. Вася не только постоянно дарил им лакомства, которых они никогда не видели, но, главное, он вносил большое оживление в их скучное, безрадостное существование. Вася затевал веселые игры, громко смеялся, рассказывал Марусе сказки.
Девочка очень радовалась Васе и его подаркам: глаза ее загорались огоньком восторга; бледное лицо.. . вспыхивало румянцем, она смеялась.. . Для Валека Вася был единственным товарищем, с которым можно поговорить, поиграть, сделать ловушки для птиц. Он так дорожил дружбой с Васей, что не побоялся даже гнева Тыбурция, запрещавшего посвящать кого-либо в тайну подземелья.
Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.
Ценил возникшую дружбу. Ему в жизни очень не хватало дружеского внимания, душевной близости, настоящих друзей. Товарищи по улице при первой же проверке оказались трусливыми предателями, бросившими его без всякой помощи. Вася же по натуре был человеком добрым и верным. Когда он почувствовал, что в нем нуждаются, он всей душой откликнулся на это. Валек помог Васе лучше узнать собственного отца. В дружбу с Марусей Вася вкладывал то чувство старшего брата, ту заботу, которую дома ему мешали проявлять по отношению к родной сестре. Васе еще трудно понять, почему Маруся так разительно отличается от его сестры Сони по внешности и поведению, а слова Валека: «Серый камень высосал из нее жизнь» - не вносят ясности, лишь еще более обостряют чувство щемящего до боли сожаления, которое испытывает Вася по отношению к друзьям.
Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.
Источник:

Ответ от Настя Островская [новичек]
Можно по короче


Ответ от Екатерина Ларина [новичек]
Спасибо


Ответ от Александр Воронов [активный]
СПАСИБО ОГРОМНОЕ ВЫРУЧИЛ ОЧЕНЬ


Ответ от Ѐоман Маркелия [новичек]
Спасибо!!


Ответ от чипизубова элеонора [новичек]

Дружба Васи, Валека и Маруси в произведении В.Г.Короленко «В дурном обществе» Художник В. Н. Минаев Художник И. Е. Репин г.


Цели: Выявление нравственной основы дружбы Васи, Валека и Маруси; Формирование навыка выразительного чтения и чтения по ролям, аналитической работы с текстом, составление художественного пересказа эпизода, работы с иллюстрациями; Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления нравственных основ дружбы детей






Работа с текстом Художественный пересказ эпизода встречи Васи с детьми подземелья; Найдите в тексте и зачитайте описание места событий; Выразительное чтение фрагментов от слов «Солнце начинало склоняться к закату…» до слов «… разноцветные головки лютиков, кашки …» и от слов «Внутренность высокого узкого здания…» до слов «…еле выделявшихся на полу странными очертаниями».


Исследовательская работа 1 группа Найдите художественные детали, воссоздающие атмосферу уходящего дня. 2 группа Найдите художественные детали, воссоздающие атмосферу полуразрушенной часовни и кладбища. 3 группа Найдите в тексте глаголы, передающие состояние Васи. Какие качества характера героя проявились в данном эпизоде? (Решительность, мужество, самообладание, твердость, великодушие, чистосердечие, радушие, искренность). Лексическая работа: Радушие – это сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью помочь. Чистосердечие – это откровенность, искренность, прямота характера.


Беседа Какое впечатление произвели ребята друг на друга при первой встрече? В какой момент между мальчиками возникла симпатия, положившая начало дружбе? Почему Валек назвал Васю «славным хлопцем»? Чтение по ролям эпизода от слов «Я Влек… Я тебя знаю…» до слов «Ведь ты будешь играть со мной, а не с отцом»


Портрет Почему Вася невольно сравнивал Марусю с Соней? Выразительное чтение эпизода «Это было бледное, крошечное создание…» до слов «… иногда делали из кирпичей ловушки для воробьев». Портрет – это изображение внешности героя (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды), одно из худ. средств его хар-ки, описания. Художник И. И. Пчелко


Беседа Укажите в описании портрета Маруси слова, передающие отношение Васи в девочке. Каково оно? О чем заставило задуматься героя невольное сравнение Маруси с сестрой Соней? (Вася впервые задумался о жестокой несправедливости царивших в жизни законов, обрекавших на гибель невинных и беззащитных детей). Как чувствовал себя Вася в кругу новых друзей? Что давала дружба каждому из детей? (Герой обрел новую семью. Маруся заменила Васе сестру, с которой ему не разрешали играть. Валек и Маруся перестали чувствовать себя отверженными)


Итоги урока Как Валек помог Васе узнать лучше собственного отца? Выразительное чтение по ролям эпизода от слов « Иногда же, растянувшись около нее на траве, смотрели в небо…» до слов «…никогда отец не любил и не полюбит меня так, как Тыбурций любит своих детей». Что было основой дружбы Васи, Валека и Маруси? Художник И. И. Пчелко «Тыбурций Драб»



Дружба между Васей и Валеком с Марусей необычна, так как Вася из богатой семьи, его отец известный судья в городе, а Валек со своей сестрой бедные, не имеющие даже своего жилья и часто им нечего есть. Одно у них одинаковое – все они лишились матери и имеют только отца.

Познакомились они случайно. Однажды Вася уговорил и даже предложил вознаграждение – яблоки, нескольким городским мальчишкам, подняться на гору, где находится часовня, чтобы узнать, что там есть. Она была заброшена, и туда давно никто не заходил. Когда они поднялись на гору, Вася предложил мальчикам подсадить его, чтобы он смог забраться во внутрь. Они помогли ему, но когда что-то зашевелилось в темноте, они бросили его и убежали.

Сначала Вася подумал о нечистой силе, но потом увидел просто двух детей. Это были Валек и его двухлетняя сестра Маруся. Они быстро сдружились, начали вместе играть и общаться. От них Вася много узнал удивительного, например, что Валек ворует еду в городе.

Вскоре Вася узнал, что Маруся очень тяжело болеет, и что она вероятно скоро помрёт. Он стал прилагать усилия, чтобы ей было комфортно и весело – таскал ей яблоки, постоянно шутил и т.д. Когда ей стало совсем плохо, уговорил свою сестру Соню отдать на время свою любимую куклу, из-за чего чуть не разругался с отцом.

Несмотря на усилия, Маруся умерла, а Валек через несколько дней ушёл со своим отцом

Урок по литературе в 5 классе

«Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)»

Раздел - «Русская литература XX века».

Тип урока - закрепление и обобщение материала.

Цели урока:
- показать учащимся, что дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям: доброте, отзывчивости, милосердию;

Развивать творческие способности учащихся (построение ассоциативного ряда, составление синквейнов, написание сочинений);

Воспитывать нравственные качества;

Научить наблюдать за развитием сюжета и поведением героев;

Прививать любовь к языку, пристальное внимание к художественному слову.

Оборудование: тексты повести, рисунки учащихся, выставка книг писателей и поэтов о детях, песня « Несчастный случай из к/ф «Генералы песчаных карьеров»

ТСО: мультимедийный проектор, экран.

Эпиграф к уроку:

«

Цицерон

Ход урока.

I . Организационный момент (настрой на урок).

Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок начнём со сценки, которую подготовили ребята. Итак, слово творческой группе.

На фоне песни « Несчастный случай» из к/ф «Генералы песчаных карьеров» р азыгрывается сценка «Вася просит куклу у Сони для Маруси». (Творчество учащихся)

(слайд 1).

Слово учителя:

Сейчас вы послушали песню, посмотрели сценку. Как вы думаете, и из какого произведения эта сценка и кто автор этого произведения?

- Как вы считаете, ребята, какие качества характера проявляет в этой сценке Вася? (сострадание, умение быть заботливым другом).

- Когда мы проявляем такие качества? (ответы детей).

II . Сообщение темы и цели урока

- Тема нашего урока - « Дружба Васи с Валеком и Марусей» (слайд 2).

Наша задача - понять, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями; выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями“ дурного общества”.

Давайте запишем в тетрадях тему сегодняшнего урока. (Запись в тетрадях).

- А эпиграфом к нашему уроку являются слова древнеримского философа Цицерона: « В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света» (слайд 3).

III . Работа по теме урока.

Дружба…Какие ассоциации у вас вызывает оно? Сейчас мы с вами попробуем построить ассоциативный ряд. На доске вы видите яркое солнышко по имени Дружба. Напишите, пожалуйста, на лучиках определение к слову дружба (ответы детей). Потом эти лучики прикрепим к солнышку и посмотрим, какой кластер у нас получится. (Ответы учащихся). (слайд 4).

Согласна с вами. Из всего вышесказанного могу обобщить, что дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, это общность интересов . (слайд 5).

IV . Работа в группах.

- Ребята, мы с вами заранее разделились на две творческие группы. Работая в группах, вы должны предугадать, как развивались бы события повести. Дома вы должны были изучить вопросы и подготовить ответы к ним. Предлагаю перейти к данному этапу нашего урока. (слайд 6).

1. Как развивались бы события, если бы Вася не пошёл в часовню?

2. Как развивались бы события, если бы Вася и Валек подрались?

3. Как развивались бы события, если бы Вася послушал отца и перестал ходить к ребятам?

Сейчас я предоставлю возможность каждой группе высказаться. Какая группа желает начать?

Молодцы! Все творческие группы сработали хорошо.

V . Актуализация ранее изученного. Работа по тексту произведения.

1. - А как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога прошла через нашу?»

(Встреча с Тыбурцием, Валеком и Марусей помогла Васе из «негодного мальчишки» - бродяжки превратиться в доброго верного товарища).

Вывод учителя: Да, действительно, так. Познакомившись и подружившись с представителями «дурного общества», Вася стал смотреть на мир совсем другими глазами.

2. Чему, по-вашему, научило Васю общение с Валеком и Марусей?

( Ему в жизни очень не хватало дружбы, внимания, душевной близости, настоящих друзей.

Вася по натуре был человеком добрым и верным. Когда он почувствовал, что в нем нуждаются, он всей душой откликнулся на это. Валек помог Васе лучше узнать собственного отца.

В дружбу с Марусей Вася вкладывал то чувство старшего брата, ту заботу, которую дома ему мешали проявить по отношению к родной сестре.)

Вася не только постоянно дарит им лакомства, но он вносит оживление в их скучную, безрадостную жизнь. Он затевал веселые игры, громко смеялся, рассказывал Марусе сказки.

Для Валека и Маруси, чувствовавших себя отверженными, дружба была большой радостью в жизни.

Вася был единственным другом, с которым можно было поговорить. Валек дорожил его дружбой, не побоялся Тыбурцыя, запретившего посвящать кого — либо в тайну подземелья.

Вывод учителя: Вася ценил возникшую дружбу и дорожил ею. Дружба с нищими детьми помогла ему наладить отношения с отцом.

3 .- Теперь я предлагаю вам посмотреть на экран (слайд 7). Перед нами стоит проблема, и решить ее смогут только те, кто хорошо знает текст повести. Слева от меня имена героев, а справа - их реплики или описание. Вам необходимо соотнести реплики с именами героев. Посмотрим, какая группа быстрее и точнее справится с поставленным заданием. Даю вам 1 минуту на размышление. Можете советоваться друг с другом в группе.

Итак, что у вас получилось? Читайте реплики героев и их описание, интонационно подчеркивая слова. Ответы учащихся (слайд 8).

VI . Индивидуальное задание по повести.

(Выполнение теста по электронному учебнику Кирилла и Мефодия - 2 ученика).

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Сейчас мы с вами выполним следующий вид задания. Двум ученикам предстоит проверить свои знания на компьютере, который оценит ваши ответы. А все остальные эти же тестовые задания выполнят на местах. Всего 5 вопросов.

Вывод: Хорошо справились с заданием.

VII . Разгадывание кроссворда. (слайд 9).

А теперь разгадаем кроссворд по содержанию повести. Разгадав его, вы прочтёте по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.

Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю . (Грусть.)

Должность отца Васи. (Судья.)

Самое красивое здание в Княж-городке . (Тюрьма.)

Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)

Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)

Чувство, которое испытывает Вася в родном доме. (Одиночество.)

Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)

Дерево, которое росло перед входом в подземелье . (Черемуха.)

Учащиеся читают ключевое слово гуманизм.

А давайте обратимся к толковому словарю и выясним значение этого слова.

Гуманизм - гуманность, человечность, человеколюбие . (Слайд 10).

Слово учителя (вывод):

Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют “дурным обществом”. Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в “дурном обществе”, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма. Дружба Васи выдержала очень важное испытание.

VI . Выводы по уроку.

(Составление синквейна).

- Итак, ключевое слово на нашем уроке - дружба. Чтобы подвести итог занятия, каждая творческая группа приготовит свой синквейн. Для написания синквейна я предлагаю вам вернуться к началу урока и вспомнить ассоциативный ряд к слову дружба. (слайд 11).

Предлагаю 1-ой группе написать синквейн к слову дружба , 2-ой - к слову добро .

Ответы учащихся:

Примерные синквейны:

Дружба.

настоящая, крепкая

помогает, поддерживает, выручает

может пройти через всю жизнь

любовь (доброта, помощь, …)

Добро.

безвозмездное, бескорыстное

выручает, помогает, поддерживает

помогает человеку жить

любовь (помощь, …)

Рефлексия .

Каждый учащийся получает листок, на котором должен продолжить и записать предложение: ответы

«Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это…». (слайд 12).

VII . Домашнее задание.

На мой взгляд, урок удался. И мне кажется, что вы все поняли, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями «дурного общества». Каждый из вас внес свою лепту в этот урок. Учитывая работу на предыдущих уроках и сегодня, ваше волнение, настрой, желание, вы все получаете оценки. Еще одну отметку вы получите, выполнив творческое домашнее задание (слайд 13):

напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба для меня?»

Значение дружбы в жизни юных героев повести В. Короленко «Дети подземелья»

Дружба - самое ценное сокровище. Она необходима для каждого из людей, ведь никто не пожелает себе жизни без друзей. Недаром говорят, что человек без друзей - что дерево без корней. Т, безусловно, большое значение дружба имела для юных героев произведения В. Короленко «Дети подземелья».

Вася, Валек и Маруся принадлежали к разным общественным кругам. Но все они были по-своему несчастные, обездоленные дети. Вася, хоть и родился и жил в богатой, обеспеченной, культурной семье, все же был обделен вниманием, любовью и пониманием родных людей. Он рано потерял мать, которая умерла еще в молодом возрасте, а папа, тяжело переживая свое горе, совсем не обращал внимания на сына, которому так хотелось почувствовать его любовь. Не находя взаимопонимания с отцом, Вася стремился найти искреннего, надежного друга. Все это в конце концов привело к тому, что он пошел на улицу и там искал себе советы, понимание, самоутверждения. О мальчике начали говорить, что он связался с дурной компанией. Это были беззаботные, бесшабашные уличные ребята, вместе с которыми он и попал к старой полуразрушенной часовни, где и познакомился с Валеком и Марусей.

Валек и Маруся были детьми господина Тибурція - нищего. Они были настолько бедными, что даже жилья никакого в них не было, а жили они в подземелье старой часовни. И питались они абы как: то удастся что-то выпросить, то украсть, а иногда господину Тибурцію удавалось заработать на обед своим чтением. Одеты они были чрезвычайно бедно - в какое-то рубище. Но даже в таком состоянии они были значительно богаче некоторых богатых, влиятельных людей. Богатые своей бескорыстной дружбой и любовью, отношениями, которые существовали в этой маленькой семье, где каждый чтил и уважал своих близких, родных, нежно заботился о них.

Дети быстро подружились. И эта нежная детская дружба была чрезвычайно важной для них. Жизнь Васи стало теперь весомее целенаправленнее: он знал, что ему надо помочь своим друзьям, которые были в очень затруднительном положении - голодные, обездоленные. Вася часто приносил им яблоки из своего сада, булки, развлекал маленькую больную Марусю, жизнь с которой виссав «серый камень». А когда состояние здоровья Маруси был уже очень тяжелый, Вася уговорил свою сестру Соню дать ему любимую Соніну куклу - подарок покойной мамы. Маруся очень обрадовалась кукле - таких игрушек у нее никогда не было - и ни за что не хотела расставаться с ней. Даже перед смертью, теряя сознание, она крепко ее держала.

Благодаря своим новым друзьям Вася стал человечнее, добрее и даже взрослее и рассудительнее -- таким был и Валек. Здесь, в подземелье, Васю всегда ждали, встречали, понимали. Здесь он впервые познал теплые семейные отношения, которые могут быть в семье и которых ему так не хватало.

Валеку и Марусе эта дружба тоже приносила большую радость. Они уже не чувствовали себя такими забытыми, отверженными, відлюдкуватими.

Эта искренняя детская дружба помогла Васе наладить отношения со своим отцом: Валек и Тибурцій заставили Васю по-новому посмотреть на своего отца. Он начал уважать его за честность и порядочность, гордился, что у него такой отец, а позже отношения между ними и вовсе наладились. И кто бы мог подумать, что эта ледовая лед, эта стена отчуждения, которая была между отцом и сыном, вдруг исчезнет.

И все это стало возможным не благодаря морализаторским наставлениям взрослых людей, а двум маленьким детям - попрошайкам, которые имели чрезвычайно ценное богатство - большое, искреннее, неизменчивой сердце и нежную, кристально чистую душу. Дружба - великая сила!



Похожие публикации