Ржачный сценарий урожайная ярмарка в доме культуры. Сценарий "осенняя ярмарка". Сценарий осенней ярмарки в начальной школе

Действующие лица:

Ведущие – скоморохи (2)

Баба Яга педагоги

Кикимора

Гуси (2) – дети подготовительной

^ Ход праздника
(Под русскую народную песню «Коробейники» выбегают с разных сторон два скомороха – зазывалы)
1скоморох:

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается весёлое гуляние!

Торопись, честной народ,

Всех вас ярмарка зовёт!

2 скоморох:

Собирайся народ,

Снова ярмарка идёт

На потеху, для забавы

Веселиться нам на славу!

1скоморох:

Эй! Не стойте у дверей

Заходите к нам скорей

2 скоморох:

Народ собирается-

Наша ярмарка открывается!

1 и 2 скоморох (вместе):

Ярмарка, ярмарка, бойкая, да яркая!

2 скоморох:

Эй, народ, не зевай!

Движения за нами повторяй!
(Танец с детьми под русскую народную песню «Барыня»)
1 скоморох:

Осень по двору идёт,

Урожай большой несёт:

Сладкую капусту, толстый кабачок,

Помидоры, красный перец,

Лук и чесночок!
2 скоморох:

Груши жёлтые поспели,

Сливы, яблоки дозрели.

Поскорей их соберите

И детей всех угостите!

1 скоморох:

Ребята, давайте позовём осень к нам на праздник урожая!

2 скоморох:

А позовём мы её так:

Приходи к нам осень,

Очень тебя просим.

Приходи, приходи,

Веселиться с нами ты!
(Звучит песня «Праздник урожая». Выходит Осень с корзиной фруктов)
Осень:

Вас не видела весь год,

Наступил и мой черёд.

Очень долго вас ждала

И подарки припасла

Скоморохи хором:

Что же осень принесла?

Осень: Принесла я вам муки

Дети: Значит, будут пирожки

Осень: Принесла вам гречки

Дети: Будет каша в печке

Осень: Принесла вам овощей

Дети: и для каши и для щей

Осень: Принесла вам мёду полную колоду

Дети: Ты и каши, ты и мёду, овощей нам принесла,

а хорошую погоду, нам в подарок припасла?

Осень: Дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо

Осень: Ой, ребята, а вот и дождик пошёл
(Инсценировка песни « Злая тучка»)
(Звучит песня Бабы – Яги. Баба- Яга въезжает на самокате с двумя гусятами, останавливается и поёт. Гуси в это время выполняют танцевальные движения под музыку песни «Два весёлых гуся»)
Баба-Яга (радостно поёт):

Жили у Ягуси

Два весёлых гуся

Один хитрый, другой жадный

Гуси мои гуси!

Чешут гуси лапки

Чувствуют подарки

Один хитрый, другой жадный

Гуси мои гуси!

Заберите гуси,

Корзинку для Ягуси!

Один хитрый, другой жадный

Гуси мои гуси!
(Гуси забирают корзинку убегают.)
Баба-Яга:

Ох, красноклювые, молодцы!

Скоморохи:

А что это за гости такие?

Осень (испуганно):

И угощение наше забрали

Баба-Яга (топает ногой):

Карета моя, гуси мои, корзинка тоже моя!

1 скоморох:

Как это твоя? Это осень для всех ребят принесла.

Баба-Яга (настойчиво):

Ну и что! У меня тоже два гусёнка- ребятёнка, голодные, кушать хотят! (плаксиво)

Баба-яга, давай угостим всех ребят. И гусятам достанется!

Баба-Яга:

Ещё чего! Раз на то пошло, то и тебя заберу!

Ну-ка гуси встрепенитесь,

Злою силой обернитесь

С осенью в дремучий лес унеситесь!
(Звучит тревожная музыка. Гуси берут Осень за руки, машут крыльями, уходят)
(Появляется гном под песню «Гномы, гномы, гномы, вы малюсенький народ»)
Гном:

Я волшебник, добрый гном,

От меня вам всем поклон,

Видел я, куда Яга

Нашу Осень унесла

Укажу вам путь дорогу,

Не жалейте только ног,

Нашу Осень вы найдёте

Праздник в детский сад вернёте!

Давайте отправимся в путь, за Осенью
(Проводит речевую игру с движениями под музыку Ольги Зориной)
Гном:

Дружно в ногу мы шагаем

Руки вверх мы поднимаем

Руки вниз мы опускаем

Шаг назад и шаг вперёд

И на месте поворот.

Встретилась нам кочка

Попрыгаем немножко.

Наклонимся вправо, влево

Всё мы делаем умело!

Ну, вот я вас и привёл к избушке, куда спрятали Осень. Ну а мне уже пора, до свиданья детвора!

Скоморохи:

Спасибо, добрый гном!
(Далее действие происходят в избушке Бабы-Яги. Осень испуганно сидит возле избушки. Вокруг неё бродит «нечистая сила». На первом плане под «Песню про Лешего» появляется и сам Леший)
Леший (потирает руки):

Молодец, Ягуся, всех обманула! Всех вокруг пальца обвела!
Баба-Яга: А — то! Я такая!
(Звучит колыбельная песня. Баба-Яга начинает колдовать над Осенью и приговаривать)
Баба-Яга:

Тёмный лес в тиши стоит,

На суку сова сидит.

А растёт там сон-трава!

Пусть тебе сон-трава

Скажет сонные слова!

Спи! Усни!
(Осень засыпает)
Кикимора:

Слушайте, пока нет Кощея, давайте съедим всё угощение!

Баба-Яга:

Ты что ещё надумала! От Кощея ничего не скроешь! Неприятностей хочешь?
(Звучит настороженная музыка «Песня злого Кощея», появляется Кощей)
Кощей (недовольно):

Что за шум?

Баба-Яга:

Вот, Кащеюшка, привела Осень златовласую, усыпила, да ещё и угощение прихватила!
(Кощей ест пирожок из корзины)
Кощей (радостно):

Молодец, Ягуся, вкусно как! Вот за это я тебя хвалю!

Ребята, посмотрите, в гостях у Бабы-Яги –Кощей Бессмертный. Давайте с вами приготовимся к встречи с ним и проверим, какие мы ловкие.
(Игра с детьми «Передай мяч» под русскую народную песню «Ой, при лужку»)
Кощей (недовольно):

А что здесь Леший и Кикимора делают? Ну-ка подойдите ближе! Вам чего велено? Охранять Осень и никого не пускать! Ясно?

Леший и Кикимора:

Будет исполнено! (Убегают)

2 скоморох:

Ребята, теперь главное нам надо убедить или развеселить Лешего и Кикимору, тогда они нас пропустят к нашей красавице Осени.
(Выходят Леший и Кикимора. Скоморохи подходят к ним)
Леший и Кикимора вместе:

Куда это вы спешите?

Скоморохи (вместе):

Мы осень ищем!

Кикимора:

Э, вам, туда нельзя, вас не велено пускать, а то случится беда.

Не пустим, не пройдёте, у вас силёнок маловато

Скоморохи:

Ребята, покажем нашу силу?
(^ Выбирают трёх воспитанников подготовительной группы. Объявляют перетягивание каната. Выигрывают дети)
1 скоморох:

Вот мы, ребята, и справились с Лешим и Кикиморой
(Звучит шум ветра — появляется Кощей)
Кощей:

Что-то человечьим духом пахнет!

Скоморохи (вместе):

Это мы пришли за Осенью.

Кощей (злостно):

Ха-ха-ха! Спит- почивает и горя не знает! Вот отгадаете загадку, тогда и отпущу

2 скоморох:

Конечно, отгадаем — загадывай свою загадку!

Кощей:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — …
Дети (все вместе, хором):

Осень!
(Осень просыпается. Звучит фонограмма песни «Праздник урожая»)

Ах, как долго я спала! Спасибо, ребята, что вы меня выручили! Вот вам подарки от меня! (проходит по кругу, показывает подарки)
Персонажи (взявшись за руки, все вместе) :

Вот и сказочки конец, кто участвовал, тот и молодец! (кланяются, уходят)
1 скоморох:

Наше представление заканчивается,

А ярмарка наша продолжается.

2 скоморох:

Стар и млад, сюда спешите!

На товар вы поглядите

И себя не обделите.

Покупайте – не жалейте

Или просто квас попейте

1 скоморох:

Что душа твоя желает

Всё на ярмарке найдёшь

Всяк подарки выбираешь

Без покупки не уйдёшь.

2 скоморох:

Веселитесь от души,

Не скупитесь на гроши.

(На протяжении всей ярмарки звучат русские народные песни)

Дети заходят в зал, рассаживаются по местам.

Ведущая 1-ый воспитатель

Посмотрите, сколько света,

И улыбок и гостей!

Это добрая примета –

Это праздник у дверей.

2-ой воспитатель

Заглянул сегодня праздник в каждый дом,

Потому что бродит осень за окном,

Заглянул сегодня праздник и в наш детский сад,

Чтоб порадовать и взрослых и ребят.

Ребенок

Ветер кружит над землею

Желтых листьев хоровод,

Улетают птичьи стаи –

Это осень настает.

Ребенок

Осень щедрою рукою

Всем подарки раздает.

Хлеб, картофель и арбузы,

Виноград и сладкий мед!

Дети исполняют песню «Осень наступила» С. Насауленко

Дети садятся.

Ведущая 1-ый воспитатель

С давних времён у русского народа был обычай — устраивать к праздникам весёлые ярмарки, на которые съезжались люди даже из далёких деревень. А на ярмарке чего только нет. Вот и у нас сегодня осенняя ярмарка!

Ребенок

Осень яркая пришла,

Урожай нам принесла.

Быстро ярмарку собрали,

И гостей сюда позвали!

2-ой воспитатель

На ярмарку народ собирается,

На ярмарке веселье начинается,

Все на ярмарку спешите,

Приезжайте, приходите,

Всё, что надо, здесь купите!

(Дети «продавцы» занимают свои места, зазывают покупателей)

1 продавец — Здесь на ярмарке игрушки: трактора и погремушки.

2 продавец — Есть и красные платки, расписные все они!

3 продавец — Загляните к нам в палатку!

Вот конфеты, шоколадки.

Ведущая 1-ый воспитатель

И со всех концов земли все на ярмарку пошли!

Звучит р. н. м. «Коробейники», дети свободными группами ходят, разглядывают товар, «покупают».

2-ой воспитатель

Овощи! Овощи!

Свежие овощи!

Не откуда-то привозные,

А здешние, родные,

Выращенные с любовью и душой!

Подходи с корзиной большой!

Выходят дети, берут у продавца шапочки овощей, одевают их.

Капуста — Нарядилась в сто одежек сочная капуста.

Все одежки без застежек, а одежек – густо.

Морковь — Я морковка сладкая. Выросла на грядке я.

Я листву на солнце грела, покраснела и созрела.

Лук — А меня вот все боятся, от меня глаза слезятся.

Огурец — А я зеленый огурец с огородной грядки.

Я пришел на праздник к вам, здравствуйте, ребятки.

Картошка -Я картошка загляденье!

Я -картошка объеденье!

Свекла -Я свекла,и весь тут сказ!

В борщ спешу к вам каждый раз!

Ребенок продавец

Все любят осени дары!

Нет в году щедрей поры!

Соберем мы овощей

Для салатов и для щей!-

Ведущая 1-ый воспитатель

А сейчас веселей

Становись в хоровод!

Оживает на глазах

Наш веселый огород!

Игра-хоровод «Соберем урожай! »

С. Насауленко (с. 20 «Колокольчик» № 23 2001г.)

Дети садятся на стульчики

2-ой воспитатель

А мы ярмарку продолжаем и родителей на веселую игру приглашаем!

Дидактическая игра «Узнай на вкус»(овощи и фрукты) .

Ведущая 1-ый воспитатель

А сейчас отгадайте мою загадку.

Без нее в деревне скучно,

Вместе с ней поют частушки,

Пляшут Маша и Антошка

Под веселую… гармошку.

Громко музыка играет

Танцевать всех приглашает!

2-ой воспитатель

Девочки, подойдите, что вы хотите купить на нашей ярмарке? (выходят девочки)

Вам цветочки иль веночки?

Девочки все вместе

Нам красивые платочки!

Исполняют танец «Калинка» р. н. м. (в руках у девочек платочки)

Ведущая 1-ый воспитатель

Саша, что ты выбрал на нашей ярмарке?

Ребёнок

Расписные наши ложки

Веселее чем гармошки,

Как начнем на них играть,

Так и хочется плясать.

Берет ложки, раздает подгруппе детей.

Ведущая 1-ый воспитатель

Добрыня, а ты, …. что хочешь купить?

Ребенок — Колокольчик мой звенит,

Всех гостей он веселит.

Колокольный перезвон –

Очень задушевный он.

Ребенок — Бубен звонкий, озорной,

Ты звени, стучи и пой,

Заиграй-ка веселей,

Всех развесели детей.

Игра на муз. инструментах (шумовой оркестр)

Ведущая 1-ый воспитатель

Молодцы ребята! Ну,а теперь предлагаю поиграть.

Давайте разделимся на две команды. «Сад», И «Огород»

Дети по одному бегут к корзинке, в которой вместе лежат фрукты и овощи. Каждый ребенок берет фрукт или овощ(в зависимости от принадлежности к команде) и приносит в свою корзину, стоящую рядом с командой.

2-ой воспитатель

Пока наши команды отдыхают,

Я хочу нашим родителям загадать загадку.

У носатого у Фоки,

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит,

И как зеркало блестит (Самовар) .

— Правильно. Самовар – самый желанный гость в каждом доме.

А вы знаете, чем заканчиваются все праздники на Руси?

Исполняют «Чайные частушки»

Родители (или ведущая)

А вот вам и угощение!

Уж вы пели и плясали

Да трудились, как могли,

И за это вам, ребята

Испекли мы пироги!

Пироги из печи

И румяны, горячи!

Ведущая — На этом наш праздник подошел к концу!

А теперь, ребята

Пора чай с пирогами пить!

И пусть все знают.

Как счастлив тот, кто в нашей стране живет!

Как на ярмарке осенней,

Было целый день веселье,

Мы играли и плясали.

Все товары распродали.

А теперь пришла пора,

Расставаться ребятня.

Вместе:

До новой осени, друзья!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида № 24 « Колобок»

Сценарий фольклорного праздника

«Осенняя ярмарка»

(подготовительная группа)

Подготовила и провела

Муз. руководитель Курачёва. М.А

г. Дмитров 2013 г

Цель: Приобщать детей к русским традициям и культуре. Закрепить собирательный образ осенних праздников, названия месяцев; обрядовые действия. Формировать бережное отношение к природе.

Ход праздника:

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы! Приглашаем всех на ярмарку веселую! Собирайтесь сюда, гости желанные! Начинается веселое представление с играми, потехами, с хороводами и песнями. Всем ли места хватило, все ли расселись? Тогда представление начинается, ярмарка открывается! А какая же ярмарка да без скоморохов?!

1-й скоморох. (дети)

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

2-й скоморох.

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

1-й скоморох.

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается -

Наша ярмарка открывается!

(Выходят дети, танцуют русс. нар танец)

Издавна на Руси ярмарка была самым главным и веселым праздником, и она проходила всегда Осенью. Ребята, скажите, пожалуйста, почему ярмарка проходила осенью?

Дети: Потому что осень бывают много урожая.

Ведущая: Давайте вспомним с вами народные осенние приметы, пословицы и поговорки про осень.

1. Дым стелиться - к непогоде.

2. Гром в сентябре – к теплой осени.

3. Осенью тихая вода – будет хорошая зима

4 Комары в октябре – быть мягкой зиме

7. Весна дает цветы, а осень — плоды.

8. Осень — запасиха, зима — подбериха.

9.Осенью и воробей богат.

10. Цыплят по осени считают.

Ведущая:А чтобы осеннюю ярмарку начать. Нужно осень нам позвать.

Осень, осень в гости просим! (ребята, повторяем…)

(Под музыку входит Осень)

Осень: Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам, чтобы в последний раз в этом году услышать о себе замечательные стихи и песни и порадовать вас своими сюрпризами. Кто смелее? Выходите! Обо мне всем расскажите.

Волшебница Осень

К нам в гости пришла.

Чудесные краски она принесла.

Лишь только взмахнула

Невидимой кистью,

И вмиг разноцветными

Стали все листья!

Здравствуй, осень золотая!

Голубая неба высь!

Листья жёлтые, слетая,

На дорожку улеглись.

Сад раскрасился цветами

Астр, пионов, георгин

А вверху огнём пылают

Гроздья красные рябин

Осенние листья на солнце горят,

О лете ушедшем они говорят.

И дождик струится, по листьям скользя,

К зеленому лету вернуться нельзя.

И вот журавли потянулись на юг,

Немножечко грустно становится вдруг.

Но сколько, же осень несет красоты!

Как радуют поздние эти цветы:

Прекрасные астры и кисти рябины,

Кусты хризантемы и гроздья калины.

Одарила гостья - Осень,

Урожаями плодов,

Моросящими дождями,

Кузовком лесных грибов.

Так давайте славить Осень

Песней пляской и игрой,

Будут радостными встречи

Осень, это праздник твой.

Песня « Осень милая шурши»

У меня есть три месяца, кто знает какие?

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Все три месяца не похожи друг на друга.

Сентябрь – это рябинник, самый красивый месяц.

А про октябрь говорят так: «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой».

А в ноябре на Руси проводились ярмарки!

Осень посмотри, ты как раз попала к нам на праздник. Богатая у нас ярмарка, сколько товара разного. И чего здесь только нет:

И ложки - поварешки,

И красные сапожки.

И сладкие петушки,

И яркие кушаки!

И еще, и еще много - много чего!

Торговцы лавки отпирают

Люд крещеный зазывают

Песня «Ярмарка»

Выход коробейников

Песня коробейников « Эх, полным полна моя коробочка»

1-й Коробейник Ярмарка!

2-й Коробейник Ярмарка!

О б а: Удалая ярмарка!

1-й Коробейник

Что душа твоя желает -

Всё на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

2-й Коробейник

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

А ну, честной народ,

Подходи смелей,

Покупай товар, не робей!

Ребята, не зевайте,

Кто что хочет покупайте!

Не ходите никуда, подходите все сюда!

Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!

Гляди не моргай, рот не разевай!

Ворон не считай, товар покупай!

Вот товары хороши! Что угодно для души!

Покупатель:

Хочу купить я овощей,

И для супа и для щей.

Продавец:

Вот морковка, вот лучок, есть капуста, кабачок,

А картошка – хлеб второй, это знаем мы с тобой.

Посмотрите, с огорода заготовила природа

Массу вкусных овощей для супов и для борщей!

Покупатель:

Урожай так богат,

Что мне взять на салат?

Продавец:

У меня есть помидоры,

Огурцы свои, чеснок!.

Я хотела на обед приготовить

Продавец:

У меня есть свекла,

И картошки полведра!

Продавец:

А вот яблоки румяные,

На варенье, на компот!

Половина – сахар.

Половина – мёд!

Покупатель:

Что за яблоки у вас?

Продавец:

Объеденье, просто класс!

Продавец:

Эй, народ, подходи,

Да капусту бери.

Кочаны белые, да крепкие!

Без капусты щи не густы!

Для начинки овощей,

Покупатель не жалей.

Ты капусточки купи,

Знатны будут пироги!

Ни один род без капусты не проживёт!

Осень: Правильно! Так в народе и говорили! «Ни один род без капусты не проживёт!» На руси даже в честь капусты устраивали праздник. Праздновали его в октябре и назывался он «Капустник».В этот день славили капусту, пели песни, водили хороводы и устраивали забавы.

Давайте и мы будем хоровод водить, да капусточку хвалить!

Игра-хоровод «Вейся капустка»

Продавец:

А вот сколько ленточек разных

Для девушек прекрасных!

Ну-ка, красавицы, подходите

На товар наш поглядите

Поторгуемся девчата?

Может, что приобретем

Поторгуемся конечно,

Заодно для всех споём!

Частушки(исполняют девочки)

Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно!

Пропоём мы вам частушки – будет замечательно!

Сколько раз я зарекалась под гармошку песни петь.

Как гармошка заиграет, не могу я усидеть!

Я девчонка боевая, всюду буду на виду –

Уродилась я такая, что нигде не пропаду!

Щеки свеклой натирали девки на гуляние.

Это нужно мне едва ли, я и так румяная!

Я плясала в три ноги, потеряла сапоги!

Оглянулася назад – сапоги мои лежат!

На столе стоит стакан, а в стакане тесто,

Мама с папой, до свиданья, я уже невеста!

У меня на сарафане косолапы петухи,

Я сама не косолапа, косолапы женихи!

Девки, пойте, девки, пойте, веселитесь от души!

Хороши частушки наши и мы тоже хороши!

Продавец:

Подходите, примеряйте наши ленты и платки

Время даром не теряйте, доставайте кошельки!

Ох, торговцы-зазывалы, больно цены высоки!

Покупатель тут бывалый, тут народ не дураки.

Продавец:

Не торгуйтеся, мамаша, ваша дочка не плоха!

Разоденьте вашу Машу - вмиг найдёте жениха!

Ничего себе обнова, ничего хорошего!

Это платье уж не ново, это платье ношено!

Продовец:

Вы бы лучше не скупились, грош – не лошадь со двора.

Мы же так к вам торопились, вон в лаптях уже дыра!

Коль торговцы сбавят цену, иль дадут с отсрочкою,

Я кольцо себе надену, да ещё с цепочкою!

Ой, платок узором вышит! Милый купишь мне такой?

Притворился, что не слышит, притворился, что глухой!

Вот игрушки для души

Ох, матрешки хороши.

Продавец:

А поставишь ты их в ряд –

Запоют все вместе в лад.

Эй, матрешки, выходите,

Друг на друга поглядите,

Гостям нашим поклонитесь,

И немного покружитесь.

Танец « Мы матрёшки»

Покупатель:

А это что за ложки забавные?

Продавец:

Да это инструменты деревянные!

Ждет задорной музыки русская душа,

До чего же ярмарка эта хороша!

Продавец:

Ложечки берите, да вперед выходите!

Наши ложки знает целый мир.

Наши ложки – самый лучший сувенир,

Хохломские, Псковские,

Тульские, Загорские,

Вятские, Смоленские –

Ложки деревенские.

(Мальчики играют на ложках)

Продавцы:

Хороши, ложкари! Ох, сыграли то души!

Приготовили забаву

А ну, смельчаки, выходите! Свою ловкость покажите! Кто больше раз на двух ногах попрыгает, тому и товар любой на выбор!

Дети играют в игру «Прыжки через канат».

Звучит веселая русская мелодия, ведущие крутят канат и дают детям различные задания: прыгать парами, вприсядку, втроем, боком и прочие.

Выход цыган

Осень. Ребята, а что это у вас тут такое стоит? Что-то я раньше здесь это не видела.

Дети. Это балаган.

Осень. Да, в старину он всегда стоял на ярмарке и всегда там находился…

(Выскакивает кукла — Петрушка.)

Петрушка:

Здравствуйте, народ честной (кланяется)

Поздоровайтесь со мной (дети здороваются)

Ну – ка, дайте мне ответ.

Вам со мною скучно?

Дети: Нет!

Петрушка:

Так шепните мне на ушко,

Как зовут меня?

Дети: Петрушка!

Петрушка:

Ну, как поживаете, хорошо ли пляшете, играете?

А я принёс вам новостей из всех областей!

Осень: Это, каких же?

Петрушка:

А вот каких!

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из подворотни лают ворота!

Лошадь ела кашу, а мужик овёс!

Лошадь села в сани, а мужик повёз!

Иван - болван, оседлала петуха!

Петух заржал, на базар побежал!

Осень: Вот так новости!

Петрушка:

А у меня и другие есть

Сел сверчок на шесток, таракан в уголок,

Сели-посидели, песенки запели!

Осень: Ну и ну!

Петрушка:

Услыхали ложки, вытянули ножки,

Услыхали калачи - попрыгали с печи,

Да давай подпевать, подпевать да танцевать!

Осень: А, как?

Петрушка:

Эдак, эдак, да вот так!

Эдак, эдак, да вот так!

Вот и песенки конец, а кто слушал –молодец!

Осень: Да уж, хороша песенка! Ты чего пришёл-то, опять хулиганить?

Петрушка. А я пришел посмотреть, что у нас в этом году есть интересного на ярмарке.

(Ведущий показывает на прилавки)

Ведущий. Посмотри, Петрушка, какой урожай нам Осень принесла.

Петрушка. А я тоже не с пустыми руками пришел, я ребятам загадки принес. Сейчас я вас проверю-загадки загадаю про товары, что на ярмарку попали!

Всех круглее и краснее.

Он в салате всех вкуснее,

И ребята с давних пор

Очень любят... (помидор).

Он совсем-совсем зеленый

И овальный, удлиненный.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадались? Молодцы!

Ну, конечно... (огурцы)

Оранжевый спрятан корешок

Сверху виден лишь вершок.

А подцепишь ловко –

И в руках...(морковка)

Лето целое старалась —

Одевалась, одевалась...

А как осень подошла,

Нам одежки отдала.

Сотню одежонок

Сложим мы в бочонок.

(Капуста)

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять.(Картошка)

Сам, как свинка, хвост-крючок!

Что за овощ? (Кабачок)

Это что за чудеса?

На траве лежит звезда!

Может, это дивный сон?

Нет, ведь это…

(Патиссон)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? (Репка)

Дом зеленый тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки. (Горох)

Отгадали все загадки, уважили Петрушку! А кто это к нам явился, такой важный и серьезный?

Появляется еще одна кукла – купец.

Купец: Я купец – в торговых делах удалец.

Петрушка: А зачем Вы на ярмарку пришли?

Купец: Торговать!

Петрушка: Воровать?

Купец: Да не воровать, а торговать!

Петрушка: А, пировать! Ну тогда я с вами пойду!

Купец: Ладно, пировать так пировать. А у тебя деньги пировать есть? Надо иметь двести рублей.

Петрушка: Пять гвоздей? Сейчас принесу.

Купец: Да не гвоздей, а рублей.

Петрушка: Да не гонял я голубей!

Купец: Да не смеши, Петрушка, людей!

Петрушка. Просишь меня – побей? С удовольствием!

(Петрушка бьет купца и приговаривает:

Пей, купец, чай,

Головой не качай.

Над деньгами не трясись,

А с Петрушкою делись.

Чего только на ярмарке не бывает,

Во что только народ не играет.

Шутки, прибаутки, смех и веселье!

Приглашаю всех кататься на карусели!

Игра « Карусель»

Петрушка:Мало мест на карусели.

Все хотели, да не сели.

Тут и ярмарке конец,

А кто слушал-молодец!

Надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу

Но пока вы слушали, огурцы на огороде зайцы скушали!

Коль не вышло с огурцами, угощу вас леденцами!

(петрушка угощает леденцами)

Петрушка. Всем гостям мое почтенье! До следующего представленья!

Скоморохи:

Как на ярмарке осенней,

Было целый день веселье,

Мы играли и плясали.

Все товары распродали.

Побывали мы на ярмарке осенней,

Посмотрели, сколь бывает там веселья.

Вам понравилось? Тогда,

Приходите чаще к нам,

Очень рады будем вам!

Сценарий праздника для детей старшей группы

Цель праздника:

Расширять кругозор детей о традициях, обычаях татарского народа, знакомить детей с татарским народным праздником «Сөмбелә» (Праздник урожая);

Воспитывать любовь и уважение к татарскому языку и татарской культуре;

Развивать творческие способности детей в создании художественного образа, используя игровые и танцевальные импровизации.

Ход праздника

Ведущий: Ни арада жәй үтте,

Матур көз килеп җитте.

Шатлык тулы бу бәйрәмне

Балалар куптән көтте.

Здравствуйте, ребята и гости нашего праздника!

Кадерле балалар, кунаклар! Исәнмесез!

Без бүген сезнен белән бергәләшеп “Сөмбелә”бөйрәмен үткәрергә җыелдык!

Мы сегодня собрались на праздник Сөмбелә - праздник урожая. Его отмечают в день осеннего равноденствия, когда день и ночь уравниваются. В давние времена, когда урожай был убран, осенняя посевная закончена - люди устраивали этот праздник. Хозяйкой праздника была девушка по имени Сөмбелә. Ее выбирали из числа красивых, озорных,острых на язык девушек, переодевали в Сөмбелю, выводили на площадь и там задавали ей вопросы. Например, «топор или шило?». Если она скажет «топор», то полагали, что осень будет холодная - лед можно будет разбивать только топором. Если ответ был «шило», то ожидалось, что осень будет относительно теплой - лед можно будет разбить и шилом. К её словам прислушивались даже старики и аплодировали со словами «юравың юш булсын», т. е. пусть твое гадание осуществится. Сөмбелә должна была иметь светло-желтые волосы, потому что она символизировала осень, колосья.

Давайте и мы с вами отметим этот праздник в нашем уютном зале и позовем на наш праздник Сөмбелю. (стук в дверь ) Ой, а кто же это стучится в нашу дверь? (Влетает птица с письмом, отдает его ведущему. )

Давайте, ребята прочитаем письмо:

”Праздник ваш никогда не начнется, и Сөмбелә к вам не вернется!

Скучно мне в лесу одному, к вам ее я не пущу!

Вам спешу передать привет! Думали-меня уж нет?

Шурале еще живой! Что?! Не справились со мной?”

Ребята, что же нам делать?

Ведь праздник без Сөмбели не начать,

кого на помощь нам позвать?

К ведущей подбегает мальчик Батыр.

Не переживайте!

Шурале я обхитрю,

К вам Сөмбелю приведу!

И помогут мне друзья

Только медлить мне нельзя!

Ведущий: Спасибо тебе, Батыр! Отправляйся в путь дорогу. Удачи тебе. Будут трудности, зови друзей и они тебе обязательно помогут.

(Батыр идет по воображаемому лесу и читает стихи «Яфрак бәйрәме” Ләбиба Лерона.)

Сары, сары, сап-сары

Агачның яфраклары.

Җил исә, ява яфрак -

Көзнең матур чаклары.

Оча яфрак, уйный яфрак,

Һаваларда әйләнеп.

Бүген, бүген, бүген, бүген

Яфракларның бәйрәме!

Дети исполняют песню «Алтын көз» (муз. А. Батыршина, сл. З. Нури).

Девочки исполняют под лирическую татарскую мелодию танец с листьями. Батыр любуется этим танцем.Вдруг музыка становится тревожной:навстречу Батыру выбегает волк.

Волк :

Сам обед ко мне идет!

Вот сегодня мне везет!

Съем тебя!...

Батыр :

Ты не спеши!

Лучше мне ты помоги!

Шурале знаком тебе?

Сөмбелә у нас в беде!

Держит он ее взаперти,

Мне дорогу не найти!

Волк :

Ладно, ладно, помогу!

За просто так-я не могу!

Должен ты меня развлечь

и стихи мне здесь прочесть!

Батыр :

Здесь помогут мне друзья,

Ну, ребята, выходите!

Волка тут развеселите!

Дети читают стихи.

1. Күрәмсез, дусларым, көз килде тышта;

Озак тормас, килер ак тунлы кыш та.

Китә башлады бездән инде кошлар;

Алар бездән ерак җирләрдә кышлар.

(Габдулла Тукай.)

2. Җилдә назланып оча

Алтын, сары яфраклар.

Сокланмый мөмкин түгел,

Бигрәк матур шул чаклар.

3. Яңгыры явып торсын,

Көннәре суык булсын,

Мин барыбер яратам,

Мин көзләрне яратам.

4. Кояш та сүрән генә

Күзәтә көзге ямьне.

Тезелеп кошлар китә,

Ә шулай да көз ямьле.

5. Көз һаман рәсем ясый

Төрле төсләре белән.

Сөендерә, куандыра

Мул уңышлары белән.

Волк :

Как красиво вы стихи читаете

И татарский язык хорошо знаете!

Сам, рәхмәт” скажу я вам,

Моим новым друзьям!

Ты,Батыр,вперед иди,

Доброго тебе пути!

Батыр :

Рәхмәт, дустым!Приходи к нам на праздник!

Батыр :

Исәнме, бабай! Исәнме!

Давно тебя я не видал!

Уңыш бабай :

Батыр! Исәнме! Хорошо,

Что здесь тебя я повстречал!

Я тут урожай собрал.

Все в корзину побросал.

Непорядок!Знаю я!

Да спина заболела моя,

Поэтому помощь нужна мне твоя.

Не останусь я в долгу,

Тебе подарок подарю!

Батыр :

Уңыш бабай, ты подарков не дари,

лучше Сөмбелю найти помоги.

Знаешь, где живет Шурале?

Уңыш бабай :

Ладно, помогу тебе!

Батыр : Друзья мои, помощники! Давайте поможем дедушке (зовет детей ). Уңыш бабай : Вот-вот посмотрим, что же здесь есть. (Показывает овощи и фрукты. Дети должны назвать фрукт или овощ на татарском языке. ) Так-так, в овощах и фруктах разбираетесь, значит сможете все правильно разложить. (Во время игры звучит татарская мелодия в быстром темпе. )

Игра-аттракцион «Рассортируй овощи и фрукты по корзинам»

Уңыш бабай:

Менә рәхмәт. Помогли.

Ну, Батыр, теперь иди

прямо, прямо по дороге!

Не сворачивай с пути!

Батыр : Рәхмәт. Сау бул, Уңыш бабай.

Батыр : Девочка, ты почему плачешь? И как тебя зовут?

Девочка : Меня зовут Айсылу. Я заблудилась, поэтому и плачу.

Батыр : Не плачь, Айсылу. Это горе, не беда. А пойдем со мной спасать Сөмбелю. Хитрый Шурале спрятал ее о нас, а без нее мы не можем праздник начать. Вдвоем будет веселее.

Айсылу : Пойдем (замечая воображаемые капли дождя ). Ой!

Батыр, безгә артыбыздан

Шыбыр-шыбыр кем дәшә?

Батыр : Кем дә дәшми, көзге яңгыр

Зонтик белән сөйләшә. (Мәрзия Фәйзуллина.)

Под музыку выходят девочки с зонтиками. Один зонтик отдают Батыру и Айсылу, они прячутся под ним.

Исполняется танец с зонтиками под песню «Кулчатыр».

Батыр :

Шүрале! Шүрале!

Тату, дус булыйк әле!

Отпусти Сөмбелю-осень,

Очень, очень тебя просим!

Ха-ха-ха!Ха-ха-ха!

Шул кирәк сезгә!

Айсылу :

Ты же не такой плохой,

В сказке –Шурале другой!

Что захочешь, все проси!

Только Осень отпусти!

Ладно, ладно! Буду добрым я,

Если поиграете со мной, друзья!

Батыр : Я думаю, ребята нам с удовольствием в этом помогут.

Дети исполняют песню «Шүрәле » (З.Хөснияр сүзлөре,З.Гыйбадуллин көе.)

Дети играют с Шурале в игру:

”Син уртада, без кырыйда,

Әйләнәбез, Шүрәле.

Син нишләсең, ни кылансаң,

Шуны эшләргә була. (Шурале показывает различные фигуры, дети повторяют.)

Шурале: Балалар, мин сезгә начарлык иттем, ә сез миңа яхшылык белән җавап кайтардыгыз!

Вы меня развеселили,

И мне очень угодили!

Сюмбелю я вам верну,

У вас прощенья я прошу!

Под музыку выходит Сөмбелә.

Батыр с Айсылу подбегают к Сөмбеле, обнимают ее и ведут в центр зала.

Сөмбелю вы все встречайте,

Праздник дружно начинайте!

Шатлык булып бакчабызны

Гөлгә күмдең, Сөмбелә,

Безнең матур җырыбызга

Син дә кушыл, Сөмбелә!

Дети исполняют песню “Сөмбелә” Г. Зәйнәшева сүзләре, М. Шәмсетдинова көе.

Сөмбелә дип матур исем

Кушты икән кем генә?

Сөмбел гөлдән өзлеп тешкән

Чәчәк кебек Сөмбелә.

Сөмбелә, Сөмбелә,

Сөмбел гөлдән өзлеп төшкән.

Чәчәктер ул,кем белә?

Әткәсенә, әнкәсенә

Ул күз карасы кебек.

Гөл арасында сайраган

Былбыл баласы кебек.

Сөмбелә, Сөмбелә,

Гөл арасында сайраган

Былбылдыр ул,кем белә?

Чәчәк кебек сөйкемле ул,

Былбыл кебек моңлы ул.

Таң аткач та сүнми торган

Йолдыз кебек нурлы ул.

Сөмбелә, Сөмбелә,

Таң аткач та сүнми торган

Йолдызлар ул, кем белә?

Сагынып көткән, зарыгып көткән

Сөмбелә килеп җитте,

Чәчәкле, җиләкле җәйләр

Инде үтте дә китте.

Сөмбелә, Сөмбелә

Бәйрәмебез түрендә,

Алтын чәчле гүзәл кыз ул-

Уңыш кызы Сөмбелә.

Здравствуй Сөмбеля. Мы тебя очень ждали и целый год по тебе скучали.

Сөмбел: Исәнмесез, балалар! Исәнмесез, кунаклар!

Я - Сөмбелә. К вам пришла, праздник осенний вам принесла.

Ребенок :

Исәнме, Көз, алтын көз,

Безне сагынып килдеңме?

Агачларга куакларга

Сары чуклар элдеңме?

Сөмбелә :

Саумы, якын дусларым,

Сезне сагынып килдем мин,

Сезгә матур көннәр дә

Уңыш та китердем мин.

Дети исполняют песню-хоровод Көз җыры ”.

Балалар : Көз, көз, әйт әле?

Кәрзинеңдә ниләр бар?

Сөмбелә . Кәрзинемдә кыярлар,

Помидор һәм алмалар.

Балалар . Көз, көз, әйт әле?

Кәрзинеңдә ниләр бар?

Сөмбелә. Кәрзинемдә яңгырлар,

Җылы, суык көннәр бар.

Балалар . Көз, көз, әйт әле?

Кәрзинеңдә ниләр бар?

Сөмбелә . Кәрзинемдә кызыл, матур

Алтын, матур төсләр бар

Сөмбелә :

Бик матур җырлыйсыз икән, балалар. Хәзер бераз ял итеп алсак та була. Сынап карыйм әле, үзегез турында табышмаклар беләсезме икән? А сейчас я вам загадаю загадки.

1. Җир астында алтын казык,

Без аны алдык казып. (кишер)

2. Үсеп утыра бер чүлмәк,

Өстенә кигән йөз күлмәк. (кәбестә)

3. Үзе йомры-ай түгел,

Төсе сары –май түгел,

Койрыклы-тычкан түгел. (шалкан)

4. Йодрык-йодрык булып үсә

Алма кебек кызарып пешә,

Үзе матур, аны кем әйтер? (помидор)

5. Кечкенә генә сары карт,

Кигән туны биде кат.

Туннарын туныйсың,

Тунаганда елыйсың. (суган)

Балалар, сезнең белән бик күңелле икән. Әйдәгез, уйнап алабыз. Поиграем в музыкально-хороводную игру «Бар матур бакча» («Есть красивый огород».)

Бар матур бакча

Анда үсә кишер (дети идут по кругу)

Менә шундый кишер зур (поднимают руки)

Менә шундый кечкенә (приседают)

Кишер, кишер кил әле

Биеп, биеп кит әле (хлопают)

Игра продолжается со всеми изученными овощами.

Ведущая предлагает детям сесть на стульчики.

Спасибо осени за все её щедроты,

Спасибо хлеборобам за работу –

Трудились на полях они на славу!

Еще богаче стал любимый край.

Скажите, какое главное богатство осени?

Дети: Икмәк, хлеб.

Сөмбелә. Дөрес, балалар. Иң тәмле, иң кирәкле ризык ул – икмәк. Правильно, дети. Самый дорогой подарок осени – хлеб. Не зря в народе говорится «Ипи, төз – якты йөз».

Дети читают стихотворение Р.Миннулина «Икмәк булса»

1. Ипи басуда үсә,

Аннан амбарга күчә.

Аннары мичтә пешә,

Кызарып мичтән төшә.

2. Шуннан килә өстәлгә

Безгә куәт өстәргә.

Ипи булса табында

Булдырам мин барында.

3. Һәркемгә ипи кирәк

Һәркөнне ипи кирәк.

Шуңа күрә игенчене

Хөрмәт итәргә кирәк.

Ведущий : Матур бер җыр тыңлыйсың киләме, Сөмбелә?

“Икмәк кадере” җыры башкарыла. (Ф. Рәхимкулова сүзләре, К. Әһлиуллин көе.)

Сюмбеля: Бик матур җырлар өйрәнгәнсез, балалар, рәхмәт сезгә.

Ипи, өстәлгә килгәнче, никадәр ю л үтә, никадәр хезмәт сорый. Хлеб-всему голова! Икмәк булса, җыр да була, диләр. Җыр булган җирдә оста биюче дә табыла.

Дети исполняют танец с колосьями . (Песня“Чайкала иген кырлары”.)

Ведущая : Спасибо тебе, Сөмбелә, за праздник! Нам очень понравилось! И поэтому мы приготовили для тебя подарок.

Дети выносят поделку, сделанную своими руками. Сөмбелә благодарит за подарок.

Сөмбелә : Күңелле булды кичә

Мичтә бәлешләр пешә,

Хәзер инде ял итик,

Бергәләп чәйләр эчик!

Ведущий : Сау бул, Сембелә!

Яз житкәч, Нәуруз бәйрәмендә сине көтеп калабыз.

Эй,Сөмбелә, Сөмбелә,

Сембеләне кем белә?

Сөмбеләне шулар белә –

Кем эшенә өлгерә.

Мул уңышлы көзге бәйрәм

Хәркемне сөендерә.

Дети возвращаются в группу, где проходит чаепитие вместе с героями праздника.

Список используемой литературы:

1. “Балачак аланы” (“На поляне детства”). Закирова К.В. Хрестоматия для воспитателей детских садов и родителей. Казан: РИЦ, 2011. - 560 б.

2. Закирова К.В.,Мортазина Л.Р” Балачак –уйнап-көлеп үсәр чак.”Балалар бакчасында уеннар.Балалар бакчасы тәрбиячеләре hәм физкультура

инструкторлары өчен методик кулланма. Казан. Редакционно-издательский центр, 2012. – 192 б.

3. Гарафиева Г.З. Сөмбеләне кем белә? Казан, 2003.

4. Шаехова Р. К.Региональная программа дошкольного образования.

Төбәкнең мәктәпкәчә белем бирү программасы. – РИЦ,

2012. – 208 с.

5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

Хусаинова Н.Р.Татарские национально-календарные праздники и игры.

http://www.pandia.ru энциклопедия знаний.

Э. Ризаева. Сценарий татарского праздника «Сюмбеля». http://www.maam.ru/ международный образовательный портал.



Похожие публикации