Мастер-класс « куклы- обереги из бабушкиного сундука» « параскева. Праздник Святой Параскевы Пятницы. Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега Параскевы Пятницы На мастер-классе мы уделим внимание

Вот и наступила поздняя осень. Это сейчас мы можем порукоделить когда хочется. Хотя и в наше время у многих дачи, земельные участки и лето посвящено в большей части им — чтобы вырастить вкусные и экологически чистые овощи-фрукты-ягоды, да заготовить всю эту вкуснятину на долгую зиму.... А приходит осень — и уже ничего от любимого рукоделия не отвлекает.

Вот и в старину именно осенью, когда заканчивались полевые работы, женщины могли больше времени уделять рукоделию. Была на Руси и Святая женская заступница, покровительница рукодельниц — Параскева Пятница. Осенью, 28 октября (10 ноября), есть праздник — день Параскевы Пятницы. На Руси она издревле считается покровительницей женщин и женского труда, целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Ей молились девушки, чтобы выйти замуж по любви и поскорее. Представления о ней — результат наложения культа Святой Параскевы на древний русский культ Макоши (богини Судьбы, плодородия, колдовства и властительницы Дикой природы).

Параскева Пятница — бабья святая, «так как повсюду наши крестьянки считают ее своей заступницей». Она представляется в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами. Высоких и худощавых женщин еще и сейчас иногда называют «долговязая пятница». Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи.
Полагают, что с этого дня должно трепать лен.

В день Параскевы Пятницы женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. А в северных областях России было принято в этот день изготовлять куклу — Параскеву.

Кукла Параскева бывает двух видов. Есть большая кукла, ростом около полутора метров.

Это так называемая общественная кукла. Устанавливалась она обычно на берегу реки. Женщины вешали на неё разные штучки и завязывали поясочки со своими заветными желаниями. Вся увешенная и украшенная, затем она спускалась на воду. Лично мне жалко, но в русских традициях очень многие куклы уничтожались почти сразу после изготовления....

А еще женщины делали маленьких Параскев — помощниц в домашних хлопотах. Такая куколка обязательно должна быть у каждой хозяйки.

Все Параскевы, как общественные, так и индивидуальные, делались на крестовине из веток. Для этого использовались ветки "женских" деревьев, как правило рябины или березы. Ветви нельзя ломать просто так. Нужно обязательно подойти к дереву, обнять его, рассказать зачем нужны ветки, попросить разрешения, а затем аккуратно срезать нужную ветку. И обязательно поблагодарить дерево!

Основы для общественных кукол обычно не делались, их просто втыкали в землю. Для индивидуальных же в качестве основы мог использоваться спил дерева, клубок ниток. А некоторые и вовсе без основы — просто подвешивались за петельку.

Общим и для общественных и для индивидуальных куколок Параскев было наличие на их руках красных и голубых ленточек. Это просьбы о помощи, обращенные и к предкам (красные ленты), и к Богам (голубые ленты). На руках Параскевы часто сидят птицы, что подчеркивает божественный прообраз куклы, которая воплощает собой хозяйку неба, небесную пряху. Птицы, так же как и она, зачастую являются посредниками между реальным и ирреальным миром.

Индивидуальная кукла Параскева является хранительницей мелких предметов рукоделия. На ее руки навешивают ленты, кружева, небольшие орудия женского труда: веретено, наперсток, ножнички, коклюшки и т.д. В платьице куколки втыкают иголочки и булавочки с приговоркой: «Обереги, матушка Параскева, от сглазу-призору».

День недели пятница (в честь покровительницы и помощницы всех женских ремёсел) раньше считался днём отдыха для женщин. Приметы этого дня так же весьма своеобразны:

В пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь в доме конопель.
В пятницу нельзя прясть, а шить можно.

Вот бы и нам иметь такой выходной именно для рукоделия! Тем более, сейчас мало кто прядет, а шить можно!

А теперь предлагаю вам полюбоваться, какие разные и красивые бывают куколки Параскевы. Надеюсь, вам тоже захочется сотворить себе такую помощницу.

Кукла Параскева - берегиня женских рукоделий..Св. мч. Параскева - христианская покровительница женщин и женских ремёсел.
День Параскевы Пятницы отмечали на Руси в ноябре,когда закончены полевые работы и начиналось время пряденья,ткачества,вышивания и т.д... Девушки и женщины в этот день показывали своё рукоделие. В Северных областях изготавливали куклу Параскеву в русском народном костюме. На руки и голову куклы навешивали ленты,кружева,небольшие орудия женского труда: веретено,игольницы,пяльцы,ножницы,коклюшки,напёрстки.

Высота куклы 80 см. Фартук вышила крестом и добавила тесьмы На поясе,рубахе и по подолу юбки-понёве тоже тесьма.

Это куколки-кувадки. Их делали перед родами и развешивали перед входом в помещение,где это происходило (в сенях или в предбаннике).Их роль - отвлечь внимание нечистой силы от роженицы и ребёнка. Потом их вешали над детской колыбелькой с той же целью.

Костюм выполнен по мотивам Воронежского народного костюма,где основные цвета - чёрный и красный. Юбка-понёва всегда чёрного цвета,как олицетворение плодородного воронежского чернозёма.

Птички - игольницы.

Люди, вы - Боги, но вы забыли об этом! Мы живем в эпоху перемен. Это очень и очень непростое время. Меняются ценности, идеалы, измученный народ надеется на лучшее, где-то впереди маячит призрак счастья, а надо всем этим кружит воронье, слетевшееся на запах мертвечины... Смутное время... Такой период наступает в судьбе человечества примерно каждые 2000 лет, когда меняются космические эпохи. Суть этого события в том, что ось Земли в результате так называемого предварения весеннего равноденствия покидает первый градус зодиакального созвездия Рыб и переходит в 30 градус созвездия Водолея. Казалось бы, ну и что? А нам-то что до этого? Но не все так просто. Людям, хоть немного знакомым с астрологией и астрономией, известно, что положение небесных тел влияет на нашу жизнь. Так положение планет в момент рождения человека во многом определяет его характер. Также звезды определяют и характер событий на планете на огромный срок. Эпоха Рыб, начавшаяся в 157 году до н.э. и продлившаяся 2160 лет, принесла, на Землю много горя. Вспомните хотя бы две мировые войны, взгляните на теперешнюю плачевную экологическую ситуацию. А сколько бед досталось на долю нашей родной Земли? Мы, славяне, забыли свою историю, отвергли свою веру, отреклись от своих предков! И это даже не за 2000, а всего за 1000 лет! Мы почти утратили свою сущность, вольную и гордую, жаркопламенную и одновременно нежную. Минуточку, кажется, я слышу недоуменные возгласы? Вы не согласны? Тогда ответьте на парочку простых вопросов. Не мне, разумеется. Себе. Что вы знаете о своем народе, о славянах? Откуда они пришли, как жили? Во что верили и что ведали? Что вы вспомнили в первую очередь? Киевскую Русь, князей, монголо-татарское нашествие? А что было до этого? Горстка раздробленных племен? Дикари, рыскавшие по лесам в поисках пищи? Всего несколько фраз, как штампы врезались в ваше сознание, и вы не можете вспомнить ничего больше... Зато после - бурный расцвет, принятие христианства, золотые купола церквей... Это те знания, которые всем нам даются еще в школе. Многие со временем забывают и эти крупицы. Но вы, русский, украинец, белорус, поляк и - СЛАВЯНИН - загляните себе в душу! Неужели вы верите, что прадеды были дикарями, не знающим письменности, и поклонялись деревянным истуканам? Вы верите, что такими н были предки наших гениальных ученых, писателей, поэтов, художников? Вы верите, что такими были предки Героев Великой Отечественной? Вы верите, что такими были ваши предки? Верите? Тогда ответьте, отчего раздробленные племена дикарей не были захвачены более мощной державой? Разве тому же Риму было так сложно растоптать славян под своей пятой? Но не были захвачены славянские земли. Вы наверняка неоднократно слышали о диком язычестве славян, о человеческих жертвоприношениях. Но где же письменные источники, подтверждающие эти ужасные рассказы? Нет их. Зато документально зафиксирована развитая философская система древних славян, основанная на интереснейшей мифологии, высокая культура и богатейший язык. Вы верите, что с принятием христианства славяне обрели высокие нравственные идеалы и приблизились к Богу? Запертые в пышных храмах, окруженные со всех сторон напускным величием, отдалялись славяне от Природы-матушки, а ведь она суть божественна. А наполовину вырубленные священные рощи затихли, уснули. Не слышно теперь шепота трав и камней, голосов духов... Выжившие в крещенном огнем мире (а ведь при крещении "просветителями" было уничтожено более двух третей населения! Вы не знали?) стали «Иванами, родства не помнящими». Славные предки стали для потомков «погаными язычниками», родные боги - нечистою силой. Богатейшая народная мудрость вдруг иссякла и была заменена переводной, церковной литературой. Немногие отечественные книжники в унисон с византийскими поучали людей жить по новым рабским законам. Наш язык потерял красивейшие слова, а среди них и имена - Светолика, Ладомила, Пересвет - эти чудные, сотворенные нашей живой славянской душою имена заменялись греческими, иудейскими... Но не до конца была уничтожена старая вера. Не так-то легко уничтожить то, чем тысячелетиями жила душа народа. Отголоски древних верований смешивались с наступающим христианским учением, отчасти изменяя его. Этому также способствовали и сами крестители, для более прочного внедрения новой религии приурочивая даты, новых праздников к языческим, подменяя древних богов христианскими святыми. Читатель, верите ли вы в домовых и леших? Колядовали ли вы в детстве? А любили ли вы сказки? (А может быть, любите до сих пор?) Не «импортные», а наши. Это вера, сила и дух наших предков, накопленные тысячелетиями, пережившие ужасные гонения, незаслуженно позабытые, но все также для нас родные. Мы позабыли о многом... о том, что мир - живой, а Природа - божественна... Ищем что-то в книгах, не осознавая, что истина вне их... она ведь витает в воздухе! Не в затхлом, полном грязи, мертвом городском, а в том, что каждый из нас вдыхает с наслаждением, выехав за черту города... Только так обретаем душевную гармонию и только так познаем истину... Истину, что приходит к нам не через веру... Вера слепа... Но ведет нас к истине Веданье - знание, основанное на силе Разума и Духа, на умении мыслить самостоятельно. Задумайтесь о древней народной поговорке - блажен, кто верует, а силен, кто ведает. Забыли и о том, что мы - потомки богов, наконец! Вспомним же забытое! Эпоха Рыб, эпоха лжи и обмана, иллюзий и заблуждений, сна и дурмана уходит, и теперь мы вступили в новую эпоху Водолея, эпоху духовного возрождения человечества. Ветер перемен развеял многие преграды на нашем пути, но завершить начатое должны мы. Древнее наследие наших пращуров, скрытое от нас завесой иллюзий, готово возродиться. Но возможно это только тогда, когда мы откроем глаза и, пробудившись от тысячелетнего сна, будем готовы вновь разжечь в своих сердцах древний живительный огонь, пылавший в сердцах наших предков. Славяне, братья и сестры! В ваших глазах синь неба над просторами Руси, в ваших сердцах пламя Солнца, в ваших жилах кровь тысяч поколений славных предков. Наше время настало! Встаньте, выпрямитесь во весь рост и скажите гордо: «Я - славянин! Я славянка!» Почувствуйте, как ваш голос сливается с миллионами голосов ваших собратьев, почувствуйте, как восстанавливается связь поколений! Собрав наши силы воедино, мы вернем все на круги своя. И пусть помогут нам в этом наши РОДНЫЕ БОГИ!

Антонина Николаевна Лысенко

На нашем сайте, и не только, я видела очень много мастер -классов по изготовлению кукол, с удовольствием ставила «ГОЛОС» и писала комментарии, но желания сделать самой не возникало. Однажды я приняла участие в краевом конкурсе «Забытая старина» и сшила текстильную игровую куклу , но и только! Но вдруг, неожиданно для себя самой, очень сильно захотелось смастерить свою личную куколку Параскеву Пятницу – покровительницу женщин и женского труда, целительницу душевных и телесных недугов, хранительницу семейного благополучия и счастья.

В русских традициях очень многие куклы уничтожались почти сразу после изготовления. Спускалась на воду и Параскева Пятница . Но моя Параскева всегда будет стоять на моем рабочем столе, радовать мой взор и помогать мне. Я почему-то абсолютно в этом уверена! Перед изготовлением куклы я обозначила для себя несколько обязательных и желательных условий :

1. Основой будут срезанные веточки с дерева с женским названием.

2. На голове у нее будут очельник и платок.

3. Стоять она будет на клубочке из шерстяных ниток.

4. Обязательно на руки куклы будут навязаны ленточки.

5. Постараюсь как можно больше использовать два традиционных для этой куклы цвета : красный – для общения с предками, и синий – для обращения к высшим силам.

6. У нее в руках обязательно будет веретено и клубочек шерстяных ниток.

А остальное – полная фантазия по ходу изготовления. И, наконец-то, настал долгожданный момент – все на столе- я готова! Не знаю какой она получится, но я уже ее обожаю!

Мастер-класс «Кукла Параскева Пятница » :

Мне понадобилось : две веточки от дерева Вишня, клубок шерсти, белая х/б ткань, синяя и красная ткань, клеевой пистолет, нитки, игла, ножницы, ленты и тесьма различных цветов и фактуры, вата, шерстяные ниточки красного и зеленого цвета, бусинки, стразы, пайетки, бисер, фетр зеленого цвета, булавочки, ключик, веретено, катушка с нитками, пуговицы, наперсток, карандаш красного цвета, кусочек белой офисной бумаги, две зубочистки, акриловая краска, бесцветный лак.

1. Две вишневые веточки соединила между собой нитью; обернула все белой х/б тканью; сделала из ткани и ваты голову, прикрепила с помощью ниток и все это вставила в клубочек и закрепила горячим клеем на подставке. Заготовка готова :

2. Из белой ткани и тесьмы сшила рубаху и нижнюю юбку. Одела на куклу , закрепив на талии нитью, а у запястья тесьмой :



3. Из ткани синего цвета и тесьмы сшила верхнюю юбку и закрепила на талии с помощью пояска из такой же ткани :



4. Смастерила очельник и платок , закрепила на голову. Затем приступила к изготовлению вещичек, необходимых быть у моей Параскевы Пятницы : кошелечек с монеткой, ключ, две булавочки, мешочек с лекарственной травой ромашкой :


Катушка с нитью и иглой, пуговицы, наперсток :


Веретено : сделала из остова кисточки с помощью ножа, наждачной бумаги, красной краски и лака;карандаш и сверток бумаги; клубочек со спицами : спицы из зубочисток и покрашены серебряной акриловой краской :


5. Все это повесила на руки, на поясок. Булавочки пристегнула на подол юбочки и, конечно же, не удержалась – украсила подол нижней юбочки такими любимыми мною стразами. Затем привязала на запястья атласные ленточки и повесила на шею бусы :






Ну вот, теперь у меня есть личная худая и высокая женщина Параскева Пятница , ростом 32 сантиметра, которая стоит на журнальном столике, за котором я и делаю все свои скромные поделки :

Огромное спасибо всем за визит на мою страничку! Не оставайтесь равнодушными – мне очень важно Ваше мнение и советы!

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики

«Шумерлинский политехнический техникум»

Министерство образования и молодёжной политики

Чувашской Республики

Утверждаю:

зам. директора по УВР

Осипова А.М.

« »___________ 2016 г.

Занятие кружка «Рукоделие» на тему:

Народная обрядовая кукла - Параскева Пятница

Дата проведения: 27.10.2016

Разработала: Кочеткова О.В. –

воспитатель общежития

г. Шумерля, 2016г.

Тема программы: «Рукоделие»

Тема проекта: «Неигрушечный мир – игрушечной куклы»

Тема занятия кружка: «Народная обрядовая кукла - Параскева Пятница».

Цели занятия кружка:

Образовательная:

Познакомить с историей традиционного русского праздника Параскева Пятница.

Научить технологии изготовления обрядовой куклы Параскевы Пятницы.

Воспитательная:

Формировать любовь к русской культуре, традициям через изучение истории народного праздника.

Воспитывать интерес к забытым видам декоративно-прикладного искусства.

Развивающая:

Развивать стремление к самостоятельному творчеству, зрительную память, эстетический вкус, навыки работы с кусочками ткани и другим подручным материалом.

Тип занятие кружка: комбинированный:

Методы обучения:

- словесный

Наглядно-демонстративный

Практический

Интерактивный

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Групповой

Ключевые компетенции:

Готовность к саморазвитию

Речевая, мыслительная компетенции

Умения рефлексировать на собственную интеллектуальную деятельность, делать объективные выводы

Материалы и инструменты: кусочки различных тканей, тесьма, кружева, нитки, ножницы, деревянные палочки.

Наглядность : презентация «Народная обрядовая кукла – Параскева Пятница», образец куклы, инструкция по технике безопасности при работе с ножницами, заготовка из палочек связанных крест-накрест.

Литература

    Берестенёва Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М.: Издательство «Белый город».

    Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и обычаи. Народная кукла. - СПб.: Паритет, 2005.

    Сайт http ://linda 6035.ucoz .ru /

Вводная часть

Организационный

момент

Мотивация обучающихся,

Сообщение темы, цели и задач занятия

5 мин.

Приветствие, проверка готовности обучающихся к занятию

Вступительное слово педагога.

Интерес к занятию

Основная часть:

Сообщения информации об истории традиционного русского праздника и обрядовой народной куклы;

Практическая деятельност ь

30 мин

Рассказ

Демонстрация приёмов работы изготовления куклы Параскевы Пятницы.

Выступление обучающихся;

Выполнение практического задания

Представление своих работ

Формирование речевой, мыслительной компетенции,

умения работать в группе, художественного вкуса, творческих способностей, воображения

Заключительная часть

Представление работ

Рефлексия

5 мин

Проверка выполненного задания и оценка деятельности обучающихся

Оценка своей деятельности на занятии

Формирование умений рефлексировать на собственную интеллектуальную и трудовую деятельность, делать объективные выводы

Структура занятия.

План занятия кружка

I Организационная часть

Здравствуйте, ребята и уважаемые эксперты. Я очень рада вас видеть на занятии кружка «Рукоделие».

Наше занятие мне хотелось бы начать с музыкальной паузы. (мелодия из сказки «Финист ясный сокол» Родина ясноглазая)

Родина – это отечество, отчизна, страна, в которой человек родился. Это наша история, культура, обычаи и традиции.

Деревенский быт наших предков – это тоже часть нашей истории и культуры, хотя современному человеку очень трудно представить быт наших предков.

Он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. Но, тем не менее, разгульные деревенские праздники, приуроченные к церковным датам и сельскохозяйственным работам, были красочными и яркими, сопровождались многообразной символикой.

Крестьяне создавали легенды, образы и символы святых, наделяли их доступными для понимания простого человека качествами. Поэтому не последнее место в праздничной символике принадлежало традиционным обрядовым куклам. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда.

Обряды, проводимые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.

Символика многих праздничных обрядов со временем утрачивалась. Многие обряды соблюдаются по традиции, дошедшей до нас в пересказах бабушек внукам.

То, что мы сегодня знаем о традиционных русских праздниках, во многом является исторической памятью народа.

Девочки, а какие традиционные русские праздники с применением обрядовых кукол вы знаете?

10 ноября с незапамятных времён наши предки отмечают праздник Святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницею. Эту Святую чествуют, как покровительницу семьи, брака и всех женских ремесел. Она приравнивается к христианской Богородице.

Сегодня я вам предлагаю познакомиться с этим праздником и изготовить обрядовую куклу Параскеву, к оторая является неотъемлемой его частью.

Техника изготовления куклы Параскевы очень экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Вы научитесь из разнообразных кусочков ткани, ниток создавать хорошие сувениры и подарки, которые сможете подарить своим близким и знакомым к празднику Святой Параскевы Пятницы.

Основная часть

А сейчас давайте окунёмся в удивительный мир русской культуры!

О празднике нам расскажут Тишкина Виктория и Кожевникова Елизавета. История праздника

Вика: На Руси Святая Параскева Пятница особо почиталась женщинами. Ее так и называли - "Бабья Святая". Накануне праздника пекли обрядовый хлеб и угощали им соседей. Угощение доставалось и домашним животным. Дома украшали цветными лентами. А женщины в этот день приходили в храм, икону Святой Параскевы украшали вышитыми полотенцами, лентами, цветами, душистыми травами. День недели Пятница в честь покровительницы и помощницы всех женских ремёсел считался днём отдыха для женщин.

Лиза: В этот день было принято изготовлять куклу – Параскеву.

В доме, где собирались на посиделки, ставили куклу Параскеву в рост человека высотой 1,5 метра. Кукла эта была одна на всех. Представляла она собой крестец, две палки, связанные крестом. Одна, основание, обматывалась белой тканью. Вместо головы мог быть глиняный горшок. А могла быть и голова, сделанная из узла, набитого ветошью. На голову надевали головной убор - сборник и кичку. Одевали куклу в русский народный женский костюм. На руки куклы девушки и женщины навешивали пояса, ленты, кружева, небольшие орудия женского труда: веретено, наперсток, ножнички, коклюшки, подушечку с иголками и т.д.

Вкладывали в куклу свои "тексты" и заветные желания, обращенные и к предкам (красные ленты), и к Богам (голубые ленты).

В традиционной русской культуре значимость образа Параскевы Пятницы была соразмерна с христианской Богородицей.

Спасибо, Вика и Лиза за интересную информацию.

А сейчас девушки, приступаем к изготовлению куклы Параскевы Пятницы.

Практикум. Работаем в парах.

Для работы нам понадобятся:

Заготовки из палочек связанных крест- накрест, называемые «крестецом»;

Кусочки ткани разных цветов;

Ленточки, кружева, тесёмочки;

Шерстяные и простые нитки;

Ножницы.

При работе с ножницами необходимо соблюдать Технику безопасности:

    При работе внимательно следите за направлением резания.

    Не держите ножницы лезвием вверх.

    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

    Не режьте ножницами на ходу.

    Не подходите к товарищу во время работы.

    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

    Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Практическая часть

1. Берём нашу заготовку - «крестец», т.е. две палочки связанные нитками крест- на-крест. На верхнюю часть ложем вату и накрываем белым лоскутком. Формируем складочки так, чтобы лицо у куклы получилось без складок. Ткань закрепляем белой ниткой по линии шеи.


2. На куклу надеваем рубашку. Что мы делаем? Два одинаковой длины прямоугольных кусочка ткани вешаем с обеих сторон на ручки куклы, при этом боковые срезы подворачиваем. У нас получилась импровизированная нательная рубашка. Её закрепляем ниткой вокруг туловища, формируя линию талии.

А сейчас мы с вами побудим в роли кутюрье. Нарядим нашу Параскевушку в наряд.

Каждый на свой вкус выберет кусочки ткани для юбочек, для фартучков и платочков. А так же вам пригодятся ленточки для поясков и разноцветные нитки для украшения куклы.

Всё это находится на моем столе, к нему по очереди подходит каждая пара и выбирает нужные вам материал для работы.

3. Для формирования юбочки берём небольшой прямоугольный лоскуток, обёртываем им талию, присбориваем ткань, закрепляем ниткой юбку вокруг туловища.

4. Затем повязываем фартучек или поясок, скрывая не ровный край юбочки.

5. Следующий шаг. Повязываем на голову куклы первый платок, называемый «повойник», а потом покрываем вторым нарядным платком.

6. И последний шаг. На ручки вешаем разноцветные ниточки, ленточки, кружева. Так же можно на руки кукле повесить пуговицы, булавочки, импровизированные ножницы, игольницы.

Рефлексия

Молодцы девочки, хорошо потрудились! Покажите друг другу своих красавиц.

А сейчас давайте мы все встанем в круг, возьмемся за руки и каждый выскажем свое мнение о нашем занятии:

Как вы его оцениваете?

Что нового вы узнали на занятии?

Заинтересовала ли вас данная тема?

Будете ли вы в дальнейшем делать кукол?

И ещё мне хотелось бы знать, как вы распорядитесь своей куклой, оставите у себя или подарите кому-либо?

Обучающиеся высказывают свое мнение о проведённом занятии.

Спасибо, за интересные высказывания, за творчески выполненные вами работы. Мне бы очень хотелось, чтобы вы и в дальнейшем интересовались историей и культурой нашей Родины, ведь знание основ своей национальной культуры, родного языка и традиций, обычаев и обрядов своего народа способствует сохранению целостности нашей страны, нашей России.

В заключение нашего мероприятия я предлагаю вам сделать общее фото с нашими куклами Параскевушками.

Общее фото с куклами

Самоанализ занятия кружка «Рукоделие»

на тему «Народная обрядовая кукла - Параскева Пятница».

В рамках программы кружка «Рукоделие» и плана реализации проекта «Неигрушечный мир – игрушечной куклы» мною проведено занятие на тему «Народная обрядовая кукла - Параскева Пятница» по изучению технологии изготовления обрядовой куклы Параскевы Пятницы.

Исходя из типа (изучения нового материала) и вида (комбинированный-практический) занятия, сформулирована цель и продумана, на мой взгляд, наиболее рациональная структура занятия, для освоения нового материала отведено достаточно времени.

Цель занятия:

Ознакомить с историей традиционного русского праздника.

Научить технологии изготовления обрядовой куклы Параскевы Пятницы

Задачи:

Подготовить презентацию о традиционном русском празднике Параскева Пятница;

Научить приёмам работы с кусочками ткани и другими подручными материалами;

Развивать художественный вкус, творческие способности, воображение;

Воспитывать интерес к забытому виду декоративно–прикладного искусства.

На подготовительном этапе работы к занятию, обучающимися кружка проделана предшествующая работа по сбору и оформлению информации об истории праздника (подготовка презентации), где применен частично-поисковый метод – участие воспитанников в коллективном поиске, решение поставленной задачи, самостоятельная творческая работа обучающихся.

При ознакомлении с технологией изготовления обрядовой куклы мною использованы следующие методы: словесный (устное изложение, беседа, рассказ), наглядный (показ мультимедийного материала, образец работы). При обучении приёмам работы с кусочками ткани применён объяснительно-иллюстративный метод, который способствовал восприятию и усвоению готовой информации.

Мне удалось обеспечить работоспособность и обратную связь с обучающимися, то есть удалось их заинтересовать и повысить активность в решении проблемных ситуаций на занятии путём смены деятельности. Практический метод, использованный мною, позволил усвоить технологию изготовления обрядовой куклы, об этом свидетельствует ими выполненные задания (все справились). Значит, обучающиеся научились приемам работы с кусочками ткани и подручными материалами; следовать устным инструкциям; создавать изделия по технологии изготовления обрядовых кукол; применять коммуникативные способности и приобретенные навыки работы в коллективе, о чём говорит доброжелательная психологическая атмосфера в ходе занятия.

Занятие способствовало формированию следующих общих компетенций:

Готовности к саморазвитию

Речевой, мыслительной компетенции

Компетенции самоконтроля своей деятельности, самостоятельности мышления, ответственности, способности слушать, умения решать проблемы

Умений рефлексировать на собственную интеллектуальную деятельность, делать объективные выводы

В ходе занятия поставленные задачи удалось реализовать:

Цель занятия решена, что удалось определить на этапе реализации поставленных задач (дети активно и эффективно решали поставленные перед ними задачи) и на этапе контроля (успешно справились с практическим заданием и решением интеллектуального задания).

Вывод: обучающиеся усвоили приёмы работы по технологии изготовления обрядовых кукол; способны и готовы к дальнейшему изучению данного вида декоративно - прикладного искусства.

Созданная воспитателем доброжелательная рабочая атмосфера положительные эмоции поддержка дисциплины, знание взаимоотношений обучающихся друг с другом (т.к.работали в группах), использование поощрений обеспечили на уроке высокую работоспособность обучающихся в течение всего занятия.



Похожие публикации