Занятие свойства льда подготовительная группа. Свойства снега и льда. план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему. Раскрасим снег в разные цвета

Занятие в подготовительной группе

познавательно-исследовательской деятельности

на тему: «Тайны снега и льда»

воспитатель: Попова Е.Н.

Цель : Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом.

Задачи:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ : Продолжать формировать знание дошкольников о зиме. Формировать начальное представление об экспериментировании со снегом и льдом. Познакомить детей со свойствами льда и снега. Развивать познавательную активность, мышление.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ : Активизировать и расширить словарный запас детей (прозрачный, бесцветный, хрупкий, рыхлый);

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ : Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива; Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу, уметь слышать и слушать педагога.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Развивать чувство прекрасного через прослушивание звуков природы и просмотра картин в ходе проведения образовательной деятельности.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей средствами игры «Что нам нравится зимой».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие , социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Оборудование и материалы:

Снежинки с загадками, емкости со льдом и снегом, по два стакана на каждого ребенка, листы цветной бумаги, салфетки, соль, металлические ложки, ноутбук; проектор; презентация; аудиозапись звуков природы "Хруст снега", значки смайлики.

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Методы и приемы используемые в ходе НОД:

1. Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям);

2. Наглядно - демонстрационный (снежинки с загадками, картинки слайды, символы со свойствами снега и льда);

3. Практический (проведение опытов со снегом и льдом);

4. Игровой (подвижная игра "Что нам нравится зимой", игра на внимание с сигнальными карточками);

Используемые современные образовательные технологии:

 ИКТ-технологии;

технология исследовательской деятельности;

игровые технологии;

здоровьесберегающая;

личностно-ориентированные технологии.

Предварительная работа : беседа, рассматривание картинок, наблюдения в природе.

Ход НОД

(слайд 1) (узор на окне)

Вот к нам и пришла зима

На деревьях бахрома.

Из окна не виден двор.

Все стекло покрыл узор.

Наступил первый месяц зимы и последний месяц года – декабрь.

( слайд 2) (снегопад)

Холодно, в воздухе кружатся снежинки, и несколько из них залетело к нам в группу. Вот какие они красивые, резные (показывает детям). Они замечают, что с обратной стороны на них что – то написано.

Действительно. Давайте прочитаем: так это же загадки принесли нам снежинки.

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне… (мороз) .

Бел, да не сахар.

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится… (снег) .

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет . (Сосулька)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь -вода в руке . (Снежинки)

Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? (Зима) .

Правильно, зима.

Ребята, скажите, как изменилась неживая природа зимой? Какой стала погода, небо, солнце? (Рассуждения детей.)

    День становится короче, а ночь - длиннее. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.

    Понижается температура воздуха.

    Идет снег. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников.

    Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки. Зимой стоят морозные дни.

    Реки, озера, другие водоемы покрываются льдом.

Молодцы! А что происходит с живой природой?

    В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей.

    Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

Какие птицы зимой остаются в наших краях? (зимующие - воробьи, вороны, синицыи др.)

А в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы? (ответы детей) .

Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища.

А вы любите играть зимой? А в какие игры вы играете зимой?

(в хоккей, на лыжах катаемся, на санках, на коньках, строим горку, снеговика, играем в снежки)

Физминутка «Если нравиться тебе»

Воспитатель поет песню и показывает движения. Дети подпевают и повторяют движения.

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками).

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!».

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

Воспитатель : Ребята. У вас сейчас какое настроение? (Хорошее)

Тогда сейчас мы с вами станем настоящими учеными – исследователями. Зима приглашает нас в свою лабораторию, где приготовила для нас опыты, которые помогут нам узнать больше о свойствах снега и льда. (проходят садятся за столы)

Уважаемые коллеги, скажите, снег хорошо или плохо (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)

Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)

Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)

ОПЫТ №1. Сравнение свойств снега и льда.

Воспитатель.

А теперь проходите на свои места. Посмотрите в стаканы, которые перед вами, что в них находится? (снег, лед)

Возьмите в одну ладошку немного снега, а в другую кусочек льда. Что вы чувствуете? (холод) Что у вас осталось на ладошке? (вода) Какой можно сделать вывод?

Вывод: снег и лед холодные, состоят из воды.

Какого цвета снег? (белый)

А лед имеет цвет? (нет) Значит, он какой? (бесцветный)

Вывод: Снег- белого цвета, лед - бесцветный.

Возьмите полоску красного картона и положите её под снег. Мы сможем увидеть какого цвета полоска? - Значит снег, какой? (Непрозрачный).

А теперь положите полоску под лёд. Видим цвет? Значит лёд какой? (Прозрачный).

Вывод: Снег- непрозрачный, лед - прозрачный.

- - Возьмите палочки. Попробуйте разрыхлить снег. Получается? Какой снег? (Дети: Снег рыхлый).

Про лёд мы такого сказать не можем. Но лёд мы можем разбить. Значит он какой? (Дети: Лёд хрупкий).

Вывод: Снег - рыхлый, лед - хрупкий.

Вывод:

Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, под действием тепла превращается в воду.

Лед - прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Опыт № 2. “Почему лед не тонет?”

А сейчас возьмите стакан с водой, положите туда кусочек льда. Посмотрите, что происходит со льдом? (плавает) Если лед оставить в воде, что с ним произойдет? (растает)

Вывод: что лед не тонет, потому что он легче воды, постепенно лед в воде растает.

Опыт № 3. “Почему снег хрустит?”

(слайд 3) (хруст снега)

Воспитатель: Ребята, что это за звук? А вы когда-нибудь слышали, как хрустит снег? А как вы думаете, почему снег хрустит под ногами?

Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда мы в морозный день идём по заснеженной улице, под нашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда мы и замечаем, что снег скрипит.

Воспитатель: Ребята, в озьмите соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз). Ребята, что вы слышите?

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли) . Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день. Теперь вы знаете почему хрустит снег.

Воспитатель.

Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Вам понравилось делать опыты? Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.

(Воспитатель раздает цветные сигнальные карточки - смайлики, грустный поднимают при ответе (нет), улыбающийся при ответе (да))

Снег при таянии превращается в воду? (да)

Если вода замерзает, она превращается в лед? (да)

Снег бесцветный? (нет)

Лед прозрачный? (да)

Лед рыхлый? (нет)

Снег белый? (да)

Лед тяжелее воды? (Нет).

Лед тает в воде? (Да)

Снежинки и соль - это кристаллы? (Да).

Молодцы! А вы хотите еще вернуться в лабораторию волшебницы зимы? Зима приготовит нам еще много интересных и занимательных опытов.

Предварительная работа:

Материал для занятия

Ход занятия:

1.Чтение стихотворения:

2. Д/и «Снежный ком».

«На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом… В лесу было тихо, неслышно было птиц, не видно было зверей… Не нашел Саша и речки, потому что кругом была только белая поляна да снег… Очень удивился Саша… Стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка?.

Что же она ему рассказала?

(свободные ответы детей)

4.Физминутка:

5.Послушайте ещё загадки:

Опыт 1.

Опыт 2 . Видно через снег? А через лед? Что можно сказать? (Снег непрозрачный, лед - прозрачный)

Опыт 3.

Опыт 4.

Опыт 5 .

6. Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали. (вручение эмблем).

7. . Сейчас попробуем сделать искусственный снег! (изготовление снега из соды и пены для бритья).

8. .

Просмотр содержимого документа
«Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Свойства снега и льда»»

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад № 80 «Песенка»

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему

«Свойства снега и льда»

Подготовила воспитатель I категории

МБУ ДС №80 «Песенка» г.о Тольятти

Максимова Елена Вячеславовна.

г.о.Тольятти 2016

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.

Задачи:

    расширять знания детей о зиме, ее месяцах;

    продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни, длинные ночи и т.д.);

    формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый, хрупкий; не тонут в воде; тают в тепле);

    развиватьумение детей отвечать на вопросы поискового характера;

    учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;

    обогащать словарный запас детей;

    воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.

Материал для занятия : снег, кусочки льда, лёд с замёрзшими в нём мелкими игрушками, цветные картонки, молоток, ёмкость с водой комнатной температуры, пластмассовые ложки, пищевая сода, пена для бритья, ёмкость для изготовления искусственного льда, клеёнки на столы, эмблемы-снежинки.

Ход занятия:

1.Чтение стихотворения:

Закружили метели, песни вьюга поёт.

До весенней капели вся природа заснёт.

Холод, песни метели и дорога пуста…

И закованы реки в прочный панцирь из льда.

О каком времени года это стихотворение?

2. Д/и «Снежный ком». Подберите слова определения «Зима какая?»

Сколько месяцев зимой? назовите зимние месяцы; какой месяц сейчас? какой будет? какой был?

3.Сегодня мы продолжим разговаривать о зиме. Послушайте внимательно логическую задачу:

«На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом… В лесу было тихо, неслышно было птиц, не видно было зверей… Не нашел Саша и речки, потому что кругом была только белая поляна да снег… Очень удивился Саша… Стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка?..

Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме».

Что же она ему рассказала?

(свободные ответы детей)

4.Физминутка: 1,2,3,4,5-мы пошли во двор гулять…(имитация движений под текст)

5.Послушайте ещё загадки:

Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно (лёд)

Всю зиму смирно лежит, а потом убежит (снег)

Как думаете, о чём ещё сегодня мы будем говорить? (о снеге и льде)

Как настоящие учёные мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия. В конце наших исследований самому активному исследователю будет наклеена эмблема научного сотрудника.

Проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда. Результаты наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств снега и льда).

Опыт 1. Рассматривают, определяют цвет. Возьмите цветную картонку положите на неё кусочек льда. Какого цвета стал лед? Значит, он какой? (Снег белый, лед бесцветный)

Опыт 2 . Видно через снег? А через лед? Что можно сказать? (Снег непрозрачный, лед – прозрачный)

Опыт 3. Если уронить лед? Ударить молотком? Что произойдет? (Ответы детей). Почему разбился? (Хрупкий)

Потрогайте снег. Какой он? (Рыхлый)

Опыт 4 . Тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения)

В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега (льда), наблюдают, что происходит (не тонут, легче воды).

Опыт 5 . Что происходит со снегом в тепле? Со льдом? (Тает, превращаются в воду)

6. Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали. (вручение эмблем).

Ребята, а вы хотите в группе поиграть со снегом? Можно ли его оставить в группе?

7. У меня для вас есть небольшой сюрприз . Сейчас попробуем сделать искусственный снег! (изготовление снега из соды и пены для бритья).

8. Игровая деятельность детей с искусственным снегом .

Цель:

  • Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.
  • Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
  • Активация словаря: опыт, гололед, снегопад, оттепель.

Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав.

Ход занятия

Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (Зимой)

Под музыку («кабы не было зимы…») выходит Зима: «Здравствуйте, ребята! Вам нравится зима? (Ответы детей). Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (Показ картинок зимних забав). Все это можно делать только зимой. Почему? (Потому, что зимой есть и снег и лед). А теперь отгадайте мои загадки. О каком явлении в неживой природе говорится в этих загадках?

На дворе – горой,

А в избе – водой. (Снег)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед)

Я как песчинка мал, а землю покрываю. (Снег)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

Беседа «Что такое снег?»

Почему идет снег? Из всех земных водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч.

Снег бывает: белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.

Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.

Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств.

Я приготовила для вас два стакана: в один я положила снег, а в другой – лед.

Опыт №1. «Определение цвета».

Какого цвета снег? (белый)

Какого цвета лед? (бесцветный)

Если дети называют: белый, голубой, серый, показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лед прозрачный, а снег – непрозрачный.

Опыт №3. «Определение прочности».

Взять горсть снега и высыпать ее. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лед? Я случайно уронила лед, что с ним случилось? (Он раскололся, он хрупкий).

Физ.минутка: Дети имитируют движения катания на лыжах и игры в снежки.

С горки я

На лыжах мчусь

Сегодня

Храбрым быть учусь!

А завтра

Буду смелым!

Ну а потом –

Умелым!

Опыт №4. «Тонет, не тонет».

Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег, лед? (Дети высказывают свои предположения) А мы сейчас проверим положив комочек снега в стаканчик с водой, кусочек льда в другой стаканчик. Вывод: лед и снег не тонут

Опыт №5. «Воздействие температуры».

Давайте посмотрим на снег и лед, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза.

Выводы:

Ребята, давайте теперь объединим все, что мы узнали о снеге.

Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.

Лед – это замерзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Ребята, я очень рада, что сегодня вы узнали еще больше о свойствах снега и льда.

После занятия. На прогулках дети продолжают вести наблюдения за снегом и льдом, изучать их свойства в зависимости от погодных условий.


Олеся Ермакова
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебница вода»

Программное содержание: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – воде. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде. Закрепить знания детей о некоторых свойствах воды. Воспитывать у детей бережное отношение к воде. В процессе опытно-экспериментальной работы задействовать все органы чувств: предоставить детям возможность не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, пробовать на вкус объект наблюдения.

Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Обучающие:

Уточнить и расширить знание детей о воде;

Продолжать знакомить со свойствами воды;

Обобщить знания детей о состояниях воды в окружающей среде, о её значении в жизни растений, животных и человека.

Развивающие:

Активизировать и обогатить словарь детей;

Развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь воспитанников, способность к преобразованию, умение делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде;

Формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, стремление к новым открытиям.

Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, пресная вода, солёная вода, лаборатория, жидкость, бесцветная, безвкусная.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2. Проведение занятий - экспериментирований с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде: «Вода в природе», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.

5. Чтение художественной литературы о воде: Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Как люди речку обидели»,А. С. Пушкин «Золотая рыбка».

6. Наблюдение за водой во время прогулок: за дождём, ручейками, лужами, облаками, за снегом, льдом, сосульками.

Материал к занятию : глобус, презентация «Вода. Какая бывает вода?», стаканчики с питьевой водой, стаканчики с молоком, чайные ложки, соломинка, салфетки, воронка и ватные диски, чеснок, сахар, подсолнечное масло, сок, лед, зеркало.

Методические приёмы:

Рассмотрение глобуса-модели Земного шара.

Обсуждение вопроса «Для кого и для чего нужна вода?», «Как она нам помогает?», «Зачем нужно беречь воду?»

Занятия в «лаборатории» (опыты).

Ход занятия:

I часть: Вводная (информационно-познавательн ая)

Дети заходят в группу и становятся полукругом.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся, друг другу улыбнёмся и с улыбкою начнём. Смотрите, на наш адрес пришла посылка от Незнайки. Интересно, что же там? (Открывает и достаёт письмо с загадкой)

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Что же это?

Достаёт глобус и говорит:

Воспитатель:

А что такое «глобус», надо объяснить Незнайке и написать ему письмо с ответом на вопросы.

Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

Воспитатель:

А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус?

Можно увидеть моря, океаны, реки, горы, страны.

Воспитатель: ребята, а Незнайка задает вам еще вопрос?

Кто мне даст друзья ответ

Почему тут голубой цвет

Почему его так много,

Это небо иль дорога?

Это вода: моря, океаны, озёра. Вода занимает большую часть нашей планеты, а суша, маленькую часть.

(Воспитатель читает следующий вопрос, который задает Незнайка)

А кому нужна вода,

Мне ответьте без труда?

Дети: Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам, рыбам.

Воспитатель:

Для чего нужна вода человеку?

Вода нужна для человека чтобы мыться, чтобы приготовить пищу, чтобы пить и т. д.

Воспитатель:

А зачем вода растениям и грибам?

Без воды растения не вырастут, они засохнут. Грибы появляются после дождя.

Воспитатель:

Как вы думаете, для чего нужна вода животным?

Вода нужна животным чтобы пить, а ещё есть животные, которые живут в воде. …

Воспитатель:

Правильно, ребята.

Тут Незнайка задаёт опять загадку:

Сначала -туман, потом - роса,

солнце встало - и в небеса.

Там холод вселенский - и вот я снежинка.

А завтра снова все повториться. Что это?

Это вода!

Воспитатель:

Правильно, вода может изменяться и превращаться. Она бывает и в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. А теперь, послушайте ещё:

Да, вот здесь кругом вода

А с питьём знаю беда.

Кто из вас, ребята, знает

Где это бывает?

В морях, океанах вода солёная, жить в такой воде могут только морские обитатели.

Воспитатель:

А людям можно употреблять такую воду?

Воспитатель:

Мы с вами пьём только пресную воду. А где в природе её можно встретить?

В реке, в озере.

Воспитатель:

А теперь посмотрите на карту и сравните: какой воды больше, пресной или солёной на нашей планете?

Больше солёной.

Воспитатель:

А могут ли жить в солёной воде рыбы?

Воспитатель:

Правильно, как в пресной, так и в солёной воде живут рыбы. Но раз мы с вами узнали, что пресной воды меньше на Земле, как мы должны к ней относиться?

Мы должны беречь воду.

Воспитатель:

А как нужно беречь воду?

Не включать сильно кран, закрывать его после водных процедур, не оставлять воду без присмотра, не загрязнять реки и озёра.

Динамическое упражнение «У моря».

К берегу бежит волна.

Вслед за ней ещё одна.

Эта - выше,

Эта – ниже,

Эта вовсе не видна.

А на берегу морском

Будем мы играть с песком.

Будет башня из песка,

Как до неба, высока.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальн ая)

Воспитатель:

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?

Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель:

Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Приступим к нашему исследованию.

Опыт №1. «Опыт очищение воды»

Цель: подвести детей к пониманию, что воду очищают прежде чем пустить ее в водопровод.

Материал: немного земли, 1 стакана с водой, чистая банка, воронка, ватные диски.

Насыпьте земли в стакан с водой, перемешать. В воронку положить несколько слоев ватных дисков – получится фильтр, пропустить через него грязную воду.

Вывод: Воду очищают, прежде чем пустить в водопровод.

Опыт №2. Прозрачность воды.

Воспитатель: Сейчас вы будете определять, имеет ли вода цвет. Для этого вы должны сравнить стакан с водой и стакан с молоком. В оба стакана положите по ложке и скажите, что вы видите?

Дети: В стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Вода прозрачная, а молоко белое.

Вывод: Вода не имеет цвета, она прозрачная.

Опыт №3. Запах.

Воспитатель: Для определения запаха у воды, нам понадобиться два стакана с водой. В один стакан положите чеснок. Понюхайте и определите, в каком стакане вода имеет запах?

Дети: Чистая вода не имеет запаха, а вода с чесноком имеет запах.

Вывод: Чистая вода запаха не имеет, а приобретает запах того вещества, которое положим в воду.

Опыт №4. Вкус.

Воспитатель: В следующем опыте вы должны определить, есть ли у воды вкус. Перед вами два стакана: один с водой, другой с соком. Попробуйте то и другое и скажите есть вкус у воды?

Дети: У воды вкуса нет.

Вывод: Чистая вода вкуса не имеет.

Опыт №5. Растворитель.

Воспитатель: Ребята сейчас вы должны определить, все ли вещества растворяются в воде. Для этого мы возьмём сахар, масло и два стакана с водой. В одном стакане размешайте сахар, в другой капните из пипетки масло. Посмотрите внимательно и скажите, что произошло с сахаром?

Дети: Сахар в воде растворился.

Воспитатель: А что произошло с маслом?

Дети: Масло не растворилось. Оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.

Вывод: Одни вещества в воде растворяются, а другие нет.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. «Свойства снега и льда».

Цель: Познакомить детей с физическим свойством снега и льда.

Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

Активация словаря: опыт, гололед, снегопад, оттепель.

Оборудование: два стакана (1-со льдом, 2-со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой).

Ход занятия.

В: Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет-

Когда это бывает?

Д: зимой.

В: Ребята, вам нравится зима?

Д: да.

В: Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках.

Все это можно делать только зимой. Почему?

Д: потому, что зимой есть и снег и лед.

В : А теперь отгадайте мои загадки:

На дворе-горой,

А в избе-водой.

Д: снег.

В: Прозрачен, как стекло,

А не выставишь в окно.

Д: лед.

В: Беседа «Что такое снег»?

Почему идет снег? Из всех земных водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч.

Снег бывает: белый, холодный, пушистый, искристый, хрустящий, мягкий.

Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.

Опыт-это практические действия с предметами для изучения их свойств.

Я приготовила для вас два стакана: в один я положила снег, а в другой-лед.

Опыт №1 «Определение цвета».

Какого цвета снег?

Д: белого.

Какого цвета лед?

Д : бесцветный.

(Если дети называют: белый, голубой, серый, показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом).

Опыт №2 «Определение прозрачности».

Теперь ч положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где-нет.

Д: под снегом не видно.

В: значит снег не прозрачный.

Д: по до льдом видно.

В: значит лед прозрачный.

Опыт №3 «Определение прочности».

Взять горсть снега и высыпать ее. Как можно назвать это свойство снега?

Д: снег сыпучий.

В : я случайно уронила лед, что с ним случилось?

Д: он раскололся. Значит он хрупкий.

Физкультминутка.

(Дети имитируют движения катания на лыжах и игры в снежки).

С горки я на лыжах мчусь сегодня.

Храбрым быть учусь!

А завтра буду смелым!

Ну а потом- умелым!

Опыт №4 «Тонет, не тонет».

Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег, лед?

(Дети высказывают свои предположения).

А мы сейчас проверим положив комочек снега в стакан с водой, кусочек льда в другой стакан.

Вывод : лед и снег не тонет.

Опыт №5 «Воздействие температуры».

Давайте посмотрим на снег и лед, которые были в стаканах. Что с ними случилось?

Д: они растаяли.

В: правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза.

Выводы:

Ребята, давайте объединим все, что мы с вами узнали о снеге и льде.

Снег-белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.

Лед-это замерзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Я очень рада, что сегодня вы узнали еще больше о свойствах снега и льда.




Похожие публикации