Что происходит, когда вы оставляете ребенка одного плакать в кроватке? Не плачь мой родной, все пройдет! Что будет если новорожденный будет долго плакать

Глава из учебного пособия для среднего медперсонала «Успешное грудное вскармливание и психологическое единство мать-дитя», написанного по заказу Минздрава РФ при поддержке ВОЗ/ЮНИСЕФ

В течение первых трех месяцев жизни все дети много плачут. Плач — это единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо. Чтобы у малыша сформировалось благо-приятное впечатление о мире, ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания. Более того, реакция матери должна быть молниеносной. Чем быстрее мать приходит ребенку на помощь, тем меньше страдает его нервная система и тем благоприятнее складывается его впечатление о новой среде обитания.

Интересно, что отношение матери к детскому плачу диктует ее интеллектуальный уровень и культурные корни. Дети американцев и уроженцев Западной Европы плачут значительно чаще и дольше и это связано с реакцией мамы на призывный плач младенца. Антрополог из Корнельского университета и автор книги «Наши дети, мы сами» Мередит Смолл говорит: «На Западе мать откликается на плач своего ребенка, в среднем, через одну минуту — она обычно берет его на руки и успокаивает. Дети, появившиеся на свет там, где еще сохранилась первобытная цивилизация охотников и собирателей (в Ботсване, например), плачут так же часто, но по времени — вдвое меньше. Отклик африканской матери происходит через 10 секунд и заключается в том, что младенца подносят к груди: там детей кормят около 4 раз в час, причем вне всякого расписания, как ни дико покажется это нашим помешанным на режиме мамашам…

Сейчас во всем мире отношение к младенческому плачу меняется, — за ребенком стали признавать право требовать к себе внимания.

Полезно ли детям плакать?

Многие современные родители думают, что старая пословица, гласящая «чем бы дитя ни тешилось — лишь бы не плакало», предлагает им любыми средствами занимать хнычущего ребенка, чтобы он не мешал им спокойно делать свои дела. Однако в эту пословицу вкладывался другой смысл. Опытные родители хотели донести до молодых ту простую истину, что ребенок вообще не должен плакать. Считалось, что младенцу плакать вредно, поскольку это портит его характер и мешает его нормальному развитию. Это мнение абсолютно справедливо. Плакать постоянно может либо больное дитя, либо дитя при невнимательных родителях.

Мнение, что, плача, ребенок развивает легкие — это оправдание для тех, кто не может и, главное, не очень хочет грамотно ухаживать за малышом. Здоровый ухоженный младенец не станет плакать без причины. Если же малыш заплакал, значит, его что-то беспокоит и надо разобраться в причинах плача, чтобы как можно быстрее их устранить.

Причины плача новорожденного

Главными причинами плача младенца являются:

  • необходимость в физическом контакте с матерью;
  • желание взять грудь, удовлетворить голод и сосательный рефлекс;
  • желание, чтобы его покачали;
  • желание заснуть, чувство усталости и общего дискомфорта;
  • необходимость в мочеиспускании или опорожнении кишечника;
  • ощущение холода;
  • недомогание ребенка (внутричерепное давление, расстройства нервной системы, повышенная возбудимость, гипертонус, гипотонус, патология развития, физиологические явления адаптационного периода, начало инфекционного или простудного заболевания, кожные заболевания или опрелости);
  • повышенная чувствительность кожи;
  • тревога или испуг, страх за свою целостность, неудовлетворенность контактом с мамой или окружением;
  • последствия родового стресса, воспоминания внутриутробного периода;
  • реакция на геомагнитные или атмосферные явления, фазу Луны.

Родителям следует знать, что плач и беспокойство новорожденного всегда связаны с какими-то серьезными причинами, которые необходимо выявить и как можно быстрее устранить. Как правило, дети, уход за которыми организован согласно принципам мягкой адаптации, очень мало плачут. Многие родители боятся, что, реагируя на каждый писк младенца и удовлетворяя все его потребности, они его избалуют. Эти опасения лишены каких бы то ни было оснований, поскольку малыша в возрасте до 1 года избаловать невозможно. В этом возрасте можно лишь или создать для него уверенность в надежности окружения или ее разрушить.

Каким бывает плач

По плачу новорожденного опытная мать может определить его причину. Плач голодного ребенка, отличается от плача, возникшего из-за боли или дискомфорта. Если мать внимательна к малышу, то она постепенно научится различать, о чем плачет ее ребенок и сможет отличать: голодный плач, призыв, дискомфорт или боль, желание заснуть. Рассмотрим, характерные признаки различных видов плача.

Призывный плач — ребенок кричит 5-6 секунд, затем делает паузу на 20-30 секунд, ожидая результата, затем вновь кричит примерно 10 секунд и снова затихает на 20-30 секунд. Этот цикл повторяется несколько раз, при этом период плача постепенно увеличивается, пока не переходит в сплошной.

Голодный плач — начинается с призывного плача. Если мать подошла и взяла на руки, но не предложила грудь, то плач переходит в сердитый крик, сочетающийся с поисковыми движениями головой, причем во время поисковых движений ребенок замолкает. Если мать и после этого не дает грудь, то плач переходит в истеричный, захлёбывающийся.

Плач при боли — это плач с оттенком страдания и безысходности. Это достаточно ровный непрекращающийся плач, в котором периодически возникают всплески отчаянного крика, которые, видимо, соответствуют усилению болевых ощущений.

Плач при экскреции — похож на писк или хныканье, которое может перейти в крик непосредственно перед моментом мочеиспускания, если мать не понимает ребенка и не оказывает ему помощь.

Плач при желании заснуть — довольно ровное хныканье-жалоба, сопровождающееся зевотой и частым закрыванием глаз.

Кроме этого в плаче младенец может отражать различные эмоциональные переживания — обиду, жалобу, тревогу, душевное страдание, безнадежность и т.д.

Правила поведения родителей при плаче ребенка. Приведем правила, которые необходимо знать родителям, у которых появился новорожденный.

  1. Первое и самое главное правило: если малыш заплакал, его необходимо взять на руки и дать грудь. А если он заплакал, находясь на руках, надо предложить ему грудь и покачать.
  2. Если ребенок не успокаивается или отказывается взять грудь, а мать не может понять характер плача, следует выяснить его причину. Для этого нужно попробовать высадить ребенка, или поменять пеленки, если он уже все сделал самостоятельно; попробовать покачать малыша и уложить его спать. Если это не дает быстрого результата, необходимо проверить и устранить возможные причины раздражения кожи: проверить одежду, состояние коляски или спального места, проверить, не завернулось ли ушко малыша, нет ли опрелостей или высыпаний.
  3. Пытаясь успокоить ребенка, мать сама должна быть спокойной. Довольно часто дети плачут реагируя на раздражение и нервозность матери или общую недоброжелательную обстановку в семье. Поэтому женщине необходимо успокоиться и устранить источник раздражения.
  4. Если эти меры не дают результата, значит, причины плача либо являются результатом грубых ошибок в уходе и следует приглашать психолога-перинатолога, чтобы срочно его налаживать, либо кроются в недомогании ребенка и надо вызывать врача. Пока родители ожидают прихода специалистов нельзя бросать ребенка на произвол судьбы. Его следует постоянно носить на руках, часто прикладывать к груди, менять пеленки и следить за состоянием кожи, поскольку эти меры в любом случае улучшают состояние младенца.

Многим родителям доводилось оставить плачущего ребенка и заняться своими делами. Кто-то делает это с тяжелым сердцем, в виде исключения, а кто-то еще – «по идейным соображениям», считая такой подход правильным с педагогической точки зрения. Но стоит ли оставлять ли ребенка плакать? Возможно, ваше мнение изменится, если вы узнаете, к каким выводам пришли ученые.

Есть разные мнения о том, как поступать, когда ребенок плачет, какая реакция будет правильной – бросаться к нему или игнорировать. Все мы слышали «бабушкины присказки» в духе «Пусть плачет, ничего с ним не случится», «Поплачет и перестанет, никуда не денется», «Не приучай к рукам» и так далее. Но не навредят ли эти советы малышу гораздо больше, чем пресловутое привыкание к рукам? Можно ли оставлять плачущего ребенка в кроватке, позволяя ему плакать и дальше?

Если оставить в стороне материнский инстинкт, который требует для начала обнять и успокоить заходящегося в плаче ребенка, давайте обратим внимание на исследования, которые показывают, какой будет реакция малыша. А таких исследований достаточно. Но если вы будете искать источники, в которых будет сказано, что пассивная реакция является хорошим решением, то таковых не найдете. Несколько разных исследований, предпринятых за последние 20 лет, показали, что забота родителей о потребностях ребенка благоприятствует воспитанию в будущем независимых, самостоятельных людей. И, соответственно, наоборот.

Дети учатся только «внешне», как управлять своими страданиями

Исследование, проведенное в Университете Северного Техаса, изучало поведение 25 детей в возрасте от 4 до 10 месяцев. Малыши участвовали в пятидневной программе, в ходе которой детей оставляли плакать во время сна. Ученые взяли образцы их слюны и измерили уровень кортизола — гормона стресса. В результате они обнаружили, что внешние проявления стресса были нивелированы сном. Однако проблема в том, что в процессе продолжительных страданий, выражаемых плачем, дети не учатся внутренне, как справляться со своими стрессовыми переживаниями и дискомфортом.

Плач в течение долгого времени может понизить коэффициент интеллекта

Исследование, проведенное доктором Рао из Национального института здравоохранения США, привело к следующему выводу. Чрезмерный неконтролируемый плач, который сохраняется у детей старше трехмесячного возраста без каких-либо признаков неврологических болезней, может быть признаком когнитивного дефицита в младенчестве. Согласно исследованию, дети, которые подолгу плакали в течение первых трех месяцев своей жизни, имеют IQ на 9 баллов меньше, чем контрольная группа других детей, и значительно меньше развита в плане двигательных навыков. Так что ответ на вопрос, можно ли оставлять ребенка плачущим, как ни удивительно, связан еще и с тем, насколько умным и подвижным он будет расти.

У необласканных детей меняются гены

Доктор Дарси Нарваэс в своей статье «Опасности плача» рассказывает, что в исследованиях на крысах – более и менее заботливых мамах — был замечен критический период изменений в генах, которые контролируют тревожность. Если в первые 10 дней крыса-мать меньше заботится и обращает внимание на потребности своего детеныша (человеческий эквивалент составляет 6 месяцев жизни), то этот ген никогда не возвращается к исходной точке. Выросшая крыса будет раздражительной и тревожной в любой новой ситуации, которые будут возникать до конца ее жизни, — разве что только принимать лекарства, которые станут смягчать это беспокойство.

Прикосновение стимулирует гормоны роста

В своей книге «Генетические основы эффекта касания» Сол Шонберг рассказывает о влиянии, отмеченном, когда мать перестает прикасаться к своему младенцу. Шонберг приходит к выводу, что отсутствие достаточного количества и качества контакта может привести к прекращению синтеза ДНК, снижению гормона роста, и ребенок переходит в «режим выживания». Доктор Нарваэс добавляет, что дети растут благодаря тому, что их держат на руках. Тела малюток не развиваются достаточно хорошо, когда они находятся далеко от заботящихся о них людей.

Младенцы указывают на свои потребности через жесты и плач, когда это им необходимо. Так же, как взрослые тянутся к жидкости, когда испытывают жажду, малыши ищут то, что им нужно прямо сейчас. Взрослые успокаиваются, когда их потребность удовлетворяется — так это бывает и в случае с детьми. Тогда можно сказать, что оставить ребенка плакать в кроватке – это все равно что не дать ему пить или есть, когда он в этом нуждается.

Нейронные связи могут быть нарушены

Как говорит доктор Дарси Нарваэс, когда ребенок испытывает большие страдания, создаются условия для повреждения синапсов, структур в мозге ребенка. Высвобождается гормон кортизол. Это «убийца нейронов», но последствия могут не наступить немедленно. У младенца, которого выносили до конца беременности, мозг развит только на 25%, и он вырастает в среднем примерно в 3 раза к концу первого года (рост головы в первый год является признаком интеллектуального развития).

А теперь решайте сами, можно ли часто оставлять ребенка плакать в кроватке под предлогом заботы о том, чтобы он не вырос разбалованным и капризным.

Ваш маленький ребенок плачет, а вы уже устали морально и физически? Не хотите подходить к нему, «поплачет и перестанет», — думаете вы.

Можно ли оставлять ребенка плачущим?

На самом деле многие современные родители придерживаются мнения, что малыш может плакать просто так, и нужно дать ему время выпустить свои эмоции. Иначе, если реагировать на каждый его плач, можно воспитать избалованного малыша. Такие родители, увидев, что младенец перестал плакать, думают, что он научился контролировать свои эмоции. Это не так. Детки учатся контролировать свои эмоции только к 5-6 годам. Если ваш плачущий малыш затих, это означает, что он отчаялся звать родителей на помощь.

Поэтому, благодаря американским исследованиям, выяснилось, если малыша брать на руки при первом его «крике помощи», ничего плохого не произойдет . Так вы только поможете ребенку обрести покой и усмирение. Он почувствует себя защищенным и станет гармонично развиваться. Он вырастет смелым, решительным и уверенным в себе. В противном случае ребенок станет запуганным и нерешительным.

Малыш с помощью плача сигнализирует родителям о своих потребностях. Пока он маленький, ничем, кроме плача, он не может дать понять маме, что он в чем-то нуждается. Если после того, как он произносит «сигнал», появляется мама, для малыша все вокруг становится безопасным.

В американском исследовании приняло участие около 600 семей. В результате чего было выяснено, что дети, чьи родители не реагировали на их плач, стали думать, что их никто не любит , не уважает, и никто не поможет им в трудной ситуации. А дети, чьи родители обнимали, целовали их, выросли настоящими личностями, решительными и уверенными в себе и в том, что их любят.

Те дети, что росли обделенными вниманием и лаской, вырастут более избалованными. Ведь они с детства не получали тепла. И, повзрослев, им хочется больше внимания. Доказано, что такие дети будут нездоровы и физически. Из-за постоянно испытываемых стрессов, такие малыши становятся слабыми и болезненными.

Почему ребенок перестает плакать, если к нему не подойти

Действительно, если малыш будет долгое время плакать, то в итоге он может успокоиться. Почему так происходит? Давайте разберемся.

Ребенок, начиная плакать, таким образом подает сигнал маме о том, что ему плохо, он ждет от нее обратной связи. Если таковой нет, дитя действительно может перестать плакать. Но произойдет это, потому что он поймет, что расстраиваться и звать на помощь бессмысленно. Либо малыш просто устает, выматывается и засыпает.

Если не подходить к плачущему ребенку, у него может развиться аутизм . Он поймет, что плакать и звать на помощь ему некого и незачем, никто не поможет ему. Следовательно, он не видит связи с родителями и просто с окружающими.

Что происходит с организмом малыша во время плача

Ни в коем случае не оставляйте ребенка плакать одного. В раннем возрасте у малышей только начинает развиваться мозг. А в результате долгого сильного плача в организме повышается уровень кортизола, уничтожающего клетки головного мозга. Это может привести к умственному и физическому отставанию в развитии.

Также сильный стресс может негативно повлиять на пищеварительную систему . Плач может спровоцировать боли в животике у малыша, . При этом, у ребенка может возникнуть синдром раздраженного кишечника.

Знаю, что меня читают в основном мамы, которые никогда не оставят ребенка плакать одного в кроватке. Но все же нередки случаи, когда общественное мнение, советы «знающих» подруг, и даже вроде адекватный педиатр! настолько «забивают» чувства материнского сердца, что оно перестает слышать зов о помощи маленького человечка…

Я лично знаю такую историю и ее участников. И мне рассказывали ее с точки зрения того, что вот - сейчас ребенок очень самостоятельный, все может и умеет делать сам, может, так и надо было?

А история такая:

жила-была молодая и красивая пара: муж - успешный бизнесмен, она - успешная и красивая леди, занимающаяся чем-то для души. И родился у них сыночек. Она решила, что он будет самым-самым умным, самостоятельным - в общем, лучшим. И начала прям с рождения с ним активно заниматься по всем возможным методикам и развивашкам, отодвинув все свои дела. Но сейчас не об этом…

В семь месяцев на родительском совете было решено, что малышу пора спать отдельно и становиться самостоятельным. Узнали передовые технологии приучения ребенка к самостоятельному засыпанию.

И приступили…

Два дня они вдвоем сидели под дверью детской и слушали нечеловеческие крики ребенка, теряющего последнюю надежду на помощь. И на третью ночь произошло чудо - ребенок пошел спать спокойно. И с той ночи становился день ото дня все самостоятельней…

Правда, оказалось, что у него бывают приступы беспричинной агрессии и злости, что он иногда становится неадекватен, но все списали на характер - бывают же такие особенности?

Вот такая история. На мой взгляд, история о том, как доказать ребенку, что помощи ждать неоткуда, что здесь - джунгли, и никто (даже мама), если что, не спасет. Все сам!

Может кому-то такая история и не показалась особенно ужасной, может кто-то тоже считает, что результат того стоит?

Давайте разберемся, что же стоит за такой самостоятельностью.

Вот интересная информация для «строгих, но справедливых» противников убаюкивания малыша у мамы: в 2011 году было проведено исследование под серьезным научным названием «Асинхронность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси активности матери и младенца после прекращения ответа на плач младенца в период перехода ко сну» (Wendy Middlemiss, Douglas A.Granger, Wendy A. Goldberg, Laura Nathans, 2011). Зачем спорить, засыпает ли малыш счастливым сном или молча отключается, испытывая при этом горечь и тревогу? Это можно точно установить экспериментальным путем. Ведь мы живем в такое время, когда приборы способны измерить все, что угодно, даже степень сочувствия и взаимопонимания.

Итак, в эксперименте участвовали 25 малышей, мальчики и девочки в возрасте до 10 месяцев. В течение пяти дней мамы учили их засыпать, следуя известному рецепту. На строгом научном языке все это безобразие называлось «Связь материнского и младенческого поведения с сигналами младенца в период обучения самостоятельному засыпанию». У мам и детей при этом брали на анализ слюну и определяли, как изменяется уровень гормона стресса кортизола.

В первый день эксперимента уровни кортизола в момент беспокойства при засыпании были «положительно связаны». Проще говоря, когда ребенок начинал плакать, уровень кортизола повышался и у него, и у матери. Как только малыш успокаивался, засыпал, уровень кортизола снижался у обоих.

На второй день, когда ребенок начинал плакать, а мама к нему не подходила, то уровни гормонов стресса были по-прежнему «положительно связаны».

А вот на третий день эксперимента ученые зарегистрировали «физиологический и поведенческий диссонанс» у деток. Уровень гормонов стресса по-прежнему повышался и долго держался на стабильно высоком уровне, но дети уже не плакали. У мам повышения уровня кортизола с этого дня больше не отмечалось.

Ученые пришли к выводу, что диссонанс между физиологической и поведенческой реакцией ребенка приводит к диссонансу гормонального ответа матери. Сейчас в научной среде обсуждается, насколько вообще безобидно такое нарушение детерминанты материнской и детской физиологической синхронности в раннем детстве.

Оказывается, мамы, которые советовали подругам проверенный способ дать поплакать, чтобы потом ребенок спокойно засыпал, обманывали и самих себя и окружающих! Да, правда, что когда родители приучают ребенка, что никто не будет всерьез воспринимать его «капризы», то в конце концов ребенок перестает плакать один в кроватке. Правда и то, что с точки зрения матери он «отлично сам засыпает», она ведь перестает чувствовать, как ему плохо на самом деле. Но неправда, что это безобидно и даже хорошо для ребенка, чьи гормоны стресса остаются повышенными (гормоны стресса способны повреждать мозг). И еще получается, что на самом деле мать не ребенка тренирует, а искусственно блокирует у себя нормальную врожденную физиологическую реакцию.

…но что же происходит при этом с ребенком? Немного подробнее рассказал об этом испанский педиатр Карлос Гонсалес в своей книге «Целуйте меня! как воспитывать детей с любовью».

В 1950 году по просьбе Организации Объединенных Наций Джон Боулби начал собирать материалы для доклада о нуждах детей-сирот. В результате этой работы на свет появилась книга, в которой описывается воздействие на детей разлучения с родителями. Материалом для книги стали в основном наблюдения за детьми, попавшими в больницу, и за теми детьми, кого разлучили с родителями и эвакуировали в сельскую местность, спасая от бомбежек Лондона во время Второй мировой войны.

Среди часто проявлявшихся краткосрочных эффектов разлучения были следующие…

Дети становились очень требовательными к матери или тем, кто за ними присматривал, постоянно требовали к себе внимания, настаивали, чтобы все исполняли так, как они хотели, и испытывали страшные приступы ревности и вспышки раздражения.

С любым из находившимся рядом взрослых дети завязывали максимально формальные, хотя и внешне благополучные отношения.

Дети впадали в апатию, теряли интерес к происходящему, предавались ритмичным действиям типа раскачивания взад-вперед, иногда намеренно бились головой.

Как утверждает доктор Фербер (большой сторонник приучения детей засыпать самостоятельно, оставляя их плакать сначала на одну минуту, потом на три, потом на пять; то, что во всем мире называется «методом Фербера», а в Испании известно как «метод Эстивиля»), в некоторых случаях подобные ритмические действия и удары головой - это нормально:

Многие дети совершают повторяющиеся, ритмические действия перед сном, либо когда просыпаются среди ночи, либо по утрам. Они раскачиваются, стоя на четвереньках, качают головой из стороны в стороны, бьются головой о подушки или матрас. По ночам такое поведение может продолжаться, пока ребенок не уснет, а по утрам - до полного пробуждения. Если ребенок начинает совершать подобные ритмические действия в возрасте до полутора лет и по большей части прекращает их к трем или четырем годам, обычно это не указывает на наличие психологических проблем. Чаще всего дети с таким поведением - счастливые и здоровые малыши без заметных проблем или существенных сложностей в семье.

Поразительно, к каким двойным стандартам прибегают педиатры в оценке того, что является нормальным поведением, а что - нет, - заключает Карлос Гонсалес.

Итак, мы видим, что ребенок, которого «всего лишь» оставляют проплакаться, демонстрирует те же самые признаки, что и ребенок, попавший в бомбежку и оставшийся сиротой без родителей! Но защитники метода «поплачет и перестанет» предлагают нам верить, что это нормально и что малыш при этом здоров и счастлив… Это не так - ни с моральной точки зрения, ни с точки зрения доказательной медицины, бесстрастно фиксирующей у детей признаки тяжелого стресса при внешнем отсутствии реакции.

Мамы, вспомните об этом, когда вам предложат оставить ребенка «немного поплакать, чтобы потом все было хорошо».

Использован материал статьи «



Похожие публикации