Упражнения для увеличения скорости чтения — для детей и взрослых. Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Методы быстрого запоминания текста Методики быстрого чтения с высоким уровнем запоминания

Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания - единственная возможность освоить миллионы гигабайт информации вокруг. Если вы любопытный человек и стремитесь узнать весь мир, рекомендуем без промедления начать занятия. На освоение курса уйдет 2–3 месяца, в течение которых вы будете тренировать память, внимание и наблюдательность.

Какие книги стоит изучить для быстрого чтения

Чтобы понимать кухню быстрого чтения недостаточно несколько статей. Рекомендуем обратиться к книгам: это источник концентрированной информации, написанной в хронологическом порядке.

Приобретите или скачайте:

  • «Искусство чтения. Как понимать книги» Томас Фостер. Причтите, прежде чем приступать к быстрому чтению. На примере произведений классиков автор учит понимать смысл между строк и воспринимать информацию под другим углом. «Воспоминания, символы, параллели - вот что отличает профессионального читателя от любителя», - говорит Фостер. Принятие другой модели чтения книг поможет лучше запоминать информацию, которая теперь будет основана на ассоциативном мышлении и связана с пережитым опытом.
  • «Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное» Павел Палагин . Книга была признана миллионами книголюбов и получила недурные отклики. Методики просты и понятны, позволяют овладеть техникой быстрого чтения за несколько недель. Автор жестко критикует нерасторопных читателей, тем самым мотивируя скорей закончить изучение вопроса. На семинарах Палагин, не стесняясь, советует прочесть лишь 25% книги и отбросить остальное за ненужностью. Это утверждение подогревает интерес публики, стремящейся опровергнуть слова автора.
  • «Развитие памяти» Гарри Лорейн . Идеальная книга для тренировки памяти и воображения. После прочтения вы станете лучше воспринимать информацию, запоминать даты и большие числа, играючи продолжать сюжетную линию любого рассказа.

Как развить концентрацию внимания для быстрого чтения

Уже упоминаемый Павел Палагин сказал: «Если и есть главный секрет эффективности, то это концентрация». Действительно, без нее читать быстро вы не сможете. Дело в видах внимания человека, о которых мы подробно писали . Необходимо иметь сильное произвольное внимание, чтобы удерживать взгляд на книге, втягиваться в нее и не отвлекаться на посторонние шумы. Дадим несколько упражнений:

  • Возьмите чистый лист и карандаш: не отрывая грифель от бумаги, ведите линию в произвольных направлениях. Следите за ней. Как только внимание переключиться на что-то другое, начните заново. Делайте упражнение, ежедневно постепенно увеличивая время. Идеальный результат - 5 минут.
  • Сядьте на стул. Поднимите руки на уровень груди и соедините указательные пальцы. Разведите их на 2–3 мм друг от друга и крутите по часовой стрелке. Описываемая окружность должна быть небольшой. В течение 7 минут следите за кончиками пальцев, не отрывая взгляд. Если взгляд перескочил - начните упражнение сначала.
  • Упражнение «Концентрация на точке» предлагаем освоить на примере видео. Выполняйте все, что говорит комментатор, и вы получите эффект после первой тренировки.

Мы уже давали советы по быстрому чтению в этой Дополним сказанное, и предложим еще несколько лайфхаков:

  • читать быстро можно только в двух положениях: сидя или стоя с прямой спиной. В этих случаях концентрация находится на пределе, вы лучше усваиваете информацию. Если вы читаете сидя на стуле и чувствуете, что засыпаете - встаньте на 15–20 минут;
  • перед тем, как сесть за книгу, впустите в себя энергию: потанцуйте 3–4 минуты, сделайте пальчиковую гимнастику или займитесь
  • перед чтением улыбнитесь книге, которую собираетесь взять в руки. При всей глупости звучания, книга «улыбнётся» вам в ответ. На уровне психологии прием помогает настроиться на позитив. В этом состоянии любая информация воспринимается легче и запоминается быстрее;
  • принимайте Глицин D3: он насыщает мозг кислородом. Это усиливает внимание и позволяет лучше концентрироваться;
  • совет подходит для нехудожественно литературы: откройте выводы по главе и внимательно разберите их. Медленно и вдумчиво. После этого прочитайте главу целиком. Вы сможете повторить пройденный материал и запомните его лучше. Благодаря известным фактам скорость чтения вырастет - вы будете скользить по новому материалу, захватывая краем глаза уже известный.

Напоследок хотелось бы сказать словами Джона Уизерспуна - американского актера: «Никогда не читайте книгу только потому, что начали ее читать». Ищите свою «литературу» и посвящайте ей свободное время. Так качество знаний и уровень навыков значительно возрастет. Хорошего дня!

Чтение – это один из самых быстрых и древних способов получения накопленных че-ло-ве-чест-вом зна-ний. Вы читаете прямо сейчас! И это, казалось бы, обыденное явле-ние поистине уди-ви-тель-но. Из всех живущих на Земле существ возможность пе-ре-да-вать свои мыс-ли сквозь поколения есть только у людей. И это дает людям ко-лос-саль-ное эво-лю-цион-ное преимущество. Дело в том, что передать будущим по-ко-ле-ни-ям свой опыт на уровне генома можно только в отношении примитивных по-ве-ден-чес-ких реак-ций. Именно поэтому в эволюционном процессе усложнения ор-га-низ-мов вы-ра-бо-тал-ся ме-ха-низм обучения. Взрослые особи стали обучать молодняк . Но бла-го-да-ря воз-мож-нос-ти фик-си-ро-вать свои мысли в виде символов люди могут не-по-средст-вен-но учиться у великих. Вы можете читать Достоевского, Шопенгауэра, На-по-лео-на и дру-гих ве-ли-ких людей прошлого, а не только учиться жизни у ал-ка-шей и быд-ла с со-сед-не-го подъ-ез-да.

К сожалению, возможностью читать пользуются далеко не все. И это очень печально. Но это мож-но использовать! Чем меньше читают остальные, и чем больше читаете Вы, тем ве-ро-ят-нее, что имен-но Вы будете говорить остальным, что делать. Только не нужно про-во-дить пря-мой кор-ре-ля-ции. Это не единственный фактор! Но информация дает пре-иму-щест-во в кон-ку-рент-ной борьбе, а чтение – это и есть получение информации. И с каж-дым днем этой ин-фор-ма-ции становится все больше и больше. Если ещё в XVIII–XIX ве-ках че-ло-век, про-чи-тав-ший 300–350 книг, уже мог считаться интеллигентом, человеком вы-со-ко-об-ра-зо-ван-ным, то уже в XX ве-ке товарищ Сталин читал по 1 книге в день .

Именно всевозрастающие объемы информации вынуждают людей искать способы её бо-лее быс-тро-го по-лу-че-ния. Таким способом является скорочтение. Им пользовался один из са-мых из-вест-ных американских президентов Джон Кеннеди . Он настолько це-нил этот метод, что при нем даже отправляли членов администрации президента в пер-вую в ми-ре шко-лу скорочтения, основанную в 1958 году Эвелин Вуд. Хотя в таких за-ня-ти-ях нуж-да-ют-ся не все. Например, Максим Горький обладал способностью фе-но-ме-наль-но быс-тро читать без всяких спе-циа-ли-зи-ро-ван-ных школ. Но, если у Вас нет та-ко-го та-лан-та, это ещё не значит, что Вы не можете добиться таких же результатов тя-же-лым тру-дом. И вот именно то, насколько эффективно скорочтение, а так же то, как ему мож-но обу-чить-ся, мы и со-би-ра-ем-ся выяснить в этой статье.

Эффективно ли скорочтение?

Существует достаточно много различных методологических указаний по реализации тех-ни-ки ско-ро-чте-ния, но они все фокусируются на двух основных показателях: скорости и ус-вояе-мос-ти про-чи-тан-но-го. На самом деле, исследования показывают, что ско-ро-чте-ние – это ско-рее просматривание, нежели чтение , поэтому умение фо-ку-си-ро-вать вни-ма-ние, струк-ту-ри-ро-вать и запоминать ключевые моменты текста – это ключ к эф-фек-тив-но-му ис-поль-зо-ва-нию скорочтения . Конечно, если нужно вникнуть де-таль-но в на-пи-сан-ное, как в случае с учебным пособием, то тут ни о каком ско-ро-чте-нии не мо-жет быть и речи, тут скорее надо использовать «медленочтение». По-че-му? По-то-му, что ско-ро-чте-ние подразумевает опущение незначительных деталей .

Есть ряд школ скорочтения, которые утверждают обратное. Дескать, можно читать чуть ли ни ты-ся-чи слов в минуту, не упуская никаких деталей, но контролируемые ис-сле-до-ва-ния, к сожалению, не подтверждают этих утверждений . С другой стороны, ког-да че-ло-век читает немного быстрее обычного, то его понимание текста и объем за-по-ми-нае-мой ин-фор-ма-ции возрастает , и это обусловлено именно повышением вни-ма-ния чте-ца. По-это-му отвечая на поставленный в заголовке вопрос, можно сказать, что ско-ро-чте-ние эф-фек-тив-но до тех пор, пока способность человека концентрировать вни-ма-ние адек-ват-но его ско-рос-ти чтения. Именно поэтому вместе с тренировкой ско-рос-ти чте-ния не-об-хо-ди-мо тренировать и способность усваивать прочитанное.

Методология обучения скорочтению

Скорость: развитие этого качества лежит в области сосредоточения, фокуса зрения и вос-прия-тия. Со-сре-до-то-че-ние означает, что человек должен быть сфокусирован на чте-нии. С этой це-лью необходимо пальцем водить под строчками, чтобы глаза не раз-бе-га-лись по все-му листку. Фокус зрения определяет то, сколько слов одновременно ви-дит че-ло-век. Скорочтение подразумевает одновременное восприятие нескольких слов, как це-ло-го, как че-го--то монолитного. Точно так же, как человек не читает слова по сло-гам, мож-но на-учить-ся чи-тать не по словам. Именно в этом помогает последний пункт – вос-прия-тие. Не-льзя про-го-ва-ри-вать слова в голове! Чтобы всему этому нау-чить-ся, на-до про-бо-вать. Пытайтесь сначала захватывать по 2 слова, по-том по 3, по-том по 4, мож-но использовать таблицу Шульте, и кон-цент-ри-руй-тесь на том, что-бы не про-го-ва-ри-вать их про себя.

Усвояемость: это качество необходимо развивать отдельно от скорости, вернее па-рал-лель-но. С этой целью тренируются такие качества, как концентрация внимания и за-по-ми-на-ния. Кон-цент-ра-цию внимания можно тренировать очень разными способами, на-при-мер, вдум-чи-вой концентрацией на совершенно неинтересных предметах, таких как се-кунд-ная стрел-ка. Человек просто осознано следит за движением секундной стрел-ки по 5–10 ми-нут под-ряд, стараясь не отвлекаться на посторонние мысли. Для тре-ни-ров-ки за-по-ми-на-ния нуж-но учить-ся искать в тексте слова–триггеры, которые от-ра-жа-ют его ос-нов-ную суть, а по прочтению текста пересказывать себе, что Вы из него ус-вои-ли. Так же Вы мо-же-те использовать другие ме-то-до-ло-ги-чес-кие указания из книги Ба-ра-но-вой «Ско-ро-чте-ние. Для студентов, менеджеров и заядлых читателей». Их там мно-го и на лю-бой вкус!

Скорочтение полезное умение для современного человека, которое развивает скорость чтения. Для того чтобы овладеть высокой скоростью чтения, нужно постараться овладеть другими навыками, которые станут основополагающими.

  1. Внимание

    Концентрацию

    Периферийное зрение

Помимо перечисленного необходимо научиться работать правильно с текстом и выполнять упражнения на тренировку скорости чтения, о чем можете прочесть в этой статье.

Что такое регрессия и реципация? Сходства и различия, влияние на процесс чтения

Регрессия – непроизвольный возврат глаз к предыдущим словам и фразам вовремя чтения. Почему так происходит? Большинство чтецов имеют эту вредную привычку. Она возникает, потому что наша концентрация слабо развита и слова, к которым вернули внимание - забылись.

Регрессия может быть спровоцирована осознанно после того, как поймете, что не поняли прочитанное чуть ранее. Может быть спровоцирована подсознательно.

Постарайтесь избавиться от внешних раздражителей, которые отвлекают и мешают процессу чтения.

Регрессия отнимает примерно 5% от времени всего чтения. Если рассматривать данный факт в больших объемах, то 5% - это приличная часть.

Понятие «реципация» схоже с понятием «регрессия» тем, что это возвращение к ранее прочитанному тексту еще в процессе, но реципация – это не подсознательные возвраты, а Ваши, по причине возникновения непонятных моментов.

Эти отклонения при чтении забирают время, а значит, читатель должен с ними бороться. Тут зависит только от Вас самих, важно:

    Суметь правильно настроиться на чтение

    Тренировать концентрацию

    Изолироваться от раздражителей

    Бороться с желанием вернуться назад

Читать вслух или про себя?

Чтение вслух или движение губами беззвучно во время чтения называется артикуляцией .

Артикуляция – привычка, от которой придется отказаться, если целью является улучшение скорости чтения, и я объясню почему.

Проговаривая вслух, значительно ограничивается скорость чтения, так как проговаривание слов занимает больше времени, чем их восприятие мысленно.

Беззвучная артикуляция также влияет негативно на скорость чтения. Без звука можно либо проговаривать одними губами без голоса, а можно мысленно и оба варианта не подходят. Движения губами ограничивает точно так же скорость, как и чтение вслух. Проговаривание мысленно немного быстрее, но снова накладывает ограничение.

В идеале требуется научиться подавлять проговаривание, как вслух, одними губами, так и мысленно. Если попытки увенчаются успехом, то скорость чтения возрастет в несколько раз.

Почему важны тренировки памяти и внимания?

В начале статьи сказано, что внимание и память – одни из самых важных навыков для улучшения скорости чтения.

Тренировки внимания дадут значимый эффект для скорочтения. Часто чтение бывает рассеянным, что приводит к регрессии и реципации. Вы уже знакомы с этими понятиями и тем, что они тормозят процесс. С тренировками внимания улучшится понимание текста, будет усваиваться больше информации, чем раньше и не будет тяги к возврату в тексте.

Концентрация играет немало важную роль. Высокий уровень концентрации даст возможность полностью погрузиться в книгу, лучше воспринимать, понимать информацию, не отвлекаться от чтения.

Запоминание материала на большой скорости

У читателей статьи может возникнуть вопрос: «А можно ли запоминать всю информацию, читая на большой скорости?». Скорочтение – навык быстрого чтения с наибольшим процентом запоминания , то есть близким к 100%.

Иностранными учеными проводились исследования о влиянии скорочтения на интеллектуальное развитие и мышление, которые, безусловно, дали положительный результат. Быстрое чтение активирует процессы мышления намного эффективнее, чем медленное.

Об интеллектуальном развитии не стоит даже и говорить негативно, потому что поступает больше информации, а значит и развитие идет быстрее!

Как усвоить информацию на большой скорости?

Развитие скорости чтения и понимания информации происходит на разных этапах и, обычно, в разных упражнениях:

    Вы должны себя настроить, сконцентрироваться на работе с текстом, чтобы быть предельно внимательными.

    Возьмите в привычку выделять по ходу чтения основную мысль текста или его составных частей. Если вы будете выделять у группы абзацев основную мысль, то будет проще ориентироваться в усвоенном материале.

    Оставляйте время на усвоение и обдумывание полученного материала.

Также есть хороший способ запомнить основную мысль куска текста – придумать ассоциацию к нему, при мысли о которой будет всплывать тема. Главное, чтобы ассоциация строилась запоминающаяся и яркая.

Делайте паузы после каждой главы или большого отрывка и задавайте вопросы о содержании и теме. Например, «Какая основная мысль только прочитанной главы?» или «Какие главные идеи этого отрывка?». Можете сделать краткий пересказ по основным моментам.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Наверняка, вы не раз слышали такое выражение, как техника быстрого чтения. Но делали ли вы что-либо для того, чтобы освоить навыки скорочтения? Да и какова нормальная скорость чтения и как измерить ее? Давайте же поговорим о том, что такое скорость чтения и как именно можно ее увеличить. Кроме того, затронем мы и такие вопросы, как проверка техники чтения, его виды, а также рассмотрим наиболее эффективные упражнения, которые помогут существенно увеличить скорость восприятия текстовой информации.

Что такое техника чтения?

Прежде чем мы с вами разберемся, как можно быстро читать, запоминая при этом материал, поговорим о том, что такое скорость чтения и как именно ее измеряют. Затронем также технику скорочтения, которая позволяет довольно быстро и качественно обрабатывать тексты. Отметим также, что скорочтение и развитие памяти довольно тесно связаны между собой.

Скорость чтения - отношение прочитанных знаков ко времени, за которое они прочитаны. При этом учитывается понимание текста, то есть то, насколько внимательно читатель прочитал его и запомнил.

В школьной практике скорость чтения измеряют в словах, но специалисты рекомендуют измерять ее в символах, так как длинна слов разная.

Скорочтение - набор специальных техник и методик, которые позволяют значительно увеличить скорость чтения, восприятие содержания текста. Люди, которые владеют техникой скорочтения, имеют широкое умеют фильтровать прочитанный материал, выделять в нем основное. А самое главное, могут быстро найти в тексте нужную информацию. Именно поэтому довольно важно знать, что такое техника быстрого чтения и как овладеть ею в короткий срок.

Виды чтения

Прежде чем говорить о технике чтения и о том, скажем пару слов о видах чтения. Кстати, отметим, что большинство из них - это способы быстрого чтения.

Психолингвисты и люди, занимающиеся обучением скорочтению, выделяют несколько видов ознакомления с текстом. Так, можно выделить углубленное, быстрое, панорамное, выборочное, а также чтение-просмотр и чтение-сканирование.

Давайте кратко охарактеризуем каждый из этих видов и разберем их особенности.

  • Так, при углубленном чтении производится анализ всех деталей, критикуется прочитанное, формулируются выводы. Обычно так обрабатывается научная литература.
  • Быстрое чтение подразумевает не только высокую скорость процесса, но и отличное понимание прочитанного. Сюда можно отнести ознакомление с художественной литературой.
  • При панорамном чтении используется методика расширения периферийного зрения. То есть человек, читающий таким способом, охватывает глазами довольно большой участок текста, что значительно влияет на скорость. Таким образом можно изучать практически любую книгу.
  • При выборочном чтении обрабатываются лишь некоторые части текста. Это могут быть отдельные главы, разделы, абзацы и даже предложения. Такой применяется студентами при подготовке к экзаменам.
  • Чтение-просмотр обычно применяется специалистами и студентами при подборе той или иной литературы. Просматривая книгу - аннотацию, предисловие, оглавление, человек решает, нужна она ему или же нет.
  • При чтении-сканировании производится быстрый просмотр страниц с целью поиска отдельных определений, дат, фамилий и имен.

Основные составляющие скорости чтения

Прежде чем мы разберем, что такое методика быстрого чтения, поговорим о составляющих быстроты данного процесса. Для того чтобы проверить скорость чтения, нужно в первую очередь знать о них.

Так, формула, по которой обычно рассчитывают скорость чтения, выглядит следующим образом:

  • V = Q х K: T.

Давайте теперь расшифруем каждое из этих условных обозначений.

Нормативы скорости чтения

Выделяют несколько скоростей чтения. Измеряется она в знаках, так как такой параметр более объективен, чем такие измерения в словах.

При этом очень медленной считается скорость в 900 знаков в минуту. Медленная приравнивается к 1200 знакам в минуту. Человек, читающий 1500 знаков в минуту, читает на средней скорости. Выше средней считается 1800 знаков. Быстрое чтение подразумевает скорость в 3000 знаков, очень быстрое - 5000, а люди, которые осваивают за минуту выше 10 000 символов, считаются овладевшими сверхбыстрой скоростью чтения.

Проверяем скорость чтения

Прежде чем говорить об упражнениях, которые помогут вам значительно улучшить скорость чтения, стоит ее проверить. Для этого можно как воспользоваться специальными программами, так и проверить ее самостоятельно, хотя это могут быть не совсем точные данные. Если вы решили воспользоваться вторым вариантом, то вам обязательно понадобится помощь кого-либо из родных или знакомых, текст, секундомер.

Начинаем с того, что берем в руки незнакомый текст, затем просим засечь время, за которое вы его прочитаете. Начинаем читать. По окончании вам должны задать пару вопросов по тексту. Если вы ответили на них, это очень хорошо. Если же нет - уже хуже. Кстати, отметим, что скорочтение и развитие памяти - две неразрывные вещи. Если вы довольно быстро читаете и не запоминаете прочитанного, то ни о каком скорочтении не может идти и речи.

Далее считаем количество прочитанных знаков в тексте (это можно сделать с помощью программы Word (Статистика) выделив нужный отрезок). Затем используем приведенные выше формулы и вычисляем нашу скорость чтения. Тут отметим, что коэффициент понимания считать не стоит.

Таким образом, вы сможете определить для себя, следует вам повышать скорость чтения или же нет.

Зачем развивать скорость чтения

Главная причина, по которой следует развивать навыки скорочтения, - повышение восприятия информации. Нас постоянно окружают разнообразные сообщения, и довольно важно, чтобы мы успевали вовремя воспринимать и запоминать их. И если восприятие звуковой и визуальной информации происходит довольно быстро и развить этот навык практически невозможно, то восприятие текстовых сообщений происходит довольно медленно и напрямую зависит от нашей скорости чтения. Именно поэтому следует развивать навыки скорочтения, причем делать это нужно не только взрослым, но и детям. И именно поэтому скорочтение для детей - довольно нужный навык.

К тому же процесс этот развивает память и внимание. Достоверно известно, что чем больше человек читает, тем он грамотнее и развитее. А для того чтобы читать много, нужно уметь читать быстро.

Отметим также, что люди всегда стремятся овладеть особыми навыками, которые присущи далеко не всем. Так вот, скорочтение также относится к ним. Освоив его, вы сможете с чистой совестью рассказывать о своих достижениях знакомым и друзьям.

Причины низкой скорости чтения


Эти и многие другие вещи значительно снижают возможность быстро освоить скорочтение. Для детей и взрослых существуют специальные упражнения, которые помогают решить указанные проблемы.

Методики развития техники чтения

Если вы хотите освоить любой метод быстрого чтения, то вам обязательно нужно знать о разнообразных методиках и методах, которые помогут вам существенно улучшить восприятие информации.

В принципе, каждый психолингвист и специалист в данной сфере вырабатывает свою собственную методику обучения скорочтению, делая упор на тот или иной комплекс упражнений.

Наиболее известные из них - методика быстрого чтения Олега Андреева, Андрея Сподина.

В основе всех их лежат одни принципы - расширить поле и угол зрения человека, научить его избегать регрессий, артикуляционных движений при чтении, развить память и мышление, умение критически воспринимать и запоминать текст.

Не важно, чью методику вы выберете, главное - чтобы вам было легко и интересно по ней заниматься.

Ниже мы предлагаем вам упражнения, которые лежат в основе практически каждого курса по скорочтению.

Упражнения для развития скорости чтения

Если вы хотите развить свои навыки скорочтения, рекомендуем вам ежедневно работать над этим. Для этого нужно выделять для занятий хотя бы час свободного времени и выполнять несложные упражнения, о которых мы сейчас вам расскажем.

  • Читая текст, закрывайте каждую прочитанную строчку чистым листом бумаги. Вместо листа бумаги можно использовать руку. Главное - не возвращаться назад и не открывать уже прочитанных вами строк.
  • Работайте с постепенно расширяя угол зрения. Кстати, техника быстрого чтения подразумевает также наличие широкого угла зрения.
  • Читая, обязательно держите на губах указательный палец - это поможет предотвратить артикуляцию, то есть проговаривание прочитанного текста губами.
  • Не отвлекайтесь на посторонние звуки, старайтесь читать в тишине и максимально концентрировать свое внимание на тексте.
  • По прочтении пересказывайте себе прочитанное, проверяйте, все ли вы запомнили или же что-то ускользнуло от вас.

Установите специальные программы, которые помогают быстро читать тексты. Так вы сможете менять темп чтения, постепенно привыкать к нему. Ниже мы предложим вам несколько таких программ и поговорим немного о том, какая техника быстрого чтения для детей существует.

Программы для развития навыков скорочтения

Мы с вами разобрались, что такое чтение, его скорость, вспомнили несколько довольно простых упражнений, которые помогут нам улучшить свои показатели. Давайте же теперь рассмотрим программы для быстрого чтения. Приведем три наиболее известные и употребляемые.

  • Программа Spritz помогает быстро читать тексты. Вы вводите в поле нужный вам кусок и устанавливаете скорость, с которой программа читает его. Весьма хороша для того, чтобы проверить не только скорость своего чтения, но и в рекордные сроки освоить материал.
  • Вторая программа - Psy games. Это целый комплекс разнообразных упражнений, который поможет расширить поле зрения, улучшить память и внимание, реакцию.
  • Отметим также еще один комплекс для улучшения навыков чтения - Speed reading software. С его помощью также можно значительно подтянуть скорость чтения.

Учим детей скорочтению

Последнее, о чем стоит упомянуть, - обучение скорочтению детей. Как мы уже говорили, данный навык будет довольно полезен как для развития памяти, внимания вашего сына или дочери, так и для дальнейшего обучения в школе или университете.

Несколько советов тем, кто хочет узнать, как научить ребенка быстрому чтению. Для того чтобы научить детей быстро читать, нужно в первую очередь показать им, что они могут это делать. Для этого можно провести следующий опыт. Дать прочитать текст, при этом следует ограничить время чтения одной минутой. Затем подсчитайте количество слов в прочитанном отрезке текста и попросите ребенка прочитать его еще раз. При этом снова засеките время. Второй раз текст будет прочитан быстрее, а значит, вы сможете доказать ребенку, что чем больше он читает, тем больше увеличивает скорость чтения.

Обязательно расспросите ребенка после прочтения о том, что именно он узнал из текста. Это поможет научить читать не только быстро, но и внимательно.

Отметим, что любая методика быстрого чтения для детей будет интересна только в том случае, если вы будете стараться заинтересовать ребенка, заниматься с ним в игровой форме, не заставляя делать то, чего он не хочет.

Выводы

Итак, мы с вами разобрали, что такоетехника быстрого чтения и насколько важно овладеть ею. Мы выяснили, какие виды чтения существуют, что мешает нам читать быстро и как можно преодолеть эти препятствия. Поговорили и о том, как приучить ребенка к чтению, развить его навыки.

Надеемся, наша статья была полезна.

Уже много столетий люди обладают таким навыком как скорочтение . У людей всегда существовала тяга к знаниям не меньше ее и в наше время. А так как в наше век жизнь стала более стремительна, то вопрос скоростного чтения и запоминания прочитанной информации стоит очень остро.

Исследования, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения,

Интересную методику выработки беглого чтения разработал В. И. Зайцев. Исследования, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Он считал, что совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников.

Читателю следует иметь в виду при изучении быстрого чтения

Каждый текст требует определенной скорости чтения, своей методики обработки информации в соответствии с прошлым опытом читающего человека. Важно иметь в виду то, что скорость работы мозга определяет темп обработки информации.

Принципы скорочтения:

  • Визуализируйте четкие цели перед чтением. Решите что вы хотите сделать с текстом. Какой метод чтения текста вы будете использовать запомнить наизусть просмотреть, найти какой либо факт, внимательно прочитать, ...
  • Мысленно соединяйте прочитанные знания с полученными ранее знаниями. Систематизируйте Прочитал - продумал - решил что следует делать в будущем. Представил в уме - решил для себя как нужно применять на практике полученные знания.
  • Гибко меняйте скорость чтения . На мусор не обращайте внимания.
  • Перечитывайте важные моменты текста до тех пор, пока они не станут полностью понятными.
  • Работайте на пике интереса . Читать неинтересные тексты нельзя.
  • Активно перерабатывайте информацию . Читайте с записной книжкой.
  • Придумывайте вопросы автору текста . Пишите автору письма, пишите заметки.
  • Устали? - Отвлекитесь . Меняйте периодически виды работ.
  • Если нет применения знаниям - значит, напрасно читал.

В детстве все начинали с чтения вслух, привычка проговаривать про себя текст укоренилась и является существенным ограничителем скорости - предел речевого канала составляет примерно 150 слов (900 знаков) в минуту. Обычно при чтении в поле зрения попадает одно-два слова, средняя ширина поля обычного читателя зрения составляет 10-12 символов. Главная из этих причин - низкая пропускная способность речевого канала, который участвует в традиционном чтении.

Тренировка угла зрения для скорочтения

Как увеличить скорость чтения в домашних условиях

При обучении скорочтению в первую очередь пытаются отключить речевой канал.

Каждый день каждому из нас необходимо поглощать большое количество новой информации. В нашем подсознании спрятана способность – чтение по диагонали. Поэтому стали появляться различные методики скорочтения. Скоростное чтение и запоминание.

Суть такой техники заключается в быстром прочтении любого текста. Представим что человек посещал курсы и научился быстро читать. Со стороны не понятно, как он это делает - и про него говорят, что читает он по диагонали. Стоит окинуть его взглядом, как запоминаются все подробности.

Для того чтобы осуществить новый подход к читаемому материалу, вам необходимо освоить некоторые движения глаз. П В процессе чтения исключительно используется горизонтальная составляющая и в редких случаях - вертикальная. Читатель обычно сосредоточивается на какой-то одной строке и имеет лишь очень смутное представление о других строках, расположенных выше и ниже читаемой. Читая книгу, вы напрасно потеряете много минут или часов

Вы научитесь одним взглядом охватывать целые "острова" информации, вместо того чтобы концентрировать свое внимание лишь на том, что написано в одной печатной строке. Такая техника чтения поможет значительно быстрее воспринимать информацию, чем это возможно при использовании обычного метода чтения по диагонали восприятия информации каждого читателя имеет вертикальную и горизонтальную составляющие.

Разместите мандарин в позиции чуть выше и позади вашей головы. Представьте, что мандарин завис в нескольких сантиметрах над вашей головой. Опустите свою руку и полностью расслабьте плечи. Представьте, что этот волшебный мандарин всегда остается там, независимо от того, как двигается ваша голова.

Закройте глаза и почувствовайте, как гораздо более спокойно и бдительно вы себя чувствуете.

Поддерживайте это чувство, откройте глаза. Убедитесь, что ваша книга расположена правильно и начните читать еще раз в течение 20 секунд.

Снова запишите количество строк, которое вы успели прочесть.Представьте, как открывается ваше поле зрения.

Необходимо создать совершенное состояние разума, используя «технику мандарина». Это метод, заставляет ваш мозг работать таким образом, что вы сможете читать быстро, несмотря ни на что.

Никогда не читайте «вслепую». Всегда имейте цель.

Вытяните руку перед собой и возьмите воображаемый мандарин. Представьте себе цвет, текстуру корки и возможно даже сладкий, резкий запах. Затем переложите его в руках и почувствуйте вес.

Если ученик имеет скорость чтения в 7-8 классе менее 60 слов, а домашнее задание составляет восемь страниц учебника или 6500 слов, то 6500: 60 = 107 минут.Речь идет об оптимальном чтение в темпе разговорной речи.

По оценкам психологов, на успеваемость влияют более двухсот факторов. Разные люди обладают разным темпераментом. Большинство из них являются холериками и сангвиниками

  1. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивое внимание.
  2. Умения надо довести сначала до автоматизма, до уровня навыка.
  3. Сильное влияние на успеваемость оказывает скорость чтения.
  4. Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения.

Вы должны стремиться к тому, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.

По другому это называется подавлением артикуляции или скрытого произношения. Один из способов подавления проговаривания - постепенное увеличение скорости чтения.

В детстве все начинали с чтения вслух, привычка проговаривать про себя текст укоренилась и является существенным ограничителем скорости - предел речевого канала составляет примерно 150 слов (900 знаков) в минуту. Обычно при чтении в поле зрения попадает одно-два слова, средняя ширина поля обычного читателя зрения составляет 10-12 символов. Главная из этих причин - низкая пропускная способность речевого канала, который участвует в традиционном чтении

Темп от 120 до 150 слов в минуту. Около 2 часов, чтобы прочитать тексты один раз. С одного раза не поймет, надо прочитать 2-3 раза, а это 4-6 часов прибавим письменные задания, ещё прибавим время, которое ученик пробыл в школе – получится 15-часовой рабочий день. Такой ученик обречен на неуспеваемость. С увеличением скорости речевой канал не будет успевать пропускать весь объем информации. Привычка читать с проговариванием очень сильна, и велика вероятность того, что читатель вернется к прежней скорости чтения и скрытому проговариванию текста.

От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

В Соединенных Штатах Америки на многих предприятиях не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости чтения он просто утонет в потоке бумаг.

Если ученик имеет скорость чтения в 7-8 классе менее 60 слов, а домашнее задание составляет восемь страниц учебника или 6500 слов, то 6500: 60 = 107 минут.Речь идет об оптимальном чтение в темпе разговорной речи. Темп от 120 до 150 слов в минуту. Около 2 часов, чтобы прочитать тексты один раз. С одного раза не поймет, надо прочитать 2-3 раза, а это 4-6 часов прибавим письменные задания, ещё прибавим время, которое ученик пробыл в школе – получится 15-часовой рабочий день. Такой ученик обречен на неуспеваемость.

По мнению психологов – на успешность влияет более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 – скорость чтения.

Мифы скорочтения

Миф быстрого чтения

Разоблачение мифа скорочтения

Для быстрого чтения нужно иметь широкий угол зрения , для того чтобы за одну фиксацию взгляда охватить как можно больше текста и, конечно же, быстро обработать воспринятую текстовую информацию. Фокус зрения читателя зависит от того, на сколько знаком ему текст. Чем более незнаком текст, тем фокус зрения уже. Незнакомое слово будет читаться по буквам.

Чем более знаком текст, тем фокус зрения шире - в этом случае, даже, нетренированный читатель воспринимает текст как единую картинку.

Быстрому чтению мешают возвратные движения глаз.

Медленно читающий человек читает одну и ту же фразу несколько раз, а это существенно снижает скорость чтения.

Цель чтения не бежать вперед, а найти важную информацию , внимательно прочитать, пережить, прочувствовать, увязать с ранее полученной информацией.

Метод чтения по методу "читаю только вперед" хорош только для того, чтобы локализовать важную информацию, а после того, как важная информация найдена ее внимательно прочитать.

Быстро читающий человек (скорочитатель) должен использовать интегральный и дифференциальный алгоритм чтения. В обычной жизни мы читаем для того, чтобы запомнить один факт или справиться с каким-либо одним затруднением. Мы не читаем тексты для того чтобы запомнить издателя, выходные данные и дату публикации (а это необходимые пункты алгоритма) - обычному читателю это просто не нужно.

Интегральный алгоритм скорочтения способствует не увеличению скорости чтения, а замедлению.

Быстро читающий человек должен читать совершенно молча без проговаривания текста. Проговаривание текста - это серьезное препятствие в освоении навыка скорочтения. Чтение является речевой деятельностью (читайте для большей ясности википедию).

Важную прочитанную информацию нужно обязательно внимательно читать до тех пор, пока не будет изменена структура сознания и не будет понятно, как полученные знания можно применять на практике.



Похожие публикации