Возрастная психология - дошкольный возраст. Дошкольный возраст Что развиваем у детей дошкольного возраста

Изучение возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста нужно для того, чтобы правильно построить образовательный процесс как в семье, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

Младший возраст (3-4 года) - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметами.

В этом возрасте очень ярко выражается желание делать все по-своему, против воли взрослого. Ребенку предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок пытается установить со взрослыми новые, более глубокие отношения, тем самым отделяясь от них.

Проявляется осознание ребенком себя как отдельного человека. Выражается это осознание в потребности отвергать почти все, что предлагают взрослые, и делать что-то самому, даже если это не очень хочется или пока не по силам. Ребенок отрицательно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование, просьбу взрослого. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.

Также в этом возрасте возникает острая потребность общаться не столько с мамой и членами семьи, но и с ровесниками. Игра на данном этапе должна становиться коллективной. Игра с предметами имеет сюжетное наполнение, становится образно-ролевой. Ребенок воображает себя кем и чем угодно и действует соответственно этому. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10--15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое. Ребенок должен учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться один.

Ребенок активно осваивает речь, придумывает несуществующие слова, придает уже известным словам свой особенный смысл.

Исполнилось четыре года. (4-5 лет) . Движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Данный возраст характеризуется физической активностью ребенка. Заметив перевозбуждение ребенка, необходимо переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет восстановить силы и успокоиться.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Дети в этом возрасте учатся планировать свои действия. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра, также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, умение подчиняться правилам, складываются определенные навыки поведения, развивается наблюдательность, совершенствуются основные движения.

Дети в этом возрасте приобретают умения исследовать предметы, выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между этими частями. Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение обобщать свойства предметов, связывать соотношения между ними и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к опытам, которые направлены на выяснение неизвестного и непонятного.

На пятом году жизни дети активно владеют связной речью, могут пересказывать небольшие рассказы, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из жизни. Болотина Л.Р., Т.С. Комарова Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1997.

Переход в старшую группу (дети 5-6 лет) связан с изменением психологической позиции детей: они начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.

В старшем дошкольном возрасте происходит развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности характеризуется появлением новых качеств и потребностей. Это такие качества, как расширение знаний о предметах и явлениях, которые ребенок непосредственно не наблюдал . Детей начинают интересовать связи, которые существуют между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом может определить его развитие.

Для старших дошкольников характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей и навыков со стороны взрослых, воспитатель старается обеспечить условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, которые побуждают детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними более сложные задачи, поддерживает желание детей преодолевать трудности, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно в этом возрасте предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной ситуации, поддерживать детскую инициативу и творчество, демонстрировать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, с историей страны. Ребенок этого возраста способен удерживать в памяти большой объем информации. Практика «анализа» текстов, работа с иллюстрациями способствует углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Самой высокой формой самостоятельности детей этого периода является творчество. Задача воспитателя состоит в том, чтобы пробудить интерес ребенка к любому виду творчества. Этому может способствовать создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, а также словесное творчество. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает инициативы детей, создает в группе атмосферу творческой деятельности по интересам ребят. дошкольный занятие обучение возрастной

Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников.

Воспитатель обращает внимание дошкольников на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на эксперимент, рассуждение, предположение.

Старший дошкольный возраст -- период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, новому этапу в его жизни -- обучению в школе.

В возрасте 6-7 лет у детей меняются пропорции тела, вытягиваются конечности соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста, складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности

В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.

Дети этого возраста становятся выносливее, сильнее, более активнее, но возникает эмоциональное перенапряжение и повышенная утомляемость. Противоречивость развития ребенка 6-ти лет можно сравнивать с возникающими противоречиями и сложностями в подростковом возрасте.

Старший дошкольный возраст благополучен для формирования самооценки ребенка. Это способствует улучшению умений сравнивать себя со сверстниками. Ребенок этого возраста рассматривает оценку взрослого как оценку себя в целом, поэтому использовать замечания и наказания в процессе обучения детей 6-7 лет можно очень редко. В противном случае у детей формируется заниженная самооценка, неуверенность в себе.

Часто ребенок в этом возрасте готов и хочет пойти в школу, так как смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он очень стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также способностью сосредотачиваться на 35--40 минут, выполняя какой-либо ряд задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам жизни ребенка.

Дети этого возраста могут давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек - это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и тонко их различать, например, очень хорошо различают отрицательную окрашенность слова «экономный» и «жадный». Также могут совершать нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно отказаться от приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции у детей данного возраста становятся достаточно устойчивыми. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1978.

В этом возрасте у детей происходит расширение и углубление представлений о величине предметов, форме, цвете. Дошкольник может различать не только основные цвета, но и их оттенки.

То же происходит и с восприятием формы - ребенок успешно различает основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника.

К концу дошкольного детства ребенок становится самостоятельным читателем. Его интерес к чтению становится все более и более устойчивым. В возрасте 6-7 лет ребенок воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире.

Дети данного возрастного периода проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, но помощь воспитателя им все еще нужна.

Все выше разобранные особенности можно систематизировать в таблицу Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. М.:2009:

Показатели

Мышление

Наглядно-образное

Наглядно-образное

Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического

Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного

Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные

Завершение стадии формирования активной речи, учится излагать мысли

Формирование планирующей функции речи

Развитие внутренней речи

Произвольность познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные

Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное внимание в игре

Развитие целенаправленного запоминания

Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Индивидуально, у большинства низкая

Объект познания

Непосредствен -но окружающие предметы, их свойства и назначения

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями

Способ познания

Экспериментирование, конструирование

Рассказы взрослого, конструирование

общение со взрослыми, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстником

Условия успешности

Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле

Формы общения

Ситуативно-деловое

Внеситуативно-деловое

Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное

Внеситуативно-личностное

Отношения со сверстником

Мало интересен

Интересен как партнер по сюжетной игре

Углубление интереса как к партнеру по играм, так и предпочтение в общении

Собеседник, партнер деятельности

Отношения со взрослым

Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

Источник информации

Источник информации, собеседник

Источник эмоциональной поддержки

Наличие конфликтов со взрослыми

Со взрослыми как продолжение («Я-сам»)

Отсутствует

Отсутствует

К 7 годам - кризис, смена социальной роли

Сильной модальности, резкие переключения

Более ровные, старается контролировать

Преобладание оптимистического настроения

Развитие высших чувств

Игровая деятельность

Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие

Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация

Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения

Длительные игровые объединения; умения согласовывать свое поведение в соответствии с ролью

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному. Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются такие качества ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы - показатели развития любознательности. На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия.

К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный запас ребенка. Развивается грамматический строй речи.

Особенности развития речи:

  • - речь превращается в универсальное средство общения;
  • - появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
  • - ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
  • - речь становится орудием мышления и средством познания (5; с.76).

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначальный характер: персептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие мышления оказывает речь - ребенок начинает активно использовать название качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними. Зрительное восприятие становится одним из ведущих; воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину.

В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания - речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно. В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, оно становится опосредованным. Внимание связано с интересами ребенка к деятельности (15; с.90).

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти . Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал. У младших школьников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными формами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности. Он постепенно учится повторять материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти (4; с.40).

Воображение , будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. В этом возрасте ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Чувства становятся более осознанными, произвольными. Формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых (4; с. 75).

Игра оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка. Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он - индивидуальность (15; с. 85).

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов . Оно проявляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, которое становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые исполняют роль "ограничителей". Наиболее сильный мотив для дошкольника - это поощрение, награда. Более слабый - наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее - собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие черты личности, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-либо действий ребенка. Но родители чаще всего прибегают к запрету и возлагают на него большие надежды (5; с.46).

В этом возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества и другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения. Мотивы становятся относительно устойчивыми. Среди них выделяются доминирующие мотивы, то есть преобладающие в формирующейся мотивационной системе.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих (15; с. 88).

Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя.

Специфичными для дошкольного возраста являются продуктивные (изобразительные) виды деятельности:

  • - рисование;
  • - конструирование;
  • - аппликация;
  • - лепка.

В результате осуществления этой деятельности ребенок производит не только какой-то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но так же развивает моторику, воображение, внимание, память и другие познавательные процессы. В этом плане продуктивные виды деятельности сходны с игрой.

В дошкольном возрасте развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Очень важно взрослым именно в этот период поощрять труд ребенка. При этом нельзя критиковать сделанную работу. Важно не то, как ребенок ее сделал, а то, насколько ему это нравилось делать. Если родители в дальнейшем будут поощрением подкреплять желание работать, то в дальнейшем это закрепится, и ребенок с удовольствием будет выполнять любую работу. Важно при этом оценивать труд ребенка, говоря, что это у тебя получилось хорошо, а вот здесь не очень, но в следующий раз обязательно получится. Элементы учебной деятельности проявляются в умении ребенка слышать и слушать взрослого, следовать его советам, действовать по образцу и по правилу, в осознании способов выполнения действий (11; с.47).

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к обучению.

Воспитание ребенка-дошкольника имеет отличительные черты, связанные с его ростом и развитием.

Дети дошкольного возраста растут невероятно быстро (но не так, как в самые ранние годы жизни). От 3 до 7 лет они вырастают примерно на 6 см и прибавляют в весе около 2 кг в год. Цифры эти могут несколько колебаться в зависимости от разных причин. В случае значительного отставания в годичных прибавках роста и веса родители должны насторожиться, показать ребенка врачу.

Рост и развитие дошкольника выражаются не только в увеличении размеров его тела.

Центральная нервная система в таком возрасте стоит на более высоком уровне развития по сравнению с детьми раннего возраста. Условные рефлексы сложнее, разнообразнее, богаче по содержанию. Расширяется жизненный опыт малыша, и это отражается на его поведении, интересах. Дошкольник начинает глубже интересоваться всем тем, что его окружает, больше задает вопросов, и с удовольствием выслушивает объяснения. Все стремительней развивается его речь. Помаленьку увеличивается словарный запас. У старших дошкольников он состоит уже из 3000-4000 слов. Дошкольник понимает логическую речь, и это надо использовать при воспитании полезных навыков.

Чем младше ребенок, тем пояснение должно быть проще, короче, нагляднее. дошкольного возраста обладает исключительной способностью сохранять следы происходящих в ней процессов - благодаря этому дошкольники очень восприимчивы, легко многое усваивают. Но следует заметить, что следы полученных впечатлений закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны, легко нарушаются.

Казалось бы, он уже научился сам одеваться, стелить свою постель, после игры убирать на место игрушки. Но стоит ослабить внимание, перестать проверять, как он это делает, или несколько раз сделать вместо него, как приобретенный навык теряется. Только после многих повторений усвоенные умения переходят в устойчивые навыки.

Большое внимание следует обращать на дошкольника. Скелет, который служит опорой для движения и защитой для внутренних органов, еще далеко не закончил своего развития. В нем, как и у , много хрящевой ткани. Это даёт возможность дальнейшего роста, но в то же время это говорит о сравнительной мягкости, податливости костей.

Неправильное положение тела, одностороннее отягощение (например, ношение тяжелых предметов в одной руке) может повести к искривлениям скелета. Если малыш использует неподходящую мебель, долго рисует за высоким для его роста столом, он поднимает плечи, чтобы положить локти на стол. Вскоре он устает от неудобной позы и опускает одну руку - позвоночник при этом принимает неправильное изогнутое положение.

А если, например стол низок, то приходится нагибаться над ним, наклонять вниз голову, плечи - это может вызвать близорукость, сутуловатость, «круглую спину», особенно у тех детей, которые много сидят, мало двигаются. Их мышцы, удерживающие тело в прямом положении, слабы, недостаточно развиты. Постепенно сгорбленное положение тела становится привычным, вялость мышц увеличивается. Про таких детей говорят, что у них «плохая осанка».

Следует наладить жизнь дошкольника так, чтобы он как можно больше времени бывал на воздухе и чтобы в помещении всегда был чистый воздух. Очень важно проводить профилактические (предупреждающие) мероприятия против случаев заболеваний верхних дыхательных путей, оказывать своевременную медицинскую помощь, если ребенок заболел, постепенно и осторожно закаливать детский организм. Наряду с этим нужны и физические упражнения.

Тренировать ребенка в полноценном дыхании следует двумя путями: во-первых, усиливать потребность в глубоком дыхании (она возникает при работе крупных мышечных групп, например при беге, прыжках), во-вторых, приучать детей правильно дышать во время подвижных игр или несложной гимнастики.

Полезно также иногда предлагать детям игры, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями, поднимающимися в воздух от дуновения, пускание мыльных пузырей.

Хорошим упражнением в дыхании служит также достаточно громкая отчетливая речь или пение.

Гигиена дошкольников

Мамам и папам надо постоянно заботиться о чистоте кожи ребенка, ее целостности, об укреплении ее защитных свойств.

Большое внимание нужно обращать на чистоту рук, ног, волос . Там чаще скопляется пыль, грязь. На руки, особенно под ногти, вместе с грязью могут попадать также яйца глист и оттуда заноситься в рот, а затем в желудочно-кишечный канал. Этим же путем могут попасть микробы, вызывающие заразные заболевания.

Развитие движений

Говоря об особенностях детского организма и о тех изменениях, которые происходят в нем за годы дошкольного детства, важно остановиться и на том, как меняются движения детей. Речь идет о тех движениях, которыми пользуется каждый здоровый ребенок в своей обыденной жизни и в играх (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание).

Движения трехлетнего ребенка в значительной степени отличаются от движений пяти-шестилетнего.

У трехлетних вы не увидите ровной, четкой ходьбы, легкого размеренного бега. В этом возрасте дети нередко теряют равновесие и падают. Темп движений при ходьбе неравномерный. Бегают, преимущественно, мелкими шагами. Многие дети плохо отталкиваются от земли, бегут на всей ступне. Трехлетнему ребенку трудно поднять свое тело хотя бы на небольшую высоту, что необходимо для прыжка - поэтому ему еще недоступны прыжки в высоту через преграды, а также прыжки на одной ножке. Не удивляйтесь, если малыш не сумеет перепрыгнуть через веревочку, натянутую даже на высоте 5 см от пола.

Дети дошкольного возраста любят . Но согласованность в их движения отсутствует, глазомер слабо развит - поэтому им трудно ловить мяч, попадать в цель. Трехлеткам не удается далеко забросить мяч или камешек.

В три года дошкольники быстро утомляются от монотонных движений. Внимание их крайне неустойчиво, они быстро отвлекаются.

К пяти годам в движениях ребенка появляется координация. Он лучше справляется с подпрыгиванием, перепрыгиванием через небольшие препятствия, бросанием и ловлей мяча. Наибольшее затруднение вызывает метание на дальность, особенно в цель: оно требует хорошего глазомера, силы мышц, что еще недостаточно хорошо развито у детей этого возраста.

Движения шестилетних детей более ловки и точны. В это время образуются новые простейшие навыки движений, приобретается умение применять их в деятельности. Развиваются легкость, ритмичность бега, выравнивается осанка при ходьбе, лишние движения, боковые раскачивания, так часто встречающиеся у маленьких детей, исчезают. Во время быстрого передвижения у большинства детей этого возраста уже можно заметить отрыв ступней от почвы («полетность») - характерный признак бега.

Дети 6 лет могут прыгать в высоту, в длину (например, через две начерченные параллельные линии, через канавку), на одной ноге. У них развивается глазомер; метание предметов на дальность и в цель не представляет для них особой трудности.

Предлагаем Вашему вниманию отрывки из книги “Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ” Дарвиш О.В. / Под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Рассматривая процесс развития ребенка, возрастная психология дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство». Возраст, или возрастной период, имеет свою структуру и динамику. «Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития» (л.с. Выготский). В психологии сложилось два представления о возрасте: физический и психологический возраст. Физический возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения, а психологический возраст указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом ребенка. Возрастной период со своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возраст раньше, другой - позже. Особенно сильно смещаются границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками .

Условия жизни. В это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития

Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он - индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Иrpa. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ - мамы, доктора, водителя, пирата - и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связан¬ные с ними целр. Происходят качественные изменения в психике ребенка.

Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность. Как указывает В.С. Мухина, специфику рисования как особого вида деятельности составляет именно изобразительная, знаковая деятельность.

Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Мышление

Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже.

Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.

Возникают попытки объяснить явления и процессы. Дет¬ские вопросы - показатели развития любознательности.

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых И реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Речь

К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произноше¬ния. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный запас ребенка.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

Ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интел¬лектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

Речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

Речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.

Восприятие

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь - ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:

Восприятие превращается в особую познавательную деятельность;

Зрительное восприятие становится одним из ведущих;

Воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освое¬ние сенсорных эталонов);

Совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, пос¬ледовательность событий.

Внимание

В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания - речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

В этом возрасте:

Значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;

Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

Внимание становится опосредованным;

Внимание связано с интересами ребенка к деятельности; появляются элементы послепроизвольного внимания.

Память

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Воображение

Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым.

Формируются действия воображения:

Замысел в форме наглядной модели;

Образ воображаемого объекта;

Образ действия с объектом.

Эмоциональная сфера

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.

Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение.

Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

Развитие мотивационной сферы

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей Наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее - собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вред¬но, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, других детей).

Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы - преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться.

Развитие самосознания

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший.) и рациональной оценки чужого поведения.

О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего - оценкой близких взрослых.

К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность.

Развивается способность мотивировать самооценку.

Появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

Усвоение норм предполагает:

а) ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;

б) у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения;

в) ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

Кризис семи лет

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - или они стабильные, или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений - значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Кризис семи лет - это период рождения социального «Я» ребенка (Л.И. Божович). Он связан с появлением нового системного новообразования - «внутренней позиции., которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.

Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, Появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Появляется обобщенное отношение к самому себе, к окружающим. Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным.

Происходит смена основных переживаний:

Открывается сам факт переживаний;

Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;

Переживания приобретают смысл.

Таких образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связав с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

Интеллектуальная готовность (ИЛИ, шире, - готовность познавательной сферы);

Личностная (в том числе мотивационная);

Социально-психологическая готовность;

Готовность эмоционально-волевой сферы

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

2. Выготский л. С. Вопросы детской психологии. -СПб., 1999.

3. Галигуззова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. - М., 1996.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Гл. 111. Проблемы психического развития детей. - М., 1996.

5. Ильин ЕЛ.. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жиз¬ненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2001.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: феномено¬логия развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е ИЗД., стереотип. - М., 2000.

8. Сапогова ЕЕ. Психология развития человека: Учеб.пособие. - М., 2001.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо¬гии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для ву¬зов. - М., 2000.

11,ЭльконинД,Б. Детская психология. - М., 1994.

12. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

В пособии излагаются основные теоретические взгляды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области детской психологии, дается представление о возрастной норме и основных тенденциях развития ребенка на различных возрастных этапах.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 3 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 18.01.2017

Дошкольниками считают детей в возрасте от 3 до 7 лет. По сравнению с предыдущим периодом (от рождения до 3 лет) динамика общего физического развития на этом этапе немного замедляется: показатели роста и веса изменяются равномерно, в среднем по 5-7 см роста и 1-1,5 кг веса в год. Зато начинается более активное психическое развитие – формируются речь, восприятие, мышление, память, воображение. Ребенок учится управлять поведением, осознанно мыслить, отвечать за свои поступки, начинает развиваться его самооценка, тем самым «кирпичик за кирпичиком» выстраивается прочный фундамент будущей личности.

В этом возрасте дети еще не умеют взаимодействовать друг с другом, скорее, они играют рядом, но не вместе. Гораздо больше интереса у ребенка вызывает общение со взрослыми, которым он старается подражать во всем. Ведущим видом деятельности становится игра, с помощью нее ребенок не только познает мир, но и пробует проявить себя.

Роль игры в дошкольном воспитании

Особенности условного характера любой детской игры требуют воссоздания окружающей среды посредством воображения. Этот процесс можно назвать самым первым творческим опытом ребенка. Через него он может моделировать различные жизненные ситуации, проживать их, испытывая настоящие, живые эмоции. Он учится определять категории «добро и зло», «хорошее и плохое», с помощью чего закладываются основы его нравственного воспитания.

На четвертом году жизни ребенок уже способен вплетать в игру мотивы сюжетов из прочитанных сказок или минувших событий своей жизни. Он может распределять роли, наблюдать за ходом игры, ставить в ней определенные цели, решать проблемы. Управляя сюжетным развитием игры, получая удовлетворение от достижения цели, ребенок учится познавать окружающий мир. В этом заключается главный действующий фактор игры в воспитании ребенка, которую позднее с успехом применяют педагоги, обучая детей более сложным занятиям: чтению, математике и другим наукам.

Динамика и особенности психического воспитания

В игре ребенок впервые осознает себя членом коллектива (в детском саду или дома в семье). Он учится обращать внимание на настроение, особенности и поведение других людей, как это сказывается на нем самом и какое влияние его поступки оказывают на окружающих людях. Это важнейший аспект преодоления детского эгоцентризма. Ведь ранее младенцу при малейшем дискомфорте (холодно, проголодался и прочее) достаточно было подать звуковой сигнал (закричать), и взрослый тут же оказывался рядом и оказывал помощь.

После 3 лет у ребенка появляются навыки самообслуживания, и многие потребности он уже вполне способен удовлетворить сам. Но при этом возникают совершенно новые особенности в поведении и потребности более высокого класса, для разрешения которых требуются навыки взаимодействия с окружающими и развитое мышление.

Психическое развитие дошкольника тесно связано с социальной сферой. Он учится и осваивает различные социальные роли – дома он сын или дочь, в саду он друг, воспитанник, часть коллектива, он также внук, сосед по лестничной площадке и так далее. В игре он может примерять на себя различные социальные роли (роль матери/отца, брата) или профессиональные (быть врачом, поваром, воспитателем и т.д.).

В период дошкольного детства окончательно формируются компоненты интеллекта:

  • речь,
  • память,
  • восприятие,
  • мышление.

К 7 годам разговорная речь становится инструментом общения ребенка, которым он овладевает с помощью звукового фактора. Объем его памяти увеличивается. Если в раннем дошкольном возрасте ребенок не старается специально запомнить, а запоминает только яркие эмоционально окрашенные образы, то к 7 годам у него развивается механическая память. Вместе с этим восприятие ребенка в этом возрасте становится более сложным. Если в пору раннего детства он просто воспринимал информацию, то теперь, опираясь на прошлый опыт, ребенок учится анализировать и систематизировать услышанное и сделать свои выводы. А его мышление становится наглядно-образным.

Эмоциональное развитие дошкольников

Эмоции ребенка – питательная среда для формирования его психики. Он учится не только считывать эмоции других людей и детей, он также внимательно постигает способы выражения различных эмоций с помощью мимики и жестов. В этом ему также помогает игра. Он начинает осознавать себя как отдельную личность, познавать свое «Я».

Эмоциональный спектр дошкольника усложняется. В этом возрасте он знакомится с негативными и отрицательными эмоциями, такими как гнев, раздражение, досада, грусть, ревность. Положительные эмоции проживаются им более ярко и сильно, глубина эмоциональных переживаний усиливается, достигая экспрессии. Ребенок еще испытывает определенные трудности в управлении своими эмоциями, поэтому его поведение отличается излишней эмоциональностью и нестабильностью. Оно полностью зависит от его общения с окружающим миром и людьми.

Динамика и проблемы познавательного развития

В пору раннего дошкольного возраста формируется картина мира через познавательные процессы. Потребность в познании становится ключевой для дошкольника. Во избежание будущих проблем, воспитатели и родители должны уделять внимание эмоциональной составляющей этих процессов у ребенка. В этом периоде также закладываются основы мотивации. Этот сложный механизм имеет свои особенности и закономерности развития.

  • Первая стадия – любопытство – зависит целиком и полностью от внешней среды.
  • Переход на следующую стадию – любознательность – происходит после подключения ребенка к активному видению мира и его постижению, выходу за рамки увиденного.
  • Характеристика следующей стадии – устойчивый интерес к познаваемому предмету, избирательность, целенаправленность, мотивация к познанию.

В ходе воспитания познавательных способностей ребенок-дошкольник становится способен выявлять причинно-следственные связи, задавать вопросы или отвечать на них, решать задачу, проходя все этапы мышления:

  • обработка вводных данных,
  • эксперимент,
  • установление взаимосвязей,
  • выводы.

Особенности речевого развития

Психологическое развитие детей дошкольного возраста и их готовность к школе определяют по коммуникативным навыкам. Речь дошкольника к 7 годам должна быть полностью сформирована. Еще один важный показатель речевого развития ребенка – способность к диалогу. Также воспитатели и педагоги должны уделять внимание звуковой культуре речи, ее грамматическому строю, расширять словарный запас дошкольника.

Особенности воспитания таковы, что в период до начала самостоятельного чтения все речевые навыки ребенок усваивает из общения со взрослыми. Но, к сожалению, проблема в том, что бытовая речь не отличается большим разнообразием и богатством словарного запаса. В это время необходимо как можно чаще читать вслух ребенку книги, посещать с ним спектакли, комментировать происходящее, и обсуждать просмотренное и прочитанное, давая характеристики героям книг и постановок. Важно также обращать внимание самого ребенка на его речь, на то, как он формулирует и выражает свои мысли, строит предложения, изъясняется, испытывает ли при этом трудности. В идеале, он должен сам научиться оценивать грамотность своей речи, подмечать в ней ошибки, распознавать проблемы и уметь их исправлять.

Динамика физического воспитания

Очень важное время в развитии ребенка, начинается, когда закладываются основные показатели общего физического здоровья. В этом периоде наиболее заметными становятся генетические особенности ребенка.

В эту пору весьма высока динамика роста скелета, но начало и конец окостенения различных костных групп продолжается до 14-15 лет. Важнейшую роль теперь выполняет мышечная деятельность. Мышцы, связки, сухожилия помогают равномерно распределять нагрузку на костный скелет, способствуют формированию правильной осанки и свода стопы, анатомически верному положению внутренних органов брюшины.

Движение для ребенка – необходимая биологическая потребность. Если у младенца доля мышечной массы не превышает 23% от общей массы, то у дошкольника этот показатель увеличивается до 27% в среднем. Также увеличивается функциональная способность мышц. Увеличение мускульной нагрузки на детский организм, по сравнению со взрослым, имеет ограничения. Еще недостаточно развита дыхательная система, которая регулирует кислородный режим. Необходимо приучать ребенка дышать носом, спокойно вдыхать и выдыхать. Со временем навык управления дыханием развивается и проблемы отступают.

Развитие сердечно-сосудистой системы нельзя рассматривать отдельно от других систем. Работоспособность детского сердца высокая. Специалисты-педиатры считают, что физические упражнения для детей с раннего детства помогают формированию здоровой сердечной ткани.

Дошкольное развитие ребенка – одна из самых важных проблем в формировании здоровой и гармоничной личности. Особенности и высокая пластичность нервной системы помогают в освоении огромного количества навыков и умений. В этом периоде возможна быстрая корректировка ранее неправильно сформированных привычек и устранение зародившихся проблем в воспитании. Ребенок в буквальном смысле впитывает поступающую информацию как губка. А родителям и педагогам необходимо поощрять самостоятельную активность растущего человека, создавая положительное подкрепление созидательной деятельности.


Читайте далее:

Похожие публикации