Отношение китайцев к детям. Особенности воспитания детей в китае. Китайская система воспитания детей

Путешественница и журналист-фрилансер Виктория Лоскутова специально для разузнала все возможные подробности об укладе семейной жизни в Китае. Сейчас Вика живет на острове на юге страны, в провинции Хайнань и курортном городе Санья. Она учит деток английскому, ведет блог об Азии (куда я вас обязательно приглашаю) и радуется жизни.

Кто определяет в семье, что нужно завести ребенка?

Решают вдвоем. Но если один из партнеров не согласен, то ничего не выйдет. Лучше говорить об этом до брака, иначе такой важный вопрос может перерасти в огромную проблему и пропасть между родными.

Типичная китайская семья (возраст родителей, характер, отношение к родительству).

Семья в Китае - главное. На улицах всегда много людей с детьми, редко можно увидеть одиноко слоняющихся подростков, практически никогда. Все с семьей или заняты учебой, спортом, кружками. Жениться и выходить замуж в Китае считается нормальным после выпуска из высшего учебного заведения в возрасте от двадцати пяти до тридцати лет. В это же время хорошо заводить ребенка. Характер у китайцев разный, как и у людей любой другой национальности. Относительно недавно отменили закон, который запрещал уроженцам КНР заводить больше одного ребенка. Однако и после его отмены не многие решаются на второго, потому что детям в Китае отдается буквально все и тянуть двоих или больше - тяжелый труд и огромные деньги.

Иногда отношения между родителями плохие, но они живут вместе - ради детей. Малышей балуют, холят и лелеют, стараются дать максимум заботы, любви, все самое лучшее. Многие из них из-за этого растут избалованными, могут кричать на родителей и капризничать в общественном месте, зная, что им за это ничего не будет. Однажды дочь моей подруги (9 лет) была за что-то обижена на маму и прямо в ресторане подошла и вытерла рот о рукав ее белоснежной блузки. Я в тот момент перестала жевать. Подруга лишь недовольно посмотрела на дочь, поговорила с ней дома, но не на людях. Да, не била, не наказывала, просто поговорила. Она всегда говорит, что все свои уроки ее дочь получит позже, а пока надо дать ей ориентир для будущей жизни. Я не знаю, как она проводит с ней беседы, но заметила, что в последнее время поведение девочки изменилось в лучшую сторону.

Китайские мужчины присутствуют при родах жены?

Нет, ни в коем случае. Мужчинам запрещено присутствовать при родах. Китайские звезды ездят рожать зарубеж, где мужчины могут увидеть, как их ребенок появился на свет. Также среди звезд считается, что это лучше и, естественно, престижней.

Сколько принято сидеть в декрете среди китаянок?

В каждой провинции по-разному. В основном это всего лишь около месяца - 30-35 дней! Китайские мамы очень много работают, наравне с мужчинами. В некоторых провинциях это 98, 127 декретных дней. В провинции Сычуань, известной своей очень острой кухней, например, на декрет отводится 158 дней.

Детские садики в Китае.

Детские сады здесь популярны в формате gym baby. В такие принимают от 1,5 до 5 лет. Деток приводят в 8.30 и забирают около 16-17.00. Начинается день с завтрака и зарядки в игровом формате. Потом игры в специально оборудованных комнатах, пол в которых полностью застелен мягкими матами. Так что если ребенок падает (а падают они постоянно, когда бегают и прыгают), то он ничего не повредит себе ничего. Углы тоже отделаны так, что, ударившись о такой, малыш не почувствует боли. Игры чередуют с занятиями английским. Да, таких маленьких тоже учат! В основном это отдельные слова и короткие словосочетания. Во время занятий часто используют видео-программы в виде мультика и карточки с рисунками. Игрушки, конечно, тоже идут в ход. Между завтраком и обедом перекус фруктами. После обеда тихий час. После сна детки играются и вскоре их забирают родители. Это лишь одна модель китайского детского сада. Программа может отличаться. Есть, например, такие заведения, в которые родители, бабушки и дедушки могут вместе с малышами прийти поиграться, что-то вроде клуба для детей.

Развитие детей в Китае: интересные игрушки, развивающие секции, языки, спорт

Для развития детей в Китае есть все. Игрушек полно, игровые площадки, огромные комнаты в моллах, в которых кроме батутов и горок есть также современные электронные игры. Например, настольный теннис (который популярен в Китае). На экране загружается игра и дети просто в воздухе управляют ракетками, отбивая воображаемый мячик рукой в воздухе. Там работают няньки, которые следят за детьми, пока родители занимаются покупками. Больше всего детей сейчас учат английскому, с самого раннего возраста. Для этого есть специальные тренинговые центры, в которые они ходят после общеобразовательной школы. Также нанимают репетиторов для занятий один на один с ребенком. В Китае популярны различные спортивные секции, кунг-фу, настольный теннис, упомянутый ранее. Очень популярно играть на пианино и других музыкальных инструментах. Вообще дети сильно загружены с утра до вечера, практически все семь дней в неделю.

Как в Китае родители проводят досуг с детьми? Распорядок дня типичной китайский семьи на выходных?

Все тренинговые центры больше всего загружены на выходных, так как в эти дни нет школьных занятий. Загружены и игровые комнаты в моллах, зоопарки, аквапарки, парки с площадками для роллеров. В больших отелях прямо под открытым небом показывают сказки или мультики, люди ходят в бассейны, на пляж (на юге Китая или летом), в кафе, рестораны. В ход идет мороженое и другие вкусности. В выходные все работает для семейного отдыха. В будние дни обычно родители работают, дети до вечера в школе и на кружках.

Кто глава семейства обычно, как определяется?

Иногда глава мужчина, иногда женщина, зависит от того, кто больше получает. Бывает, мужчина получает много, но он прислушивается к жене. Также это зависит от провинции. В провинции Сычуань, например, правят женщины в семье. Мужчины боятся своих жен. Возможно, это как-то относится к острой пище, которую едят в этой провинции. Но говорят, что мужчины так сильно любят своих жен, что не хотят злить их, поэтому приходится слушаться! Я видела много ситуаций, когда женщины, мягко говоря, строго разговаривали со своими мужчинами и те лишь молчали в ответ. Кроме того, много лет назад считалось, что иметь сына - гордость, он император, наследник. А дочь - несчастье. Поэтому многие женщины, узнав, что беременны девочкой, делали аборт. Мальчиков баловали и исторически так сложилось, что девочкам приходилось быть сильнее и даже мужественней, чтобы выжить. Возможно, поэтому до сих пор в генах у китаянок столько силы и они пытаются управлять своими мужьями.

Значения няни в жизни китайских родителей?

Более состоятельные люди оплачивают няньку на втором месяце жизни ребенка. Это очень дорого - 15000 юаней в месяц ($2140). Такую няню называют Золотая Няня. Ее нанимают только на один месяц, чтобы научить маму, как кормить и ухаживать за младенцем. Это практикуют молодые семьи. Но чаще всего просят маму жены помочь. Обеспеченные семьи могут позволить себе няню на каждый день.

Главные принципы воспитания китайских родителей (говорят же, что французские дети не плюются едой, что в таком случае делают и не делают китайские дети)?

Нужно учиться делать все самостоятельно. При этом родители говорят: “Учись делать сам(а), потому что когда ты вырастешь, я уже не смогу этого сделать за тебя”. Особенным есть то, что старшие люди всегда накладывают еду себе первыми, самые маленькие - последними.

Если китайские дети балуются, как их усмиряют?

Если честно, они все время балуются. Родители либо никак их не усмиряют, либо наказывают, бывает, сильно, ругают, бьют… Если время есть, тебя звали-звали, а ты заигрался, могут оставить голодным. Несколько лет назад ввели закон, который запрещает родителям бить детей. Сперва это выговор в полиции, если ничего не меняется, то может быть суд и срок на несколько месяцев.

Отношения родителей: кто несет большую ответственность за ребенка?

Всегда мама. Папа занимается намного меньше детьми. Так сложилось исторически, что мама делает все, и дети рассчитывают больше на нее, чем на отца.

  • Праздники в КНР имеют семейный уклон и семья обязательно собирается у родителей мужа.
  • Старший сын всегда ответственен больше всех перед родителями.
  • Если у девушки есть младшие братья, то один месяц после рождения ее ребенка, она не может жить дома с ними и мамой под одной крышей. Считается, что это нехорошо по отношению к братьям.
  • Но сейчас все традиции постепенно сводятся на нет. Китайцы смотрят в сторону запада, китаянки все чаще выходят замуж за иностранцев и покидают родину.

Китай - страна с богатейшими традициями медицины, ткачества и вышивания, национальной кухни, живописи и др.. Благодаря трудолюбию и таланту китайский народ внес большой вклад в сокровищницу мировой науки и техники. Не менее интересна и богата традициями педагогическая наука, особенно в аспекте семейного воспитания.

Традиция уделять большое внимание домашнему воспитанию существует в Китае с древних времен. На сегодняшний день самой древней сохранившейся книгой об эстетическом понимании мира является «Шан Шу». В ней древними императорами были описаны опыты воспитания детей. После династии Чунь Чжу таких описаний стало гораздо больше. Отсюда можно сделать вывод о постоянном развитии теории домашнего воспитания в древние времена. После создания КНР социальная система претерпела резкие изменения, но традиции домашнего воспитания изменились незначительно. Были и остаются признанными принципы традиционного воспитания в Китае. Приведем некоторые из этих принципов:

  • 1. Все - от императора до простого человека - сходятся во мнении о том, что воспитание ребенка - прямая обязанность родителей. Следует оценить то, что в течение нескольких тысяч лет, на протяжении развития традиций китайского народа, очень ценилось правильное домашнее воспитание и всегда считалось, что воспитывать детей - долг родителей. Те родители, которые лишь вырастили детей, не воспитывая их должным образом, не считались полноценными родителями. Еще в древнем китайском стихотворении было сказано, что «вырастить, но не воспитать - вина отца». Если человек хотел быть полноценным родителем, он должен был придерживаться принципов традиционного воспитания. Считалось, что человек должен воспитывать своего ребенка не только в юном возрасте, но и на протяжении всей своей жизни. Со временем понятия о воспитании детей постепенно расширялись.
  • 2. Домашнее воспитание всегда было важным не только для детей и семьи, но также и для развития общества и страны в целом, так как считалось, что страна должна быть одной большой семьей. Ребенок должен был осознать с раннего детства, что он должен заботиться не только о своей семье, но и обо всей стране.
  • 3. В первую очередь ребенка приучали достойно вести себя в обществе, а уж потом его учили правильно выполнять свои обязанности, действовать. В Китае говорят: «Если хочешь добиться успеха на работе, нужно вести себя как достойный человек („стать человеком“)». По теории Конфуция, человек прежде всего должен обладать «жэнь» - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления «жэнь» - справедливость, верность, искренность и т. д.
  • 4. Чтобы дети стали самостоятельными, их с детства необходимо приучать к труду и правильному обращению с деньгами. Родители не должны откладывать материальные средства для будущего своих детей, чтобы дети не надеялись на эти деньги. Также дети не должны пользоваться социальным статусом своих родителей.
  • 5. Необходимо передавать народные традиции своим детям.

Согласно китайским традициям можно выделить важные положительные качества человека: самостоятельность, трудолюбие, любознательность, любовь и уважение к родителям и родственникам, верность своей стране, патриотизм, качественное выполнение работы, смелость, неконфликтность, честность, вежливость. Эти качества являются основным содержанием в традиционном воспитании.

Старинные традиции и обычаи прочно вошли в жизнь современного Китая, стали ее неотъемлемой частью, связывающей многие поколения людей незримой нитью преемственности. Традиции прошлого и современность наиболее контрастно проявляются в жизни китайской семьи, особенно в отдаленных сельских районах. От богатой древней культуры осталось много полезных традиций. Приведем принципы семейного воспитания, характерные для воспитания детей в семье.

Воспитание с раннего возраста. Уже в древнем Китае люди знали значимость семейного воспитания в период дошкольного возраста, знали, что воспитание гораздо легче, чем перевоспитание.

Любовь и строгость. Не баловать ребенка, показывать правильные образцы, знать добро и зло.

Хорошая окружающая среда. В любой литературе, связанной с воспитанием, говорят об одной матери «Мень», которая переехала трижды, чтобы иметь хороших соседей, которые могли бы положительно влиять на развитие ребенка. Древние ученые считали, что окружающая среда, это «воспитание без слов».

Честность. Оформление личного качества честности в раннем возрасте особенно сильно, если у человека оформилась неверность, потом он не скоро отделается от этого. Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и речь ребенка.

Личный пример родителей. Постоянные и последовательные примеры родителей имеют положительное влияние. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Родители должны воспитывать детей не только на словах, но и своими положительными примерами поведения.

Равная любовь к каждомуребенку. До политики «планового деторождения» в китайских семьях обычно имели несколько детей, любить каждого в многодетной семье важно.

Согласно старинным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе спокойное существование, глава семьи должен заботиться о непрерывности своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков. Отсутствие этого в период политики «Плановое деторождение» вносит существенный социальный дискомфорт в семье, особенно это касается семей сельской местности.

Сохранить непрерывность рода, прежде всего мужского, - задача семьи: дочь, выйдя замуж, уйдет в другую семью; сын останется в семье, женится, приведет жену и будет продолжателем рода. Следовало иметь именно сына, а не дочь, которая, выйдя замуж, принимала фамилию мужа и лишалась права служить своим родственным предкам. Она обязана была служить предкам мужа.

Главную же заботу об умершем мог принять только мужчина. Культ предков обязывал китайца заботиться о том, чтобы иметь мужское потомство, а поэтому в глазах китайцев брак выше безбрачия, обилие детей - благо, бесплодие - несчастье. Женщина, не имевшая детей, особенно мальчиков, не пользовалась никаким уважением мужа и его родителей, а бесплодие жены считалось законным поводом для развода.

Сохранившаяся и поныне, эта традиция нередко приводит к трагическим последствиям. В настоящее время самого пристального внимания заслуживает бытующие явление: дискриминация, жестокое обращение и унижение некоторых женщин за то, что они родили девочек. У некоторых людей довлеет старое представление о продолжении своего рода: рождается мальчик - неимоверная радость, есть кому передать по наследству традиции культа предков; рождается девочка - великая печаль, потому что рано или поздно ей выходить замуж, и все кончится. С женщинами жестоко обращаются, младенцев душат, совершают неблаговидные махинации.

В Китае много верующих людей и функционируют различные религии. Однако наиболее распространенными из них традиционно считаются “три религии”, или, как их называют в стране, «три учения» - конфуцианство, даосизм и буддизм.

Конфуций придавал очень большое значение этому высшему эталону человеческой добродетели. Благородный муж у Конфуция - образец поведения, человек, которому должны подражать все жители Поднебесной. Согласно этой концепции, каждый мог стать цзюньцзы, все зависело от самого человека. Главой государства мог быть только благородный муж.

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию - это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство - это большая семья, а семья - малое государство.

Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа специального порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал учение о «сяо», сыновней почтительности. Смысл «сяо» - служить родителям по правилам «ли», похоронить их по правилам « ли» и приносить им в жертву по правилам «ли».

Конфуцианский культ предков и нормы «сяо» способствовал расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремление к совместному проживанию близких родственников резко преобладало над сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, представлял собой прежде всего социальную единицу, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означало бы «потерять лицо», а потеря лица для китайца равносильна гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.

Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех.

Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - словом, это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни. педагогический семейный воспитание культурологический

В феодальном Китае вся китайская нация, носившая название «сто семейств», рассматривалась как одна большая семья, отцом и матерью которой был император. Все подданные этого большого семейства должны были проявлять к императору сыновью любовь и почтительность. С самого раннего детства китаец приучался верить, что отеческая власть принадлежит как главе малого семейства, т. е отцу, так и главе большой семьи, т. е. императору. Эта традиция сохранилась и поныне. Традиция воспитания подчинения и уважения старшим прививается с детства. Эта традиция является обязательной как дома, в школе, в обществе, так и на работе.

Культ предков - древняя традиция, с незапамятных времен наложившая глубокую печать на все стороны духовной жизни китайского народа. Ее суть - почитание и обожествление общего предка рода по мужской линии. Поэтому одной из проблем семейного воспитания в проводимой политике является страх родителей не иметь наследника, с одной стороны, а с другой - страх потерять единственного ребенка и остаться без опеки под старость лет. Все это приводит к излишней опеке над единственным ребенком, воспитанию в нем эгоизма, потеря традиции воспитания почитания старших и ответственности перед старшими. С одной стороны, родители могут больше средств потратить на образование ребенка, его интеллектуальное развитие, с другой стороны, оберегая его, боятся нагружать. Определенные издержки семейного воспитания, которые проявляются в условиях политики «Плановое деторождение» в Китае, повторяют проблемы семейного воспитания европейских стран, которые уже давно имеют одного ребенка и редко двух. Возникает необходимость педагогических действий, которые могут быть оказаны со стороны социального педагога в процессе сопровождения как родителей, так и детей.С антропологической точки зрения самой существенной является проблема человек и Другой, человек и общество (семья, народ, родина, государство). Человек, по определению Аристотеля, -- это существо социальное (ens sociale), М. Бубер определял его как диалогическое, папа Иоанн Павел II как семейное (homo familiaris) (см. Szewczyk 1993: 69).

С этим связаны две категории: общение и социализация личности. Общение -- это процесс, в котором происходит обмен информациями, опытом, навыками, как одно из необходимых условий формирования и развития личности и общества (Словарь 1989: 433). Социализация означает процесс усвоения человеческим индивидом знаний, норм и ценностей, благодаря которым он может функционировать в обществе (Словарь 1989: 602). Как подчеркивал М. Бубер, представитель персоналистического экзистенциализма, человек не является монадой, изолированной от мира бытийно и аксиологически -- он нуждается в Другом. Отношения «я-ты» приводят к новой форме интерперсональной жизни, которую можно назвать «мы».

В своем исследовании мы будем исходить из основных положений межпарадиг мального подхода в анализе вариантов возможных достижимых в опыте уровней самоорганизации общности и личности, основных положений синергетики в анализе развития «человекоразмерных» социальных педагогических систем, положений «отношенчески-деятельностного» подхода в анализе результатов воспитания в отечественных авторских педагогических системах России XIX-XX вв. А также для нас будут важны положения культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, предположившего необходимость посредничества специально организованных педагогических общностей («социальных ситуаций развития») между культурой и личностью ребенка, в процессе интериориза- ции ребенком ценностей и смыслов родной культуры и самоорганизации среды и внутреннего мира ребенка на основе естественного нравственного закона - совести .

Правильно понятая концепция Л. С. Выготского приводит каждого педагога к выводу о том, что для детей разных возрастов необходимо создавать соответствующие их возрасту «социальные ситуации развития» как системы отношений ребенка к окружающей его реальности (со-бытийные педагогические общности) и далее, действуя по принципу опережения и постановки опережающих его развитие задач, изменять их по мере его взросления, создавая в них структуры, необходимые для перевода во внутренний мир ребенка, являющимися основаниями для формирования психических новообразования данного возраста и развития способности к самоорганизации и установки на нравственное самосовершенствование.

Первым образцом педагогической общности, в которой начинается духовно-нравственное становление личности ребенка, у любого народа является семья. Для воспитания в семье не нужны специальные усилия и условия. Атмосфера открытости и любви является той естественной укрепляющей и питающей средой, на которой, как от пищи телесной - физические силы, как от знаний - способности умственные, в детях растут нравственность и духовность. Детская душа не ощущает ни в чем ни противоречий, ни недостатка. Все, что необходимо, ребенок тотчас находит в любовной заботе отца с матерью. Он и сам привыкает жить общими ценностями, вносить свой индивидуальный вклад в соборное целое. Эта атмосфера в русской цивилизации издавна создавалась укладностью всех форм народной жизни, она же царила и в церковном приходе, и в крестьянской общине, в артели и других событийных общностях русского народа.

К. Касьянова в книге «О русском национальном характере» приходит к выводу о том, что русский психотип эпилептоида (большого индивидуалиста и интроверта) с принятием христианства приобрел новую черту характера, осознанную как жизненную необходимость, способность пре- восхождения себя в пользу общего дела, формирования отношений сорадования и сострадания, преодоление своей самости, животного начала, эгоизма, сформировавшегося в борьбе с окружающей средой на первых ступенях онтогенеза. Именно на этой основе формируется и новый способ бытия русского этноса - со-бытие как особый тип общежития или единение в любви .

Такое единение человеческих душ между собой и сообща с Богом уже нельзя назвать внешним термином «коллектив». Требуется какое-то иное понятие, способное обозначить внутреннее единство, органическую духовную целостность, ощущение всеединства с мирозданием. А. С. Хомяков назвал его соборностью - «единством во множественности». Соборное начало не отменяет потребности в личном развитии, напротив, личность только и раскрывается по-настоящему, «способна становиться «сама собой», «находить себя» лишь в живом и действенном взаимообщении с людьми, с миром ценностей, с Богом» . В со-бытии человек выступает как бы фокусом всех энергийных потоков и сам осуществляет свое «со-бытие», «синергию» со всем остальным миром и с энергиями Высшего Внеположенного Истока (по терминологии С. С. Хоружьего).

Под со-бытийной педагогической общностью в исследовании мы будем понимать особый тип самоорганизующейся среды взаимодействия старших и младших на основе гуманных личностных отношений взаимопомощи в служении Добру, Красоте, Благу. Именно через совместную жизнедеятельность и глубинное диалоговое общение воспитанников и воспитателей в таких специально организованных со-бы- тийных педагогических общностях (детских сообществах) полнее передается от учителя к ученику система нравственных ценностей и ментальность, характерная для российской цивилизации. Создание нравственного климата, особого духа группы (где дух, там нравственность, там ценности), гуманных отношений сорадования и сострадания, системы разновозрастных постоянных и временных коллективов, системы самоуправления, иерархии ролей, уклада и традиций общности является необходимыми педагогическими условиями для организации самоорганизующихся живых детских сообществ в России.

Одним из первых в русской педагогике описывает такую живую самоорганизующуюся педагогическую общность, как «правильно организованное общежитие» детей в своей школе, С. А. Рачинский. Но С. А. Рачинский сразу отмечает одну особенность такой общности: «Никакая организация, как бы ни была она совершенна, не может создать организма, не может создать жизни, а всякая жизненная деятельность неминуемо создает органы, ей свойственные, ей необходимые. Будем же хлопотать о первом, а второе приложится нам. Всякая общественная деятельность слагается из личных усилий, возбуждающих и поддерживающих друг друга» . Описывая динамику самоорганизации школьного сообщества, С. А. Рачинский говорит о развивающейся благодаря ему самодеятельности школьников.

Именно такие живые со-бытийные педагогические общности, самоорганизующиеся и предоставляющие возможность для самоорганизации ее участников, будут создаваться в практике других отечественных педагогов: С. Т. Щацкого, И. В. Иони на, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Россин- ского, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова и др. - в начале и середине XX в. Проведя сравнительный анализ динамики развития этих общностей и процессов личностного развития их участников, мы пришли к выводу о том, что духовно-нравственное становление личности подростка будет успешным, если оно будет происходить в условиях специально организованной само- развивающейся со-бытийной педагогической общности.

Процессы взаимодействия в событийной общности подчиняются и осуществляются в соответствии с теориями резонанса, ритма, полевого взаимодействия и проявляется в эффектах, например, маятника.Маятниковое движение в событийной общности осуществляется так: спуск учителя за учениками на их уровень и подъем вместе с ними на возможный для них и чуть выше уровень - совместный анализ (общие собрания) - индивидуальная коррекция учителя и участника - новый совместный подъем.

Одним из первых в отечественной истории педагогики попытался осмыслить динамику развития личности ребенка в педагогической общности воспитателей и воспитанников В. Н. Сорока-Росинский. В статье «От принудительства к добровольчеству» он рассматривает необходимость определенного соотношения управления и самоорганизации в процессе воспитания и динамику их взаимодействия в истории Школы им. Достоевского.

В. Н. Сорока-Росинский приходит к выводу, что принудительность и добровольчество могут рассматриваться «как начальная и конечная стадия одного и того же педагогического процесса, в котором на первых порах дело ставится по принципу обязательности и вытекающего отсюда принуждения, но затем мало-помалу переходят к добровольчеству, все большая и большая часть работы предоставляется свободному выбору воспитанников, прежде обязательные для них виды деятельности начинают выполняться уже добровольно, и, наконец,свободная инициатива,самодеятельность и добровольная работа становятся основой всей жизни школьного коллектива» .

Анализируя отечественный опыт создания таких со-бытийных общностей в педагогических системах России, мы видим, что в начале зарождения такой со-бытийной общности создателем ее - педагогом должна быть определена ее цель и представлена модель общности, а ребенок, доверившись и раскрывшись педагогу, должен принять основные нормы общности.

На первом этапе, входя в общность, ребенок полностью находится внутри нее, регламентируется ее структурой, нормами, традициями, его задача на этом этапе соответствовать требованиям, которые он решил добровольно принять. А. В. Петровский пишет, что «человек не может осуществить свою потребность в персонализации раньше, чем освоит действующие в группе нормы и не овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены» . Ребенок полностью включается в систему контроля, учится подчиняться ей и другим людям, в первую очередь учителям. Ему все надо объяснять. К нему должен быть приставлен человек, который ему все объясняет и рассказывает о жизни в общности, помогает адаптироваться к ней.

Это момент усвоения новых знаний, чем больше он откроется и будет чувствовать себя защищенным и свободным в общности, тем больше он получит знаний, тем легче ему будет включиться в общность. На этом этапе важен личный пример и даже, чтобы разбудить совесть воспитанника, нравственный подвиг педагога. Этот уровень адаптации, на котором уже начинает действовать главная движущая сила развития - противоречие между процессами идентификации и индивидуализации.

Н а втором этапе - самоконтроля - ребенок активно осваивается через включение в общую деятельность, обсуждение результатов деятельности обязательно должно быть регулярным (лучше каждый день) и совместным, он учиться быть полезным общему делу какими-то своими индивидуальными способностями и учиться от цели переходить к результатам. По результатам он должен учиться себя контролировать. Самоконтроль - это механизм самосознания индивида, его внутренний вектор развития. Ученик осознает цели, задачи и развивает собственную активность, деятельность, которую ему поручает руководитель, произведя результат, контролируемый руководителем, активом и частично самостоятельно. Актив здесь действует, но еще нет самоуправления. Актив берет на себя функцию контроля. Процессы организации превалируют над процессами самоорганизации. А. В. Петровский называет эту ступень индивидуализацией.

На третьем этапе - самоорганизации - самоконтроль здесь как механизм развития самоорганизации развит уже у большинства членов общности. Они могут жить самостоятельно какое-то время без учителя. А. В. Петровский называет эту ступень интеграцией. Уже имеются эффективные и дееспособные органы самоуправления. Ребята сами планируют, осуществляют и контролируют деятельность. Актив и вся общность все усваивают самостоятельно, самоорганизуются и могут частично или полностью заменить педагога, развиваясь по освоенному ими типу традиции общей жизни, которую сами и продуцируют.

Если на первых двух уровнях самоорганизации у учеников происходит взаимодействие только с отдельными элементами культуры, подросток начинает подражать отдельным традициям, осваивает, присматривается к отдельным ценностям через включение в общую деятельность, то на третьем этапе он уже становится осознанным носителем традиции, культуры, ценностей.

Четвертый этап - самовыражение. Это уровень мастерства, на котором большинство великолепно выполняют задания. Когда ученик освоил все, что нужно, - он себя открывает как представитель культуры, как творец. Это уже высший уровень самовыражения человека, он в образцах культуры может себя выражать, ищет, где себя выразить. У него сформировались бытийные и событийные привычки, он освободился для высоких материй. Его стихия - самодеятельность в культуре, он разворачивает свои способности и осуществляет их в творчестве. Начинает развиваться потребность в любви и другие душевные потребности в духовно-нравственном самосовершенствования. Он чувствует свое развитие, свое движение, учится овладевать тайной свободы в себе.

Пятый этап - самореализация. На этом уровне человек всего себя отдает творчеству, он включен в этнос, творит через себя в традиции. Это уровень творчества, когда начинают не только творить в культуре, но и себя творить и помогать другим в самосовершенствовании. Это когда человек находит себя и условие для своего развития в себе самом, таланты, которыми он может другим служить, реализует себя в служении другим в общине. Общинная жизнь выглядит на первых трех уровнях как разноголосие, полифония, на четвертом уровне - симфония из индивидуальных партий, а все вместе на пятом уровне - полноценное соборное единство. Уровень самореализации возможен в такой общности, где все служат друг другу своим талантом. Если человек с утра со вечера трудится, то избегает преступлений, не попадает в зависимости, дети в авторских школах были заняты с утра до вечера.

Пятый уровень самоорганизации человеком достигается тогда, когда часть учеников становится учителями-помощниками, соратниками педагогов. Учителя готовят себе учеников для создания таких же событийных общностей. Так из опыта мы видим, что и у С. А. Рачинского, В Красных Зорях, у А. С. Макаренко, у В. А. Сухомлинского наиболее способные ученики часто становились тоже учителями, а в Та- тево и Красных Зорях даже были созданы специальные учебные заведения для подготовки их к будущей профессии педагога - педагогические техникумы.

И. П. Иванов, анализируя опыт коллективной творческой деятельности в таких общностях и свой опыт взаимодействия с ленинградскими школьниками в 60-х гг. XX в., отмечал, что развитие самодеятельности ребенка, основанной на его творчестве, не может успешно строиться в рамках традиционного для демократической педагогики отношения к воспитаннику как объекту педагогической опеки - открытой воспитательной заботы, открытых «развивающих» воздействий, а должно развиваться свободно в среде специально организованного содружества поколений.

Такое содружество поколений запускает механизмы самоорганизации, и создается педагогическая общность - содружество старших и младших, как неиссякаемый источник взаимного (целенаправленного и непроизвольного, скрытого и открытого, прямого и косвенного) воспитывающего влияния всех на всех в непринужденном обмене впечатлениями, знаниями, чувствами, интересами, умениями и требовательного отношения каждого к каждому в общих занятиях, в совместных переживаниях, в практической деятельности и в общей борьбе с общественным злом. В такой атмосфере у участников общей заботы возникают ощущения и осознание необходимости преодоления своих слабостей, недостатков, развития своих достоинств во имя успеха общего дела. Все эти влияния запускают процессы не только воспитания воспитанников, но и воспитания воспитанников воспитанниками, воспитанниками-воспи- тателей, воспитания самих воспитателей и самовоспитание каждого.

В событийных педагогических общностях России формируется такой тип личности, в котором воля определяется как способность свободного самоопределения в стремлении к нравственному самосовершенствованию. Русский философ Иван Алексеевич Ильин подчеркивал, что «воспитание... должно сообщить ребенку новый способ жизни. Его основная задача не в наполнении памяти и не в образовании интеллекта, а в зажигании сердца». Подлинное образование возможно только в такой со-бытийной педагогической общности, где взрослые помогают ребенку овладеть истинно человеческим способом бытия на основе ценностей родной культуры.

И. А. Ильин, размышляя о воспитании в грядущей России, приходит к выводу, что страна нуждается в новом, «предметном» типе воспитания, способном «вывести человеческую душу из состояния холодной индифферентности и слепоты к общему и высшему; открыв его глаза на его включенность в ткань мира, на ту ответственность, которая с этим связана, и на те обязательства, которые из этого вытекают, вызвать в нем чутье и вкус к делам совести, веры и чести, права и справедливости, церкви и Родины» . Тогда, мы предполагаем, сформированные в со-бытийной педагогической общности на основе культурных ценностей гуманные отношения у молодежи будут способствовать зарождению процессов самоорганизации как в производственных, так и в других общностях современной России, а на их основе будет формироваться новая демократии «участия» и внеэкономическая социально обусловленная мотивация работников информационной эпохи.

Невероятное трудолюбие, целеустремленность и терпение китайского народа – во многом заслуга специфической системы воспитания, принятой в этой крупнейшей азиатской стране, показывающей в бурные темпы экономического роста и завидные спортивные успехи. Мы бы, пожалуй, назвали эту систему авторитарной и даже жестокой, но сами китайцы считают ее абсолютно естественной и единственно верной.

Печально известный лозунг «Одна семья – один ребенок», выдвинутый правительством в 80-е годы 20 века, заставил семьи с особой тщательностью подходить к рождению ребенка – права на ошибку у них не было. Женщина решала делать аборт, даже если ее не устраивал пол ребенка (с давних лет рождение мальчика считается в Китае большой радостью, а рождение девочки – неудачей), а о рождении малыша с возможными отклонениями не могло быть и речи. В сельском местности, правда, этого правила никогда не придерживались, «незаконных» детей или вовсе не регистрировали, или привыкли рожать и платить налог. Сейчас государство, убедившись в неэффективности старой стратегии, выдвинуло новый лозунг – двое детей, правда, многие китаянки, решившиеся на стерилизацию, уже не смогут им воспользоваться.

Политика ограничения рождаемости заставляет родителей воспитывать своего единственного малыша (максимум двух) очень строго для того, чтобы он вырос самым лучшим, самым талантливым, образованным, успешным. «Если ты не первый, то ты неудачник» - привычный лозунг китайский родителей. Это не жестокость, а трезвый расчет и забота о будущем своего чада, ведь «выбиться в люди» в миллиардной стране совсем не просто. Умение выживать в конкурентной борьбе прививается малышам с детства.

В отличие от ценностей, которые развиваются в западном обществе, во главу угла китайское общество ставит не личность ребенка и его гармоничное развитие, а лидерство, усердие и умение добиваться цели. Педагоги и родители не усложняют процесс воспитания такими понятиями, как нежная детская психика, самооценка, доверительные отношения с ребенком и т.д. Напротив, они считают, что это европейцы слишком «заморачиваются» проблемами детской индивидуальности. Китайских детей учат покорности, а проявления непосредственности и обычной эмоциональности считаются признаком незрелости и неумения держать себя в руках. При наличии проблем китайские родители ни за что не поведут ребенка к психологу, скорее накажут его или даже выпорют.

Амбициозное государство, понимая ценность «человеческого фактора», ставит целью всесторонне развитие детей. С 3-месячного возраста государство берет на себя воспитание детей, которых уже можно отдать в ясли. С 1,5 лет ребенок начинает получать развернутое и, надо сказать, вполне качественное образование: детей учат музыке, рисованию, развивают умственные и физические способности. С 3 до 6 лет дети ходят в бесплатные садики, которые мало чем отличаются от советских и постсоветских – здесь без лишних изысков детей приучают к труду и коллективному сосуществованию, начинают обучать грамоте. Внимание: ребенка, который в три года не умеет сам себя обслуживать (кушать, одеваться–раздеваться, ходить в туалет, вытирать себе попу и т.д.), в государственный сад НЕ ВОЗЬМУТ. Есть и частные садики, где лучше техническое оснащение, больше внимания уделяется культурному и эстетическому развитию, меньше детей и больше воспитателей. С 6 до 12 дети посещают начальную школу, следующие три года посвящены обязательному среднему образованию. А вот в старшую школу попадают только те, кто достойно учится, и конкуренция очень высока.

Школы в Китае требуют отдельного абзаца. В них дети не просто учатся, а по нашим меркам, просто «вкалывают». Ежедневно школьник встает в 5 утра, чтобы повторить и доделать уроки. В учебном заведении дети находятся весь день, дабы дать родителям возможность полноценно работать. Официально они учатся до 5-6 часов вечера, но на практике после кружков и дополнительных занятий приходят домой после 10 вечера! На каникулы им задают столько, что необходимо заниматься ежедневно не менее 2 часов, причем перед началом учебного года нужно прийти в школу и сдать задание учителю. Самое удивительное, что нервные срывы и переутомления при таком ритме жизни детям Китая не свойственны (или требовательные родители и педагоги их просто не замечают?)

Складывается впечатление, что ребенок для китайца – это некий проект, который в будущем должен обязательно оправдать все надежды родителей. И здесь мама и папа могут быть поистине безжалостными: часами заставлять играть гаммы, не давая ребенку есть, пить и отдыхать, пока у него не получится, так, как надо. Или разорвать открытку ко дню рождения мамы, если она окажется недостаточно хорошо сделана. Они идут на шантаж, угрозы, обман и суровые наказания, лишь бы дети отвечали установленной для них планке. Тратить время впустую, на телевизор или компьютерные игры китайцы не позволяют. Выбор вуза и будущей профессии для ребенка тоже делают взрослые. А уж о том, чего стоят победы маленьких китайских спортсменов, впечатлительным родителям лучше и вовсе не знать.

При этом китайские родители всегда приветливы и действительно любят своих детей. Как все это отражается на психике детей? Сложно сказать, ведь их в младенчества учат слушаться старших, не капризничать и довольствоваться малым. Но ведь штука – китайские дети совершенно открытые, улыбчивые, не «задерганные», ласковые к старшим и воспринимают свою «каторжную» жизнь как норму. В школах не стреляют, учителей не ненавидят.

Итак, китайский стиль воспитания – абсолютная противоположность европейскому, но ведь и трудолюбивые и дисциплинированные китайцы – абсолютная противоположность, к примеру, инфантильным и ленивым испанцам. Что-то в китайском воспитании покажется нам неприемлемым, а что-то и вполне разумным. А если снизить уровень авторитарности и сделать поправку на культурные особенности, мы узнаем в нем старое доброе советское воспитание. Которого иногда очень не хватает моим детям.

July 12th, 2016 , 09:02 am

Если вы считаете себя строгим родителем, то после прочтения этой статьи — поймете, что вы просто лапушка для своих детей. Почему китайцы стали занимать ведущие позиции в мире? Почему среди них так много крутых бизнесменов, гениальных спортсменов и ученых? Есть все основания думать, что дело в воспитании, которое позволяет делать из юных китайцев лучших из лучших.



Начнем с того, что к детям в Китае особое отношение ввиду объективных причин. Крупнейшее по чиленности населения государство в мире было вынуждено еще в 70-х принять программу "Одна семья — один ребенок", которая предусматривала серьезные штрафы за рождение второго и последующих детей. В последние годы, правда, демографическая политика заметно смягчилась. Есть исключения для определенных категорий граждан: например, для национальных меньшинств; для китайцев, занятых в сельском хозяйстве; для китайских пар, где хотя бы один из родителей был единственным ребенком в своей семье. И так далее. Тем не менее, двое детей в Китае — удовольствие достаточно дорогое, не все могут себе позволить. А еще в Китае рождение мальчиков гораздо предпочтительнее девочек. Такая уж традиция. Поэтому в некоторых провинциях разрешено рожать второго ребенка, если первой оказалась девочка. Для нас может звучать дико, но так обстоят дела в Поднебесной. Из-за этого, кстати, в Китае гендерная диспропорция — 106,28 мужчин на 100 женщин. По прогнозам социологов к 2020 году в Китае будет 35 миллионов "лишних" мужчин. В том смысле, что им объективно не хватит невест. Сейчас таковых 20 миллионов. И конкуренция за женщин является одной из тысяч других конкуренций, которые выдерживают китайцы на протяжении всей своей жизни. Подготовка к борьбе за место под солнцем среди миллионов конкурентов начинается в детстве.

Воспитывают детей в Китае совершенно по-другому, нежели у нас. Китайские женщины работают очень много, поэтому выходят из декрета уже спустя 3-4 месяца после родов. Потому что там на работе особенно не держат, чуть зазеваешься — уволят и найдут другую. Как только мама выходит на работу, ребенок отдается в ясли. С 3 лет — в детский сад. В детских садах строгий режим: четкое распиание для сна и еды, ранне приучение к горшку. Детей стараются развивать как можно быстрее. Считается нормальным учить ребенка в полтора года рисованию и счету.

С самого раннего детства китайцы жестко подчинены воле своих родителей. Традиции конфуцианства дают о себе знать. Уважение к старшим и еще раз уважение к старшим. Родители играют с детьми только в те игры, которые развивают полезные для будущей трудовой деятельности навыки. Мама и папа очень конкретно подходят к выбору кружков и секций для своего ребенка. Нет такого, чтобы выбрать музыкальную школу только для того, чтобы "чем-то занять ребенка". Нет, ребенок должен стать музыкантом. Великолепным музыкантом.

В китайском воспитании нет метода "кнута и пряника". Почти всегда кнут. Похвалу ребенок может услышать редко. В исключительных случаях. Родители учат своих детей прежде всего дисциплине и трудолюбию. Благодаря этим качествам можно стать успешным человеком. Благодаря этим качествам Китай и стал одной из передовых стран мира.

Вот так закладывают дисциплину у маленьких китайцев.

Что мы знаем о китайцах? Что это трудолюбивые тихие люди, способные работать целыми сутками в самых нечеловеческих условиях. Китайцы производят огромное количество разных товаров не очень высокого качества, от детских погремушек до национальных флагов других стран. Китайские товары заполонили весь мир и породили китайское экономическое чудо. Впрочем, говорят, что для внутреннего пользования делаются более качественные товары.

Китайская нетрадиционная медицина также широко известна. История Китая изобилует великими изобретениями: шелк, порох, бумага, чай и фарфор прославили эту страну на весь мир. Китайцы дисциплинированны, самоотверженны и сплоченны, спортивные успехи этой нации в последние годы заставляют по-хорошему завидовать им.

Конечно же, воспитание детей в ключе национальных традиций необходимо, чтобы Китай продолжал удивлять. Каково же содержание воспитания и проблемы воспитания мальчиков в Китае?

Особенности воспитания детей в Китае.

Традиционные стили воспитания в Китае значительно отличаются от европейских. Воспитание детей в Китае - государственная забота, поэтому вполне нормально, когда ребенка отправляют в ясли с трехмесячного возраста. Говорят, что маленькие китайцы, могут спать почти в любой позе, они достаточно спокойны и терпеливы, поэтому проблемы воспитания в раннем возрасте здесь стоят не очень остро. В полтора года ребенка начинают учить: счет, пение, рисование, письмо. Воспитание детей – дело серьезное, к занятиям с раннего возраста относятся настойчиво.

Малыши растут деятельными, общительными, любопытными. Применяемые стили воспитания приучают детей быть сговорчивыми и послушными.

Чтобы вам стало более понятно содержание воспитания детей раннего возраста в Китае и основные ценности, которыми должны проникнуться в результате воспитания дети, я приведу известную историю про мальчика, ставшего проповедником Дао. Когда ему предлагали вкусное, он мужественно отказывался. Почему? Он объяснял это тем, что он маленький, и ему надо мало. Эту назидательную историю обязательно рассказывают детям, преподнося непритязательность мальчика как важную добродетель.

Проблемы воспитания в китайском обществе совсем не те, которые волнуют нас. Побывавшие в Китае очень удивляются ситуациям, когда мама в магазине говорит мальчику: " Подожди" и он ждет ее час или два без малейшего беспокойства. Представьте себе, чтобы в эти два часа делал ваш ребенок?

Самопринижение и покорность здесь - традиционно весьма значимые факторы воспитания. Раньше, например, ребенок в сельской местности проводил все время с матерью, будучи примотанным к ней куском ткани (прообраз слинга-шарфа). Долго принято было грудное вскармливание, кормили ребенка по требованию, спать клали с родителями. Вроде бы все хорошо. Но, в то же время, пол считался нечистым, поэтому ребенка не отпускали по нему ползать. Большую часть времени ему приходилось сидеть на стуле, иногда даже привязанным.

Современные стили воспитания, конечно же, отличаются от традиционных, но основные тенденции сохраняются: послушание и принятие всего происходящего со смирением.

Мальчики и девочки.

Рождение мальчика всегда было очень важным событием в жизни китайской семьи. Воспитание детей – это праздник. Воспитание мальчиков – это огромный праздник. По народной традиции рождению ребенка мужского пола поможет волчок на веревочке, именно такой подарок родители отправляли беременной дочери. Если рождался мальчик, ребенка наряжали в красные одежды, символизирующие радость, и гордо показывали всем родственникам и знакомым. Основу китайского общества составляет уважение к отцу семьи, к мужчине, и это накладывает отпечаток на содержание воспитания мальчиков и девочек.

Согласно традиции, воспитание детей начинается с рождения. Несмотря на принятые во многих других странах более свободные стили воспитания, воспитание детей в Китае всегда было очень строгим. Считалось, что когда ребенок уже может донести до рта руку, следует отлучать его от груди и начинать учить его есть самостоятельно.

Воспитание мальчиков традиционно было более сложным и важным по сравнению с воспитанием девочек: их учили вежливости и знакомили с календарем, учили песням нравственного содержания, мальчики посещали школу. Девочкам было достаточно научиться быть пассивными, скромными, послушными и получить навыки ведения домашнего хозяйства.

Основные факторы воспитания мальчиков - это игры, цель которых подготовка к дальнейшей трудовой деятельности. Игры мальчиков имитировали производственные работы, отрабатывали навыки традиционных занятий китайского мужчины. Проблемы воспитания мальчиков в Китае – это проблемы воспитания настоящих тружеников, готовых к многочасовой неустанной работе.

Девочек ожидали меньше, часто демонстрировали им их неравноправие с мальчиками. Достаточно традиционны были имена, особенно в селах, переводящиеся как, например, "большая ошибка".

Да, конечно же, воспитывались мальчики и девочки раздельно. В настоящее время ситуация изменилась. Современный Китай, хорошо развитый технологически и «населенный» небоскребами, сильно отличается от прошлого не только внешне, но и по укладу жизни людей.

Воспитание детей в современном Китае.

Дошкольное воспитание осуществляется в самых разных формах, отличаются и стили, и содержание воспитания. Помимо специализированных учреждений образования, детские сады так же открываются при общественных организациях и предприятиях, а также частными лицами.

Но все они придерживаются общего принципа обязательного сочетания собственно воспитания и физического развития ребенка. Дошкольное воспитание детей нацелено на всестороннее развитие ребенка, создаются условия для раскрытия способностей ребенка. В дальнейшем эти же принципы воспитания действуют и в школах. Начальное образование в Китае длится 6 лет, среднее -3 года. Образование в Китае обязательно для всех детей, начиная с 6 лет.

В крупных городах полное среднее образование получают все дети, в сельской местности более половины. Все учебные учреждения Китая стремятся обеспечить гармоничное развитие личности: физическое, интеллектуальное, эстетическое, понимая важность «человеческого фактора».

За последние годы Китай достиг значительных успехов в спорте, экономике, бизнесе и науке. И, конечно, большую роль в этом играют те методики, которыми решаются все существующие в Китае проблемы воспитания.



Похожие публикации