Молдавский головной убор. Методика преподавания народного танца. Традиционный мужской костюм

Размещено с помощью приложения Традиционный молдавский костюм - со временем произошли некоторые изменения в гардеробе, и всего через пару тысяч лет по одежде легко стало отличить солдата от сапожника, жреца от императора, а жителя севера от южанина. Одежда стала традиционной. Быт, основные занятия и нравственные устои народа нашли свое отражение в деталях костюма. К началу второго тысячелетия народный костюм утратил свои позиции, сейчас попробуй, появись на улице в нарядном платье молдавской крестьянки – в лучшем случае подумают, что артистка, в худшем – позовут врачей. А между тем, как чудесно могут на ветру развиваться юбки, как уютно голове под лихо заломленной кушмой! Итак, что это, молдавский национальный костюм? Во-первых, это многообразие красок. При такой роскошной природе, как у нас в Молдове, просто немыслимо создавать что-то блеклое и незапоминающееся. Притом использовались самые разные оттенки цветов, но любимыми все же были красный, синий, зеленый, белый, оттенки коричневого. Ткань использовалась разная. Это могла быть шерсть в холодное время года, а могла быть льняное, конопляное, хлопковое или шелковое полотно. Конопляные нитки – довольно грубые по фактуре - использовали семьи победнее, лен и хлопок - те, кто побогаче. Из шелка делали полотенца с бахромой, которые женщины накидывали на голову в праздники. Кстати, шелк и хлопок были местного производства – в Х1Х веке в Молдове вполне успешно разводили тутового шелкопряда и обрабатывали хлопковые поля. Мужской костюм состоял из рубахи, перевязанной широким поясом синего, зеленого или (праздничный вариант) красного цвета. На пояс уходило до трех метров ткани. Любящая жена или мать вышивали по вороту рубахи и краям пояса орнамент. Вышивкой украшали и перед жилета из овчины. В холодное время года костюм дополнялся тулупом и барашковой островерхой шапкой. На ногах носили постолы – самодельную обувку из кожи со шнуровкой вокруг голени. При развитии ремесел вошли в моду и сапоги, но такую роскошь мог позволить себе не каждый. Голенище гармошкой было верным признаком богатого жениха. Знаете пословицу «узнаю пана по халяве»? Халява – верх голенища сапога, чем выше и чем больше складок в гармошке, тем состоятельнее владелец. Женский наряд – это нижняя рубаха, с вышитыми рукавами и воротом, юбка, фартук, коротенький, расшитый бисером, жилет и постолы. Туфли появились примерно в Х1Х веке. Делались они на заказ, обычно к свадьбе, носились аккуратно и только по праздникам, а потом передавались по наследству. Интересная метаморфоза происходила с нижней рубахой. У девушек брачного возраста низ рубахи был вышит либо украшен мережкой и кокетливо выглядывал из-под юбки, как бы намекая на зрелость молодой особы. Юбки носили либо широкие, сшитые из нескольких клиньев, либо несшитые, но о них чуть позже. Сарафаны пользовались популярностью только в Каменском районе – там жило много русских староверов, от них обычай, вероятно, и переняли. Дополнял наряд узкий поясок. Он подчеркивал стройность женской фигуры. Голова женщины была покрыта платком или большим полотенцем. У молодых женщин головной убор был более свободным, красиво задрапированным. Пожилые предпочитали более строгие варианты: скромный платок, туго обхватывающий голову. Самой красивой, нарядной была свадебная одежда. Девушка с детства знала, что просто обязана быть самой красивой невестой, поэтому о приданом заботилась заранее. С шести лет ее учили шить, ткать, вышивать. Постепенно накапливались и украшения. В молдавских селах пользовались успехом ожерелья из коралловых бусин, перламутра, монет. Это было дорогое удовольствие, поэтому родители, родственники, крестные с ранних лет дарили девочке на праздники кто бусинку, а кто монетку. К брачному возрасту как раз хватало на ожерелье. Монетки при этом не портили, дырок не сверлили. Заказывали у кузнеца сделать к ним специальные ушки, за них-то и прикреплялись денежки к нитке. В бедных семьях девушки делали себе украшения из бисера. Кстати, затейливые узоры этих воротничков, манжет, бус сейчас выглядят гораздо красивее, чем тривиальные монеты. Но, как говорится, на вкус и цвет… Свадебная рубаха девушки расшивалась особо тщательно. Узор лился ручейком по рукавам, переходил на ворот, спускался на грудь и иногда забирался даже на спину. Ведь корсаж или коротенькую жилетку на свадьбу не надевали. Вышивка служила украшением, но не только. С давних пор в молдавских орнаментах использовались обереги. Определенного вида фигурки вышивались на одежде, присутствовали и на домотканых коврах. Они охраняли здоровье, берегли от сглаза и порчи, защищали от неурожая и войн. К Х1Х веку вера в такие обереги почти прошла, но рисунок вышивки оставался неизменным. Но мы отвлеклись. Красивая блузка дополнялась юбкой. Покрой у нее был очень практичен: прямоугольный отрез ткани обматывался с захлестом вокруг талии. Если со временем женщина полнела, захлест становился меньше, а юбка оставалась та же – ведь не забудьте, речь идет о сельских жителях, и зачастую нарядный комплект одежды был только один. Кстати, те, кто мог себе это позволить, при изготовлении ткани для юбки добавляли серебряную или золотую нить. По меркам того времени – красота необыкновенная, но и весила такая одежка 5-10 килограмм. Тяжела доля женщины, зато сразу видно: из зажиточных. Такие наряды обычно передавались от матери к дочке, ведь надевались они нечасто, да и относились к ним бережно. До наших времен дошли лишь некоторые элементы национальной одежды. Например, до сих пор мужчины уважают кушмы, в селах часто можно заметить и овчинный жилет. А пожилые женщины продолжают повязывать голову платком, так, как это делали их бабушки и прабабушки. Жаль только, что уходит в прошлое искусство вышивки и рукоделия. Надежда Дегтярева фото: Валерий Корчмарь

В истории культуры каждого народа значительное место принадлежит национальному костюму. Традиционная одежда создавалась многими поколениями. Ее основные черты складывались в зависимости от исторических традиций, типа хозяйства, климатических условий, в ней нашли отражение этнические особенности и культурные связи с другими народами, воплотились лучшие достижения
народных мастеров.


Национальный костюм уже не является повседневным. Он сохранился как особый вид одежды для праздничных шествий, фестивалей,
вошел составной частью в ритуалы новых советских праздников и обрядов.



В условиях замкнутого натурального хозяйства ткань и одежду крестьяне изготовляли дома, и только отдельные части костюма, такие как обувь, безрукавки, тулупы и шапки,- мастера-ремесленники. Девушек с ранних лет учили искусству прядения, тканья, шитья, вышивания. По обычаю девушка вместе с матерью должна была готовить свое приданое, а также подарки жениху и его родне.



Наиболее древними материалами для изготовления одежды были конопля, которую выращивали на специально отведенных участках, шерсть, реже - лен. Шерстяные ткани обрабатывали на сукновальнях, которые как правило строили на берегу реки или озера. С середины XIX века для тканья стали использовать покупную хлопчатобумажную пряжу.



Подготовка конопли и льна к прядению и тканью состояла из отработанных на протяжении веков действий: сбор конопли или льна, сушение, вымачивание, вторичное сушение, мятье, чесание, прядение, промывка пряжи, пропускание ее через мотовило, отбеливание или окрашивание нитей, перемотка пряжи на кресты, снование, установка основы на ткацкий станок.



Ткань для одежды ткали на горизонтальном передвижном ткацком станке с двумя навоями. В каждом крестьянском доме изготовляли не только холст и полотно для рубах и летних мужских штанов (пынзэ ), но и шерстяные ткани для верхней одежды (суман, аба, шияк ), пояса, женские передники и юбки (шорц, катринцэ ).



Наряду с этим уже начиная с XIV века появляются отдельные прядильные, ткацкие, сапожные мастерские, принадлежащие боярам, монастырям, ремесленным цехам. До середины XIX века в крестьянском хозяйстве использовали самодельные ткани, и только позднее в селе появляются такие ткани фабричного производства как ситец, сатин, кашемир, шелк.



Повсеместно в Молдавии был распространен комплекс одежды, который является общенациональным. Для мужчин это длинная рубаха, узкие белые штаны (измене или ицаръ ), цветной шерстяной или широкий кожаный пояс (брыу ), барашковая шапка (кушмэ) или шляпа (пэлэрие ). Для женщин - белая орнаментированная рубаха, поверх которой надевали шерстяную юбку (катринцэ) и шерстяной пояс, головное покрывало (нэфрамэ ) или платок (басма ). И мужчины, и женщины в холодное время надевали безрукавки (пептар) и свиту (суман), в дождливую погоду к этому добавлялся шерстяной плащ (манта ку глугэ ). Эта общераспространенная одежда имела местные особенности, которые чаще всего проявлялись в женском костюме, а также в деталях покроя, орнаментации.







ТРАДИЦИОННЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

А) ЖЕНСКИЕ РУБАХИ

Молдавский национальный костюм – это разнообразие красок. При нашей роскошной и яркой погоде, просто невозможно создать что-то блёклое и незапоминающееся. Самыми любимыми цветами всегда считались: красный, зеленый, синий, белый и немного коричневый. Ткань могла быть также разнообразной. Это могла быть шерсть в холодное время года, а могло быть льняное или конопляное полотно. Бедные семьи использовали полотно из конопли (оно грубее). Лён и хлопок – семьи богатые. Из шелка делали полотенца с бахромой, женщины ими повязывали голову на праздники. Вся одежда была вышита национальным узором. В прошлом в Молдавии не было ни одного села, в котором бы женщины не украшали вышивкой домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси, наволочки. Особенно украшали вышивкой одежду (обычно праздничную). Национальная женская одежда более красочна, чем мужская. В Молдавии много деревень, городов и у каждой местности свои обычаи и свои костюмы. Различаются цветовая гамма, покрой, отделка и многое другое. Основной частью молдавского женского костюма была рубаха, которая была двух видов покроя: туникообразная с цельнокроеным рукавом и с плечевыми вставками на кокетке. Рубаха состояла из двух частей: верхней и нижней. Верхняя часть “stan”, была похожа на кофточку. Всегда была открытой, шилась всегда из легкого полотна и украшалась вышивкой. Нижняя часть рубахи “poale”, всегда покрывалась юбкой и для неё использовали ткань, по проще. Но могли надевать “fată”, из-под которой видна нижняя часть рубахи. Тогда рубаху шили из самого лучшего полотна и украшали вышивкой или узором мережки.уникообразная рубаха – самый распространенный вид одежды в деревнях. Она дожила и до наших дней. В основном она распространена на севере Молдовы и в селах Буковины. Такие рубахи шили из льняного, конопляного или хлопчатобумажного полотна. Для праздничной рубахи использовали полотно из шелка-сырца “boranjic”. Вырезной ворот мог быть круглой или квадратной формы, позднее появился невысокий стоячий или отложной. Туникообразную рубаху украшали вышивкой, на груди три-четыре вертикальные полосы. Орнамент всегда яркий, красочный для праздничных рубах. Для повседневных более сдержанных тонов. Характер орнамента зависел от расположения районов и от местных традиций. К примеру, в праздничных рубахах на севере республики (Бричанский, Единецкий районы) вышивка распологалась по всей части рубахи до пояса, включая рукава. Орнамент рубах модернизировался и появился растительный мотив – изображение листьев, винограда и цветов. Он располагался в основном в виде квадрата или прямоугольника на плечах поперёк рукава. Эта вставка называется- “altiă”, а рубаха с таким рукавом- ‘cămeă cualtiă”.

В селах левобережного Приднестровья (Рыбницкий, Каменский районы) были распространены рубахи с цельнокроеным рукавом, украшенные орнаментом в виде розеток на плечах и рукавах. Это один из вариантов орнамента “altiărîuri”. Особенность этих рубах, стоячий или отложной воротник и собранный у кисти широкий рукав с расширяющейся манжетой. Эти рубахи называют “cămeă cu mincet”.

Б) РАЗНОВИДНОСТИ ЮБОК

Комплект национальной одежды состоял из рубахи и юбки, к которым иногда добавлялся передник.

Самый распространённый вид юбки – “catrină”. Эта юбка представляет собой цельный несшитый кусок ткани, который надевают, оборачивая вокруг бёдер так, чтобы одна пола находила на другую. Надевали её и другим способом – закладывая одну полу за пояс (без особой разницы, какую сторону, за какую закладывать), но во многих сёлах носили с обоими опущенными полами. Длина юбки “сatriă” составляет в длину 1м 40см при высоте 0,80м. В верхней части юбка крепилась поясом.

Юбку ткали на горизонтальном ткацком станке из шерсти лучшего качества “peri-or de lînă”. Распространённая расцветка юбки для будних дней, представляла собой, чёрную или тёмно-коричневую юбку с несколькими вертикальными, красными полосами. Очень редко можно было встретить с горизонтальными полосами. “Catrină” могут быть двух разновидностей. В первом случае юбка делится на две части верхняя и нижняя. Верхняя часть больше нижней и окрашена в чёрный или тёмно-синий цвет, нижняя – в красный или светло-синий. Во втором – левый и правый бок юбки покрыт вертикальным орнаментом, а средний свободен от узоров. Этот тип характерен для жителей северных районов Молдовы. Праздничные “catrință” имели ярко выраженный рисунок крупные цветы или розы, вышитые красными, жёлтыми или синими нитями. Иногда юбка могла быть украшена бисером или золотыми и серебряными нитями. В молдавских сёлах на севере и на юге Бессарабии, носили только юбки “fotă”. Она состояла из двух шерстяных фартуков, но она не получила широкого распространения. Такие юбки в Закарпатье, а также в молдавских сёлах Буковины, носила название “zadie”. Еще один тип юбки “fustă”. Она обычно состояла из нескольких полотнищ или из двух полотнищ с добавленными клиньями. На подол такой юбки часто нашивали цветные ленты – красные, синие или зеленые. В конце XIX века появился обычай надевать поверх юбки полотняный передник, который завязывался на поясе и назывался – “pestelcă”. Передник и головной убор показывали статус женщины. Женщина начинала носить передник только после свадьбы, что показывало её переход в категорию замужних женщин. В древности передник носили как самостоятельную поясную одежду, его надевали поверх рубахи.


В) РАЗНОВИДНОСТИ ЖЕНСКОЙ НАПЛЕЧНОЙ ОДЕЖДЫ

В теплое время года надевали жилеты, а зимой – длинные шерстяные безрукавки, подшитые мехом “minteana”, или короткое полупальто “scurteică, sucmănel’. А так же носили овчинные безрукавки и тулупы, пальто. Жилеты шили из плотной шерстяной ткани темного цвета или вязали из шерсти. Меховые безрукавки ‘bonda, bondiă, peptar” отличались по типу кроя: с разрезом посередине и с застежками; с короткими полами без застежек; с разрезом на боку и застежками. Самой распространенной была безрукавка с разрезом посередине и с застежкой. Жилеты и безрукавки богато украшались орнаментом. Зимние шерстяные ковты украшались кружевами, лентами, а шерстяные безрукавки – орнаментом из тонкого шнурка. В северных районах распространены безрукавки из белой шерсти “căptăru”. Они украшались в сочетании черного декоративного шнурка и белого поля безрукавки. Шнурок, пришитый к безрукавке, образует зигзагообразные линии вдоль бортов, ворота и вырезов на плечах.

Особенно богато расшивались женские безрукавки из кожи. Белое поле овчинной кожи вышивали цветными нитками мулине, бисером или украшали аппликациями из кусков кожи. Наиболее яркие безрукавки шили в северных районах Молдавии и в молдавских селах Черновицкой области. Для орнамента здесь использовали разноцветный бисер, красные и черные шерстяные нитки. Очень редко можно было встретить куртку с рукавами “anterie”. По типу она похожа на болгарскую куртку, которая была широко распространена. Верхняя зимняя женская одежда мало отличается по покрою от мужской. Женщины носили длинную плечевую одежду из домотканого сукна „suman”, а также полушубки “cojocel”. Еще были распространены такие виды женской верхней одежды как “jubea, zăbun, burnuz, polîc”.Каждый вид имел свои особенности, но по покрою они напоминали “suman”


Г) ТРАДИЦИОННЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ И ОБУВЬ

В прошлом существовало много разновидностей головных уборов, которыми женщины отличались от девушек. Девушки до замужества ходили с не покрытой головой, с распущенными волосами, а их голову покрывал венок из цветов или заплетали волосы в две косы. Во время свадьбы с невесты снимали свадебное покрывало и надевали женский головной убор. Это означало, что девушка перешла в категорию замужних женщин.

Традиционными считались головные уборы полотенчатообразного типа: “cîrpă” – будничный и “neframă” – праздничный.

“Cîrpă” - сложный головной убор, напоминающий русскую рогатую кику. Основу составлял деревянный обод, передние концы которого срезаны и образуют рога. Обод укрепляли на голове при помощи платка и покрывали сверху полотенчатообразным убором, концы которого могли спускаться под подбородок или на плечи женщины.

Праздничный головной убор, “neframă”, или “maramă”, представлял собой платок, по форме напоминающий длинное полотенце. По форме и способу носки близок к древнерусским головным уборам. По древнерусскому обычаю сверх кики, а также повойника и зимней шапки надевали платок, сложенный в виде треугольника - убрус, или наметка.

Он складывался под подбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали на грудь. Зимним головным убором (особенно среди высших слоев населения) были шапки типа мужских, с матерчатым верхом и меховой опушкой, а также плоские моховые шапки с наушниками – “каптуры”. С зимними головными уборами убрус могли носить и по-другому - надевать под шапку.

Для “neframă”, ткань изготавливали легкую, часто прозрачную, шириной полметра и длиной до двух метров, изготовляли на небольшом ткацком станке. Полотно ткали из хлопчатобумажной или шелковой пряжи. Для праздничных видов употребляли золотые и серебряные нити. Мотивы могли быть разными – это либо геометрические полосы, либо гирлянды цветов. Орнамент мог располагаться не только по краям, но и по всему полю покрывала. Повязывали по разному, либо ткань покрывала голову, а концы были опущены на спину. Либо один конец опущен на грудь, а другой переброшен на спину – так носили в северных районах. Иногда завязывали под подбородком узлом и оба конца опускались на грудь.

Со временем полотенчатые платки вышли из моды и их заменили головные платки. В конце XIX века было несколько способов завязывания платка: în pălărie платок покрывал только верхнюю часть головы; după cap – узел находился на затылке; sub barbă – концы завязывали под подбородком. Различными были и названия головного платка: “broboadă, testemel” – на севере Молдавии; “batic, batistă cornior, alincă” – в центре; “legătoare, băsma, bariz, colar” – на юге. Летом носили в основном белые или светлые платки. Зимние были более плотные, чаще шерстяные. Пожилые женщины в основном носили темные расцветки.

ТРАДИЦИОННЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

А) ЖЕНСКИЕ РУБАХИ

Молдавский национальный костюм - это разнообразие красок. Самыми любимыми цветами всегда считались: красный, зеленый, синий, белый и немного коричневый. Ткань могла быть также разнообразной. Это могла быть шерсть в холодное время года, а могло быть льняное или конопляное полотно. Бедные семьи использовали полотно из конопли (оно грубее). Лён и хлопок - семьи богатые. Из шелка делали полотенца с бахромой, женщины ими повязывали голову на праздники. Вся одежда была вышита национальным узором. В прошлом в Молдавии не было ни одного села, в котором бы женщины не украшали вышивкой домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси, наволочки. Особенно украшали вышивкой одежду (обычно праздничную). Национальная женская одежда более красочна, чем мужская. В Молдавии много деревень, городов и у каждой местности свои обычаи и свои костюмы. Различаются цветовая гамма, покрой, отделка и многое другое. Основной частью молдавского женского костюма была рубаха, которая была двух видов покроя: туникообразная с цельнокроеным рукавом и с плечевыми вставками на кокетке. Рубаха состояла из двух частей: верхней и нижней. Верхняя часть “stan”, была похожа на кофточку. Всегда была открытой, шилась всегда из легкого полотна и украшалась вышивкой. Нижняя часть рубахи “poale”, всегда покрывалась юбкой и для неё использовали ткань, по проще. Но могли надевать “fată”, из-под которой видна нижняя часть рубахи. Тогда рубаху шили из самого лучшего полотна и украшали вышивкой или узором мережки.уникообразная рубаха - самый распространенный вид одежды в деревнях. Она дожила и до наших дней. В основном она распространена на севере Молдовы и в селах Буковины. Такие рубахи шили из льняного, конопляного или хлопчатобумажного полотна. Для праздничной рубахи использовали полотно из шелка-сырца “boranjic”. Вырезной ворот мог быть круглой или квадратной формы, позднее появился невысокий стоячий или отложной. Туникообразную рубаху украшали вышивкой, на груди три-четыре вертикальные полосы. Орнамент всегда яркий, красочный для праздничных рубах. Для повседневных более сдержанных тонов. Характер орнамента зависел от расположения районов и от местных традиций. К примеру, в праздничных рубахах на севере республики (Бричанский, Единецкий районы) вышивка распологалась по всей части рубахи до пояса, включая рукава. Орнамент рубах модернизировался и появился растительный мотив - изображение листьев, винограда и цветов. Он располагался в основном в виде квадрата или прямоугольника на плечах поперёк рукава. Эта вставка называется- “altiă”, а рубаха с таким рукавом- ‘cămeă cu altiă”.

В селах левобережного Приднестровья (Рыбницкий, Каменский районы) были распространены рубахи с цельнокроеным рукавом, украшенные орнаментом в виде розеток на плечах и рукавах. Это один из вариантов орнамента “altiărîuri”. Особенность этих рубах, стоячий или отложной воротник и собранный у кисти широкий рукав с расширяющейся манжетой. Эти рубахи называют “cămeă cu mincet”.

Б) РАЗНОВИДНОСТИ ЮБОК

Комплект национальной одежды состоял из рубахи и юбки, к которым иногда добавлялся передник.

Самый распространённый вид юбки - “catrină”. Эта юбка представляет собой цельный несшитый кусок ткани, который надевают, оборачивая вокруг бёдер так, чтобы одна пола находила на другую. Надевали её и другим способом - закладывая одну полу за пояс (без особой разницы, какую сторону, за какую закладывать), но во многих сёлах носили с обоими опущенными полами. Длина юбки “сatriă” составляет в длину 1м 40см при высоте 0,80м. В верхней части юбка крепилась поясом.

Юбку ткали на горизонтальном ткацком станке из шерсти лучшего качества “peri-or de lînă”. Распространённая расцветка юбки для будних дней, представляла собой, чёрную или тёмно-коричневую юбку с несколькими вертикальными, красными полосами. Очень редко можно было встретить с горизонтальными полосами. “Catrină” могут быть двух разновидностей. В первом случае юбка делится на две части верхняя и нижняя. Верхняя часть больше нижней и окрашена в чёрный или тёмно-синий цвет, нижняя - в красный или светло-синий. Во втором - левый и правый бок юбки покрыт вертикальным орнаментом, а средний свободен от узоров. Этот тип характерен для жителей северных районов Молдовы. Праздничные “catrință” имели ярко выраженный рисунок крупные цветы или розы, вышитые красными, жёлтыми или синими нитями. Иногда юбка могла быть украшена бисером или золотыми и серебряными нитями. В молдавских сёлах на севере и на юге Бессарабии, носили только юбки “fotă”. Она состояла из двух шерстяных фартуков, но она не получила широкого распространения. Такие юбки в Закарпатье, а также в молдавских сёлах Буковины, носила название “zadie”. Еще один тип юбки “fustă”. Она обычно состояла из нескольких полотнищ или из двух полотнищ с добавленными клиньями. На подол такой юбки часто нашивали цветные ленты - красные, синие или зеленые. В конце XIX века появился обычай надевать поверх юбки полотняный передник, который завязывался на поясе и назывался - “pestelcă”. Передник и головной убор показывали статус женщины. Женщина начинала носить передник только после свадьбы, что показывало её переход в категорию замужних женщин. В древности передник носили как самостоятельную поясную одежду, его надевали поверх рубахи.

В) РАЗНОВИДНОСТИ ЖЕНСКОЙ НАПЛЕЧНОЙ ОДЕЖДЫ

В теплое время года надевали жилеты, а зимой - длинные шерстяные безрукавки, подшитые мехом “minteana”, или короткое полупальто “scurteică, sucmănel’. А так же носили овчинные безрукавки и тулупы, пальто. Жилеты шили из плотной шерстяной ткани темного цвета или вязали из шерсти. Меховые безрукавки ‘bonda, bondiă, peptar” отличались по типу кроя: с разрезом посередине и с застежками; с короткими полами без застежек; с разрезом на боку и застежками. Самой распространенной была безрукавка с разрезом посередине и с застежкой. Жилеты и безрукавки богато украшались орнаментом. Зимние шерстяные ковты украшались кружевами, лентами, а шерстяные безрукавки - орнаментом из тонкого шнурка. В северных районах распространены безрукавки из белой шерсти “căptăru”. Они украшались в сочетании черного декоративного шнурка и белого поля безрукавки. Шнурок, пришитый к безрукавке, образует зигзагообразные линии вдоль бортов, ворота и вырезов на плечах.

Особенно богато расшивались женские безрукавки из кожи. Белое поле овчинной кожи вышивали цветными нитками мулине, бисером или украшали аппликациями из кусков кожи. Наиболее яркие безрукавки шили в северных районах Молдавии и в молдавских селах Черновицкой области. Для орнамента здесь использовали разноцветный бисер, красные и черные шерстяные нитки. Очень редко можно было встретить куртку с рукавами “anterie”. По типу она похожа на болгарскую куртку, которая была широко распространена. Верхняя зимняя женская одежда мало отличается по покрою от мужской. Женщины носили длинную плечевую одежду из домотканого сукна „suman”, а также полушубки “cojocel”. Еще были распространены такие виды женской верхней одежды как “jubea, zăbun, burnuz, polîc”.Каждый вид имел свои особенности, но по покрою они напоминали “suman”

ТРАДИЦИОННЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ И ОБУВЬ

В прошлом существовало много разновидностей головных уборов, которыми женщины отличались от девушек. Девушки до замужества ходили с не покрытой головой, с распущенными волосами, а их голову покрывал венок из цветов или заплетали волосы в две косы. Во время свадьбы с невесты снимали свадебное покрывало и надевали женский головной убор. Это означало, что девушка перешла в категорию замужних женщин.

Традиционными считались головные уборы полотенчатообразного типа: “cîrpă” - будничный и “neframă” - праздничный.

“Cîrpă” - сложный головной убор, напоминающий русскую рогатую кику. Основу составлял деревянный обод, передние концы которого срезаны и образуют рога. Обод укрепляли на голове при помощи платка и покрывали сверху полотенчатообразным убором, концы которого могли спускаться под подбородок или на плечи женщины.

Праздничный головной убор, “neframă”, или “maramă”, представлял собой платок, по форме напоминающий длинное полотенце. По форме и способу носки близок к древнерусским головным уборам. По древнерусскому обычаю сверх кики, а также повойника и зимней шапки надевали платок, сложенный в виде треугольника — убрус, или наметка.

Он складывался под подбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали на грудь. Зимним головным убором (особенно среди высших слоев населения) были шапки типа мужских, с матерчатым верхом и меховой опушкой, а также плоские моховые шапки с наушниками - “каптуры”. С зимними головными уборами убрус могли носить и по-другому — надевать под шапку.

Для “neframă”, ткань изготавливали легкую, часто прозрачную, шириной полметра и длиной до двух метров, изготовляли на небольшом ткацком станке. Полотно ткали из хлопчатобумажной или шелковой пряжи. Для праздничных видов употребляли золотые и серебряные нити. Мотивы могли быть разными - это либо геометрические полосы, либо гирлянды цветов. Орнамент мог располагаться не только по краям, но и по всему полю покрывала. Повязывали по разному, либо ткань покрывала голову, а концы были опущены на спину. Либо один конец опущен на грудь, а другой переброшен на спину - так носили в северных районах. Иногда завязывали под подбородком узлом и оба конца опускались на грудь.

Со временем полотенчатые платки вышли из моды и их заменили головные платки. В конце XIX века было несколько способов завязывания платка: în pălărie платок покрывал только верхнюю часть головы; după cap - узел находился на затылке; sub barbă - концы завязывали под подбородком. Различными были и названия головного платка: “broboadă, testemel” - на севере Молдавии; “batic, batistă cornior, alincă” - в центре; “legătoare, băsma, bariz, colar” - на юге. Летом носили в основном белые или светлые платки. Зимние были более плотные, чаще шерстяные. Пожилые женщины в основном носили темные расцветки.

Женской обувью с древних времен были “opinci” - обувь из сыромятной кожи, стянутой по верхнему краю. Летом крестьянки ходили босиком. В холодное время года зажиточные крестьянки надевали сапоги, кожаные ботинки. Туфли всегда шились на заказ, носились только по праздникам и передавались из поколения в поколение. Пожилым людям шили из валяной шерсти или вязали тапочки ”totoci, cupici, tîrîiți”.

ТРАДИЦИОННЫЙ МУЖСКОЙ КОСТЮМ

А) МУЖСКИЕ РУБАХИ

Мужская одежда, в отличие от женской, была менее разнообразной и красочной. Это была рубаха из хлопкового или льняного домотканого полотна. Её носили на выпуск, поверх штанов, и повязывали одним или несколькими поясами - один поверх другого. Мужские рубахи были различных типов: туникообразные; с плечевыми вставками; на кокетке или с юбкой. Туникообразный покрой рубахи (косоворотка) - самый древний. Доставшаяся нам, от русских и украинских поселений проживающих на территории Молдовы. В настоящее время такую рубаху можно встретить только в некоторых селах севера Молдовы, где их название, указывает на их древность, - “cămeă bătrînească”. В селах некоторых районов (Дондюшанского, Вулканештского, Оргеевского, Рыбницкого) носили косоворотку с разрезом на груди с левой стороны. Такую рубаху, не носили навыпуск, а заправляли в штаны. Покрой рубахи был одинаков - к центральному полотнищу пришивали боковые прямоугольные вставки. Рукав прямого покроя сочетался с ромбовидной ластовицей “pavă”. Ворот, вырезной круглой формы. Позднее появился невысокий стоячий воротник. Длина рубахи и ширина рукавовразличались от местных традиций. В некоторых селах распространены были длиннополые широкорукавные рубахи, характерные для жителей горных районов. Для жителей равнины - короткие рубахи с узкими рукавами. Рубаха с плечевыми вставками, пришитыми по утку, распространена в молдавских селах южного Припрутья и в некоторых центральных и северных районах. Вставки имели два названия: “platcă” - в Леовском и Резинском районах и “petic” - В Рышканском, Вулканештском и Оргеевском районах.

Рубаха на кокетке - это распространенный городской покрой, попав в село, прижился там и приобрел характер народной рубахи. В конце XIX - начале XX века - это был самый распространенный покрой мужской рубахи в Молдавии. К кокетке пришивали в сборку переднее и заднее полотнища и рукава. Туникообразного покроя рубаха с юбкой, “cămeșă cu fustă”, состоящая из короткой до пояса рубахи и юбки до колен, которую носили на резинке. Место соединения рубахи и юбки, перехватывали двумя поясами.

Все рубахи украшались орнаментом или мережкой. Но особо богато украшались - косоворотки. Вышитую одежду носили в основном молодые мужчины. Богато вышивали праздничные и свадебные рубахи. Ткань для них изготавливали техникой саржевого мелкоузорного переплетения. Манжеты украшали тканным орнаментом, а иногда мережкой либо кружевами. Чаще всего делали вышивку на груди (прямоугольный участок) и вдоль разреза. Часто украшали вышивкой манжеты, ворот, полы рубахи. Реже - участки на плечах. Ворот у рубах, во многих случаях, оставался неизменным - это круглый вырезной ворот с прямым разрезом. Позже появлялись разновидности, но наиболее распространенным, был невысокий стоячий воротник с прямым разрезом, скрепляющийся завязками или застегивавшийся на пуговицы. Поле воротника, также украшали орнаментом, но редко.

Б) РАЗНОВИДНОСТИ МУЖСКИХ ШТАНОВ

Мужские штаны имели несколько вариантов покроя. Они различались местными традициями и местностью. Различались по покрою и качеству материала. Штаны были разных типов: холщовые “izmene”; шерстяные “iari”; зимние шерстяные штаны “bernevici, nădraji, cioareci” и зимние из овечьих шкур “meini”.

Самыми распространенными штанами были “izmene” - они изготавливались из льняной, конопляной или хлопчатобумажной ткани. “Izmene” служили повседневной рабочей одеждой, которую носили летом. Но в некоторых селах носили и как праздничную одежду. (рис а.б). В селах Вулканештского района изготавливали свадебные “izmene” из тонкого хлопчатобумажного полотна и

украшали вышивкой с орнаментом. Со временем, “izmene” стали носить как нательное бельё и надевали поверх них брюки.

Мужскими брюками распространенными в северных районах республики, были “iari” - узкие и длинные белые штаны из домотканой шерстяной материи. Характерной особенностью этих брюк была их длина: она могла быть равной полному человеческому росту. На ноге собирались складками. Такая одежда характерна для горных районов, их носили пастухи - моканы, перегонявшие стада овец. И “izmene” и “iari” имели крой с трапециевидной вставкой в шагу. Распространены они были только на севере Молдавии. По качеству материала и по покрою существовало несколько типов штанов. Один из них - штаны из толстой шерстяной ткани темного цвета, сшитые без соединительной вставки или с небольшой ромбовидной вставкой “bernevici”. Этот тип брюк - славянского происхождения и был распространен у всех славянских народов Балканского полуострова.

Другой тип - зимние шерстяные щтаны из белой или серой плотной ткани с двумя соединительными вставками - “cioareci, nădraji”. Штаны этого покроя иногда украшали спереди у пояса несложным орнаментом из аппликаций. Зимней одеждой для пастухов были “meini” - штаны из овечьих шкур, сшитых мехом внутрь.

В) РАЗНОВИДНОСТИ МУЖСКОЙ НАПЛЕЧНОЙ ОДЕЖДЫ

В мужском костюме много видов наплечной распашной одежды, которую носили поверх рубах. В теплое время года надевали жилеты, их покрой был аналогичен женской одежде. Мужские овчинные безрукавки украшались так же, как и женские, но орнамент был более скромным и делался из кожаных аппликаций. В холодное время года мужчины носили длинную плечевую одежду из домотканого сукна - “suman”. Ткань, называлась так же как и одежда, могла быть крашеной или некрашеной и, в зависимости от этого, - белого или серого или коричневого цветов. “Suman” не имел воротника, его кроили с круглым вырезным воротом и носили с поясом. Позже, “suman” стали шить со стоячим и отложным воротниками, пуговицами и завязками, коротким или длинным. Украшали орнаментом, аппликациями из черного шнура. Иногда к воротнику пришивали капюшон “glugă”, которым, покрывали голову в дождливую погоду, тогда “suman” назывался - „manta cu glugă”. Богатые крестьяне носили зимой шубы “contăi”, покрытые тонким сукном. Еще более богатой одеждой считали “cojoc” - тулуп из овечьих шкур, сшитых мехом внутрь, свободным покроем.

ОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Зимним головным убором была островерхая барашковая шапка “cușmă”. Летом носили войлочную или соломенную шляпу. Мужчины, согласно обычаю, не должны были выходить из дому без головного убора. Молодые парни украшали праздничные шляпы лентами, цветами или павлиньим пером.

ТРАДИЦИОННАЯ МОЛДАВСКАЯ ОБУВЬ

Древнее изготовление обуви в Молдавии было обычным процессом. Традиционной молдавской обувью были - “opinci”. Сначала разделывали щкуры и шерсть животных, и из них шили вручную обувь. Самодельная кожаная обувь, по форме напоминающая болгарские “опанки”, или украинские “постолы”. Их изготовляли из свиной или коровьей кожи. Бедные крестьяне плели “opinci” из камыша или из липовой коры. По форме их можно разделить на два типа. На севере носили „opinci” с носком, в остальных районах, носили их без носка, равномерно стянутые складками спереди. До кожаной обуви люди обувались в обувь, сделанную из растений. Сначала готовили связки, которые потом присоединяли друг к другу с помощью веревок и получалась целая соломенная плоскость. Ее можно было согнуть и обвязать веревками. Получалось что-то вроде русского лаптя.

РАЗНОВИДНОСТИ ПОЯСОВ

Обязательной частью молдавского костюма был пояс - древний элемент одежды. Археологические находки говорят, что на территории Молдавии уже в V веке в быту применяли кожаные пояса с металлическими накладками. В древности у молдован существовали верования в чудодейственную силу, которую придает пояс. Пояс, над которым был прочитан заговор, надевали для излечения больному или жениху на свадьбу - “на счастье”. В некоторых селах был обычай, по которому весной перед посевом крестьяне, выйдя в поле, подбрасывали вверх красные пояса с пожеланиями, чтобы так же “высоко росла пшеница”.

По форме пояса были различны. Наибольшее распространение имел пояс тканый шерстяной. Женщины помимо шерстяных носили шелковые разноцветные пояса. Пояс в прошлом служил как бы возрастным показателем, его надевали только взрослые женщины. Так, в преднестровских селах Севериновка, Подойма девушки носили широкие цветные пояса, сшитые из покупного сатина “brîu mare”. Ширина пояса доходила до 15-18см. Поверх пояса повязывали несколько синих лент. В селах Слободзейского района, в послевоенные годы девушки на выданье подпоясывались косынкой, повязывая углом вниз. Замужние женщины, носили узкие, шерстяные пояса “brîu de lînă”, вытканые на станке. Женские пояса были уже мужских. Пояс шириной 10-12см. назывался „cingă”. Были и еще тоньше пояса назывались “frîngii”, которыми, подвязывали юбки.

У мужчин в прошлом были распространены шерстяные пояса. Поверх шерстяного надевали узкий кожаный пояс с медными блёстками. Пастухи носили широкие, до 30см., кожаные пояса “cimir”. Такие пояса, были украшены блёстками и внутри имели карман для денег, снаружи к ним подвешивали различные предметы - трубку либо нож. На севере Молдавии богатые крестьяне заказывали широкие пояса у мастеров-шорников. Бедняки подпоясывались веревками.

Длина доходила до двух метров, а ширина до двадцать пяти см. Для измерения ширины пояса пользовались мерой „palmă”, равной 28см. Еще шире поса измерялись другой мерой “palmă domnească“, длина которой равна 29см. Мужские пояса чаще делали одноцветными - красными, синими, зелеными либо белыми. Иногда в расцветке появлялись горизонтальные полосы другого цвета. В северных районах можно было увидеть пояса с крупным рисунком, изображающим листья и цветы, а также ветви дерева с крупными листьями. Эти пояса были только женскими и вышивались разноцветными шерстяными нитками.

В одежде, как и в других элементах культуры, отразились особенности формирования молдавского народа - тесные и многообразные связи с соседями, особенно со славянами, земли которых окружали молдаван, как и румын, почти со всех сторон. Традиционный народный костюм в настоящее время сохранился лишь в отдельных селах итоне полностью. Обязательной принадлежностью к ак мужского, так и женского народного костюма была льняная или хлопчатобумажная белая рубаха туникообразного покроя или на кокетке, с круглым вырезом ворота. Поясной одеждой у мужчин были узкие белые штаны, а у женщин паневообразная юбка с запахом сбоку.

К центральному полотнищу мужской туникообразной рубахи (кэме- шэ) пришивали прямоугольные боковые вставки. Рукав прямого покроя вшивался с ромбовидной ластовицей (павэ). Круглый вырез ворота был с завязками. Рубахи с невысоким стоячим воротником, встречающиеся теперь, видимо, более позднее явление.

В настоящее время домотканые туникообразные рубахи редко встречаются на территории республики, в основном только в северных районах. Они, как правило, украшены разноцветной вышивкой, чаще всего расположенной на груди в виде прямоугольника. Узор - растительный или геометрический. Иногда вышивкой украшают также плечи, манжеты и подол. Длина рубахи и ширина рукавов варьируют в различных местностях: в Бессарабии носили и длиннополые рубахи с широкими рукавами, как у горцев Трансильвании, и рубахи с узкими рукавами, характерные для равнинных жителей румынской Олтении. В XIX в. в Бессарабии еще носили кэмегиэ ку фустэ - туникообразного покроя короткие рубахи с юбкой, доходящей до колен и держащейся на шнурке или резинке, весьма сходные с албанскими фустанеллами.

Начиная с XIX в. широкое распространение получили рубахи на кокетке (кэмегиэ ку петкэ, ку платкэ); их также украшали вышивкой.

Мужские штаны были нескольких типов: холщовые (измене), шерстяные (ицаръ), зимние суконные (берневичъ) или из овечьих шкур (нэдражъ, мегиинь, чъоречъ).

На большей части территории Молдавии измене носили как белье, но местами у бедняков они служили будничной верхней одеждой, а в некоторых селах (на территории нынешнего Вулканештского района) даже и праздничной.

Более распространены были штаны ицарь из домотканой шерстяной ткани, узкие и очень длинные (иногда в полный человеческий рост). Их носили, собирая на ногах в сборки. Узкие ицарь - характерная одежда горцев; по-видимому, они были занесены в Молдавию пастухами из горных районов Карпат. Такой тип штанов носили также в горных районах сербы, болгары, чехи, венгры. В зимнее время надевали широкие штаны берневичь из толстого коричневого или серого сукна, либо чьоречь или мешинь, из овчины мехом внутрь.

Наряду с молдавскими видами одеждыв Х1Хв. бытовали и украинские. Так, богатые крестьяне носили синие или коричневые шаровары, вправляя их в сапоги.

Неотъемлемой частью традиционного молдавского костюма является тканый шерстяной пояс брыу красного, зеленого или синего цвета. Пояса эти имеют не только утилитарный, но и декоративный характер. Ими обертывают талию несколько раз, так как их длина доходит до 3 м. Богатые крестьяне поверх шерстяного пояса надевали узкий кожаный с медными бляшками (куря). Бедняки подпоясывались веревкой из суровья или даже соломенной перевязью.

Пастухи-овцеводы носили широкие (до 30 см) кожаные пояса (кимир), также украшенные медными бляшками; с внутренней стороны пояс имел карман для денег, снаружи к нему подвешивали трубку, нож и другие предметы.

Молдавскому мужскому костюму присущи различные виды наплечной одежды, надеваемой поверх рубахи: в теплое время - жилеты из домотканины, в зимнее - овчинные безрукавки. Жилеты (жулеткэ, жубе, вестэ, илик) шили из плотной шерстяной ткани темного цвета ипи вязали из шерстяной пряжи. Меховые безрукавки (бондэ, бондицэ, пъеп- тар) длиной иногда доходили до бедер, их украшани кожаной разноцветной аппликацией или вышивкой. Женские и мужские безрукавки были одинакового покроя- распашные или с застежками. Был и другой- вариант безрукавки - с короткими полами, не находящими одна на другую. Женские безрукавки - пьептар и бондицэ отличались от мужских более богатой вышивкой.

Следует отметить, что меховые безрукавки широко бытуют у народов Юго-Восточной Европы - румын, гуцулов, словаков, венгров, македонцев, албанцев, болгар, сербов, а также у поляков.

Меньшее распространение у молдаван имели куртки с рукавами - антерие. К концу XIX в. они вышли из употребления.

В холодное время верхней одеждой издавна служил суман халатообразного покроя из домотканого сукна. Ткань для сумана (носившую то же название) не красили, она сохраняла свой естественный коричневый или темно-серый цвет. Суманы старого типа имели круглый вырез ворота, полы их запахивали одна на другую и подпоясывали сверху поясом из той же ткани. Позже появились суманы с отложным воротником и застежками. В ненастную погоду надевали суман с капюшоном треугольной или квадратной формы (глугэ).

В XIX в. древнее славянское название верхней крестьянской одежды (суман) заменилось термином манта романского происхождения. Суман с капюшоном называли манта ку глугэ.

Более дорогой одеждой был кожок. Его шили из овчины мехом внутрь. Богатые крестьяне покрывали кожок сукном; крытый кожок назывался контэги (видимо, от польского «кунтуш»). С конца XIX - начала XX в. кожок стали шить с отложным или высоким стоячим воротником.

Молдавские кожоки в отличие от украинских кожухов кроились не в талию, а свободными, с прямой спиной.

Одежда пастухов отличалась от одежды земледельцев. Если последние носили измене или широкие штаны украинского типа, то пастухи, как правило, были одеты в узкие ицарь. Характерными деталями пастушеского костюма были широкий кожаный пояс и меховая накидка губэ, или буркэ.

Мужским украшением служила серьга, которую носили в одном ухе.

В головных уборах разнообразия не наблюдалось; зимой носили теплую островерхую барашковую шапку кугимэ, летом - соломенную шляпу пэлэрие. Молдавские шапки не очень высокие, их носили, заламывая назад и несколько в сторону. Форма такого головного убора очень древняя - подобные шапки носили скифы, славяне, фракийцы. Праздничные войлочные шляпы юноши украшали лентой, павлиньим пером, цветами. Летние шляпы плели из соломы. В начале XX в. в селах южной частя Поднестровья вошли в моду русские картузы фабричного производства.

Традиционной для молдаван была самодельная кожаная обувь опинчь, по форме напоминающая болгарские «опанки», а также «постолы». Опинчь шили из сыромятной свиной или коровьей коЖи. Бедняки плели опинчь из камыша, иногда сшивали из полос резины.

Зимой опинчь носили с шерстяными носками (колцунъ), в которые заправляли штаны и затягивали их оборами (обеле). Сверху обеле придерживались завязками из конского волоса (вэнэръ).

Опинчь служили обувью во все времена года. Летом большей частью ходили босиком. Старики носили вязаные или валяные шерстяные туфли, иногда их подшивали сыромятной кожей.

В начале XX в. с распространением среди имущих зажиточных слоев деревни фабричной и кустарной обуви самодельные опинчь продолжали носить только бедняки. Это породило насмешливое прозвище, с которым обращались к беднякам,- опинкар (ср. русск. лапотник). Богатые крестьяне носили сапоги. В Молдавии были распространены сапоги с высокими голенищами, называвшиеся чоботе. В деревне в начале XX в. сапоги считались дорогой обувью, их надевали только в праздничные дни. Фабричную обувь, бывшую редкостью, берегли, иногда даже вывешивали в хате на стене как гордость дома. В наши дни обувь фабричного производства полностью вытеснила самодельную.

Женский костюм был более разнообразным. Почти каждый уезд имел свои особенности в одежде и даже в ее наименовании. Женские рубахи по покрою разделялись в основном на три типа: с собранным у шеи воротом (карпатского типа), туникообразная, на кокетке.

Наибольшую известность имела рубаха карпатского типа, называемая кэмегиэ националэ (национальная рубаха). Она состоит из нескольких полотнищ, которые вместе с верхней частью рукавов собраны на шнурке вокруг ворота. Рукав и плечо скроены из одного куска полотна. Рубахи такого типа больше, чем любые другие, украшали вышивкой, располагая орнамент вертикальными полосами на груди и рукавах. Иногда вышивка сочеталась с тканым узором.

По технике выполнения вышивку можно разделить на две основные группы: так называемые счетные вышивки (пе фир - вышивка крестом) и вышивки, свободно накладывающиеся на материал (кусэтурэ нетедэ - гладь, ын скэритуръ - выпуклая гладь, коаста акулуй - стебельчатый шов). Счетной вышивкой чаще всего выполняли различные геометрические мотивы, а вышивкой второго типа - растительные. Более древней является счетная вышивка с геометрическим мотивом.

К концу XIX в. в орнаментации рубах все шире начали использоваться растительные мотивы, часты были изображения листьев винограда, роз и других цветов.

Помимо вертикальных орнаментальных полос, рубахи карпатского типа имели на плече характерное орнаментальное поле в виде квадрата или прямоугольника. Такое украшение называлось алтицэ, а рубаха с таким орнаментом - кэмегиэ ку алтицэ.

Туникообразные рубахи в большинстве случаев шили из льняной, посконной или хлопчатобумажной ткани. Но для праздничных рубах использовали и ткань из шелка-сырца (боранжик). Вырез ворота в туникообразной рубахе мог быть круглый или квадратный. Иногда ее шили с невысоким стоячим или отложным воротником. Рукав - широкий, суживающийся к кисти, с веерообразным манжетом - вшивался с вставкой ромбовидной ластовицы. Рубахи такого покроя украшались вышивкой на груди, рукавах и по вороту.

Третий тип рубах - на кокетке - получил особое распространение со второй половины XIX в.

Рубахи всех трех типов состояли из двух частей - верхней и нижней. Верхнюю открытую часть (стан, чупаг) всегда шили из лучшего материала и украшали вышивкой. Нижняя часть (поале) скрывалась юбкой, поэтому ее шили из более дешевой и грубой ткани. Лишь в том случае, когда в качестве поясной одежды надевали так называемую фоая - юбку, состоявшую из двух полотнищ, переднего и заднего, не сшитых по бокам, носили рубаху, сшитую целиком из хорошего материала, украшенную вышивкой не только в верхней, но и в нижней части.

Носили и белые вышитые кофты (кэмегиэ, или ие), заправляемые в юбку. В конце XIX - начале XX в. в Бессарабии появились и другие типы полотняных кофт, с резинкой на талии или с поясом.

Поверх рубахи в будничные дни молдаванки надевали кофты, жакеты, блузы, жилеты. Их покрой и наименования были чрезвычайно разнообразны и варьировали по областям.

В холодное время женщины носили длинные шерстяные безрукавки, подшитые мехом (минтянаги) или короткие полупальто (скуртейкэ, сук- мэнел). Зимой дома чаще всего в качестве нагрудной одежды носили овчинные безрукавки.

Характерной частью женского костюма была несшитая юбка (катрип- цэ), надеваемая поверх рубахи. Ее шили из темной шерстяной ткани с вертикальными или горизонтальными цветными полосками. К верхней части юбки пришивали неширокий пояс - бэеръ. Катринцэ обертывали вокруг бедер так, чтобы одна пола находила на другую, причем обычно конец

одной полы (левой или правой) затыкали за пояс, но во многих селах носили катринцэ и с обеими опущенными полами. Богатые крестьянки украшали катринцэ стеклярусом, вышивали золотыми и серебряными нитями.

Другим типом старинной поясной одежды в Молдавии была фоае - два прямоугольных куска шерстяной ткани, надеваемые спереди и сзади. Любопытно отметить, что этот тип одежды широко распространен в Румынии (северной Ольтении, почти во всей Трансильвании и незначительно в Мунтении), известен он и у украинцев («запаска»), и у болгар («пре- стилка»).

В конце XIX в. появился обычай надевать поверх катринцэ или любой другой юбки полотняный передник пестелкэ с завязками на поясе.

В XIX в. наряду с несшитыми бытовали исшитые юбки (фустэ). Их обычно шили из нескольких полотнищ или из двух полотнищ с клиньями. На подол такой юбки часто нашивали цветные ленты.

Во второй половине XIX в. в деревне появились платья городского типа (рокие), но их носили лишь крестьянки, жившие вблизи городов, вообще же городские платья в молдавском селе начали широко распространяться лишь с начала XX в. и особенно после установления Советской, власти.

В некоторых районах (Вулканештском на юге и Резинском в центральной Молдавии) молдаванки носили и сарафаны. В Резинском районе они назывались шарафан, в Вулканештском - фустэ ку жюбя, но покрой их был одинаковый. Верхняя часть кроилась в талию, а юбка была расклинена, ворот круглый с разрезом посередине груди. Их шили из плотной черной шерстяной ткани. В целом этот сарафан очень близок к болгарскому сукману, и, возможно, именно оттуда был занесен в Бессарабию через переселенцев болгар, а также гагаузов, в одежде которых он тоже встречается.

Верхняя зимняя женская одежда мало отличалась по покрою от мужской. Женщины носили такой же суман, но более короткий. Широко был известен овчинный полушубок (кожочел), реже надевали овчинный тулуп.

Разновидностью сумана были женские шубы с круглым вырезом ворота, подбитые мехом (зэбон, или бурнуз).

Головные уборы молдаванки носили полотенцеобразного типа - в праздники нэфрамэ и в будни кырпэ. Кырпэ несколько напоминала русскую рогатую кику. Ее основу составлял деревянный обод (коарне - рога), поверх которого покрывали платок, а затем наматывали полотенцеобразный убор с концами, спускающимися под подбородок или на плечи. Праздничный головной убор - мэрамэ, или нэфрамэ (длинное полотенце) - ткали из тонкой хлопчатобумажной, льняной или шелковой пряжи. Его обертывали вокруг головы, спуская концы по плечам за спину.

По форме и способу ношения нэфрамэ аналогична древнерусским головным уборам убрусу и наметке.

Со второй половины XIX в. полотенчатые головные уборы постепенно исчезли из обихода и заменились платком. Существовало несколько способов повязывания платка, носивших и разные названия: ып пэлэрие - когда платок покрывал только верхнюю часть головы; дупэ кап - когда узел завязывали на затылке; суб барбэ - когда концы завязывали под подбородком.

Летом носили платки преимущественно белые и светлых оттенков. Зимние шерстяные платки были темного цвета. Пожилые женщины в любое время года носили темные платки.

Девушки в прошлом ходили с непокрытой головой, но со второй половины XIX в. этот обычай начал исчезать. Они стали носить платки, украшенные вышивкой и кружевами. Иногда с ношением платка связывали определенные обычаи. Так, в приднестровских селах Тираспольского района девушки на выданье, помимо платка на голове, носили на поясе треугольный платок углом вниз.

Обязательной принадлежностью женского костюма были украшения - ожерелья, серьги, кольца, перстни, браслеты. В одних районах носили ожерелья, состоявшие из одного - трех рядов бус, в других же (например в Рыбницком) девушки надевали ожерелье в 15-18 рядов и, кроме того, ряд нанизанных на нитку монет.

Некоторые украшения связывались с определенными обычаями. Так, в Резинском районе девушка на выданье нашивала на подол три бархатные ленты в отличие от девушек-подростков, у которых было по одной- две ленты.

Женской обувью издавна служили такие же опинчь, какие носили и мужчины. В холодное время, кроме опинчь, носили сапоги, мужские ботинки. Пожилые женщины ходили в вязаных туфлях или сшитых из войлока.

В середине XIX в., когда в деревню проникла фабричная обувь, осо^ бенно модными стали женские ботинки на высоком каблуке с высокими голенищами (пасапожъ).

Обрядовая одежда не отличалась от праздничной, за исключением некоторых добавлений. Невесте надевали на голову фату, участникам свадьбы перевязывали полотенце через плечо, а посаженным отцу и матери - два полотенца. В Резинском районе посаженным отцу и матери прикрепляли на грудь, плечи, спину цветные вышитые салфетки (нэфрэмице). Смертной одеждой служила та же свадебная, если она сохранилась, либо шили новую по типу праздничной.

Со второй половины XIX в., когда в Молдавии начали быстрыми темпами развиваться капиталистические отношения, проникавшие в деревню фабричные изделия стали вытеснять домотканые. Появились переходные типы одежды, сочетавшие традиционные формы с элементами городского костюма. Одежда городского типа получала все большее распространение, но окончательно традиционный костюм не был вытеснен.

В период капитализма в одежде более ясно стала проявляться социальная дифференциация крестьянства. Костюм богатых крестьян отличался добротными тканями, богатыми украшениями. В мужской и женский костюм сельских богачей шире проникала покупная одежда городского покроя, тогда как в одежде бедных слоев дольше сохранялись традиционные черты.

Иметь несколько смен одежды в зависимости от времени года могли только зажиточные крестьяне. У беднейшего крестьянства и батраков одежда нередко была заношена до такой степени, что представляла собой рубище.

В наше время сельское население носит в основном одежду городского покроя.

В мужском костюме на смену рубахе с круглым вырезом ворота, которую носили навыпуск, пришла рубаха с отложным воротником. В праздничные дни молодежь носит рубахи с галстуком. Обычный мужской костюм состоит из покупных пиджака и брюк. Зимой к этому добавляется ватник или пальто.

Женский костюм состоит из юбки с кофтой или платья. Новым в женской одежде является ношение белья.

Обувь покупают в магазинах. Самодельные опинчь теперь можно найти только в сундуках у стариков.

В рабочее время колхозники, занятые в некоторых отраслях сельского производства, носят спецодежду, выдаваемую колхозом бесплатно, например белые и серые халаты надевают работники молочных и птицеводческих ферм. Колхозы выдаютспецодеж- ду также воспитателямдет- ских садов и яслей.

Большинство сельских жителей стремится одеться по-городски. В выходные дни колхозники отправляются в город для покупки или заказа одежды городских образцов. В крупных селах, кроме магазинов готового платья* имеются пошивочные мастерские

У крестьян старших возрастов еще бытуют отдельные части традиционного народного костюма. Так, мужчины носят меховые и суконные безрукавки, барашковые шапки, овчинные полушубки. Пожилые женщины продолжают носить рубахи, юбки и кофты старинного покроя.. Среди молодежи заметно стремление сохранить высокохудожественный национальный орнамент и отдельные элементы старого костюма, отличающиеся удобством и практичностью.

Пища

В пище молдаван наблюдаются определенные национальные особенности, обусловленные в значительной степени их хозяйством. Молдавская народная кухня создала ряд своеобразных национальных блюд: голубцы в виноградных листьях, овощные борщи, заправленные ржаным квасом, тушеное мясо с овощами, протертая фасоль с толченым чесноком, соус из фасоли, слоеные пироги с брынзой, фруктовой начинкой или толчеными орехами - виртупгэ, или ынвыртитэ и др. В качестве напитков употребляются самодельные и покупные виноградные вина. Прежде делали сливовую или яблочную водку (цуйка).

В прошлом в питании крестьян большой удельный вес занимали продукты из кукурузы, овечий сыр (брынза), кушанья из бобовых и овощей, а также фрукты и виноград. Мясо, животные жиры и молочные продукты, а также сахар были мало доступны основной части населения. Из кукурузной муки делали мамалыгу - очень густую кашу, которая заменяла большей части крестьян хлеб. Ее ели в горячем или холодном виде, часто с приправами из пережаренного лука, брынзы, помидоров. Борщи и супы в крестьянской семье готовили не каждый день, а лишь несколько раз в неделю, чаще в зимние месяцы и реже в период сельскохозяйственных работ. В качестве праздничного блюда более зажиточные варили суп с курицей, подкисляя его ржаным квасом (замэ). Зимой употребляли всевозможные соления и консервированные овощи, которые заготовляли с лета или ранней осени.

Пищевой режим крестьян в значительной степени зависел от собственных запасов. Самым напряженным труд был в весенние и летние месяцы. Но как раз в это время, обычно уже с весны, крестьяне испытывали недостаток в основных пищевых продуктах - кукурузной муке, картофеле, брынзе. Поэтому в то время, когда затрата физического труда была особенно велика и население должно было питаться значительно лучше, оно, как правило, недоедало. Кроме того, в период самой напряженной полевой работы - жатвы, когда в поле выходили всей семьей, горячего вообще не готовили, а переходили на сухую пищу. А это приводило к острым желудочным заболеваниям.

Несколько лучше питание было осенью и зимой. Естественно, что после уборки урожая в доме появлялись некоторые запасы. В декабре кололи свиней и заготовляли впрок мясо и колбасы. Однако и в это время режим питания ограничивали посты, которые были довольно многочисленны; на время постов из пищи исключались наиболее калорийные продукты. Бедняки питались очень плохо. Они вынуждены были даже заготовлять крапиву, которую варили в постные дни и ели в протертом виде, с приправой из лука и чеснока. В народе существовала поговорка: «Сэрэчие, че мэнынчъ? Мэмэлигэ ши урзичъ\» («Беднота, что ты ешь? Мамалыгу и крапиву!»). О разнице в питании между зажиточными и беднейшими слоями населения Бессарабии говорят бюджетные обследования, проведенные в ряде сел в 1938 г. Семья бедняка потребляла мяса в три раза меньше, чем семья кулака. Кроме того, бедняцкие семьи совсем не употребляли рыбы, животного масла, сахара и т. д. Недоедание бедняцких масс и плохое питание в семьях середняков были хроническим явлением. Постоянная нужда и недостаток продуктов вынуждали крестьян употреблять в пищу недозрелую или сгнившую кукурузу, что приводило к специфическому при таком питании заболеванию - пеллагре.

С установлением Советской власти, особенно после коллективизации сельского хозяйства, питание населения резко изменилось. Мамалыга потеряла свое значение основного вида пищи, ушла в прошлое и народная пословица: «Мамалыга - основа стола, а хлеб -честь дома». В наши дни в каждой молдавской семье пекут пшеничный хлеб или покупают его в магазинах, так как во многих селах Молдавии имеются пекарни. Намного увеличилось потребление таких калорийных продуктов, как мясо, молоко, масло и сахар.

Существенное значение имеет общественное питание. Если в прошлом молдаванин ел нерегулярно, зачастую не больше двух раз в день (утром и вечером), то теперь не только на предприятиях, но и в колхозных бригадах, на полевых станах, животноводческих и молочнотоварных фермах колхозники по сниженным ценам получают завтраки, обеды и ужины. В каждом населенном пункте создана сеть буфетов и чайных, где готовят горячие блюда.

Несравнимо улучшилось питание детей. В яслях и детских садах дети получают четырехразовое питание, качество которого строго контролируется медицинскими работниками. Учащимся в школах готовят бесплатные горячие завтраки, а в некоторых селах - и обеды. Разнообразнее я калорийнее стала детская пища в семье.



Похожие публикации