Конспект занятия по развитию речи. Конспект вводного занятия по театральной деятельности «Вот и лето прошло! III. Постановка учебной задачи

Елена Горошилова
Конспект НОД «Лето красное прошло»

«ЛЕТО КРАСНОЕ ПРОШЛО »

Конспект НОД

Составила :

Горошилова Е. П.

Задачи :

Продолжить учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта.

Закрепить умение в составлении сложноподчиненных предложений.

Развивать монологическую речь.

Упражнять детей в образовании прилагательных от существительных : грибы - грибное лето , ягоды – ягодное, спорт – спортивное, дождь - дождливое.

Активизация словаря : Активизировать в речи детей глаголы в неопределенной форме : бегать, плавать, кататься, играть.

Развивать : Интонационную выразительность речи.

Материал : Костюмы времен года (лето , осень, весна, зима) ; мячик;

музыка П. И. Чайковского «Времена года» ;

«Танец маленьких утят» в переложении Г. Фиртича;

рисунки детей (летний семейный отдых) .

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций на тему «Лето » ;

чтение художественной литературы :

Э. Шим : Рассказы и сказки о природе,

Ф. Хитрук : Каникулы Бонифация,

В. В. Бианки : «Синичкин календарь» ,

В. И. Даль : «Старик - годовик» ,

И. Носов : «Остров незнайки» ,

Г. Скребицкий : «Четыре художника» , «Лесное эхо» .

Заучивание стихов : М. Ивенсен : «Что такое лето » , «Лето » ;

Л. Некрасова : «Лето » ,

Т. Собанин : «До будущего лета» ,

Л. Корчагина : «Лето » ,

И. Бруниер : «Веселые дожди» .

Подвижные игры : «Мухи и паутина» , «Цапля и лягушата» , «Репка» , «Наездники» , «Бездомный заяц» , «Ручеек» , «Плетень» .

Сюжетно - ролевые игры : Магазин «Фрукты и овощи» ,«Больница» , «Семья» , «Автобус» .

Дети стоят полукругом.

Входят четыре девочки одетые в платья разного цвета : зеленое, красное , оранжевое и голубое. Звучит музыка П. И. Чайковского.

Воспитатель : Придумала мать дочерям имена. Вот лето и осень , зима и весна.

Девочка в зеленом платье : Приходит весна - зеленеют леса,

Девочка в красном платье : А лето пришло - все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Девочка в оранжевом платье : Нам щедрая осень приносит плоды

Дают урожаи поля и сады.

Девочка в голубом платье : Зима засыпает снегами поля

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Воспитатель : Дети, кто к нам пришел?

Дети : К нам пришли времена года.

Воспитатель : А какие времена года?

Дети : К нам пришла зима.

К нам пришла осень.

К нам пришла весна.

К нам пришло лето .

Воспитатель : Посмотрите, какие они красивые , но все такие разные.

Подумайте и скажите, чем они отличаются друг от друга.

Дети : Лето теплое , а зима холодная, зимой идет снег, а летом льет дождь .

Весною птицы прилетают с юга, а осенью улетают на юг.

Осенью листья опадают, а весной распускаются на деревьях.

Зимой медведь спит в берлоге, а летом бодрствует .

Зимой лепим снежки из снега, а летом колобки из песка .

Воспитатель : Какие вы молодцы!

Времена года, правильно дети сказали о Вас?

Дети, в костюмах времен года : Да!

Воспитатель : Ребята, давайте попросим их остаться с нами.

Будьте нашими гостями!

Дети (времена года) становятся в полукруг детей.

Воспитатель : Дети, а какое время года вы любите больше всего?

Дети : Больше всего мы любим лето .

Воспитатель : Конечно, мы больше всего любим лето . Потому, что летом мы много играем . Хотите поиграть?

Дети : Да.

Воспитатель : Вставайте в круг. Поиграем в игру «Какое лето » .

Вы будете передавать друг другу мячик, и говорить - какое же наше лето .

Дети : Лето красное , потому, что цветы красивые ,

Лето ягодное , потому что много ягод,

Лето дождливое , потому, что часто идет дождь,

Лето грибное , много в лесу грибов выросло.

Лето спортивное , потому, что летом можно заниматься спортом.

Воспитатель : Молодцы! Правильно сказали о лете, садитесь.

Дети садятся.

Воспитатель : Хотите еще поиграть? Мы с вами знаем игру «Продолжи предложение» , вспомнили? Вы любите лето ? Вот и расскажите. За что вы любите лето .

Я люблю лето , потому, что.

Дети : Я люблю лето , потому что летом можно кататься на велосипеде.

Я люблю лето , потому что можно загорать и купаться в море.

Я люблю лето , потому что можно ходить босиком.

Я люблю лето , потому что мама и папа в отпуске.

Воспитатель : Вот лето , как любят тебя наши дети. Лето любят все ! Даже маленькие утята из французской народной песенки о шагающих утятах. Слышите музыку?

Звучит музыка «Танец маленьких утят» в переложении Г. Фиртича;

Воспитатель : Давайте станцуем этот веселый танец «Маленьких утят» .

Дети встают в круг и танцуют танец «Маленьких утят»

Воспитатель : Дети, вам понравилось танцевать?

Дети : Да.

Воспитатель : Наше лето такое же веселое , как этот танец. А кто из вас знает стихотворение о лете?

Ребенок : Стихотворение Л. Некрасовой «Лето » .

Что такое лето ? Это много света,

Это поле. Это лес. Это тысячи чудес.

Это в небе облака. Это быстрая река.

Это яркие цветы. Это синь высоты.

Это в мире сто дорог. Для ребячьих ног

Ребенок : Стихотворение Ивенсен «Лето » .

Вот и лето подоспело

Земляника покраснела

Повернется к солнцу боком

Вся нальется алым соком.

В поле красная гвоздика ,

Красный клевер , погляди-ка,

И лесной шиповник летом

Весь осыпан красным цветом .

Видно люди не напрасно

Называют лето красным .

Ребенок : Стихотворение Ивенсен «Что такое лето » .

Лето солнышком вкатилось

Засияло, засветилось

Вишнями, ромашками,

Лютиками, кашками.

Лето ! Лето ! Лето !

В краски яркие одето

Жарким солнышком согрето

Пусть подольше будет лето !

Воспитатель : Ребята, вы говорили, что лето разноцветное , потому что много

цветов красивых летом расцветает . А вы знаете, что есть цветок с именем девочки - маргаритка? Вот послушайте о нем скороговорку :

Собирала Маргаритка маргаритки во дворе,

Потеряла Маргаритка маргаритки на траве.

Ее надо повторять медленно, а затем быстро, произносить слова четко и понятно. Давайте все вместе произнесем скороговорку.

Дети произносят скороговорку все вместе, потом по желанию 2-3 ребенка повторяют скороговорку в разном темпе.

Воспитатель : Мы сегодня с вами говорили о лете, но ведь лето .

Дети : Закончилось!

Воспитатель : Наступила.

Дети : Осень.

Воспитатель : Но мы с вами о лете не забываем. И свои воспоминания отражаем в рисунках, аппликациях, поделках.

Давайте еще раз вспомним о лете. Посмотрите на свои рисунки и расскажите всем нам о том, что на них изобразили.

Дети по одному выходят и составляют небольшие рассказы из личного опыта, по своему рисунку. Тема рассказа : «Как я провел лето » . (3-4 ребенка)

Воспитатель : Дети, вам понравились рассказы о лете?

Дети : Да.

Воспитатель : Лето красное прошло . Давайте попрощаемся с любимым летом

Скажем ему.

Дети : До свидания!

Цель: продолжаем закреплять знания и представления о лете, его признаках; актуализировать летние воспоминания, учить составлять рассказ на их основе; развивать связную речь, творческое воображение, произвольное внимание; воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь и уважение к родной природе.

Ход занятия

Воспитатель: - Вот и наступила снова осень. Мы с вами встретились после летнего отдыха. Вы все выросли, похорошели, загорели и отдохнули. Мне кажется мы все рады нашей встрече, так как успели, соскучатся друг по другу, (делает паузу) выслушивает мнения, высказывания детей.

Воспитатель: Читает загадку

Солнце печет
Липа цветет
Рожь поспевает
Когда это бывает?

Ответы детей: Летом.

Воспитатель: - Умнички! Конечно же, это лето. И сегодня я предлагаю вам вспомнить, как мы провели лето. О том, какое это прекрасное время года и за что мы его любим.

Дидактическая игра на развитие связной речи. Составление детьми рассказов из нескольких предложений на тему: “Что такое лето”.

Рассказы детей.

Воспитатель: - Прекрасные рассказы. Я поняла, что вы замечательно отдохнули и готовы продолжать наше занятие. Послушайте, пожалуйста, музыку А.Вивальди “ Лето” и после прослушивания, поделитесь своими эмоциями и впечатлениями.

Звучит аудиозапись А. Вивальди “ Лето”

Рассказы детей о своих впечатлениях полученных во время прослушивания.

Воспитатель вовлекает в обсуждение всех детей. Если дети затрудняются, задает наводящие вопросы.

Воспитатель: - Спасибо вам ребятки за такие прекрасные рассказы. За ваши эмоции, за знания летних явлений природы. Я вам предлагаю вспомнить, о которых вы промолчали или забыли.

Загадывает загадки.

  • Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча)
  • Сначала – блеск, за блеском – треск, за треском – плеск. (Гроза)
  • Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило. (Дождь)

Воспитатель: - Молодцы, правильно вы назвали эти летние явления. Послушайте, пожалуйста, прекрасные стихи И.Бунина, в которых, он красиво описал эти явления.

Дождь прошел. Уж не трепещет
Тучка молнией-грозой.
Посмотри, как небо блещет
Сквозь деревья бирюзой!

От кустов ложатся тени,
А цветы полны водой;
Пахнет свежестью сирени,
Сладко пахнет резедой.

Точно замер пруд широкий;
Как в зеркальном серебре,
Отразились в нем глубоко
Избы, ивы на горе.

А вдали уже алеет
Свет заката, - и теплом
Ночь в окно порою веет,
Точно ласковым крылом.

Воспитатель: - Ребятки давайте вспомним, какие явления мы еще можем наблюдать летом?

Воспитатель загадывает загадки:

Крошечное коромысло через реку повисло. (Радуга)

Утром бусы засверкали
Всю траву с собой заткали
А пошли искать их днем
Ищем, ищем - не найдем! (Роса)

Воспитатель: - Молодцы, правильные дали ответы, но есть еще одно явление (очень редко, но бывает).

Говорю я брату
- Ох, с неба сыплется горох!
Вот чудак – смеется брат –
Твой горох, ведь это... (Град)

Обсуждение с детьми природных явлений, выяснение причин появления их в летний период.

Проводится динамическая пауза (Тучка).

После игры возвращаемся на места, и проводится словесная игра на тему “Хорошо-плохо”.

Например:

  • Что есть лето – хорошо! А что короткое – плохо!
  • Что летом жарко – хорошо! А что солнечный удар – плохо!
  • Что летом дождик – хорошо! А промокнуть – плохо!

Продолжаем игру на любую летнюю тему, пока дети ее предлагают.

Воспитатель: - Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Такие интересные темы вы затронули и отметили, что в каждом явлении, периоде, в процессе, есть как хорошие стороны, так и плохие.

А теперь я хочу вам предложить послушать стихотворение. Будьте добры, ответьте, пожалуйста, о каком летнем месяце в нем идет речь?

Теплый, длинный-длинный день,
В полдень – крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц? Подскажи-ка?

Ответы детей: - Июнь.

Воспитатель : - Конечно же, это июнь месяц. А давайте вспомним, как его в народе еще называют?

Ответы детей: (если затрудняются – воспитатель подсказывает) “Хлеборост”, “Румянец”.

Воспитатель: - Молодцы! Есть и еще одно название, в народе говорят “Июнь-скопидом, урожай копит на целый год”.

Совместно с детьми обсуждаем июнь месяц.

Воспитатель: - Ну не только этим любим этот месяц для некоторых детей, а еще и тем, что они родились в этот месяц.

Воспитатель приглашает детей, родившихся в июне месяце выйти из-за стола. Вручает им в подарок книжки. Дети садятся на места.

Воспитатель: - Послушайте, пожалуйста, пословицу: “Месяц этот – макушка лета – устали не знает, все прибирает” и еще этот месяц в народе называют “Страдником”. Что это за месяц?

Ответы детей : - Июль.

Совместное обсуждение с детьми июля месяца. Поздравление детей родившихся в июле месяца.

Воспитатель читает стихотворение С.Маршака:

Море плещет, солнце светит
Август жаркий нас приветит.
Отдыхают от души,
Веселятся малыши.

Воспитатель приглашает детей, родившихся в августе месяце для поздравления и вручения подарков.

Воспитатель: - Вот и вспомнили мы наше прошедшее лето. В народе говорят: “Август-лето-закат” или “В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит”. Да, действительно наше лето пробежало, наступила осень. Остались у нас воспоминания (о дне рождения, об отдыхе на дачах, на курортах, о походах в лес, о купании в реках, озерах, морях). Ребятки давайте мы с вами нарисуем наши картины и назовем их “Как я провел лето!”. Но прежде, чем мы преступим за нашу работу, давайте поздравим еще раз наших деток, чьи дни рождения выпали на летние месяцы.

Проводятся игры:

1. “Каравай”

2. “Своему другу пожелай” - игра с мячом.

После игр дети принимаются за свои рисунки.

Воспитатель проводит с каждым ребенком обсуждение его работы и оформляет выставку в группе на тему “Вот и лето прошло”.

Программное содержание:

1. Формировать у детей любовь и интерес к природе, давая элементарные знания о ней.

2. Формировать у детей обобщенные представления о лете как о времени года.

3. Расширить и конкретизировать представления детей о цветах.

4. Дать представление о простейших лекарственных растениях.

5. Учить составлять небольшой описательный рассказ о лете.

6. Побуждать детей к собственной речевой активности.

Предшествующая работа:

Выставка цветов;
- рисование «Мои любимые цветы», «Лекарственные травы»;
- заучивание стихов про цветы; игры: «Я садовником родился», «Какого цвета лето?»;
- пересадка ноготков, астр, календулы с клумбы в горшки;
- целевая прогулка на луг;
- рассматривание фотографий «Как я провел лето» и составление небольших рассказов о лете из личного опыта.

Оборудование к занятию:

Веночки из искусственных цветов: ромашка, василек, одуванчик, гвоздика, незабудка; фотовыставка «Чтобы лето не кончалось»; выставка живых цветов; «Зеленая» аптека: лекарственные растения - подорожник, мята, ромашка, брусника, черника; кафе «Семицветик» с натюрмортами из овощей и фруктов; песня «Чтобы лето не кончалось» в исполнении А.Б. Пугачевой; «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

Ход занятия

Звучит песня А.Б. Пугачевой «Чтобы лето не кончалось».

Воспитатель: Вот и наступил сентябрь. Солнце греет не так жарко, как летом. На смену летним сарафанам и босоножкам приходят теплые кофты и мокасины . Не грустите! Сегодня мы расскажем о том, как сохранить летнее настроение на весь год!

1 способ

Воспитатель: Чем грустить о том, что лето прошло, повеселитесь от души: нарядитесь в летние платья, украсьте голову венками и заведите хоровод.

Дети заводят хоровод «Мы плетем, плетем венок, заплетаем полевой».

«Цветы» выбегают и читают стихи про ромашку, незабудку, гвоздику, одуванчик, василек.

Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского. Дети - «Цветы» танцуют.

Воспитатель:

Есть у нас цветов букеты,
Мед, как солнце, золотой…
Не забудем мы о лете
Даже снежною зимой.

2 способ

Воспитатель:

Вы хотите, чтобы лето не кончалось?
Устройте у себя дома летний сад.
Мы устроили, а вы?

Мы пересадили с клумбы
Ноготки, астры, бархатцы.
Ведь на улице уже холодно.
А в группе они у нас будут
Радовать долго-долго.

3 способ

Воспитатель: Вы хотите, чтобы лето не кончалось? Сделайте фотографии на память. Сколько замечательных минут вы зафиксируете на пленке. Разглядывая фотографии, вы будете мысленно возвращаться к теплым, веселым дням.

Воспитатель приглашает всех на фотовыставку «Чтобы лето не кончалось». Дети делятся впечатлениями о лете по фотографиям.

4 способ

Воспитатель: Вы хотите, чтобы лето не кончалось? Тогда собирайте цветы. Ведь запах лета можно засушить. Собирайте листья смородины и мяты, лимонника и крапивы. Поздней осенью и зимой эти запасы помогут вам вспомнить о лете. Пригашаем Вас в нашу «Зеленую» аптеку.

Дети представляют лекарственные растения.

5 способ

Воспитатель: Вы хотите, чтобы лето не кончалось? Тогда берите в руки скакалки, мячи и начинайте играть.

Игра с мячом «Что растет в саду, в огороде, в лесу, на лугу, в цветнике, в поле?».

6 способ

Воспитатель: Вы хотите, чтобы лето не кончалось? Приглашайте друзей и устройте день воспоминаний о летнем отдыхе. У каждого наверняка немало веселых историй!

Рассказы детей о лете.

7 способ

Воспитатель: Вы хотите, чтобы лето не кончалось? Почему бы вам не провести вечер в летнем кафе. Мы приглашаем вас в Разноцветное кафе «Семицветик».

Звучит песня «Чтобы лето не кончалось». Дети угощаются в кафе «Семицветик».

Воспитатель:

Спасибо тебе, Лето, мы хотим сказать!
Осень золотую нам пора встречать.
Не забудем мы о лете, будем часто вспоминать!

О себе: Стаж педагогической работы - 28 лет. Я учу детей сомневаться, удивляться, оригинально мыслить.

Занятие в логопедической группе по теме: «Вот и лето прошло»

Занятие №1.

Тема «Формирование представления о звуках».

Коррекционно-образовательные задачи. Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. : пробуждение интереса к познанию новых звуков, создание положительного настроя на учение.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого слуха, связной речи, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкальные инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека, маски зверей.

Ход занятия.

1. Оргмомент

Психогимнастика.

Посмотрите на эти лица.

Детям показывают пиктограммы.

Какие они разные!

Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Мимические упражнения.

Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

2. Сообщение темы занятия

Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

3. Развитие слухового внимания

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Проводится игра «Молчанка»

Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.

Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.

А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.

Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.

Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши любые предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)

4. Знакомство с термином «Речевой звук»

Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».

Где-то собаки рычали:

Р-р-р!

В стойле коровы мычали:

Мммуу!

В комнате мухи жужжали:

Жжж!

Мимо машины бежали:

Тррр!

Гудели от ветра все провода:

Зззнь!

Капала в кухне из крана вода:

Динь!

Перекликались в ночи поезда:

Ууу! Ууу!

Листья на ветру шумели:

Тсс!

Змеи в лесу шипели:

Шшш!

А комары все пели:

Ззз!

Непоседа мячик днем и ночью

Успокоиться не хочет:

Пам! Пам!

Куклы кашляют в постели -

Днем мороженое ели!

Кхх! Кхх!

Э. Нийт (Перевод с эстонского Е. Ракеева).

Как перекликались поезда? (Ууу!) Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их износить.

Звуки издают животные, а мы с вами - говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

5. Физминутка

Пантомима «Прогулка в лес». Ходьба с высоким подниманием колен.

Перешагиваем через высокую траву. Перепрыгиваем через лужу.

Прыжки на двух ногах.

Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о! Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок.

Легкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра во время бури.

Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберезовик, боровик) нашли.

6. Произношение отдельных звуков. Развитие просодии

Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк у-у-у. Мишка ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик: э-э-э. Как пели звери?

Дети надевают маски. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.

За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-тп-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).

7. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата

Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот - домик звуков.

В домике этом Красные двери, Рядом с дверями - Белые звери. Любят зверушки Конфеты и плюшки.

В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь - губы, вторая - зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится... (губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это - нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.

Положите ладошку на горло. Произнесите д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.) Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)

8. Артикуляционная гимнастика

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык. Выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь.

Упражнения для губ и языка

А еще надо научиться правильно дышать.

Упражнение на дыхание «мячик-ямка»

9. Итог занятия

Что мы слушали? (Звуки.) Чем мы слушали? (Ушами.) произносим звуки? (Ртом.)


Конспект фронтальной ОУД по развитию речи с использованием нетрадиционных техник рисования на тему «Вот оно какое наше лето!» для детей старших групп детских дошкольных образовательных учреждений. Прилагается список используемой литературы и графические материалы.Тема: Лето. Составление рассказа с опорой на картину.Программное содержание: Образовательная цель: Учить детей составлять рассказ с опорой на картину.Коррекционные цели: Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе; расширять словарный запас детей по данной лексической теме, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в употреблении глаголов настоящего времени единственного и множественного числа.Развивающие цели: Развивать связную речь, логическое мышление, воображение, общую и мелкую моторику.Воспитательные цели : Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.Оборудование: печатное изображение Бонифация, картины на летнюю тематику, с изображением летней природы, сюжетные картины с изображением летнего отдыха, яркая коробка, мяч, соль, раскраски на летнюю тематику, гуашь, кисточки, стаканы-непроливайки с водой, салфетки, клеенки для столов.Ход занятия: Логопед: Дети! Посмотрите, кто сегодня у нас в гостях! Вы узнали этого героя? (Бонифаций) Правильно, это лев, который на время каникул едет отдыхать к своей бабушке. Как вы думаете, какое время года приближается, если Бонифаций едет в отпуск? Подскажет вам загадка:Я соткано из зноя, несу тепло с собою,Я реки согреваю, «купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это вы все меня, я …

Беседа по теме.

Логопед: Среди вас все любят лето?

Кто из вас ждет лето? Почему?

С кем вы проведете лето?

Как вы собираетесь отдыхать?

Где, по-вашему, лучше всего отдыхать летом?

Как нужно готовиться к поездке?

Если вы останетесь дома, и никуда не поедете, то чем будете заняты?

Логопед: Расскажите, пожалуйста нашему гостю, за что же вы так любите лето?

Игра «Я люблю лето…»

Я люблю лето, потому что летом солнце светит ярко и греет жарко.

Я люблю лето, потому что летом день длинный, а ночь короткая.

Я люблю лето, потому что летом дует теплый ветер.

Я люблю лето, потому что летом часто идут теплые дожди, иногда с грозами.

Я люблю лето, потому что летом после дождя на небе бывает радуга.

Я люблю лето, потому что летом можно кататься на велосипеде.

Я люблю лето, потому что можно загорать и купаться.

Логопед: Да, лето действительно прекрасная пора! Предлагаю сыграть в игру. Если я говорю верно – хлопаете в ладоши, если я ошибаюсь – топаете ногами.

Игра «Бывает – не бывает»

Летом дети катаются на санках.

Летом на деревьях распускаются почки.

Летом дети лепят снеговика.

Летом дети пускают в ручьях кораблики.

Летом дети загорают и купаются.

Летом дети одевают легкую одежду.

Летом дети мастерят скворечники.

Летом на полях убирают урожай.

Логопед: Бонифаций очень любит подвижные игры и предлагает нам немного отдохнуть.

Физкультурная минутка (Выполняются движения в соответствии со словами)

У реки полной версии документа)

Логопед: Чем же еще знаменито лето? Посмотрите на картинки (Выставляются картины с летними пейзажами)

Упражнение «Подбери слово-действие».

На лугу…. много благоухающих цветов.

На деревьях …. много зеленых листьев.

На тропинках …. много ловких кузнечиков.

В траве …. много трудолюбивых муравьев.

Над душистыми цветами …. много пестрых бабочек.

На одуванчиках.… мед много мохнатых пчел.

В кронах деревьев весело … звонкие птицы.

Над летом ярко … солнце.

Логопед: У вас на столе лежат картинки, на которых нарисованы предметы. Внимательно посмотрите на них и придумайте к ним ласковые слова.

Игра с мячом «Назови ласково».

Солнце – солнышко

Речка – реченька

Лес – лесок

Трава – травушка

Лист – листочек

Цветок – цветочек

Гриб – грибочек

Ягода – ягодка

Стрекоза – стрекозка

Птица – птичка

Логопед: За время своего путешествия Бонифаций услышал некоторые интересные слова и выражения, но значение их он не знает. Надеюсь, вы сможете ему помочь.Упражнение «Почему так говорят?» Лето красное, потому, что цветы красивые.Лето солнечное, потому что солнце светит ярко.Лето ягодное, потому что много ягод.Лето дождливое, потому, что часто идет дождь.Лето грибное, много в лесу грибов выросло.Лето спортивное, потому, что летом можно заниматься спортом.Пальчиковая гимнастика «Лето» (загибаются пальцы по одному на каждый счет)(в полной версии документа)Логопед: Сегодня мы будем придумывать рассказ, который называется «Наше лето». А помогут нам в этом картинки. Но они не простые. Рассмотрите их. На них нарисован летний отдых, как отдыхают взрослые и дети в летний период. Летом можно много гулять на улице, кататься на велосипеде, строить песочные замки, играть в мяч, бегать босиком, ездить в гости к бабушкам и дедушкам. Бонифаций очень хотел привезти своей бабушке подарок, но не успел ничего приготовить. Но посмотрите, у него с собой большая, яркая коробка. Интересно, что же в ней? (Раскраски. Столы накрываются клеенками, выставляются гуашь, соль, кисточки, стаканы-непроливайки с водой, салфетки)Нужно помочь и сделать подарочные летние открытки. Для этого мы будем раскрашивать наши картинки гуашью, а пока она не высохла, посыплем сверху солью. Вот такие необычные открытки у нас получатся!Кроме того, вы должны рассказать нашему путешественнику, что нарисовано на вашей открытке, а он обязательно передаст их своей бабушке. Рассказы не должны быть похожи друг на друга.(Заслушиваются 2-3 рассказа)Логопед оценивает ответы детей на вопросы и анализирует их. Затем включается музыка на летнюю тематику. Дети слушают, закрыв глаза.Логопед: Благодаря чудесной музыке, вашим прекрасный рисункам и увлекательным рассказам мы смогли почувствовать приближающееся лето. Бонифаций очень рад что погостил у нас. Говорит нам всем «Спасибо» и спешит на поезд. До новых встреч!Итог занятия. О каком времени года говорили?Как лучше всего провести лето?Что больше всего вам нравится в этом времени года?Список литературы Приложение

Похожие публикации