Всемирный день воды сценарий мероприятия с презентацией. Всемирный день водных ресурсов. марта – Всемирный день воды

Слайд 2

22 марта – Всемирный день воды

В 1992 году в Рио-де-Жанейро в рамках проводимой ООН конференции «Охрана окружающей среды и развитие ООН» Генеральная ассамблея ООН приняла решение отмечать 22 марта как Всемирный день водных ресурсов.

Слайд 3

Зачем и почему нужно экономить воду?

  • Слайд 4

    Пресная вода планеты составляет всего 3% от общих запасов воды, причем ¾ пресной воды заморожено в Арктике и Антарктике, 1/5 часть составляет подземные воды, и лишь 1% циркулирует в реках, озерах, болотах, плывет над Землей

    Слайд 5

    Важность воды

    Без воды не смогут существовать ни человек, ни животные, ни растения. В теле взрослого человека содержится около 65%, то есть основным компонентом человеческого организма является именно вода. Биологи даже иногда шутят, что вода «изобрела» человека как средство передвижения.

    Слайд 6

    Без воды немыслимо вообще ничто живое на Земле, ведь некоторые растения состоят из воды на 90%, а животное, лишенное влаги погибает в течение через 4-8 суток.

    Слайд 7

    Песчаные дюны

    К середине XXI века проблема нехватки пресной воды может стать одной из важнейших проблем.

    Слайд 8

    На сегодняшний день от нехватки воды сегодня страдают около 700 млн. человек – это жители 43 стран мира. Ученые подсчитали, что к 2025 году эта цифра возрастет до 3 млрд. и более. Запасы воды продолжают истощаться быстрыми темпами.

    Слайд 9

    Сколько воды нужно человеку?

    По данным экспертов, человеку ежедневно необходимо не менее 20 литров воды: на питье, приготовление еды и для личной гигиены. Но из-за неравномерного распределения этого жизненно важного ресурса многим жителям Восточной Африки приходится обходиться лишь 5 литрами в день, а некоторым – всего 1 литром.

    * Вода наиболее распространенное и важное вещество на Земле. Общие запасы воды на планете составляют кубических километров. Из этого количества 96,5% приходится на долю Мирового океана, 17% - это подземные воды, 1,74% - ледники и постоянные снега. Тем не менее, общие запасы пресной воды составляют всего лишь 2,53% от общих запасов воды.


    Запасы пресной воды на планете ограничены, но они постоянно обновляются. Скорость водообновления определяет доступные человеку ресурсы воды. В патриархальную эпоху на Земле кругооборот воды, который включал сливы, дожди, снегопады, наводнения и прочее, был, несмотря на катаклизмы природы, благотворным для человека. Дожди, талые воды орошали землю, приносили полезные для растений вещества, оживляли саму среду природы.


    Вода - это жизнь, основа всего живого на Земле. Чтобы привлечь внимание к проблеме сохранения и улучшения качества и количества пресной воды для будущих поколений, ежегодно с 1992 года по инициативе ООН 22 марта отмечается Всемирный День водных ресурсов (День воды). В России этот день впервые отмечался в 1995 году.


    * С развитием цивилизации, когда появились химические удобрения, моющие средства, двигатели внутреннего сгорания, когда деятельность человека стала природо- преобразующей, когда человек отделил себя от природы и стал над ней, отходы жизнедеятельности человека начали все загрязнять и в первую очередь водохранилища. В давние времена, когда человек жил в гармонии с природой, любая пресная вода разве что за исключением болотной воды, была питьевой. Существовала морская вода и просто вода, без любых дополнительных определений. Считалось, что вода это минерал, который человек должен употреблять естественным.


    «Россия - великая водная держава. Почти четверть мировых запасов питьевой воды сосредоточено в границах нашего государства. Реки России несут десятую часть ежегодного мирового речного стока. При этом население России не достигает и 3% общей численности населения земного шара. Водное изобилие накладывает на нашу страну и особую ответственность перед человечеством за сохранение этого важнейшего природного ресурса. Без участия нашей страны не могут рассматриваться глобальные вопросы, связанные с водопотреблением, состоянием водных ресурсов»


    Сейчас человек говорит об отдельной разновидности воды – питьевой воде. Кроме этого есть воды рек, озер, где можно и нельзя купаться человеку. Есть сточные воды, есть кислотные дожди, есть выбросы у водохранилища отходов предприятий, от которых все живое в воде гибнет. Сегодня кругооборот воды в природе крепко связан с техногенной окружающей средой.


    Рушится потоком селей, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда! Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает, Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется Средь высоких, стройных елей,


    В первичной водной оболочке земного шара воды было гораздо меньше, чем теперь (не более 10% от общего количества воды в водоемах и реках в настоящее время). Дополнительное количество воды появилось впоследствии в результате освобождения воды, входящей в состав земных недр. По расчетам специалистов, в составе мантии Земли воды содержится в раз больше, чем в Мировом океане. При средней глубине в 4 км Мировой океан покрывает около 71% поверхности планеты и содержит 97,6% известных нам мировых запасов свободной воды. Реки и озера содержат 0,3% мировых запасов свободной воды.


    Большими хранилищами влаги являются и ледники, в них сосредоточено до 2,1% мировых запасов воды. Если бы все ледники растаяли, то уровень воды на Земле поднялся бы на 64 м и около 1/8 поверхности суши было бы затоплено водой. В эпоху оледенения Европы, Канады и Сибири толщина ледяного покрова в горных местностях достигала 2 км. В настоящее время вследствие потепления климата Земли постепенно отступают границы ледников. Это обусловливает медленное повышение уровня воды в океанах.


    Очень большое значение в жизни природы имеет то обстоятельство, что наибольшая плотность у воды наблюдается при температуре 4°C. При охлаждении пресных водоемов зимой по мере понижения температуры поверхностных слоев более плотные массы воды опускаются вниз, а на их место поднимаются снизу теплые и менее плотные. Так происходит до тех пор, пока вода в глубинных слоях не достигнет температуры 4°C. При этом конвекция прекращается, так как внизу будет находиться более тяжелая вода. Дальнейшее охлаждение воды происходит только с поверхности, чем и объясняется образование льда в поверхностном слое водоемов. Благодаря этому подо льдом не прекращается жизнь.


    Морская вода замерзает при температуре - 1,91°C. При дальнейшем понижении температуры до - 8,2°C начинается осаждение сернокислого натрия, и только при температуре - 23°C из раствора выпадает хлористый натрий. Так как часть рассола при кристаллизации уходит изо льда, соленость его меньше солености морской воды. Многолетний морской лед настолько опресняется, что из него можно получать питьевую воду. Температура максимальной плотности морской воды ниже температуры замерзания. Это является причиной довольно интенсивной конвекции, охватывающей значительную толщу морской воды и затрудняющей замерзание. Теплоемкость морской воды стоит на третьем месте после теплоемкости водорода и жидкого аммиака.


    Снежинки, как правило, бывают в виде шести- и двенадцатилучевых звездочек, шестиугольных пластинок, шестигранных призм. При понижении температуры воздуха уменьшаются размеры образующихся кристаллов и возрастает разнообразие их форм. Особенности роста кристаллов в воздухе связаны с наличием в нем водяного пара.



    Цель: Расширение представления учащихся о роли воды в жизни человека, воспитание бережного отношения к пресной воде и водным ресурсам.

    Задачи:

    • Показать значение воды в жизни человека
    • Воспитать рачительное отношение к пресной воде
    • Формировать ценностное отношение школьников к своему здоровью
    • Содействовать развитию навыков совместной деятельности

    Оборудование: презентация “Вода-источник жизни”

    Ход занятия

    Слайд №1 “Вода – источник жизни”

    Учитель: “Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь...” Антуан де Сент-Экзюпери

    Вода – самое распространённое неорганическое соединение на нашей планете. Вода - основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущемся процессе на Земле - фотосинтезе. В последнее время возник острый дефицит пресной воды. Уже сейчас около трети Земли испытывает недостаток в чистой пресной воде. Возникший дефицит воды связан также с загрязнением водоёмов промышленными и бытовыми стоками.

    Слайд №2-№3 “Всемирный день воды”

    Учитель: Всемирный день водных ресурсов, проводящийся ежегодно 22 марта, является уникальной возможностью напомнить всему человечеству о важности воды для окружающей среды и развития общества, для поддержания жизни на нашей планете.

    Мы каждый день сталкиваемся с водой, но задумываемся ли мы о ней?

    Можем ли мы прожить без чистой воды хотя бы день? Рационально ли мы используем ценный природный ресурс? Как надо относиться к воде?

    На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе занятия.

    Вы слыхали о воде?
    Говорят, она везде!
    В луже, в море, в океане
    И в водопроводном кране.
    Как сосулька, замерзает,
    В лес туманом заползает,
    Ледником в горах зовётся,
    Лентой серебристой вьётся
    Средь высоких, стройных елей,
    Рушится потоком селей.
    На плите у вас кипит,
    Паром чайника шипит,
    Растворяет сахар в чае.
    Мы её не замечаем,
    Мы привыкли, что вода –
    Наша спутница всегда!

    Учитель: предлагаю конкурс “Вода – источник жизни”

    Задание: в своём мини-рассказе дать ответ на вопрос - для чего нужна вода?

    (выслушиваются ответы учащихся)

    Слайд №5 “Сколько воды необходимо для производства еды?”

    Учитель: Каждый из нас выпивает 2-4 литра воды в сутки. Но большая часть воды поступает в наш организм с пищей. Например, для производства 1кг говядины требуется около 100000 литров воды, а 1 кг пшеницы “обходится” в 1500 литров (смотреть данные таблицы) Таким образом, исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство.

    Ученица: Я хочу рассказать о функциях воды в нашем организме.

    1. Регулирует температуру тела.
    2. Обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ ко всем клеткам.
    3. Помогает преобразовывать пищу в энергию.
    4. Помогает усваиваться питательным веществам.
    5. Защищает жизненно важные органы.
    6. Выводит шлаки и отходы продуктов жизнедеятельности.

    Слайд №6 “Интересные факты о воде”

    Ученик: Организм человека не только потребляет воду, но ещё и выводит, поэтому необходимо постоянно восстанавливать баланс воды в организме. В сутки человек теряет 2-2,5 литров воды. Только при дыхании человек теряет в среднем более 300 грамм воды. Человек очень остро ощущает изменение содержания воды в своём организме. При потере воды в количестве 2% - появляется чувство жажды, 6-8% - полуобморочное состояние, 10% - галлюцинации, нарушение глотания, 10-20% опасно для жизни. Таким образом, иметь необходимое количество чистой питьевой воды – обязательное условие жизни человека.

    Слайд №7 “Почти четверть мировых запасов воды сосредоточено в России”

    Учитель: Ребята, задумывались ли вы, как мы расходуем воду?

    Дело в том, что мы привыкли, что в нашей стране избыток водных ресурсов. Россия принадлежит к числу стран, наиболее обеспеченных водными ресурсами (на территории нашей страны четверть мировых запасов пресной воды), стоимость воды у нас одна из самых низких в мире, поэтому мы относимся не экономно к воде, не бережём свои ресурсы, беспечно относимся к ним.

    К чему может привести такое безответственное поведение?

    При обилии водоёмов на нашей планете, запасы пресной воды, пригодной для питья, ограничены. Сегодня мировая потребность в воде уже превышает половину среднегодового стока всех рек Земли. Нехватку воды испытывает более 2,5 миллиардов людей. С ростом и развитием городов и производств дефицит будет увеличиваться. И однажды мы тоже можем оказаться в ситуации, когда жажда станет нашим привычным состоянием.

    Ученица: В Российской Федерации принята целевая программа “Чистая вода”. Она предусматривает такие меры:

    • рациональное использование водных ресурсов;
    • обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
    • повышение уровня защищённости водных ресурсов;
    • принятие законодательных актов.

    Ученица: Одних усилий государства по сохранению водных источников недостаточно. Необходимо, чтобы каждый гражданин России принял участие в этом проекте.

    А что можем сделать мы?

    Вот нехитрые правила, соблюдение которых позволит обеспечить водой наших потомков:

    • Закрывайте кран во время чистки зубов.
    • Вовремя устраняйте протечки.
    • Не выливайте в канализацию токсичную бытовую химию (растворители, очистители) и лекарственные препараты.
    • Не используёте токсичные удобрения в саду.
    • Не разбрасывайте мусор вокруг водоёмов.
    • Старайтесь мыть машину на специализированных мойках, где применяется система многократного использования воды

    Слайд №8 “Вода для жизни”

    Учитель: Я предлагаю всем викторину. На вопросы легко ответит тот, кто был активным и внимательным сегодня, кто много читает и умеет слушать.

    Викторина “Вода для жизни”

    1. Какое количество имеющейся на земном шаре воды годится для потребления человеком?

    А -0,25 % Б- 2,5% В – 25%

    2. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты?

    3. На какой вид человеческой деятельности затрачивается самое большое количество воды?

    А – личная гигиена

    Б – приготовление пищи

    В – орошение

    4. Сколько литров воды в день использует городской житель, если ему необходимо принять душ, помыть посуду, постирать одежду, спустить воду в туалете и т.д. ?

    А – 2 – 5 литров Б – 100-300 литров В – 1000-1500 литров

    5. Представьте, что из вашего крана капает вода. Сколько воды теряется из-за такого неисправного крана в сутки?

    А - примерно 100 литров воды

    Б - примерно стакан воды

    В – примерно 6 литров воды

    6. На изготовление чего используется больше всего воды?

    А – шерсти

    В – бумаги

    7. Сколько литров воды понадобится, чтобы вырастить килограммового цыплёнка?

    А – 3,5 литра

    Б – 3500 литров

    В – 70, 00 литров

    8. Сколько литров воды понадобится, чтобы вырастить 1 кг риса и 1 кг говядины?

    А – 1 кг риса: 19 л / 1 кг говядины: 100 л

    Б - 1 кг риса: 190 л/ 1 кг говядины: 1000 л

    В – 1 кг риса: 1900 л/ 1 кг говядины: 100000 л

    9. Сколько людей во всём мире не имеют доступа к безопасным источникам воды?

    А – 400 миллионов

    Б – 1 миллиард

    В – 4 миллиарда

    1. Лишь около 0,25% всей воды на земном шаре может быть использовано для удовлетворения человеческих потребностей.

    Факт: 90% всей пресной воды содержится в ледниках и полярных льдах или хранится в водоносных слоях на большой глубине.

    2. Озеро Байкал

    3. 70% всей воды используется для орошения

    4. Объём потребляемой воды жителем города составляет около 300 литров в сутки.+

    5. Да, из капающего крана теряется до 100 литров воды в сутки, что примерно равно восьми вёдрам воды.

    Факт: если кран будет протекать в течение года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды.

    Д6. ля производства 1 литра пива требуется 25 литров воды.

    Для производства 1 кг шерсти необходимо 150 литров воды

    Для производства 1 кг бумаги требуется 300 литров воды.

    7. 3500 литров = 1 кг цыплёнка – бройлера

    Факт: Цыплёнок выпивает небольшое количество этой воды. Большая часть воды используется для того, чтобы вырастить для него корм.

    Международные экологические акции в школе (7-9 классы) Издательство “Учитель” Волгоград 2005

    Здравствуйте ребята
    Слайд 2
    Ведущий.
    А вы знаете что 22 марта объявлен Международным днем воды. Этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она всё чаще требует защиты. Давайте поговорим о том много ли воды на нашей планете? Хватает ли её всем?
    Слайд 3

    Вода бывает разной, а всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую её часть составляют моря и океаны – это солёная вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой всего три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озёр.Это так мало. Хлеб, воздух, вода – казалось бы это простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воздухе, которым дышим, или о воде, которую каждый день пьём? Мир привычных вещей таит в себе ой как много загадок. И учёные стремились всегда разгадать их.
    Слайд 4
    Конкурс «Загадочный».

    Что бежит без прогону? (Вода).

    Висит за окошком кулёк ледяной,
    Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька).
    Летит сова по синему небу,
    Крылья распластала,
    Солнышко застлала. (Туча).

    В белом бархате деревья,
    И заборы, и дома,
    А как ветер нападает-
    Этот бархат опадает. (Иней).

    Одеяло белое,
    Не руками сделано,
    Не ткалось и не кроилось,
    С неба на землю свалилось. (Снег).

    Что за звёздочки сквозные
    На пальто и на платке?
    Все сквозные, вырезные,
    А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки).
    Без крыльев – летит,
    Без ног – бежит,
    Без паруса – плывёт. (Облако).

    Ведущий.
    Океаны, моря и реки регулируют кругооборот жизни на Земле. Они занимают огромную площадь поверхности планеты и играют решающую роль в функционировании её систем: регулировании климата и сохранении растительного и животного мира.
    Слайд 5 (клик после каждой отгаданной загадки)

    Викторина «Реки, озёра, моря и океаны».
    1. Сколько на нашей планете океанов? (4).
    2. Какой океан является самым большим, а какой – самым маленьким? (Тихий и Северный Ледовитый).
    3. Белое, Красное, Чёрное, Жёлтое – что это? (Моря).
    4. Какое море является самым солёным на нашей планете? (Мёртвое море).
    5. Как называются начало и конец реки? (Исток и устье).
    6. У какого водоёма бывают рукава? (Река).
    7. Какая река является самой длинной на Земле? (Нил).
    Слайд 6 (клик после каждой отгаданной загадки)

    Конкурс « А знаете ли вы?»
    Ведущий.
    А знает ли вы, кто не может обходиться, без воды и неразрывно с ней связан?
    1. У кого оба глаза на одном боку? (Камбала).
    2. Кто одной ноздрёй дышит? (Кашалот).
    3. Кто клыками дно пашет? (Морж).
    4. Какую птицу море отучило летать? (Пингвин).
    5. Кто пьет ногой? (Лягушка).
    Слайд 7 (клик после каждой отгаданной загадки)

    Конкурс «С улыбкой по стране».
    Ведущий.
    Наш следующий конкурс – «С улыбкой по стране». Вы сейчас поймёте, почему его так назвали.
    1. Какой приток реки Самары течёт по проводам? (Ток).
    2. В Амурской области есть река, в которую прячутся мыши. Как она называется? (Нора).
    3. Какой приток Волги вытекает из пораненной берёзы? (Сок).
    4. В Калининградской области вулканов нет, однако, там есть река, вытекающая из кратера вулкана. Как она называется? (Лава).
    5. У реки Вятки есть «ядовитый» приток, а у реки Пра – «неядовитый».
    Назовите эти притоки. (Кобра и Уж).
    Слайд 8

    Конкурс «Где мы используем воду?» .
    Ведущий.
    В самом начале нашей встречи мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (и человеку в том числе) её нужно очень много. Организм человека в основном состоит из воды, она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды ну, ни как обойдётся!
    Вопрос: для чего ещё кроме питья нужна вода человеку?
    (Клик после обсуждения)

    Расход воды
    Для чего нужна вода Расход воды в день (л)
    Умывание 10 + 45 (туалет)
    Купание 40 - ванна, 95-100 - душ
    Приготовление пищи 5
    Мытьё посуды 10
    Стирка 15
    Мытьё полов, окон 50
    Поливка цветов, огорода 100

    Ведущий.
    Вот так много мы тратим воды, а ещё загрязняем её. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?
    Слайд 9
    Конкурс «Правильно ли мы расходуем воду?»

    А давайте вспомним, где мы не экономно пользуемся водой? (Клик)

    Ведущий.
    С приходом воды появляется жизнь, пропала вода – и жизнь становится невозможной. Но над водой нависла угроза – загрязнение. Заводы, фабрики, города зачастую отравляют сточными водами реки, озёра. Если не принимать срочных мер, водоём умрёт, умрёт целый мир существ, обитающих в нём и подле него. И беречь надо не только речную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана.
    Поэт В.В. Маяковский обращался к жителям Москвы так:
    Слайд 10
    Эй, горожане,
    Берегите воду!
    Бережней относитесь к нашему водопроводу!
    А ты не забыл закрыть водопроводный кран?
    Ребята, приучитесь чистить зубы при закрытом кране!
    Литература
    1.О.Д. Ушакова Загадки, считалки и скороговорки: Словарик школьника. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 96 с.
    2.Большая оксфордовская энциклопедия,/пер. с англ. У.В. Сапцинной,А.И. кима,Т.В. Сафроновой.-м.: ЗАО «РОСМЭН_ПРЕСС»,2007,-664с
    3.Муранов А.
    Величайшие реки мира.Ленинград»Детская литература»,1968
    4.Реки,моря,озера,горы россии: начальная школа/ сост.Я.Ф.Яценко.-ВАКО,2009.-96с(школьный словарик)
    5.БаландинР.К.,Мельник-ПашаеваН.А.
    География.Открытие Земли.-М.:ОЛМА-ПРЕСС,379с.:ил.

    Презентация на тему: Океаны и моря по Земле текут не зря



  • Похожие публикации