Современный ребенок в цифровом мире. Цифровые аборигены: интернет изменил жизнь детей? Что необходимо нашим детям, чтобы реализовать свой потенциал как человеческой личности

Не первый год с грустью констатирую: мне все труднее и труднее работать, студенты меняются и учить их надо по-другому. Знать бы еще как...
Поэтому интервью Анны Варги , одного из главных отечественных специалистов по семейной психотерапии, яркого и неординарного человека (пересекались несколько раз) вызвало одновременно облегчение и ужас. Облегчение - потому что все разложено по полочкам, диагнозы расставлены, приговор вынесен. Ужас - потому что "доктор сказал в морг - значит в морг": если не нас самих, то уж наши методы преподавания и общения с подрастающим поколением - точно.

Особенно в этом семестре я мучилась со вторым курсом: труднейший предмет, симпатичные детишки (примерно половина очень старается, половина радуется жизни, занимаясь по минимуму). Задаешь текст. Читали? Читали (не все, конечно, но некоторые точно читали). Ответы на вопросы по тексту (который перед ними) - сплошное мучение и для них, и для меня. С середины семестра я забила на семинары, отдиктовывала им основное, читала истории из жизни, пыталась что-то объяснить не столько для экзамена, сколько для жизни.
А на последнем занятии решила прочесть им рту самую статью. Объяснила, что если они и не "поколение Z", то всего на пару лет старше (в основном они 97-го - 98-го года рождения) - и им это поколение учить, им все карты в руки, потому что они сами такие или почти такие.

Так вот, статья вызвала шок и почти единодушную реакцию: нет, это не мы, мы не такие! Надеюсь, что при всем уважении к А.Варге, они хотя бы частично правы, и реальность не настолько щокирующа, как в интервью.
А вчера они сдали экзамен гораздо лучше, чем я рассчитывала. Учили, старались и все хоть что-то да поняли. Те, кто учился в семестре, ушли с пятерками, те, кто радовался жизни - в основном с тройками, но и у них от курса что-то осталось.

Под катом - фрагменты интервью. Ваше мнение мне очень интересно. Некоторые тезисы выношу из-под ката, чтобы вы немного поняли, о чем речь и почему интервью вызывает.... м-м-м... неоднозначную реакцию.

Родители и дети принадлежат не только к разным поколениям, но и к разным коммуникативным системам.

Исчезли общепринятые стандарты, что такое хороший ребенок и чему его надо учить.

Школа требует произвольного внимания, а ребенок не готов произвольно внимать - он сегодня захвачен экраном телевизора, компьютера или смартфона.

Дети - это маленькие марсиане, сегодня именно они идут на острие прогресса, поэтому мир должен приспособиться под них. Сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим.

Если (ребенок) ходит в школу, справляется с учебой, общается с родными, а в остальное время сидит за компьютером - ничего страшного, это теперь нормально.

Тип культуры изменился, и наши знания детям не пригодятся. Но мы можем помочь эмоционально.

Представителям поколения Z пока не больше 16 лет, но уже сейчас «цифровые» дети вызывают у родителей удивление и тревогу. Почему гаджеты заменили им книги, стоит ли опасаться интернет-зависимости, как возникает синдром дефицита внимания? Об этом рассказывает кандидат психологических наук, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, академический руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ, член IFTA (Международная ассоциация семейных психотерапевтов), член EFTA TIC (Тренинговый комитет Европейской ассоциации семейных психотерапевтов) Анна Варга.

Какие проблемы волнуют современных родителей?
Проблемы разные, но суть одна - потеря контакта с ребенком, отсутствие взаимопонимания и сложности с контролем. Так было во все времена, но сейчас, может быть, это ощущается острее, потому что родители и дети принадлежат не только к разным поколениям, но и к разным коммуникативным системам. Дети уже полностью в компьютерном мире, а родители еще иногда грешат книгами.
Что же делать? Заставлять детей читать?
Нет, конечно. Не будут они читать. И заставлять их бессмысленно, только приведет к ссорам. В истории человечества периодически происходит смена коммуникативных технологий. Это естественный процесс, просто сейчас мы находимся в самом его начале. Поменялась сенсорная модальность - дети уже не читают, а смотрят. Во время чтения вы должны воображать, то есть представлять все то, о чем читаете. А когда вы смотрите, воображение не нужно. Сигнал идет непосредственно в затылочную кору головного мозга, это другое восприятие. Дети уже ­принадлежат к новой коммуникативной культуре. Максимум, что могут сделать родители, - читать сами, пользуясь тем, что детям нравится находиться рядом. Или давать им аудиокниги.
Что вы понимаете под коммуникативной культурой?
Представители Торонтской школы теории коммуникаций считают, что коммуникативные технологии определяют тип культуры и менталитет людей. Например, человек Средневековья отличается от представителя Нового времени, у них разная картина мира и ценности. Сознание зависит от устройства социума, все-таки мы социальные животные. А социум определяется тем, как люди взаимодействуют друг с другом. Появление нового способа коммуникаций всегда ведет к серьезным изменениям в личности, культуре и обществе. Исследователи выделяют три стадии развития коммуникаций - устную, письменную и аудиовизуальную. Так, в Средневековье люди использовали для общения речь и слух, здесь главное - понимать язык друг друга... Грамоте человек должен сначала научиться, и этот информационный разрыв разделил людей на тех, кто мог получать информацию из книг, и тех, кто не умел этого делать... (В информационную эпоху) Мы постепенно отказываемся от воображения и переходим на зрительный регистр. Исчезли общепринятые стандарты, что такое хороший ребенок и чему его надо учить. Объем знаний настолько вырос, что никто не в состоянии запомнить все, что человечество накопило к настоящему моменту...
Школа не готова приспосабливаться к современному ребенку и к тому типу общества, в котором ему придется жить. В школьников по-прежнему запихивают объем информации, а сегодня надо учить компетенциям, трекам, по которым ребенок сможет добывать знания сам. Продвинутые учебные заведения не заставляют ничего учить, они стимулируют дискуссии, используют игры, онлайн-образование, дети готовят доклады и презентации. Синдром дефицита внимания - это следствие того, что современный ребенок попал в щель между старым и новым поколением. И взрослые сейчас в большой тревоге по поводу детей и их будущего. Школа требует произвольного внимания, а ребенок не готов произвольно внимать - он сегодня захвачен экраном телевизора, компьютера или смартфона.
Значит, надо отнимать у детей гаджеты?
Нет. Детей нужно учить, опираясь на их непроизвольное внимание. Это объективная данность, и вы ничего не сможете с этим сделать. Видимо, когда придут учителя из нового поколения, они уже будут пользоваться новыми методами и учить детей правильно. А пока ребенок вынужден учиться в системе, которая не приспособлена к его способу восприятия и коммуникации...Школа пытается подтягивать семью к решению школьных проблем. Надо правильно к этому относиться. Быть на стороне ребенка, помогать ему с учебой и уповать, что, пройдя через довольно бессмысленные школьные годы, он найдет свой интерес и научится развивать произвольное внимание.
Выходит, надо забыть о хороших оценках в школе?
Если родители будут бороться с ребенком дома, учителя - в школе, то его ждет не только СДВГ, но и тяжелая невротизация, потеря познавательной мотивации. Дети - это маленькие марсиане, сегодня именно они идут на острие прогресса, поэтому мир должен приспособиться под них. Сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим. Лет через 10-20 эта щель между поколениями закроется, но пока нам будет очень трудно.
Что еще отличает современных детей и подростков от их родителей в том же возрасте?
У нынешних детей социализация происходит в интернете, тогда как родители в их возрасте общались лично... Им больше нравится общаться онлайн. Не стоит этому ужасаться. То, что вы не понимаете своего ребенка, - нормально. Он будет лучше понимать своих детей.
Помните историю мальчика Степы? Друзья смеялись над его страничкой в соцсети, называли маленьким. Тогда мама Степы попросила знакомых «полайкать» его страничку и картинки динозавров. И Степа вдруг стал мегапопулярным. Мама поступила правильно?
Конечно, правильно, детям надо помогать. Мама воспользовалась коммуникациями, которые необходимы ее ребенку. Родители всегда вмешивались, если у детей не складывалось общение, просто раньше помощь была в другой форме. Мама приглашала друзей ребенка домой, угощала вкусненьким, папа предлагал поиграть в футбол. Сегодня можно с ребенком обсудить, как украсить свою страничку в интернете, красиво выступить. И потом, интернет-сообществ сейчас огромное количество, можно вместе поискать подходящее.
Многие дети часами сидят в онлайне. Как распознать интернет-зависимость?
Если вы видите, что ребенок не расстается с гаджетом, а если его отобрать, впадает в ярость или отчаяние, это уже зависимость. Грозный признак, когда ребенок не выходит из комнаты, ­входить к нему нельзя, а еду надо оставлять под дверью. Пора обращаться за профессиональной помощью. Если же он ходит в школу, справляется с учебой, общается с родными, а в остальное время сидит за компьютером - ничего страшного, это теперь нормально.
Вряд ли родители смирятся с тотальным увлечением ребенка компьютером.
Могу им только посочувствовать - у них будет трудный родительский путь. Знаете, есть выражение «родители - это люди, которые дают мне карманные деньги». Так вот, родитель - это тот, кто может приласкать, утешить, поддержать. В интернете ребенок этого не найдет. Будет неправильно, если вместо поддержки мы начнем учить, упрекать, орать и наказывать.
Чему еще должны научиться родители «цифровых» детей?
Отказаться от собственных амбиций. Тип культуры изменился, и наши знания детям не пригодятся. Но мы можем помочь эмоционально. Подкорковые зоны мозга развиваются медленнее, чем кора, поэтому эмоциональное функционирование ребенка, как и взрослого, не меняется - мы чувствуем так же, как и первобытные люди. Ребенку пригодится психическое здоровье, которое дети получают в семье с высоким психотерапевтическим потенциалом. Это семья, где люди спокойны, проводят время вместе и поддерживают друг с друга. Так создается эмоциональная опора, которая важна для ребенка.
А что вы думаете о наказаниях -стоит ли их применять?
К наказаниям современные дети мало восприимчивы. Потому и надо выстраивать с ребенком эмоциональную связь, чтобы дистанция в этой зоне создавала у него дискомфорт, страх потери эмоциональной теплоты. Это главный рычаг. Других уже нет никаких...
А как научить ребенка ставить цели и достигать их, если его ничего особо не интересует?
Цели возникают, если есть потребность в чем-то. Нужен дефицит. Дети сейчас поздно взрослеют, потому что у нас теперь нет детства и нет взрослости. Если бы не армия, которая многих дико пугает, то стоило бы оставить своего ребенка в покое. Если он не знает, чем заняться по окончании школы, - пусть поработает, потом поймет. И надо еще в школе пробовать разные возможности. Не сложилось с футболом - бросай, иди на робототехнику. Не понравилось - ищем дальше. Смотрите, куда ходят друзья вашего ребенка. Мальчики обычно редко чего-то хотят, а с девочками проще - по крайней мере, им хочется быть вместе с по­дружками. И еще многое зависит от педагога или тренера...
Сегодня родители сражаются за лучшие школы и вузы. Разве кто-то из них смирится с тем, что ребенок останется без высшего образования?
Это не дело родителей, они - уходящие поколения. Или, как говорит один мой коллега, «это все навоз». Надо ориентироваться на детей, а не на родителей. Если ребенок не сдаст ЕГЭ или не осилит высшее образование, значит, у него будет другая судьба. И как-то она сложится. Надо объяснить ребенку, что главное - найти дело по душе. А все остальное он сам сделает.

Мы часто говорим о поведении, user experience, триггерах и нуждах наших потребителей, которым уже 18+. Любимцами интернет-маркетологов является так называемое поколение двухтысячных – одна из самых продвинутых, активных, покупающих групп потребителей. Но уже через несколько лет под их пристальное внимание попадет поколение «цифровых» детей. Это дети до 12 лет, с пеленок окруженные цифровыми устройствами. Чего от них ждать и как с ними взаимодействовать? Для этого нужно понимать, как эти дети ощущают себя в медиапространстве уже сейчас. Тем более что eMarketer подготовил отличное исследование на эту тему. К сожалению, оно охватывает только семьи из США, и цифры по России будут ниже; тем не менее тенденции являются мировыми.

В раннем возрасте дети уже делают все то же самое, что и их родители: смотрят TV, читают, сидят в интернете, используют мобильные девайсы, компьютер и…играют.

Но это еще не предел – цифры, относящиеся к использованию цифровых устройств, будут расти. Сейчас взаимодействие детей с медиа ограничено рядом таких факторов, как контроль со стороны родителей, неумение читать/писать, отсутствие собственных телефонов, планшетов и айподов и т.д. Подробнее об этих факторах и детском «медиавосприятии» ниже.

Несмотря на то что многие взрослые считают, что телевидение устарело, среди детей телевизор остается самым популярным устройством, который показывает мультфильмы и интересные шоу. Согласно исследованию, время просмотра детьми TV в 3-4 раза превосходит время, потраченное на другие медиа активности.

Такая популярность “голубого экрана” обусловлена рядом факторов, которые стоит принимать во внимание:

  • 26% опрошенных семей признались, что дома телевизор включен практически целый день. И когда ребенок смотрит мультфильм или детскую передачу, он, как правило, параллельно занимается чем-то еще: лепит, играет в традиционные игрушки или в мамин смартфон и т.д. То есть играющий телевизор выполняет роль фона;
  • Очень часто дети смотрят TV за компанию с родителями, не по своей инициативе. Согласно опросу, 49 минут в день (больше 50% указанного времени), дети смотрят телевизор вместе со всей семьей;
  • К тому же 36% детей имеют свой собственный телевизор в комнате. Это чувство радости от обладания собственным девайсом напрямую сказывается на частоте его использования.

Телевизор не только дает детям то, чего они ожидают – удивительные и интересные истории, сказку, воплощенную в реальность – но и является самой популярной социальной сетью. В таком возрасте быть социальным значит смотреть мультфильмы и шоу, которые смотрят друзья, а вовсе не лайки и комментарии в Facebook, Vkontakte и Instargram, как привыкли думать мы.

Кстати, это удивительно, но такие “взрослые” соц. сети имеют место быть в “цифровой” жизни современных детей.

12% детей в возрасте до 12 лет заходят в свой Facebook профиль хотя бы раз в месяц. И это несмотря на возрастной ценз, установленный FB. Оказывается, многие родители помогают своим чадам обойти это ограничение и “влиться” во взрослую социальную жизнь.

Вот цифры от eMarketer, показывающие возраст активных участников FB:

В других соц. сетях поколение “цифровых” детей представлено еще меньше: Twitter – 3%, Instagram и Pinterest – менее одного процента.

На сегодняшний день существует большое количество соц. сетей для детей. Это онлайн-площадки, на которых дети могут играть в социальные игры или становиться частью некого виртуального мира. В России это сайты Смешарики , В Мире Лунтика , Бибигоша и другие. По словам родителей, 23% детей заходят на такие сайты регулярно, 40% – иногда.

Не только ради социализации дети заходят в интернет. Согласно исследованию, чаще всего в сети дети любят смотреть видео – из 4 часов 19 минут, которые они проводят онлайн с ПК, 3 часа 40 минут уходят на просмотр мультфильмов и детских шоу.

Вообще, «цифровые» дети являются довольно-таки продвинутыми Интернет-серферами. 60% детей старше 8 лет хотя бы раз в день пользуются мировой паутиной. Для возрастной категории от 0 до 12 лет эта цифра чуть ниже – 50%.

Инициатива детей к использованию компьютера и блужданию по интернету ограничивается, в первую очередь, родителями – они хотят, чтобы дети больше времени проводили с традиционными игрушками, к тому же они переживают за конфиденциальность своей личной «цифровой» жизни и неохотно подпускают детей к собственным ПК, напичканным личной информацией.

Кроссплатформенность различных детских TV шоу сейчас только набирает обороты – все чаще герои любимых мультфильмов призывают детей зайти на веб-страничку, чтобы посмотреть продолжение истории, сыграть с ними в игру или помочь выбраться из трудной ситуации. Это не может не повлиять на скорейший рост показателей интернет-активности детей цифрового поколения.

К тому же все более доступными для детей становятся мобильные девайсы, которые также имеют выход в интернет.

У детей до 6 лет, как правило, нет своего личного смартфона или планшета, а вот детям в возрасте от 6 до 12 лет родители охотно покупают современные гаджеты. Если в 2011 году счастливых юных обладателей электронной книги, iPod-а, планшета или смартфона было 25%, то в 2014 году – уже 63%.

Оставшиеся 37% активно пользуются девайсами своих родителей.

Соответственно, чем старше ребенок, тем больше времени он тратит на «общение» с мобильным гаджетом. Опрос показал, что дети до 8 лет уделяют этому 15 минут в день, а дети в возрасте от 10 до 12 лет – от 3 часов.

Что же так занимает детей в смартфонах и планшетах? Как и в случае интернетом, одним из самых популярных занятий является просмотр видео: 26% от общего времени взаимодействия со смартфоном и 28% – с планшетом. Довольно ожидаемо, поскольку это отличный способ занять ребенка в дороге, в очереди и т.д.

Но больше всего детей, конечно же, интересуют игры – 43% на смартфонах и 37% на планшетах.

Есть несколько факторов, сдерживающих рост популярности мобильных игр/приложений среди детей.

Во-первых, разработчиков таких приложений не так много, и они до сих пор учатся создавать увлекательную для детей игровую механику, захватывающий сценарий и дизайн. Во-вторых, родители опасаются за покупки внутри приложений, которые дети, сами того не понимая, часто осуществляют. В-третьих, это довольно низкий уровень «мобильной грамотности» родителей. 28% мам и пап, скачивающих приложения на свои смартфоны, утверждают, что больше половины из них являются детскими. Для планшетов этот показатель выше – 54%.

Многие родители обеспокоены тем, что дети предпочитают виртуальные игры играм традиционным. Даже время, проведенное в интернете, большинство детей (45% мальчиков и 39% девочек) посвящает играм.

Поэтому родители стараются совместить приятное с полезным и обратить внимание детей на обучающие игры. К сожалению, как показывает исследование, не очень успешно – только 18% времени, проведенного детьми за игрой, проходит с пользой.

В остальном это гонки, которые любят мальчики, и социальные игры, которым отдают предпочтение девочки. Кстати, такое разделение вкусов начинает появляться только после 8 лет.

Сами родители тоже не прочь вспомнить детство – 42% мам и пап, чьи дети любят игры, с удовольствием присоединяются к ним хотя бы раз в неделю.

Детство современных детей, рожденных в цифровую эру, сильно отличается от нашего детства – да, мы тоже любили игры, мультфильмы и сказки, но ничего из этого мы не получали, «тэпнув» по экрану последнего айпада. Общение “цифровых” детей с доступным сегодня медиа ограничивается родителями, неумением читать и другими факторами, описанными выше. Но что будет через несколько лет? Насколько продвинутыми станут эти дети? Как сильно они погрузятся в “цифровой” мир, когда не останется никаких преград? Сложно представить. Время покажет.

по материалам конференции ЮНЕСКО « Информационные и коммуникационные технологии в образовании»

Они думают и обрабатывают информацию совершенно другим способом, нежели предыдущие поколения.
Новое поколение детей получило название «аборигены цифрового общества» или поколение Y.
Это первое поколение, выросшее на новых технологиях. изменились алгоритмы мышления. Они являются «носителями» цифрового языка. Они обладают интуитивным владением информатикой, компьютерами, электронными устройствами и мобильным оборудованием. Им не нужно читать руководство пользователя и они не просят уроков по использованию компьютера. Скорость и мобильность два их ключевых слова.

Три отличия аборигенов цифрового общества
1. Новые знания на протяжении всей жизни.
Традиционных и хорошо усвоенных знаний более недостаточно для понимания мира и решения важнейших вопросов ХХl века. Их основные знания не могут сводиться к «чтению письму и счету», не могут ограничиваться комбинацией традиционных школьных предметов. Сегодня человек не может сохранить знания и компетенции на всю оставшуюся жизнь.

2. Сетевое мышление.
Традиционно в обществе использовались иерархические и пирамидальные структуры управления в работе и в образе нашего поведения. ИКТ создает совершенно другую организацию, которая приводит к новым путям работы и мышления: информационным сетям. Мышление в рамках сети глубоко изменяет взгляд на мир и на человеческие отношения. Благодаря сетям появились облачные технологии, обучение в глобальных учебных платформах, удаленное обучение в видеосетях, мобильное обучение.
3. Коллективный разум.
Традиционно рассматривали образование в рамках индивидуальных компетенций, индивидуальных достижений и др. Сегодня главной концепцией является коллективный разум. Он включает форму разума, которая не может быть достигнута на индивидуальном уровне. «Аборигены» призваны составить часть этого коллективного разума.

Образовательные конфликты
Между поколениями существуют огромные различия. Предшествующие поколения не могут полностью понять аборигенов цифрового общества и разделить их ценности и сталкиваются с трудностями при общении, сотрудничестве и, конечно, при обучении этого поколения. Мы с вами «цифровые иммигранты», мы должны учить то, что «аборигены» знают, как родной язык. Преподаватели не говорят на на одном языке с учениками: они разговаривают на доцифровом я зыке с цифроговорящим поколением.

Знания и обучение в цифровом обществе
Знания для цифровой эпохи не могут быть обеспечены традиционной учебной программой, состоящей из списка дисциплин. Знания возникают в вопросах, на которые надо ответить, в проблемах, которые надо решить. У преподавателя больше нет монополии на донесение знаний. Интернет предоставляет доступ к огромному количеству информации. Информация, однако, сильно отличается от знания: чтобы стать знанием информация должна быть обработана, классифицирована, проверена, распределена, организована.

ОНИ
Аборигены цифрового общества имеют импирический подход к обучению и могут раздражать учителей и родителей. Они имеют другой иной тип концентрации внимания. Они, в целом, не могут концентрироваться долгое время и переходят от одной задачи к другой очень быстро. Они многозадачны. Они предпочитают обучение через визуальные или графические источники. Они привыкли учиться через интерактивность и игры. Они должны быть постоянно подключены. Они лучше работают с огромными объемами информации.

ОНИ и сегодняшняя школа
Школа едва ли подходит ученикам нового поколения. ЕЕ организация, управление, отношения, которые она устанавливает между детьми, учителями и знаниями, - все это находится в конфликте с новыми школьниками. Она не является цифровой по сути, а учителя являются не аборигенами цифрового общества, а цифровыми иммигрантами.

ОНИ И МЫ
Учителя должны придерживаться ключевых ролей и ценностей учителя как организатора взаимодействия между учеником и знанием, как проводника знаний. У них ведущая роль, опосредованная через технологии в меньшей степени, чем роль личного присутствия. Человеческие отношения между учителем и учеником должны принимать новые формы, синхронные и асинхронные, с личным присутствием и дистанционно.

Педагогика поколения Y
. Педагогика должна стать педагогикой пространства и времени. Мы должны учитывать возможность изучения «когда хочу, где хочу», через очное или дистанционное обучение. Мы должны уйти от «бумажной педагогики», так как она не может применять цифровые инструменты. Мы должны создать мобильную педагогику, адаптированную под новые мобильные и подвижные инструменты. Развитие сетей ведет к педагогике, ориентированной на совместную работу, использующей все возможности сетей (таких как Web 2.0).

Начальная школа


  1. Информационные инструменты .

Это приложения, предоставляющие информацию в различных форматах (текст, звук, графика или видео, мультимедийные энциклопедии или ресурсы в Интернете.
2. Исследовательские инструменты.
Моделирование, обучающие игры и виртуальная реальность.
3. Инструменты конструирования.
Приложения в соцсетях, которые позволяют организовывать свои идеи или размышления, оформлять свои мысли и делиться ими с другими.
4. Коммуникационные инструменты .
Например электронная почта, скайп, видеоконференция …

Ограничения и проблемы


  1. Отбор компьютерных программ.

  2. Избыток привлекательных вариантов, отвлекающих от основного содержания.

  3. Киберзапугивание.

  4. Киберздоровье.

Роль учителя
. Управляет обучением и контролирует результат.
. Поддерживает компьютерно-ориентированное сотрудничество между учащимися.
. Предоставляет консультационную помощь.
. Обеспечивает личное взаимодействие в ИКТ-ориентированном обучении.
. Обеспечивает психологическую поддержку учащихся.
. Является экспертом учебных материалов.

Поменять НАДО на ХОЧУ
. Виртуальная школа.
. Мобильное обучение.
. Обучение на основе МООК (массовые открытые онлайн курсы).
. Облачные технологии.
. Социальные медиа.

Для современного человека очень важно уметь пользоваться цифровыми технологиями. Это дает невероятные возможности для хранения, передачи и поиска информации. Вся информация преобразована в двоичный код 0-1, что и дало миру название «цифровой». Многие считают, что цифровая революция изменила общество гораздо больше, чем техническая. Мы как раз находимся в ее эпицентре.

Цифровые устройства оказались также и в руках наших детей, дав им возможность иметь доступ к любой информации, пробовать множество сетевых развлечений и круглосуточно общаться друг с другом.

По мнению большинства людей, это прогресс. Тем не менее у родителей возникают сложности с воспитанием детей, проводящих перед мониторами все больше времени. Но проблема заключается в том, что, с точки зрения теории привязанности, это не то, что нужно нашим детям. Более того, использование цифровых устройств может препятствовать укреплению и углублению привязанности, а также психологическому взрослению. А чтобы реализовать , нашим детям необходимо:

* стать самостоятельными людьми со своими собственными идеями, намерениями, смыслами, стремлениями, предпочтениями и ценностями;

* напитаться привязанностью и отделиться от своих взрослых;

* адаптироваться к несовершенствам и потерям, чтобы быть способными жить в реальном мире.

Влияние прямого доступа к информации на детей

Человеку не нужно слишком много информации, поэтому механизм внимания работает так: 98% поступающей информации отбрасывается в пользу осознания оставшихся 2%. Механизм внимания всегда отфильтровывает лишнее, когда дело доходит до обработки информации при избыточной стимуляции. Когда дети смотрят в экран, активизируется дополнительная защита от информации, так как экран подобен пожарному шлангу, из которого хлещет информационный поток. Активизируя защитные механизмы, этот поток фактически мешает процессу развития мозга.

Раньше считалось, что мозг похож на процессор, обрабатывающий информацию. Сейчас известно, что мозг работает не так. Мозг решает задачи: связи в мозгу возникают для решения задач, а развиваются они через игру. Давая детям экраны, взрослые препятствуют возникновению игровой деятельности. необходима для развития мозговых связей, которые позднее используются в обучении. Мозг не развивается благодаря знанию алфавита, изучению цифр или через получение информации, потому что может обработать лишь столько, сколько ему нужно для развития. Мозг развивается не через получение информации, а через ее преобразование.

Одно из исследований продемонстрировало обратную зависимость между временем, проводимым у экрана, и развитием речи у дошкольников. Существует много разных исследований о неблагоприятном влиянии экранов на развитие мозга.

Прямой доступ к информации разрушает зависимость детей от взрослых

Важно понять, что заботиться о детях – значит поставить их в зависимое от взрослых положение, а главные области, в которых легче всего установить иерархические отношения, – это еда, компания и информация. Современные дети берут еду из холодильника, общаются друг с другом, а для поиска ответов на вопросы используют «Гугл», свободный доступ к информации в котором душит зарождающуюся индивидуальность и нежные ростки идей, любопытства и размышлений.

Одно из печальнейших исследований университета Южной Калифорнии показало, что время, проведенное ребенком вместе с семьей, за последние десять лет уменьшилось на треть в 30 странах.

Ребенку нужно не больше информации, а больше контакта, близости и приглашение существовать в нашей жизни. Дети должны напитаться этим, и лишь тогда они станут самостоятельными существами. А сейчас у детей беспрецедентными темпами возникает скука, от скуки они ищут больше информации и больше социальной стимуляции, что, в свою очередь, не помогает с ней справиться. Слово «скука» (bore) в английском языке имеет еще одно значение: «дыра». Это , которую нужно чем-то заполнить. Некогда человек пытался заполнить ее своим появившимся «я», интересом, любопытством, вопросами о своем мире, а сейчас мы пытаемся заполнить эту дыру информацией и стимуляцией. Однако беда в том, что информация этому не способствует. Она должна быть последней составляющей в уравнении.

Видеоигры и проблемы воспитания детей

Видеоигры не способствуют связи поколений и не ведут к первичной адаптации к потерям и поражениям. Современные игры - это игры на интерес. В них нет проигрыша, а значит, и нет места адаптации, потому что всегда есть новый уровень или новая попытка. Видеоигры не дают возможности совершенствовать умения и мастерство, лишают детей возможности взаимодействовать, перебивают всякий аппетит к сближению и тесному общению. Настоящую тревогу вызывает то, что у человека появляется болезненная тяга к победе, связанная с активацией нейронов, отвечающих за привязанность, что делает человека крайне зависимым от игры.

Чем опасно общество, внутри которого социальное общение построено на цифровых технологиях? Нарушается связь между поколениями, а поиск близкого контакта происходит без заботы и любви, без ритуалов завладевания, которые помогают активизировать инстинкты привязанности. Следовательно, общение в социальных сетях поверхностно и направлено на то, чтобы участники не получили травму от общения. Между людьми может не быть никакой эмоциональной близости, в социальных сетях в принципе нет места глубоким эмоциональным переживаниям и психологической близости. Вся энергия распыляется. Взамен остается бешеная активность, направленная исключительно на поиск поверхностного контакта, и конечно же, это мешает истинной привязанности.

В условиях соцсетей отношения между людьми не могут развиваться как следует, так как они не располагают к желанию налаживать связь и идти на близкий контакт. У Шерри Тёркл, ведущего ученого в области цифровых технологий, есть прекрасная книга , в которой говорится о сути такого общения: «Сегодня мы чувствуем себя беззащитными в общении с другими людьми, в то же время в стремлении к этой близости мы обращаемся к компьютерным технологиям, чтобы вступить в отношения и – чтобы полностью от них защититься».

В результате перед нами ненормальная, поверхностная, болезненная привязанность к соцсетям, от которой необходимо защитить детей, ведь это состояние подрывает все сложные и вместе с тем тонкие процессы отношений в семье, уводя детей от родителей, задача которых заниматься их воспитанием и удовлетворять потребность в привязанности. Для ребенка только взрослый может быть источником ответов на все вопросы, и только взрослый способен удовлетворять истинные потребности ребенка. Но привязанность к цифровому общению подрывает способность ребенка удовлетвориться тем, что ему предлагает взрослый. Кроме того, социальное цифровое общение пронизывает всю школьную культуру и ментальность.

Сегодняшние способы построения привязанности заставляют выбирать в партнеры по общению не взрослых, а . Те, кто разбирается в новых технологиях, будут искать общения в основном с равными. Чем легче строится общение, тем быстрее формируется привязанность. С бабушками и дедушками уже не выстраиваются прочные отношения, впрочем, с родителями тоже. Компьютерные приборы нового поколения в руках детей делают их ближе друг к другу и не включают детей в систему иерархии взрослых.

Зрелость и готовность детей к жизни в цифровом мире

Говоря о воспитании детей в век цифровых технологий, необходимо учитывать зрелость и готовность ребенка к встрече с цифровыми устройствами. Ребенка можно счесть действительно готовым к жизни в информационном мире в том случае, когда у него появились его собственные идеи, вопросы, цели, творчество, тяга к познанию.

Ребенку также необходимо созреть и быть готовым к видеоиграм и сетевым развлечениям. Это происходит только после того, как ребенок осознал ухода от реальности и научился решать проблемы в реальной жизни, принял самого себя и утвердился в том, что он хочет быть собой, а не кем-то другим, научился переживать потери и поражения и не испытывает болезненной тяги только побеждать.

Ребенку необходимо созреть и быть готовым к общению с ровесниками посредством цифровых технологий. Это происходит тогда, когда сформированы отношения с родителями, сформирована способность оставаться собой при общении с ровесниками, когда отпадает желание быть признанным ровесниками и быть принятым в их компанию и когда налажены отношения со взрослыми, которые несут ответственность за ребенка.

Роль родителей в мире цифровых технологий

Жан Жак Руссо еще в 1763 году говорил, что основная роль родителей быть своеобразным буфером между детьми и обществом. Эта мысль актуальна и сегодня. Родители в мире цифровых технологий – это буфер для детей до тех пор, пока они сами не научатся правильно обращаться с информацией и цифровыми устройствами. Родителям необходимо подготовить детей к выходу в большой мир, способствуя формированию естественной привязанности по мере взросления ребенка.

Новейшие исследования показали, что цифровая зависимость гораздо сильнее алкогольной и табачной. У детей с помощью родителей должно сформироваться понимание того, что такое цифровые технологии и зачем они нужны. Мы не должны испортить аппетит нашим детям перед обедом, допустив их преждевременное знакомство с цифровыми устройствами и социальными сетями.

Примечательно и то, что более 80% родителей не видят никаких проблем, связанных с цифровыми технологиями. Согласно исследованиям университета Южной Калифорнии, большинство родителей действительно считают, что общение с ровесниками необходимо их детям и что общение и развлечения в соцсетях помогают детям избежать скуки и одиночества. Многие думают, что у детей должен быть свободный доступ в интернет так же, как и у родителей.

Социальные сети и близкие отношения

Родителям необходимо создавать ритуалы и правила, чтобы защищать здоровую привязанность и чтобы защитить детей от преждевременных внешних влияний. Например, не использовать гаджеты во время ужина, потому что это время, когда мы приглашаем друг друга существовать в настоящем моменте.

Родители могут создавать ритуалы, в которых могло бы происходить единение с семьей. Это действительно питает и наполняет детей, давая им возможность быть в состоянии «переварить» то, что приходит из цифрового мира. А также соблазн свободно использовать цифровые технологии должен быть вне зоны доступа для детей до определенного момента.

Привязанность – это то, что создает культуру. Она сохраняет связи, сохраняет пути передачи культуры, и, позволяя детям привязываться к родителям, она создает для нас контекст, в котором мы можем их растить. Когда родители, дяди, тети, бабушки и дедушки, любимые учителя значимы для детей и являются для них ориентиром, то им незачем будет жить в соцсети.

Родителям очень важно знать , и осознавать границы своей естественной власти. Многие дети зависимы от цифровых технологий и не могут контролировать время, проведенное перед экранами. В таком случае родителям необходимо вмешаться. Однако, в первую очередь нужно восстанавливать и укреплять отношения с детьми. Это момент, когда пора возвращать ребенка себе, снова завоевывать его сердце и углублять отношения. Ведь для освобождения от зависимости детям нужны не только отношения с родителями, но и чувство удовлетворенности от этих отношений и от приглашения в жизнь родителей.

Потенциал цифровых технологий можно использовать для поддержания и углубления отношений: читать книжки детям, будучи в отъезде, делать что-то вместе или проводить вместе время, оставаясь на связи.

Екатерины Олейниковой cat-oley, nrzb , deofol

Редакция Елены Фурдак



Похожие публикации