Подвижная игра листопад старшая группа. Подвижные игры осень листопад. «Беги к тому, что назову»

Эльвира Тактинова
Конспект прогулки «Листопад» (младшая группа)

Цель: формировать у младших дошкольников представления о состоянии природы осенью, раскрыть новое понятие «листопад».

Задачи

Образовательные: -углубить и расширить представления о сезонных изменениях в природе; -познакомить детей с явлением природы – листопад; -учить находить сравнения и отличия между хвойными и лиственными деревьями;

Активизировать и развить словарь по теме.

Развивающие: -развивать мыслительную деятельность, память, наблюдательность. -развивать умение отвечать полным ответом.

Воспитательные : -воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: проведение наблюдений за объектами живой и неживой природы на прогулках в осенний период, чтение стихотворений и разгадывание загадок по теме, проведение бесед, пальчиковых и подвижных игр по теме, рассматривание иллюстраций.

Ход прогулки.

1. Организационный (сюрпризный) момент: персонаж Лесовичок, который ждет детей на участке.

Воспитатель: На лесной опушке в маленькой избушке

Жил один старичок, старичок Лесовичок.

Ребята, да это же Лесовичок к нам в гости пришел.

Лесовичок: Здравствуйте, ребятки! Я пришел к вам в гости, потому что знаю, что в детском саду всегда весело и интересно.

Воспитатель: Хорошо, что ты к нам пришел Лесовичок, наши ребята расскажут тебе об играх и научат тебя играть, чтобы ты не скучал. Правда, ребята?

Малоподвижная игра «Как живешь?»

Как живешь? Вот так! Показать большие пальцы обе их рук, направленные вверх. Как идешь? - Вот так! Маршировать.

Как бежишь? - Вот так? Бег на месте.

Ночью спишь? - Вот так! Ладони соединить и положить на них голову (щекой)

Как берешь? - Вот так! Прижать ладонь к себе.

А даешь? - Вот так! Выставить ладошку вперед.

Как шалишь? - Вот так! Надуть щеки и кулачками мягко ударить по ним.

Как грозишь? - Вот так! Погрозить пальцем вперед, или друг другу.

Лесовичок: Как хорошо живете! А я для вас подготовил загадку:

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья?

Дети: Это осень!

2. Наблюдения за изменениями в природе

Лесовичок: Правильно, ребята! А какие приметы осени вы знаете?

Дети : На улице стало холодно.

Солнце светит мало, прячется за тучами.

Тучи на небе серые, темные, синие.

Часто идет дождь.

Птицы улетают в теплые края.

Листья стали разноцветные: красные, желтые, оранжевые.

Лесовичок: Какие хорошие, умные ребята. А стихи про осень знаете!

Осень, осень наступила

Листья осыпаются.

Солнца нет и потемнело

Дождик начинается. (Мазан)

Приходи, красавица,

Осень золотая

Деткам очень нравится

Осень золотая (Батнасан)

Ходит осень по дорожке

Промочила осень ножки

Льют дожди и нет просвета

Затерялось где-то лето! (Даша)

Лесовичок: Спасибо, вам, ребята!

3. Беседа о листопаде

Воспитатель: Ребята, а почему опадают листья? (предположения детей). А как называется это явление? К осени листья накапливают много полезных и вредных веществ. Полезные вещества дерево забирает, а от вредных избавляется, сбрасывая листву. Это явление, когда падают листья, называется листопад? На деревьях почти не осталось листьев, они лежат на земле, под деревьями. Но в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья зимой согревают корни деревьев.

4. Динамическая пауза «Вот и осень к нам пришла»

Листья на ветках все лето висели

(руки подняты вверх и раскачиваются влево -вправо)

Сентябрь наступил и они пожелтели

(руки на верху, повороты кистями «шарики - фонарики»)

Октябрь с собою принес листопад (плавно опускаем руки вниз)

Листья слетают и в танце кружат (вращение вокруг себя)

Ноябрь пришел, весь лист облетел (присели)

И под ногами у нас зашумел (трем ладонь об ладонь)

Воспитатель: Лесовичок, наши ребята, знают стихотворения о листопаде

Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят. (Айтана)

Падают, падают листья

В нашем саду листопад

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят (Дима)

Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что некоторые деревья так и остались зелеными? (Да, но вместо листьев у них иголочки). Деревья, у которых вместо листьев иголки называются хвойными и у этих деревьев не бывает листопада.

5. Исследовательская деятельность

Лесовичок предлагает детям подуть на сухой листик и только что сорванный; одновременно выпустить из рук эти листочки. Вместе делаем вывод, что сухой листик легкий, он легче, чем сырой. Дети самостоятельно отбирают понравившийся лист и повторяют опыт.

Лесовичок: Хорошо, ребята, вы справились с опытом!

6. Дидактическая словесная игра «Да или нет»

Воспитатель: Лесовичок по секрету мне сказал, что хочет поиграть с вами в игру «Да или нет».

Солнце очень жарко светит?

Тучки солнце закрывают?

Можно детям загорать?

Урожай всем собирать?

Часто, часто льют дожди?

Достаём ли сапоги?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

7. Подвижная игра «Листопад»

Воспитатель : Лесовичок, посмотри, как наши дети играют в игру «Листопад»

«Ребята! Выберите понравившийся листочек желтый, красный».

«Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)

Листопад! Листопад! Листья желтые летят!

Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.)

Листопад! Листопад! Листья красные летят!

Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.)

Покружились все листочки, уселись на землю (Дети приседают.)

И замерли. (Дети не шевелятся.)

Прилетел легкий ветерок, подул». (Дует взрослый, за ним дети.)

Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.)

Закружились, закружились, закружились!

Листопад! Листопад! Листья по ветру летят.

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю. листья». По желанию детей игра продолжается 2-3 раза

8. Подвижная игра «Собери шишки».

Воспитатель: Ребята, Лесовичок в лесу насобирал много шишек, и нечаянно их рассыпал. Давайте поможем ему их собрать. Детям раздаются ведерки. Задание: быстрее и больше всех соберет шишки в ведерко.

9. Художественное слово

Воспитатель читает стихотворение В. Мирович «Листопад».

Листопад, листопад! Листья желтые летят

Под ногой шуршат, шуршат, скоро голый станет сад.

10. Звуковое упражнение «Шелест листьев».

Воспитатель: Ребята, пойдемте, побродим по листьям. (Листья шуршат под ногами.) Слышите, как они шелестят, шуршат? Как шуршат листочки (ш-ш-ш) звуковое упражнение «Шелест листьев» хоровое, индивидуальное.

11. Трудовая деятельность.

Воспитатель: Ребята, на улице похолодало и деревьям тоже становится холодно. Как мы можем согреть дерево? (ответы детей). Теперь вы знаете, что опавшие листья зимой согревают корни деревьев. Давайте сгребем листву к деревьям, чтобы деревьям было тепло зимой. (проводится трудовая деятельность – «Согреем дерево»)

Лесовичок: Да, ребята, какие вы молодцы и веселиться умеете и работать. Вот спасибо вам, ребята. Научили вы меня разным играм, повеселился я от души, а теперь мне в лес пора, до свидания, детвора. Дети прощаются с Лесовичком.

12. Словесная зарисовка

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет сниться красивым осенним листочкам? Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, задуматься, высказаться; приходит на помощь: «Наверное, листьям будет сниться, как они медленно летели на землю, как легко кружились, а солнышко улыбалось, и детишки радовались им».

13. Индивидуальная работа:

по основным видам движений: Артем, Саша, Амуланга - прыжки на двух ногах.

по развитию речи: Даша, Дима, Валерия – дидактическая игра «Назови ласково».

Прогулка заканчивается свободными играми детей.

Осенние подвижные игры для детей дошкольного возраста 3-7 лет

Варшавская Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ № 54 «Веснушки», г. Междуреченск, Кемеровская обл.
Описание: Данный материал будет полезен родителям, воспитателям детских садов, инструкторам по физической культуре.
Пояснительная записка: Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что мои игры помогут педагогам и просто любознательным родителям провести незабываемую прогулку с детьми осенью!
Цель: Повышение положительного настроя и укрепление психоэмоционального здоровья детей.
Задачи:
укреплять здоровье играющих;
способствовать их правильному физическому развитию;
содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;
воспитывать необходимые морально-волевые и физические качества;
прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми в осенний период.

«Вот и все, вот и кончилось теплое лето…» На легких рыжих лапах незаметно подкралась волшебница-осень.
Закружила вальсом разноцветной листвы, украсила аллеи и парки алыми гроздями рябины и боярышника, набросила на увядающую траву кисею холодных, утренних рос.
Солнечные и ясные дни сентября и октября дают возможность детишкам вдоволь нагуляться перед длинной зимой. Осенние игры для детей будут очень кстати, ведь они дают возможность сделать прогулки гораздо содержательней и интересней. А уж если есть возможность совершить путешествие в разноцветный осенний парк, то это будет большим и содержательным приключением – интересным, познавательным и развивающим.
Все чаще небо по утрам хмурится и сеет мелким, занудным, затяжным дождем. Настроение осенью, прямо скажем, падает в соответствии с показателями уличного термометра. Что же делать? Как сохранить подольше летнее тепло в сердце и улыбку в душе? Как победить осеннюю хандру и грусть? Опрос детей 3 – 7 лет, проведенный в нашем детском саду показал, что лучшим средством от хандры являются веселые подвижные игры! Выходите во двор, поиграем вместе!

Подвижная игра «Ветер и листья».

По сигналу «Ветер!» - дети бегают по площадке в разных направлениях, помахивая листочками («ветер кружит в воздухе осенние листья»). По сигналу «Нет ветра!» - приседают («листья упали на землю») (1,5-2 мин). Бегать, не наталкиваясь, уступать дорогу друг другу; действовать по сигналу.

Подвижная игра «Осенний букет»

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать листья разных деревьев, развивать наблюдательность, внимание.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья. Под музыку дети движутся по кругу. Музыка прекращается, каждый ребёнок выбирает себе листок. Дети с листьями одного дерева составляют осенний букет, проговаривая с какого дерева листья. Далее дети кладут листья в круг и игра начинается заново

Подвижная игра «Найди пару»

Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - лист скорей бери! » Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета. » (Другие задания: составь пару-листья с одного дерева, или листья, отличающиеся
Размером:большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева.)
Примечание: для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней цветной бумаги меньшего размера по сравнению с теми, что раскрашивали дети.

Подвижная игра «Слушай внимательно»

Задачи: развивать умение выполнять словесную инструкцию, действовать по сигналу взрослого, закреплять знания о форме листьев разных деревьев.
Атрибуты : осенние листья трёх видов деревьев. Количество листьев каждого дерева равно количеству играющих.
Ход игры: в центре круга- листья. Дети водят хоровод со словами: «Раз, два, три, листок скорей бери! » Взрослый называет дерево, и дети берут листья только этого дерева, поднимают их вверх

Подвижная игра «Листопад»


Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».
Материал: осенние листья.
Ход игры
Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».
Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
Педагог рассказывает: «Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками).
Листопад! Листопад!
Листья жёлтые летят!
Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками).
Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками).
Покружились и уселись на землю. (Дети приседают). Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся).
Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети)
Педагог продолжает: «Поднялись листья разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились!


Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю…листья»
По желания детей игра продолжается 2-3 раза.
Подвижная игра «А нас дождик не намочит»
В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.
При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.

Подвижная игра «Поймай листок»


Цель – развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Ход игры: Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху.

Подвижная игра «Листопад»


Цель – закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад».
Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
Взрослый: Дует легкий осенний ветерок: “У-у-у-у-у-у-у-у” (тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: “У-у-у-у-у-у-у-у!” (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: “АУ!” (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:
“А-о-и-у”. (Под музыку они кружатся с листочками в руках.)
Налетел ветер, и листочки стали опадать.
Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают их на коврик и приседают).
Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их на коврик и приседают).

«Раз-два-три! Этот лист бери!»

(бессюжетная подвижная игра для детей 3 – 5 лет)


Цель: продолжать учить детей двигаться по участку детского сада, чередуя ходьбу с бегом и другими движениями; упражнять в ходьбе и беге с остановкой на сигнал взрослого; развивать слуховое внимание; приучать детей к совместным действиям в коллективной игре, соблюдению простейших правил игры; упражнять в сохранении правильной осанки.
Ход игры:
Игра проводится во время листопада. По предложению взрослого дети начинают произвольно двигаться по участку (идут шагом, бегут, кружатся, машут руками), на слова взрослого: «Раз-два-три! Желтый лист бери!» игроки должны найти среди опавшей листвы лист заданного цвета и поднять его. Выигрывает тот игрок, кому это удалось сделать первому.
Условие игры: брать можно только опавшие листья.
Затем взрослый снова предлагает детям отправиться на прогулку по участку и может предложить следующие задания:
- Раз-два-три! Красный лист бери!
- Раз-два-три! Кленовый лист!
- Раз-два-три! Два листа бери!
- Раз-два-три! Такой же как у меня лист бери!
- Раз-два-три! Ничего не бери!

«Соревнования на осеннем лугу»

(подвижная игра в сюжетном обрамлении для детей 4 – 6 лет)
Цель: совершенствовать сформированные у детей двигательные навыки и учить быстро выбирать наиболее эффективный способ выполнения движений; развивать координацию движений в часто меняющихся игровых ситуациях; воспитывать у детей настойчивость в достижении цели при решении игровой задачи; способствовать укреплению связочно-мышечного аппарата стоп детей дошкольного возраста.
Ход игры:
Все играющие встают на одной стороне игровой площадки в шеренгу за стартовой чертой. На противоположной стороне площадки на расстоянии 10 - 12 м отмечается линия финиша. Взрослый объявляет начало забавных соревнований на осеннем лугу. В этих соревнованиях дети попеременно становятся лисичками, кузнечиками, лошадками, раками, лягушками и т.д. В соответствии с ролью дети должны добежать до финиша легким бегом, как лисички, допрыгать до финиша на двух ногах, как кузнечики, добежать, высоко поднимая колени, как резвые лошадки, идти спиной вперед, как раки (для детей 7-го года жизни) или допрыгать в полуприседе, как лягушки.
Главным условием соревнований является умение услышать команду «Марш!» и начать движение. Это обусловлено тем, что взрослый, объявляя начало соревнований, произносит веселые нелепые команды: «На старт – внимание – морковка!», «На старт - внимание - молоко убежало!», «На старт – внимание – мартышка!» и т.д.
Выигрывают те дети, которые пересекают финиш первыми без фальстарта.

«Осенние листочки»

(бессюжетная подвижная игра для детей 2 – 4 лет)


Оборудование: осенние листья.
Цель: Побуждать детей начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами; развивать ловкость и координацию движений; способствовать укреплению мышечного корсета позвоночника.
Ход:
Взрослый привлекает внимание детей к букету осенних листьев. Он говорит: «Ребята, посмотрите, какие красивые осенние листочки: красные, желтые, зеленые. Есть большие листья и маленькие. Вот как много в вазе листочков. Хотите с ними поиграть? Берите себе листочки в каждую руку». Дети берут по два листочка и по показу воспитателя выполняют несложные движения в соответствии с текстом произносимого им стихотворения:
Дует, дует ветер,
Дует-задувает. Качаются вправо-влево, руки перед собой.
Желтые листочки
С дерева сдувает! Машут руками сверху вниз перед собой.
И летят листочки
Прямо по дорожке, Кружатся на месте.
Падают листочки
Прямо нам под ножки! Останавливаются, присаживаются на корточки, руки вниз.
Затем воспитатель произносит слова:
Ветер дует – полетим
Мы туда, куда хотим.
Дети поднимаются, игра повторяется еще раз. Затем листья собираются в общий букет и ставятся в вазу.

Подвижная игра «Перелет птиц».

Дети стоят врассыпную на одном конце площадки. Они птицы. На другом конце площадки помещается гимнастическая стенка или вышка. По сигналу воспитателя «Птички улетают!» дети, подняв руки (крылья) в стороны, бегают по всей площадке. По сигналу «Буря!» дети бегут к гимнастической стенке (вышке) и влезают на нее («птицы скрываются от бури на деревьях»). Когда воспитатель говорит «Буря прекратилась», дети спускаются с вышки и снова бегают («птицы продолжают полет»). Во время игры воспитатель должен находиться возле пособий для лазанья, чтобы в случае необходимости помочь детям. (Игра повторяется 3-4 раза.)
Правила игры: Действовать только по сигналу, залезать на лестницу «дерево» таким образом, чтобы хватило место для всех играющих, с лестницы не спрыгивать, а слезать.
Игра малой активности

«Найди 4 листочка с разных деревьев» (осина, рябина, береза, ива)

Дети составляют «букетики» из собранных в начале занятия листочков таким образом, чтобы в букете оказались листочки со всех четырех деревьев, подбирая по форме листьев; проверяют правильность выполнения задания и стайкой отправляются в детский сад.

Подвижная игра «Осенние листья клёна»


Подготовка к игре:
Для игры понадобятся 4 обруча большого диаметра красного, жёлтого, зелёного и коричневого цветов. Если нет обруча коричневого цвета, то обруч любого цвета оберните (обкручивайте вокруг обруча) коричневой лентой. Концы ленты закрепите скотчем.
Листья клёна, вырезанные из цветной бумаги тоже четырёх цветов: красный, жёлтый, зелёный и коричневый, по количеству детей.
Цель игры: закрепление названий цветов, развитие быстроты реакции
Ход игры:
Все обручи лежат на полу в разных частях комнаты. Каждый ребёнок держит один или два одинаковых по цвету кленовых листочков определённого цвета. Дети стоят все вместе в какой - то из частей комнаты и олицетворяют осеннее кленовое дерево.
Воспитатель: Подул ветер. Дети поднимают одну руку (или две, в зависимости от количества листочков в руках) вверх с осенним листочком клёна и размахивают ими из стороны в сторону.
Играет музыка.
Под звуки музыки дети бегают по всей комнате врассыпную, размахивая листочками. Как только музыка (песенка) закончилась, дети должны забежать в центр обруча, который соответствует цвету листочков в руках.
Тот, кто забежал не в свой обруч, выходит из игры.
Игра повторяется несколько раз.

Картотека подвижных игр в первой младшей группе

Листопад

Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад»

Материал: осенние листья

Ход игры

Воспитатель (В .): «Ребята! Все вы будете листочками, выберете листочек, который понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький».

Каждый ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.

В . рассказывает: «Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)

Листопад! Листопад!

Листья желтые летят!

Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.)

Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.)

Покружились и уселись на землю. (Дети приседают.)

Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.)

Прилетел легкий ветерок, подул». (Дует взрослый, за ним дети.)

В .продолжает: «Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.)

Закружились, закружились, закружились!

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят.

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю … листья». Игра повторяется 2-3 раза.

Вышли дети в садик

(по стихотворению Л. Кондратенко)

Ход игры

Воспитатель.

Вышли дети в сад зеленый

Танцевать, танцевать.

Ля-ля! Ля-ля-ля!

(Дети двигаются произвольно, танцуют)

Стали гуси удивленно

Гоготать, гоготать.

(Дети кричат: «Га-га-га!»)

Серый конь заржал в конюшне:

«Иго-го! Иго-го!»

(Дети повторяют: «Иго-го! Иго-го!»)

Для чего кружиться нужно,

Для чего, для чего?

(Все дети кружатся.)

И корова удивилась:

«Му-му-му! Му-му-му!»

(Дети повторяют: «Му-му-му!»)

Что вы так развеселились?

Не пойму, не пойму!

Воспитатель делает вид, что забодает всех.

Дети разбегаются в стороны.

Игра повторяется 2-3 раза

Беги к тому, что назову

Цели: напомнить названия предметов, научить бегать «стайкой».

Правила: уметь слушать взрослого.

Ход игры

Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Педагог объясняет: «Куда я скажу, туда вы побежите и будете ждать меня». Затем произносит: «Раз, два, три. К песочнице беги!»

Дети стайкой бегут к песочнице. Воспитатель идет за ними, не спешит, дает им время передохнуть. Хвалит, что все бежали правильно, и произносит: «Раз, два, три, к веранде беги!»

Затем игра повторяется. Дети бегут к качелям, к столику, к горке и т.д.

Лохматый пес

Цель: учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.

Материал: крупная игрушечная собака.

Ход игры

Воспитатель сажает у веранды яркую игрушечную собачку и объясняет детям: «Собачка спит, попробуем ее разбудить».

Воспитатель читает стихотворение, жестом приглашая детей выполнять соответствующие действия:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнул он нос,

Тихо-смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Дети подкрадываются к собачке, тихо-тихо зовут: «Собачка, собачка, поиграй с нами! Собачка «лает». Дети разбегаются в разные стороны.

Игра повторяется 2-3 раза.

Вейся, венок!

Цель: учить водить хоровод.

Материал: веночки с цветами и лентами.

Ход игры

Воспитатель (В .) предлагает детям поиграть и раздает всем веночки. Каждый ребенок, выбирая ободок-веночек, называет цветок, его окраску, а воспитатель и остальные ребята помогают тем, кто затрудняется в названиях.

В рассказывает, что на полянке выросли красивые цветы (показывает на детей). Все вместе дружно отбирают цветы по названиям: «Это ромашка, вот еще ромашка, и это тоже ромашка. А то василек, и это василек. Идите, васильки, сюда!»

В : «Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по поляне. (Дети убегают.) Пришла девочка Дашенька и сказала: «Вейся, венок! Завивайся, венок!» (Взрослый помогает детям образовать круг.) Какой красивый разноцветный венок у нас получился! Вейся, венок! Завивайся!»

Вместе с воспитателем малыши водят хоровод и поют хором любую веселую песенку.

Игра повторяется 2-3 раза.

По узенькой дорожке

Цель: учить перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на асфальте).

Ход игры

Воспитатель чертит на земле круги (кругов должно быть больше, чем играющих детей). Затем поясняет, что через ручеек можно перейти «по камешкам» – кружкам, иначе промочишь ножки.

Воспитатель произносит слова и показывает действия: «По узенькой дорожке шагают наши ножки!»

Все дети шагают за воспитателем, приближаются к «камешкам». Взрослый показывает, как нужно перешагивать из круга в круг. Дети подражают его действиям: «По камешкам, по камешкам, по камешкам!»

Вдруг педагог неожиданно произносит: «И в ямку – бух!», выпрыгивает из кружка, приседает, а за ним и все дети.

Игра повторяется 2-3 раза

Птички и дождик

Цели: учить действовать по команде взрослого; упражнять в произнесении звуков.

Материал: эмблемы с изображением птиц.

Ход игры

В. раздает детям эмблемы птиц, уточняет, у кого какая, и объясняет: «Все должны слушать слова по ходу игры и выполнять названные дейст-вия». В. начинает: «Птички летают (дети бегут по площадке) , клюют зернышки (дети присаживаются, «клюют») , опять, улетают.

Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел. Ввв !» – произносят дети.) Закапал частый дождь, застучал по крыше: «Тук! Тук! Тук!» – повторят дети.

«Прячьтесь, птички! А то все перышки станут мокрыми,- зовет взрослый. – Все птички попрятались: кто под кустик, кто под листик (дети присаживаются) . Дождик прошел, и опять птички полетели, веселую песенку запели, радуются». (Дети имитируют голоса знакомых птиц.)

Игра продолжается. Можно усложнить сюжет появлением на площадке собачки, автомобиля. Каждый раз «птички» разлетаются в разные стороны.

Поедем в лес

Цели: уточнить названия растений; развивать ориентировку в пространстве.

Материал: чурочки-грибочки, цветы из гофрированной бумаги или из капроновых лент, два шнура, 5-6 корзиночек.

Ход игры

Воспитатель (В.) вместе с детьми украшает цветами полянку, около деревьев кладет грибочки, на площадке натягивает два шнура (обозначив мостик через речку).

В. гудит, изображая паровоз: «Уууу!» – Все дети («вагончики») едут, гудят: «Уууу!». Но вот остановка. «Шшшш!» – повторяют дети за педагогом. «Куда это мы приехали?» – спрашивает воспитатель. Если малыши затрудняются ответить, помогает: «Поезд привез всех на поляну, где растут цветочки». Дети собирают цветы.

Все цветы собраны в корзинки, «паровоз» дает протяжный гудок. «Поезд» едет через мостик в «лес», где дети дружно собираю грибочки, а затем бегают от дерева к дереву, прячутся за них.

Опять протяжный гудок паровоза – все уезжают домой.

В «лесу» В. может спросить, знают ли дети названия таких деревьев, как елка, береза.

У медведя во бору

Цель: учить действовать согласно словам текста.

Материал: крупная игрушка (медведь).

Ход игры

Воспитатель (В.) сажаетмедведя под кустом и рассказывает детям, что осенью можно пойти в лес, набрать грибов и ягод; спрашивает, кто из детей ходил с родителями за грибами: «Много грибов принесли? Находили ли в лесу малину? Кто любит малину? Конечно медведь! Он приходит полакомиться сладкими ягодами, а как увидит кого, сразу рычит, отгоняет всех, хочет один ягоды собирать. Ишь какой мишка-сладкоежка! Пойдемте и мы в лес!

В. медленно читает стихотворение:

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру,

А медведь глядит

И на нас рычит: «Рррр!»

Слушая текст, ребята медленно приближаются к медведю (мягкой игрушке).

Как только медведь «зарычит», все разбегаются в разные стороны.

Затем В. спрашивает: «Кто хочет быть медведем? Ты, Миша? А рычать будешь? Тогда садись рядом. У нас будет два медведя».

По желанию детей игра повторяется 3-4 раза, «медведи» могут меняться.

Дед мороз

Цель: прививать умение выполнять характерные движения.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям начать игру. Все вместе вспоминают, что Дед Мороз живет в лесу и приносит зимой детям подарки.

Я – Мороз Красный Нос,

Бородою зарос.

Я ищу в лесу зверей.

Выходите поскорей!

Выходите, зайчики!

Дети прыгают навстречу воспи-тателю , как зайчики.

Воспитатель пытается поймать ребят: «Заморожу! Заморожу!» Дети разбегаются.

Игра повторяется.

Каждый раз «Дед Мороз» приглашает выходить «из леса» новых «зверей» (мишек, лисичек), лесных птичек. Дети имитируют их движения, а затем убегают от «Деда Мороза».

Ворона и собачка

Материал: большая пушистая собака, эмблемы с изображением ворон.

Ход игры

Воспитатель произносит:

Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны:

«Кар! Кар! Кар!»

Дети прыгают, изображая ворон, издают каркающие звуки.

Педагог подходит к «воронам», берет в руки игрушечную собачку и говорит:

Тут собачка прибежала

И ворон всех разогнала:

«Ав! Ав! Ав!»

«Вороны» разбегаются в разные стороны.

Игра по желанию детей повторяется 2-3 раза.

Раздувайся, мой шар!

Цели: учить выполнять разно-образные движения, образуя круг; упражнять в произношении звука [ш].

Ход игры

Воспитатель (В.) говрит: «Давайте, ребята, будем надувать воздушный шар. Надуем его так, чтобы он стал большим-большим и не лопнул».

Все встают в круг тесно друг к другу, берутся за руки. В.медленно, напевно произносит слова, отступая назад:

Раздувайся, мой шар!

Раздувайся, большой…

Все останавливаются, держась за руки и образуя большой круг. В.продолжает:

Оставайся такой

И не лопайся!

В.уточняет: «Смотрите, какой большой шар мы надули!» И все вместе: «Ш-ш-ш-ш!» Не отпуская рук, все сбегаются в середину. «Сдулся наш шар!» – констатирует воспитатель. – «Надуем еще раз!» – и повторяет слова игры.

На третий раз дети, держась за руки, расходятся, образуя как можно широкий круг.

В. командует: «Хлоп!». Дети расцепляют руки и разбегаются в разные стороны: «Лопнул шар!»

Снег кружится

(по стихотворению А.Барто)

Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Материал: ободки с эмблемами-снежинками.

Ход игры

Воспитатель (В.) напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.

Затем предлагает всем участникам игры ободки-снежинки. В. предлагает детям покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»

Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок».

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. В. произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! В-в-в !» – произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».

Дети разбегаются по площадке.

Игра по желанию детей повторяются 3-4 раза.

Собачка и воробьи

Цели: закреплять знания о характерных движениях птиц; учить имитировать их голоса.

Материал: эмблемы с изображением воробьев, мягкая игрушка (собачка).

Ход игры

(В.) объясняет детям: «Мы все будем воробьями (раздает эмблемы птиц). Как летают воробьи? Как скачут? Как клюют? А как поют? Молодцы! Хорошие воробьи, веселые. А кто будет собачкой? (Ребенок-собачка берет мягкую игрушку, садится в уголок.) Кто вспомнит, как домик собачки называется? Правильно, будка! Наша собачка сидит в будке. Начинаем играть». В.:

Скачет, скачет воробей:

Скок-поскок! Скок-поскок!

(Дети скачут, кто как может.)

Кличет маленьких детей:

«Чив! Чив! Чив!»

(Дети повторяют: « Чив ! Чив ! Чив !»)

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою.

В работе с дошкольниками значительное место занимают , в процессе которых решается целый комплекс воспитательно-образовательных задач. Невозможно представить себе путешествие детей в природу без игры. Однако необычность обстановки, условий требует и игр необычных, учитывающих природное окружение, погодные условия, рельеф местности, настроение детей.

Предлагаемые дидактические игры - веселые, ситуативные, активизирующие внимание, память и эмоции игры, построенные на движениях.

В них тесно сочетается содержание эколого-природоведческой, сенсомоторной, оздоровительной направленности. Предусмотрены игры для прогулок в разное время года в лесу, на лугу, у водоема с использованием разнообразного .

Дидактическая игра «Продай дерево»

Цель: закрепление признаков и названий деревьев; совершенствование движений в природных условиях; упражнение в быстроте, ловкости.

Правила игры

1. Покупатель и продавец должны знать название дерева. Если покупатель неправильно называет дерево, продавец не имеет права его продать. Если продавец не знает название своего дерева, оно передается покупателю.

2. Если продавец отказывает в продаже, он обязательно должен поменяться с кем-то деревьями, сказав: «Меняю дуб на… (называет нужное дерево)».

3. Перед началом игры оговаривается движение, которое будет использоваться при обмене деревьями (бег, прыжки, ходьба быстрым шагом и т. д.).
Содержание: 3-5 детей занимают места под «своим» деревом. Ведущий игрок - покупатель - дерева не имеет. Одного из владельцев дерева он просит: «Человек, человек, продай свой дуб (…)», - на что тот может ответить положительно или отрицательно. Если продавец говорит: «Не продаю, иди к соседу», - покупатель идет к следующему владельцу. При этом продавец, отказавший в покупке, должен быстро поменяться с кем-нибудь деревьями - перебежать так, чтобы покупатель не успел занять его дерево. Покупатель остается ведущим до тех пор, пока не займет чье-либо место под деревом. Если владелец продает свое дерево, он становится покупателем.

Дидактическая игра «Три задания - три желания»

Цель: развитие умения планировать ряд последовательных действий, взаимосвязанных между собой; закрепление названий деревьев и их плодов; упражнение в различении предметов по их форме, величине на ощупь;
совершенствование движений в естественных природных условиях; формирование творческих умений.

Материал: чудесный мешочек, плоды деревьев, карточки с заданиями.

Правила игры

1. Тот, кто не сможет отыскать в мешочке названные предметы, выбывает из игры.

2. Нельзя повторять «чужие» движения, необходимо внести в них хотя бы маленький элемент новизны (например, бросить желудь можно не только в ствол, но и в ветку, в лист и т. д.).

3. Игра постепенно усложняется: дети выбирают плоды из мешочка не по заданию, а по желанию, предварительно описав их словами; перед началом игры каждый продумывает последовательность всех трех действий и кратко излагает их.

1. Детям даются разные задания (каждому - свое): взять из мешочка на ощупь желудь со шляпкой или без нее, самый большой, самый маленький, два одинаковых по величине, один большой и два маленьких и т. д.

2. Выполнив первое задание, каждый находит дерево, «подарившее» эти плоды, и придумывает игру-движение с ним (попасть желудем в ствол с определенного расстояния, перебросить через ветку и пр.).

3. В конце следует поблагодарить дерево. Как это сделать, ребенок придумывает сам: погладить его рукой, прижаться щекой, попытаться обхватить руками, сказать ему добрые слова. В игре можно использовать любое дерево, имеющее плоды (ель, сосну, рябину). Задания могут быть оформлены в виде карточек с рисунками. Победителем считается тот, кто придумает самое интересное, необычное движение, сумеет искренне «поблагодарить» дерево.

Дидактическая игра «Найди дерево»

Цель: закрепление названий и признаков деревьев; совершенствование движений в природных условиях, ориентирование в пространстве. Материал: поощрительные фишки, листья, плоды, веточки деревьев.

Правила игры

1. Заранее оговаривается движение, используемое в игре.

2. Поощрительную фишку получает только тот, кто не только добежал до дерева, но и первым обхватил его.

Содержание: воспитатель называет дерево (ель, березу и др.), предлагает найти, добежать (дойти, допрыгать) до него и обхватить руками. Используются элементы соревнования: кто быстрее найдет «свое» дерево? Варианты игры: дети бегут к тому дереву, веточку, лист или плод которого показывает воспитатель; детям предлагается найти такой же лист на земле и с ним бежать к нужному дереву и т. д. Правильно выполнивший задание получает поощрительную фишку. Победителем считается тот, у кого окажется большее количество фишек.

Дидактическая игра «Березонька, выручай»

Цель: совершенствование различных видов и способов бега в природных условиях; развитие внимания, быстроты реакции на сигнал, ловкости.

Правила игры

1. Начинать бег и ловить можно только по окончании «кричалки».

2. Не разрешается ловить игрока, добежавшего до дерева и выполнившего дополнительное движение.

Дидактическая игра «Записки в лесу»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, настойчивости; закрепление движений в естественных условиях; воспитание бережного отношения к природе.

Материал: небольшие листочки бумаги с рисунками и надписями.

Правила игры

1. Снимать записки с веток осторожно, чтобы не повредить дерево.

2. Ходить по лесу бесшумно; найдя записку, не бежать и не кричать. Содержание: воспитатель заранее развешивает на кустах и ветках «записки». Дети должны их отыскать. Победителем считается тот, у кого записок окажется больше.

Дидактическая игра «Мишень»

Цель: совершенствование навыков метания в естественных природных условиях, закрепление названий хвойных деревьев. Материал: палочка, веревочка, шишки.

Правила игры

1. Дети предварительно собирают для себя по 10 шишек (еловых, сосновых), раскладывают их в ряд.

2. Прежде чем бросить шишку, необходимо сказать, с какого она дерева. Если дерево названо неправильно, игрок теряет право одного броска.

3. Каждый сам подсчитывает очки (могут быть разные варианты подсчета: в уме, откладывая палочки или другие мелкие предметы по количеству очков). Содержание: на земле рисуют несколько кругов (один в другом), пользуясь палочкой с привязанной на конце веревочкой и воткнутой в землю (используя это приспособление как циркуль). Дети по очереди (по договоренности или жеребьевке) бросают шишки в круги, стараясь попасть в центральный. За попадание в центральный круг присуждается 5 очков, в каждый последующий - на одно меньше. Набравший большее количество очков считается победителем.

Дидактическая игра «По нарисованной дорожке»

Цель: совершенствование навыков разных способов ходьбы в природных условиях, развитие наблюдательности, сообразительности, творчества, выдержки.

Правила игры

1. Ведущий должен оставить четкие следы и определенный «узор» на земле.

2. Игроки соизмеряют длину и постановку своих шагов точно с обозначенными на земле.

Содержание: выбирается ведущий. Он становится впереди колонны и «рисует» дорожку: идет по песку (снегу), стараясь оставить своеобразный рисунок из следов (идет широким, узким, приставным шагом, спиной вперед, ставя стопу прямо, под разным углом). При этом следует предусмотреть определенную повторяемость «узора». Дети должны идти друг за другом «след в след», точно повторяя «рисунок». Победителями (их может быть несколько) считаются те, кто правильно выполнит задание.

Дидактическая игра «Листопад»

Цель: закрепление двигательных умений в естественных природных условиях; развитие ловкости, грациозности движений, внимания, наблюдательности. Материал: легкий шарф или колечко с привязанными к нему разноцветными ленточками разной длины.

Правила игры

1. Дети должны подбирать наиболее подходящие к заданию движения,
выполнять их эмоционально, грациозно.

2. Начинать и заканчивать движения следует точно по сигналу.

Например: ветра нет - листья уснули (все приседают, закрывают глаза); подул ветер и погнал листья (дети двигаются в разных направлениях - прямо, боком, спиной вперед);
закружились листья на месте; стих ветер - листья отдыхают и т. д. Роль ветра можно поручить кому-либо из детей.

Дидактическая игра «Найди предмет»

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

Материал: камешки, шишки или другие предметы, найденные в лесу.

Правила игры

1. Предмет прячется таким образом, чтобы он выделялся на общем фоне (на пеньке, в развилке ветки, на перекрестке тропинок и т. п.).

2. На поиски спрятанного предмета отправляются все дети по сигналу. Содержание: спрятав какой-либо предмет (или несколько), воспитатель сообщает участникам игры, что он спрятал и приблизительно где. Предлагает найти предмет. Тот, кто выполнит задание первым, считается победителем и получает право продолжить игру в качестве руководителя.

Дидактическая игра «Кто дальше бросит копье»

Цель: упражнение в метании, развитие внимания, ловкости. Материал: прутики, ленточки, поощрительные фишки. Правила игры

1. Копье для себя каждый изготавливает сам.

2. Бросок выполняется одновременно по сигналу.

3. Способ метания дети выбирают самостоятельно.

Содержание: копье готовится из найденного на земле прутика, к которому привязывается пучок травы или ленточка. Дети становятся вдоль тропинки (начерченной линии) и бросают копье, точно выполняя задание воспитателя: кто дальше? выше? попади в цель (в ствол, в нарисованный круг) и др. Количество бросков и правильность выполненных заданий подсчитывается с помощью поощрительных фишек.

Дидактическая игра «Перелет - недолет»

Цель: упражнение в разных способах метания, развитие внимания, быстроты реакции.

Материал: шишки по количеству детей, поощрительные фишки.

Правила игры

1. Шишка должна перелететь через деревце; застрявшая в ветках или недолетевшая очка не дает.

2. Бросок выполняется поочередно по сигналу.

Дидактическая игра «Пройди и запомни»

Цель: совершенствование различных видов и способов ходьбы в естественных условиях; развитие внимания, наблюдательности, памяти. Материал: шишки, веточки, коряги и другие предметы.

Правила игры

1. Идти нужно указанным способом (на носках, пятках, боком, спиной вперед и т. д.) и выполнять движения правильно.

2. При повторении игры меняется расположение предметов и их количество. Содержание: на тропинке раскладываются разные предметы (5-7 шт.), найденные в лесу. Дети идут по тропинке друг за другом разными способами (по указанию воспитателя) и одновременно запоминают порядок расположения предметов. Затем каждый рассказывает об увиденном. Допустивший ошибку проходит тропинку повторно и говорит, в чем он ошибся.

Дидактическая игра «Парашютист»

Цель: совершенствование навыков прыжка в природных условиях, закрепление названий способов прыжков; развитие ловкости, внимания, точности движений.

Материал: поощрительные фишки.

Правила игры

1. Прыгать по сигналу, приземляясь на носки, сохраняя равновесие.

2. Поощряется усложненный прыжок (с поворотом в воздухе, спиной вперед, боком и пр.).

Дидактическая игра «Пройди прямо»

Цель: упражнение в ориентировке в пространстве; развитие внимания, памяти; закрепление различных способов ходьбы. Материал: заостренные палочки для рисования дорожки.

Правила игры

1. Начинать и заканчивать движение точно по сигналу.

2. Во время движения глаза не открывать, не подглядывать.

3. Правильно выполнять предлагаемый способ движения.

4. Нарушающий правила выбывает на один период игры.

Дидактическая игра «Точный прыжок»

Цель: упражнение в различных способах прыжков и точности приземления, в ориентировке в пространстве; развитие внимания, самооценки. Материал: поощрительные фишки.

Правила игры

1. Правильно выполнять предлагаемый способ прыжка (без предварительного показа).

2. Начинать движение по сигналу.

3. Уметь оценить правильность своего прыжка, точность приземления. Содержание: каждый рисует для себя круг и становится в его центр. По сигналу дети подпрыгивают и, повернувшись в воздухе на 180°, приземляются внутри круга. При повторении используется двойной прыжок, прыжки на одной ноге, с закрытыми глазами и др. Дети сами оценивают, насколько удался им прыжок - за правильную оценку они получают каждый раз поощрительную фишку.

Игра «Кривые дорожки».

Цель: развитие глазомера, упражнение в счете, совершенствование навыков ходьбы.

Материал: палочки, мел для рисования.

Правила игры

1. Все нарисованные дорожки должны быть разными по форме и длине (до 10 шагов).

2. Дорожка может быть продана при двух условиях:

1) количество шагов соответствует названному (равномерность шага не требуется, поэтому шаги можно «подогнать» к названному количеству);

2) пройти надо точно по начерченной линии.

Содержание: несколько детей рисуют «кривые дорожки» (зигзагом, змейкой и т. п.), остальные наблюдают за ними, подсказывают. Готовые дорожки «продаются». Покупатель подходит к владельцу дорожки и говорит: «Хозяин, хозяин, продай дорожку». Тот в свою очередь спрашивает: «Сколько за нее дашь?» Покупатель должен примерно рассчитать длину дорожки в шагах и ответить, например, так: «Десять шагов и все точные». Покупатель идет по нарисованной дорожке и считает шаги. Если количество шагов соответствует предложенной цене, он становится «хозяином» дорожки.

Дидактическая игра «Ветер и ветерки»

Цель: упражнение в различных видах и способах ходьбы и бега, развитие внимания, быстроты реакции на сигнал.

Правила игры

1. Движения всеми игроками должны выполняться правильно и четко.

2. Неправильно выполнивший движение или запоздавший выходит из игры. Содержание: ведущий - ветер - выполняет движения: бег в разных направлениях, с разным положением рук, с высоким подниманием колен, с кружением и приседанием, широким шагом, галопом и т. д. Ветерки должны повторять их в точности.

Дидактическая игра «Метелица, вьюга, пурга, буран»

Цель: закрепление названий природных явлений зимы; упражнение в различных видах и способах движений.

Правила игры

1. Точно дифференцировать движения в зависимости от сигнала.

2. Начинать движения одновременно.

3. После игры помочь друг другу отряхнуть снег.

По сигналу «Вьюга» дети становятся в ряд и двигаются вперед, захватывая снег двумя руками и подкидывая его вверх. По сигналу «Пурга» - становятся вокруг небольшой ели, каждый лепит снежок и бросает его, стараясь перебросить через ель. По сигналу «Буран» дети кружатся на месте и с продвижением вперед, одновременно подкидывая вверх снег ногами. При повторении игры воспитатель или кто-либо из детей повторяет сигналы в произвольном порядке.

Дидактическая игра «Раз тропинка, два тропинка…»

Цель: упражнение в ходьбе различными способами, в ориентировке в пространстве; знакомство со свойствами снега.

Правила игры

1. При «рисовании» тропинки каждый использует только один способ ходьбы, точно дифференцируя и называя его.

2. При ходьбе по тропинкам выбирать соответствующие способы ходьбы. Содержание: каждый из детей «рисует» на снегу свою, не похожую на другие, тропинку, используя разные способы ходьбы (приставным шагом прямо, боком, спиной вперед и т. д.). Тропинка может быть широкая, узкая, с препятствиями из снежного сугроба, длинная, короткая, извилистая, круглая и пр. После того, как тропинки будут нарисованы, дети рассматривают их, пытаются угадать использованный «при рисовании» способ ходьбы, а затем проходят по ним соответствующим шагом. В конце игры все тропинки соединяются вместе - «строится большой дом».

Дидактическая игра «Зима надоела»

Цель: закрепление знаний о признаках зимы; упражнение в беге с ловлей и увертыванием; развитие ловкости, быстроты.

Правила игры

1. Ответ должен состоять из одного предложения с четко выраженным признаком.

2. Бег можно начинать только после последнего произнесенного слова. Содержание: воспитатель читает стихотворение: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела… » - и спрашивает детей, почему зима надоела. Каждый из детей находит свой вариант ответа. Ответивший первым убегает, а все остальные его ловят.

Дидактическая игра «Найди такой дуб»

Цель: упражнение в быстроте, ловкости; закрепление представлений о дубе; обогащение активного словаря.

Правила игры

1. Бег начинать одновременно по сигналу «Беги!»

2. Дети по очереди выбирают дерево, к которому надо бежать.

3. Игру повторить несколько раз, чтобы закрепить как можно больше слов.

Содержание: игра проводится в дубовой роще. Дети рассматривают деревья и находят среди них самое большое, низкое, старое, молодое, развесистое, могучее, красивое и т. д. После такой предварительной беседы они становятся в шеренгу, хором произносят: «Раз, два, три… К самому большому (низкому и т. д.) дубу беги!» - и стараются как можно быстрее добежать до цели.

Игра «Мое любимое дерево».

Цель: закрепление названий деревьев и их признаков; упражнение в беге, быстроте реакции на сигнал, ловкости.

Правила игры

1. Следует правильно назвать дерево и для его характеристики выбрать наиболее яркий признак.

2. Не выполнивший это задание с первого раза повторяет его. Содержание: каждый из детей выбирает для себя любимое дерево, рассматривает его, запоминает характерные детали с тем, чтобы потом его нарисовать, рассказать о нем. На сигнал «О дереве расскажи!» - дети бегут к воспитателю и одним предложением характеризуют какой-либо признак дерева или свое отношение к нему. Затем они бегут обратно к своему дереву, чтобы проверить правильность высказанного суждения. После игры дети рисуют дерево.

Дидактическая игра «Стежки-дорожки»

Цель: закрепление двигательных умений в естественных природных условиях; развитие ловкости, памяти, внимания.

Правила игры

1. Ведущий, прежде чем поменять движение, останавливает колонну и
называет следующее движение.

2. Ведущий меняется, если он повторяет уже использованное ранее движение.

3. Идущие в колонне должны точно повторять предлагаемые движения. Содержание: дети в колонне двигаются за ведущим, точно повторяя его движения. Задача ведущего - провести детей змейкой между деревьями, выбирая самую удобную дорогу и как можно чаще меняя движения (идут разными способами, бегут, продвигаются прыжками и т. д.). Ведущий, придумавший больше движений, считается победителем.

Дидактическая игра «Что мы видим?»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, быстроты реакции; активизация словаря; упражнение в различных видах и способах движений.

Правила игры

1. Называть слово надо быстро, не задумываясь.

2. Нельзя повторять слова и движения.

Дидактическая игра «Кто быстрее?»

Цель: упражнение в беге, ориентировке в пространстве; развитие ловкости, быстроты реакции на сигнал.
Правила игры
1. Бег начинать по определенному сигналу (словесному, звуковому).
2. Правильно называть ориентир, до которого следует бежать. Содержание: желающий посостязаться в беге подходит к кому-нибудь из детей. Он закладывает за спину свою левую руку и хватает ею за локоть правой так, чтобы та была свободна только до локтя. Если вызов принимается, желающий состязаться делает то же. Затем оба ударяют в ладони друг друга. Они договариваются, куда будут бежать, называя дерево, куст, пенек и т. д. Задача - добежать первым.

Дидактическая игра «Прыгни дальше»

Цель: упражнение в прыжках, ловкости, ориентировке в пространстве.

Правила игры

1. Перед игрой следует договориться о способе прыжка (с места, с разбега, прямо, боком и т. д.).

2. Сидящие на земле игроки не должны менять позу во время прыжков. Содержание: двое игроков садятся на землю друг против друга и упираются ногами. Остальные играющие прыгают через их ноги поочередно, стараясь прыгнуть как можно дальше. Те игроки, кто прыгнет на меньшее расстояние, заменяют сидящих на земле.

Дидактическая игра «Не замочи ног»

Цель: упражнение в прыжках, ловкости, быстроте. Материал: различный природный материал.

Правила игры

1. При каждом повторении игры ширина ручья постепенно увеличивается.

2. Прыжок выполняется всеми одновременно.

3. Количество повторений игры оговаривается заранее.

Содержание: из прутиков, шишек (палочек, камешков и т. д.) выкладывается ручей шириной 50-80 см. Дети делятся на две команды. Одна из команд строится вдоль ручья и по сигналу второй перепрыгивает ручей. Тот, кто не смог преодолеть препятствие, выходит из команды. Таким же образом прыгает и вторая команда. Выигрывает та из них, которая заканчивает игру с большим количеством игроков.

Дидактическая игра «Подарки от березы»

Цель: закрепление представлений и воспитание любви к природе; развитие памяти, внимания; активизация словаря. Материал: поощрительные фишки.

Правила игры

1. Нельзя повторять сказанное или выполненное другими игроками.

2. Каждый из игроков должен иметь возможность проявить активность.

3. Оригинальное высказывание и движение поощряется дополнительной
фишкой.

Содержание: воспитатель называет признаки березы или другого дерева; дети должны выбрать те, которые относятся к березе. За правильный ответ выдается «подарок от березы» - фишка. Далее детям предлагается подарить березе красивое, доброе слово, загадку, пословицу, сопровождая каким-нибудь движением. За каждый ответ получают по фишке. В конце подсчитывается их количество у каждого из игроков. В заключение проводится хоровод «Во поле береза… »

Дидактическая игра «Моя находка»

Цель: закрепление движений в естественных условиях; развитие наблюдательности, внимания, фантазии.

Правила игры

1. Выбирая находку, необходимо придумать несколько вариантов ее использования.

2. В конце игры называются лучшие способы обыгрывания найденных предметов.

Содержание: детям предлагается разойтись по лесу, найти «что-нибудь» и принести все находки в определенное место. Затем все они рассматриваются, высказываются предположения, что можно с ними делать. Например, сухая легкая палочка длиной 80-100 см похожа на посох, с которым ходят лесные сказочные герои. Детям предлагается изобразить любого героя (Гнома, Бабу Ягу, Кащея и т. д.). Эту же палочку можно использовать для прыжков - положить на землю и прыгать через нее разными способами (вдоль, прямо, боком, спиной вперед, на одной и двух ногах и т. д.). Прочный легкий шест длиной до 1,5 м можно использовать для прыжков через узкую канавку, опираясь на него. С таких же позиций рассматриваются и другие находки - желуди, чашечки желудей, шишки от разных деревьев, листья, камешки.

Дидактическая и гра «Картинная галерея»

Цель: закрепление способов движений в естественных условиях; развитие внимания, памяти, фантазии.

Правила игры

1. Точно дифференцировать движения по способам их выполнения.

2. Следы на «картине» располагать в виде рисунка.

Содержание: каждый из детей выбирает ровную песчаную площадку (примерно 1 м2), очерчивает ее в виде рамы. Это картина, на которой надо оставить разные следы. Предварительно дети должны опробовать, какие следы остаются от разных движений (прыжок на двух ногах прямо, боком, с поворотом, на одной ноге, ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы и т. д.). Затем дети выбирают понравившиеся и запечатлевают их, предварительно загладив старые следы. Проводится просмотр готовых картин, угадывание движений.

Дидактическая и гра «Найди камешки»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, фантазии; закрепление движений в естественных условиях.

Правила игры

1. Находить камешки в соответствии с заданием.

2. Нельзя повторять уже выполненное кем-либо из детей движение. Содержание: детям поочередно даются задания: найти самый большой камешек, самый гладкий, острый, причудливый, красивый и т. д. Эта часть игры проводится в форме соревнования - кто быстрее? Во второй части каждый из детей придумывает движения со своим камешком. Выигрывает тот, кто больше придумает движений.

Дидактическая игра «Послушный камешек»

Цель: упражнение в ручных двигательных умениях; закрепление различных способов бросков; развитие ловкости, быстроты, внимания, памяти. Материал: небольшие камешки.

Правила игры

1. Выполнять движения правильно, дифференцировать их по названию.

2. Обронивший камешек получает штрафное очко.

3. Выигрывает тот, у кого меньше или совсем нет штрафных очков. Содержание: последовательно выполнять различные виды бросков: перебрасывать камешек из руки в руку; подбрасывать и ловить одной рукой (правой и левой поочередно); подбрасывать одной, а ловить другой рукой; подбрасывать вверх и ловить двумя руками; подбрасывать вверх двумя руками, а ловить одной и наоборот; перекатывать камешек между ладонями; перекатывать одной рукой вокруг ладони другой; бросать сверху одной рукой и успеть поймать падающий камешек двумя руками (позднее одной); подбрасывать и ловить с хлопком во время полета. Те же движения повторяются с двумя камешками. Первый раз движения выполняются после показа, затем - только по названию.

Дидактическая игра «С камешком у воды»

Цель: летние забавы; закрепление навыков метания в естественных условиях; развитие ловкости, зрительного и слухового внимания, выдержки.

Правила игры

1. Начинать движения по сигналу.

2. Задание выполнять как можно точнее.

Содержание:
1. «Брось и послушай» - кто-либо из детей бросает камень в воду, остальные сидят с закрытыми глазами. По всплеску воды они должны определить, далеко или близко упал камень.
2. «Точно в цель» - один из детей бросает камень, остальные по очереди должны бросить камень в то же место.
3. «Поющие фонтаны» - дети бросают одновременно несколько камешков. Затем рассказывают друг другу, у кого какой получился фонтан (большой - маленький, громкий - тихий и т. д.).

Дидактическая игра «Рисунки из камешков»

Цель: закрепление движений в естественных условиях; развитие внимания, фантазии; упражнение в счете.

Правила игры

1. Рисунок из камешков должен быть понятным, нельзя повторять чужие рисунки.

2. Правильно называть количество камешков.

3. Придумать как можно больше разных движений.

Содержание: детям предлагается найти как можно больше камешков и выложить из них простой рисунок: спираль, извилистую линию, лестницу, солнце с лучами и т. д. Затем дети придумывают движения в соответствии со своим рисунком - количество повторений движений должно соответствовать количеству камешков. Победители определяются дважды: по количеству камешков в рисунке и по выполненным движениям.

Дидактическая игра «Потерянный предмет»

Цель: развитие наблюдательности, внимания; упражнение в умении ходить бесшумно, сдерживать эмоции.

Материал: различные предметы: блокнот, карандаш, пакет и т. п.

Правила игры

1. Ходить по лесу медленно, бесшумно; обнаружив предмет, не бежать с ним и не кричать.

2. Начинать поиск после сигнала.

Дидактическая игра «С горки на горку»

Цель: двигательные забавы; закрепление движений в естественных условиях; развитие внимания, образного мышления, памяти.

Правила игры

1. Внимательно слушать и подбирать движение, наиболее соответствующее заданию.

2. Выполнять движения правильно.

Содержание: дети по сигналу поднимаются на горку и спускаются с нее, подбирая то движение, которое соответствует образному заданию воспитателя (например, на горку - лошадки, с горки - зайчатки; на гору - зайчата, с горы - медвежата; на гору - стрекозы, с горы - козы; на гору - муравьи, с горы - журавли и т.д.). Побеждает тот, кто точнее подберет движение и правильно его выполнит. Победитель становится руководителем игры.

Дидактическая игра «Ребята и зверята»

Цель: забавы-импровизации; совершенствование движений; развитие творчества, фантазии.

Правила игры

1. Четко дифференцировать движения и изображаемых животных согласно тексту.

2. Использовать как можно больше различных движений. Содержание: дети выполняют движения соответственно тексту:
- На зеленом на лугу бегают ребята. (Дети бегают кто как хочет.)
- Это вовсе не ребята, а какие-то зверята. (Изображают с помощью движений различных животных.)
- Убежали все зверята, вновь вернулись к нам ребята. (Выполняют любые движения.)
Воспитатель отмечает наиболее интересные импровизации, подчеркивает, кто из детей использовал больше разнообразных движений.

Дидактическая игра «Меткий стрелок»

Цель: закрепление навыков метания; развитие глазомера, ловкости. Материал: мелкие предметы для метания.

Правила игры

1. При выполнении броска не заступать за черту.

2. Засчитывается попадание в любую лунку независимо от
последовательности ее расположения.

Дидактическая игра «Спрячь предмет и опиши дорогу к нему»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, умения точно описать ситуацию.

Правила игры

1. Как можно точнее объяснять дорогу к спрятанному предмету.

2. По договоренности игроков предмет может быть на виду или тщательно замаскирован.

Дидактическая и гра «Посмотри и скажи» (упражнение для глаз)

Цель: укрепление глазных мышц; развитие внимания, памяти, речи.

Правила игры

1. Движения головой не разрешаются.

2. Рассказ об увиденном должен быть точным и кратким.

Осенние игры

Подвижная игра «А нас дождик не намочит»
В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.

При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.

Мимическая игра «Осень»
Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, весе лое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гони мая. Изобразить плачущую Осень.
Наше настроение: Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы уди вились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широ ко раскрываются, при опускании — почти закрываются.
Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

Пальчиковая игра «Засолка капусты»
Мы капусту рубим,
Движения прямыми кистями вверх-вниз.
Мы морковку трем,
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Имитировать посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем.
Сжимать и разжимать пальцы.
Пальчиковая игра «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Будем листья собирать.
Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
«Шагают» пальчиками.
(Н. Нищева)

Игра «Сдуй листок со стола»
На столе перед каждым ребенком раскладываются листья деревьев, дети стоят на коленях или садятся на корточки перед столом так, чтобы листья находились на уровне губ. По команде взрослого дети делают глубокий вдох и дуют на листья, вытянув губы трубочкой. При этом взрослый следит за тем, чтобы дети не поднимали плеч на вдохе и не раздували щек на выдохе. Упражнение не стоит выполнять более 3-4 раз. Цель - развивать речевое дыхание.

Подвижная игра «Листопад»
Цель – закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад».

Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
Логопед: Дует легкий осенний ветерок: “У-у-у-у-у-у-у-у” (тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: “У-у-у-у-у-у-у-у!” (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: “АУ!” (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:
“А-о-и-у”. (Под музыку они кружатся с листочками в руках.)
Налетел ветер, и листочки стали опадать.
Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают их на коврик и приседают).
Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их на коврик и приседают).

Подвижная игра «Поймай листок»
Цель – развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Ход игры: Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху.

Подвижная игра «Птички в гнездышках»
В этой подвижной игре может быть задействовано столько детей, сколько позволяет площадь проведения игры.

Итак, дети сидят на корточках в кругах, начерченных на земле. Это и есть «гнездышки». По сигналу взрослого все «птички» вылетают, разлетаются в разные стороны, приседают, «разыскивая корм», снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу «Птички, в гнездышки!» малыши должны возвратиться на свои места. Важно, чтобы дети действовали по сигналу, улетали от «гнездышка» как можно дальше и возвращались бы
только в свое «гнездышко».

Подвижная игра «Гиси-лебеди»
На одной стороне площадки проводится черта, отделяющая «гусятник». По середине площадки ставится 4 скамейки, образующие дорогу шириной 2-3 метра. На другой стороне площадки ставится 2 скамейки - это «гора».

Все играющие находятся в «гусятнике» - «гуси». За горой очерчивается круг «логово», в котором размещаются 2 «волка».

По сигналу - «гуси - лебеди, в поле», «гуси» идут в «поле» и там гуляют. По сигналу «гуси - лебеди домой, волк за дальней горой», «гуси» бегут к скамейкам в «гусятник». Из-за «горы» выбегают «волки» и догоняют «гусей».

Выигрывают игроки, ни разу не пойманные

Подвижная игра «Белки-шишки-орехи»
Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто - орехом, кто -шишкой.

Водящий один, гнезда у него нет. Есть в этой игре еще и ведущий, который произносит слова: белки, шишки, орехи.

Если он сказал белки, то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим.

Если ведущий говорит: орехи, то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом.

Водящий и ведущий могут быть разными людьми, а может обе функции выполнять один человек. Ведущим может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.



Похожие публикации