Первый день адаптации в детском саду. «Первый день — он трудный самый». Адаптация детей к условиям детского сада. Его пугает окружение

А ваш малыш идет этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы ребенок как можно спокойнее принял перемены в своей жизни, ладил с воспитателями и другими детьми и каждое утро шел в садик с радостью и без капризов.
Но нередко родители ведут себя не совсем правильно и невольно мешают малышу адаптироваться к детскому саду. Как это происходит и как избежать самых распространенных ошибок, рассказывает детский и семейный психолог Екатерина Кес.

На протяжении многих лет моей психологической практики каждую осень ко мне обращаются родители, детям которых тяжело дается . В этой статье я хочу рассказать вам о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, отдавая ребенка в детский садик. Из-за этих ошибок у малыша, как правило, формируется негативное отношение к садику, страхи и тревоги, и адаптация затягивается на долгие месяцы. Об этих ошибках важно знать, чтобы их не совершать и не навредить своему малышу.

Ошибка № 1 - «Исчезновение мамы»

Когда мама приходит с ребенком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Дело в том, что у него еще не было опыта пребывания в саду без мамы. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике довольно бодро, а на второй и третий день уже идут с сопротивлением. Как мы знаем, внимание маленького ребенка легко привлечь чем-то новым и интересным. Поэтому малыш смело отходит от мамы и увлекается в группе новыми игрушками и детьми. Скорее всего, он уже слышал от мамы не раз, что мама его оставит в группе, но в его представлении, пока мама ждет его в коридоре. А может быть, он забыл, что мама собирается уходить.

И вот здесь происходит следующее. Мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что уходит. Теперь представьте себе, что чувствует маленький ребенок, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно, когда она придет и придет ли вообще. Это для ребенка все равно, что потеряться в огромном супермаркете. И даже если 10 самых добрых человек будут успокаивать малыша и предлагать ему сладости и игрушки, он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой. Даже если вы много раз рассказывали ребенку, что в садике он станется один, без мамы, никогда не уходите незаметно.

У ребенка возникает ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он может маму попросту потерять. И он буквально «прилепляется» к ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Во многих случаях садик просто приходится отложить как минимум на полгода, потому что ребенок впадает в истерику при малейшем упоминании о садике, не говоря уже о том, чтобы туда идти.


Ошибка № 2 - «Долгое пребывание»

Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой. Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Нужно смотреть по самочувствию ребенка и на свою материнскую интуицию.


Ошибка № 3 - «Неправильный режим дня»

Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму дня, которого нужно будет придерживаться, когда начнется детский сад. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано. Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым. Деток, которых родители заранее не перевели на детсадовский режим дня, сразу видно в группе по утрам в первые дни. Они трут сонные глазки, они плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг.

То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду. Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!


Ошибка № 4 - «Быстрые сборы»

Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т.д. Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.

Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели – сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад.

Что такое «Ритуал прощания»?

Ну что ж, мы разобрали с вами 4 распространенных ошибки, которые вы теперь точно не совершите! Уверена, вы сможете постепенно перевести вашего малыша на новый режим дня, в садик будете просыпаться и выходить заблаговременно, в группе будете оставлять ребенка постепенно и всегда будете сообщать ему о том, что уходите и прощаться правильно.

О других распространенных ошибках родителей и о том, как их избежать, вы узнаете из моих

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям к этой статье.

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс «Отношения с ребёнком без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро.

Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

Марина Чепурнова
Как помочь ребенку в период адаптации.

Проблема адаптации детей второго - третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные для этого возраста привычки, от которых он уже избавился, например, снова начинает сосать палец, грызть ногти. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей, в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых : родителей и воспитателей. Наша задача - сделать этот процесс менее болезненным. Для этого я стараюсь заранее посетить семью, чтобы ознакомиться с условиями быта и воспитания малыша и, если необходимо, внести соответствующие коррективы - в форме совета и убеждения родителей. Обращаю особое внимание на режим сна и питания и советую маме постепенно (не резко) приблизить его к тому режиму, который будет в детском саду. Рассказываю о температурном режиме в дошкольном учреждении, о том, как принято одевать малышей в помещении и на прогулке. Знакомлю родителей с методами закаливания, которые применяются в детском саду, и советую начать закаливать дома. Приглашаю родителей посетить дошкольное учреждение вместе с ребенком , чтобы посмотреть, в каких условиях он будет находиться, познакомить малыша с воспитателем и детьми, дать ему возможность ознакомиться с помещениями группы, показываю игрушки, место для прогулок, занятий и т. д. Привожу ребенка в группу , разрешаю ему поиграть с детьми, пока мама беседует с воспитателем, или погулять на детской площадке вместе с будущими друзьями.

Советую родителям рассказать малышу о детском саде, о том, что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми он будет играть в интересные игры, что в детском саду его научат рисовать, петь, слушать музыку. Нельзя запугивать ребенка : не будешь слушаться маму - отведу в детский сад. Примерно за неделю до первого посещения дошкольного учреждения следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие.

Рассказываю родителям что они должны приучать малыша к самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию. При играх с другими детьми полезно научить его делиться игрушками, ждать своей очереди покачаться на качелях или поездить на велосипеде. Совместные усилия родителей и работников детского сада облегчают адаптацию детей .

И все же, несмотря на подготовку, первый месяц пребывания в детском саду - трудное для ребенка время . Во-первых он скучает по маме, испытывает тоску по дому, даже страх. Во-вторых, детский сад для него -дополнительная : приходится рано вставать, не всегда удается заснуть днем, надо выполнять требование воспитателя, не все получается так хорошо, как у других детей. Иногда проблемой является непривычная еда и плохой аппетит. Никогда не следует кормить ребенка насильно . Иногда возникают трудности при посещении туалета. Например, дома малыш привык пользоваться горшком, а в детском саду - унитаз, да еще при этом присутствуют посторонние, тогда как некоторым детям с раннего возраста присуща стыдливость. В таких случаях одни начинают снова мочиться в штаны или кровать, а другие терпят изо всех сил и уже не в состоянии ни есть, ни играть. Воспитателю и его помощнику эти моменты очень важно учитывать, когда в группу поступают новые дети. В первый день маме трудно оставить малыша, особенно когда он плачет. Это естественно. Однако расставание не следует затягивать, т. к. ребенок видит , что мама расстроена, и начинает себя жалеть. Мама должно скрыть свое волнение, пообещать вернуться и, ободрив малыша, побыстрее уйти. Обычно ребенок отвлекается на новые впечатления и успокаивается. Тем не менее он, как правило, не в состоянии сразу выдержать пребывание в незнакомой обстановке в течении всего дня, поэтому в первую неделю (или две) необходимо брать ребенка раньше , постепенно увеличивая продолжительность его пребывания в детском саду.

Рассказываю родителям о том, что ребенок устает от новых для него условий и требований, большого коллектива детей и незнакомых взрослых. Поэтому дома он нуждается в тишине и спокойном, ласковом отношении. В период адаптации не надо ходить с ребенком в гости и принимать их у себя дома. Не рекомендуется посещение театра и других шумных мест. Желательно поменьше пользоваться телевизором, создать ребенку условия для дополнительного сна. Игры предпочтительны тихие, не возбуждающие. В период адаптации я стараюсь уделять как можно больше внимания индивидуальной работе с детьми для создания положительных эмоций : ласковому обращению, постоянному речевому общению, игре. Характер адаптации зависит от нескольких факторов :

1. возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни детей от

10-11 месяцев до полутора лет);

2. состояние здоровья и уровня развития ребенка ;

3. биологического и социального анамнеза (протекание беременности,

осложнения при родах; условия после рождения и т. п.)

Чтобы адаптация ребенка произошла быстрее я в своей работе делаю следующее :

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления

ребенка в детский сад .

3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационной

период , направленной на формирование эмоциональных контактов

«ребенок-взрослый » и «ребенок- ребенок » и обязательно включающей

игры и упражнения.

4. 1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

5. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Для этого я создаю атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация .

6. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад я стараюсь «одомашнить» группу. Зрительно уменьшаю помещение, делаю более уютным.

7. Мебель размещаю так, чтобы она образовала маленькие «комнатки» , в которых дети чувствуют себя комфортно. Приобретя в группу небольшой домик, где ребенок может побыть один , поиграть или отдохнуть. Желательно рядом с домиком разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка .

8. Необходимо создать в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность 2-х - 3-х - летних детей в движении. Психологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно - эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами на прикрепленном к стене листе бумаги. Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой, а в период адаптации оказывают и расслабляющее действие. В нашей группе такой уголок разместила в приемной. Для игр в нем используем небьющиеся формочки, сита, воронки, баночки. Дети любят купать в ванночки пупсиков, пускать кораблики, вылавливать сачком и крючком шарики, колечки.

9. Ласковое обращение с ребенком , периодическое пребывание его на руках взрослого дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться .

10. Чтобы облегчить душевное состояние «новеньких» , поднять им настроение, использую «пальчиковые игры» . Такие игры бодрят ребенка , веселят плачущего, даже успокаивают слишком расшалившегося, переключают внимание и расслабляют рассерженного ребенка . Не забываю создать условия для самостоятельной деятельности, предлагая малышам каталки, мячи, машины, модули. А если малыш не расположен в данный момент играть, читаю ему книжку, пою песенку, предлагаю спокойную игру рядом. Проходит немного времени, и я с удовлетворением вижу, что мои дети ведут себя уравновешенно, организованно, каждую минуту чем-то заняты, жизнерадостны. Чутки к шутке, юмору, не испытывают дискомфорта и все это благодаря тому, что их жизнь наполнена интересным и полезным содержанием. В период адаптации я временно сохраняю привычные для ребенка приемы воспитания , даже если они противоречат установленным в детском саду правилам.

11. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать

12. игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п. Ни в коем случае нельзя

13. насильно укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое

Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать

игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п. Ни в коем случае нельзя

насильно укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое

время отрицательного отношения к новой обстановке.

2. Работа с родителями.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий

родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным

особенностям ребенка в семье и детском саду.

Родители, отдавая ребенка в детский сад , испытывают тревогу за его

судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно

мамы, ребенок тоже тревожится .

Поэтому моя задача - успокоить прежде всего взрослых : приглашаю их

осмотреть групповые помещения, показываю кровать, игрушки, знакомлю

с режимом дня, вместе обсуждаем, как облегчить период адаптации .

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к моим

советам, принимать к сведению мои консультации, наблюдения и

пожелания.

Если ребенок видит хорошие , доброжелательные отношения между

своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в

новой обстановке.

Ъ. Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет.

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального

контакта, доверия детей к воспитателю.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на

помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий,

сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к

каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не

чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда

выступаю я сама. Игры выбираю с учетом игровых возможностей детей,

места проведения и т. д.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры,

которые можно проводить по несколько раз в день.

Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда

остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за моей

деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к

В значительной мере помогут адаптироваться игры , развивающие навыки

выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие

ответственность.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ПЕРВЫЙ БЛОК. ПОВЕДЕНИЕ. Вопросы родителям (ответы приводятся в скобках)

Преобладающее настроение вашего ребенка (бодрое; уравновешенное или раздраженное; неустойчивое; подавленное) . Характер засыпания (быстро, в течении Юмин., очень медленное, медленное) .

Некоторые мамы отмечают, что их ребенок не может уснуть без каких-либо дополнительных воздействий, например без соски, укачивания, колыбельной.

Характер сна (спокойный, неспокойный)

Определяется также, соответствует ли возрасту длительность сна. Аппетит вашего ребенка (хороший, избирательный, неустойчивый, плохой) .

Отношение ребенка к высаживанию на горшок (положительное, отрицательное) .

Навыки опрятности (просится на горшок, не просится, но бывает сухой, не просится, ходит мокрый).

Нежелательные для этого возраста привычки (сосет палец или пустышку, раскачивается, когда стоит или сидит) .

ВТОРОЙ БЛОК. ЛИЧНОСТЬ.

Проявление познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении.

Родители отвечают на вопросы :

«Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам , предметам дома и в новой, незнакомой обстановке? Интересуется ли действиями взрослых? Внимателен ли он при этом, активен ли, усидчив?» Инициативность в игровой деятельности (может или не может без посторонней помощи найти себе занятие ; может ли не может самостоятельно подготовиться к игре).

Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми . Инициативность во взаимоотношениях с детьми (вступает в контакт по собственной инициативе, не вступает в контакт) . Самостоятельность в игре (умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого, не умеет играть самостоятельно).

КТО В КУЛАЧКЕ?

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз , как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движение . Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.) Ну-ка, ну-ка, вылезай! Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

ИГРА С КИСТЯМИ РУК.

Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять

Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими - это «струи дождя» .

Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам,

изображая бинокль. Рисует пальцем - «кисточкой» кружки на щеках

ребенка , проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на

подбородке.

Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия,

воспитатель создает определенную последовательность звуков, например :

стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.

ДУТЬ ВО ЧТО-НИБУДЬ.

Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка . Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действие взрослого.

ЗАБАВА С УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМ СТЕКЛОМ.

Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое) . Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку . Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти - это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли : нет ли там насекомых и т. д. Игра развивает наблюдательность.

ВМЕСТЕ С МИШКОЙ.

Материал. Игрушечный медвежонок.

Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком ,

например : «Катя, тебе нравится пить из чашки?» , «Миша, нравится тебе

пить из чашки?» Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с

мишкой другие манипуляции.

Такие действия формируют у ребенка навыки сюжетной игры.

ИГРА С КУКЛОЙ.

Материал. Кукла.

Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку,

попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д.

ПЕРЕДАЙ КОЛОКОЛЬЧИК.

Материал. Колокольчик.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит : «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка , называя его по имени (или показывая рукой) .

ПОЗОВИ. Материал. Мяч.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть -покатать мяч друг другу. Затем говорит : «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позови» . Мальчик зовет : «Вова, иди играть» . После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка .

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

«ЗДРАВСТВУЙ!»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

«СЕМЬЯ»

Дети сжимают пальчики поочередно в кулачок - сначала на одной руке, затем - на другой.

Этот пальчик - дедушка. Этот пальчик - бабушка. Этот пальчик - папочка. Этот пальчик - мамочка.

Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья.

Поступление ребенка в детский сад — событие волнительное для всей семьи. Часто подготовка к этому важному этапу в жизни малыша сопровождается ухудшением самочувствия ребенка, обострением болезней, психологическими проблемами. В статье мы рассмотрим тонкости и детали адаптации к детскому саду.

Адаптация к условиям детского сада

Организм ребенка должен приспособиться к новым условиям. Оказавшись в новом окружении, малыш испытывает огромное психическое напряжение, что выражается посредством плача, негативными эмоциями, чувством страха. Кроха боится незнакомой обстановки, ему кажется, что родители не придут за ним в конце дня. Поэтому зачастую не отходят от родителей, нередко бьют их и устраивают истерику.

Виды адаптации

Продолжительность адаптационного процесса во многом зависит от личных индивидуальных качеств детей. Но, в основном, период приспособления длится от 2 до 4 недель в зависимости от возраста ребенка. Полную адаптацию можно констатировать уже через два месяца. В тяжелых случаях этот период может продлиться до шести месяцев.

Специалисты подразделяют несколько видов привыкания к незнакомым условиям в детсаду:

  • Активная адаптация . Малыш испытывает нервное напряжение с первого посещения, ему сложно расстаться с родителями. Это продолжается в течение двух недель, привыкание происходит постепенно;
  • Пассивное привыкание. Ребенок ведет себя нормально, негативных проявлений нет. Но по возвращению домой у него начинаются капризы и беспокойство. Может нарушиться сон, появляются запоры;
  • Отложенная адаптация. В первые дни кроха спокойно посещает садик, но примерно через 2-3 недели у него начинаются истерики и отказ от посещения детсада. После чего малыш проходит обычный адаптационный этап;
  • Проваленная адаптация. Нервная система и психика малыша не могут справиться с адаптационной нагрузкой. Он не может привыкнуть к сверстникам, к непривычной обстановке. Если процесс продолжается до двух месяцев, можно считать, что ребенок не готов к посещению сада, либо не подходят условия данного детсада или группы.

Возраст имеет значение

Нередко родители отдают кроху в сад слишком рано для того, чтобы вернуться на работу. Но не всегда дети готовы к посещению садика и взаимодействию со сверстниками.

Важно! Каждый малыш является яркой индивидуальностью, но оптимальным возрастом для посещения детского сада является возраст трех лет.

Это объясняется тем, что до трехлетнего периода ребенок психологически тесно связан с матерью, а к трем годам он проходит кризисный этап взросления, становится более самостоятельным и привыкание к новым условиям проходит легче.

От одного до трех лет происходит сложный процесс по формированию отношений между ребенком и родителями, особенно с матерью. Поэтому на данном этапе отрывать малыша от нее будет ошибкой. Это может спровоцировать у крохи нервное напряжение и подорвет базовое доверительное отношение к миру.

Трехлетний малыш уже умеет самостоятельно пользоваться столовыми приборами, пытается одеться без посторонней помощи. Эти навыки значительно облегчают адаптационный процесс.

Три этапа привыкания к детскому саду

Адаптация к новым условиям в саду у разных малышей происходит по-разному. Но следует выделить три основных этапа привыкания:

  • Легкая степень адаптации. Большинство детишек легко адаптируются к незнакомым условиям: сразу начинают общаться с ровесниками, откликаются на замечания воспитателя. Ежедневное посещение садика не сопровождается капризами и плачем. Наоборот, малыш сам просит, чтобы его отвели в детсад. Легкая адаптация сопровождается благоприятным самочувствием ребенка и может продлиться до месяца;
  • Средняя степень. В таких случаях малыш испытывает некоторое беспокойство, но вскоре вступает в общение с окружающими и напряжение исчезает. Такие дети иногда могут нарушать дисциплину, чтобы привлечь к себе внимание. У малышей наблюдаются респираторные заболевания, что связано с общим стрессовым состоянием. Средняя адаптация может продлиться до полутора месяцев;
  • Тяжелая степень. В сложных ситуациях приспособления у малышей могут наблюдаться тяжелые простудные заболевания и нервные срывы. Поведение таких детей характеризуется пугливостью и беспокойством. Дети не реагируют на предложения об общении, не смотрят на игрушки, не хотят разговаривать с воспитателем. Расставание с мамой сопровождается продолжительными истериками. При длительном течении такой ситуации родители должны обратиться к специалистам для определения психологической готовности ребенка.

Первый день в детском коллективе

От того, как сложится первое посещение, во многом зависит, как будет ребенок адаптироваться в новых условиях. Поэтому очень важно правильно организовать этот день.

Характер малыша, конечно, играет важную роль в процессе привыкания к садику. Коммуникабельным детям легче освоиться в новом коллективе. А замкнутый ребенок при расставании с мамой может испытать стресс. Важно помнить, что у ребенка натура исследователя, и попав в новые условия, ему интересно будет делать для себя новые открытия. Задача родителей — помочь ему в этом.

В первый день можно прийти с малышом. Пока кроха будет завтракать, мама может ознакомиться с меню. Побыв в группе примерно час-два, можно с малышом вернуться домой. По дороге лучше поспрашивать кроху о его впечатлениях, присоединиться к его положительным отзывам.

Первые пять дней в садике

  • Первый день прошел удачно;
  • На второй день пребывание можно продлить до четверти полного дня. Пусть ребенок спокойно играет с детьми, а вы будьте рядом, на виду. Так малыш станет заниматься самостоятельно, но одновременно в нем будет присутствовать уверенность в том, что он не один. Теперь можно договориться с ним, что вы уходите на часок и скоро вернетесь. По возвращении можете забрать малыша домой. Не следует удаляться из садика, не предупредив ребенка, так вы можете подорвать его доверие к вам;
  • На третий день побудьте с малышом примерно два часа. Затем, объясните ему, что вы должны уйти на работу, но в конце дня обязательно за ним вернетесь;
  • На четвертый день можно также побыть два часа, и когда Вы поймете, что ребенок уверен в себе и спокоен, нужно объяснить ему причину своего ухода и дать обещание вернуться к концу дня;
  • На пятый день вы можете привести кроху в группу и, удостоверившись, что ему комфортно среди сверстников, обнять и пообещать, что заберете его в конце дня. Так малыш останется в группе на весь день.

Подобная постепенная схема привыкания часто дает положительные результаты.

Каких ошибок следует избегать

При первых посещениях детсада специалисты рекомендуют придерживаться некоторых правил:

  • Утренние сборы в садик не должны происходить второпях. Для этого лучше встать пораньше, чтобы успеть собраться, не давя на малыша, у которого из-за спешки может испортиться настроение;
  • Пусть ребенок возьмет с собой в садик любимую игрушку. Договоритесь с воспитателем, если это не разрешается в данном садике. Игрушка может помочь малышу в напряженной ситуации;
  • Если кроха нашел увлекательное занятие, не следует оставлять его и убегать, пока он вас не заметил. В последующие дни малыш не отпустит вас и устроит истерики при расставании;
  • Нередко бывает, что в первые дни малышу интересно в группе, а через несколько дней он начинает плакать, не желая оставаться в садике. Объяснение заключается в том, что исследовательская деятельность крохи завершилась. Родителям следует в такие дни забирать дитя пораньше;
  • При расставании на утреннем приеме, поцеловав ребенка, уходите сразу. Не нужно растягивать прощание. Детям свойственно отвлекаться на интересные предметы или события. В этом родителям и деткам помогут воспитатели, увлекая малыша познавательной игрой;
  • Родители должны сдерживать обещания. Если вы не можете прийти за малышом вовремя, предупредите его об этом заранее. Позвоните в садик, попросите передать трубку ребенку, объясните, что задерживаетесь на работе;
  • Нередко мамы сами не могут сдержать своих чувств при утреннем расставании. В таких случаях, ребенок, глядя на заплаканное лицо матери, думает, что детсад — не очень хорошее место для пребывания. Умейте сдерживать чувства;
  • Внешний вид крохи в конце дня подскажет о том, как прошел день. Если глаза заплаканные, придется поговорить с воспитателем, выяснить, как можно исправить ситуацию. Если руки в краске или пластилине, значит, все хорошо, малыш был занят полезной познавательной деятельностью, нет поводов для беспокойства.

Галина Максименко
«Первый день - он трудный самый». Адаптация детей к условиям детского сада

Вот и собраны последние документы. Пришла пора идти в детский сад . Для родителей- это шаг в неизвестность : как примут ребенка, понравится ли ему в саду, как долго продлится адаптация ? Вас, товарищи родители, мы прекрасно понимаем. Ведь вы отдаете свое любимое чадо в руки незнакомым людям. Но и для нас не менее важно, чтобы ваши дети шли с удовольствием в детский сад . Ведь ваши, а теперь,уже и наши дети проводят в саду большую часть времени, чем дома. Для нас очень отрадно, когда детки идут к нам с большим удовольствием, а порой не хотят уходит домой. Это означает только одно- мы движемся в правильном направлении.

У каждого ребенка есть свой адаптационный период . У одних он проходит незаметно, у других этот период протекает длительно и болезненно.

Конечно, лучшее время для поступления в детский садик – теплое время года. В этот период адаптация протекает более спокойнее. В первую неделю ребенок находится в детском учреждении не более 2-3 часов. В эти первые дни пребывания деток в саду, мы даем вам такую возможность побыть с ними вместе, поиграть. Старайтесь больше разговаривать с детками, настраивать на положительные эмоции от посещения дет. сада . Детки должны чувствовать, что они нужны. А в дальнейшем – не затягивайте процесс прощания по утрам. Не травмируйте своих детей !

Необходимо заметить, что каждый ребенок индивидуален, поэтому и процесс адаптации проходит у каждого по-разному.

Малыши, которые сидят дома, и мало общаются с другими детьми, обитают в неком ореоле одних и тех же микроорганизмов. У каждого карапуза свои определенные бактерии, которые он получает исключительно в своей семье. Как только ребенок идет в садик, происходит тесное общение между детьми и как следствие происходит обмен микроорганизмами. У другого малыша бактерии свои, другие. Организм ребенка воспринимает «чужие» микроорганизмы как потенциальную угрозу и у него формируется заболевание. У малыша, который был источником этих «чужих» микроорганизмов заболевание не наступает, так как эти микроорганизмы его, и он постоянно с ними контактирует. Вот и меняются крохи в садике своими микробами, пока всеми ими не переболеют.

Особенно такая картина характерна для деток, которые ходят в садик в течение первых нескольких недель . У малышей в это время снижен иммунитет. Нахождение ребенка без мамы - это стрессовая ситуация, а стресс пагубно влияет на работу всех систем, особенно на иммунную.

Существует 3 степени адаптации :

1. Легкая степень адаптации - При этой степени изменения в поведении ребенка происходят в течение 20-30 дней. Аппетит не изменяется, или незначительно снижается, но постепенно, в течение недели приходит к норме. При этом объем суточной нормы пищи соответствует возрасту. Домашний сон не нарушен,а в условиях садика восстанавливается в течение недели. Речевая активность ребенка, его эмоциональное состояние, и общение с детьми обычно нормализуется в течение 15 – 20 дней, но чаще всего раньше. Отношение с взрослыми не нарушено,малыш активен и находится в постоянном движении. Заболевания в этот период возникают редко, и если возникают, то протекают в легкой степени, отсутствует затяжное течение, нет рецидивов и осложнений. Легкая степень адаптации характерна для здоровых деток. Это детки, которые родились здоровыми, практически не болели впервые годы жизни , были выполнены все прививки по календарю. Также таких детей постоянно закаливали родители, они кушают практически все.

2. Средняя степень адаптации - Такая степень тяжести характерна для деток, которые имеют какие-либо отклонения в состоянии здоровья. Например, если были осложнения в родах – асфиксия, или если малыш родился недоношенным, или часто болел впервые годы жизни . При средней степени тяжести адаптационных процессов нарушения более ярко выражены и более продолжительны. Нормализация сна и аппетита в саду и дома происходит не раньше чем через 20 – 30 дней. Малыши пока не могут настроить контакт с другими детьми сразу, обычно для этого необходимо время, примерно 20 дней. В течение этого времени пребывания ребенка в группе его эмоциональное состояние не стабильно. Также для этой степени тяжести характерна задержка в двигательной активности, и восстановление происходит лишь через месяц после посещения дошкольного учреждения. Заболеваемость наиболее выражена в первые месяцы , при этом возможны осложнения.

3. Тяжелая степень адаптации - Тяжелая степень характеризуется длительностью от двух месяцев до полугода, в некоторых случаях даже больше. Кроме того, все проявления ярко выражены, детки заболевают очень быстро в течение первой недели , и заболевание повторяется 4 – 8 и более раз в течение года. Снижение интенсивности заболеваний происходит только на втором году пребывания в детском садике . Только со второго года детки начинают регулярно посещать детский садик . У других малышей неадекватное поведение сохраняется более длительно, и граничит с невротическими состояниями. Карапуз отстает в речевом и игровом развитии на пару кварталов. Больше всего такая адаптация характерна для детей с пороками развития , болеющих тяжелыми хроническими заболеваниями. Такая адаптация возможна и у аллергиков. Кроме биологических факторов, которые влияют на развитие малыша, свое воздействие оказывает и социальная среда.

В первые дни посещения дошкольного учреждения мы предлагаем. уважаемые родители, заполнить анкеты. Они направлены на то, чтобы лучше узнать вашего ребенка, быстрее найти к нему подход и тем самым облегчить адаптации .

Для ребенка первые дни пребывания в детском саду , конечно, стресс : вокруг незнакомые лица, чужая обстановка, совершенно отличные от домашних- правила поведения (требования) .Для того, чтобы адаптация прошла для ребенка не так болезненно, мы стараемся отвлечь детей , заинтересовать простыми играми. Эти игры направлены в основном на то, чтобы вызвать у детей хорошее настроение , а уже потом, чтобы чему-то научить их.

Мы предлагаем вам, уважаемые родители, несколько простых игр для облегчения адаптации . Это, конечно, маленькая толика тех адаптационных игр , которые мы играем с ребятами. Сегодня мы предлагаем вам игры, которые вы можете опробовать на себе. Представьте, что вы маленькие дети, попавшие в непривычную для себя среду.

1. Игра в прятки

Начиная с младенчества и заканчивая младшим школьным возрастом, дети склонны играть в прятки. Эта техника способствует формированию чувства близости и эмоционального равновесия.

Игра может начинаться спонтанно. Если ребенок спрятался за стул, педагог может сказать : «Ой, я тебя не вижу! Где же ты?» эти слова послужат сигналом для начала игры.

2. Разрывание бумаги

Предлагаемый прием доставляет детям много положительных эмоций, дает выход энергии, раскрепощает.

Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы, либо другую ненужную бумагу. Вначале нужно объяснить правила, что можно рвать только эту бумагу, и потом необходимо все за собой убрать.

Затем педагог начинает разрывать газеты и бумагу, показывая детям, как лучше это делать. Дети присоединяются, и все вместе бросают бумагу в центр комнаты. Когда куча становится большой, все энергично начинают подбрасывать бумагу в воздух, она разлетается по всему помещению, и дети приходят в неописуемый восторг. Данную технику можно использовать в рамках различных сюжетов : «Снегопад» , «Листопад» , «Праздничный салют» и др.

3.«Игры с ручками» , игры с пальчиками

Пальчиковые игры помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе. Данные игры помогают развивать эмоциональную сферу ребенка, развивают мелкую моторику, речь детей .

Так же можно использовать : потешки для новичков и уговорушки, игры на самопознание. Это такие игры как : «Сорока- белобока» , «Сидит белка на тележке…» , «Пальчик- пальчик, где ты был» , «Ладушки-ладушки» и другие.

4.«Мыльные пузыри»

Сверкающие, переливающиеся мыльные пузыри – любимое развлечение для детей любого возраста . Все дети обожают пускать мыльные пузыри! Все что для этого нужно- так это открыть баночку с мыльным раствором и выдуть пузырь! И вы сразу увидите, какое счастье засверкает в глазах вашего ребенка!

5.«Солнечные зайчики»

Для игры нам будет нужно только маленькое зеркальце.

В яркий солнечный день с помощью зеркальца наведите на стену световое пятно (солнечного зайчика) . Медленно передвигайте “зайчика”, чтобы малыш мог до него дотронуться :

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Ты поймай их пальчиком -

Пусть придут к тебе!



Похожие публикации