Кто такая анна каренина. Биография карениной анны. Главные герои романа и анализ концовки

137 лет назад Лев Толстой дописал «Анну Каренину» — роман, ставший классикой мировой литературы, но за который в конце XIX века на автора «взъелись» и критики, и читатели.

17 апреля 1877 года Лев Толстой закончил работу над романом «Анна Каренина». Прототипами многих персонажей стали реальные люди — часть портретов и характеров классик «рисовал» с окружающих его друзей, родственников и просто знакомых, а героя по имени Константин Левин нередко называют альтер-эго самого автора. АиФ.ru рассказывает, о чем повествует великий роман Толстого и почему «Анна Каренина» превратилась в «зеркало» своей эпохи.

Два брака

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», — эта фраза открывает первый том «Анны Карениной» и задает настроение всему роману. На протяжении восьми частей автор описывает радости и тяготы отдельно взятых семей: супружеские измены, свадьбы и рождение детей, ссоры и переживания.

В основе произведения две сюжетные линии: а) отношения замужней Анны Карениной и молодого и страстно влюбленного в нее Алексея Вронского; б) семейная жизнь помещика Константина Левина и Кити Щербацкой. Причем на фоне первой пары, переживающей страсть и ревность, у второй — настоящая идиллия. Кстати, в одном из ранних вариантов роман назывался «Два брака».

На чужом несчастье

Жизни Анны Карениной, казалось бы, можно только позавидовать — женщина из высшего общества, она замужем за знатным чиновником и растит с ним сына. Но все ее существование переворачивает случайная встреча на вокзале. Выходя из вагона, она обменивается взглядом с молодым графом и офицером Вронским. Вскоре пара снова сталкивается — теперь уже на балу. Даже влюбленная во Вронского Кити Щербацкая замечает, что его тянет к Карениной, а та, в свою очередь, испытывает интерес к новоявленному поклоннику.

Но Анне нужно возвращаться в родной Петербург — к мужу и сыну. Настойчивый и упрямый Вронский следует за ней — нисколько не смущаясь ее статуса, он начинает ухаживать за дамой. В течение года герои встречаются на балах и светских раутах, пока не становятся любовниками. За развитием их отношений наблюдает все высшее общество — в том числе и Алексей Каренин, супруг Анны.

Несмотря на то, что героиня ждет ребенка от Вронского, муж не дает ей развода. При родах Анна чуть не умирает, однако уже через месяц после выздоровления уезжает за границу — вместе с Вронским и их маленькой дочкой. Сына же она оставляет на попечении отца.

Но жизнь с любовником не приносит ей счастья. Анна начинает ревновать Вронского, а тот, хоть и любит, но тяготится ею и тоскует. Возвращение в Петербург ничего не меняет — тем более что бывшие друзья избегают их общества. Тогда герои едут сначала в деревню, а потом в Москву — правда, их отношения от этого не становятся крепче. После особенно сильной ссоры Вронский уезжает, чтобы навестить мать. Каренина следует за ним и на вокзале к ней приходит решение, как можно разрешить эту ситуацию и «развязать» всем руки. Она бросается под поезд.

Вронский тяжело переживает утрату и уезжает добровольцем на войну. Их маленькую дочь берет на воспитание Алексей Каренин.

Второй шанс Левина

Параллельно Толстой разворачивает еще одну сюжетную линию: описывает историю Кити Щербацкой и Константина Левина. 34-летний помещик был влюблен в 18-летнюю Кити и даже решился сделать ей предложение, но она тогда была увлечена Вронским и отказала. Вскоре офицер уехал за Анной, и Щербацкая осталась «у разбитого корыта». На нервной почве девушка заболела, а Левин укатил обратно — в деревню, управлять своим именьем и работать вместе с крестьянскими мужиками.


Однако Толстой дал своим героям второй шанс: на званом обеде пара снова встретилась. Кити понимает, что она любит Левина, а тот осознает, что его чувства к девушке вовсе не угасли. Герой во второй раз предлагает Щербацкой руку и сердце — и в этот раз она отвечает согласием. Сразу после венчания пара уезжает в деревню. Несмотря на то, что поначалу совместная жизнь дается им нелегко, они счастливы — Кити поддерживает мужа, когда у того умер брат, и рожает Левину ребенка. Именно так, по мнению Толстого, и должна выглядеть семья, а между супругами непременно должна быть духовная близость.

Зеркало эпохи

Как писал Сергей Толстой, сын классика, «От реалистического романа, каков "Анна Каренина", требуется прежде всего правдивость; поэтому для него материалом послужили не только крупные, но и мелкие факты, взятые из действительной жизни». Но что могло натолкнуть автора на такой сюжет?

В XIX веке развод был редким явлением. Общество сурово осуждало и презирало женщин, которые осмеливались оставить семью ради другого мужчины. Однако прецеденты случались — в том числе и в семействе Толстого. Например, его дальний родственник Алексей Толстой женился на Софье Бахметевой — когда пара познакомилась, Бахметева уже состояла в браке с другим и имела дочь. В какой-то мере, Анна Каренина — собирательный образ. Некоторые черты ее внешности напоминают Марию Гартунг — дочь Пушкина, а характер героини и ситуацию, в которой она оказалась, автор «соткал» из нескольких разных историй. Эффектный финал тоже был взят из жизни — под поездом погибла сожительница соседа Толстого по Ясной Поляне — Анна Пирогова. Она очень ревновала своего возлюбленного, а как-то поссорилась с ним и уехала в Тулу. Через три дня женщина передала через ямщика письмо своему сожителю, а сама бросилась под колеса.

Тем не менее критиков возмутил роман Толстого. Анну Каренину называли безнравственной и аморальной — то есть «в реальности» читатели к ней относились точно так же, как и светские персонажи в книге. Ряд нападок вызвало и описание автором сцены близости между его героиней и Вронским. Михаил Салтыков-Щедрин отозвался об «Анне Карениной» как о «коровьем романе», где Вронский — «влюбленный бык», а Николай Некрасов написал эпиграмму:

Анна Каренина - роман великого русского писателя Льва Толстого, был написан в конце 19 века. Тема романа – трагедия любви замужней женщины к молодому офицеру.

Семья Облонских на гране разрыва из-за постоянных измен мужа. Долли окончательно решилась не прощать мужа, но Стива надеется, что приезд из Петербурга его сестры Анны поможет исправить ситуацию. На балу Анна Каренина совершенно покоряет блестящего молодого офицера Алексея Вронского.

Они познакомились случайно на вокзале – Вронский встречал свою мать, ехавшую в одном купе с Анной из Петербурга. Знакомство было омрачено трагическим случаем – один из рабочих попал под поезд. Желая проявить себя с лучшей стороны перед понравившейся ему Анной, Вронский принимает участие в семье пострадавшего.

Анна покорена почти не скрываемым обожанием молодого графа и понимая, что и в ней нарастает ответное чувство, совершенно недопустимое для замужней женщины, поспешно уезжает в Петербург. Свою миссию по примирению распадающейся семьи она выполнила. Долли решила смириться со своей участью. Тем более, что внимание ее семьи сосредоточено на младшей сестре Кити.

Девушка влюблена в Алексея Вронского, который буквально преследовал ее последнее время и давал твердый повод, что предложит ей свою руку. Она отказывает Константину Левину, уже давно любящему ее. Подлинное и глубокое чувство Левина вытеснено ухаживаниями салонного красавца, который для забавы и собственного эгоизма решил влюбить в себя молодую девушку.

Сердцем любящего человека Кити раньше всех заметила разгорающуюся страсть между Анной Карениной и Вронским. Она ранена в самое сердце и заболевает из-за пренебрежения графа. Родители поспешно увозят Кити за границу. Вронский отправляется следом за Анной в Петербург.

Анну встречает муж Алексей Каренин. Он намного старше жены. По характеру он абсолютная противоположность живой, эмоциональной жене. Чопорный, педантичный, совершенно лишенный эмоций государственный сановник, смотрящий на собеседника свысока. Анна трепещет перед мужем почти так же как их маленький сын Сережа. Это чувство страха перед человеком, которого она должна любить и уважать, вызывает у нее чувство презрения и, даже отвращения к мужу.

Вронский постоянно ищет встречи с Анной в салонах, театрах. Светская львица Бетси Тверская принимает живое участие в зарождающемся романе и всячески способствует встречам Анны и Вронского. Вездесущий свет сплетничает и слухи о недостойном поведении жены доходят до Каренина. Он требует объяснений от жены, но Анна все отрицает. Вскоре Вронский и Анна становятся любовниками. Левин, получив отказ Кити, уезжает в свое имение и решает заняться реформами.

Приехавший в гости Стива Облонский уговаривает его быть более настойчивым в отношениях с Кити. Связь между Вронским и Анной вызывает скандал в обществе. Откровенное поведение Анны во время падения Вронского на скачках равносильно признанию ее неверности мужу перед всеми. Каренин отказывается давать развод и требует от Анны соблюдения внешних приличий. Семья Щербацких возвращается из-за границы.

Долли, желая помирить Левина и Кити, приглашает сестру на лето погостить у нее. Их имения расположены по соседству и знакомство возобновляется. Кити начинает понимать глубину и цельность характера Левина. Она понимает, что это именно тот человек, которого ей послали небеса для счастья. Анна узнает, что беременна. Это известие застает Вронского врасплох. Он не готов бросить службу и привычный образ жизни.

Каренин по-прежнему отказывает в разводе и уезжает в Москву, забрав сына. Тяжелые роды, едва не закончившиеся смертью Анны, примиряют соперников. Вронский под впечатлением от благородства Каренина, стреляется, но неудачно. После выздоровления Анны, Вронский уходит со службы и, забрав ее и новорожденную дочь, уезжает в Италию.

Левин женится на Кити и увозит ее в деревню. Они пытаются лучше узнать друг друга и начать новую жизнь. Вскоре Кити счастлива узнать, что у нее будет ребенок. Анна очень скучает по сыну и настаивает на возвращение в Россию. После приезда в Петербург она пытается выезжать в свет, но, услышав оскорбительные реплики в свой адрес, обвиняет в своем положении падшей женщины Вронского и устраивает ему сцену.

Они уезжают в подмосковное имение. Навестившая их Долли понимает, что Анна совершенно несчастна. Ее не интересует дочь. Она пребывает в нервном состоянии. Постоянно ревнует Вронского и устраивает ему сцены. В одну из его отлучек она начинает принимать морфий, чем провоцирует очередной скандал.

Находясь в возбужденном состоянии, она отправляется на ближайшую железнодорожную станцию и бросается под поезд. Вронский переживает сильнейшее нервное потрясение и утрачивает интерес к жизни. Вскоре он покидает Россию. Маленькую дочь Анны и Вронского забирает Каренин.

Краткое содержание Анна Каренина

Часть первая

Конец зимы 1873 года. Все смешалось в московском доме Облонских. Все ждали приезда сестры хозяина – Анны Аркадьевны Карениной . Сам хозяин, Степан Аркадьевич Облонский, так некстати был уличён женой в измене. Тридцатичетырехлетний Стива, как его звали в свете, уже давно не был влюблен в свою жену, Дарью Александровну, которая была всего на год моложе него. Она была матерью его пяти живых и двух умерших детей, а он состоял в связи с французской гувернанткой, служившей в их доме. Стива был красив, влюбчив, добр и беспечен. Он раскаивался лишь в том, что не сумел должным образом скрыть это известие от жены. Теперь оставалась одна надежда – его сестра. Анна Каренина ехала к брату из Петербурга, чтобы помирить их и отговорить бедняжку Долли (Дарью Александровну) от развода.

По натуре Стива был дружелюбным и снисходительным человеком. А природное обаяние позволяло ему пользоваться расположением окружающих. К своему делу он относился равнодушно, но с чувством долга. Стива был начальником в одной из московских присутствий. Все подчиненные, друзья и коллеги хорошо к нему относились. Даже долги и семейные проблемы не могли заставить его отказаться от обеда с другом. На этот раз он обедал с приехавшим из деревни другом детства – Константином Дмитриевичем Левиным , который приехал, чтобы сделать предложение восемнадцатилетней Кити Щербаковой , княжне и свояченице Облонских. Левин давно влюблен в эту девушку, но подозревает, что она не выберет обыкновенного помещика, который к тому же, без особых дарований. Его подозрения подтверждает Облонский, который говорит, что у Кити появился новый ухажер, представитель петербургской «золотой молодежи» - граф Алексей Кириллович Вронский .

Левин отправляется объясняться в любви Кити, которая догадывается о его чувствах и не имеет ничего против его компании. Она чувствует себя с ним расковано, легко и свободно. С Вронским все наоборот: она ведет себя сковано и чувствует непонятную неловкость. Однако ей трудно разобраться с собственными чувствами, и она не знает, кого предпочесть. Мечтая о счастливом будущем с графом из Петербурга, Кити отказывает Левину. Девушка и не подозревает, что Вронский не намеревается на ней жениться. Сам граф в это время отправился встречать на вокзале мать, приехавшую из Петербурга. Там он знакомится с Анной Аркадьевной Карениной, которая ехала в одном вагоне с его матерью. Молодой человек, очарованный выразительным обликом Карениной, влюбляется в неё. В это время на вокзале происходит трагедия: под колесами поезда погибает пьяный вокзальный сторож. Анне это кажется дурным знаком.

По приезду Стива просит Анну помирить их с Долли. После долгих уговоров, Анне все же удается переубедить Долли. Та временно прощает мужа и в доме воцаряется хрупкий мир. К Облонским в гости приезжает Кити. Девушка восхищена красотой и грациозностью Анны. Вечером Анна с Облонскими и Щербицкими едет на бал. Кити ждет многого от этого бала. Она втайне надеется, что Вронский объяснится с нею. Однако он танцует с ней всего один вальс, а все остальное время проводит рядом с Анной. Зачарованные они разговаривают, неспособные оторваться друг от друга. Это не скрылось от глаз Кити. Девушка расстроена и отказывается танцевать с другими кавалерами. Анна же, наоборот, упивается своим успехом. Уходя, она говорит, что завтра возвращается в Петербург.

На следующий день на вокзале она встречает Вронского, который последовал за ней. Он также поехал в Петербург. Когда на перроне Анну встречает муж, она подсознательно чувствует, что он ей неприятен. Муж Карениной, Алексей Александрович , гораздо старше нее и занимает внушительный пост в министерстве. В отличие он импульсивной и темпераментной Анны, Алексей Александрович не любит распространяться о своих чувствах и ведет довольно упорядоченную жизнь. У них растет восьмилетний сын Сережа. Он очень рад приезду матери, а отца немного сторонится. У Карениных весь день расписан по минутам. Вронский, увидев встречу Анны с мужем понимает, что она «не любит и не может любить его», а сам решает жить мыслями о ней. Он начинает вести светскую жизнь и посещать только те дома, где может случайно встретить Анну. Тем временем, Кити в отчаянии заболевает, а Левин, расстроенный после неудачного сватовства, возвращается к себе в деревню.

Часть вторая

В доме Щербацких врачебный консилиум. У Кити подозревают развитие туберкулеза на почве нервного срыва. Домашним известно, что это из-за Вронского и обманутых надежд. Девушка решается на время уехать за границу на лечение. Константин Левин, вернувшись в деревню, встречается с братом Николаем, который вечно пьет, путается с грязными женщинами и живет в дешевых номерах. Он искренне сочувствует брату, несмотря на все неудобства, что тот доставляет ему. После этой встречи, Левин ещё больше уходит в себя и решает посвящать все время работе в родовом поместье. Анна и Вронский начинают часто видеться у кузины Вронского – Бетси Тверской. Многие уже догадываются об их взаимной симпатии, а Бетси сама устраивает им свидания.

Анна никогда до этого не было влюблена, а к собственному мужу испытывала только уважение. Вронский всячески пытается добиться ее расположения и ему это постепенно удается. Даже любовь к восьмилетнему сыну Сереже не спасает Анну. Вронский искренне влюблен в нее, но его страсть еще более усиливается от того, что роман со светской дамой делает его положение еще более блестящим. В то время как его внутренняя жизнь наполнена лишь чувством к Анне, внешне он ведет обычную жизнь гвардейского офицера: ходит на балы, участвует в скачках, встречается с друзьями и просто весело проводит время. Отношения Анны и Вронского быстро бросаются в глаза в обществе, так как отличаются от обычного флирта сильной страстью. Алексей Александрович также замечает отношения общества к роману жены и выказывает свое недовольство. Однако все попытки Каренина удержать жену от опрометчивых поступков, а также старания Анны образумиться, оказываются тщетны.

К Левину приезжает Стива Облонский. Он ничего не рассказывает другу о Кити и сложившейся ситуации. Во время охоты Левин все же интересуется состоянием девушки и планами Щербацких. Стива обвиняет его в отсутствии настойчивости и в трусости. Он говорит, что не нужно было так быстро сдаваться, а следовало бороться за руку Кити. В Петербурге все больше судачат о романе Карениной с Вронским. Эти слухи доходят до графини Вронской, которая, как полагается, не одобряет поведения сына. Ее не устраивает частое пребывание сына в Петербурге, так как это отрицательно сказывается на его карьере. Вронский же замечает, что их отношениям с Анной очень мешает ее сын Сережа, и просит ее оставить ради него и мужа, и сына. Анна отговаривается тем, что муж никогда не даст ей развода, да и на роль любовницы она не согласна. Сама она устала жить во лжи, но не перестает обманывать мужа. Даже то, что она ждет ребенка от Вронского, не придает ей должной решимости.

Неожиданное событие произошло во время скачек, на которых собрался весь высший свет. Анна там тоже была и не сводила глаз с любимого. Из-за неверного движения Вронского лошадь под ним упала и сломала хребет. Не зная, насколько серьезно падение, Анна подбежала к нему, чем выдала свое неприкрытое отчаяние. Каренин был вынужден немедленно увезти ее. Такое поведение жены чрезвычайно огорчило его. Он всерьез задумался над тем, какой следующий шаг предпринять: дуэль с Вронским, развод или оставить все без изменений. В результате он принял решение оставить все как есть, и заставить Анну и далее соблюдать видимую идиллию семейной жизни. Тем самым он хотел наказать жену. Анну это решение сильно расстроило. Она ещё больше возненавидела мужа и назвала его бездушной машиной. Она поняла, что загнана в угол и теперь даже не сможет променять свое нынешнее положение на положение любовницы, заслуживающее всеобщего презрения.

Часть третья

В деревне Левин полностью посвящает себя сельскому хозяйству. Он ищет смысл жизни вне брака и пытается разработать систему лучшей обработки земли. Таким образом, он всю энергию расходует на сельскохозяйственную работу. В это время к нему приезжает кабинетный реформатор и единоутробный брат Сергей Иванович Кознышев. Они подолгу беседуют. Тот замечает, что Левин легко справляется с хозяйством и наравне с крестьянами работает на земле. Левин сам понимает, что работает так много, чтобы не думать о Кити, в которую все еще влюблен, а также, чтобы не думать о смерти, так как его брат, Николай, безнадежно болен туберкулезом. По соседству с Левиным находится деревня Облонских Ергушово, куда приезжает Долли. Увидев, насколько не обустроен там быт, она быстро приходит в отчаяние. Левин приходит на помощь и помогает ей со всеми возникшими хозяйственными вопросами. В благодарность Долли хочет помирить их с Кити.

Каренин в это время размышляет над сложившейся ситуацией. Сам себя он уверяет, что не он первый, не он последний обманутый муж. Он решает не затевать судебных тяжб, не махать кулаками, а просто продолжать жить, как жил. Он даже не хочет раздельного проживания. Просто отныне он перестанет уважать Анну. В то же время он уверяет себя, что роман жены скоро закончится, и их добрые отношения восстановятся. С такими мыслями он пишет письмо Анне, в котором выражает свое решение оставить все по-прежнему, хотя бы ради Сережи, и обещает прежнюю материальную поддержку. Анну это письмо не радует. Она хочет собрать вещи, взять с собой Сережу и уйти от мужа, но не решается, так как понимает, что не сможет пренебречь мнением света и согласиться на роль любовницы.

Тем временем Вронский также думает, как решить эту проблему. Он пытается для начала уладить денежные дела. Узнав, что Анна ждет от него ребенка, он начинает думать об отставке. В ожидании его решения, Анна готова бросить мужа и ребенка, и уйти к нему. Когда, она признается мужу, что не в ее силах, что-либо изменить, он ее игнорирует и просит соблюдать приличия. В деревне за Левина пытаются засватать дочь Свияжского – предводителя уезда. В разговоре с Свияжским Константин высказывает свои мысли о необходимости ведения хозяйства на русский манер, а не на иностранный. Он также говорит, что в хозяйстве полезно учитывать характер русских крестьян и их стиль работы. Однако его мысли не находят поддержки. Левин опять с головой уходит в работу, отчего даже не замечает, что в Ергушово приехала Кити.

Часть четвертая

Жизнь Анны, Вронского и Алексея Александровича все больше опутывается во лжи. К мужу Анна чувствует отвращение, а порой и жалость. Встречи с Вронским продолжаются, несмотря на просьбу мужа этого не делать. Подходит время родов. Анна с трудом рожает девочку и чуть не умирает от родильной горячки. Будучи в бреду, она просит прощения у мужа. Каренин жалеет ее и в нем просыпается сострадание к жене. Оставаясь в беспамятном состоянии, Анна отвергает Вронского. Столкнувшись с ним, Каренин объясняется и говорит, что они всей семьей уедут в Москву. В отчаянии, Вронский пытается покончить жизнь самоубийством, но его вовремя спасают. Когда Анна приходит в себя, она снова начинает тяготиться мужем. Ни его порядочность, ни великодушие, ни даже трогательная забота о ее новорожденной дочке, не заставляют сменить свое отношение к нему. Ей начинает казаться, что она ненавидит Каренина и все его добродетели. Вскоре она уезжает с вышедшим в отставку Вронским и их дочкой за границу. Каренин уезжает в Москву.

Левин продолжает свои реформы в деревне и даже пишет книгу о хозяйственном переустройстве. Мужики его уважают, так как он считает себя частью народа. Все его интересы связаны с крестьянами. С одной стороны он восхищается их кротостью и справедливостью, с другой – тяготится их пьянством, ложью и беспечностью. К нему приезжает Кознышев, с которым снова завязывается спор. Сливаясь с природой и занимаясь деревенской жизнью, ему кажется, что он уже забросил свои мечты о семейном счастье. Эти иллюзии вмиг исчезают, когда он узнает о болезни Кити и когда видит ее в Ергушово. В нем снова оживают давние чувства и на обеде у Облонских, он повторно делает ей предложение и получает согласие. После одобрения ее родителей, начинается подготовка к свадьбе.

Каренин, пытавшийся все это время сохранять спокойствие и душевное равновесие, все же решается подать на развод. Анна с Вронским путешествуют по Италии. Сначала ей кажется, что она счастлива, но затем она начинает тяготиться мыслями о разлуке с сыном, об утрате честного имени и о том, что она явилась причиной всех несчастий своего мужа. Вронский старается во всем быть вежливым и почтительным с ней, чтобы она не тосковала. Сам он также начинает чувствовать себя несчастным. Несмотря на всю любовь к Анне, ему скучно без привычной жизни. Чтобы внести хоть какое-то разнообразие, он начинает заниматься живописью. Но видя свою посредственность, быстро охладевает к этому занятию.

Часть пятая

Алексей Александрович с головой уходит в работу, пытаясь забыться и не думать о своем положении. Все женщины становятся ему противны, друзья и родственники для него «умирают». Его начинает посещать графиня Лидия Ивановна. Она пытается как-то приободрить его и поддержать в эти трудные минуты. Она также берет на себя часть хлопот по хозяйству и советует держать Сережу подальше от матери. Однако вскоре она получает письмо от Анны, в котором та просит устроить ей свидание с сыном. В ответ Лидия Ивановна пишет оскорбительное письмо и в грубой форме отказывает ей. Помимо всего, Каренина перестают продвигать по службе, несмотря на то, что он все также активен и деловит.

По возвращении в Петербург Анна в полной мере ощутила свою отверженность. Её не принимают в свете, знакомые сторонятся. Вронскому тоже приходится несладко. В день рождения Сережи Анна тайком едет к нему. Увидев сына и его бескорыстную любовь к ней, она понимает, что просто не может жить с ним в разлуке. Отчаявшись, она начинает упрекать Вронского в том, что он ее недостаточно любит. Ему стоит больших усилий успокоить ее. Устав от скуки, Анна решает посетить театр, несмотря на предостережения Вронского. Там, одна из светских дам бесцеремонно оскорбляет ее, говоря, что не желает сидеть рядом с ней. Все начинают шептаться за спиной, и большинство посетителей сходится в том, что это злобная и неуместная выходка. Вернувшись домой, она во всем обвиняет Вронского, а он не в восторге от ее поведения.

Тем временем в доме Щербицких полным ходом идут приготовления к свадьбе. Левину нравятся такие «счастливые хлопоты». Сразу после обряда венчания, молодая пара уезжает в деревню. Первое время они притираются друг к другу, и супружеская жизнь кажется непростой. Ссоры и разочарования сменяются примирениями. Внезапно до Константина доходит весть о тяжелом состоянии брата. Тот находится при смерти в губернском городе. Левин сразу же отправляется к нему. Кити едет с ним, несмотря на его протесты. При виде Николая он испытывает сильнейшую жалость вперемешку со страхом смерти и брезгливостью. В отличие от него, Кити знает, как обращаться с больными и терпеливо ухаживает Николаем. Тогда, Левин понимает, что только она спасает его в эти ужасные дни. Когда брат умирает, он узнает, что Кити беременна. Они остаются жить в Покровском и их отношения приобретают душевную близость.

Часть шестая

Долли, гостившая у сестры, решает навестить Анну. Каренина с Вронским и их дочерью Анной теперь живут в имении Воздвиженское, что неподалеку от Покровского.­ Анна прекрасно выглядит, она уделяет много внимания своей внешности и гардеробу. Однако Долли замечает перемены в ее поведении. Нет больше той живости и естественности, а только фальшь и наигранность. Она пытается развлекать гостей, вести хозяйство, заниматься дочерью, но это делается лишь для того, чтобы заменить Вронскому все то, что он потерял когда-то ради нее. К дочери она довольно равнодушна, ее больше заботит то, как она выглядит. Анна сообщает Долли, что больше не собирается иметь детей, так как боится плохо выглядеть. Ее основной страх – это потеря Вронского. Она начинает мучительно его ревновать и докучать своей любовью.

Вронский все чаще замечает, как Анна пытается занимать все его время. Это в нем рождает жажду независимости. Однажды, когда он уезжает на губернские выборы, она ему письмом сообщает, что их дочь серьезно больна. Вернувшись, он обнаруживает, что это было неправдой. Эта уловка Анны ему очень не нравится. Он начинает тяготиться её надоедливой любовью. Анна тайком начинает принимать морфий, часто впадает в истерику, устраивает ревностные скандалы. Вронский уже и сам не хочет, чтобы Каренин давал ей развод. Алексей Александрович тем временем подпадает под влияние религиозной княгини Мягкой, которая рекомендует не разводиться с женой, намекая, что это грех.

В окружении Левина происходят странные события. Его брат Кознышев Сергей Иванович начинает оказывать знаки внимания Вареньке, знакомой Кити. Все ждут, когда он решиться сделать предложение, но он долго собирается, так и не рискуя. К Левину наведывается Стива Облонский с приятелем – Весловским. Весловский берется ухаживать за Кити, что откровенно раздражает Левина, и он выпроваживает непрошеных гостей.

Часть седьмая

После переезда в Москву, Левин старается посещать театры, наносить визиты, но ничего его не радует. Везде он чувствует себя одинаково не в своей тарелке. Однажды он с Кити навещает Каренину с Вронским. Анна старается произвести на него впечатление, и он отмечает, что она красива. Кити вспоминает, как Вронский когда-то предпочел ей Анну, и упрекает мужа. Левин обещает больше не навещать Каренину и впредь избегать ее общества. Вскоре у Кити начинаются роды. Левин напуган и уже не рад такому событию. Когда он видит мучения Кити, то мечтает лишь о том, чтобы она выжила. Но все проходит благополучно и у них рождается сын Митя. Дела Стивы идут неважно, и он просит Каренина замолвить за него словечко. Тот уверен, что Стива никчемный работник, но обещает похлопотать.

Отношения Анны и Вронского заходят в тупик. У них нет ни согласия, ни раздора. Она обвиняет возлюбленного во всех тяготах жизни. Приступы ревности, чередуются приступами нежности, и так изо дня в день. Вронский, несмотря ни на что, пытается быть честным с ней и все еще любит ее. Анна мечтает наказать его «холодность». Ей все время снится один и тот же кошмар: как будто какой-то мужичок наклоняется над ней и что-то шепчет. Душевное равновесие Анны окончательно потеряно. Она противоречит себе, не знает, чего хочет, постоянно мечется, много плачет и пишет слезливые письма Вронскому, все чаще погружается в мрачные и бессвязные мысли. Однажды, после особенно тяжкой ссоры, Вронский решает навестить мать. Анна едет вслед за ним на вокзал. Там, она вспоминает, как в день их знакомства, мужик упал под поезд, и сама решает броситься на рельсы. Последнее ее видение – это бормочущий мужик, склонившийся над ней.

Часть восьмая

С потерей Анны жизнь Вронского теряет всяческий смысл. Его мучает никому не нужное, но неизбежное раскаяние. Он решает уехать добровольцем в Сербию на войну с турками. Каренин берет на себя заботу об их дочери. Счастливые Левины растят маленького Митю и решают переехать в деревню. Чтобы как-то помочь Облонским поправить свое материальное положение, Левины отдают Долли часть их имения. Роды Кити стали огромным потрясением для Константина, и теперь он ищет смысл жизни. Находясь в разладе с собой, он боится совершить самоубийство, поэтому не подходит близко к ружью. Вместе с тем, он понимает, что у него есть причина жить. И причина эта в добре, которым нужно наполнять каждую минуту своей жизни.

Знаете, отчего умерла Анна Каренина? (Только не шутите – «оттого, что она бросилась под поезд»). Анна Каренина погибла не от того, что её бросил Вронский (и не от того, что будто бы «она поняла, что она тоже его разлюбила и поэтому теперь ей больше жить незачем»

или

Как сказкотерапия может «вылечить мир уродов»?

Профилактика и лечение пред-суицидальных состояний

Знаете, отчего умерла Анна Каренина? (Только не шутите – «оттого, что она бросилась под поезд»).

Анна Каренина погибла не от того, что её бросил Вронский (и не от того, что будто бы «она поняла, что она тоже его разлюбила и поэтому теперь ей больше жить незачем» – как говорят иные тонкие психологи женской души).

И конечно она погибла не от того, что её отвергла родная социальная среда – высшее общество Петербурга. Она его сама первая легко отвергла.

От этого всего люди не бросаются под поезда. Это всё то, что называется рядовым словом – «проблемы, беды, неприятности, кризисы, жизнь...» Но от проблем, бед, неприятностей, кризисов и жизни – люди не бросаются на рельсы.

Точнее, не все люди бросаются от жизни сразу на рельсы...

А вот это уже интересно.

Почему же бросаются?

Она погибла от одной тяжёлой внутренней болезни души, которая взяла над ней верх, сразу, как только «её организм ослаб». Ну вот от тех самых неприятностей ослаб.

Когда жизнь её была комфортна, то с её тяжёлой болезнью можно было жить не унывая. Но как только с ней случились первые неприятности (расставание с любовником, на которого была сделана вся эмоциональная ставка), вот тут порок её души дал прогресс и уничтожил Анну как скоротечная чахотка или молниеносный рак. Поговорим об этом, чтобы нам в минуту неприятностей не обнаружить в себе тот самый порок души, который нас и уничтожит.

Порок души Анны Карениной можно назвать так: «Я вижу мир правильно, и я вижу, что он – неправильный, это же очевидно».

Но вначале давайте-ка предысторию...

Коренные причины и архетип «русского типа» пред-суицидных настроений

Анна Каренина – главная и, пожалуй, самая «грамотная» с точки зрения психиатрии – героиня-самоубийца в русской культуре и литературе.

Если русский человек «заболевает суицидом», то обязательно «по каренинскому типу».

Такова уж сила и механизм взаимодействия Великих Текстов с их читателями – или просто пассивными «носителями» определённой национальной культуры и её невидимых кодов.

Нет, русские не будут обязательно бросаться под поезд и обязательно из-за расставания с любимыми. Не то.

Неважно как и по какому незначительному поводу кончает с собой человек по каренинскому типу.

Важно, что всему этому предшествует одинаковая философия и одно и то же состояние души.

Какой, грубо говоря, патологический взгляд на мир, приводит к тому, что человек может с этим миром патологически легко расстаться?

Так что же такое это «русское самоубийство» по каренинскому типу?

Это, друзья мои, такой взгляд на мир, когда вам видится, что мир вокруг вас состоит из одних уродов и одного уродства.

Вот это и есть «русское самоубийство по каренинскому типу», точнее – идейная и психологическая подготовка к нему.

Школа как воспитательница патологии

Открою вам один секрет: всех нас научили вопиюще неправильно понимать, «что хотел сказать Толстой», описывая мысли и чувства Анны. Слава Богу, что этот роман всё-таки не особо проходили в школе.

Но и вне стен кабинета литературы средней школы – тоже есть «ненавязчивая культурная трактовка», и она лилась на нас буквально из каждого утюга...

Рассуждая с нами о Карениной, нас научили самоубийственному взгляду на мир.

А кто таковым не обладал, тому его подарили.

Тест на ваше восприятие финала Анны Карениной

Сейчас я вам дам в качестве психологического теста – небольшой отрывок из романа.

Вам нужно будет только честно выбрать из трёх вариантов ответа – ваш, родной, «как вам кажется и как всегда бы казалось, если бы вы об этом думали».

Вот он – знаменитый отрывок из «русской психологической прозы 19 столетия».

Конец 7-ой части романа. Через 4 страницы Анна бросится на рельсы. Толстой-то написал гениально. Но мы же как всегда ни черта не поняли или поняли всё ровно наоборот!

Финал 7-ой части

«Прошли какие-то молодые мужчины, уродливые, наглые и торопливые. Прошёл и Пётр с тупым животным лицом. Шумные мужчины затихли и один что-то шепнул об ней другому, разумеется что-нибудь гадкое. Она села в купе на испачканный (когда-то – белый) диван. Пётр с дурацкой улыбкой приподнял свою шляпу. Наглый кондуктор захлопнул дверь. Дама уродливая, с турнюром (Анна мысленно раздела эту женщину и ужаснулась на её безобразие) и девочка, ненатурально смеясь, пробежали внизу.

«девочка – и та – изуродована и кривляется!» – подумала Анна. Чтобы не видеть никого, она быстро встала и села к противоположному углу в пустом вагоне. Испачканный уродливый мужик прошёл мимо этого окна. Она, дрожа от страха, отошла к противоположной двери. Кондуктор отворял дверь, впуская мужа с женой. И муж и жена казались отвратительны Анне. Анна ясно видела (Ванга! – Е.Н) как они надоели друг другу и как ненавидят друг друга.

И нельзя было не ненавидеть таких жалких уродов».

А теперь 3 варианта ответа на вопрос к заданию «О чём этот отрывок?»

1. Толстой – талантливо, ярко и правдиво-беспощадно изобразил угнетающую русскую действительность той России, которая и подтолкнула бедную Анну под колёса поезда. (Ответ хитрого отличника).

2. Да, Толстой сам какой-то человеконенавистник, как и все «заумные интеллигенты». Я мрачные книжки не читаю. Зачем вы мне это дали? (Ответ весёлого троечника ).

3. А теперь – единственно правильный ответ, друзья. Гармонирующий с наукой психиатрией! Читаем абзац ниже.

Правильный ответ – что именно хотел нам всем показать Толстой

«Толстой художественными средствами – моделирует – как выглядит отражение Мира в сознании самоубийцы. То есть, человека, для которого – немыслимо дальнейшее существование.

В патологическом, уродливом сознании Анны уже не осталось ничего человеческого и живого.

По сути, она убита, раздавлена, мертва ещё за 4 страницы до того места, где описан механический акт самоубийства.

Толстой надеется, что здоровый и умный Читатель этого отрывка сам поймёт:

это восприятие мира – невозможное, крайнее, уродливое, нечеловеческое, граничащее с Небытием – становящееся им (небытием)...

Толстой психологически подготавливает читателя к логичности самоубийства героини, объясняя, что «снятием противоречия» между уже мёртвым сознанием и ещё живым телом может быть только – честная смерть».

(Алексей Пурин «Пиротехник или романтическое сознание»)

Психология «Ответа отличника»

А честно скажите, какой ответ теста из трёх выбрали бы вы, если нам не разжевали это всё грамотно психиатры?

Самый страшный ответ, конечно – первый. (Толстой гневно показал убогую действительность царской России).

К сожалению, именно это нам и втолковывали лет сто!

Зачем это было нужно?

Очень просто! Именно так воспитывались «социальные преобразователи».

Таких людей потом легко можно вовлечь в любую политическую деятельность под лозунгом «Преобразуем убогий мир».

Однако, преобразование мира – это иллюзия, утопия.

Всё, что мы можем сделать за годы своей недолгой жизни – это попытаться … преобразовать … себя.

Ну, например, не быть таким злюкой. А где уж нам мир-то преобразовывать?..

Здоровому человеку всегда понятно: болен отнюдь не мир вокруг Анны. Больна сама Анна. Так больна, что через 4 страницы бросится под колёса.

Однако, идеология, которая вечно с кем-то вовне боролась (а потом хотела просто задним числом оправдать революцию прошедшую и все будущие) учила нас прямо иному.

Чему-то вроде: «Вокруг вас мир уродов? Вы правы! Вот и Толстой так же считал! Идите к нам, потому что мы строим на земле рай, в котором никакие Анны не будут плакать».

Однако ведь в агрессивные революционеры берут не всех, не все и сами пойдут...

А все, кто остались не у преобразовательских дел, но как следует обработанные этой философией, остаются с насильно воспитанным у них -

фокусом зрения самоубийцы

Итак, дорогие отличники... Это не мир был «плохой», это Анна была «плохая». А вы не поняли .

Разбираем ответ «троечника»

Он уже гораздо поздоровее, но и он таит в себе подвох.

Троечник понимает, что в этой «галерее уродов» что-то не так.

Но троечник лениво думает: «Ну это же – Толстой! Это всё не про меня, не про нас, слишком заумно и не современно ни капельки».

Вот на этой ошибке троечника и ловят. Ага, не веришь, что мир плох? Сейчас мы подойдём к тебе по-другому...

Писатель посовременнее и попроще излагает троечнику ту же «философию Анны Карениной».

Троечник поддаётся: «Ну, если такой пацан сказал, «как всё плохо» – то значит, это правда!»

Вот и троечник тоже заболел фокусом зрения самоубийцы. Можно не мухлевать с Анной Карениной.

Как защитить и вылечить себя от «фокуса зрения самоубийцы»?

Сказкотерапия «мира уродов»

Во-первых, как и в лечении любой болезни – профилактика: устранение возможности контактов с очагом заразы.

Это значит вот что.

Напишите себе на карточку ту самую длинную цитату из «Карениной» с её правильным анализом на обороте – и так и ходите. Периодически прикладывайтесь. Ничего вам не напоминает? В вас? В окружающих? В том, что вы читаете, слушаете и смотрите? Чему жмёте «лайки» и ставите «классы»?

Та же самая «философия» Анны за 4 страницы до поезда – льётся на вас весь день? Вы только такое искусство и любите?

Отпишитесь от паблика, покиньте группу, удалите из друзей, не читайте, не смотрите, мягко прервите (не споря).

Анна была хорошая, порядочная и когда-то – по-настоящему живая женщина. Только один раз заведя такую философию на полную громкость – она как честный человек чтут же через 4 страницы шагнула под поезд.

Если вы видите, что человек поёт эти песни, но под поезд шагать что-то не торопится, задайте себе вопрос – почему?

Вспомним, что пишет знаток психиатрии и романа Толстого – Алексей Пурин:

«Уже мёртвое сознание и ещё живое тело». В патологическом, уродливом сознании людей, производящих подобные смыслы, уже не осталось ничего человеческого и живого.

Зачем же вы общаетесь с такими людьми?

Зачем прислушиваетесь и присматриваетесь к их фильмам, книгам, ЖЖ-блогам, арт-проектам, мыслям, афоризмам?

Анна не зарабатывала деньги и не нуждалась в модной скандальной славе – она сильно, остро страдала и тут же – умерла. Ибо такого рода страдания несовместимы с жизнью. Это и хотел показать – классик Толстой.

Анну можно жалеть. Людей же, которые поют «песню Карениной» годами и десятками лет, но при этом имеют ровный загар и свой бассейн на вилле – нужно обходить стороной как мусорные кучи.

Для примера приведу вам «творчество» нелюбимого мною деятеля современной культуры – Ларса фон Триера. Он не бросится под поезд ни через 4 ни через 44 фильма. Значит, нам можно не внимать его липовому «отчаянию». У нас у самих слишком много своих дел.

Что делать, если я и сам периодически чувствую и вижу мир глазами Анны Карениной за 4 страницы до самоубийства?

А вот тут, собственно, вам и поможет – сказкотерапия!

Так от чего погибла Анна Каренина?..

Она погибла от одной тяжёлой внутренней болезни души, которая взяла над ней верх, сразу как только «её организм ослаб» от неприятностей.

Когда жизнь её была комфортна, то с её тяжёлой болезнью можно было жить не унывая.

Но как только с ней случились первые неприятности (расставание с любовником, на которого была сделана вся эмоциональная ставка), вот тут порок её души дал прогресс и уничтожил Анну как скоротечная чахотка. Поговорим об этом.

Если ваш глаз выхватил из потока бытия картинку «люди – уроды и их нельзя не ненавидеть» – запомните эту ситуацию.

И тут же - напишите историю, сказку, которая объяснит, исцелит этот кусок реальности.

Как же писать «сказку»?

Каким инструментом мы будем исцелять реальность, то есть – себя?

А знаете,чего не хватало Анне Карениной за балами?

Какого фокуса зрения?

Ей не хватало обычного человеческого чувства (сильно развитого) – умения испытывать – жалость, сочувствие, понимание, печаль – не только по отношению к самой себе (О! Это мы все можем прекрасно!)

По отношению к другим – посторонним людям, к миру вообще.

Я расскажу удачный пример спонтанной сказкотерапии, которую провела одна моя знакомая мама со своей пятилетней дочкой.

Перенос остановки или «У тебя чё - проблемы?»

В прекрасном настроении обе они не ранним утром отправились на маршрутке по весёлым делам. Остановка, которую они всегда знали, была внезапно и без их ведома – перенесена в другое место. Молодая женщина спросила удивлённо водителя, когда подъезжала к знакомому месту: «А вы что тут не остановите?»

На что водитель в очень некрасивой манере ответил: «Остановка – там! Сама будешь платить штрафы!»

На какие-то невнятные писки моей клиентки водитель отпаририровал так: «У тебя чё – проблемы? Давай выходи!»

Очень некрасивая история, не правда ли? Вот один кирпичик в паззл «Мир состоит из опасных Уродов».

Но ведь с моей клиенткой была её пятилетняя дочь! Выйдя из машины, мама стала рассказывать девочке историю о том, как же этому молодому мужчине сегодня было плохо с самого утра – а может и раньше.

Как его поругал грубый начальник, какие у него проблемы с зарплатой и как он справедливо боится быть оштрафованным! Какая у него жена и дочь, за судьбу которых он боится и как у него сильно болит голова!»

В итоге девочка сказала маме: «давай вернёмся к этому дяде и извинимся перед ним и скажем, как мы его любим, чтобы он не плакал. И дадим ему денег».

На что мама очень грамотно сказала так: «Не нужно этого делать, дочь, ему это будет странно и даже не очень приятно. Он сейчас сильно расстроен. Но ты можешь за него помолиться».

Сама клиентка грустно добавила вот что: «Я почему-то интуитивно догадалась – в чём была его проблема на самом деле, раз он с такой ненавистью посмотрел на меня – молодую весёлую женщину. И даже догадываюсь, какое слово, возможно, бросила ему утром в лицо его бедная злая жена.

Но я же не могу произносить и объяснять пятилетней девочке такие понятия. Поэтому я вынуждена была рассказать ей «сказку»...

Вот – мгновенная «сказкотерапия» , как пластырь, как перекись водорода на свезённую коленку! Вы скажете – примитивно? Это не сказка?

А какую банальную реакцию дали бы вы – без этой «примитивной» сказкотерапии»?

Что делать, если вы видите перед собой очень злого (патологически жестокого – на ваш взгляд) человека, которого реально боитесь?

Ну, во-первых,

не смотрите на такие фотографии . Вообще читайте поменьше новости СМИ. Потому что ну ведь не в жизни же вы встретили такого человека, не в лесу - один на один?

Ибо если бы это было именно так – вы бы не стали вопрошать: «Что делать, если...» Вы бы мгновенно побежали с криком «Мама!» Организм сам знает ответ на реальные опасности.

Но мы имеем нездоровую привычку «любоваться» патологическими личностями на безопасном от них расстоянии – например, листая новости в Интернет...

Если вы всё же увидели такого человека – вспомните немедленно евангельскую притчу о том, как Христос изгнал из безобразного бесноватого легион бесов и отправил их в море в стаде свиней.

Мысленно драматизируйте эту старую историю на свежем материале.

Представьте – как выглядел бы этот человек – исцелённый.

Просто допустите возможность, что такое – да – может быть .

Что нет «окончательных уродов» и человек таким вовсе не создан.

Вообще, нам нужно привыкать почаще обращаться к евангельским сюжетам и притчам – для пополнения сказкотерапевтического арсенала. А то ведь даосские притчи мы все знаем хорошо, а Евангелия?

Об этом мы и поговорим как раз в нашем – следующем материале.

А в заключение ещё раз подведём итог по «Анне Карениной».

Как только в очередной раз мир покажется вам «галереей уродов» – начинайте сказкотерапию для себя самого! Выхватывайте самый «яркий» сюжет.

Отвечайте на вопрос:

«Почему эти люди такие?

Почему они кажутся мне такими?

Не таков ли я сам?

Могу ли я испытать к ним обоснованное искреннее сочувствие?

Могу ли я испытать сейчас вместо ненависти к ним хотя бы – скорбь по их поводу?»

Ну а если это не вы, а кто-то другой сгенерировал тему «Мир – это мир уродов» – выключите для себя источник этого шума . Ведь (как учат нас писатели-классики) это есть предсмертный бред самоубийцы, а никакая не «жизненная позиция».

Итак, тема вашей следующей сказки: «Попытка понять то, что меня отталкивает».

Что отталкивает вас? Поведению людей всегда можно найти объяснение. Перестаньте «отталкиваться» от людей . Пишите вместо этого – добрые, исцеляющие ваши глаза – сказки! опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

Елена Назаренко

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

17 апреля 1877 года Лев Толстой закончил работу над романом «Анна Каренина». Прототипами многих персонажей стали реальные люди — часть портретов и характеров классик «рисовал» с окружающих его друзей, родственников и просто знакомых, а героя по имени Константин Левин нередко называют альтер-эго самого автора. АиФ.ru рассказывает, о чем повествует великий роман Толстого и почему «Анна Каренина» превратилась в «зеркало» своей эпохи.

Два брака

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», — эта фраза открывает первый том «Анны Карениной» и задает настроение всему роману. На протяжении восьми частей автор описывает радости и тяготы отдельно взятых семей: супружеские измены, свадьбы и рождение детей, ссоры и переживания.

В основе произведения две сюжетные линии: а) отношения замужней Анны Карениной и молодого и страстно влюбленного в нее Алексея Вронского; б) семейная жизнь помещика Константина Левина и Кити Щербацкой. Причем на фоне первой пары, переживающей страсть и ревность, у второй — настоящая идиллия. Кстати, в одном из ранних вариантов роман назывался «Два брака».

На чужом несчастье

Сцена свидания Анны и Вронского в свете (Часть II, глава VI). Рисунок Elmer Boyd Smith, 1886 Фото: Commons.wikimedia.org

Жизни Анны Карениной, казалось бы, можно только позавидовать — женщина из высшего общества, она замужем за знатным чиновником и растит с ним сына. Но все ее существование переворачивает случайная встреча на вокзале. Выходя из вагона, она обменивается взглядом с молодым графом и офицером Вронским. Вскоре пара снова сталкивается — теперь уже на балу. Даже влюбленная во Вронского Кити Щербацкая замечает, что его тянет к Карениной, а та, в свою очередь, испытывает интерес к новоявленному поклоннику.

Но Анне нужно возвращаться в родной Петербург — к мужу и сыну. Настойчивый и упрямый Вронский следует за ней — нисколько не смущаясь ее статуса, он начинает ухаживать за дамой. В течение года герои встречаются на балах и светских раутах, пока не становятся любовниками. За развитием их отношений наблюдает все высшее общество — в том числе и Алексей Каренин, супруг Анны.

Несмотря на то, что героиня ждет ребенка от Вронского, муж не дает ей развода. При родах Анна чуть не умирает, однако уже через месяц после выздоровления уезжает за границу — вместе с Вронским и их маленькой дочкой. Сына же она оставляет на попечении отца.

Но жизнь с любовником не приносит ей счастья. Анна начинает ревновать Вронского, а тот, хоть и любит, но тяготится ею и тоскует. Возвращение в Петербург ничего не меняет — тем более что бывшие друзья избегают их общества. Тогда герои едут сначала в деревню, а потом в Москву — правда, их отношения от этого не становятся крепче. После особенно сильной ссоры Вронский уезжает, чтобы навестить мать. Каренина следует за ним и на вокзале к ней приходит решение, как можно разрешить эту ситуацию и «развязать» всем руки. Она бросается под поезд.

Вронский тяжело переживает утрату и уезжает добровольцем на войну. Их маленькую дочь берет на воспитание Алексей Каренин.

Василий Мешков. «Л. Н. Толстой за работой в библиотеке в Ясной поляне». 1910 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Второй шанс Левина

Параллельно Толстой разворачивает еще одну сюжетную линию: описывает историю Кити Щербацкой и Константина Левина. 34-летний помещик был влюблен в 18-летнюю Кити и даже решился сделать ей предложение, но она тогда была увлечена Вронским и отказала. Вскоре офицер уехал за Анной, и Щербацкая осталась «у разбитого корыта». На нервной почве девушка заболела, а Левин укатил обратно — в деревню, управлять своим именьем и работать вместе с крестьянскими мужиками.

Однако Толстой дал своим героям второй шанс: на званом обеде пара снова встретилась. Кити понимает, что она любит Левина, а тот осознает, что его чувства к девушке вовсе не угасли. Герой во второй раз предлагает Щербацкой руку и сердце — и в этот раз она отвечает согласием. Сразу после венчания пара уезжает в деревню. Несмотря на то, что поначалу совместная жизнь дается им нелегко, они счастливы — Кити поддерживает мужа, когда у того умер брат, и рожает Левину ребенка. Именно так, по мнению Толстого, и должна выглядеть семья, а между супругами непременно должна быть духовная близость.

Зеркало эпохи

Михаил Врубель. «Свидание Анны Карениной с сыном». 1878 год. Фото: репродукция

Как писал Сергей Толстой , сын классика, «От реалистического романа, каков "Анна Каренина", требуется прежде всего правдивость; поэтому для него материалом послужили не только крупные, но и мелкие факты, взятые из действительной жизни». Но что могло натолкнуть автора на такой сюжет?

В XIX веке развод был редким явлением. Общество сурово осуждало и презирало женщин, которые осмеливались оставить семью ради другого мужчины. Однако прецеденты случались — в том числе и в семействе Толстого. Например, его дальний родственник Алексей Толстой женился на Софье Бахметевой — когда пара познакомилась, Бахметева уже состояла в браке с другим и имела дочь. В какой-то мере, Анна Каренина — собирательный образ. Некоторые черты ее внешности напоминают Марию Гартунг — дочь Пушкина , а характер героини и ситуацию, в которой она оказалась, автор «соткал» из нескольких разных историй. Эффектный финал тоже был взят из жизни — под поездом погибла сожительница соседа Толстого по Ясной Поляне — Анна Пирогова . Она очень ревновала своего возлюбленного, а как-то поссорилась с ним и уехала в Тулу. Через три дня женщина передала через ямщика письмо своему сожителю, а сама бросилась под колеса.

Тем не менее критиков возмутил роман Толстого. Анну Каренину называли безнравственной и аморальной — то есть «в реальности» читатели к ней относились точно так же, как и светские персонажи в книге. Ряд нападок вызвало и описание автором сцены близости между его героиней и Вронским. Михаил Салтыков-Щедрин отозвался об «Анне Карениной» как о «коровьем романе», где Вронский — «влюбленный бык», а Николай Некрасов написал эпиграмму:

«Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,

Что женщине не следует "гулять"

Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,



Похожие публикации