Прекрасные дамы. История и этнология. Факты. События. Вымысел Влюблённым предстояло расставание

7 сентября (26 августа) у деревни Бородино, в 125 км на запад от Москвы состоялось крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала от инфантерии М. И. Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона I Бонапарта.

В память великого сражения предлагаем вниманию читателей главу из книги А. Трофимова «Мне имя – Марина. Святая великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская. Имя в истории», посвященную Маргарите Михайловне Тучковой (игумении Марии (1781–1852), настоятельнице Спасо-Бородинского монастыря.

ИГУМЕНИЯ МАРИЯ
(МАРГАРИТА МИХАЙЛОВНА ТУЧКОВА; 1781–1852) НАСТОЯТЕЛЬНИЦА СПАСО-БОРОДИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

«Пример любви и верности святой…»

Историю любви героя войны 1812 года генерала Александра Алексеевича Тучкова и его жены Маргариты Михайловны современники называли «любовью века». Они были вместе всего шесть лет…

Маргарита Михайловна Тучкова родилась 2 января 1781 г. в семье потомственных дворян Нарышкиных*. Отец Маргариты, полковник Михаил Петрович и мать, Варвара Алексеевна, урожденная княжна Волконская, дали дочери отличное домашнее образование и воспитание. В этой семье было 9 детей, и все они были воспитаны достойными гражданами своего Отечества.
* Из этого древнего и славного боярского рода некогда вышла царица Наталья Кирилловна, мать Петра Великого.

К пятнадцати годам Маргарита владела тремя иностранными языками: немецким, французским, итальянским; рисовала пером и кистью, не только прекрасно исполняла на фортепьяно пьесы Бетховена и Моцарта, но и вдохновенно импровизировала; великолепно пела на светских собраниях и вечерах; имела глубокие познания в ботанике, географии, логике, анатомии (посещала анатомический театр, присутствовала на медицинских опытах).

Лето она проводила обычно в подмосковных имениях родителей, где занималась верховой ездой по окрестностям, ягодной и грибной охотой, купанием в реках и прудах. Чтение книг и последующие размышления над прочитанным дополняли ее воспитание. Она не пугалась истин жизни, не роптала. Бог был в ней всегда.

В шестнадцать лет девушку стали вывозить в свет. В это время Варвара Алексеевна Нарышкина сблизилась с вдовой Ласунской, матерью Павла Михайловича Ласунского, генерал-майора, блестящего кавалера, завсегдатая светских гостиных – «человека образованного, весьма счастливого по службе и успехам в обществе». Он был обходителен, хорош собой, образован, умен, принят при дворе Екатерины Великой, ввиду чего Нарышкины признали его прекрасной партией для Маргариты. На правах друга семьи Ласунский часто бывал в доме Нарышкиных и быстро завоевал расположение матери. Он охотно согласился на брак, благодаря светскому положению и богатому приданому невесты.

Невесту же нисколько не радовала предсвадебная суета: необходимость улыбаться, принимать подарки и примерять выписанное из Парижа подвенечное платье, но признаться, что не питает к жениху ровным счетом никаких чувств, и пойти против родительской воли Маргарита так и не решилась…

Получив приданое жены, П. М. Ласунский не изменил своим холостяцким привычкам картежника, кутилы, игрока и мота. Бо́льшую часть времени он проводил с друзьями; будучи человеком развратным, он предложил жене также вести свободный образ жизни и выбрать себе предмет развлечения в кружке его приятелей. Павел пропадал ночами, не скрывая от жены, что ездит к любовнице, а если оставался дома, то пребывал в крайнем раздражении. Как-то Маргарита застала супруга за тем, что он рылся в ее шкатулке с драгоценностями – Ласунский собирался заложить фамильные нарышкинские изумруды, чтобы рассчитаться с огромным карточным долгом. Возмущенная Маргарита бросилась к мужу, и получила такой удар по лицу, от которого потеряла сознание, а потом надолго слегла в нервной горячке…
Маргарита молча и терпеливо несла свой крест, не решаясь огорчить родителей и рассказать о своем семейном «счастье». Тем временем, слухи о похождениях ее мужа дошли и до родителей Маргариты. Когда все открылось, родители, ужаснувшись, стали хлопотать перед Царем и Синодом о разводе. В России того времени это было почти невозможно: вопросы о расторжении брака решались на самом высоком уровне. Но образ жизни Ласунского был настолько известен в Петербурге, что развод был получен. Святейший Синод дал разрешение, и Маргарите Михайловне был возвращен статус «девицы Нарышкиной», что означало возможность повторного брака. Маргарита возвратилась в родительский дом.


С Александром Тучковым Маргарита Михайловна познакомилась еще в пору несчастливого замужества. Молодые люди по-настоящему полюбили друг друга. Узнав о разводе, Тучков попросил руки Маргариты. Но Нарышкины были так напуганы неудачей первого брака дочери, что ответили отказом и долго не давали согласия на ее второй брак. В 1802 году Тучков уехал за границу, путешествовал и пополнял свои знания в Германии и Франции. С тех пор изо дня в день мать терзалась, видя страдания Маргариты, теряющей покой и сон в ожидании весточки от любимого.

Полковник Тарутинского пехотного полка Михаил Михайлович Нарышкин, родной брат Маргариты, опираясь на рассказы домашних об этом событии, записал: «…был страшный шум в нашем доме, поднятый после отказа матушки Варвары Алексеевны выдать за милого красавца Тучкова мою сестру Маргариту. Бедная сестра, узнав о намерении расстроенного Александра Алексеевича уехать в Европу, потеряла сознание. В ее комнату то и дело вбегали люди с подносами, кувшинами, полотенцами; пахло сладкими травами. Мне жаль было ее; насупившись, я смотрел на мать исподлобья… Маргарита слегла. Она еще не окрепла, как примерно через неделю после «шума» к нашему дому подъехал на коляске Тучков. Меня, играющего с дворовыми детьми, он подозвал к себе:
– Сходи к Маргарите, передай конверт.
Я побежал опрометью. Сестра раскрыла бумагу, и глаза ее наполнились слезами.

В письме Александр Алексеевич просил Маргариту беречь себя и верить в их счастье. Закончил послание стихами на французском, рефреном которых было признание в любви: «Кто владеет моим сердцем, и кто волнует его? Прекрасная Маргарита!» Как самую дорогую реликвию вдохновенное письмо своего будущего мужа Маргарита хранила до конца дней».

Долгих четыре года стали испытание в верности – только переписка связывала влюбленных. По возвращении Тучков вторично просил руки Маргариты Михайловны и на этот раз получил согласие.

Для Маргариты Михайловны наступили короткие годы счастья. Весной 1806 года в Москве, в храме на Пречистенке состоялось венчание 25-летней Маргариты Нарышкиной и самого молодого генерала России Александра Тучкова (ему было 29 лет). Вдруг под ноги новобрачной бросился нищий в лохмотьях: «Мать Мария! Возьми посох!» Hевеста так волновалась, что плохо помнила, как произносила слова клятвы, как оказалась на улице, у врат храма. Она в каком-то лихорадочном оцепенении взяла из рук старика суковатую палку, не задумываясь над странностью слов, обращенных к ней…

А слова эти оказались пророческими: через много лет, став игуменией Спасо-Бородинского монастыря и получив при новом крещении имя Мария, Маргарита Тучкова каждый вечер будет обходить монастырский двор, опираясь на дубовый посох, подаренный ей юродивым в день свадьбы.


Александр Алексеевич Тучков (1777/1778–1812) происходил из старинного дворянского рода, идущего от новгородских бояр, переселенных Иваном III во внутренние области России. Отец Александра – Алексей Васильевич (1729–1799), инженер-генерал-поручик, тайный советник, сенатор – начальствовал над крепостями по польской и турецкой границам, знаменитый Тучков мост в Петербурге строился под его руководством; мать Елена Яковлевна была из рода Казариновых. Семья была большая: 2 сестры и 7 братьев, два из которых умерли в младенчестве, а остальные – Николай, Алексей, Сергей, Павел, Александр – стали генералами, четверо из них участвовали в Отечественной войне 1812 года, причем Николай был смертельно ранен, а Александр убит в Бородинском сражении.
В характере Александра соединились беспримерная храбрость, рыцарская доблесть, доброта и романтизм. Этим качествам соответствовала и внешность молодого офицера: он был на редкость красив и статен.

25 апреля 1799 году А. А. Тучков получает чин полковника, что сулило ему блестящую карьеру. В 1804 году его переводят в Муромский пехотный полк; боевое крещение получил в русско-прусско-французской войне 1806–1807 годов, особенно отличился в сражении при Голымине (Польша) 14 декабря 1806 года, командуя Таврическим гренадерским полком. В декабре 1806 года назначен шефом Ревельского мушкетерского (с 1811 года пехотного) полка, в конце 1807 года за отвагу награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. 12 декабря 1808 года становится генерал-майором; имел репутацию способного, деятельного и бесстрашного воина, солдаты любили его.
Александр Тучков, младший из четырех братьев-генералов, был одним из людей того высокого уровня долга и чести, на которых держалась русская армия. Современники писали, что редко в ком внешние и внутренние достоинства сочетались в такой абсолютной гармонии, как в молодом Тучкове. А. А. Тучкову посвящены знаменитые строки Марины Цветаевой «Генералам 1812 года»:

Ах, на гравюре полустертой
В один великолепный миг
Я видела, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик.

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…

Прошел год. Маргарита и Александр, удалившись от света, жили в своем тульском имении. Желая быть постоянно рядом с женой, Тучков подает прошение об отставке, но император, занятый подготовкой к военным действиям против Швеции, просьбу отклонил. Весной 1807 года в Пруссию вторгся Наполеон, и высочайшим повелением Тучкову было предписано отбыть в месторасположение части. Александр I понимал, что война скоро докатится и до российских границ…
Когда об этом стало известно, Маргарита, к большому удивлению супруга, наотрез отказалась остаться дома – она решила разделить с ним все тяготы походной жизни. Она написала письмо Александру I, в котором просила разрешить ей сопровождать мужа в военных походах. И такое разрешение было получено.
После начала Русско-шведской войны (1808–1809) Маргарита Михайловна неотлучно находилась рядом с супругом, разделив с ним все тяготы военной жизни; заботилась о раненых; самые бедные семьи в деревнях, через которые проходила армия, получали от нее пропитание и деньги. Не раз сопровождала она супруга верхом в форме денщика, спрятав косу под фуражку, поскольку женам было запрещено находиться при армии в походе. Она научилась чистить картошку и варить солдатскую похлебку на походном костре. Ей, аристократке, доставляло ни с чем не сравнимое удовольствие ухаживать за лошадьми – чистить их, расчесывать гривы. Маргарита Тучкова стала мужественной сестрой милосердия: часто она сама зашивала рваные раны солдат обыкновенной иголкой с ниткой, используя в качестве анестезии единственное имеющееся средство – спирт.

В апреле 1811 года на пути в Минскую губернию Тучкова родила сына: Александр Алексеевич пожелал назвать его в честь любимого старшего брата Николаем. Теперь ей стало намного труднее следовать за полком, и отъезд в Москву был делом решенным. В ночь перед расставанием Александра разбудил крик жены – она плакала, повторяя: «Бородино! Тебя убьют в Бородине…» Маргарита увидела сон: как будто она бродит по незнакомому городу, на стенах которого то и дело мелькает кровавая надпись на французском языке – «Бородино». А потом, будто бы, к ней в спальню заходят отец с братом и протягивают ей Николеньку со словами: «Мужайся, родная, твой муж пал со шпагой в руках на полях Бородина. Вот все, что теперь у тебя осталось от него…». Не найдя на карте названия этого небольшого населенного пункта, Александр Тучков поспешил успокоить жену: «Забудь, милая, куда ночь – туда и сон!»…

Супруг счел, что Маргарита сильно переутомилась, ухаживая за Николенькой без помощи мамок и нянек, оттого и видит дурные сны, однако все же полез за старой походной картой, не найдя на ней никакого Бородина, он поспешил успокоить жену. Однако страшное видение повторилось вновь. Теперь Маргарита запомнила сон в подробностях: она бежит по улице и натыкается на белую стену, на которой сочащимися кровью буквами по-французски написано: «Участь твоя решится под Бородиным». Наутро Маргарита на коленях умоляла мужа не отсылать ее в Москву, как будто надеялась своим присутствием защитить любимого человека от страшной участи, но Александр и слышать ничего не хотел… Кто мог тогда подумать, что неизвестное село Бородино навсегда войдет в историю России.

С согласия офицеров полка Тучков перед отъездом отдал жене для сохранения утварь походной церкви вместе с главной святыней, которая сопровождала воинов во всех походах,– образом Нерукотворного Спаса.


Началась Отечественная война. 24 июня 1812 года армия Наполеона вторглась в Россию огромным войском. Генерал Тучков получил приказ выступить к Смоленску. Пока происходили военные действия, Маргарита Михайловна Тучкова жила некоторое время в Кинешме. Знаменитое сражение под Бородиным состоялось 26 августа 1812 года, через два с половиной месяца после того, как генерал Тучков попрощался с женой. Перед боем он невольно вспомнил ту ночь, когда тщетно искал на карте глухое село в 110 верстах от столицы.

Во время Бородинской битвы А. А. Тучков во главе Ревельского и Муромского пехотных полков защищал Семеновские (Багратионовы) флеши. В разгар сражения, желая увлечь за собой солдат, Александр Тучков со знаменем в руках бросился вперед и был убит. Падая, он будто бы услышал голос окликнувшей его Маргариты – такой родной, такой близкий… Свидетельства солдат, видевших, как погиб командир, противоречивы: одни утверждали, что он был убит наповал пулей, попавшей в голову, другие – что его буквально разметало на части пушечным ядром. Первого сентября 1812 года, в день своих именин, Маргарита находилась в Кинешме. Выйдя из церкви, она увидела перед собой брата – Кирилла Нарышкина, адъютанта Барклая-де-Толли. Брат был бледен, не говорил ни слова и повел ее к дому. Далее все совершилось, как впоследствии рассказывала своим близким Маргарита Тучкова, по ее пророческому сну. Вошел отец с годовалым внуком Николенькой на руках и произнес уже знакомые слова: «Маргарита, сбереги себя для сына! Вот все, что осталось тебе от твоего Александра! Муж твой пал на полях Бородина!»


Маргарита поспешила в Москву, чтобы отправиться на Бородинское поле, она надеялась отыскать тело мужа. Все отговаривали ее от этого казавшегося безумным плана. Поскольку и армия Кутузова, и армия Наполеона сразу проследовали дальше, к столице, на поле сражения остались лежать непогребенными десятки тысяч убитых. О месте гибели мужа Тучкова узнала подробности от генерала П. П. Коновницына – друга семьи, он прислал ей план Бородинского сражения и отметил около деревни Семеновской у ручья Огник батарею, где на средней флеши погиб Александр Тучков.


Хоронить всех убитых не было никакой возможности: тогда пришлось бы вырыть на месте Бородинского поля одну огромную погребальную яму. Русское правительство распорядилось: крестьянам окрестных деревень отправиться на место битвы с топорами, вилами, длинными шестами, разжечь костры и, подобно древним славянам, сжечь все трупы в огне. Оставить все до весны – значило бы обречь целую губернию на неминуемые эпидемии.


Современница Тучковой, по семейным преданиям, так рассказывает о первом посещении вдовой Бородинского поля: «Уже наступила вторая половина октября, когда ее дорожная карета остановилась у скромной усадьбы знакомой ее доброй женщины, жившей около Можайска. Путешественница, не давши себе времени отдохнуть от тяжелой дороги, послала в Лужецкий монастырь просить священников прийти немедленно на место битвы, чтобы отслужить панихиду по убиенным, а между тем поехала сама па поле… Все усиливало ужасы картины: ночь уже наступила, небо было сумрачно, дул по временам холодный ветер, и воздух был заражен тысячами тлевших тел».

Когда панихида была окончена, Тучкова, сопровождаемая иеромонахом Иоасафом, казначеем Можайского Лужецкого монастыря, отправилась на поиски. Вдвоем с ним Тучкова всю ночь бродила по полю около деревни Семеновское, нагибалась едва ли не к каждому трупу, стараясь узнать дорогие ей черты. Отец Иоасаф вполголоса молился и кропил святой водой убитых. Лихорадочная надежда поддерживала ее силы, но к утру они иссякли. Тучкова возвратилась на квартиру, где оставила сына с француженкой-няней мадам Бувье. Переступив через порог комнаты, она упала без чувств. Легенда рассказывает, что на поле битвы безутешная вдова нашла лишь скромный рубиновый перстень, который Александр носил на безымянном пальце правой руки…
Маргарита Михайловна поняла, что ей не суждено устроить могилу мужа. И тогда она выстроила на месте его гибели небольшую часовню, куда приезжала молиться и вспоминать мужа. Это была одновременно молитвой за всех погибших на Бородинском поле.


Со временем она осознала, что должна увековечить память мужа и всех погибших за Отечество воинов, построив храм на Бородинском поле. С этой целью она намеревалась выкупить у местных помещиков три десятины земли, но те, узнав о ее замысле, пожертвовали землю безвозмездно. И Маргарита начала на месте гибели мужа строить церковь. Александр I, узнав о затевавшемся строительстве, пожертвовал 10 тысяч рублей. Так на месте флешей возник Спасо-Бородинский храм.


ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО — СВЯТЫНЯ СПАСО-БОРОДИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

В это время в жизни Маргариты Тучковой произошло чудо возвращения к ней образа Спаса Нерукотворного, которую ее муж возил с собой во все военные кампании. Новый генерал, заступивший на место погибшего А. А. Тучкова, оставил икону вдове, решив, что она слишком велика для только что заказанного иконостаса походной церкви.

Маргарита Михайловна приняла решение построить на свои средства на месте гибели мужа храм. Она продала свои бриллианты и при содействии императрицы Марии Федоровны купила три десятины земли, где в 1818 году начала строить Храм Спаса Нерукотворного. Наблюдая за постройкой церкви, Тучкова жила с сыном Николаем и его француженкой-гувернанткой в небольшой сторожке.

В 1820 году каменная церковь была возведена, сюда потянулись паломники со всей России. Освятил ее Архиепископ Московский Августин (Виноградский). В храме был поставлен высокий гранитный крест с неугасимой лампадой и положена мраморная плита с именем Александра Тучкова. Над правым клиросом Маргарита Тучкова собственноручно установила полковую икону Спаса Нерукотворного, впоследствии почитаемую чудотворной и получившей название Спас Бородинский. Для себя вдова устроила напротив мавзолея небольшой домик-сторожку из красной сосны, где она останавливалась вместе с малолетним сыном Николенькой. Сыну она посвящала все свое время и внимание.


Вскоре новые несчастья поразили семью. Выступление на Сенатской площади в декабре 1825 года коснулось множества дворянских семей того времени. Младший брат Маргариты Тучковой, Михаил Нарышкин, принял участие в декабрьском восстании. Велико было горе Маргариты Тучковой, когда это несчастье случилось с ее братом. Через три недели после того, как увезли на каторгу Михаила, скончалась его мать Варвара Алексеевна.


И вот отнимается у Маргариты Тучковой последняя связь с этим миром: 16 октября 1826 года, очевидно, от воспаления легких, на руках матери внезапно умирает единственный сын Николенька. Николай Тучков был записан в Пажеский корпус, но по слабости здоровья жил при матери. Болезнь сына казалась неопасной, но Тучкова испугалась, созвала всех врачей Москвы на консилиум. Они успокоили мать, что сын ее обязательно поправится, а через несколько часов после ухода врачей пятнадцатилетний Николай Тучков скончался. Похоронили его в склепе Спасо-Бородинского храма на правой стороне.


После кончины сына Маргарита Михайловна окончательно решила поселиться в своей сторожке на Бородинском поле, вблизи дорогих могил. Вместе с ней оставались дядька сына и его гувернантка – француженка мадам Бувье. Няня сына также решила не покидать ее и ухаживать за могилой мальчика. О своей жизни в это время Тучкова писала подруге: «День походит на день: утреня, обедня, потом чай, немного чтения, обед, вечерня, незначащее рукоделье, а после короткой молитвы – ночь, вот вся жизнь. Скучно жить, страшно умереть. Милосердие Господне, Его любовь – вот мое упование, тем и кончу!»


Обрести опору и утраченный смысл жизни Маргарите Михайловне помог митрополит Филарет (Дроздов), ставший ее духовным наставником. Он обратил ее внимание на то, как много на свете несчастных, слабых и обездоленных; ее долг – быть им опорой, помогать тем, кто в этом нуждается. Маргарита Михайловна последовала совету святителя.
Вскоре слух о живущей у Бородина доброй барыне, щедрой на подаяния, быстро разнесся по округе. Люди шли со всех окрестных деревень – немощные, больные, голодные. Она помогала, чем могла: одаривала деньгами, кормила, шила из простой материи платья и раздавала их бедным, бинтовала раны и делала компрессы.

Для постоянной службы в церкви и поминовения убиенных и усопших Тучкова пригласила из ближайшего монастыря священников. Но и сама, имея отличный голос и незаурядные музыкальные способности, помогала вести церковную службу. Знавшие Тучкову даже в старости отмечали ее «обширный ум, проницательность, необыкновенную силу воли и твердость, память, остроумие». Все эти качества очень помогали ей теперь.


Затеплился огонек, зажженный Маргаритой Михайловной, и люди потянулись к нему. Все свои деньги Тучкова вкладывала в создание женской общины и в помощь нуждающимся,– в этом служении видела она смысл своей жизни. Своим тульским крестьянам она дала вольную (до отмены крепостного права было еще далеко!), продала половину имения под Ярославлем. На нужды общежития шла и ее генеральская пенсия. В Москве нашлись меценаты для общины Тучковой.

Каждый год в день Бородинского сражения, 26 августа (по новому стилю 7 сентября), в храме шла торжественная служба, и совершалось поминовение погибших здесь русских воинов. Сама же Тучкова поминала погибших каждый день. В этот храм со всей России стали приезжать вдовы, невесты, сестры офицеров и солдат, погибших в Бородинской битве. Многие хотели остаться здесь, чтобы посвятить всю жизнь молитве. Так складывалась и росла Спасо-Бородинская община. Маргариту Михайловну стали называть Бородинской Отшельницей.


В один из приездов Тучковой в Троице-Сергиеву лавру митрополит Филарет предложил ей монашеский постриг, и она согласилась. Святитель Филарет дал ей для пострига свой клобук и рясу. 4 июля 1836 года в Троицком соборе Сергиевой лавры был совершен иноческий постриг Маргариты Михайловны в рясофор, и она возвратилась оттуда в Бородино уже как инокиня Мелания.

Вернувшись к сестрам инокиней, она обратилась к Императору Николаю I с просьбой о придании ее общине статуса женского монастыря. Разрешение было получено и первого января 1838 года был Высочайше утвержден доклад Святейшего синода о преобразовании Бородинского общежития в штатный монастырь с присвоением ему степени второклассного. Император Николай I пожертвовал деньги на строительство каменной ограды и теплой зимней церкви.


А 28 июня 1840 года митрополит Филарет совершил над Тучковой обряд великого пострижения с именем Марии и на следующий день возвел ее в сан игумении созданного ею Спасо-Бородинского монастыря. Имя Марии было выбрано в память о происшествии, случившемся с ней в день венчания с Александром Алексеевичем Тучковым, когда навстречу новобрачной выбежал юродивый с криком: «Мария, Мария, возьми посох!»
Почти 20 лет мать Мария была настоятельницей монастыря, дни и ночи проводя в трудах и заботах. Она построила еще один храм и собрала великолепный хор, послушать который приезжали даже из столицы. Как-то митрополит Филарет поинтересовался, довольна ли она своими сестрами. «Жаловаться мне не на кого,– последовал ответ,– только в том беда моя, что я грешная». Митрополит улыбнулся: «Наконец-то в моей епархии нашлась грешная игумения, а то с кем ни поговорю – все святые…»
Игумении Марии принадлежит инициатива проведения ежегодных Бородинских торжеств и круглосуточного поминовения русских воинов, которое совершалось в монастыре.


Летом 1837 года будущий наследник престола Александр Николаевич со своим окружением посетил Маргариту Тучкову и был потрясен вечной скорбью вдовы о погибших на Бородинском поле. После их посещения в 1839 году в честь 25-летия победы над Наполеоном на Бородинском поле был поставлен памятник погибшим за Россию. На памятнике – следующая надпись: «Отступили с честью, чтобы вернее победить».
Когда торжественно открывали памятник, Николай I поблагодарил вдову генерала Тучкова и представил ее иностранным представителям: «Это почтенная вдова, которая опередила меня и воздвигла памятник неподражаемый»,– и показал на Спасо-Бородинский монастырь. Храм, возведенный Тучковой, стал первым памятником героям Бородинской битвы. Государь посетил монастырь и келью Тучковой. Во время этой встречи по просьбе игумении Марии он даровал ей прощение брата Михаила. Обитель всегда пользовалась особым покровительством царского дома. Игумению Марию дважды приглашали ко Двору на обряд Миропомазания невест императорской фамилии.

Эти почести ничего не меняли в ее жизни: она оставалась скромной и и смиренной инокиней, заботливой матерью сестер обители, открытой любому человеку, ищущему у нее помощи и поддержки, чем снискала искреннюю любовь всех окрестных жителей.
Спасо-Бородинский монастырь обрел громкую славу во всей России, сюда непрестающим потоком шли паломники, многие знатные и богатые семьи становились жертвователями монастыря.

До последних дней жизни игумения Мария жила в скромном домике, среди посаженных ею самой сосен, тополей и кленов напротив усыпальницы мужа и сына. По послушанию митрополиту Филарету она рассталась с вещами, напоминавшими ей о муже и сыне, а последние письма мужа и посвященные ей стихи сожгла незадолго до кончины.

В конце жизни матушка Мария тяжело болела, скончалась она 29 апреля 1852 года, на 72 году жизни, и похоронена в Спасской церкви рядом с сыном и совсем недалеко от места гибели любимого мужа. Она прожила в браке шесть лет, вдовой – сорок… Внутри храма, налево от входа, был поставлен белый мраморный крест, на его темном подножии выбиты слова: «Помяни, Господи, во царствии Твоем Александра, на брани убиенного». Справа – плита, обнесенная позолоченной решеткой, на которой вырезано имя Николая Тучкова. Перед памятником – аналой с иконой «Всех скорбящих радость», которой А. А. Тучков, собираясь в свой последний поход, благословил сына.
По настоянию Митрополита Филарета, ее «сторожка» сохранялась как музей. Во время Великой Отечественной войны, когда на Бородинском поле снова шли кровавые бои, деревянная сторожка сгорела. Восстановление ее началось только в 1984 году, сейчас в ней находится музей.

В советское время обитель пережила тяжелые времена. Несмотря на то, что местные жители относились к ней с любовью и почтением, власти закрыли ее, многие сестры были арестованы, имущество разграблено. Не сохранились старые интерьеры храмов, в том числе соборный иконостас (ныне восстановлен). Монастырь был возвращен Церкви в 1992 году. Поток паломников, как и в прежние времена, не иссякает.


В Военной галерее Зимнего дворца в Санкт-Перетбурге висят портреты генералов – героев войны 1812 года, выполненные английским художником Д. Доу совместно с русскими художниками В. Поляковым и В. Голике. Портрет Александра Алексеевича Тучкова им пришлось копировать по рисунку А. Г. Варнека, но он признан одним из лучших портретов галереи. Однако самый лучший памятник Александру Тучкову воздвигла его вдова своей бессмертной и вечной любовью. Храм, выстроенный ею, до сих пор стоит на Бородинском поле.

Александр Трофимов

И ты, пример любви и верности святой,
Не в шуме суеты отрад себе искала.
Нет! Нет! лишь с верою и пламенной мольбой
Ты их пред алтарем священным обретала…

Да будь благословен священный твой обет!
Хотя земное все уже ты позабыла;
Но сердца твоего ввек не забудет свет:
Ты время грозное любовью победила.

Тучкова Маргарита Михайловна (2 января 1781 - 29 апреля 1852 ) - урождённая Нарышкина, впоследствии инокиня Мелания, игуменья Мария. Жена героя Отечественной войны 1812 года генерала А. А. Тучкова, сестра декабриста М. М. Нарышкина, основательница Спасо-Бородинского монастыря.

Биография

В 16 лет Маргарита Нарышкина вышла замуж за некоего Павла Ласунского. Брак был кратковременным: через два года Маргарита развелась с мужем - кутилой и игроком. Александр Тучков познакомился с ней ещё в пору первого несчастливого замужества. Молодые люди полюбили друг друга. Свадьба состоялась лишь в 1806 году: родители Нарышкиной долго не давали согласия на второй брак своей дочери. Маргарита сопровождала мужа во всех военных походах и только рождение сына Николая в 1811 году заставило её расстаться с Александром.

После Бородинского сражения Маргарита поехала на поле битвы искать тело мужа: из письма генерала Коновницына она знала, что Тучков погиб в районе Семёновского редута. Поиски среди десятков тысяч павших ничего не дали: тело Александра Тучкова так и не было найдено. Вдова приняла решение построить на свои средства на месте его гибели храм. Церковь Спаса Нерукотворного была освящена в 1820 году, сюда потянулись паломники со всей России. Сама Маргарита подолгу жила на Бородинском поле, в небольшом, специально построенном домике.

В 1826 году умирает единственный и горячо любимый сын Маргариты Тучковой: теперь ничто уже не держит её в миру. Николай Тучков был похоронен в церкви Спаса Нерукотворного, а его мать отдаётся главному делу всей последующей жизни - устройству нового женского монастыря. В 1838 году Тучкова принимает малый постриг под именем инокини Мелании. Спасо-Бородинская община по Высочайшему Повелению становится Спасо-Бородинским общежитийным монастырём 2-го класса в 1839 году. Пострижение инокини Мелании в мантию с принятием имени Марии произошло 28 июня 1840 года. На следующий день Мария стала игуменьей Спасо-Бородинского монастыря. Имя Марии было выбрано в память о происшествии, случившемся с ней в день второй свадьбы: навстречу новобрачной бежал юродивый с криком: «Мария, Мария, возьми посох!»

Список литературы:

    Мария Тучкова // Русский биографический словарь

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тучкова,_Маргарита_Михайловна

  1. Условия назначения трудовых пенсий в рамках реформирования пенсионной системы в России

    Дипломная работа >> Социология

    ...). А также использовались труды Захаровой М.Л., Тучковой Э., Долженковой Г.Д. и других авторов, ... начальником которой является Бархвиц Маргарита Алексеевна. Введена он была... М.: ЮРАЙТ, 2005; 7. Захаров М.Л., Тучкова Э. Пенсиона реформа в России. Экспертное...

  2. Дар

    Рассказ >> Литература и русский язык

    Тогда и обаятельной, рисующей, пишущей, музыцирующей Маргаритой Львовной. Его союз с русским художником... четырех дней пробивается косой луч: Тучкова -Огарева идет через зал в... да, -- вот и посылали их в рудники"; а Тучкова проплыла в сад, и косой луч погас...

  3. Проект внеклассного мероприятия, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 года

    Конспект урока >> История

    Погибших в 1812 году. По легенде Маргарита Нарышкина после того, как её ... поручениям при Главной квартире. 50 – Маргарита Тучкова Литература: 10 – Барклай де Толли... , «Щука и Кот». 30 - Александру Алексеевичу Тучкову , герою Отечественной войны 1812 года...

  4. Мартин – настолько большой артист, что я стал менять его роль, добавлять. « Как только смогла оставить ребенка, Маргарита добралась до этого проклятого Бородина. Для этого Маргарита продала все свои драгоценности, заложила имение в Туле и к 1820 году Спасская церковь (по имени иконы, которую подарил ей муж) была закончена. Работу художников, как и специалистов по визуальным эффектам следует отметить особо. Это придало мне сил и, как мне кажется, все получилось и срослось.

    В одну из ночей Маргарите приснился сон, будто муж подносит к ней на руках младенца Николеньку и говорит: «Вот все, что тебе осталось. » В тоже время она услышала таинственный голос, сказавший по-французски: «Твоя участь решится в Бородине. » Проснувшись в сильном волнении, генеральша поведала обо всем супругу. Я играю Ирину в спектакле «Три сестры» Андрея Сергеевича Кончаловского. Мощная актерская пара. А когда дошло до сцены безумия Ирины, у него мурашки по коже побежали.

    • Тучкова, Маргарита Михайловна это
    • Маргарита Тучкова // Смерть и жизнь на Бородинском поле
    • Алексей Мизгирев снял фильм о людях, которые защищают свою честь
    • 171Дуэлянт187:роман Дюма в декорациях Достоевского и с характерами Лермонтова
    • Юлия Хлынина – биография информация, личная жизнь

    По сути он заказчик этих убийств, а исполнитель – дворянин Яковлев. В июле 1822 г. их посетили Дмитрий Николаевич Свербеев (1799-1871), впоследствии дипломат и мемуарист и дальний родственник 8212 поэт, переводчик и путешественник Авраам Сергеевич Норов (1795-1869). На съемочной площадке было много трюковых элементов и он их исполнял сам. Было необходимо, чтобы речь звучала полноценно и легко. Игуменья Мария скончалась 29 апреля 1852 года, пережив своего Александра на 40 лет.

    Это осталось в картине. Едва она, с тяжелым сердцем, вернулась на стоялый двор, как все объяснилось. Герой Машкова, граф Беклемишев, – это второй главный герой.

    Для героя Владимира Машкова мир открыт. Петр Федоров очень ответственно отнесся к своей роли. Барон Старое – персонаж-немец играет его крупнейший немецкий артист Мартин Вуттке. К тому же, он частенько поднимал на жену руку.

    1. Отзыв: Фильм Дуэлянт (2016) – Дворянин не примет вызова от собаки обзор Александра Монами
    2. Юлия Хлынина:«Дуэлянт» – как оркестр, где у каждого своя партия»
    3. Парфюмер: История одного убийцы /
    4. Влюблённым предстояло расставание
    5. Не все мы умрем, но все изменимся
    6. Словари и энциклопедии на Академике
    7. Марфа Матвеевна Тучкова (Кожина)

    Правда, рассказанная через дуэльный кодекс. Его мать дружила с Нарышкинами и вскоре сумела убедить родителей Маргариты, что только ее сын сможет обеспечить их дочери достойную жизнь. Здесь и подкупленные секунданты и незаряженные пистолеты. Эта отправная точка заявлена изначально в описании фильма. Они зависят друг от друга и в то же время друг друга уничтожают.

    Она попросила об одном – отпустить на волю брата Михаила. Петр на это пошел. Для того, чтобы так безоглядно открыться, требуется смелость, даже большая, чем лечь в ледяную ванну. Все боялись за ее жизнь. В это время в великосветских гостиных блистал некий Ласунский.

    Маргарита Михайловна Тучкова родилась 2 января 1781 года в семье знатных родителей. Все было бесполезно – в носилки с раненым Александром попало ядро – от ее любимого не осталось ничего. Так что погребение прошло без хорового пения, положенного по православному обряду. С одной стороны история жанровая, с другой – реалистически достоверная.

    Они впервые вдвоем на экране. Долго она искала его среди сотен изувеченных трупов, разбросанных по полю. Так Маргарита Михайловна начала сопровождать мужа в военных походах (что в недалеком будущем повторит знаменитая «кавалерист-девица» Надежда Дурова) и стала настоящим подарком судьбы для всех солдат: она была им и за повара и за лекаря.

    Удивительно, что вместе они никогда не играли. Кроме того, в портфолио компании – телевизионные многосерийные фильмы «Белая гвардия» Сергея Снежкина, «Достоевский» и «Бесы» Владимира Хотиненко, ретро-детектив «Следователь Тихонов» по мотивам романов братьев Вайнеров. Свербеев Д. Н.

    Все открылось и родители ужаснувшись, стали хлопотать перед царем и Синодом о разводе. Однако после свадьбы все изменилось. И вот так родился фильм 171Дуэлянт187, оригинальная история, не основанная ни на чем, но опирающаяся на реальные истории дуэлей, во время которых был велик уровень подлости.

    Я никогда не выдумываю персонажам имена. Он понял, что я его женщина. У персонажа Петра Федорова, Яковлева, нет ничего, только честь.

    Брак был кратковременным и неудачным, через два года Маргарита развелась с мужем. Княжна Марфа Тучкова (Юлия Хлынина) проходит путь от «предмета обожания» Беклемешева до «трофея» его противника. Главный герой – бывший дворянин Яковлев (Петр Федоров) после долгих лет скитаний приезжает в Петербург 1855 года с одной-единственной целью – вернуть себе поруганную честь и отнятый дворянский титул. «Фильм «Дуэлянт» рассказывает драматичную, захватывающую и волнующую историю, с неожиданным и сильным героем, способную вызвать отклик у современной аудитории, – комментирует продюсер фильма Александр Роднянский. Легко представить себе, как непослушные пальцы рвали плотную бумагу. Дуэль – это очень русская история.

    Знаете, есть такой критерий актерского мастерства – быть или казаться. Я не был знаком с Федоровым до начала работы над фильмом. И мой молодой человек сказал, что именно тогда я поразила его своей внешностью.

    Мне жаль было ее насупившись, я смотрел на мать исподлобья». Однако Александр Тучков успокоил жену и приказал принести карту. Дуэль была кульминацией отношений. В итоге разрешение было получено. Герой Петра Федорова – трагический герой, которого надо было прожить, а не сыграть.

    Жизнь многообразнее, чем мы о ней думаем, к счастью. В голову приходило то, что приходит всем на свете женщинам. Главный герой картины совершает поступки в общем-то отвратительные – он убивает людей. Быстро обучившись в дороге искусству сестры милосердия, Маргарита Михайловна ловко зашивала солдатам рваные раны, накладывала повязки.

    На счету «Нон-Стоп Продакшн» – фильм «Сталинград» Федора Бондарчука, ставший в 2013-м году самым кассовым фильмом в современной истории российской киноиндустрии со сборами в мировом прокате в 72 млн. За спаррингом Федорова и Машкова интересно следить. Да и не нужно. Нам важна достоверность. Но однажды Маргарите передали небольшой конверт. Но различие героев Петра Федорова и Кристофера Уокена налицо.

    Кто мог тогда подумать, что неизвестное село Бородино войдет в историю России. Нисколько не смущаясь, Ласунский продолжал вести разгульную жизнь, а Маргарита не отваживалась рассказать родителям правду. Горе сразило Тучкову. И артист абсолютно мужественно терпел боль, пока не прозвучала команда «Стоп. » Это опасно и Петр и я это понимали, но в нем была такая внутренняя заряженность сыграть именно в таких предлагаемых обстоятельствах, что он даже не простыл. В противовес герою Петра Федорова, который убивает, но живописно мучается, Владимир Машков (граф Беклемешев) в «Дуэлянте» однозначно отвратителен и по-шекспировски коварен, даже извечный «детский синдром» излюбленный прием американских режиссеров, объясняющих кровожадность маньяков травмой, нанесенной в дремучем детстве, не спасает ситуацию.

    Он пророс в эту роль. Похождения ее мужа не могли долго оставаться неизвестными родителям Маргариты. Их разлучили не только родительская воля, но и отъезд Александра за границу. Был октябрь и все поле было завалено непохороненными телами. Это знакомый и незнакомый город, но он именно свой, такой, каким его знаем мы. Причем у нас получилось очень романтичное знакомство.

    В 1837 году на Бородинском поле отмечалось 25-летие войны 1812 года. И я бы не сказал, что там однозначно понятно, кто кого. Разница между тем, где он хороший, а где плохой, фактически не читается. Фильмы, подобные «Дуэлянту», ругать нельзя. Государь навестил больную и на прощание спросил, что он может сделать для нее.

    Временами мы видим не классическую дуэль, а игру «в орлянку». На голубом листке оказались стихи, написанные по-французски, каждая строфа заканчивалась словами: « ». Это фантастика для большого экрана, каким является формат IMAX. в своих записках так описал встречи с «еще молодой, еще красивой и в самом деле привлекательной» Тучковой М. М. : «Норов узнал, что за городом, в Екатеринентале, находится его родственница, вдова убитого под Бородиным генерала Тучкова и на другой же день мы к ней отправились. Не замужем, но состоит в отношениях и называет своего молодого человека женихом.

    Вуттке справился с ролью легко и изящно. У героев разные возможности. Важнейший персонаж, важнейшее силовое поле, на котором держится история. И хотя она не была святой и не являла чудеса исцеления, не была внесена в церковные анналы как праведница и страстотерпица, но эта женщина сделала столько добра, что когда ее хоронили, все монахини плакали и не могли петь. Она потеряла чувство времени и пространства, не воспринимала лица, не могла говорить.

    Он не имеет отношения к миру кино – окончил МГИМО, старше Юлии на пять лет. Ее волосы быстро выгорели на солнце, а лицо обветрилось. – Новейший технологический инструментарий, технологические инновации, масштаб производства и точность проработки деталей эпохи в сочетании с впечатляющим эффектом зрительского погружения IMAX помогут превратить «Дуэлянта» в настоящее зрелище и позволят перенести зрителей в неожиданный и интригующий мир дворянского Петербурга 19 века и пережить настоящее приключение.

    Мне не хотелось делать примитивную пару «хороший-плохой». И не пытайтесь угадать улицы: кроме Зимней канавки вы ничего не узнаете. Петр этого не делал. Вскоре брат вернулся с каторги. И, оказывается, существует малоизвестный параграф о замене.

    Вот Петр – это не казаться, Петр – это быть. И это связано не только с правдой тела, но, прежде всего, с правдой эмоции. Я всегда отталкиваюсь от какого-то набора фамилий, которые существуют в том времени, в тех предлагаемых обстоятельствах. Вряд ли эта просьба понравилась царю, но отказать Тучковой он не смог. Их просто смотрят в комфортабельных залах ультрасовременных кинотеатров под мерный хруст попкорна, а после говорят: «Да, хороший был вечер8230».

    Надо не столько фантазировать, сколько прислушиваться. Санкт-Петербург был сильным, передовым городом, мегаполисом империи, городом-лидером. Я никогда этого не делаю. Он пришел ко мне на спектакль. Они оба убивают людей, оба конфликтуют с миром.

    Поведенческая логика главных персонажей иногда совпадает, как ни странно. Таки образом, абсолютно чужой человек может пострадать или стать убийцей. Там подробная инструкция о том, что такое дуэль.

    Понятия самой Маргариты о браке были еще очень неопределенными (ей было 16 лет), а Ласунский был так привлекателен. Я впервые работал с немецкими артистами (в фильм играет также Франциска Петри) и они, признаюсь, поразили меня своей дисциплиной, собранностью и готовностью к работе. До последних дней своей жизни она жила в доме напротив усыпальницы мужа и сына. «Дуэлянт» выпущен компанией «Нон-Стоп Продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова, являющейся одной из компаний-лидеров отечественного киноиндустрии. Слишком хорошие артисты были у меня в руках.

    Маргарита вышла замуж в шестнадцать лет и, наверное, была уверена в своем счастье. Но муж оказался картежником и кутилой. В родном доме ее называли огоньком. А тут в считанные месяцы от огонька ничего не осталось. Поникла, погасла. И вдруг появился он...

    Александр Тучков, младший из четырех братьев-генералов, людей того высокого уровня долга и чести, на которых держалась русская армия, оказался в гостях в доме Маргариты совершенно случайно. Современники писали, что редко в ком внешние и внутренние достоинства сочетались в такой абсолютной гармонии, как в молодом Тучкове. На портрете, который висит в галерее героев 1812 года в Эрмитаже, он, боевой офицер, выглядит поэтом, вдохновенным и мечтательным. Это обаяние его прекрасного облика отражено и в стихотворении Марины Цветаевой:

    Ах, на гравюре полустертой,

    В один великолепный миг,

    Я встретила, Тучков-четвертый,

    Ваш нежный лик.

    И вашу хрупкую фигуру,

    И золотые ордена...

    Лучшие дня

    И я, поцеловав гравюру,

    Не знала сна.

    Довольно легко представить себе, что «не знала сна» и Маргарита Нарышкина: перед ней был живой Тучков. Тут же влюбленный в нее, очарованный умной и милой ее речью, прекрасным голосом, сиянием изумрудных глаз...

    И хотя гордая и сильная Маргарита до своих семейных проблем никого не допускала ни на шаг, мать узнала о несчастье дочери и довольно быстро добилась развода, чему в немалой степени способствовала «положительная» репутация Маргаритиного мужа. Однако, когда Тучков решил посвататься к Маргарите, ее мать отказала ему наотрез: «Ей ли о новом замужестве думать?»

    Можно сколько угодно иронизировать над строгостью нравов домостроя. Но как знать, не владела ли стариками Нарышкиными мысль, что коли суждено дочери стать женой Тучкова, то от судьбы не убежать, а испытательный срок все же необходим.

    Дочь Нарышкиных отреагировала согласно своему эмоциональному впечатлительному характеру: свалилась в горячке. Их разлучили не только родительская воля, но и отъезд Александра за границу. В голову приходило то, что приходит всем на свете женщинам. Ну, нужна ли она ему, разведенная, измученная незадавшейся жизнью, не первой по тем временам молодости? Она стремилась никогда не завидовать хорошеньким подругам, пока не встретила Александра. А вот теперь мучилась, что некрасива. А он? Любая девушка сочла бы за счастье носить его фамилию. Вот и уехал он, не попрощавшись...

    Но однажды Маргарите передали небольшой конверт. Легко представить себе, как непослушные пальцы рвали плотную бумагу. На голубом листке оказались стихи, написанные по-французски, каждая строфа заканчивалась словами:

    «Кто владеет моим сердцем? Прекрасная Маргарита!»

    Верила ли она этому? Скорее всего, да. Потому что мы такие, какими нас видят любимые. Если прекрасными, значит, так оно и есть.

    Но... прошло еще целых четыре года, прежде чем они поженились. Маргарите было 25 лет, Александру - 29.

    Скорее всего, горечь первого замужества удвоила в Маргарите способность любить. Ведь и Ромео перед встречей с Джульеттой вздыхал по Розалине. Вот и на Маргариту обрушилась истинная любовь после пробы любви, питаемой скорее девичьими грезами. Появился Александр, и она, вероятнее всего, боялась отпустить и потерять его...

    Наверное, так оно и было, как в красивых старинных романах: «Их разлучит только смерть...»

    Но с гибелью Александра их духовная связь не была нарушена. История этой любви могла бы лечь в основу большого романа. Быть может, даже приключенческого... Вот коляска у ступеней счастливого дома. Сейчас Маргарита - высокая, стройная, светящаяся - сбежит по ним, чтобы поцеловать мужа на прощание: ведь впереди снова военный поход. Но обомлевший Тучков видит ее в мужском костюме. Никакие уговоры не помогли. Она сопровождала его всюду... Да, женам русских генералов разрешалось следовать за мужьями фронтовыми дорогами, но сколь немногие воспользовались этой возможностью! Можно ли их за это осуждать? Война есть война... После долгих переходов Маргарита от усталости замертво падала на руки мужа. Но деятельный, неунывающий характер помогал ей переносить тяготы. Она училась стойко терпеть зрелище смерти, перевязывать раненых, ухаживать за ними, выслушивать последнее слово умирающего... Только гул артиллерии, когда дрожит под ногами земля и все застилает пороховой дым, лишал ее этого самообладания. Ей, остававшейся во время битв в обозе, были невыносимы часы ожидания. Однажды, вспоминали близкие ее рассказ, среди ночи Маргарита проснулась от странного сна. Во всю ширь темного неба наливались кровью буквы, складываясь в одно незнакомое слово: «Бородино». Маргарита разбудила мужа. Он приподнялся на соломенной груде, укутал жену плащом: «Бородино? Право, не знаю. Наверное, это где-то в Италии». Он знал ее беспокойный нрав и старался погасить тревогу: «Что ты? Не волнуйся... Я же с тобой». Наверное, особый дар любви дает право на «сверхчувство». Пусть никакая наука пока не может этого объяснить, мы-то с вами знаем, что оно существует. Разве материнское сердце, чуящее «неладное», не пример тому? А безотчетная тревога? Маргарите дано было на несколько лет вперед заглянуть в свою судьбу, почувствовать ту незримую опасность, тот рубеж, что положит предел ее счастью. А с рождением сына, названного в честь старшего Тучкова Николаем, счастье это стало полным, совершенным.

    Летом 1812 года с западных рубежей потянуло порохом войны. Из горящего Смоленска они отступали вместе: русская армия, генерал Тучков, Маргарита с Николенькой, которому не исполнилось и года. Гражданское чувство, быть может, до сей поры дремавшее в ней, дало себя знать. Пришло сознание того, что она, Маргарита, - дочь своей земли, подвергнутой огню и разорению. А ведь в ее с Александром жизни все могло быть иначе. Перед самым вторжением французов Тучков решил выйти в отставку. Маленький сын, любимая жена - втроем они хотели поселиться где-нибудь подальше от шумных столиц.

    Как хотелось Александру заняться хозяйством, добраться наконец до своей библиотеки! А начнет подрастать сын, надо будет учить и его. Это и есть счастье... Но в который раз в бесчисленной смене российских поколений все сминается войной. Задуманное отложилось «на потом». О личном в общей беде Тучковым думать не полагалось. Мать Елена Яковлевна пуще жизни наказывала сыновьям беречь честь. Да и Маргарита знала, что мольбы, ее отчаяние и предчувствие горя не остановят Александра и давний непонятный сон не замедлит обернуться явью...

    Смерть догоняла Тучкова на Бородинском поле дважды. Роты Ревельского полка редели на глазах, казалось, не было силы, способной поднять людей в контратаку. Александр схватил древко знамени, обернулся к своим пехотинцам: «Трусите, ребята? Так я один пойду...» Они не отпустили его одного... Раненный Тучков упал на руки своих солдат. Они попытались вынести любимого командира, но тут их всех настигло ядро...

    Это случилось 26 августа 1812 года. Узнав о судьбе своих сыновей - Николай смертельно ранен, Павел попал в плен, Александр убит - матушка их, Елена Яковлевна, без крика и слез опустилась на колени, сказала: «Твоя, Господи, воля...» Потом попросила поднять ее: глаза больше не видели. Отыскали лучшего лекаря. Но она сказала: «Не надо. Мне не на кого больше смотреть...» Женщины старой России... Много ли мы знаем о них? И почему так редко задаемся простым вопросом: а откуда они взялись - блистательная череда героев 1812 года, декабристы, люди искусства, писатели и поэты, первооткрыватели науки, отважные земле- и морепроходцы, государственные деятели - все те, кому Россия обязана своей сильного и могучего государства? Почему забываем мы, что все они - дети своих матерей, взращенные их любовью, наученные их словом и примером?

    Оставив маленького сына родственникам, Маргарита Михайловна поехала разыскивать тело убитого мужа... Что гнало ее к страшному месту, к огромной незакрытой могиле семидесяти тысяч человек? Ведь она была очень нервная, до болезненности впечатлительная от природы. И мучилась этим. Двое суток искала она своего Александра.

    С ней рядом находился монах из Лужецкого монастыря. Они ходили вместе, и он кропил павших святой водой. Она знала примерно место, где погиб муж. Это был Семеновский редут. Самое пекло. Сущий ад. Письмо с описанием последних минут жизни Тучкова, а также карту, где крестиком отмечено место его гибели, прислал ей генерал Коновницын. И письмо, и карта каким-то чудом сохранились. Сейчас они находятся в Бородинском музее. Поиски результатов не дали. Это давало Маргарите надежду. А вдруг ошибка? А вдруг он в плену? Затем она вернулась домой. И продолжала не верить в то, что Александр погиб. Просыпалась среди ночи и бежала через лес на большой тракт. Ей казалось, что возвращается муж, и она его встретит. Ее приводили домой, опасались за рассудок... Нет, она не сошла с ума, осталась жить все по той же причине, которая заставляет многих женщин превозмогать отчаяние во все века и во все лихолетья. Они обязаны были жить. Надо было растить детей, угадывать в их взрослеющих лицах повторение любимых черт...

    Сын подрастал и делался похожим на отца. Среди реликвий, которые бережно хранятся в Спасо-Бородинском монастыре, есть написанная девятилетним Николаем записка: «Матушка, жизнь моя! Если бы я мог показать Вам свое сердце, Вы нашли бы в нем Ваше имя». Она расставалась с ним только тогда, когда тоска гнала ее на землю, спрятавшую Александра. Скоро на краю поля выросла сторожка, где Маргарита жила наездами. Она, по существу, сделалась первой хранительницей этого памятного для истории России места.

    В 1820 году, распродав свои драгоценности, она поставила на месте гибели мужа небольшой храм Спаса Нерукотворного. Потянулись сюда вдовы со всех российских губерний помолиться за убиенных мужей. Да и любой человек, увидев скромную главку церкви, снимал шапку, поминая благодарным словом защитников русской земли.

    После и в России, и за ее пределами поднялись памятники героической эпохи 1812 года, но ни в один из них не вложено столько любви и скорби, как в тот, что стоит на краю Бородинского поля. Судьба уготовила Маргарите еще один удар: умер пятнадцатилетний Николенька. Она похоронила его под сводами Спаса Нерукотворного. Теперь весь огромный мир сосредоточился для нее на Бородинской земле. Постепенно ее сторожка сделалась центром притяжения для тех, кто искал утешения и понимания среди таких же, обездоленных войной. Положив все свое состояние на возведение жилищ для вдов, матушка Мария, та, что когда-то была Маргаритой Тучковой, с энергией отдалась делу устройства нового женского монастыря. Монастырская жизнь держалась на каждодневном упорном труде, а большое хозяйство - на рачительном присмотре. Матушка Мария, душа печальной семьи, была добра и ровна со всеми, ничем не выделяя себя среди подруг по несчастью. В трудах и заботах шел день за днем, и едва ли кто видел, как падала игуменья на холодную плиту, отчаянно и напрасно произнося чье-то имя...

    От станции Бородино к Спасо-Бородинскому монастырю ведет широкая дорога. Красные стены его видны издали. Здесь, в музее, хранится единственный из известных на настоящее время портретов инокини Марии. Непроницаемо и отрешенно немолодое лицо. Может быть, именно такой видели Тучкову те, кто, попав в Бородино, считал своим долгом засвидетельствовать ей уважение. Были среди них люди разные: царь Николай I и высокие царские сановники, поэты и писатели, ветераны, чью молодость крестил огонь знаменитого сражения, простой люд, наслышанный о необыкновенной женщине... Но, пожалуй, лишь жены декабристов, вернувшиеся с мужьями из ссылки и навещавшие игуменью Марию, могли до конца понять ее. Они-то знали, что такое любовь и верность. И самоотречение во имя любимых им давалось без лишних рассуждений, без слез по самой себе.

    Что ощущали другие, глядя на заточившую себя в монашескую келью бывшую «генеральшу»? Наверное, жалели ее. Многим ли из них пришла в голову мысль, что они видят перед собой женщину, познавшую всю полноту счастья? Даже чуткие поэты, певцы возвышенных чувств, вряд ли могли предположить, как бледнеет это перед земной и вечной любовью, продолжавшей жить в душе монахини. Умерла игуменья Мария ранней весной, когда из молодой рощицы за монастырской оградой стал доноситься веселый пересвист птиц, вернувшихся в родные места из заморских стран.

    (1852-04-29 ) (72 года)

    Маргарита Михайловна Нарышкина , в 1-м браке Ласунская , во 2-м браке Тучкова (2 января (17800102 ) - 29 апреля , Бородино) - основательница Спасо-Бородинского монастыря (как инокиня Мелания и игуменья Мария ).

    Биография

    Старшая дочь подполковника Михаила Петровича Нарышкина от брака с княжной Варварой Алексеевной Волконской . Имя своё получила в честь бабушки по матери, Маргариты Родионовны Кошелевой , которая, в свою очередь, была названа в честь своей матери «Гриты», или Маргариты Глюк - дочери пастора Глюка .

    Кроме Маргариты, в семье Нарышкиных росло ещё пять дочерей и два сына. Девочка с самых ранних лет отличалась страстным, нервным и восприимчивым характером, любила чтение и музыку и была одарена замечательным голосом. Она была высокого роста и очень стройна, но черты лица были неправильны, и единственная её красота состояла в поразительной белизне кожи и в живом выражении зелёных глаз.

    Первый брак

    В 16 лет Маргарита Михайловна вышла замуж за Павла Михайловича Ласунского, сына генерал-поручика М. Е. Ласунского . Генеральская вдова, будучи весьма дружна с Нарышкиными, условилась о браке их детей. Павел Ласунский охотно согласился на женитьбу благодаря светскому положению и приданому невесты. Что касается Маргариты, то она была юна, ей было достаточно, что жених отлично говорит по-французски, красив и умен.

    Брак был кратковременным и неудачным, через два года Маргарита развелась с мужем. Ласунский оказался кутилой и игроком, всё время он проводил с друзьями; будучи человеком развратным, он предложил жене не скучать и выбрать себе предмет развлечения в кружке его приятелей. Тайна супружеских отношений стала известна матери Маргариты, Варваре Алексеевне, и она потребовала немедленного развода. Репутация молодого Ласунского была уже настолько известна в Петербурге, что развод был получен легко. Маргарита Михайловна получила позволение вернуться, под именем девицы Нарышкиной, в дом родителей.

    Второй брак

    С Александром Тучковым Маргарита Михайловна познакомилась ещё в пору первого несчастливого замужества. Молодые люди полюбили друг друга. Узнав о разводе, он не замедлил посвататься. Но Нарышкины были так напуганы неудачей первого брака дочери, что ответили отказом. Они долго не давали согласия на её второй брак. Свадьба состоялась лишь в 1806 году и для 25-летней Маргариты Михайловны наступили короткие годы полного счастья замужества. Она гордилась красотой мужа, которого сравнивали в обществе с Аполлоном, его храбростью и доблестью.

    Маргарита Михайловна сопровождала мужа в шведском походе и разделяла с ним все трудности военной жизни, сопровождая его не раз верхом в форме денщика, спрятав косу под фуражку, поскольку женам было запрещено находиться при армии в походе. В её лице впервые в русской армии появилась сестра милосердия. Она создавала пункты питания для голодающего населения в местностях, охваченных боями. В Финляндской кампании она жила в лютую стужу в палатке, ей приходилось пробираться с войсками среди снежных заносов, переправляться через реки по пояс в ледяной воде.

    В 1812 году Маргарита Михайловна не могла следовать за мужем. В это время она схоронила старшего сына, младшего Николая отняла от груди, она кормила его сама. Было решено, что она проводит мужа до Смоленска и отправится к родителям в Москву. Из Москвы Нарышкины уехали в своё костромское имение, Маргарита Михайловна пожелала остановиться в уездном городке Кинешме , где 1 сентября 1812 года узнала от брата Кирилла Михайловича о смерти мужа, убитого в Бородинском сражении .

    Кирилл Михайлович Нарышкин был адъютантом Барклай-де-Толли , он ехал в армию и заехал к сестре, чтобы сообщить о смерти её мужа. В продолжение нескольких лет Маргарита Михайловна не могла видеть брата, чтобы не вспоминать о их встрече в Кинешме, и с ней делалось дурно при его появлении.

    По преданию Маргарита Михайловна предчувствовала гибель мужа: во сне она услышала слова «Твоя участь решится в Бородине» («Ton sort finira à Borodino») . Это случилось задолго до сражения под Бородино. Она и муж безуспешно искали на карте название селения и не нашли его в карманном географическом атласе.

    Вдовство

    Маргарита поехала на поле битвы искать тело мужа: из письма генерала Коновницына она знала, что Тучков погиб в районе Семёновского редута. Поиски среди десятков тысяч павших ничего не дали: тело Александра Тучкова так и не было найдено. Она принуждена была вернуться домой.

    Перенесенные ею ужасы так отразились на её здоровье, что некоторое время домашние опасались за её рассудок. Немного оправившись, она приняла решение построить на свои средства на месте гибели мужа храм. Она продала свои бриллианты и при содействии императрицы Марии Фёдоровны купила три десятины земли, где в 1818 году начала строить Храм Спаса Нерукотворного. Наблюдая за постройкою церкви, Тучкова жила с сыном Николаем и его француженкой-гувернанткой в небольшой сторожке.

    Первоначально Тучкова предполагала поставить лишь небольшую часовню, но Александр I пожаловал ей 10 тысяч рублей, на эти средства в 1820 году была построена и освящена каменная церковь-храм, сюда потянулись паломники со всей России. Сама Маргарита подолгу жила на Бородинском поле, в небольшом, специально построенном домике.

    Свою жизнь Тучкова решила посвятить памяти мужа и воспитанию единственного сына Коко , так ласково она его звала. В своих записках Д. Н. Свербеев писал о своём пребывании в Ревеле :

    День походит на день: утреня, обедня, потом чай, немного чтения, обед, вечерня, незначащее рукоделье, а после короткой молитвы - ночь, вот вся жизнь. Скучно жить, страшно умереть. Милосердие Господне, Его любовь - вот моё упование, тем и кончу!

    В разбитой жизни своей Тучкова искала утешения в помощи несчастным и бедным: помогала окружающему населению, лечила больных и привлекала желающих разделить с ней труды на пользу ближнего. Она отдаётся главному делу всей последующей жизни - устройству нового женского монастыря. В 1838 году Тучкова принимает малый постриг под именем инокини Мелании. Спасо-Бородинская община по Высочайшему Повелению становится Спасо-Бородинским общежитийным монастырём 2-го класса в 1839 году . Во время торжественного открытия Бородинского памятника в 1839 году Император Николай I посетил монастырь и келью Тучковой. Она, вынесшая столько страданий, произвела сильное впечатление на императора. Он даровал ей прощение её брата Михаила, и в 1840 году вызвал в Петербург, чтобы быть восприемницею супруги наследника, Марии Александровны , с которой она вела переписку до своей смерти.

    Пострижение инокини Мелании в мантию с принятием имени Марии произошло 28 июня 1840 года . На следующий день Мария стала игуменьей Спасо-Бородинского монастыря. Возведение в игуменьи было проведено по чину рукоположения в диакониссы. Имя Марии было выбрано в память о происшествии, случившемся с ней в день второй свадьбы: навстречу новобрачной бежал юродивый с криком: «Мария, Мария, возьми посох!» Под своей камилавкой и монашеской мантией, Тучкова оставалась вполне светской женщиной и, при редких своих появлениях в свет и при дворе, пленяла всех своей блестящей речью и изяществом приемов.

    Маргарита Михайловна Тучкова скончалась 29 апреля 1852 года и была погребена в Спасском храме монастыря (возведённом около места, где погиб Тучков), рядом с сыном.

    Напишите отзыв о статье "Тучкова, Маргарита Михайловна"

    Примечания

    Ссылки

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

    Отрывок, характеризующий Тучкова, Маргарита Михайловна

    В это время Петя, в первой комнате, увидав и схватив сабли, и испытывая тот восторг, который испытывают мальчики, при виде воинственного старшего брата, и забыв, что сестрам неприлично видеть раздетых мужчин, отворил дверь.
    – Это твоя сабля? – кричал он. Девочки отскочили. Денисов с испуганными глазами спрятал свои мохнатые ноги в одеяло, оглядываясь за помощью на товарища. Дверь пропустила Петю и опять затворилась. За дверью послышался смех.
    – Николенька, выходи в халате, – проговорил голос Наташи.
    – Это твоя сабля? – спросил Петя, – или это ваша? – с подобострастным уважением обратился он к усатому, черному Денисову.
    Ростов поспешно обулся, надел халат и вышел. Наташа надела один сапог с шпорой и влезала в другой. Соня кружилась и только что хотела раздуть платье и присесть, когда он вышел. Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые. Соня убежала, а Наташа, взяв брата под руку, повела его в диванную, и у них начался разговор. Они не успевали спрашивать друг друга и отвечать на вопросы о тысячах мелочей, которые могли интересовать только их одних. Наташа смеялась при всяком слове, которое он говорил и которое она говорила, не потому, чтобы было смешно то, что они говорили, но потому, что ей было весело и она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом.
    – Ах, как хорошо, отлично! – приговаривала она ко всему. Ростов почувствовал, как под влиянием жарких лучей любви, в первый раз через полтора года, на душе его и на лице распускалась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома.
    – Нет, послушай, – сказала она, – ты теперь совсем мужчина? Я ужасно рада, что ты мой брат. – Она тронула его усы. – Мне хочется знать, какие вы мужчины? Такие ли, как мы? Нет?
    – Отчего Соня убежала? – спрашивал Ростов.
    – Да. Это еще целая история! Как ты будешь говорить с Соней? Ты или вы?
    – Как случится, – сказал Ростов.
    – Говори ей вы, пожалуйста, я тебе после скажу.
    – Да что же?
    – Ну я теперь скажу. Ты знаешь, что Соня мой друг, такой друг, что я руку сожгу для нее. Вот посмотри. – Она засучила свой кисейный рукав и показала на своей длинной, худой и нежной ручке под плечом, гораздо выше локтя (в том месте, которое закрыто бывает и бальными платьями) красную метину.
    – Это я сожгла, чтобы доказать ей любовь. Просто линейку разожгла на огне, да и прижала.
    Сидя в своей прежней классной комнате, на диване с подушечками на ручках, и глядя в эти отчаянно оживленные глаза Наташи, Ростов опять вошел в тот свой семейный, детский мир, который не имел ни для кого никакого смысла, кроме как для него, но который доставлял ему одни из лучших наслаждений в жизни; и сожжение руки линейкой, для показания любви, показалось ему не бесполезно: он понимал и не удивлялся этому.
    – Так что же? только? – спросил он.
    – Ну так дружны, так дружны! Это что, глупости – линейкой; но мы навсегда друзья. Она кого полюбит, так навсегда; а я этого не понимаю, я забуду сейчас.
    – Ну так что же?
    – Да, так она любит меня и тебя. – Наташа вдруг покраснела, – ну ты помнишь, перед отъездом… Так она говорит, что ты это всё забудь… Она сказала: я буду любить его всегда, а он пускай будет свободен. Ведь правда, что это отлично, благородно! – Да, да? очень благородно? да? – спрашивала Наташа так серьезно и взволнованно, что видно было, что то, что она говорила теперь, она прежде говорила со слезами.
    Ростов задумался.
    – Я ни в чем не беру назад своего слова, – сказал он. – И потом, Соня такая прелесть, что какой же дурак станет отказываться от своего счастия?
    – Нет, нет, – закричала Наташа. – Мы про это уже с нею говорили. Мы знали, что ты это скажешь. Но это нельзя, потому что, понимаешь, ежели ты так говоришь – считаешь себя связанным словом, то выходит, что она как будто нарочно это сказала. Выходит, что ты всё таки насильно на ней женишься, и выходит совсем не то.
    Ростов видел, что всё это было хорошо придумано ими. Соня и вчера поразила его своей красотой. Нынче, увидав ее мельком, она ему показалась еще лучше. Она была прелестная 16 тилетняя девочка, очевидно страстно его любящая (в этом он не сомневался ни на минуту). Отчего же ему было не любить ее теперь, и не жениться даже, думал Ростов, но теперь столько еще других радостей и занятий! «Да, они это прекрасно придумали», подумал он, «надо оставаться свободным».
    – Ну и прекрасно, – сказал он, – после поговорим. Ах как я тебе рад! – прибавил он.
    – Ну, а что же ты, Борису не изменила? – спросил брат.
    – Вот глупости! – смеясь крикнула Наташа. – Ни об нем и ни о ком я не думаю и знать не хочу.
    – Вот как! Так ты что же?
    – Я? – переспросила Наташа, и счастливая улыбка осветила ее лицо. – Ты видел Duport"a?
    – Нет.
    – Знаменитого Дюпора, танцовщика не видал? Ну так ты не поймешь. Я вот что такое. – Наташа взяла, округлив руки, свою юбку, как танцуют, отбежала несколько шагов, перевернулась, сделала антраша, побила ножкой об ножку и, став на самые кончики носков, прошла несколько шагов.
    – Ведь стою? ведь вот, – говорила она; но не удержалась на цыпочках. – Так вот я что такое! Никогда ни за кого не пойду замуж, а пойду в танцовщицы. Только никому не говори.
    Ростов так громко и весело захохотал, что Денисову из своей комнаты стало завидно, и Наташа не могла удержаться, засмеялась с ним вместе. – Нет, ведь хорошо? – всё говорила она.
    – Хорошо, за Бориса уже не хочешь выходить замуж?
    Наташа вспыхнула. – Я не хочу ни за кого замуж итти. Я ему то же самое скажу, когда увижу.
    – Вот как! – сказал Ростов.
    – Ну, да, это всё пустяки, – продолжала болтать Наташа. – А что Денисов хороший? – спросила она.
    – Хороший.
    – Ну и прощай, одевайся. Он страшный, Денисов?
    – Отчего страшный? – спросил Nicolas. – Нет. Васька славный.
    – Ты его Васькой зовешь – странно. А, что он очень хорош?
    – Очень хорош.
    – Ну, приходи скорей чай пить. Все вместе.
    И Наташа встала на цыпочках и прошлась из комнаты так, как делают танцовщицы, но улыбаясь так, как только улыбаются счастливые 15 летние девочки. Встретившись в гостиной с Соней, Ростов покраснел. Он не знал, как обойтись с ней. Вчера они поцеловались в первую минуту радости свидания, но нынче они чувствовали, что нельзя было этого сделать; он чувствовал, что все, и мать и сестры, смотрели на него вопросительно и от него ожидали, как он поведет себя с нею. Он поцеловал ее руку и назвал ее вы – Соня. Но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и нежно поцеловались. Она просила своим взглядом у него прощения за то, что в посольстве Наташи она смела напомнить ему о его обещании и благодарила его за его любовь. Он своим взглядом благодарил ее за предложение свободы и говорил, что так ли, иначе ли, он никогда не перестанет любить ее, потому что нельзя не любить ее.
    – Как однако странно, – сказала Вера, выбрав общую минуту молчания, – что Соня с Николенькой теперь встретились на вы и как чужие. – Замечание Веры было справедливо, как и все ее замечания; но как и от большей части ее замечаний всем сделалось неловко, и не только Соня, Николай и Наташа, но и старая графиня, которая боялась этой любви сына к Соне, могущей лишить его блестящей партии, тоже покраснела, как девочка. Денисов, к удивлению Ростова, в новом мундире, напомаженный и надушенный, явился в гостиную таким же щеголем, каким он был в сражениях, и таким любезным с дамами и кавалерами, каким Ростов никак не ожидал его видеть.

    Вернувшись в Москву из армии, Николай Ростов был принят домашними как лучший сын, герой и ненаглядный Николушка; родными – как милый, приятный и почтительный молодой человек; знакомыми – как красивый гусарский поручик, ловкий танцор и один из лучших женихов Москвы.
    Знакомство у Ростовых была вся Москва; денег в нынешний год у старого графа было достаточно, потому что были перезаложены все имения, и потому Николушка, заведя своего собственного рысака и самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги, самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами, проводил время очень весело. Ростов, вернувшись домой, испытал приятное чувство после некоторого промежутка времени примеривания себя к старым условиям жизни. Ему казалось, что он очень возмужал и вырос. Отчаяние за невыдержанный из закона Божьего экзамен, занимание денег у Гаврилы на извозчика, тайные поцелуи с Соней, он про всё это вспоминал, как про ребячество, от которого он неизмеримо был далек теперь. Теперь он – гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием, готовит своего рысака на бег, вместе с известными охотниками, пожилыми, почтенными. У него знакомая дама на бульваре, к которой он ездит вечером. Он дирижировал мазурку на бале у Архаровых, разговаривал о войне с фельдмаршалом Каменским, бывал в английском клубе, и был на ты с одним сорокалетним полковником, с которым познакомил его Денисов.
    Страсть его к государю несколько ослабела в Москве, так как он за это время не видал его. Но он часто рассказывал о государе, о своей любви к нему, давая чувствовать, что он еще не всё рассказывает, что что то еще есть в его чувстве к государю, что не может быть всем понятно; и от всей души разделял общее в то время в Москве чувство обожания к императору Александру Павловичу, которому в Москве в то время было дано наименование ангела во плоти.
    В это короткое пребывание Ростова в Москве, до отъезда в армию, он не сблизился, а напротив разошелся с Соней. Она была очень хороша, мила, и, очевидно, страстно влюблена в него; но он был в той поре молодости, когда кажется так много дела, что некогда этим заниматься, и молодой человек боится связываться – дорожит своей свободой, которая ему нужна на многое другое. Когда он думал о Соне в это новое пребывание в Москве, он говорил себе: Э! еще много, много таких будет и есть там, где то, мне еще неизвестных. Еще успею, когда захочу, заняться и любовью, а теперь некогда. Кроме того, ему казалось что то унизительное для своего мужества в женском обществе. Он ездил на балы и в женское общество, притворяясь, что делал это против воли. Бега, английский клуб, кутеж с Денисовым, поездка туда – это было другое дело: это было прилично молодцу гусару.
    В начале марта, старый граф Илья Андреич Ростов был озабочен устройством обеда в английском клубе для приема князя Багратиона.
    Граф в халате ходил по зале, отдавая приказания клубному эконому и знаменитому Феоктисту, старшему повару английского клуба, о спарже, свежих огурцах, землянике, теленке и рыбе для обеда князя Багратиона. Граф, со дня основания клуба, был его членом и старшиною. Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира. Повар и эконом клуба с веселыми лицами слушали приказания графа, потому что они знали, что ни при ком, как при нем, нельзя было лучше поживиться на обеде, который стоил несколько тысяч.



Похожие публикации