Ирфе, модный дом. История бренда IRFE Irfe история бренда

Дом моды Irfe был основан в 1924 году княгиней Ириной Романовой и князем Феликсом Юсуповым, которые обосновались в Париже после революции. Изначально это было частное ателье, в котором трудились русские эмигранты и друзья четы Юсуповых. Первая коллекция была показана в отеле Ritz и сразу обрела громкий успех. Многих привлекли громкие имена основателей дома моды, а кого-то русская экзотика. Но в то же время коллекция не имела ни одной неудачной модели, как писал затем Vogue. Стиль Irfe всегда отличался особенным аристократизмом и утонченностью, а в коллекциях была представлена одежда на самые разные случаи жизни. И даже спортивные наряды непременно отличались элегантностью.

В 1931 году дом моды был закрыт из-за экономического кризиса и возродился лишь в 2006 году благодаря стараниям француженки русского происхождения Ольге Сорокиной. Сегодня Irfe – это соединение русской культуры и традиций, аристократического романтизма и современности. Это одежда для творческой и независимой женщины, любящей культуру и искусство, и продумывающей свой стиль до мелочей.

О том, что такая фирма была когда-то и о том, что она восстала из пепла, знала, но вот история Дома Моды IRFE отчего-то прошла мимо меня. Скорее всего, какую-то из лекций Александра Васильева пропустила, а жаль!

История эта такова, что впору снимать художественный фильм. Лучше сериал. О любви и страсти, о красивых и талантливых людях, о тайнах российского императорского дома, о Распутине и его убийстве, об эмиграции и Париже, о моде, одежде, духах, моделях и, как не покажется странным - о некоторых тонкостях в жизни Голливуда.

История Дома Моды IRFE началась в далёком 1924 году. То есть можно сказать, что этот Дом - один из старейших Парижских Домов. И в его названии отражены имена обоих его создателей - супругов Юсуповых - Ирины и Феликса.
Они были молоды, предприимчивы, красивы, обладали вкусом, врождённой утончённостью, а также талантами, без которых ничего бы не вышло. Именно это предприятие позволило раскрыться таланту Феликса Юсупова, как художника.
Не потребовалось много время для того, чтобы именно этот Дом Моды стал законодателем парижской моды 20-х годов.

Юсуповский дом стал первым, который начал выпускать модные линии спортивной одежды.

Они стали одними из первых и с идеей сочетать моду на одежду с модой на парфюм, и вслед за великой Коко Шанель запустили сразу четыре линии ароматов: один для блондинок, другой — для брюнеток, третий — для рыжеволосых, четвертый — для женщин «элегантного возраста».

Запуск парфюмерной линии принес ошеломляющий успех IRFE. Шедевры Дома Моды IRFE, созданные рукой человека царской крови, глубоко утонченные и искусно продвигаемые княгиней Ириной, стали неотъемлемой частью стиля жизни аристократии Европы и Америки.

В создании моделей принимали участие их друзья и родственники Юсуповых, например, брат Ирины - князь Никита Романов с женой княгиней Марией Воронцовой-Дашковой.

Дизайн флакона духов был разработан Принцессой Маргаритой Греческой.


Сама Ирина выступала в роли не только дизайнера, но и модели:

Модели IRFE из публикаций журнала VOGUE:

Более 80-ти лет спустя Дом моды IRFE вновь распахнул свои двери в доме 4, по улице Фобур Сент-Оноре. Инициатором его воссоздания, а также владельцем и дизайнером стала Ольга Сорокина. Ее идею поддержала прямая наследница Юсуповых, Ксения Сфири, урожденная графиня Шереметьева. Опираясь на накопленный опыт, Ольга стремится предлагать женщинам сегодняшнего и завтрашнего дня одежду, воплощающую роскошь, дерзание и дух времени. Ольга привнесла в обновленный дом IRFE свое видение моды, свое понимание и стиль, сохранив творческий подход Феликса и светскость Ирины.Ретроспектива творчества великого Дома, ознаменовавшая возрождение, состоялась в июне 2008 года в Palais de Tokyo в Париже, положив, таким образом, начало новому творческому пути Дома, - говорит Википедия .

И всё-таки, хочется рассказать поподробнее не только о Доме Моды, но и о его создателях.

Ирина Александровна Романова (3 июля 1895, Петергоф — 26 февраля 1970, Париж) — княжна императорской крови, в замужестве княгиня Юсупова графиня Сумарокова-Эльстон. Ирина была первенцем и единственной дочерью великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны, племянницей императора Николая II, приходясь, таким образом, по матери внучкой Александру III, а по отцу — правнучкой Николаю I.

Таким образом организованный ею вместе с супругом Дом Моды вполне можно назвать императорским. :))

Супруг Ирины Александровны - Князь Фе́ликс Фе́ликсович Юсу́пов , граф Сумаро́ков-Эльстон (11 марта 1887 — 27 сентября 1967) — последний из князей Юсуповых.
Он не так "породист", как его супруга, но, уж точно, куда более знаменит. Он является автором двух книг воспоминаний — «Конец Распутина» (1927) и «Мемуары» (1953)., но и о нём тоже. Ещё бы - он принимал непосредственное участие в убийстве Распутина!

И он, и она считались в светском обществе одними из самых красивых представителей высокой аристократии России.
Несмотря на множество препятствий, они поженились в 1914 году. А препятствия были немалые. Против их брака выступала бабушка невесты - вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. И у неё, конечно, были для этого причины - Москва полнилась слухами о личной жизни Феликса - единственного (после смерти старшего брата) продолжателя богатейшего рода князей Юсуповых.
Феликс бы человеком крайне противоречивым и импульсивным. Он любил одеваться в женскую одежду, в чём, кстати, в какой-то мере виновата его мать, долгие годы одевавшая сына в девчачьи наряды из каких-то одной ей понятных суеверий), он не скрывал своих похождений на любовном фронте. Ему нравилось эпатировать публику, устраивать скандалы, распутничать как с женщинами, так и с мужчинами, и в список его любовников приписывали великого княза Дмитрия Павловича.

Всё это не могло не злить высокородных родственников Ирины Александровны. Но свадьба, не смотря ни на что состоялась. Видимо богатство рода Юсуповых перевесило всё.
Свадьба была "скромной", ведь невеста - всего-навсего Княжна Императорской Крови, но не Великая Княжна. Поэтому на ней было надето простое платье (могу себе представить, какое оно было простое), зато на голове Ирины поверх великолепной кружевной вуали, когда-то принадлежавшей Марии-Антуанетте королеве Франции, сверкала очень дорогая тиара из алмазов и горного хрусталя, изготовленная на известной фирме Картье.

Из России Ирина, Феликс и некоторые из из родственников благополучно бежали в 1919 году - уплыли на крейсере "Мальборо" в Великобританию, а уже оттуда перебрались в Париж, где и прожили до конца жизни.

У супругов была одна дочь Ирина Феликсовна Юсупова, родившаяся в Петербурге 21 марта 1915 года.
Сегодня прямыми потомками рода Юсуповых являются внучка Юсуповых — Ксения Сфири (урождённая Шереметева) и её дочь Татьяна Сфири (р. 28.08.1968, Афины), замужем с 1996 за Алексисом Джианнокопулосом (р. 1963), а также две их дочери — Марилия (р. 2004) и Жасмин-Ксения (р. 2006).

Ирина и Феликс с дочерью.

И ещё один интересный факт из их совместной биографии:
В 1934 году Юсуповы выиграли судебный процесс с компанией MGM и отсудили определённую сумму денег. Причиной стал фильм «Распутин и императрица», в котором Ирине (в фильме «принцесса Наташа» — единственная племянница царя) приписывали сексуальную связь с Распутиным.
Юсупову удалось доказать в суде, что подобные инсинуации — клевета.
Именно тогда воротилы американского кинобизнеса впервые распорядились помещать в начале фильмов уведомление о том, что все события, показанные на экране, — это вымысел, а всякое сходство с реальными лицами не является предумышленным .

IRFE трубил в рог и восхвалял чрезмерную роскошь, вопиющую красоту и непростительно диковинную экзотику. Он творил драгоценное искусство, окружая себя княжнами и аристократками, черным бархатом и золотым шелком. Столы банкетов IRFE ломились от лукулловых обедов, а за его коллекциями приезжали даже искушенные в делах моды американские миллионерши. Он впитал в себя кровь Романовых, вкус императорской знати и оригинальность самого эксцентричного князя России.


Иллюстратор Наиля Бутусова, nailyabutusova.com

Легендарный Дом моды IRFE – жемчужина истории российской моды. Оригинальность и стиль, ставшие его почерком, во многом были заслугой эпатажного хозяина ателье, самого Фе́ликса Фе́ликсовича Юсу́пова, графа Сумаро́кова-Эльстона. С трудом во всей истории русской моды можно отыскать второго такого. Любитель авантюр, участник убийства Распутина, офицер и монархист, русский Казанова и сердцеед, Феликс Юсупов к тому же обладал незаурядным вкусом, что и позволило ему начать в Париже модное дело.

Попав в Париж вместе с волной эмигрантов и женой, Феликс Юсупов словно исполнил свое предназначение: открыл в 1924 году на улице Дюфо модный Дом. Есть легенда, что для этого Феликсу пришлось расстаться с одним из самых дорогих бриллиантов Картье. Он был назван IRFE – по первым буквам имен основателей Ирины и Феликса Юсуповых. Весь первый этаж дома превратился в ателье, создающее рафинированно-театральные, оригинальные, не похожие на другие наряды. Феликс будто родился под счастливой звездой: его одежда пользовалась успехом, его замечали, к нему тянулись. Российские дизайнеры и по сей день стремятся повторить его успех.

Обладая невыразимым обаянием, князь нанимал на работу друзей и других эмигрантов из России. Ему удалось сделать манекенщицей свою жену и ее знакомых. Он так увлекся новым делом, что не заметил, как прогремел первый залп успеха. Это произошло в отеле Ritz. Сотни гостей пришли, чтобы увидеть первую коллекцию знаменитой четы. Люди ехали со всех уголков земли, чтобы познакомиться с русским Домом моды.

Прекрасный князь с глазами хищника и его экзотичные наряды

Сама персона экстравагантного князя наделяла вещи модного Дома неповторимым очарованием. Приезжающие в ателье американки нет-нет да просили украдкой взглянуть на хозяина. Скоро Париж и весь модный мир наполнился слухами. Одни говорили, что прекрасный и таинственный князь влюбляет в себя даже мужчин, вторые рассказывали про реки вкусного чая, текущие из самоваров его дома, третьи – что его глаза блестят как глаза хищника в темноте.

Упиваясь успехом и вкусом своего величия, Феликс решил продолжить коммерческую деятельность. Взяв в партнеры барона Эдмона де Зюиланома, он открыл небольшой магазинчик фарфора, принялся оформлять рестораны и даже открывать свои собственные. Скоро брат Ирины Юсуповой возглавил филиал IRFE. Второй открылся в Лондоне. А третий – в самом Берлине. Сам Феликс продолжал покрываться ореолами тайн. Его фигура стала самой желанной на всех светских вечерах, о его русской красоте начали ходить легенды. Люди уже интересовались не столько коллекциями русских дизайнеров, сколько тайнами души хозяина Дома.

Наряды, создаваемые IRFE, и, правда, были безукоризненны. Прекрасный вкус Феликса, детство, проведенное среди бриллиантов и роскошных туалетов матери, его неукротимое воображение – все это повлияло на формирование почерка модного Дома. Интерьеры, которые создавал князь, славились восточным колоритом, океаном роскоши, своей вопиющей и неприличной экзотичностью, русским стилем.

Ирина Романова – хозяйка IRFE с лицом без возраста

Но слухи ходили не только вокруг красивого князя. Взгляды мужчин и женщин то и дело обращались на его жену, выступающую в роли манекенщицы. Ее красота была поразительна. Хрупкая, эфемерная, похожая на куколку из французского театра, она околдовывала своей внешностью, демонстрируя наряды отечественного Дома моды. Надо ли говорить, что после ее выхода дамам не терпелось приобрести платья. Ее называли женщиной с лицом без возраста и звали фотографироваться во все журналы. Vogue в 1926 году напишет, что каждая коллекция IRFE – это селекционная работа, исключающая любые неудачные модели.

Благодаря Ирине Юсуповой модный Дом приобрел свое стилизованное лицо: андрогинные, вытянутые девушки с бледно-мраморной кожей и короткими стрижками. Аристократичные, тонкокостные, худые – такими запомнились модели знаменитого ателье Юсуповых. Ирина занималась подбором манекенщиц, приглашала русских девушек, своих приятельниц, в числе которых были княжны и графини. К примеру, наряды Дома постоянно демонстрировала княгиня Мия Оболенская. Модные дизайнеры всей Европы завидовали красоте манекенщиц IRFE.

Ликвидация Дома моды и его воскрешение

В 1926 году Дом IRFE начал выпускать собственную парфюмерию. Это были четыре лимитированных аромата: Blonde – для нежных блондинок, Brunette – для знойных брюнеток, Titiane – для рыженьких и русых девушек. А для дам, которых Феликс величал «женщинами элегантного возраста», был создан аромат Grey Silver. К созданию парфюмерии супружеская чета также приглашала своих друзей; плакат к ароматам нарисовала принцесса Маргарита Греческая. Сегодня купить одежду российских дизайнеров начала 20 века и их парфюмерию очень сложно – и найти можно только в винтажных коллекциях.

О ликвидации Дома Европе стало известно в 1931 году. Расточительный князь, поднимающий красоту на все мыслимые и немыслимые пьедесталы, не смог справиться с финансовыми потоками и направить их в единое русло. Однако парфюмерию модный Дом продолжал выпускать еще несколько лет после банкротства. Но нет ярких звезд, чей свет просто исчез бы бесследно. Дом моды IRFE был открыт вновь. Это случилось через 90 лет после его закрытия.

Старинные платья русского модного Дома IRFE можно увидеть в музее Метрополитен Нью-Йорка и в частной французской коллекции. Прикоснуться к легенде могут и гости Парижа, наведавшиеся на улицу Дюфо, где все эти годы стены дома IRFE хранят о нем память. Сегодня владелица модного Дома Ольга Сорокина держит двери ателье открытыми для всех жителей и гостей Парижа. Кроме того, многие российские марки одежды по-прежнему считают старинный Дом образцом творческого пути.

IRFE - французский модный дом начала XX века.

История

Основан в 1924 году в Париже и занимал сначала весь первый, а позже и второй этажи дома 10 по улице Дюфо. Почти весь персонал состоял из друзей четы Юсуповых и других русских эмигрантов. В роли моделей выступали не только специально нанятые для этой цели девушки, но и сама Ирина Александровна с некоторыми своими приятельницами.

Презентация первой коллекции прошла в отеле Ritz на Вандомской площади и произвела впечатление на парижское общество. Популярность IRFE в первые недели после открытия была во многом вызвана интересом общественности к самому Феликсу Юсупову и слухами, касавшимися его персоны. В своих «Мемуарах» он упоминает, что клиентки «приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара. Другая, американка, захотела видеть „князя“, у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у хищника!».

Этот первый удачный опыт предпринимательства сподвиг Феликса Юсупова на открытие вместе с бароном Эдмоном де Зюиланом в 1925 году магазина фарфора на соседней с IRFE улице Ришпанс.

В дальнейшем, князь принимал участие в оформительстве парижского ресторана «Мезонет» на рю де Мон-Табор, выполненного в «русском стиле», и открыл ресторан «Лидо», автором интерьеров которого стал художник Шухаев.

Boissonnas et Eggler , Public Domain

В 1925 году в Туке был открыт первый филиал IRFE, ведение дел в котором было поручено двоюродному брату Ирины Александровны - князю Гавриле и его жене - Антонине Рафаиловне Нестеровской, бывшей балерине Императорского балета.

Впоследствии были открыты ещё два отделения модного дома: в Лондоне на Беркли-стрит, под руководством некой миссис Энсил, и в Берлине, в доме Радзивиллов на Паризерплатц.

Искандер2К , CC BY-SA 3.0

В 1926 году у дома IRFE появилась собственная парфюмерная линия. Она была ограниченной и представлена четырьмя ароматами: Blonde-для блондинок, Brunette-для брюнеток, Titiane-для шатенок и Grey Silver-для женщин элегантного возраста.

В 1931 году было объявлено о ликвидации дома IRFE и всех его филиалов по экономическим причинам. Парфюмерное предприятие просуществовало на несколько месяцев дольше ателье.

В настоящее время

После 90-летнего перерыва, дом моды IRFE был возвращен к жизни его новой владелицей .

Дизайн-студия и штаб квартира модного дома располагаются в Париже на Rue du Faubourg Saint-Honoré.



Похожие публикации