Аргументы на тему верность война и мир. Патриотизм, любовь к Родине — аргументы ЕГЭ. Верность своим моральным принципам

07.09.2017

Данная тема может рассматриваться в трёх аспектах верности:

  1. Верность и измена в любви.
  2. Верность и измена идеалам
  3. Верность и измена Родине, народу.

Рассмотрим подробно каждый аспект.

"Мастер и Маргарита", М.А. Булгаков

Измена мужу

Маргарита изменила своему нелюбимому мужу. Но только это позволило ей остаться верной самой себе. Брак без любви мог обречь ее на гибель (духовную и физическую). Но она смогла найти в себе силы, чтобы начать жизнь с чистого листа и стать счастливой.

Верность любимому

Маргарита любила своего избранника так сильно, что продала душу дьяволу. Она была готова искать его по всему миру и за его пределами. Она осталась верной ему, даже когда не было надежды найти Мастера.

Предательство

Понтий Пилат предал свои идеалы, почему и не смог обрести покой после смерти. Он понимал, что поступает неправильно, но из страха изменил себе и человеку, в невиновность которого верил. Этим человеком был Иешуа.

Верность своим идеалам

Мастер настолько верил в то, что он делает, что не смог предать дело всей своей жизни. Он не смог оставить его на растерзание завистливым критикам. Чтобы спасти свое произведение от неправильного толкования и осуждения, он даже уничтожил его.

"Война и мир", Л.Н. Толстой

Измена

Наташа Ростова не смогла остаться верной Андрею Болконскому. Она духовно изменила ему с Анатолем Курагиным, даже хотела сбежать вместе с ним.
На измену ее толкнули 2 причины: отсутствие житейской мудрости, неопытность, а также неуверенность в Андрее и ее будущем с ним. Уезжая на войну, Андрей не выяснил с ней личные дела, не дал ей уверенности в ее положении. Анатоль Курагин же, воспользовавшись неопытностью Наташи, обольстил ее. Ростова, в силу своего возраста, не смогла подумать о последствиях своего выбора, от позора ее спас только случай.

Верность Родине

Кутузов представлен в романе Война и мир как человек, верный своему Отечеству. Он сознательно принимает непопулярные решения, чтобы спасти свою страну от гибели.

Большинство героев романа жертвуют жизнью ради победы в войне.

Верность родителям и своим принципам

Марья Болконская посвятила всю свою жизнь служению близким., в частности своему отцу. Она терпела упреки в свой адрес, стойко переносила грубость отца. Когда армия противников наступала, она не оставила больного отца, не изменила себе.Интересы своих близких она ставила выше, чем собственные.

Марья была глубоко верующим человеком. Ни тяготы судьбы, ни разочарования не смогли потушить в ней огонь веры.

Верность своим моральным принципам

Семья Ростовых показала, что даже в самые тяжелые времена можно сохранить достоинство. Даже когда в стране наступил хаос, члены этой семьи остались верными своим моральным принципам. Они помогали солдатам, принимая их у себя дома. Тяготы жизни не отразились на их характерах.

"Капитанская дочка", А.С. Пушкин

Верность и измена долгу, Родине

Петр Гринев остается верен долгу и своему государству, несмотря на смертельную опасность. Даже его симпатия к Пугачеву не меняет положения дел. Швабрин, спасая свою жизнь, предает свою страну, пятнает честь офицера, предает людей, которые защищали крепость вместе с ним бок о бок.

Также показательна следующая ситуация в романе: когда Пугачев захватывает крепость, у людей появляется выбор: остаться верным долгу и чести или сдаться Пугачеву. Большая часть жителей встречает Пугачева хлебом и солью, в то время как отважные люди, такие как комендант крепости (отец Маши) Иван Кузьмич и Василиса Егоровна отказываются присягнуть «самозванцу», тем самым обрекая себя на гибель.

Верность в любви

Маша Миронова – символ верности в любви. В сложной жизненной ситуации, когда она оказывается перед выбором: выйти замуж за Швабрина (без любви) или ждать своего любимого человека (Петра Гринева), она выбирает любовь. Маша остается верной Гриневу до самого конца произведения. Несмотря на все опасности, она отстаивает честь любимого перед императрицей и добивается помилования.

Верность себе, своим принципам, своим идеалам, слову и обещаниям

Петр Гринев остается верен принципам, чести, истинам, которые ему открыл отец. Даже страх смерти не способен повлиять на его решения.

Несмотря на то, что Пугачев представлен в романе как захватчик, по большей части отрицательный персонаж, тем не менее он обладает и положительным качеством – это верность своим словам. За все произведение он ни разу не нарушает данных обещаний и до последнего верит в свои идеалы, хоть их и осуждает большое количество людей.

Сочинение на тему: «Верность и измена»

В мире существует огромное количество различных произведений: рассказов, поэм, баллад, трагедий, пьес. Несмотря на прогресс, смену эпох, нравов и обычаев, проблемы, связанные с верностью и изменой, по-прежнему волнуют человечество и находят отражение в литературе.

Писатели и поэты ищут ответы на самые разные вопросы: «Когда и почему можно простить измену? Можно ли отказаться от верности? Нужно ли хранить верность и зачем?». Одно из самых известных произведений русской классики - «Война и мир» Л.Н.Толстого затрагивает практически все аспекты человеческой жизни.

Образ Наташи Ростовой полюбился многим читателям: добрая, веселая, искренняя и начитанная девушка не может не вызывать симпатии. Однако Наташа небезгрешна: когда князь Болконский решает по настоянию отца на год отложить свадьбу и заняться военной службой, Наташа увлекается романом с известным кутилой Анатолем Курагиным.

Измену Ростовой можно оправдать: совсем юная и наивная, она легко поддается очарованию обольстительного Анатоля, для которого этот роман не более чем пустая игра. Но, несмотря на это, простить измену Наташи князь Болконский не может - для него это серьезное оскорбление. Измена Наташи - непростительная ошибка, погубившая ее отношения с Андреем Болконским.

В великом романе-эпопее, помимо яркого и чистого образа Наташи, присутствует не менее примечательный женский персонаж - Элен Курагина. Она достойная дочь своего эгоистичного отца - князя Василия Курагина, открыто заявлявшего, что его дети - его обуза и тяжкая доля. Элен - прекрасная молодая девушка, настоящая светская львица, умеющая себя подать в высшем свете, да так, что никто не догадывается о ее глупости и алчной натуре.

Ее волнует только выгода, она выходит за Пьера, руководствуясь лишь его материальным положением. Бывшая Курагина, а ныне графиня Безухова, девушка спокойно продолжает заводить отношения с другими мужчинами. Прекрасная снаружи и пустая внутри - позже Элен принимает католичество и разводится с Пьером. Ее многочисленные измены и романы объясняются лишь ее низкой и вульгарной натурой; Элен неспособна подарить чистую и настоящую любовь (в отличие от Наташи Ростовой).

Другое, не мене известное миру произведение - «Евгений Онегин » А.С.Пушкина - подарило миру образ идеальной русской женщины - Татьяну Ларину. Юная девушка, воспитанная на книжных романах, вдалеке от шумов светских балов и сплетен придворных дам, влюбляется в искушенного жизнью Онегина. Татьяна пишет Евгению письмо, в котором признается в своих чувствах и получает от него отказ. Его признание огорчает Татьяну, но она не забывает своих чувств.

После нескольких лет они встречаются снова, но Татьяна уже не свободная девушка: два года назад она вышла замуж за генерала, теперь она известная знатная княгиня. Увидев другую «новую» Татьяну Онегин понимает, что влюбился. Он пишет ей пылкие письма, но она не отвечает; в отчаянии, мужчина решается на встречу: Татьяна в комнате одна и плачет, она по-прежнему любит Евгения, но она предпочтет остаться верной своему мужу.

Верность Татьяны, ее сила духа поразили читателей и критиков; несмотря на свою неостывшую любовь к Онегину, девушка остается верна своему нелюбимому мужу, что не может не восхищать. Люди непостоянны, с каждым мигом, днем, годом они меняются - возможно, эти перемены приведут к серьезной измене, или же наоборот, укрепят их веру и преданность. Поэтому проблема верности и измены еще бесконечно долгое время будет появляться в произведениях будущих писателей.

Аргументы к теме: «Верность и измена»

Вопрос верности и измены затрагивают многие великие писатели в своих произведениях, но каждый делает это по-своему: Губительная верность описывается А.И. Куприн ым в произведении «Гранатовый браслет ». Мелкий чиновник Желтков, безответно влюбленный в княжну Веру, не имеет шанса на ответные чувства. На протяжении долгих семи лет, мужчина остается верен своей единственной любви, изредка присылая письма любимой женщине. Княгиня Вера остается верна своему супругу, несмотря на то, что страсть в их отношениях давно уступила взаимной нежности и уважении друг к другу. Женщина знает о своем тайном поклоннике, но ее не обуревают чувства любопытства или симпатии к неизвестному, она не ищет своего воздыхателя, холодно отвечая на письма. Однако в конце повести, после самоубийства Желткова, Вера, стоя у гроба, понимает, что она упустила ту самую настоящую любовь, о которой ей говорил ее дедушка.

В повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, тесно переплетаются проблемы верности и измены с честью и бесчестием. Главный герой - Петр Гринев - отказывается присягать бунтовщику Емельяну Пугачеву, оставаясь верен императрице. Но Алексей Швабрин - бывший друг и товарищ - не мучаясь муками совести, переходит на сторону самозванца, чтобы сохранить свою жизнь. Помимо верности Родине, в произведении освящается и верность в любви. Гринев, влюбленный в Машу Миронову, не отказывается от своих намерений жениться на ней, несмотря на отказ родителей в благословении. Швабрин, захвативший крепость вместе с пугачевцами, насильно склоняет девушку к браку. Трусиха Маша, вздрагивающая от выстрелов во время учений в крепости, проявляет неожиданную стойкость характера и отказывает Швабрину, оставаясь верной любимому.

Произведение «Сказка» из сборника рассказов А.И. Куприна «Русская душа» начинается с доброй сказки, которой рассказывает на ночь своему сыну Иван Тимофеевич. На дачной террасе, помимо художника и его маленького сына, присутствуют красавица жена Холщевникова - Лидия и горячо любимый ученик художника - юный Григорий Баханин. Иван Тимофеевич рассказывает сыну о чудесной фее (имея в виду свою жену), которая спасла заблудившегося принца и провела его во дворец, мимо страшных чудовищ, имена которых были - Зависть, Бедность и Сомнение. Заснувшего ребенка Иван Тимофеевич оставляет в детской и возвращается на террасу: там он застает целующихся Лидию и Григория, пока еще не заметивших его. Рассказ заканчивается словами: «Сказка окончилась…»

Не мене печально заканчивается другой рассказ А.И. Куприна - «Allez». Юная циркачка Нора влюбляется в известного клоуна Менотти, которому удалось соблазнить невинную девушку всего лишь за неделю. В течение целого года Нора сопровождала мужчину в его гастролях; она видела в нем некое подобие бога, он же милостиво позволял ей себя обожать. Но уже спустя год она наскучила циркачу, он выгоняет Нору. Заканчивается короткий рассказ самоубийством Норы - девушка бросается из окна, когда видит измену Меротти.

В пьесе А.Н.Островского «Гроза» конфликтом произведения становится любовная измена. Катерина, жизнерадостная и мечтательная девушка, страдает от несправедливых нападок высокомерной свекрови и мягкотелости мужа, неспособного дать отпор матушке. Она буквально задыхается в пресном, глупом городишке Калинове, поэтому так легко влюбляется в Бориса. Случайные встречи, поцелуи украдкой - любовь Катерины к Борису становится все сильнее с каждым днем, несмотря на то, что она замужняя девушка. Однако набожная Катерина понимает, что измена - это грех, поэтому она бросается в Волгу.

Известнейшая трагедия, посвященная любви - «Ромео и Джульетта». В произведении Уильяма Шекспира описана необыкновенная любовь, закончившаяся печально известным концом. Влюбленные, из враждующих кланов Монтекки и Капулетти, вопреки всем запретам, тайно встречаются. В ходе трагедии, Джульетта должна была выйти замуж за Париса, но она не могла изменить любимому Ромео. Она выпивает «особое зелье» - девушка погружается в сон, который все принимают за смерть; не зная, что возлюбленная лишь спит, Ромео выпивает яд, Джульетта, очнувшись, видит мертвого Ромео и закалывает себя.

Жертвенная верность Марии Троекуровой в романе «Дубровский » А.С.Пушкина не может оставить равнодушным. В ходе произведения, девушка влюбляется в своего учителя француза, на деле, разбойника Дубровского. Ее отец решает выдать дочь за старого богатого князя Верейского. Мария умоляет отца не делать этого - «брак пугал ее как плаха, как могила». Девушка надеется, что Дубровский спасет ее от нежеланного брака, однако ее любимый не успевает вовремя: когда разбойники нападают на карету, молодые уже были обвенчаны. Мария отказывает Дубровскому, она не бросит законного мужа ради него.

На измену Родине и товарищу пошел герой произведения «Сотников» Василя Быкова. Рыбак и Сотников, оказавшиеся в плену у немцев, повели себя кардинально по-разному: Сотников молчал и терпел все пытки, Рыбак же, испугавшись за свою жизнь и здоровье, увиливал от прямых ответов, и «говорил, как ему казалось, очень хитро». Рыбаку предложили присоединиться к немецкой полиции; позже всех повели на ликвидацию - виселицу. Пытаясь спасти товарища, Сотников берет всю вину на себя, кричит, что Рыбак оказался с ним случайно, в это же время Рыбак соглашается стать немецким «полицаем». Именно он выбивает чурбак из-под ног Сотникова, проходя проверку немцев. После ликвидации, Рыбак ищет пути к бегству: он видит недалеко лошадь, и вдруг замечает мужика в санях - его взгляд, полный ненависти, дает понять Рыбаку - бежать теперь некуда.

В повесть Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо» описывается печальная история искренне преданного пса - Белого Бима. «Бракованный» сеттер, Бим должен был умереть еще щенком, однако его взял к себе одинокий писатель Иван Иванович. Несколько лет спустя, старый осколок в груди Ивана Ивановича сдвинулся, и писателя увезли на скорой. Преданный пес ждал хозяина, отказался есть, и старушка, присматривавшая за ним, отпустила его поискать что-нибудь. Бим отправился на поиски хозяина. С верным другом Ивана Ивановича случилось множество несчастий: пса похищали, перепродавали, его били и он был изморен голодом, но Белый Бим все еще ждал хозяина. Невероятная преданность «неправильного сеттера» еще раз подтверждает, что собака - лучший друг человека.

В повести А.С.Пушкин а «Станционный смотритель» читатели узнают о печальной судьбе старого станционного смотрителя. Его дочь, прекрасная юная Дуня, сбежала от него с молодым гусаром. Три года, проведенные в одиночестве, состарили некогда бодрого смотрителя, теперь он дряхлый старик. Дуня, скорее всего, вышла замуж за гусара, однако ее отец переживал за единственную дочь и пешком отправился в Петербург; смотритель смог попасть в дом: едва увидев его, девушка упала в обморок, а Минский прогнал старика. До самой смерти смотрителя Дуня не навещала его; в конце произведения мальчишка Ванька, описывает прекрасную барыню, плакавшую на могиле спившегося смотрителя.

Любовь к князю Андрею – первое глубокое чувство, которое суждено испытать Наташе . Прелестная юная в ожидании и умный взрослый человек, переживший неудачный брак – они не могли пройти мимо друг друга. Князь Андрей видит искреннюю, чуткую, жизнелюбивую натуру и тянется к ней. Наташа встречает прекрасного принца на балу и понимает, что его счастье зависит от нее.

Но розовый флер мечтаний внезапно рассеивается. Старый князь Болконский, не одобряя выбора сына, ставит ему условие – отложить на год, провести это время на военной .

«Отчего ж год?»

Для князя Андрея этот год – досадная помеха на пути к счастью. Он уравновешенный человек, который несет любовь в сердце и не хочет расстраивать старого отца. Но Наташа воспринимает разлуку и отсрочку свадьбы как трагедию. Она так просит Андрея не уезжать, словно понимает – ни к чему хорошему это не приведет.

Наташе с ее неукротимой жаждой жизни год кажется вечностью. Ей хочется любить сегодня, сейчас, а не потом. К концу года остается скорее уверенность в любви, чем сама любовь. Ей хочется восхищения и преклонения, хочется быть нужной кому-то.

Роковая встреча

В таком состоянии Наташа встречается в театре с Анатолем Курагиным. Пустой позер, фанфарон, он хорош собой и умеет очаровывать женщин. Наташа так свежа, мила и не похожа на прискучивших светских дам, что он решает «приволокнуться за ней». Он немедленно начинает атаку, а его сестра Элен Безухова, человек того же сорта, помогает ему.

Наивная Наташа не может предположить, что стала объектом пустой интрижки. Ее еще никогда не обманывали. Она верит преувеличенным чувствам Анатоля. Даже странное поведение поклонника ее не смущает – Курагин не может ходить в дом Ростовых и просить руки Наташи, потому что он тайно женат на польской дворяночке.

«Со вчерашнего дня участь моя решена: быть любимым вами или умереть» - так начиналось послание от Анатоля, которое на самом деле писал его друг.

В этих обстоятельствах Наташа больше не может быть невестой князя Андрея. Она пишет письмо с отказом Болконскому и собирается бежать с Анатолем.

Кто же виноват?

К счастью для Наташи, похищение не состоится. Ее запирают в комнате, Курагин уезжает ни с чем. Только известие, что Анатоль женат, открывает глаза Наташе на его подлость.
Наташа пыталась отравиться мышьяком, и, несмотря на то, что ее спасли, долго болела.

Оскорбленный князь Андрей винит в измене невесту. Однако печальный итог этой жизненной ситуации - дело рук и спокойного князя Андрея, и порывистой, доверчивой Наташи, и глупого эгоистичного Анатоля. Все они действовали согласно своим характерам и не могли поступить иначе.

Эпохальное произведение «Война и мир» раскрывает перед читателем не только реальные картины исторических событий первой четверти XIX века в России, но и отражает широкую палитру многообразия отношений между людьми. Роман Толстого можно смело назвать произведением идей, ценность и объективность которых является актуальным и в наши дни. Одной из проблем, которые поднимаются в произведении, является анализ сущности понятия любви. В произведении автор решает вопросы прощения неверности, самопожертвования ради любимого человека и многие другие, объединенные темой любви. Главная любовная история, в которой олицетворен идеал искреннего чувства, отражена в отношениях Наташи Ростовой и Андрея Болконского в романе «Война и мир» Толстого.

Идеалы любовных и семейных отношений

По замыслу Льва Николаевича Толстого понятие любви и брака в прозаическом произведении несколько разграничены. На примере отношений Пьера и Наташи писатель олицетворяет в романе идеал истинного семейного счастья, гармонии отношений между людьми, доверия, спокойствия и уверенности в супружеском союзе. Идея простого человеческого счастья и обретения гармонии в простоте является основной в произведении Льва Николаевича и реализуется через изображение семейных отношений Безуховых.

Взаимоотношения Наташи и Андрея символизируют любовную линию романа. Между ними нет ни тени тех понятий, которые идеализирует автор в конце произведения на примере семьи Безуховых. Именно это позволяет предположить, что понятие любовь и семья для Толстого несколько иные. Семья дарит человеку уверенность, стабильность и спокойное счастье. Любовь же, по Толстому, способна как окрылить, так и уничтожить личность, изменить ее внутренний мир, отношение к окружающим и полностью повлиять на жизненный путь. Именно эти чувства коснулись героев Андрея и Наташи. Их отношения – далеко не идеальны, однако являются олицетворением символа настоящей любви в романе «Война и мир».

Отражение войны на жизнях людей

На примере отношений между Болконским и Наташей автор изображает одно из трагических последствий такого явления, как война. Если бы не участие Андрея в боевых действиях и его ранение во время Бородинского сражения, возможно, именно эти герои стали бы олицетворением не только настоящей любви в романе, но и могли бы символизировать идеал семьи. Однако по замыслу Толстого, героям не было дано такого шанса. В романе «Война и мир» любовь Наташи и Андрея, завершившаяся смертью Болконского, – один из сюжетных и идейных приемов изображения драматизма и трагизма войны.

История отношений

Встреча этих героев изменила жизни их обоих. В сердце угрюмого, скучного, неулыбчивого и разочаровавшегося в жизни, обществе и любви Андрея возродилась вера в прекрасное, желание жить и быть счастливым. Сердце живой и чувственной Наташи, открытое к новым эмоциям и чувствам, также не устояло перед судьбоносной встречей, и было отдано Андрею. Они полюбили друг друга практически с первого взгляда. Их обручение стало логическим продолжением романтического знакомства, окрылившего Андрея и подарившего ему веру в новую жизнь.

Каким болезненным стало его разочарование в своей избраннице, когда неопытная и незнающая жизненных законов и людской жестокости Наташа не устояла перед соблазнами светской жизни и запятнала чистое чувство к Андрею своим увлечением Анатолем Курагиным. «Наташа не спала всю ночь; ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила: Анатоля или князя Андрея?» Несмотря на сильные чувства к Наташе, Андрей не может простить ей это предательство. «И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её», говорит он своему другу Пьеру.

Трагизм финала – суть авторского замысла

Крушение надежд и жизненных планов приводит его к настоящему отчаянию. Не обошло это чувство и бедную Наташу, которая, осознав свою ошибку, корит и мучает себя за то, какую боль она причинила любимому человеку. Однако Толстой своим настрадавшимся героям решил подарить последний миг счастья. После ранения на Бородинском сражении Андрей Болконский и Наташа встречаются в госпитале. Былое чувство вспыхивает с гораздо большей силой. Однако жестокость реальности не позволяет героям быть вместе из-за серьезного ранения Андрея. Автор лишь дарит возможность Андрею провести последние дни рядом с любимой женщиной.

Важность умения простить и быть прощенным

Такой сюжетный замысел реализует Лев Николаевич Толстой с целью провозглашения идеи о важности умения простить и заслужить прощение. Несмотря на трагические события, которые разлучили молодых людей, они пронесли это чувство до конца жизни. Динамические и не всегда идеальные отношения этих героев романа «Война и мир» являются еще одним аспектом идейного замысла писателя. Несмотря на то что в романе «Война и мир» Болконский и Наташа олицетворяют идеал любовных отношений, они достаточно приближены к реальной жизни, в которой есть место недопониманию, обидам, изменам и даже ненависти. Любовная история Андрея и Наташи, автор намеренно придает им неидеальный оттенок. Эпизод, связанный с изменой невесты, и расставание героев придают особой реалистичности как героям произведения, так и всему роману.

Описывая взаимоотношения Андрея и Наташи, автор демонстрирует, что перед читателем находятся обычные люди, которые могут допустить ошибку, будь то измена, гордыня или ненависть. Благодаря такому изображению взаимоотношений главных героев любовной линии романа-эпопеи читатель обретает возможность ощутить реальную жизненную историю, верить и сопереживать персонажам, прочувствовать весь трагизм и несправедливость такого социального явления, как война, что является одной из основных идей произведения и сочинения на тему: «Наташа Ростова и Андрей Болконский в романе «Война и мир».

Тест по произведению

Что такое измена родине? Это предательство интересов своей страны во имя личных эгоистических целей. Как правило, это явление приобретает особенное значение во время войны, когда дезертирство подтачивает основы, на которых зиждется государство. Большинство людей, конечно, рискуют жизнью, если родина находится в опасности. Такими примерами богата наша история и гордится наша литература. Однако всегда есть те немногие члены общества, которые поддаются страху и служат лишь себе, игнорируя беды отечества. Сегодня эта проблема, как и прежде, злободневна, ведь проявляет себя не только в военное время. Поэтому аргументы на тему «Измена родине» столь разнообразны и охватывают не только периоды вооруженных столкновений.

  1. С изменой родине сталкивается Андрей Соколов, герой произведения Шолохова «Судьба человека». Солдат попадает в плен и становится свидетелем того, как немцы пытаются выяснить, кто из задержанных является красным комиссаром. Членов большевистской партии сразу расстреливали, в плен не брали. Их обезображенные тела служили доказательством того, что немецкая власть установит свои порядки и доберется до каждого коммуниста. В рядах пленников появляется предатель, который предлагает другим сдать командира в обмен на безопасность. Тогда Андрей убивает его, чтобы не сеял смуту в рядах солдат. Он понимал, что любая уступка врагу – измена, которая не только карается расстрелом, но и не находит даже малейшего нравственного оправдания. Из-за дезертиров и власовцев страна теряет шансы на победу.
  2. Готовность к предательству демонстрирует высший свет в романе Толстого «Война и мир». Знать не рискует жизнями на боле боя, сидит в салонах и рассуждает о том, что с приходом Наполеона ничего не изменится. Французский язык они знают лучше родного, манеры и ужимки везде одинаковы. Им все равно, кто у власти, что будет со страной, чем закончится сражение, где каждый день гибнут их соотечественники. Они с радостью примут любой исход, ведь истинного патриотизма в них нет. Они чужие в России, им чужды ее страдания. Широко известен пример князя Ростопчина, генерала-губернатора Москвы, который был способен только на патетические патриотические речи, но реально народу ничем не помог. Также глупо и фальшиво выглядит наряд великосветских дам, которые обрядились в сарафаны и кокошники вместо иностранных платьев, якобы поддерживая народный дух. Пока простые люди проливали кровь, богачи играли в переодевание.
  3. В повести Распутина «Живи и помни» Андрей Гуськов становится предателем, дезертируя из армии. Фронтовая жизнь ему не по зубам: недостаток пищи и боеприпасов, постоянный риск, жесткое руководство сломили его волю. Он подался в родную деревню, зная, что навлекает на жену смертельную угрозу. Как видно, измена родине опасна тем, что человек полностью теряет нравственный стержень и предает всех дорогих ему людей. Он подставляет преданную Настену, которая помогает ему, рискуя репутацией и свободой. Женщине не удается скрыть эту помощь, и односельчане преследуют ее, чтобы найти дезертира. Тогда героиня утопилась, а ее эгоистичный муж так и сидел в укромном месте, жалея только себя.
  4. В повести Василя Быкова «Сотников» красавец и силач Рыбак теряет все свое достоинство, встретив реальную угрозу. Они с товарищем отправляются в разведку, но из-за болезни Сотникова они вынуждены укрыться в деревне. В итоге, они оказались в плену у немцев. В отличие от больного партизана, здоровый Рыбак трусит и соглашается сотрудничать с оккупантами. Сотников же не пытается оправдаться или отомстить. Все его усилия направлены на то, чтобы помочь тем людям, которые их укрыли, обезопасить их своим молчанием. Тем временем предатель хочет, во что бы то ни стало, спасти именно свою жизнь. Хотя он до последнего верит, что сможет обмануть врага и убежать, примкнув к его рядам на время, Стрельников пророчески замечает, что товарища уже ничего не спасет от нравственного разложения. В финале Рыбак выбивает опору из под ног у бывшего сослуживца. Так он ступил на путь предательства и перечеркнул все то, что связывает его с родиной.
  5. В комедии Грибоедова «Горе от ума» герои не воюют, однако все равно умудряются навредить своей стране. Фамусовское общество живет консервативными и лицемерными устоями, игнорируя прогресс и весь остальной мир за пределами их башни из слоновой кости. Эти люди узурпируют народ, ввергают его в невежество и пьянство своими сумасбродными и жестокими выходками. Дворяне, опора самодержавной власти, и сами погрязли в лицемерии и карьеризме, пока их прихоти обеспечивает крестьянство. Мы видим, например, глупого и бездарного военного Скалозуба, который только блистает погонами на балах. Ему и дочь нельзя доверить, не то, что полк или роту. Он ограниченный и жалкий человек, который привык только получать от родины, но не платить ей доблестной и честной службой. Это ли не измена отечеству?
  6. Верность и измена на войне всегда очевидны. Например, в повести Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин спокойно служит и получает чины, не будучи храбрецом. Когда же разразился бой, он показал свое истинное лицо. Предатель сразу же переметнулся на сторону врага и присягнул Пугачеву, спасая свою жизнь, в то время как его приятель Петр рисковал собой, лишь бы честно выполнить свой долг. Присяга бунтовщику – не единственная измена Алексея. Во время дуэли он воспользовался нечестным приемом, тем самым изменив своей чести. Так же он бесчестно обманывает Гринева и поносит имя Маши без всяких оснований. Потом он окончательно срывается в бездну нравственного падения и силой вынуждает Марию выйти за него замуж. То есть, изменой родине низость человека не ограничивается, и нельзя прощать такого рода предательство хотя бы на том основании, что оно явно не последнее. Если он смог предать родную страну, то от него уже нечего ждать и в отношении к людям.
  7. В повести Гоголя «Тарас Бульба» Андрий предает свою страну из-за страстной любви к полячке. Однако это не совсем так: он изначально был чужим по отношению к традициям и менталитету казаков. Этот контраст личности и среды виден, когда герой возвращается домой из бурсы: пока Остап радостно дерется с отцом, младший сын ласкает мать и мирно держится в стороне. Он не трус и не слабак, просто по натуре другой человек, в нем нет этого воинствующего духа запорожской сечи. Андрий рожден для семьи и мирного созидания, а Тарас и все его друзья, напротив, видят смысл жизни мужчины в вечном бою. Поэтому решение младшего Бульбы выглядит естественно: не найдя понимания в родном краю, он ищет его в лице польской девушки и ее окружения. Наверное, именно в данном примере измену можно оправдать тем, что человек не мог поступить по-другому, то есть изменить себе. Он, по крайней мере, не стал хитрить и обманывать товарищей бою, действуя исподтишка. Его честная позиция хотя бы была всем известна и эмоционально мотивированна, ведь если ты не чувствуешь искреннего желания помочь родине, рано или поздно твоя ложь выйдет наружу и навредит еще больше.
  8. В пьесе Гоголя «Ревизор» нет войны, зато есть незаметная и более подлая измена родине, чем дезертирство на поле брани. Чиновники города «N» разворовывают казну и угнетают родной народ. Из-за них уезд бедствует, а его население забито постоянными поборами и откровенным грабежом. Положение простых людей в мирное время ничуть не лучше, чем в военную смуту. Против них неустанно идет глупая и порочная власть, от которой даже вилами не защититься. Знать совершенно безнаказанно разоряет родной край, как монголо-татарское полчище, и никто не в силах этому помешать, кроме, разве что, ревизора. Автор в финале все же делает намек на то, что настоящий проверяющий приехал, и теперь ворам не скрыться от закона. Но сколько таких уездов годами оказывается в невидимом осадном положении из-за распущенности правящей элиты? На этот вопрос также отвечает писатель, делая свой город с универсальным названием, дабы подчеркнуть, что таково положение во всей России. Это ли не предательство интересов отечества? Да, казнокрадство из тактичности так не называют, но по сути это и есть настоящая измена родине.
  9. В романе Шолохова «Тихий Дон» герой несколько раз меняет стороны баррикад в поисках своей правды и истинной справедливости. Однако ни на той, ни на другой стороне Григорий ничего подобного не находит. Казалось бы, человек имеет право выбирать и ошибаться, особенно в такой неоднозначной ситуации, но некоторые его односельчане воспринимают эти метания, как предательство родины, хотя на самом деле Мелехов всегда идет за правдой и верен интересам народа. Он не виноват, что эти интересы так часто меняются и исчезают под тем или иным стягом. Оказалось, что все партии лишь манипулировали патриотизмом казаков, но никто не собирался поступать нравственно и справедливо по отношению к ним. Их лишь использовали в дележе России, говоря о родине и ее защите. В этом и разочаровался Григорий, а люди уже спешат наклеить на него предательский ярлык. Таким образом, не надо спешить винить человека в измене, может, он и не виноват вовсе, а люди свыше используют народный гнев против него, как оружие.
  10. В рассказе Шаламова «Последний бой майора Пугачева» герой честно и самоотверженно прошел войну. Он защищал страну ценой жизни и никогда не отступал. Однако его, как и многих товарищей с фронта, посадили в трудовой лагерь за выдуманную измену родине. Всех, кто побывал в плену или осаде, приговаривали к 25 годам лишения свободы. В условиях каторжного труда это – гарантированная смерть. Тогда Пугачев и еще несколько солдат решаются на побег, ведь терять им уже нечего. С точки зрения советского руководства, это измена. Но с точки зрения нормальной человеческой логики, это подвиг, ведь безвинные люди, да еще и герои войны, не должны сравниваться с уголовниками. Им хватило сил отстоять свое право на свободу, не стать рабами системы, бессильными и жалкими. Тогда, в 1944 году в немецком лагере провокаторы говорили герою, что его на родине все равно посадят. Он не поверил и не стал служить врагу. Не сломался. Так чего же терять ему теперь, когда самые мрачные прогнозы оправдались? Хоть он и идет против государства, я не считаю его изменником. Предатели – это та власть, что идет против своего народа.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!


Похожие публикации