Молодежная субкультура. Стиляги


Стиляги в СССР появились в те времена, когда неофициальная (читай - запрещенная) музыка вошла в жизнь советских молодых людей. Благодаря ей - такой недоступной, "забугорной", необычной и яркой, в умах молодежи появилось стремление выделяться и отличаться от своих серых, замыленных на строительстве коммунизма сограждан, одинаково одетых в блеклую, напоминающую униформу одежду и уныло плетущихся по утрам на однообразную работу. Именно стиляги стали основоположниками всего неформального движения в стране Советов. 

Стиляги не ставили целью борьбу с государственным строем, им просто хотелось выделяться на фоне серой массы, хотелось яркого праздника в мире похожем на трудовой лагерь. Таким образом танцы, стиль одежды и музыкальные вкусы стиляг стали вызовом обществу и элементами противостояния навязанному образу коллективного мышления.


Иллюстрация к книге Н. Носова "Незнайка в Солнечном городе"

Сначала, из-за приверженности к американской культуре, стиляги назывались штатниками. Сам термин "стиляги" появился благодаря фельетону в журнале "Крокодил" 1949 года. Фельетон призывал считать штатников чуждым и вредным для советского общества явлением, а их поведение извращенным и недостойным советских граждан. С тех пор на стиляг навесили ярлык вредителей и тунеядцев и люто осмеивали и порицали в СМИ. В 1958 году в журнале "Юность" была опубликована повесть Николая Носова "Незнайка в Солнечном городе", где главные отрицательные персонажи - ослы, превратившиеся в коротышек, олицетворяли собой стиляг и хулиганов, которым даже начали подражать "правильные" жители Солнечного города, исполняя со сцены "какофонию" и переворачивая все с ног на голову. 

В общем-то понятно, почему власть признала стиляг чуждыми советскому обществу. Молодежь просто хотела слушать музыку, которая пришлась ей по душе, танцевать так как нравится и одеваться во что захочется, но, к сожалению, любое следование американской культуре воспринималось в Советском Союзе как государственная измена.


Музыка

Музыка была главным вдохновителем советских стиляг. Прежде всего это был джаз Глена Миллера, Бенни Гудмена, Эдди Рознера и других музыкантов, а позже и рок-н-ролл. Пластинки Элвиса Пресли, Чака Берри и других исполнителей привозили в Союз дипломатические работники и торговые деятели, имеющие доступ за границу. Все эти записи нелегально копировались, но тиражировались они не на виниловых пластинках, а на рентгеновских снимках, отчего получили название "музыка на костях" или "музыка на ребрах".

Ничего удивительного, что, поддавшись влиянию "забугорной" музыки, молодые люди и сами начали осваивать игру на всевозможных инструментах, а пределом мечтания любого советского стиляги стал саксофон.


Танцы

Самым актуальным танцем среди стиляг был буги-вуги, который исполнялся под рок-н-ролл или рокабилли. И так как советская молодежь имела скудное представление о технике его исполнения, у стиляг появились собственные стили, например "атомный", "канадский" и другие. Танцевали молодые люди и рок-н-ролл, в особенности популярным был танец под песню Rock around the clock Билла Хейли.


Сленг

Желание отличаться выражалось не только во внешнем виде, но и в речи стиляг. В результате часть жаргонных выражений вышла за пределы движения и употреблялась другими слоями населения, а некоторые слова используются и по сей день.


Примеры

чувак - "свой" человек, человек в теме
прошвырнуться - пройтись, прогуляться
хата - квартира
фазер - отец
олдовый - старый
тренчкот - плащ

Образ

Одежда стиляг отличалась от повседневного образа обычных граждан как небо от земли. В начале это были широкие штаны, мешковатые пиджаки, цветные шляпы и галстуки. Позже в моду вошли брюки-дудочки, широкоплечие пиджаки невероятных расцветок, узкие галстуки и обувь на "манной каше". Девушки-стиляги всегда ярко красились и носили брюки и узкие юбки. 

Особой роскошью считались дефицитные аксессуары - трофейные зажигалки, игральные карты, авторучки и солнечные очки.

В 60-х годах движение стало постепенно угасать. Тогда советской культуре уже дали некоторое послабление, например джаз превратился в легальную музыку, да и следование заграничной моде уже не считалась таким страшным преступлением. Кроме того, появились новые движения молодежи - битломаны и хиппи, которые больше соответствовали духу времени.

В 80-х годах в Москве была образована группа "Браво", музыкантов которой можно и сейчас отнести к приверженцам канувшей в лету ретро-культуры. В их песнях надежно укоренился образ Васи - стиляги из Москвы, который носит стильный оранжевый галстук и танцует московский бит.



В 2008 году в свет вышел фильм-мюзикл Валерия Тодоровского "Стиляги", в котором отражено стремление молодежи к идеологической свободе и желание жить ярко и интересно. Особенностью фильма является музыкальное оформление, в основу которого легли кавер-версии известных песен отечественных рок-музыкантов.

Смотреть онлайн




Анна Варлыгина, 2018 год
Все права принадлежат правообладателям.
Копирование информации разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
© 2016-2018 Анна Варлыгина


Яндекс.Метрика