История русского рока. Коротко и в общих чертах

фестиваль "Монстры рока", 28 сентября 1991 года, Москва

В мире существует бесчисленное множество молодёжных движений и наша страна не является, в этом плане, исключением. Но если на западе модные музыкальные течения всего лишь игра и часть пиар-акции, то в России, любая субкультура становится смыслом жизни и частью мышления. Во второй половине XX века в СССР появилось, поистине легендарное, судьбоносное для многих и очень значимое для русской культуры, рок-движение. Навеянное зарубежной музыкой и образом жизни, оно быстро напиталось тем неповторимым русским духом, который заставляет сердце трепыхаться в волнительном предвкушении чего-то необычного, особенного. Заставляет верить, что перемены к лучшему совсем рядом и вот-вот, скоро, наступит время полной свободы и благоденствия.

Как и любое социально значимое явление, рок-музыка советской эпохи оказала огромное влияние на политические настроения жителей страны. Сдавленная, многочисленными и подчас нелогичными, запретами молодёжь начала делать попытки вырваться из сети социалистического строя. Хороша или плоха была политика правительства тех лет, рассуждать можно долго. Дело не в политике, а скорее в юношеском максимализме и в той самой истине о вкусности запретного плода. Так что, как бы там ни было, советский рок — это не просто направление в музыке, а скорее социальное движение, обусловленное отрицанием запретов, свободомыслием и, конечно же, разрушением шаблонности поведения. 

У каждой исторически важной эпохи есть основоположники и герои, те люди, благодаря которым проклюнулись, проросли и укоренились обычаи и традиции какой-то культуры. Люди, которых высшие силы наделили даром убеждать и вести за собой толпы. О героях советской, а сейчас российской, рок-культуры написано и рассказано много легенд, правдивых историй, а порой и мифов, но мне, человеку, чьё детство пришлось на девяностые годы двадцатого века, хотелось бы, со своей точки зрения, освятить хотя бы краешек той эпохи подпольной романтики и веры в светлое будущее. Очень надеюсь, что люди, которые видели те времена воочию, не осудят меня если я в чем-то не намеренно ошибусь.

Итак, советская рок-музыка появилась в стране в 60-е годы двадцатого века. Сначала молодые музыканты просто копировали песни своих зарубежных кумиров не особо заморачиваясь собственным творчеством. Среди вдохновителей советской молодёжи были такие гиганты зарубежной музыки, как «The Beatles», Элвис Пресли, «The Rolling Stones» и многие другие. Тогда, музыканты не употребляли слово «рок» для обозначения музыкального стиля, в ходу было определение биг-бит, а сами поклонники этого культурного течения назывались битниками. Конечно, битники не были первой молодёжной группировкой протеста, они взяли основы своего поведения от, порицаемых властями в 50-е, стиляг.

Музыканты, среди которых я хочу отметить, ныне признанного классика Александра Градского, работали на голом энтузиазме. Да и работой-то их деятельность назвать было нельзя. Что же это за работа такая, когда ни тебе концертных площадок, ни инструментов, ни аппаратуры. Соответственно и денег увлечение музыкой не приносило, ведь в Советском Союзе бизнеса не было и быть не могло, а уж шоу-бизнеса тем более. 

ВИА "Поющие гитары", 1969 год

Когда увлечение биг-битом охватило большую часть страны советов, в правительстве поняли, что дальше игнорировать это социальное явление нельзя и необходимо причесать, легализовать и вывести в свет некоторые музыкальные коллективы, ведь то, что происходит неофициально и подпольно невозможно контролировать. Во второй половине 60-х на сцену вышли официальные музыкальные группы, среди которых были «Поющие гитары» и «Весёлые ребята». Так как от слов «рок-н-ролл» и «биг-битт», по мнению государственных деятелей культуры, попахивало "преклонением перед западом", называть музыкальные коллективы рок- или бит-группами очень не рекомендовалось и в обиход вошло определение «вокально-инструментальный ансамбль» (ВИА). Само собой, большинству музыкантов не понравилось, что их хотят загнать в рамки «правильной» музыки и многим пришлось уйти в подполье, не имея возможности выступать на полноценных сценах, записывать пластинки или как-то ещё развивать свою творческую деятельность.

К началу 70-х рок-движение окончательно завладело умами советской молодёжи, но у каждой идеологии должна быть своя философия. Конечно же, такая философия нашлась и для битников — стиляги остались в прошлом, но им на смену пришли хиппи. Это пацифистское движение пришлось по нраву советским ребятам, здесь и возможность выделиться из толпы и заявить о себе как, о человеке, нашедшем свой путь, видящим смысл там, где его, казалось бы, и нет. Можно смело отвечать на вопрос старших: 

«Что это ты на себя нацепил?» 

«Я хиппи, пацифист. Я за любовь во всём мире!» 

А про себя подумать: «Да что они там понимают?». И тогда сам себе начинаешь казаться таким важным и значимым, посвящённым в тайны бытия и познавшим истинные ценности. Не стоит забывать и о романтизме: длинные волосы, стрит, автостоп, коммуна и бесконечная свободная любовь. 

Конечно же, во главе всего этого хиппи-романтизма стояла музыка, в моду вошли такие тяжёленькие, по сравнению с «The Beatles», группы как «Led Zeppelin» и «Deep Purple». Примерно в этом же промежутке времени некоторое советские музыканты начали делать попытки исполнять рок-песни на русском языке. Публика не сразу приняла эти творческие изыскания, но все же была одна группа чьи песни хоть и не воспринимали поначалу всерьёз, но все же, все же... Я говорю о «Машине Времени», да-да, представьте себе Андрею Макаревичу было всего 14 лет, когда он начал петь песни собственного сочинения. Чуть позже в Питере, то есть Ленинграде, в 1972 году появилась группа «Аквариум» со своим бессменным лидером Борисом Гребенщиковым, который тоже писал и пел песни на родном языке, именно тогда возник тот самый русский рок, с нашей душой и с нашей болью в каждой строчке. На сцену вышли поэты, молодые самородки, которым необходимо было высказаться и поделиться с миром своим, наболевшим. Именно этим и отличается русский рок от зарубежного, на западе рок — это отличная завораживающая инструментальная игра и минимум смысла в текстах, а у нас многие песни могут смело считаться шедеврами русской поэзии XX века.

К первой половине 80-х практически все советские рок-музыканты пели песни на русском языке. Мир рок-музыки захлестнула так называемая «новая волна». Пожалуй, именно эти годы можно назвать самыми продуктивными для советской рок-музыки, наступило время расцвета, время когда на отечественной сцене появились истинные кумиры, как советской, так впоследствии и российской молодёжи. Весной 1980 года в Тбилиси прошёл крупный по тем временам рок-фестиваль, на котором выступили такие группы, как «Машина времени», получившая, кстати, первое место, «Аквариум», которая, к сожалению, была дисквалифицирована, «Земляне» и другие не менее достойные музыканты. Фирма «Мелодия» выпустила сборник лучших, по мнению жюри, песен, прозвучавших на фестивале. 

.III Фестиваль Ленинградского рок-клуба, 1985 год

В 1981 году в Ленинграде, на базе межсоюзного дома самодеятельного творчества, был создан рок-клуб, некая молодёжная организация призванная контролировать деятельность рок-музыкантов. В ранней юности я все никак не могла понять для чего, вообще, нужны были какие-то там клубы и организации. На самом деле все очень просто, в Советском Союзе без официального разрешения властей нельзя было даже почесаться, а музыкантам, конечно же хотелось, чтобы их произведения звучали со сцены, а любое выступление без разрешения властей строго наказывалось по закону. Вот некоторые активисты и добились того, чтобы у ленинградского рока была своя, пусть самодеятельная (на уровне кружка, хм-хм), но организация. Все было очень серьёзно, у клуба был свой устав, комиссия, председатель (Николай Михайлов с 1982 года) и кураторы из КГБ. Музыканты, конечно, не испытывали особой радости по поводу всей этой волокиты, но куда деваться, будучи членами клуба они хотя бы, могли рассчитывать на редкие выступления.



С 1983 года, за всю советскую бытность члены рок-клуба провели 5 фестивалей, в которых принимал участие такие известные и по сей день группы и музыканты как «Зоопарк», «Пикник», «Странные игры», «Аквариум», «Кино», «Алиса», «Секрет», «Телевизор», «АукцЫон», «Объект насмешек», Александр Башлачёв, «ДДТ», «АУ» и другие. Многие музыканты дружили между собой, как говорится, группами, одалживали друг у друга дефицитную аппаратуру и инструменты, менялись по мере надобности, участниками. Например, группу «Кино» с самого начала поддерживали Борис Гребенщиков и Майк Науменко, свой первый альбом «45», Цой записал при участии почти полного состава «Аквариума». Были, конечно, и разногласия, как же без них, короче, все как в большой и дружной семье. 



С появлением большого разнообразия рок-групп разделилось на подвиды и молодёжное неформальное общество, появились металлисты, панки, первые байкеры, а также фанаты конкретных групп, например, алисоманы, киноманы и пр. Одновременно с возрастающей популярностью советских музыкантов, начались гонения со стороны властей, слегка расслабленные вожжи снова натянулись до предела. Наверное, это обусловлено тем, что стихийный виток популярности рок-музыки вырвался у партийных руководителей из-под контроля и они просто не успевали следить за ситуацией, стали выходить альбомы, записанные подпольно в обход государственной фирмы «Мелодия», к тому же социалистический режим начал медленно, но верно терять свои позиции, однако речь не о политике. Все неугодные партийному руководству музыкальные коллективы начали запрещать, обвиняя в подрыве государственных идей и всего такого прочего. Репертуар советских рок-групп в ответ на давление властей соответственно стал более откровенно выражать протестные настроения. Одной из таких социально-протестующих групп была «Алиса» во главе с Константином Кинчевым, призывающим идти вперёд и обнадёживающим: «Мы вместе!» 



В конце 80-х началась перестройка, на которую многие советские люди, и музыканты в том числе, возлагали большие надежды. Вот уже запахло свободой и подпольная музыка вдруг перестала быть подпольной. Разрешили заграничные гастроли, музыканты начали зарабатывать настоящие деньги, у многих групп появились продюсеры и финансовые руководители. В 1990 году погиб Виктор Цой, не успев в полной мере насладиться свободной сытой жизнью популярного музыканта. Мне кажется внезапная смерть Цоя ознаменовала последние дни советского рока, именно тогда 15 августа 1990 года закончилась его история. Советский рок умер, ведь это была музыка протеста, музыка свободы, а теперь протестовать было незачем, наступило время лихой и страшной свободы. Да советский рок умер, появился другой, российский рок — всего лишь одно из детищ новорождённого шоу-бизнеса, но это уже совсем другая история...



Анна Варлыгина, 2016 год


Читайте также:


В 1980 году в зале государственной филармонии Тбилиси, входившем тогда в состав СССР, состоялся первый в истории русского рока фестиваль "Весенние Ритмы"...

Сейчас читают

Путеводитель. Главные рок-фестивали лета 2017