История русского рока. Фестиваль "Весенние ритмы.Тбилиси-80"


В 1980 году в зале государственной филармонии Тбилиси, входившем тогда в состав СССР, состоялся первый в истории русского рока фестиваль "Весенние Ритмы". Это событие стало поистине легендарным для полуподпольного советского рок-движения и определило в дальнейшем судьбу и развитие многих музыкантов и групп. Важным фактом является то, что фестиваль "Тбилиси-80" был первым подобным мероприятием в Союзе, собравшим на одной сцене около двадцати рок-групп.

Идея полномасштабного рок-фестиваля зародилась осенью 1979 года в головах трех друзей (журналиста, а ныне известного музыкального эксперта, Артемия Троицкого, музыканта Александра Липницкого и сотрудника тбилисской филармонии Гайоза Канделаки) во время застолья в московском ресторане "София". Каким образом им удалось осуществить эту задумку до сих пор остается загадкой. Непонятно, почему противники свободомыслия из партийных и управленческих структур согласились на проведение фестиваля запрещенной в стране рок-музыки.

Некоторые члены жюри считают, и неоднократно высказывали свое мнение спустя годы, о том, что Грузия была более свободной, чем другие республики и могла позволить себе некоторые вольности. Ведь, тогдашний секретарь ЦК КП Грузии Эдуард Шеварднадзе, был конечно же в курсе предстоящего рок-фестиваля. Участники мероприятия наоборот, относились к этому послаблению весьма недоверчиво. Многим казалось, что, разрешив подобное мероприятие, власти стремятся выявить и поставить на негласный учет всех инакомыслящих. 

Но, как бы там ни было, организация фестиваля прошла довольно гладко. Известный в кругу московских и ленинградских рок-музыкантов Троицкий занялся поиском участников будущего фестиваля, Липницкий взял на себя рекламу мероприятия в советской прессе, что осуществить человеку без связей было практически невозможно, а у музыканта необходимые зацепки были. Со стороны Грузии, кроме Канделаки, в организации фестиваля приняли участие товарищи из Союза Композиторов, в том числе небезызвестный Гия Канчели, филармония и ЦК Комсомола. В состав жюри, помимо Канчели, вошли: председатель Юрий Саульский, Мурад Кажлаев, Константин Певзнер, Владимир Рубашевский и Аркадий Петров - все они были видными деятелями советской сцены.

Артемий Троицкий. (Здесь и далее кадры из д/ф "Советский рок. Весенние Ритмы. Тбилиси-80", реж. Риа Кархела)

Список участников фестиваля "Весенние ритмы. Тбилиси-80"



Автограф (Москва)

Аквариум (Ленинград)

Ариэль (Челябинск)

Блиц (Тбилиси)
ВИА "75" (Тбилиси)
Время (Горький)
Вторая Половина (Курск)
Глобус (Удачное приобретение) (Москва)
Гюнеш (Ашхабад)
Диалог (Донецк)
Земляне (Ленинград)
Интеграл (Саратов)
Карнавал (Москва)
Кронверк (Ленинград)
Лабиринт (Батуми)
Магнетик Бэнд (Таллин)
Машина времени (Москва)
Сиполи (Юрмала)
Слайды (Свердловск)
Тип-Топ (Рига)

Группа "Гюнеш" (Ашхабад)
Для советских рок-групп выступление на фестивале всесоюзного масштаба было подарком судьбы, ведь крупных рок-концертов в стране на тот момент не проводилось. Каждый коллектив жил своей жизнью, выступал в своих местных ДК и на квартирниках, редко выезжая на концерты в другие города, поэтому поездку на фестиваль все восприняли с большим энтузиазмом. При этом участие в фестивале не воспринималось музыкантами, как соревнование. Никто не думал о местах и призах, музыканты просто радовались возможности выступить в большом зале перед многочисленной публикой.

Отрывок интервью участника фестиваля, лидера группы "Машина Времени" Андрея Макаревича. Передача "Как это было", ОРТ, 2000 год:

- Тбилисский фестиваль был первым такого масштаба в вашей практике?

- Такого масштаба, да. Он был и большой и продолжался он восемь дней, а не два-три, и групп было огромное количество. Не смотря на то, что в названии слово "рок" было запрещено, он назывался Фестиваль молодежной музыки "Весенние ритмы- 80", но все понимали, что это конечно камуфляж, на самом-то деле это настоящий рок-н-ролл.

Результаты фестиваля, организаторы которого ставили перед жюри задачу открыть новые таланты в советской музыке, повлияли на судьбу участников, как положительным, так и отрицательным образом. Например, для группы "Автограф" выступление на фестивале "Весенние ритмы" в Тбилиси было третьим появлением на публике за всю историю коллектива. Они заняли второе место и получили специальный приз за идеологически выдержанную антиимпериалистическую песню "Ирландия. Ольстер", текст для которой, кстати, написала известная поэтесса Маргарита Пушкина. После блестящего выступления на фестивале, группа "Автограф" получила всесоюзную известность. С коллективом начали сотрудничать монополист звукозаписи "Мелодия" и Росконцерт, открыв ему путь к славе и успеху.

Группа "Автограф" (Москва)

Но не обошлось и без эксцессов, например для группы "Аквариум" и Бориса Гребенщикова участие в фестивале обернулось трагичными последствиями. История с выступлением будущих легенд русского рока получилась довольно занятная. Дело в том, что "Аквариум" решил исполнить довольно жесткую программу состоящую из идеологически неправильных, с точки зрения жюри, комсомола, партии и правительства, песен. Но это еще полбеды, окончательно добило организаторов фестиваля поведение музыкантов на сцене...

Вот как описал Артемий Троицкий этот инцидент в книге BACK IN THE USSR:

"На фоне относительной респектабельности наших рокеров - или по крайней мере стремления к таковой - "Аквариум" выглядел настоящей бандой бунтовщиков. Когда Борис начал играть на гитаре стойкой от микрофона, а затем лег на сцене, держа обалдевший от такого обращения одолженный "Телекастер" на животе и бряцая по струнам, жюри в полном составе встало и демонстративно покинуло зал, как бы говоря: "Мы не несем никакой ответственности за выступление этих хулиганов". Концерт между тем продолжался. Виолончелист Сева водрузил на лежащего лидера виолончель и начал перепиливать всю конструкцию смычком; фаготист, бегая вокруг со своим зловещим инструментом, имитировал расстрел всего этого безобразия... Такого Грузия еще не видела; половина зала неистово аплодировала, половина - возмущенно свистела."

Борис Гребенщиков (группа "Аквариум", Ленинград)

После всего, что удалось увидеть и услышать (или не расслышать) публике, группу "Аквариум" обвинили в пропаганде гомосексуализма, инцеста и бог знает чего еще и конечно дисквалифицировали. По возвращении в Ленинград Борис Гребенщиков был исключен из Комсомола и уволен из НИИ Социологии, где числился младшим научным сотрудником.

Андрей Макаревич (группа "Машина Времени", Москва)

Пострадала от советской цензуры не только группа "Аквариум", коллективу "Машины Времени", видимо, так, на всякий случай, было запрещено давать концерты в Москве в течении последующих шести (!) лет. И это при том, что "Машина Времени" заняла первое место на фестивале "Весенние Ритмы. Тбилиси-80", разделив его с таллинской "Магнетик Бенд".

Гуннар Грапс (группа "Магнетик Бэнд, Таллин)

Победители Фестиваля молодежной музыки "Весенние ритмы", который прошел в Тбилиси с 8 по 16 марта 1980 года:

Первое место - "Машина Времени" (песни "Хрустальный Город" и "Снег", автор Андрей Макаревич) и "Магнетик Бэнд" (песни "Леди Блюз" и "Трубадур на магистрали", автор Гуннар Грапс).

Второе место - "Автограф" (песня "Ирландия. Ольстер", авторы - Александр Ситковецкий - Маргарита Пушкина) и "Гюнеш" (песня "Река Туни", туркменская народная песня).

Третье место - рок-группа "Интеграл" (руководитель Бари Алибасов), "Лабиринт" (песня "Сакартвело", автор М. Киладзе) и "Тип-Топ".


По итогам фестиваля фирмой "Мелодия" был выпущен сборник на двух пластинках "Весенние ритмы. Тбилиси-80", куда вошли лучшие по мнению жюри песни, прозвучавшие со сцены. Кстати, на фестивале присутствовали иностранные журналисты. По материалам, который им удалось собрать, финским режиссером Риа Кархела был снят документальный фильм.

Анна Варлыгина, 2017 год

Читайте также:


В мире существует бесчисленное множество молодёжных движений и наша страна не является, в этом плане, исключением...

Сейчас читают

Песня группы Тараканы Stacy Hairy. Третий день проекта "Много шума из ничего"